Научная статья на тему '«Анти-макиавелли» Фридриха Великого о благе мира и войне во имя справедливости'

«Анти-макиавелли» Фридриха Великого о благе мира и войне во имя справедливости Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1510
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ФРИДРИХ ВЕЛИКИЙ / «АНТИ-МАКИАВЕЛЛИ» / ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА / ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / THE ENLIGHTMENT AGE / FREDERICK THE GREAT / «ANTI-MACHIAVEL» / THE ISSUE OF WAR AND PEACE / STATE / GOVERNING / INTERNATIONAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зоткин Алексей Александрович, Козиков Иван Андреевич

В статье представлен анализ взглядов Фридриха II (Фридриха Великого) на проблему войны и мира, отражённых в прославившем его в качестве одного из значимых европейских мыслителей XVIII в. сочинении «Анти-Макиавелли». В статье впервые определяется и анализируется как исходный для немецкой политической мысли эпохи Просвещения комплекс идей, касающихся проблем войны и мира, в творческом наследии Фридриха Великого, оказавшем существенное влияние на И. Г. Гердера, классиков немецкой философии и К. фон Клаузевица. В практическом плане работа может быть использована при формировании учебных курсов и пособий по истории политической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Зоткин Алексей Александрович, Козиков Иван Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ANTI-MACHIAVEL» BY FREDERICK THE GREAT ABOUT THE GOOD OF PEACE AND THE WAR FOR JUSTICE

The analysis of Frederick II’s (Frederick the Great) views on the issue of war and peace in his composition «Anti-Machiavel» is represented in the article. This essay has brought him fame as one of the XVIII century’s most important thinkers. The complex of ideas concerning war and peace issues in Frederick the Great’s works is defined for the first time as the primary for German political thought of the Enlightenment age. Frederick II’s creative heritage exercised a significant influence on I.G. Herder, the classics of German philosophy and C. von Clausewitz. The practical significance of the article is that it might be used for developing training courses and course-books on the history of political thought.

Текст научной работы на тему ««Анти-макиавелли» Фридриха Великого о благе мира и войне во имя справедливости»

УДК 32.327.7; 341.24 Зоткин А. А., Козиков И. А.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

«АНТИ-МАКИАВЕЛЛИ» ФРИДРИХА ВЕЛИКОГО О БЛАГЕ МИРА И ВОЙНЕ ВО ИМЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

аннотация

В статье представлен анализ взглядов Фридриха II (Фридриха Великого) на проблему войны и мира, отражённых в прославившем его в качестве одного из значимых европейских мыслителей XVIII в. сочинении «Анти-Макиавелли». В статье впервые определяется и анализируется как исходный для немецкой политической мысли эпохи Просвещения комплекс идей, касающихся проблем войны и мира, в творческом наследии Фридриха Великого, оказавшем существенное влияние на И. Г. Гердера, классиков немецкой философии и К. фон Клаузевица. В практическом плане работа может быть использована при формировании учебных курсов и пособий по истории политической мысли.

ключевые слова

эпоха Просвещения, Фридрих Великий, «Анти-Макиавелли», проблема войны и мира, государство, управление, международные отношения.

структура

Введение

Разум, справедливость и добро -Война как крайнее средство К благу мира путём договоров Заключение

основа правильной политики

A. Zotkin, I. Kozikov

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskye Gory, Moscow 119991, Russian Federation

«ANTI-MACHIAVEL» BY FREDERICK THE GREAT ABOUT THE GOOD OF PEACE AND THE WAR FOR JUSTICE

abstract

The analysis of Frederick II's (Frederick the Great) views on the issue of war and peace in his composition «Anti-Machiavel» is represented in the article.

This essay has brought him fame as one of the XVIII century's most important thinkers. The complex of ideas concerning war and peace issues in Frederick the Great's works is defined for the first time as the primary for German political thought of the Enlightenment age. Frederick II's creative heritage exercised a significant influence on I.G. Herder, the classics of German philosophy and C. von Clausewitz. The practical significance of the article is that it might be used for developing training courses and course-books on the history of political thought. key words

The Enlightment Age, Frederick the Great, «Anti-Machiavel» and peace, state, governing, international affairs.

the issue of war

введение

В настоящее время на периферии отечественных исследований историко-политической мысли остаётся ряд значимых сочинений зарубежных авторов, достойных гораздо большего внимания, чем им уделялось до сих пор [1]. К ним можно отнести написанный в середине XVIII в., пожалуй, самым почитаемым в Германии монархом Фридрихом II, Фридрихом Великим (1712-1786), трактат «Анти-Макиавелли». В историографии ему посвящено не так уж много статей и книг аналитического плана1, и это несмотря на то, что названное сочинение в России было издано впервые 240 лет назад2 и выдержало позже ряд переизданий3.

Чем интересен этот текст? Во-первых, автором, неординарной личностью того, кто о политике судил не понаслышке, в ком совмещались и талант политика, и несомненный дар писателя, и прозорливость теоретика. Среди сопоставимых личностей, предшествовавших Фридриху Великому, назвать, пожалуй, можно Цицерона (106-43 до н. э.), в лихие времена возглавившего Римскую республику, «отца народа», консула, в опале написавшего классические диалоги «О государстве», «О законах»4 и др., а также кардинала Ришелье (1585-1642), внёсшего решающий вклад в преобразование Франции как государства нового, национального, во многом первого в Европе, и написавшего для короля5 фундаментальный труд, в котором были тщательно прописаны идеи по эффективному управлению страной6. Великий Фридрих,

1 В той или иной мере это сочинение затрагивается в работах следующих авторов: Ф. Кони, Л. И. Гинцберга, М. Бельского, Ю. Ю. Ненахова, Б. М. Туполева [2; 3; 5; 7; 10], а также некоторых других.

2 Фридрих II. Антимахиавель, или Опыт возражения на макиавеллеву науку о образе государственного правления. Петербург, 1779.

3 Последнее - в 2017 г.: Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. 154 с.

4 Марк Туллий Цицерон. О государстве. О законах. М., 2016. 224 с.

5 Людовика XIII.

6 Ришелье А.-Ж. дю Плесси. Политическое завещание, или Принципы управления государством. М., 2008. 304 с.

ъ

родоначальник прусско-германской государственности, в определённом смысле стал наследником обоих, в трудах своих прославив справедливость, право и закон подобно Цицерону, и положив реальное начало грядущему объединению Германии - сродни тому, как Ришелье способствовал французскому единству.

Во-вторых, «Анти-Макиавелли» Фридриха II относится к политической классике эпохи Просвещения, характеристика которой без изучения его творений явно неполна. И в-третьих, среди политических проблем, которые он разбирает в этом сочинении, особое место занимает актуальная для всех времён проблема мира и войны, ставшая одной из самых дискуссионных как в политической мысли Европы того времени вообще, так и Германии в частности. Цель предлагаемой вниманию читателя статьи - прояснить взгляды Фридриха II, идейного апологета просвещённого абсолютизма, по проблематике войны и мира, которая не без его влияния плодотворно разрабатывалась его младшими современниками - такими представителями немецкой религиозно-философской и политической традиции, как И. Г. Гердер, И. Кант, И. Г. Фихте, В. Г. Ф. Гегель и К. Ф. Г. фон Клаузевиц.

«Анти-Макиавелли» -одноизраннихсочиненийФридриха II,написанное им накануне вступления на престол и частично отредактированное его многолетним респондентом Вольтером (1694-1778). Написано в духе идей ведущих философов эпохи Просвещения и непосредственно направлено против идей Никколо Макиавелли (1469-1527), изложенных в «Государе»7 [8; 9]. Справедливости ради следует заметить, что Фридрих II не был первым из тех, кто критиковал идеи знаменитого флорентийца. К ним можно отнести Томмазо Кампанеллу (1568-1639) и Жана Бодена (1529/1530-1596), не говоря уже об участниках Тридентского собора (1545-1563), которые в числе немалом полагали, что «Государь» написан рукой Сатаны, и поспособствовали явным образом тому, что в 1559 г. все сочинения Макиавелли были включены в первый «Индекс запрещённых книг». «Анти-Макиавелли» - не единственное произведение Фридриха из тех, в которых он делится с читателем своими взглядами на зло войны и благо мира8, но в нём он изложил то основное, что в будущем уже не пересматривал, тем более не отменял.

7 Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 80 с.

8 Среди переведённых на русский язык помимо «Анти-Макиавелли» следует назвать изданные ещё в конце XVIII - начале XIX вв. такие произведения, как «Его величества короля прусского наставление о военном искусстве к своим генералам» (1762),«Рассуждение о причинах установления или уничтожения законов» (1769), «История бранденбургская с тремя рассуждениями о нравах, обычаях и успехах человеческого разума, о суеверии и законе, о причинах установления или уничтожения законов» (1770), «Письма о любви к отечеству, или Переписка Анапистемона и Филопатроса» (1779), «История моего времени» (1794) и, наконец, поэму «Военное искусство» в шести песнях (1817).

разум, справедливость и добро - основа правильной политики

Начальная точка полемики Фридриха II с Макиавелли по поводу проблем войны и мира - развенчание исходного для всей политической концепции итальянца тезиса, что «государь не должен иметь других мыслей и забот, не должен упражняться в ином искусстве, кроме военного дела»9. По мнению прусского короля, это заблуждение идёт от чрезмерного увлечения государя военной службой - и при чрезмерном увлечении ею превращает «того в Дон Кихота, воображение которого наполнено одними только ратными подвигами, крепостями, укреплениями, атаками, линиями и нападениями»10. На самом деле, продолжает Фридрих, «государь исполняет свой долг лишь наполовину, если он помышляет только об одной войне»11, - подчёркивая красной нитью пронизывающую всё его произведение мысль о том, «что государи являются судьями, что генералами они становятся под действием обстоятельств»12. Здесь Фридрих предвосхищает мнение о Макиавелли Наполеона Бонапарта, считавшего, что в вопросах, касающихся военного дела и проблем, с ним связанных, тот зачастую чрезвычайно слаб, а рассуждения его беспомощны, и называет то, чем нужно постоянно заниматься государю: «Что же касается монархов, то им ни в чём более не следует упражняться, как в управлении государством. И это управление заключается в том, чтобы иметь сведения о своей стране и применять знания на благо своего народа. Обязанность государей состоит в том, чтобы учиться правильно мыслить и разумно вести свои дела»13.

Основа правильного ведения дел, полагает Фридрих, в следовании монарха добродетели, справедливости и благу человечества: «истинная наука правления должна состоять в том, чтобы превзойти своих подданных в добродетели, дабы они не были вынуждены проклинать у других то, к чему они своими примерами подают повод. Я показал, что недостаточно только утверждения своей славы и действий для достижения той славы, которая видна всякому, но я сказал, что нужны такие поступки, которые относятся к благоденствию рода человеческого»14. Флорентиец, так глубоко и горько на себе самом испытавший все прелести «обратной стороны титанизма» эпохи Возрождения [6], утверждал, что «человек, желающий творить одно только добро, неминуемо погибнет среди стольких чуждых добру. Поэтому государю, желающему сохранить свою власть, нужно научиться быть недобрым и пользоваться этим умением в случае необходимости»15. Фридрих же, человек

9 Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 43.

10 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 73.

11 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 73.

12 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 73-74.

13 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 77.

14 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 138.

15 Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 46.

ъ

эпохи Просвещения, исповедовавший протестантизм и принадлежавший к масонскому братству, верил во всесилие человеческого разума, способного всё обустроить на началах добра и справедливости.

Для автора «Анти-Макиавелли» понятия разумности, добра и справедливости неразделимы, причём разумность для него всего превыше, поскольку именно она позволяет монарху различать, что есть добро, что зло и что такое справедливость16, восходя в своих истоках к божественному разуму, на который и должен ориентироваться в своей деятельности мудрый государь: «чтобы великий государь во всех случаях мог добиваться своего, -пишет Фридрих, - ему следует учиться у разумного кормчего»17. В понятии «разумного кормчего» слышатся отсылки не только к христианству, но и к масонским увлечениям Фридриха II и обнаруживается противопоставление всесилия человеческого разума той роли судьбы, которую, как считал Макиавелли, она играет в жизни человека: «судьба наполовину распоряжается нашими поступками, но другую половину, или почти столько, оставляет нам»18. Согласно Фридриху, в политике зависит всё от разума, ну а судьба, как дело случая, себя являет на войне, поэтому война для человека зло.

Из упомянутой «разумности» наряду с добром и справедливостью он выводит и законность, которая, в частности, должна сопутствовать государю при достижении им абсолютной власти. По мнению автора «Анти-Макиавелли», есть три законных пути прихода к ней: «по наследству, по выбору того народа, который имеет право выбора, и, третье, если некто овладеет вражескими землями посредством справедливой войны»19.

война как крайнее средство

Согласно Фридриху, война всегда должна быть справедливой, и в качестве таковой последним орудием, к которому может прибегнуть государь для восстановления кем-то попранной справедливости: «Война является крайним средством, к которому прибегает государь, не имея другого выхода. Война ведётся часто ради защиты, и такая, безусловно, является справедливой из всех войн. Нередко война ведется для сохранения того права государя, на которое покушаются другие. Таким образом, защищает он своё право мечом. И война должна доказать справедливость его доводов. Война бывает также с далеко идущими планами, и государь поступает в этом случае разумно, ежели её начинает. Правда, хотя это и является войной жестокой, однако, он бывает справедлив в этом случае»20.

16 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 6.

17 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 135.

18 Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 74.

19 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 10.

20 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 143.

ъ

Война государю порой не оставляет выбора, вернее, ему приходится выбирать между большим и меньшим злом для достижения в конечном счёте мира и спокойствия: «Разумение требует того, чтобы малое зло предпочитать большому, и, вместо неизвестного, избирать известное, поэтому было бы гораздо лучше, чтобы государь, коли это в его воле, вступал в жестокую войну для снискания лавровой ветви, нежели дожидался опаснейших времен, когда объявление войны могут лишь на несколько минут отсрочить его рабство и падение. Во всякое время справедливо то правило, что лучше упреждать других, нежели быть упреждённым ими. В таких случаях удача всегда сопутствовала великим мужам»21. При этом всегда «справедлива будет та война, которая ведётся для того, чтобы противостоять нападению, сохранять права, и защищать свободу. Великий государь, ведущий войну такого рода, не может ставить себе в упрёк пролитие крови. Он поступает в этом случае так, как ему следовало, поскольку в подобных обстоятельствах война - меньшее зло, чем мир»22.

И всё-таки, замечает Фридрих, прежде чем начать войну, монарх обязан «хорошо подумать», стоит ли к ней прибегать, поскольку беды, ею приносимые, неисчислимы: «всякая война приносит столько несчастий и пагубных последствий для государства, что правители должны очень хорошо подумать, прежде чем вступать в неё. Я уверен в том, что если бы государи могли представить те беды, которые уготованы народам объявлением войны, то они были бы более ответственны в принятии решения о том, следует ли начинать её или нет»23.

Особо Фридрих говорит о религиозных войнах, относя к их основным причинам помимо разногласий по вопросам веры отсутствие политической мудрости у государей: «Что касается религиозной войны, то она происходит внутри государства почти всегда от недостаточного разумения государей. Если он поддерживает одно вероисповедание, другое же, наоборот, стремится притеснить - особенно если он притесняет религию, пользующуюся поддержкой в народе, - то это способствует еще большему разобщению верующих и разжигает пламя большой войны»24. Разумное правление, считает Фридрих, вполне способно предотвратить те ужасы, к которым жителей страны ведёт религиозная война. Здесь Фридрих рассуждает в духе Лютера (1483-1546), выступившего в эпоху Реформации с идеей разделения властей - светской и духовной: «Если же великий государь печётся об управлении гражданами и предоставляет каждому пользоваться свободой совести и если он всегда является только государем, не делая никогда себя священни-

21 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 143-144.

22 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 144-145.

23 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 146.

24 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 145.

ъ

ком, тогда он имеет верное средство уберечь своё государство от возмущений, которые разжигаются воинствующими богословами»25.

Особое возмущение вызывают у него международные конфликты, источником которых становятся, опять-таки, государи, использующие для их начала религию как повод: «Религиозные войны, ведущиеся за пределами государства, вздорны и несправедливы в высочайшей степени. Поистине, разве можно считать справедливой войну, которую мог бы вести Карл Великий, заставляя все народы от Греции до Саксонии принимать христианство. Сумасшествия Крестовых походов больше не существует, и пусть хранит нас Небо от повторения этого»26. Фридрих уверен, что эпоха этих войн прошла и не вернётся, поскольку торжествует разум.

к благу мира путём договоров

Конечным результатом государственного правления, а также справедливых войн, которые приходится вести, является, согласно Фридриху, блаженство мира: «Спокойствие и благоденствие государства являются целью, -пишет Фридрих, - в которой все способы управления сходятся воедино»27. При этом, говоря о мире, Фридрих предвосхищает идею И. Канта (1724-1804) о необходимости установления всеевропейского мира путём заключения договоров. Он пишет: «Наука управления требует от европейских государей того, чтобы они не забывали заключать договоры и соглашения»28. И далее: «Ничто не может сделать их государства изобильными, и ничто не в состоянии, сохранить в Европе мир и спокойствие, кроме согласия государей. Сколь счастлив был бы мир, если бы, в деле сохранения правосудия и восстановления между народами мира и согласия, не было бы иного средства, кроме переговоров. Тогда вместо оружия и стремления уничтожить друг друга, государи прибегали бы только к разумным доводам»29.

В отличие от Канта, полагавшего непременным условием заключения всеобщего мирного договора установление во всех государствах республиканского, пусть и при главенстве монарха, но основанного на принципе народного суверенитета, правления30, Фридрих II, понимавший, сколь много при абсолютной власти зависит от личности и добродетелей монарха, допускал, что с несправедливостью отступивших от добродетельного правления государей придётся воевать: «Однако печальная необходимость нередко принуждает государей, избирать для себя жестокую стезю. Бывают случаи,

25 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 145.

26 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 146.

27 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 141.

28 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 142.

29 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 142.

30 См. подр.: Зоткин А. А. Проблема войны и мира в политической мысли Германии конца XVIII - начала XIX-го века [4]; Кант И. К вечному миру. Философский проект // Кант И. Сочинения: в 8 т. Т. 7. М., 1994. С. 5-56.

ъ

что свободу народа, угнетаемого несправедливым образом, следует защищать оружием, и государь благоденствие своего народа должен доверить судьбе. В этом случае, справедливо то, что удачная война может привести к удачному миру»31.

Заканчивая своё сочинение, Фридрих обращается к разуму современников, полагая, что монархи века Просвещения способны как никто к восприятию слова истины, которое должно в них пробудить ростки добра и справедливости: «Я ставил своей задачей говорить истину с тем, чтобы пробудить добродетель, никому не делая снисхождения. О царствующих ныне государях я столь высокого мнения, что полагаю их достойными правды»32.

заключение

Подводя итоги, следует сказать, что взгляды Фридриха Великого на проблему войны и мира в том виде, в каком они нашли отражение в прославившем его как одного из значимых европейских мыслителей XVIII в. сочинении «Анти-Макиавелли», построены на ценностях, признанных классическими в эпоху Просвещения: добра, закона, справедливости и разума как их основы. Для Фридриха II мир - благо абсолютное, война, конечно, зло, но необходимое, в свои права вступающее тогда, когда страдает справедливость, краеугольная основа мира, и нет иных помимо справедливых войн подручных средств её восстановить. Правление монарха, согласно Фридриху II, имеет два основных взаимосвязанных аспекта: государь должен быть судьёй для поданных и их защитником, храня мир как внутри страны, так и с другими государствами. Цель своего труда он видит в отыскании и распространении непреходящих истин, которые в правителях пробудят добродетель, послужат благу мира и прекращению несправедливых войн.

В «Анти-Макиавелли» Фридрих II намечает для Германии идеологические контуры политики просвещённого монарха, которому пример - «разумный кормчий», он же и судья, поэтому власть государя здесь, на земле, должна быть абсолютной. Фридрих Великий формирует основные принципы политики просвещённого абсолютизма, которая объективно была направлена на утверждение в европейской экономике рыночных отношений, объединение Германии и становление национального государства. Декларируемые им ценности добра и справедливости в реальности сводились им же к политическому прагматизму. Так, много сделав для реформирования и укрепления мощи собственного государства, тем самым блага граждан Пруссии, по отношению к соседям Фридрих действовал иначе, чему примером нарушенные им договоры и так называемые превентивные войны, направленные, без оглядки на мораль, на раздвижение границ и создание благоприятных для новой экономики условий.

31 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 142.

32 Фридрих II. Анти-Макиавелли. М., 2017. С. 146.

ъ

Великая Французская революция 1789 г., до которой чуть не дожил Фридрих II, ознаменовала собой начало заключительного этапа в существовании общеевропейского порядка, который обеспечивал понятные всем правила ведения войны и соблюдения мира между европейскими государствами с момента установления Вестфальского мира (1648) до решений Венского конгресса (1815). Она дала философам совершенно новый материал для осмысления проблемы мира и войны, нашедший своё отражение в трудах мыслителей Германии, которые в той или иной мере восприняли идеи своего старшего современника Фридриха Великого. Изучение их творчества во взаимосвязи с творчеством их непосредственного предшественника представляется нам перспективной научной задачей.

литература

1. Актуальные вопросы истории социально-политических учений и политической текстологии: материалы круглого стола / К. М. Андерсон, О. Ю. Бойцова, А. А. Горохов, А. А. Зоткин, И. А. Козиков., Н. П. Мартыненко, А. В. Мырикова, С. В. Перевезенцев, Б. А. Прокудин, О. Е. Пучнина (Сороко-пудова), А. А. Чанышев, А. А. Ширинянц // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 4. С. 91-127.

2. Гинцберг Л. И. Фридрих II // Вопросы истории. 1988. № 11. С. 98-118.

3. Бельский М. Неизвестный Великий король. Монреаль: Accent Graphics Communication, 2013. 192 p.

4. Зоткин А. А. Проблема войны и мира в политической мысли Германии конца XVIII - начала XIX-го века // Региональные интеграционные процессы и Беларусь: философско-мировоззренческие основания, тенденции развития, опыт социально-политического моделирования. Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1. Гродно, 2018. С. 171-174.

5. Кони Ф. История Фридриха Великого. М., 1844. 752 с.

6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 2017. 648 с.

7. Ненахов Ю. Ю. Войны и кампании Фридриха Великого. Минск, 2002. 816 с.

8. Никколо Макиавелли: pro et contra: антология. СПб., 2002. 696 с.

9. Разуваев В. В. Комментарии к «Государю» Макиавелли. М., 2017. 528 с.

10. Туполев Б. М. Фридрих II, Россия и первый раздел Польши // Новая и новейшая история. 1997. № 5. С. 168-195.

references

1. Anderson K. M., Boitsova O. Yu., Gorokhov A. A., Zotkin A. A., Kozikov I. A., Martynenko N. P., Myrikova A. V., Perevezentsev S. V., Prokudin B. A., Puchnina (Sorokopudova) O. E., Chanyshev A. A., Shirinyants A. A. [Topical issues of history of socio-political doctrines and political textual criticism : materials of the round table]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie

ь

nauki [Bulletin of Moscow University. Series 12: Political science], 2016, no. 4, pp. 91-127.

2. Gintsberg L. I. [Frederick II]. In: Voprosy istorii [Issues of history], 1988, no. 11, pp. 98-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belsky M. Neizvestnyi Velikii korol' [Unknown Great king]. Montreal, Accent Graphics Communication, 2013. 192 p.

4. Zotkin A. A. [The problem of war and peace in the German political thought of the late XVIII - early XIX century]. In: Regional'nye integratsionnye protsessy i Belarus': filosofsko-mirovozzrencheskie osnovaniya, tendentsii razvitiya, opyt sotsial'no-politicheskogo modelirovaniya. Belorusskaya politologiya: mnogoobrazie v edinstve: materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ch. 1 [Regional integration processes and Belarus: philosophical and ideological foundations, development trends, experience of socio-political modeling. Belarusian political science: diversity in unity: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference. P. 1]. Grodno, 2018, pp. 171174.

5. Koni F. IstoriyaFridrikha Velikogo [Story of Frederick the Great]. Moscow, 1844. 752 p.

6. Losev A. F. Estetika Vozrozhdeniya [The Renaissance Aesthetic]. Moscow, 2017. 648 p.

7. Nenakhov Yu. Yu. Voiny ikampaniiFridrikha Velikogo [War and the campaigns of Frederick the Great]. Minsk, 2002. 816 p.

8. Nikkolo Makiavelli: pro et contra [Niccolo Machiavelli: pro et contra]. St. Petersburg, 2002. 696 p.

9. Razuvaev V. V. Kommentarii k «Gosudaryu» Makiavelli [Comments to "The Sovereign" Machiavelli]. Moscow, 2017. 528 p.

10. Tupolev B. M. [Frederick II, Russia and the first partition of Poland]. In: Novaya inoveishaya istoriya [New and recent history], 1997, no. 5, pp. 168-195.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 01.07.2019 Статья размещена на сайте: 24.07.2019

информация об авторах / information about the authors

Зоткин Алексей Александрович - старший преподаватель кафедры истории социально-политических учений Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; e-mail: al-zo@yandex.ru

Козиков Иван Андреевич - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории социально-политических учений, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; e-mail: kozikov_i@mail.ru AlekseiA.Zotkin - senior lecturer at the Department of the History of Social and Political Studies, Lomonosov Moscow State University; e-mail: al-zo@yandex.ru

Ivan A. Kozikov - Doctor of Philosophical Sciences, Professor at the Department of the History of Social and Political Studies, Honored professor of Lomonosov Moscow State University, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation; e-mail: kozikov_i@mail.ru

правильная ссылка на статью / for citation

Зоткин А. А., Козиков И. А. «Анти-Макиавелли» Фридриха Великого о благе мира и войне во имя справедливости // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru Zotkin A. A., Kozikov I. A. «Anti-Machiavel» by Frederick the Great about the good of peace and the war for justice. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 3. Available at: www.evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.