Научная статья на тему 'Образ абсолютного правителя в трактате "государь" Николо Макиавелли'

Образ абсолютного правителя в трактате "государь" Николо Макиавелли Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18298
1714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКИАВЕЛЛИ / MACHIAVELLI / ИДЕАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ / IDEAL RULER / АБСОЛЮТИЗМ / ABSOLUTISM / ИСТОРИЧЕСКИЙ СОЦИОЛОГИЗМ / HISTORICAL SOCIOLOGY / ВЛАСТЬ / POWER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карас В. А.

Данная статья посвящена анализу трактата «Государь» Николо Макиавелли, а именно образу идеального правителя по Макиавелли. Изучать личность, особенности окружения государя и основы его политики предлагается с помощью двух подходов историко-социологического и личностного. В статье описывается, почему именно эти подхода могут быть применимы к трактату и приводятся выдержки из «Государя». Так же статья строится на доказательстве того, что в трактате представлен образ абсолютного правителя, желающего максимизировать свою власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE ABSOLUTE RULER IN TREATISE "THE PRINCE" NICCOLO MACHIAVELLI

This article is devoted to analysis of the treatise "The Prince" Niccolo Machiavelli, particularly the image of the ideal ruler for Machiavelli. To study the personality characteristics and environment of the sovereign bases and prince's policiy is offered through two approaches historical-sociological and personal. This article describes why these approaches can be applied to the treatise. The same article is based on evidence that in the treatise is presented the image of an absolute ruler who wants to maximize his power.

Текст научной работы на тему «Образ абсолютного правителя в трактате "государь" Николо Макиавелли»

ОБРАЗ АБСОЛЮТНОГО ПРАВИТЕЛЯ В ТРАКТАТЕ «ГОСУДАРЬ»

НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ

В.А. Карас, студент

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономик» (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. Данная статья посвящена анализу трактата «Государь» Николо Макиавелли, а именно образу идеального правителя по Макиавелли. Изучать личность, особенности окружения государя и основы его политики предлагается с помощью двух подходов - историко-социологического и личностного. В статье описывается, почему именно эти подхода могут быть применимы к трактату и приводятся выдержки из «Государя». Так же статья строится на доказательстве того, что в трактате представлен образ абсолютного правителя, желающего максимизировать свою власть.

Ключевые слова: Макиавелли, идеальный правитель, абсолютизм, исторический социологизм, власть.

Трактат «Государь» Николо Макиавелли не просто выдающееся произведение, инновационное для своего времени и актуальное по сей день, но и произведение, сеющее разногласие между его исследователями, учёными и просто людьми, ознакомившимися с ним. Уловить мысль Макиавелли довольно просто, но понять её и осмыслить представляется труднее. «Государь» представляется мне идеальным пособием для правителя, желающего максимизировать свою власть, свести ее, по сути, к абсолютной власти и ищущим практической советы для реализации своей цели.

Таким образом, целью данной статьи является построение доказательства того, что трактат «Государь» флорентийского мыслителя Николо Макиавелли является пособием для правителя, желающего установить абсолютную власть.

Актуальность выбранной мною темы, я полагаю, состоит в том, что абсолютистские режимы, несмотря на волны демократизации, существуют в современно мире и их черты мы можно наблюдать. Так же произведение актуально само по себе, так как содержит в себе размышления об образе идеального правителя, видах государства, отношениях политики и морали, роли элит - всё то, что существует на сегодняшней день и является объектом политической науки.

Авторы статьи «Абсолютная монархия по Макиавелли» считают, что в «Государе» построен образ абсолютного правителя, который пользуется всеми возможными средствами для удержания власти [1]. Хитрость, обман, манипуляции, жестокость и опора на своё собственное мнение. И действительно, если обратиться к тексту, то можно заметить следующие советы государю: «Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия» [2], «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам» [2], «государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности» [2] и др.

В трактате Макиавелли пишет о том, как можно удержать власть, как необходимо строить крепости, налаживать отношения с союзниками и врагами, каких видов бывают войска и др. По сути, автор выстраивает определённую модель монархической власти. Для более подробного разбора этой модели, я обращусь к статье О.Н. Тереховой «Абсолютная монархия в странах Западной Европы как социально-политическая система», автор которой

опирается на труды историков Н. Хеншелла и Н. Элиаса, чьими научными интересами являлось изучение этой формы правления.

Итак, в статье выделяются три похода к изучению абсолютной монархии - структурно-функциональный, социокультурный и историко-социологический [3]. Н. Хеншелл, на которого ссылается автор, выделил первых два подхода. Структурно-функциональный подход позволяет рассмотреть абсолютизм на вертикальном уровне, в контексте перехода от индивидуального к социальному, тогда как социокультурный подход и его последователи акцентируют внимание на социальных связях внутри общества, менталитете общества [3]. Я полагаю, что эти подходы не применимы к изучению «Государя», так как власть в трактате рассматривается только на самом верхнем уровне, то есть, автор не особо уделяет внимание власти чьей-либо другой, кроме государя, как это подразумевает структурный функционализм. Что касается социокультурного подхода, то так же автором не выделяются связи внутри государства. Историко-социологический подход, который основывается на понятии фигураций, введенных в научный оборот Н. Элиасом, по моему мнению, более подходит для анализа модели власти в «Государе». Исследователь понимает под фигурациями социальные связи между членами общества и сосредотачивает своё внимание на анализе придворного общества государей. Макиавелли уделяет главу отношениям с советниками государей, пишет о льстецах, анализирует отношения государя с народом и аристократии с народом, тем самым касаясь социальных связей общества.

Таким образом, если рассматривать «Государя» с точки зрения историко-социологического подхода, то стоит отметить, прежде всего, то, что трактат был написан для государя Лоренцо деи Медичи и автор в основном сосредотачивает свое внимание на образе, чертах и действиях государя. Безусловно, Макиавелли уделят внимание советникам государя, аристократии, но они рассматриваются не как

отдельное звено властной системы, а как необходимость государю. Основная функция советников, по мнению автора, сводится к заботам о государе: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Ибо министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя» [2]. В главе о «Гражданском единовластии» автор пишет о том, как оно может учредиться - либо по требованию народа, либо знати. «Государю, который приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, так как власть почитает себя равной государю» - поясняет Макиавелли, «тогда тот, кого привел к власти народ, правит один» [2]. Так же удержать власть с помощью народа проще, считает мыслитель, потому что народ всего лишь требует того, чтобы его не угнетали.

Так же Н. Хеншелл пишет о том, что, несмотря на абсолютный характер монархической власти, в государствах Западной Европы, тем не менее, функционировали законы. Макиавелли придерживается этого же мнения, считая, что «основой власти государя во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско» [2].

Однако я полагаю, что для анализа формы правления и доказательства того, что Макиавелли рисует читателям портрет абсолютного правителя, необходимо рассмотреть сам образ государя в трактате. А.И. Кравченко в своей статье «Макиавелли: технология эффективного лидерства» исследует произведение флорентийского мыслителя и пишет о том, что Макиавелли представляет нам человека, стремящегося к власти [4, с. 135-142]. И действительно, подробно описывается то, как придти к власти, какими способами, как удержать власть. Желание иметь власть, максимизировать её, абсолютно объективное для государя [4, с. 137]. Так же автор статьи поднимает вопрос Макиавелли - «что

лучше - внушать страх или любовь?». Для личной выгоды правителя, полезнее держать подданных в страхе, однако следует не допускать, чтобы страх перешёл в ненависть.

Автор статьи к тому же ссылается на кругооборот форм правления у Макиавелли. У Макиавелли есть три хороших и три плохих формы правления. К плохим относятся тирания, олигархия и анархия, а к хорошим - народное правление, аристократия и монархия [4, с. 141]. Так же интересен тот факт, что мыслитель видит спасение Италии именно в личности единого монарха. Республиканский строй, безусловно, хорош в мирное время, но в периоды мятежей и беспорядка, единственным, кто может навести порядок в государстве, является мудрый и сильный правитель -такой, каким его представляет нам Макиавелли.

Таким образом, можно сделать вывод, что в «Государе» читателям выстроен образ абсолютного идеального правителя. «По существу, создавая образ совершенного правителя, Макиавелли создает образ тирана. Причем все его совершенство состоит в способности неизменно успешно действовать с целью захвата власти, ее удержания, упрочения и расширения» [5, с. 3] - пишет Н.М. Сапронова в своей статье, однако само слово тиран в трактате не появляется. И если государь соответствует всем необходимым характеристикам, приписываемым автором, то вопрос о ле-

гитимности его правления не встаёт. Если власть государя целесообразна, то действия во имя этой власти оправданы [5]. По сути, инновация Макиавелли для своего времени состояла в том, что он отошёл от традиций Античности и Средних веков, для которой фигура тирана/абсолютного монарха была неприемлема. Философы того времени, считали тирана рабом своих страстей, который вымещал всю свою злобу на своих подданных, на рабах [5, с. 6]. Макиавелли же создаёт совершенно другой образ правителя, обладающего абсолютной властью. Он смог показать, что абсолютистский режим возможен, а порой нужен и необходим, если абсолютный правитель мудр, умён, умеет противостоять судьбе, доблестен и знает, как управлять государством и удерживать свою власть. Автор сам восхищается создаваемым им, на основе исторических примеров, образом. Ведь перед ни успешный правитель, способный прислушиваться к своим мудрым советникам, но сам принимающий важные решения.

Исследовать феномен абсолютного правления в трактате я полагаю необходимо с помощью двух подходов: историко-социологического и личностного. Истори-ко-социологический подход позволит нам понять окружение правителя, его отношения с соратниками, а личностный подход непосредственно позволяет понять, какими чертами должен обладать идеальный государь по Макиавелли.

Библиографический список

1. КалагановаМ., Голубев В.Б. « Абсолютная монархия по Макиавелли» URL: http://elibrary.ru/download/14460122.pdf - С. 272-274

2. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. - М., 1996.

3. Терехова О.Н. Абсолютная монархия в странах Западной Европы как социально-политическая система // Кемеровского государственного университета. - С. 53-57

4. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологические исследования. - 1993. - №6. - С. 135-142.

5. Сапронова Н.М. Фигура тирана и тирания в эпоху Возрождения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2012. - Т.13. - №4.

- 0имомогиR -

THE IMAGE OF THE ABSOLUTE RULER IN TREATISE «THE PRINCE»

NICCOLO MACHIAVELLI

V.A. Karas, student

National research university «Higher school of economy» (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article is devoted to analysis of the treatise "The Prince " Niccolo Machiavelli, particularly the image of the ideal ruler for Machiavelli. To study the personality characteristics and environment of the sovereign bases and prince's policiy is offered through two approaches -historical-sociological and personal. This article describes why these approaches can be applied to the treatise. The same article is based on evidence that in the treatise is presented the image of an absolute ruler who wants to maximize his power.

Keywords: Machiavelli, the ideal ruler, absolutism, historical sociology, power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.