Политика Великобритании в отношении этнокультурных меньшинств в начале XXI
в.
UK policy on ethnic and cultural minorities at the beginning of the XXI century
Лукьянова Д.С.,
студент бакалавр, Самарский Государственный Технический университет
Lukyanov D.S.,
Samara State Technical University
Аннотация: В статье проанализирована связь между британской политикой этнокультурных меньшинств и процессами радикализации молодых британских мусульман.
Сделан вывод о том, мультикультурализме, о том, что это не он породил воинственный экстремистский ислам в Великобритании, однако он способствовал его динамичному распространению внутри мусульманских общин.
Summary: The article analyzes the relationship between the British policy of ethnic and cultural minorities and the processes of radicalization of young British Muslims.
It is concluded that multiculturalism, that it is not he who gave rise to militant extremist Islam in the UK, but he contributed to its dynamic spread within Muslim communities.
Ключевые слова: этнокультурные меньшинства, мультикультурализм, Великобритания, мусульманские общины, население, политика, радикализация.
Keywords: ethno-cultural minorities, multiculturalism, great Britain, Muslim communities, population, politics, radicalization.
Начало XXI в. в Великобритании было ознаменовано кризисом в отношениях между властями страны и этнокультурными меньшинствами, чьи общины к тому моменту составляли серьезный процент от общей численности населения Соединенного Королевства. Кризис был спровоцирован рядом причин, и основную роль в нем играли представители мусульманского сообщества.
Последней каплей и одновременно отправной точкой изменений в политике государства по отношению к меньшинствам (и прежде всего к мусульманам) стали террористические акты - сперва в США 11 сентября 2001 г., а затем и в столице собственной страны 7 июля 2005 г.
Масштабами терактов была потрясена вся Великобритания, но еще больший шок у общественности вызвал тот факт, что террористы оказались не пришлыми чужаками. Все террористысмертники были мусульманами: Хасиб Хусейн, Мохаммед СидикХан, Джермейн Линдси и Шехзад Танвир были гражданами Соединенного Королевства. Трое из них родились и выросли здесь, а Сидик Хан и Шехзад Танвир получили британское образование.
Позднее было установлено, что Сидик Хан находился под сильным влиянием мусульманских экстремистов. С их помощью он завербовал и подготовил остальных участников террористических акций 7 июля. Эта ситуация породила множество вопросов. Что могло побудить молодых людей пойти на столь страшный шаг? Каковы причины неожиданной радикализации? Какими средствами можно предотвратить подобные трагедии в будущем? Ответы на эти вопросы искало и правительство страны.
Не прошло и месяца после нападений на Лондон, как премьер-министр Тони Блэр собрал пресс-конференцию, на которой представил «всесторонний план действий по борьбе с террористической угрозой» и предупредил, что «правила игры изменяются».
Изменения коснулись оснований для депортации из страны, причин для исключения из претендентов на гражданство и отказа в предоставлении убежища. Эти условия отныне были применимы к подозреваемым в терроризме негражданам Британии и тем, кто их поддерживал. МВД Великобритании вместе с представителями мусульманских общин страны учреждало комиссию, которая, опираясь на религию и культуру меньшинства, должна была найти пути для возможно более полного участия в жизни государства тех частей мусульманского сообщества, интеграция которых была неадекватной [Топу Blair..., 2005].
Комиссия по интеграции и единству (КИЕ) была учреждена в августе 2006 г. За год до этого МВД создало семь рабочих групп под объединенным названием «Совместное предотвращение экстремизма» (СПЭ - Preventing Extremism Together). Их деятельность сосредоточилась соответственно на мусульманской молодежи, образовании, проблемах женщин в общинах, региональных и местных проектах сообщества, а также на подготовке и обучении имамов, роли мечетей, безопасности сообщества и отношениях общин с полицией и проблемах экстремизма и радикализации.
В докладе этих рабочих групп, опубликованном осенью 2005 г., было предложено 64 рекомендации, которые следовало учесть правительству и мусульманским общинам. При этом авторы доклада подчеркнули общее убеждение всех групп, что решения по проблемам радикализации и экстремизма лежат вне возможностей их рекомендаций, а скорее в
долгосрочной работе по «устранению неравенства, дискриминации, лишений и непоследовательной политики правительства, и в частности внешней политики».
Трудности с обозначением внешней политики Соединенного Королевства в списке причин радикализации возникли практически сразу же. Власти предпочли целиком сосредоточиться на проблемах и перспективах интеграции меньшинств в ткань британского общества, для чего была подвергнута ревизии и пересмотру структура политики британского мультикультурализма. У этого решения было простое объяснение. С точки зрения правительства Блэра, легитимизация британских действий за рубежом как необходимый вклад в «войну с террором» стала вопросом политического выживания, позицией, которой бы напрямую противоречило какое-либо предположение о причинно-следственной связи между вторжениями в Афганистан и Ирак и увеличением угрозы со стороны внутренних экстремистов.
В то же время хорошим ответом критикам внешней политики страны служил тот факт, что она была в немалой степени вызвана связями базировавшихся в Великобритании мусульманских организаций с «Аль-Каидой». То, что именно «АльКаида» и подобные группы планировали и выполняли нападения на Западе до 2001 г., было специально отмечено премьерминистром в его усилиях отделить лондонские взрывы от операций в Ираке. Тем не менее необходимо признать, что внешняя политика Соединенного Королевства в Ираке и Афганистане действительно стала одной из причин радикализации части мусульманской молодежи страны. Дело в том, что британское правительство в своей политике на Ближнем и Среднем Востоке, прежде всего в Ираке и Афганистане, явно не учло основных положений традиционного исламского вероучения по вопросам войны и мира.
Правда, правительство Великобритании принимало меры по разъяснению общественности международной стратегии и предотвращению радикализации еще до взрывов 7 июля. В сентябре 2004 г. Министерство иностранных дел и по делам Содружества учредило комитет под названием «Взаимодействие с исламской мировой группой» (Engaging with the Islamic World Group).
Он предпринял ряд действий как внутри страны, так и за ее пределами, включая «работу по налаживанию контактов с общественностью» с целью разъяснения британской внешней политики внутренней аудитории. Что касается задач интеграции, то их решению призвана была способствовать Комиссия по интеграции и сплоченности, орган с ограниченными сроками работы, о планах создания которо-го было объявлено на пресс-конференции премьер-министра в августе 2005 г. Полномочия комиссии были направлены
на то, чтобы «исследовать проблемы, создающие напряжение и приводящие к сегрегации в отношениях. в разных областях». Работа Комиссии освещается на информационном сайте правительства Великобритании, посвященном проблемам меньшинств и общин страны.
В задачи этого органа также входила помощь местным общинам и политическому руководству «в дальнейшей борьбе с новыми барьерами на пути к единству и интеграции», развитие местного потенциала по предотвращению и искоренению напряженности, а также оценка того, «какими инструментами обладают местные общины для борьбы с экстремистскими идеологиями». Комиссия, таким образом, ставила точку в официальном дистанцировании внешней политики от вопроса радикализации.
В отличие от доклада СПЭ, среди выводов которого содержалось недвусмысленное указание на важность внешней политики в понимании процессов радикализации, КИЕ поместила причины последней в область местной политики отношений внутри общины.
Принимая подобное решение, она учитывала специфику политики британского мультикультурализма, которая подразумевает передачу многих функций центральной власти на уровень органов местного самоуправления и ведомств, отвечающих за социальную политику и за процессы, происходившие в общинах в начале XXI в. Чтобы понять, по каким законам развивались эти процессы, и проследить формирование основ подхода к взаимодействию с общинами меньшинств, необходимо сделать краткий обзор мультикультурализма как политической концепции и стратегии правительства внутри Соединенного Королевства, некоторых кризисов, которые концепция пережила при своем претворении, а также последних изменений, которые породили мнение о том, что дни этой политики сочтены.
В научных исследованиях, посвященных проблемам миграции, обычно выделяются четыре основные модели интеграции меньшинств в принимающее общество. Первая -имперская, согласно которой в мультиэтническую империю с одним доминирующим этносом, занимающим привилегированное положение, происходит интеграция различных народов на упрощенной основе.
Вторая - республиканская, противоположная имперской по сути, поскольку нация выступает в качестве политического сообщества, объединенного конституцией, законами и гражданством.
Третья - этническая, характеризующая однородное в этом отношении и потому закрытое сообщество, в рамках которого право на гражданство и включение в общественную жизнь определяется по национальному признаку.
Мультикультурализм является четвертой моделью, специфика которой варьируется в зависимости от условий конкретной страны. Главной ее отличительной чертой (прежде всего от республиканской модели) является то, что, соглашаясь с политическими правилами принимающего общества, мигранты не просто сохраняют свои этнические, конфессиональные и культурные особенности, но в некоторых случаях даже поощряются к этому.
Первые шаги по пересмотру политики мультикультурализма были сделаны после беспорядков на расовой почве в ряде северныханглийских городов в течение весны и лета 2001 г. Доклад Комиссии Кантла о сплоченности и единстве общин, последовавший за беспорядками, описывает условия крайней расовой сегрегации в тех местах, где столкновения имели место. Мультиэтническая Британия была составлена из множества общин, но не имела метасообщества, чтобы связать их воедино и представлять их интересы перед центральной властью.
Авторы доклада отмечают, что хотя физическое разделение районов жилой застройки и старых частей города их не удивило, они поразились степени сегрегации отдельных образовательных механизмов, общественных и добровольных организаций, занятости, мест отправления культа, языка, социальных и культурных сетей, в рамках которых многие общины фактически жили «параллельной жизнью».
Содержащиеся в докладе выводы сосредоточены главным образом на необходимости исправить эту ситуацию при помощи «большего чувства гражданственности», выявлении «общих элементов государственности» и необходимости для «небелых общин» использовать английский язык, а также разработки «более эффективных механизмов широкого признания, и взаимодействия с главными национальными институтами». Фактически эти выводы послужили отправной точкой для действий лейбористского правительства вне рамок политики мультикультурализма.
Следующим шагом стало заявление министра внутренних дел Дэвида Бланкетта о том, что у британского общества «есть определенные нормы приемлемости и те, кто приезжает в наш дом,
должны согласиться с этими нормами». Такая ссылка на нарушение норм в «доме», в оторый «пришли» другие, была весьма проблематичной, если вспомнить, что в беспорядки было вовлечено большое число родившихся в Британии чернокожих и азиатских подростков. Бланкетт позднее подкрепил это заявление атакой на практику организации брака с привлечением партнеров из других стран.
Данный вопрос был рассмотрен Министерством внутренних дел в своей Белой книге 2002 г. - «Безопасность границ. Безопасная гавань: Интеграция с разнообразием в современной Великобритании», в которой утверждается, что иммиграция должна зависеть от роста гражданской интеграции и «разделяемых общих ценностей». Такой шаг знаменовал отход от мультикультурализма как социального факта и «описания разнообразного общества» - к «гражданской», «центристской» государственной политике, закрепляющей вновь прибывших в «конкретном обществе».
Однако реализация этого нового подхода не была ограничена преодолением проблем исключительно со вновь прибывшими иммигрантами. Отражением новой политики властей стала кампания против мусульманского хиджаба как маркера различия. В частности, бывший министр иностранных дел Джек Стро в октябре 2006 г., считая ношение хиджаба мусульманками «видимым утверждением разделения и различия», выразил недовольство в своем письме в местную газету. За этим письмом последовали аналогичные замечания от ряда министров, включая и руководителя кабинета.
Еще одним направлением деятельности правительства является развитие и углубление «британскости», с тем чтобы сформировать новую модель интеграции меньшинств в общество страны и не допустить «культурного сепаратизма» в мусульманских общинах. Об этом, в частности, говорил в начале 2007 г. Дэвид Камерон, лидер тори, на встрече с представителями мусульманского сообщества страны. Он заявил, то «...вера в мультикультурализм способствовала преднамеренному ослаблению нашей коллективной идентичности». В то же время два министра Лейбористской партии предложили ввести ежегодный праздник, который помог бы развивать обновленный смысл «британскости».
Комиссия, учрежденная правительством в 2006 г., чтобы выработать рекомендации относительно сегрегации и экстремизма, рекомендовала расходовать меньше денег на обеспечение гражданской информации об арабском языке и других, уделяя больше средств и внимания урокам английского для представителей меньшинств.
Необходимость переосмысления «британскости» в эпоху «постмультикультурализма» стала тогда регулярной темой выступлений будущего премьерминистра Гордона Брауна: «Когда мы обладали властью имперского масштаба, были главной промышленной страной в мире, определение нашей идентичности не имело значения, теперь это необходимо». Эта идентичность, по его мнению, должна состоять из общих ценностей, таких как порядочность, терпимость, справедливость и верховенство права. Беда в том, что хотя это правило толерантного общества взаимного уважения действительно существует, его проявления не всегда видимы для меньшинств Великобритании.
Баронесса Кишвер Фолкнер, представительница либеральных демократов по делам общин и местного самоуправления в Палате лордов, считает, что «в правительственных кругах (в отличие от спецслужб) в последнее время набирает обороты тенденция, со-гласно которой именно кризис идентичности является основой насильственного экстремизма, и для того, чтобы преодолеть его, необходимо сосредоточить усилия на политике улучшенной интеграции». Фолкнер, однако, полагает, что подобная позиция не особенно способствует успеху в борьбе с «фундаменталистским политическим исламом», который в конечном счете использует ислам как таковой для оправдания своих целей.
Она поддерживает мнение о том, что «Аль-Каида» отражает более широкую политическую идеологию, нежели вопросы и проблемы, «касающиеся личности, идентификации и разочарований, связанных с расизмом и традиционными семейными структурами», а искоренение джихадистского терроризма потребует много времени, поскольку «ограничения демократии в вопросах безопасности, степень, до которой фундаменталистский ислам проник в мышление британских мусульман, а также оперативный франчайзинг террористических сетей» делают весьма затруднительным использование традиционных контртеррористических мер.
Автор книги «Пейзажи джихада» Файсал Девджи пишет, что одним из главных эффектов появления «Аль-Каиды» как «глобального факта» является разрушение традиционных исламских структур власти. Другим следствием стало то, что «джихад перестал быть иностранным или чуждым явлением, превратившись в материал популярной и политической культуры».
Джихадистские акции больше не могут восприниматься как удары по центру из периферии, поскольку члены «Аль-Каиды» сегодня уже проникли в мир своих врагов и их деятельность больше не может быть охарактеризована как внешняя угроза.
Успеху джихадизма в настоящее время способствует также и то, что он представляет собой глобальную идеологию, которую может понять практически любой, получить к ней немедленный доступ и действовать в соответствии с ней где бы то и когда бы то ни было без опытного посредничества или авторитетного мандата. Тогда как именно подобный мандат зачастую обусловливает все действия мусульман в рамках традиционного ислама, где воля старшего поколения играет доминирующую и решающую роль.
Национальный директор организации «Городской круг», в цели которой входит развитие уникальной идентичности британских мусульман, Яхья Бирт, комментируя проблемы радикализации и идентификации у молодых мусульман и отчуждение между
разными поколениями в общинах, пишет: «Религиозное возрождениеу молодежи и экстремизм не должны смыкаться.
Религиозное возрождение касается формирования идентичности британских мусульман, благочестия в новых условиях, новом контексте. Только экстремисты призывают к абсолютному выбору между исламом и Западом.
Исламское возрождение, назревающее в Великобритании, помогает молодым мусульманам в их поисках баланса между культурой и религией, текстом и контекстом, модернизацией и традицией, национализмом и глобальным мусульманским братством, вместо того чтобы разными способами быть загнанными в ловушку вины родителями, имамами, традиционалистами - лидерами общин, джихадистами и опекунами "британскости"».
Бирт считает, что, несмотря на то что традиционные общины действительно стремятся бросить вызов экстремизму, иногда они делают это неуклюже, что может только усугубить проблемы, как произошло, когда отец Сидика Хана в ответ на его женитьбу вне рамок клана прекратил с ним всякие контакты.
В такой ситуации уязвимой изоляции именно сеть джихадистов может претендовать на то, чтобы заменить семью.
Проанализировав связь между политикой британского мультикультурализма и процессами радикализации молодых британских мусульман, можно с уверенностью утверждать, что не мультикультурализм породил воинственный экстремистский ислам в Великобритании, однако он способствовал его динамичному распространению внутри мусульманских общин. Это привело к появлению разделенной на племена нации, подорвало прогрессивные тенденции в пределах мусульманских сообществ и усилило власть консервативных религиозных лидеров.
Все же и сегодня фундаментальные принципы политики различия остаются в значительной степени непререкаемыми.
Идея о том, что общество состоит из разнообразных, отличных друг от друга культур, что все они должны уважаться и быть сохранены и что общество должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворять их потребности, по-прежнему рассматривается в качестве признака прогрессивного антирасистского мировоззрения. Другое дело, что практическое воплощение этого мировоззрения заметно этнорели-гиозным меньшинствам далеко не всегда. Кроме проявлений расизма со стороны коренного населения, к радикализации исламскую молодежь нередко подталкивает и традиционная община, с трудом соглашающаяся на пересмотр устоявшихся социальных отношений, что
провоцирует отчуждение между поколениями. Что касается внешней политики Великобритании по отношению к Афганистану и Ираку, то причины напряжения в мусульманском сообществе, вероятнее всего, коренятся в фундаментальных различиях между светским демократическим виПдением мира и тем, как трактует международные отношения ислам. Непонимание и недоверие в этой области также усиливают действия радикальных исламских экстремистов, нередко играющих на описанных противоречиях.
Список использованной литературы
1. About Oldham // Greater Manchester Fire and Rescue Servise. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.manchesterfire.gov.uk/my_area/ oldham/about_oldham.aspx
2. Bagguley Paul. The Bradford 'riot' of 2001: a preliminary analysis. - University of Leeds, 2003.
3. Brixton Riots, 1981 // Metropolitan Police Service. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.met.police.uk/history/brixton_riots.htm
4. Bunyan Nigel. Police out in force to counter Burnley race riots // The Telegraph. - 26.6.2001.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.telegraph.co.uk/news/uknews/1310348/Policeout-in-force-to-counter-Burnley-race-riots.html
5. Businessman jailed over Bradford riots // BBC News. - 03.07.2003. - [Электронный ресурс]. - Ре- жим доступа: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk news/ england/west_yorkshire/3042440.stm
6. Casciani Dominic. Fear and rumours grip Birmingham // BBC News. - 25.10.2005. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/4373040.stm
7. Chrisafis Angelique. Mean streets in a divided town // The Guardian. - 12.12.2001. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/ uk/2001/dec/12/race.politics
8. Criminal Attempts Act 1981 // legislation.gov.uk. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.legislation.gov.uk/ukpga/1981/47/section/8
9. Hawkes Steve. My mum got caught in the crossfire' // BBC News. - 12.05.2004. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/ 2/hi/uk_news/politics/3706789.stm
10. Kassaimah Shaher. Reasons behind the ethnic riots in Oldham // OnIslam.net. - 13.06.2001.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.onislam.net/english/politics/europe/436274
11. Morrison Eddy. Memories of a street soldier. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.aryanunity.com/memoirs14.html
12. Orr James. Birmingham riots: three men killed 'protecting homes' // The Telegraph. -10.08.2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.telegraph.co.uk/news/uknews/crime/8693095/ Birmingham-riots-three-men-killed-protectinghomes.html