Научная статья на тему 'Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление?'

Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1720
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление?»

Т.С. Кондратьева

Мусульмане в Великобритании: Социализация или обособление?

Принято считать, что история взаимоотношений между Великобританией и мусульманским миром началась немногим более четырех столетий назад. Как правило, в литературе, освещающей эту тематику, указывается, что первые мусульмане высадились на Британских островах в конце XVI в. (это были турки из Оттоманской империи, приплывшие на торговом судне «Ахмет Эфецци»)1. Однако некоторые исламские ученые утверждают, что последователи Пророка Мохаммеда впервые появились на Британских островах больше тысячи лет назад. Они ссылаются при этом на результаты археологических раскопок британских ученых, которым удалось, в частности, обнаружить золотые монеты, датированные VIII столетием. Монеты относятся к периоду правления англосаксонского короля Оффы. На одной стороне монет выгравирована надпись «Король Оффа», на другой -«Нет Бога, кроме Аллаха» («La ilaha illa Allah»)2.

Почему на английских монетах появились исламские надписи? Объяснения этому даются самые разные. Одни исследователи считают, что монеты предназначались для выплаты дани Папскому престолу, но, поскольку в этот пе-

1 Ansari K.H. The muslim presence in Britain - Making a positive contribution. - Mode of access: http://www.islamawareness.net/Europe/UK/Muslim_Presence_Britain.pdf

2 British muslims. - Mode of access: http://www.islamia-pri.brent.sch.uk/british_muslims.

html

61

риод отношения между Британией и церковными иерархами в Риме быши очень напряженными, надписями на монетах король Оффа хотел продемонстрировать свою независимость. На мусульманских сайтах в многочисленных статьях утверждается, будто бы археологическая находка является прямым и четким доказательством того, что король Оффа принял ислам и стал новообращенным. Западные исследователи подобные толкования всерьез не принимают, они полагают, что монеты быши отчеканены для облегчения расчетов при торговых операциях с исламскими странами. Как бы то ни быыло, найденные золотые монеты однозначно свидетельствуют о том, что уже в VIII в. между Британией и исламским миром существовали определенные отношения.

В начале 1840-х годов Великобританию более или менее регулярно посещали примерно 3 тыс. моряков-мусульман (ласкаров), некоторые из них женились на британских женщинах и осели в стране. Но мусульманская иммиграция в этот период носила еще ограниченный характер. Британские исследователи считают, что говорить о мусульманском сообществе страны как о сформировавшемся явлении можно только со второй половины XIX в. Именно в этот период, и особенно после открыттия в 1869 г. Суэцкого канала, торговые связи Британии с арабским Востоком и Индией резко расширились. Неудивительно поэтому, что первые большие группы иммигрантов-мусульман появились в крупных прибрежных городах. Это быпли в основном судовладельцы, торговцы, моряки и портовые работники из Йемена, Адена, Сомали, Бенгалии. В период с 1890 по 1903 г. на Британских островах высадились в общей сложности около 40 тыс. мусульман, 30 тыс. из них остались здесь на продолжительное время, а некоторые - навсегда3. Иммигранты не знали английского языка, поэтому для облегчения контактов как с работодателями, так и с местными властями они выбирали из своей среды лидера, как правило, наиболее образованного и обладавшего коммуникативными способностями, вокруг которого они и группировались. Оказавшись в новой, незнакомой для них среде, с чуждыми им нравами и обыычаями, иммигранты стремились селиться как можно ближе друг к другу. В результате в крупных бри-

3 Siddiqui A. Muslims in Britain: Past a. present. - Mode of access: http://www. islamfortoday.com/britain.htm 62

танских портовых городах - Лондоне, Ливерпуле, Манчестере, Бристоле, Кардиффе - возникли постоянные компактные мусульманские поселения, и за последние полтора столетия здесь сменилось уже не одно поколение мусульман.

В этих поселениях стали организовываться молельные дома, а в 1889 г. в Великобритании была построена первая в Европе мечеть. Она стала не только религиозным, но и культурным центром всего мусульманского населения страны4.

В 1914 г. лорд Хэдли, принявший ислам в 1896 г. во время поездки в Индию, стал одним из инициаторов создания организации Британское мусульманское общество (British Muslim Society). Организация занималась распространением ислама в Великобритании, она стремилась «изменить негативный имидж мусульман и представить ислам в качестве неотъемлемого элемента британского общества»5. В конце XIX - начале XX в. присутствие приверженцев ислама на британской земле становится все более ощутимым, но говорить об их «засилии» пока не приходится, поскольку даже мусульманские авторы, имеющие склонность завышать численность своих единоверцев, свидетельствуют, что в начале XX столетия в Великобритании проживали не более 10 тыс. мусульман6.

4 Как это ни удивительно, но мечеть построил англичанин, известный юрист из Ливерпуля Уильям Генри Киллиам (William H.Quilliam), посетивший Марокко и принявший ислам. В 1887 г. османский султан Абдул-Хамид лично пригласил У. Киллиама посетить Стамбул и за активную деятельность на благо ислама присвоил ему титул «шейх аль-ислам» («Shaykh al-Islam»). В том же году шейх Ирана назначил его на должность консула в Ливерпуле. В 1890 г. У. Киллиам стал учредителем первого исламского печатного издания в Британии «Исламский мир» («Islamic world»), а в 1891 г. основал Мусульманский институт (Muslim institute) и Мусульманский колледж (Muslim college), где обучались не только мусульмане, но и студенты других вероисповеданий. Открыто промусульманская позиция У. Киллиама вызывала недовольство и осуждение со стороны британской общественности, в результате он был вынужден эмигрировать на остров Джерси, а по возвращении в Англию скрывать свое имя и выступать под псевдонимом (Ansari K.H. The muslim presence in Britain - Making a positive contribution. - Mode of access: http://www. islamawareness.net/Europe/UK/Muslim_Presence_Britain.pdf).

5 Siddiqui A. Muslims in Britain: Past a. present. - Mode of access: http://www. islamfortoday.com/britain.htm

6 Ansari K.H.The muslim presence in Britain - Making a positive contribution. - Mode of access: http://www.islamawareness.net/Europe/UK/Muslim_Presence_Britain.pdf

63

Эволюция британского мусульманского сообщества

Массовая мусульманская иммиграция в Великобританию началась во второй половине 1940-х годов. После окончания Второй мировой войны многие выгходцы из Индостана, служившие в британской армии, приехали в метрополию и остались здесь навсегда. Сначала численность поселенцев быта невелика, но после раздела Индии и образования Пакистана она существенно увеличилась. С началом строительства плотины на реке Мангла в Пакистане тысячи людей быгли вышуждены покинуть затопленные водой земли7. Часть из них переселилась в другие районы страны, но многие, воспользовавшись помощью со стороны земляков и родственников, уже осевших на Британских островах, направилась в метрополию.

К беженцам в конце 1940-х - начале 1950-х годов присоединились многочисленные трудовые мигранты. Их приток быыл вызван тем обстоятельством, что Великобритания, занятая в эти годы восстановлением разрушенного войной хозяйства, испытывала острую потребность в рабочей силе. Однако в отличие от многих европейских стран, завозивших трудовых мигрантов в основном из Южной Европы (из Италии, Испании, Португалии, Югославии), Великобритания стала привлекать необходимую ей рабочую силу из своих быывших колоний. Поскольку эти страны входили в состав Британского Содружества, их граждане могли свободно приезжать в метрополию. С юридической точки зрения приезжие даже не считались иностранными трудовыыми мигрантами, поскольку обладали теми же гражданскими правами, что и британцы. Большую часть из них составляли выходцы из мусульманских государств, в первую очередь - из Пакистана.

Молодые одинокие мужчины - вот основной контингент иммигрантов, прибывавших в Великобританию в этот период. В большинстве своем они рассматривали свое пребыывание на Британских островах как временное. Иммигранты намеревались заработать деньги и вернуться в Пакистан, с тем чтобы купить здесь землю и завести свое хозяйство. Как правило, иммигранты не имели ни образования, ни квалификации, тем не менее они легко находили работу, поскольку в первое послевоенное десятилетие

7 Siddiqui A. Muslims in Britain: Past a.present. - Mode of access: http://www. islamfortoday.com/britain.htm

64

спрос на неквалифицированную рабочую силу в Соединенном Королевстве был очень большой.

За первой волной мусульманской иммиграции, состоявшей в основном из пакистанцев, последовала вторая волна. Она пришла из Африки. После обретения независимости восточноафриканские страны провели национализацию, и в результате множество мусульман - выходцев из Азии, занимавших серьезные позиции в финансовой и банковской сферах этих стран, вынуждены были эмигрировать. Значительная часть из них имела британские паспорта, и потому они устремились в Великобританию.

В начале 1960-х годов мусульманские страны - Малайзия, Иран, Пакистан, Ирак, Саудовская Аравия - стали посылать свою молодежь в Соединенное Королевство для получения образования. В результате во многих британских университетах появились первые мусульманские студенческие организации. В 1962 г. они объединились в «Федерацию исламских обществ» для того, что патронировать вновь прибывающих студентов и отстаивать право на пятничную молитву в университетских кампусах. «Федерация» издавала различные пособия, справочные материалы в помощь студентам-мусульманам. С этого времени студенты стали играть все более заметную роль и в жизни мусульманского сообщества в целом.

Масштабы иммиграции в Великобританию росли стремительно. Во второй половине 1950-х годов только из Индостана в страну ежегодно въезжали около 10 тыс. человек8. Но экономика Великобритании уже не испытывала потребности в иностранной неквалифицированной рабочей силе, и потому в 1961 г. власти Великобритании были вынуждены принять закон, ограничивающий иммиграцию (Commonwealth Immigration Act 1961). Однако закон имел отложенное действие, он должен был вступить в силу не сразу после его подписания, а спустя полтора года. Это время давалось иммигрантам для того, чтобы они смогли определиться: оставаться им в Великобритании или вернуться на свою историческую родину. Власти рассчитывали, что численность иностранцев в стране резко сократится. Но вопреки оптимистическим ожиданиям даже те иммигранты, которые ранее не имели намерения осесть на Бри-

8 Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http■.//www.auditorium.ru/books/1524/art19.pdf

65

танских островах, теперь опасаясь, что въезд им будет перекрыт, приняли решение поселиться здесь навсегда. В 1962 г. британский парламент принял новый закон, ограничивающий право иностранцев на въезд в страну, в 1964 г. министерство труда прекратило выдачу разрешений на въезд неквалифицированным работникам, а в 1968 г. появился новый иммиграционный закон (Commonwealth Immigration Act 1968), лишавший права переселяться в Великобританию владельцев британских паспортов, живущих в других странах9. Но меры по ограничению иммиграции привели к обратному результату: молодые иммигранты, жившие до этого в общежитиях, стали в массовом порядке переселяться в квартиры и перевозить на Британские острова свои семьи и многочисленных родственников. Поскольку иммигранты селились компактно, очень скоро в крупных британских городах возникли целые мусульманские кварталы со своими религиозными школами, молельными домами и мечетями, с магазинами, в которыых продавались халяльные продукты (т.е. продукты, приготовленные в соответствии с правилами и нормами, предписываемыми Кораном). Таким образом, в 1960-х годах в Великобритании по существу был запущен процесс быстрого формирования мусульманского сообщества.

В 1980-е и 1990-е годы политика ограничения иммиграции продолжилась. В 1981 и 1987 гг. быши приняты законы, предусматривающие уголовное наказание за нахождение в стране сверх установленного срока, а в 1996 г. вступил в силу закон, усложняющий правила выплаты социальных пособий определенным категориям иммигрантов. Как отмечает руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН д.полит.н. А.А. Громыко, принимая эти законы, страна по существу продемонстрировала, что она отказывается от старой доброй традиции, в соответствии с которой Великобритания, как бывшая метрополия, должна нести ответственность перед колонизованными народами (т.е. вместе с другими быывшими империями разделять «бремя белого человека»)10.

Несмотря на ужесточение иммиграционного законодательства, мусульманское сообщество Великобритании продолжало уве-

9 Siddiqui A. Muslims in Britain: Past a.present. - Mode of access: http://www. islamfortoday.com/britain.htm

10 Громыко А.А. Великобритания: После захода солнца // Россия в глоб. политике.-М, 2005. - № 6. - С. 16.

66

личиваться. За десятилетие (с 1981 по 1991 г.) численность мусульман выросла в два раза. Согласно оценкам английских исследователей, в 1981 г. в Великобритании насчитывалось 750 тыс. мусульман (360 тыс. из них, т.е. более половины, составляли выгходцы из Пакистана и Бангладеш, 130 тыс. - из Индии, 50 тыс. - с Ближнего Востока, 40 тыс. - из турецкой части Кипра, 23 тыс. - из Малайзии). За последующее десятилетие численность мусульман возросла до 1,5 млн. человек (при этом больше всего увеличилось число выыход-цев из Пакистана и Бангладеш, к началу 1990-х годов оно составляло уже 636 тыс. человек)11. Но мусульманское сообщество Великобритании продолжает увеличиваться как за счет вновь прибывающих иммигрантов12, так и за счет высокой рождаемости (в среднем каждая мусульманская семья имеет не менее четырех детей)13.

В настоящее время по численности мусульман Великобритания занимает третье место в Евросоюзе после Франции (здесь проживают от 5 млн. до 7 млн. мусульман) и Германии (3,4 млн.)14. Согласно официальным данным, основанным на переписи населения 2001 г., в стране насчитывается 1,6 млн. мусульман (1,54 млн. из них проживают в Англии и Уэльсе (здесь они составляют 3% населения), 40 тыс. - в Шотландии (0,84% населения)15. Однако некоторые эксперты считают эти данные заниженными, они указывают, что вопрос о вероисповедании в опросных листах был в числе необяза-

11 Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/1524/art19.pdf

12 Основным видом иммиграции в Великобританию в настоящее время является семейная иммиграция. 70% всех разрешений на поселение в стране, выдаваемых британским правительством (их ежегодное число составляет примерно 125 тыс.), мотивируется необходимостью воссоединения семьи, 20 - поиском убежища и только в 7% случаев - желанием получить работу или открыть свой бизнес в Великобритании (Browne A. Do we need mass immigration? - Lancing (U.K.), 2003. - P. 23).

13 О темпах роста численности мусульманского населения страны свидетельствуют, например, следующие данные: в то время как численность белого населения страны за последние пять лет увеличилась лишь на 1%, численность выходцев из Бангладеш за этот же период выросла на 30%, африканцев и пакистанцев - на 37%. (Browne A. Britain is losing Britain. - Mode of access: http:// www.angryharry.com/tgBritainislosingBritain.htm).

14 Иваненко А. Ислам в Европе: Наш ответ Хантингтону. - Режим доступа: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/reply/

15 Muslim statistics / The Muslim council of Britain. - Mode of access: http://www .mcb.org. uk/library/statistics.php

67

тельных и потому 4 млн. человек на него не ответили. По их расчетам, численность мусульман, легально проживающих в настоящее время в стране, составляет не менее 2 млн. человек16. Мусульманская же община оценивает свою численность в 4 млн. человек17. Около 80% мусульман, проживающих в настоящее время в стране, имеют британское гражданство18. Половину всех мусульман составляют иммигранты второго и третьего поколения, т.е. люди, родившиеся в Великобритании, и это - бесспорное свидетельство того, что мусульманское сообщество пустило уже глубокие корни на Британских островах.

Быстрый рост мусульманского населения привел к тому, что ислам стал второй по численности верующих религией в Великобритании19. Подавляющее большинство всех мусульман Великобритании (96%) составляют сунниты20.

Поселения британских мусульман отличаются весьма высокой компактностью, они сосредоточены главным образом в крупных городах. В сельских районах Шотландии, Уэльса, юго-западной, северо-восточной и северо-западной частях Англии численность мусульман не достигает и 1%21. Большая часть мусульман -около 1 млн. - проживает в Лондоне, здесь мусульмане составляют 8,5% от численности населения, однако в отдельных районах британской столицы доля мусульман колеблется в пределах от 24 до

16 См., напр., Aspirations a. reality. British muslims a. labour market. - L., 2004. - P. 10; Ansari K.H. The muslim presence in Britain - Making a positive contribution.-Mode of access: http://www.islamawareness.net/Europe/UK/Muslim_Presence_Britain.pdf

17 Иваненко А. Ислам в Европе: Наш ответ Хантингтону. - Режим доступа: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/reply

18 Дафф М. Британские мусульмане: Спиной к обществу? - Режим доступа: http:/news.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_2049000/-2049543.stm

19 Согласно данным переписи 2001 г., 70% британцев считают себя христианами, 3 - мусульманами, 1,1 - индуистами, 0,7 - сикхами, 0,5 - иудеями и 0,3% - буддистами (ислам - вторая по численности последователей религия в Великобритании. - Режим доступа: http://www. rusk. ru/newsdata.php?idar=203722)

20 Islam in the United Kingdom. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/ Islam_in_the_United_Kingdom.

21 Ibid.

68

36%22. В этом крупнейшем британском мегаполисе обосновались выходцы из разных стран, но прежде всего - с Ближнего Востока. Не случайно Лондон называют «своего рода политической и интеллектуальной столицей арабского мира», «Бейрутом на Темзе». Здесь сосредоточены несметные капиталы арабских богачей, здесь издаются около 50 весьма влиятельных в мире ислама арабских газет и журналов23. В таких британских городах, как Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, численность мусульман превышает 10% населения (по прогнозам экспертов, именно Бирмингем, характеризующийся чрезвытчайным этническим и культурным многообразием, уже в недалеком будущем станет первыпм городом в Великобритании, где цветные жители, в первую очередь мусульмане, превысят по численности белых)24. В городах приверженцы ислама занимают целые кварталы и существуют практически автономно, они имеют собственную инфраструктуру, включающую школы, медицинские учреждения, предприятия, магазины (в т.ч. халяль-ные). Как и повсюду в мире ислама, британские мусульмане стремятся жить в соответствии с собственными обытаями и традициями, и компактность поселения, несомненно, способствует этому.

Стремление к компактному проживанию находится в полном соответствии с идеологией, проповедуемой лидерами британского мусульманского сообщества. Как отмечает известный мусульманский исследователь доктор Патрик Сукхдко, проживающий в Великобритании, процесс миграции и создания мусульманских сообществ в немусульманском мире занимает особое место в исламской теологии. Для описания подобной миграции используется понятие «хиджра». Оно имеет исторические корни и напоминает о переселении пророка Мохаммеда и его последователей в 622 г. н.э. из Мекки, где они подвергались гонениям, в Медину, где они основали первое исламское государство. За восемь лет до этого имела место другая хиджра; она быпла связана с переселением му-

22 Aspirations a. reality. British muslims a. labour market. - L., 2004. - P. 11; Islam in the United Kingdom. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/Islam_in_the_United_ Kingdom

23 Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/1524/art19.pdf

24 Громыко А.А. Великобритания: После захода солнца // Россия в глоб. политике. -М, 2005. - № 6. - С. 16.

69

сульман в христианское королевство Абиссинию, где им предоставили право свободно исповедовать новую религию.

П. Сукхдко подчеркивает, что мусульмане рассматривают образование общины в Великобритании как современную хиджру. Однако среди британских мусульман нет единства по вопросу о том, с какой именно хиджрой следует сравнивать сегодняшнюю ситуацию - с хиджрой в Абиссинию, где мусульмане были лояльны христианскому правителю, или с хиджрой в Медину, где они захватили политическую и военную власть. Одни религиозные деятели являются сторонниками абиссинской модели, другие выступают за мединскую. Позицию последних разделяет Исламский совет Европы. В книге, которую он издал в 1980 г., даются указания, как именно должно действовать мусульманское меньшинство с целью достижения доминирования в европейских странах - для этого они должны концентрироваться в каждой отдельной географической местности25.

Этнический состав мусульманского сообщества весьма разнообразен. Хотя подавляющее большинство британских мусульман (около 60%) составляют выходцы из Пакистана и Бангладеш, здесь имеются довольно многочисленные общины, состоящие из иммигрантов из ближневосточных стран, из Нигерии, Боснии и т.д.26 Самая крупная из всех общин - пакистанская, по некоторым оценкам, она составляет около 700 тыс. человек, следующая за ней по численности - община выходцев из Бангладеш (260 тыс. человек)27. Выходцы из Пакистана живут в основном в таких графствах, как Уэст-Мидлендс (West Midlands), Западный Йоркшир (West Yorkshire), Ланкашир (Lancashire), в «Большом Манчестере» (Greater Manchester), а также в промышленных городах Юго-Восточной Англии - в Лутоне (Luton), Слау (Slough) и Оксфорде (Oxford). Выходцы из Бангладеш сосредоточены главным образом в административном районе Лондона - Тауэр Хамлетс (Tower Hamlets), но многочисленные общины иммигрантов из этой страны имеются

25 Сукхдко П. Британская хиджра и исламская доктрина о «священной территории». - Режим доступа: http://www.barnabasfund.org/russian/news-4.htm

26 Aspirations a. reality. British muslims a. labour market. - L., 2004. - P. 12.

27 Brown A. Britain is losing Britain. - Mode of access: http://www.angryharry.com/ tgBritainislosingBritain.htm

70

также в таких городах, как Лутон, Бирмингем (Birmingham), Манчестер, Олдем (Oldham), Брэдфорд (Bradford), Кели (Keighley) и Сандерленд (Sunderland)28.

Общины мусульман - выходцев из индийской провинции Герат (Gujerat) обосновались в таких городах, как Дьюсбери (Dewsbury), Блэкбёрн (Blackburn), Болтон (Bolton) и Престон (Preston). Общины выходцев из Сомали, Нигерии, из африканских стран, расположенных Южнее Сахары, а также выходцев из Боснии, Албании, Косово сконцентрированы в основном в Лондоне. Курды, в массовом порядке устремившиеся в Великобританию после начала войны в Ираке, создали крупное поселение в Дьюсбери. Турки живут в основном в северной части Лондона, выходцы из Йемена - в Шеффилде (Sheffield), алжирцы - в Харидже (Haringey)29.

Мусульманское сообщество: Самоорганизация

Итак, всего лишь за полстолетия мелкие мусульманские общины в Великобритании превратились в мощное сообщество. В отличие от всех других иммигрантских сообществ, создаваемых по этническому принципу, мусульманское формируется как сообщество религиозное, оно включает в себя выходцев из разных стран, говорящих более чем на 50 языках и в социальном, а также культурном отношении зачастую не имеющих между собой ничего общего. Поэтому, как отмечают мусульманские исследователи, межэтнические браки в этом сообществе заключаются крайне редко30.

Более того, между различными религиозными и этническими группами довольно часто возникают серьезные конфликты. Особенно острые столкновения между сторонниками различных направлений в исламе (а таковых британские исследователи насчитывают около 100) отмечались на рубеже 1970-1980-х годов31. Конфликты же между двумя особенно враждебно настроенными по

28 Islam in the United Kingdom. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/Islam_ in_the_United_Kingdom

29 Ibid.

30 Reporting islam a. muslim communities in Europe. - Mode of access: http://www. britishcoucil.org./az/brussels-europe-british-muslims-launch.htm

31 Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/1524/art19.pdf

71

отношению друг к другу этническими общинами - пакистанцами и выходцами из Бангладеш - происходят постоянно. Тем не менее в отстаивании своих прав мусульманское сообщество действует весьма сплоченно, и всякий раз, когда возникает угроза ущемления интересов, все члены мусульманского сообщества забывают о разногласиях и выступают единым фронтом.

Британское мусульманское сообщество, несомненно, является самым организованным и самым политизированным среди аналогичных сообществ Европы.

Процесс культурной и социально-политической самоорганизации британских мусульман начался еще в 1960-е годы. Менее чем за десятилетие в Великобритании появилось около 40 исламских организаций, и для руководства их деятельностью в 1970 г. был учрежден Союз мусульманских организаций. В последующие годы новые организации рождались столь стремительно, что к началу 1990-х годов возникла потребность в появлении нового координирующего органа. Его функции взяло на себя Исламское общество Британии, создавшее свои отделения по всей стране32.

В настоящее время в Великобритании насчитывается около 1000 различных общенациональных и местных религиозных, образовательных, профессиональных, студенческих, молодежных, женских, благотворительных организаций. Более 400 из них сотрудничают с Мусульманским советом Великобритании33. Среди этих организаций и объединений есть как умеренные, так и крайне радикальные.

Крупнейшими мусульманскими организациями Великобритании на сегодняшний день являются: Исламский культурный центр в Лондоне (считается одним из важнейших мусульманских учреждений западного мира); Исламская миссия Соединенного Королевства (создана в 1962 г. и находится под сильным влиянием «Джамаат-и-Ислами»); Исламский совет Европы (учрежден на международной конференции в 1976 г. в Лондоне); Федерация студенческих исламских обществ (образована делегатами студентов-мусульман в Бирмингеме в 1962 г., в основном - из неарабов); Му-

32 Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/1524/art19.pdf

33 Крылов К. Уроки демократии. - Режим доступа: http://www.specnaz.ru/article/? 749http://www.specnaz.ru/article/?749

72

сульманское студенческое общество (создано чуть позже для арабов и арабоязыычных по инициативе международного движения «Братья-мусульмане»); ассоциация «Мусульманская помощь»; объединение «Исламская поддержка». Все они контролируют собственные мечети, занимаются вопросами культуры, образования, социального обеспечения верующих, соблюдения ими обытаев и предписаний ислама в быыту (в частности, пищевых ограничений), пропагандой и распространением ислама34.

Британские мусульмане владеют целым рядом изданий, как печатных, так и электронных, они широко используют эти издания не только для информирования членов общины о религиозной и культурной жизни мусульманского сообщества, но и для активной пропаганды своего вероучения.

На территории Соединенного Королевства действуют от 1200 до 2 тыс. мечетей, множество религиозно-культурных центров, сотни медресе, несколько исламских университетов35.

Мечети играют особую роль в жизни британских мусульман. Они являются центром не только религиозной, культурной, социальной, но и политической жизни всего мусульманского сообщества. Для рядового мусульманина слово имама, его оценка тех или иных собыгтий, происходящих в стране, является весьма значимой. Однако практически автономное существование мусульманского сообщества, его закрыггость и недоступность даже для британских властей привели к тому, что подавляющее большинство всех имамов (по данным на 2005 г. - три четверти) составляли приезжие проповедники, в основном граждане арабских стран и Пакистана. В большинстве своем они не знали местных обыгчаев и порядков, плохо владели английским языыком и потому вели проповеди на арабском. В этой ситуации молодые британские мусульмане, зачастую не знающие арабского языгка, выынуждены быгли посещать местные мусульманские центры, где общение происходит на понятном им английском языыке. Но, как показали расследования, проведенные британскими правоохранительными органами после те-

34Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/1524/art19.pdf

35 The Times: Портрет мусульман Великобритании. - Режим доступа: http://www. islam.ru/pressclub/smi/eng_mus/; Сотни лет истории ислама в Великобритании. - Режим доступа: http://www.islam.ru/pressclub/smi/histori/hiisbrt

73

рактов в июле 2005 г. в Лондоне, именно эти центры стали основным рассадником экстремизма в стране36.

Учитывая это обстоятельство, британские власти были вынуждены пересмотреть правила пребывания иностранных имамов в Великобритании. В сентябре 2005 г. был учрежден специальный рекомендательный орган - Британский совет имамов, в его состав вошли многие авторитетные в мусульманском сообществе люди (в том числе Тарик Рамадан и кумир исламской молодежи Юсуф Ислам)37.

Совет призван, прежде всего, разрабатывать меры, направленные на снижение роли зарубежных имамов в воспитании британской мусульманской молодежи и привлечение в качестве духовных наставников собственных, британских мусульман, в первую очередь из числа тех, кто родился и получил воспитание в Великобритании. Совет будет также корректировать деятельность уже практикующих в стране имамов.

Изменение правил подготовки имамов не означает однако, что зарубежным проповедникам будет запрещено осуществлять свою деятельность в стране. Просто отныне к ним будут предъявляться более серьезные требования, а для тех из них, кто недостаточно знаком с историей и культурными ценностями Великобритании, Совет будет организовывать специальные курсы повышения квалификации38.

В настоящее время из 2 тыс. имамов, практикующих на территории Соединенного Королевства, лишь 300 имеют британское гражданство. Но, как признает видный деятель мусульманского сообщества лорд Назир Ахмед, «среди тех, кто обучает юных му-

36 Портреты мусульман Европы. Великобритания. - Режим доступа: http://www.svoЪoda. org/programs/tw/2005/tw. 100605.asp

37 Британские мусульмане создали организацию, которая будет заниматься подготовкой имамов. - Режим доступа: http://islam.com.ua/news/2483/

38 Молитвы в мечетях Великобритании по-прежнему будут читаться на арабском языке, но будет подготовлен их перевод на английский, поскольку более половины британских мусульман не владеют арабским (Британские мусульмане создали организацию, которая будет заниматься подготовкой имамов. - Режим доступа: http://islam.com. ua/news/2483/)

74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сульман, до сих пор имеются малограмотные люди с криминальным прошлым»39.

Британские мусульмане и политика

Отличительной особенностью британского мусульманского сообщества является его высокая общественная и политическая активность. Деятельность мусульман не ограничивается рамками общины, они реагируют, и довольно бурно, на все события общественно-политической жизни страны, так или иначе затрагивающие их интересы.

Начало резкой политизации мусульманского сообщества Великобритании связывают с так называемым «делом» Салмана Руш-ди. В 1988 г. он опубликовал книгу «Сатанинские стихи» («The Satanic Verses»), за что был подвергнут проклятиям со стороны британских исламистов. История вышла далеко за пределы Великобритании и вызвала бурную реакцию во всем мусульманском мире. Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни за оскорбление, нанесенное исламу и всему мировому мусульманскому сообществу автором книги, объявил фетву против Рушди и назначил огромное вознаграждение тому правоверному мусульманину, который приведет смертный приговор автору «Сатанинских стихов» в исполнение.

«Дело» Рушди всколыхнуло британских мусульман. Они стали осознавать себя не только единым религиозным сообществом, пользующимся поддержкой всей мировой мусульманской уммы, но и важной политической силой. Этим воспользовались исламские радикалы. В июле 1990 г. их лидер, директор Мусульманского института доктор Калим Сиддики опубликовал так называемый «Мусульманский манифест», в котором выдвигалось требование к властям Великобритании предоставить британским мусульманам статус «автономного сообщества» и позволить британскому мусульманскому сообществу установить «особые отношения с Исламским государством Иран»40.

39 Британские мусульмане создали организацию, которая будет заниматься подготовкой имамов. - Режим доступа: http://islam.com.ua/news/2483/

40 Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/books/1524/art19.pdf

75

В отличие от радикалов умеренные мусульманские лидеры, напротив, считали, что мусульманскому сообществу следует встраиваться в политическую систему Великобритании и иметь своих представителей в выборных органах власти. В соответствии с этой стратегией в 1989 г. они создали Исламскую партию Британии (ИПБ), которая должна была обеспечить прохождение в парламент кандидатов от мусульманского сообщества. Однако на выборах 1990 и 1992 гг. партии не удалось получить ни одного депутатского мандата41.

Эксперты объясняют провал партии целым рядом причин. Они считают, что без радикального изменения системы парламентских выборов в Великобритании и замены мажоритарного принципа пропорциональным мусульманская партия не сможет провести своих депутатов в парламент, поскольку ни в одном из избирательных округов мусульмане не образуют большинства. Рассчитывать же на голоса немусульманских избирателей Исламская партия Британии вряд ли может, поскольку предельно ясно и четко сформулированные ею цели и среди них такие, как «утверждать учение и практику ислама в Британии и усиливать голос ислама в британской политике», «защищать права мусульман в мире ислама и крепить солидарность с другими мусульманскими странами и общинами, живущими под немусульманским управлением», вряд ли могут оказаться привлекательными для граждан иного вероисповедания42.

Социологи отмечают очень высокую активность британских мусульман на местных выборах и меньшую - на национальных. Что касается политических предпочтений, мусульмане, безусловно, отдают их Лейбористской партии. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от консерваторов, лейбористы вплоть до последнего времени занимали весьма либеральную позицию в вопросах иммиграции. На всеобщих выборах 2001 г. 75% всех мусульман голосовали именно за Лейбористскую партию. Однако разочарование мусульманского сообщества внешней политикой лейбористского правительства, его позицией по палестинской проблеме и

41 Ланда Р. Мусульманские партии и организации в Великобритании. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/Ъooks/1524/art19.pdf

42 Там же.

76

главное - безоговорочной поддержкой, которое правительство Энтони Блэра оказывало Соединенным Штатам после начала войны в Афганистане и Ираке, привело к резкому сокращению числа мусульман, голосовавших за лейбористов на выборах 2005 г.43

В настоящее время мусульманские общины Великобритании довольно широко (по сравнению с другими европейскими странами) представлены не только в местных, но и в общенациональных органах власти. Они имеют 13 мест в парламенте страны, причем четыре представителя мусульманских общин заседают в Палате лордов44 (в парламенте предыдущего созыва, сформированного по результатам выборов 2001 г., интересы мусульман представляли лишь два депутата)45.

Поскольку британские мусульмане ощущают себя членами мировой исламской уммы, они занимают активную, а зачастую и агрессивную позицию по всем вопросам внешней политики Великобритании в отношении мусульманского мира46. Именно этим обстоятельством объясняется резкая политизация британских мусульман в 1990-е годы, на которые пришлись бурные события в Косово, Боснии, Индии, Пакистане, в Палестине. Всякий раз эти со-

43 Громыко А.А. Великобритания: После захода солнца // Россия в глоб. политике. -М, 2005. - № 6. - С. 17.

44 Еще недавно титул пэра передавался исключительно по наследству. Получение некоренными британцами этого высокого титула стало возможным после того, как королеве Великобритании было предоставлено право награждать этим званием любого деятеля культуры, ученого или политика. В результате Палата лордов сильно изменилась. Эти изменения выражаются не только в увеличении числа лордов (в настоящее время их насчитывается уже более 1300), но прежде всего - в новой роли, которую она начинает играть в политической жизни страны. Если раньше пэры были скорее украшением монархии, то теперь Палата лордов все больше становится активным политическим крылом власти. Новые (прижизненные) пэры стремятся влиять и на законотворчество, и на политику страны в целом. - Прим. авт.

45 The Times: Портрет мусульман Великобритании. - Режим доступа: http://www. islam.ru/pressclub/smi/eng_mus/

46 Опросы показывают, что более 40% британских мусульман воспринимают внешнюю политику Великобритании в отношении мусульманского мира как очень для них значимую. Однако социологи обращают внимание на довольно низкий уровень осведомленности мусульман во внешнеполитических вопросах. Так, лишь 18% опрошенных мусульман знают имя главы Палестинской национальной автономии и лишь 14% - имя премьер-министра Израиля (Mirza M., Senthikumaran A., Ja far Z. Living apart together. British muslims a. the paradox of multicultaralism.- L., 2007. - P. 6 ).

77

бытия служили стимулом не только для активизации деятельности уже имеющихся мусульманских союзов и объединений Великобритании, но и для создания новых организаций, которые занимались исключительно проведением кампаний протеста, пропагандой в средствах массовой информации, пикетированием государственных учреждений.

Особенно бурную реакцию британских мусульман вызвала военная операция против режима Саддама Хусейна, предпринятая США в 2003 г. в Ираке. Митинги и протесты мусульманского сообщества против позиции, занятой правительством Великобритании по вопросу о войне в Ираке, стали постоянным явлением политической жизни страны. Протестные выступления приняли столь широкий масштаб, что в феврале 2007 г. британская коалиция общественных объединений «Остановить войну!» («Stop war coalition») объявила о создании новой сети мусульманских организаций, призванной способствовать более эффективному взаимодействию между различными группами приверженцев ислама, выступающих против американской военной операции в Ираке. «Пример антивоенной коалиции продемонстрировал всем нам, что, несмотря на наши различия, мы способны объединяться и достигать намеченных целей», -заявили представители вновь созданной сетевой организации. Они подчеркнули, что «черпают силы для борьбы с империализмом и угнетением из основ своей религии», и отметили, что важными центрами по организации антивоенного движения в стране стали мечети47.

Весьма активно мусульманское сообщество Великобритании проявило себя и во время так называемого «карикатурного скандала», вызванного публикацией карикатур на пророка Мохаммеда в одной из датских газет.

Социальная интеграция

Итак, влияние мусульманского сообщества на политическую жизнь страны непрерывно возрастает. Что касается социально-экономической интеграции, здесь мусульманское сообщество сталкивается с большими трудностями.

47 В Великобритании создана антивоенная сеть мусульманских организаций. -жим доступа: http://www.islam.ru/world/2007-02-02/

78

Ре-

Социологи отмечают все более ярко проявляющуюся социальную невостребованность мусульманской рабочей силы на британском рынке труда. Постиндустриальная британская экономика нуждается в высококвалифицированных специалистах. Между тем подавляющая часть мусульман трудоспособного возраста имеет весьма низкую квалификацию и потому может выступать в качестве продавца рабочей силы на весьма узком сегменте трудового рынка, где мусульмане вынуждены конкурировать за рабочие места с многочисленными иммигрантами - представителями других этнических и конфессиональных групп.

Как отмечается в исследовании, проведенном в конце 2004 г. Институтом «Открытое общество» («Open Society Institute») и опубликованном под названием «Ожидания и реальность. Британские мусульмане и рынок труда»48, положение мусульман на рынке труда является наихудшим среди всех религиозных групп. Так, по уровню занятости они занимают последнее место не только среди религиозных, но и среди всех этнических групп. Лишь немногим более трети всех мусульман трудоспособного возраста (38%) заняты в сфере экономической деятельности, а более половины из них (52%) вообще не заняты каким-либо общественно полезным трудом49.

17% мусульман, проживающих в Великобритании, либо вообще никогда не работали, либо в течение длительного времени были безработными. Это - наивысший показатель исключенности из экономической сферы (в целом по стране такая группа граждан составляет не более 3%). Особенно высок уровень незанятости среди мусульманских женщин, 68% из них не включены в экономическую деятельность50.

Проанализировав причины неблагополучного положения мусульманского сообщества на рынке труда, эксперты пришли к выводу, что мусульмане сталкиваются с целым комплексом проблем, такими, например, как несоответствие между провозглашаемой правительством политикой регулирования рынка труда и реальной практикой найма рабочей силы предпринимателями; недостаточно развитая система предоставления услуг мусульманским

48 Aspirations a. reality. British muslims a. labour market. - L, 2004. - 63 p.

49 Ibid.

50 Ibid.

79

иммигрантам; недружественное отношение к мусульманам со стороны работодателей.

Исследование показало, однако, что положение разных этнических групп мусульман на рынке труда страны далеко не одинаково. Наиболее успешными в этом отношении являются мусульмане - выходцы из Индии, составляющие 9% всего мусульманского населения Великобритании. Уровень их образованности и степень занятости на рынке труда гораздо выше, чем у мусульман в целом, однако ниже, чем у иммигрантов-индусов, сумевших добиться весьма высоких показателей экономического благосостояния. Пакистанцы и выходцы из Бангладеш представляют самую неблагополучную группу британских мусульман. В этой группе - самая высокая безработица, самый низкий уровень экономической активности и самая низкая заработная плата по сравнению со всеми другими этническими группами. Они живут в самых неблагополучных районах, а те из них, кто имеет работу, заняты в самых низкооплачиваемых отраслях. Каковы причины столь разительного неблагополучия мусульманских иммигрантов из этих двух стран и кроются ли они в особенностях религиозного сознания, задаются вопросом эксперты и совершенно откровенно заявляют, что не могут дать на него ответ. Они лишь отмечают, что «отсутствие работы сказывается самым серьезным образом на семьях этих мусульманских иммигрантов», и подчеркивают, что «экономическое неблагополучие и социальная ущемленность могут передаваться от одного поколения к другому»51.

Итак, мусульманская группа, представленная выходцами из двух азиатских стран - Пакистана и Бангладеш, является самой невостребованной на британском рынке труда. Но расчеты экспертов, сделанные ими на 1999-2009 гг., показывают, что именно на эту группу в обозначенный период будет приходиться более четверти прироста численности населения трудоспособного возраста. Поэтому эксперты предупреждают, что, если правительство, предприниматели и сами мусульмане не предпримут должных усилий по устранению барьеров, существующих в настоящее время на пути вклю-

51 Исследователи обращают внимание на тот факт, что в Лондоне, где обосновалась самая большая община выходцев из Пакистана и Бангладеш, от 30 до 40% мусульманских детей проживают в семьях, родители которых не имеют работы (в белых семьях аналогичный показатель не превышает 20%). - Ibid. - P. 10-11. 80

чения этих групп населения в трудовой процесс, британское общество уже в ближайшее время может столкнуться с замедлением темпов экономического роста, а также с весьма серьезными социальными проблемами, и в первую очередь с ростом преступности52.

Тревога авторов исследования вполне объяснима. Невозможность найти работу неизбежно толкает людей, особенно молодых, на преступления. Но отличительной особенностью мусульманского сообщества является как раз его молодежный состав. Средний возраст британских мусульман - всего лишь 28 лет (в то время как средний возраст населения Великобритании - 41 год). Половина всех британских мусульман - это лица моложе 25 лет53. Как отмечается в исследовании, уже на протяжении нескольких лет в городах с крупными мусульманскими общинами, таких как Брэдфорд, Олдем и Бёрнли, местные власти регулярно составляют официальные доклады, в которых они признают, что городские службы этих городов не в состоянии удовлетворить запросы молодых мусульман, а полиция не может справиться с молодежной преступностью. «Отсутствие работы у молодых мусульман и их неудовлетворенность жизнью ведут не только к экономическим потерям, но создают социальную напряженность в этих городах», - подчеркивают в связи с этим эксперты из института «Открыытое общество»54.

Мусульмане и британское общество: Кто кого будет интегрировать?

Вопрос о том, стремятся ли мусульмане стать частью британского общества и с какими препятствиями они встречаются на тернистом пути интеграции, широко обсуждается в самом мусульманском сообществе. Хотя исламские исследователи и идейные лидеры высказывают весьма неоднозначные суждения на этот счет, их взгляды можно, пусть и весьма условно, разделить на «либеральные» (обыпчно их высказывают сторонники так называемого «евро-ислама»), умеренные и радикальные. Одним из ярких представителей первого направления - «либерального» - является проф.

52 Aspirations a. reality. British muslims a. labour market. - L, 2004. - P. 11.

53 Reporting islam a. muslim communities in Europe. - Mode of access: http://www. britishcoucil.org./az/brussels-europe-british-muslims-launch.htm

54 Ibid.

81

Лондонской школы экономики и президент Академии научных обществ, занимающихся социальными науками, член Лейбористской партии лорд Бхикху Парекх. В статье под названием «Представляет ли ислам угрозу демократии?»55 он отмечает, что в западной прессе очень часто можно встретить утверждения, будто бы ислам по сути своей недемократичен. При этом авторы подобных утверждений в качестве доказательства своей правоты указывают на тот факт, что лишь немногим мусульманским обществам удалось встать на путь демократического развития. Они ссылаются также на многочисленные примеры того, как видные мусульманские деятели произносят речи, полные ненависти к Западу, и на этом основании приходят к заключению, что «мусульмане не могут быть добрыми гражданами демократических стран Запада»56.

Б. Парекх полагает, что именно Великобритания с ее многочисленным мусульманским населением дает прекрасную возможность проверить обоснованность подобных представлений о мусульманах. Три четверти британских мусульман являются выходцами с индийского субконтинента, в основном из аграрных районов Пакистана и Бангладеш. Приезжая в Великобританию, они сталкиваются с непривычными для них условиями современной жизни, и именно это обстоятельство, а отнюдь не религия, по мнению Б. Парекха, является причиной «некоторых проблем, возникших у новоприбывших мусульман».

Наличие в британском обществе большого числа мусульман создает множество проблем, и одна из них - это «столкновение обычаев», - отмечает Б. Парекх. Мусульмане твердо настаивают на своем праве соблюдать собственные обычаи и потому они выступают с целым рядом претензий к властям. Они требуют, в частности, разрешить им заключать браки по договоренности; предоставить возможность беспрепятственно носить мусульманскую одежду; обязать работодателей делать перерывы в течение рабочего дня, с тем чтобы верующие могли совершать намаз; обязать органы

55 Парекх Б. Представляет ли ислам угрозу демократии? - Режим доступа: http://www.project-syndicate.org/commentary/parekh1/Russian

Статья написана по заказу независимой рабочей группы, сформированной в свое время по указу председателя Европейской комиссии Романо Проди для выявления долгосрочных духовных и культурных перспектив Европы после расширения ЕС. - Прим.авт.

56 Там же.

82

образования включать мясо «халял» в рацион мусульманских школьников и т.д. Мусульмане выступают также и за полигамию, но поскольку они знают, что полигамия запрещена английским законодательством, им приходится мириться с этим запретом. Б. Парекх убежден, что «мусульмане, как правило, принимают западные ценности, такие как равенство, свобода выгражения, терпимость, стремление к мирному урегулированию разногласий, уважительное отношение к решению большинства». Он подчеркивает, что и для мусульманского мира равенство рас и народов является одной из главных ценностей как в теории, так и на практике.

Б. Парекх считает, что процесс интеграции британских мусульман проходит весьма успешно. Он указывает, что большая часть мусульманского сообщества открыто заявляет о полной лояльности по отношению к Великобритании. К тому же мусульмане не уклоняются и от участия в общественной жизни, а их активность на выборах практически не отличается от активности остального населения.

Большие надежды в деле ускорения процесса сближения исламских ценностей с основными ценностями британской демократии Б. Парекх возлагает на появление особой, британской разновидности ислама. Он отмечает, что в современной Европе все явственнее проявляется тенденция к трансформации ислама. Формально или неформально, но во многих европейских странах, и в частности таких, как Франция, Германия, Нидерланды, Испания, уже возникают свои, собственные формы ислама. Британские мусульмане также работают в этом направлении.

Новыш, «британский, ислам», несомненно, приходит в столкновение с некоторыми аспектами ислама, который исповедуют иммигранты, прибыывающие в Великобританию, признает Б. Парекх. Однако религии не существуют в вакууме. Находясь в демократической стране, мусульмане начинают приспосабливаться к новыпм для них условиям. И одна из причин такого вышужден-ного приспособления, по мнению автора, состоит «в необходимости политического выпживания: поскольку мусульмане находятся в меньшинстве, они лишены возможности активно проповедовать идею создания исламского государства со всем его недемократиче-

83

ским потенциалом»57. Б. Парекх убежден: основная проблема для мусульман - не демократия (они активно используют ее для достижения собственных целей и для выражения протеста против существующих в Великобритании порядков), основная проблема для них - это жизнь в мультикультурном обществе. «Мусульмане убеждены в абсолютном превосходстве ислама, и это отражается в постоянно раздающихся призывах и отчаянном желании возродить былую славу, а также в обязанности обращения в ислам последователей других религий. Мусульмане могут сочетаться браком с немусульманами, но они считают, что те, кто вступает с ними в брак, обязаны перейти в ислам. Даже в надменной и самоуверенной Османской империи, где к евреям и христианам всегда относились терпимо, последователи этих религий считались гражданами второго сорта. В то время как для них всегда существовала возможность обращения в ислам, им запрещалось обращать мусульман в свою религию или жениться на мусульманских женщинах»58.

Все это, по мнению Б. Парекха, привело к тому, что «у мусульман выработалось своеобразное отношение к мультикультура-лизму. С одной стороны, они приветствуют его, поскольку он дает им свободу вероисповедания и возможность приобщения других к своей вере, но с другой стороны, им сложно принять его, ибо муль-тикультурализм отрицает их превосходство и подвергает их самих и их детей влиянию других религий и светских культур»59.

Несмотря ни на что, Б. Парекх убежден, что мусульмане и британцы найдут общий язык. Он подчеркивает, что «у исламского мира и Европы давно сложились представления о культурных особенностях и характерных чертах друг друга. Они были и продолжают оставаться элементами одного целого, и их иногда дружеские, иногда враждебные отношения связали их крепче, чем они сами осознают. Однако за исключением Испании и некоторых районов Восточной Европы до недавних пор взаимодействие между ними происходило на расстоянии, за пределами Европы. Сегодня им надо найти новые пути сосуществования и культивации

57 Парекх Б. Представляет ли ислам угрозу демократии? - Режим доступа: http://www.project-syndicate.org/commentary/parekh1/Russian

58 Там же.

59 Там же.

84

мирных, дружественных гражданских отношений»60. По мнению Б.Парекха, именно опыт Великобритании показывает, что здесь существуют хорошие основания для оптимизма.

Другой известный исламский исследователь - Атоллах Сид-дики, так же как и Б. Парекх, проживающий в Великобритании, придерживается «умеренных» взглядов на проблему мусульманской интеграции. В отличие от Б. Парекха, он видит суть конфликта между мусульманами и британским обществом не в «столкновении обычаев», а в «столкновении ценностей». Тот факт, что большинство мусульман, прибывающих в Великобританию, составляют выходцы из глухих сельских районов Пакистана, Бангладеш, а также ближневосточных и азиатских стран, по мнению А. Сиддики, предопределяет неизбежность такого столкновения.

А. Сиддики напоминает, что ислам в этих странах пронизывает по существу все стороны жизни общества, для граждан этих государств ислам является не просто религией, он определяет их образ жизни, систему мышления, но главное - систему ценностей. «Приезжая в Великобританию, многие мусульмане ожидают увидеть страну, хотя и христианскую, но тоже пронизанную религиозным духом, - пишет он. - Когда же иммигранты сталкиваются с реальной действительностью, они испытывают настоящий культурный шок. Они вдруг обнаруживают, что на их новой родине религия играет лишь декоративную роль и не имеет никакого отношения к повседневной жизни людей, что сам факт существования Бога зачастую ставится здесь под сомнение, а с экранов телевизоров религиозные верования подвергаются очернительству. Все это ставит мусульман в тупик и зачастую порождает у них стойкое неприятие Запада как такового и западного образа жизни в целом»61.

Газета «Guardian» уже на протяжении нескольких лет регулярно проводит опросы мусульман, проживающих в Великобритании. Газету интересует прежде всего вопрос: как само мусульманское сообщество относится к проблеме интеграции? Опросы показывают, что с каждым годом мусульмане ощущают все большую изолированность, а их стремление интегрироваться в британское

60 Парекх Б. Представляет ли ислам угрозу демократии? - Режим доступа: http://www.project-syndicate.org/commentary/parekh1/Russian

61 Siddiqui A. Muslims in Britain: Past a. present. - Mode of access: http://www. islamfortoday.com/britain.htm

85

мультикультурное общество ослабевает. Лишь треть опрошенных мусульман (33%) считает, что их единоверцы должны предпринимать еще большие усилия в деле интеграции, а каждый четвертый мусульман (26%) заявляет, что «процесс интеграции и так уже зашел слишком далеко». Наиболее тревожным социологи считают тот факт, что численность мусульман, не желающих встраиваться в общество, которое они считают «безрелигиозным» и «безнравственным», непрерывно увеличивается62.

Большой вклад в усиление антиинтеграционных настроений мусульман, несомненно, вносят радикальные мусульманские лидеры, решительно выступающие против интеграции мусульман в британское общество. Пользуясь либеральными британскими законами и толерантностью, так свойственной британцам, они не только не скрывают своих взглядов, но, напротив, везде, где только можно, - в мечетях, в многочисленных исламских центрах, в Интернете и в печатных изданиях активно пропагандируют их. Так, в интервью издающемуся в британской столице еженедельнику «А1-НауаЬ> египтянин по происхождению, но британец по паспорту, один из самых известных исламских радикалов шейх Абу Хамза, имам мечети, расположенной в Финсбери парк в Лондоне (прихожанами этой мечети были и организаторы теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, и исполнители теракта 2004 г. в Мадриде), возглавляющий также исламистскую организацию «Ансар Аль-Шариах», в ответ на вопрос: «Как мусульманская община воспринимает призыв к интеграции в британское общество?» - заявил, что «правоверные мусульмане никогда не одобрят западный образ жизни и западный тип поведения. То, что приемлемо для Запада, неприемлемо для мусульман, поэтому интеграция мусульман в немусульманское общество может быть лишь частичной, т.е. она может затрагивать лишь некоторые стороны их жизни. Например, мусульмане, так же как и британцы, выступают за охрану окружающей среды, за защиту прав человека, за борьбу с коррупцией. Но мусульмане никогда не воспримут многие западные нормы, и

62 Travis A. Desire to integrate on the wane as muslims resent «war on Islam». -access: http://politics.guardian.co.uk/polls/story/0,11030,1170210,00.html 86

Mode of

прежде всего такие, как свободные отношения между мужчинами и женщинами, супружеская измена или гомосексуализм»63.

Другой известный радикальный исламист - сириец шейх Омар Бакри Мухаммад64, основатель Шариатского суда Великобритании (этот суд несколько лет назад приговорил к смерти премьер-министра Энтони Блэра за участие британской армии в коалиционных силах в Ираке), в интервью тому же еженедельнику заявил: «Я не сторонник полнейшей изоляции мусульман, но в то же время я не поддерживаю и идею интеграции— Мы вообще не думаем, что возможно интегрироваться в те общества, в которых мы живем»65.

Абу Хамза и Омар Бакри выступают за такую интеграцию, которая осуществлялась бы «средствами исламской религии и исламской веры», т.е. они считают, что британское общество «не должно заставлять меняться мусульман, а, напротив, «должно меняться само». Оба они выражают твердую убежденность в том, что западная цивилизация и западное право рано или поздно уступят свое место исламу, и подчеркивают, что британское мусульманское сообщество прилагает большие усилия в этом направлении. «Глупо быгло бы надеяться, что западные страны когда-нибудь достигнут уровня ислама, - заявил Абу Хамза. - Им нужно куда больше времени только лишь для того, чтобы понять ислам. Расизм глубоко засел в душах западных людей, и с этим ничего не поделаешь. Единственный путь противостоять западному расизму - это призвать западных людей принять ислам, чтобы они поняли, какой высокой цивилизации они лишены. Поскольку поток иммигрантов

63 Абу Хамза очень упрощенно, но доходчиво объяснил, почему мусульмане не могут и не должны перенимать западные ценности и нормы поведения. «Если мы интегрируемся полностью, это значит, что дочери из мусульманских семей будут приходить домой беременными, отец будет им говорить: «Все нормально, я же интегрировался», жена будет выгонять мужа из дома, он будет спать где-нибудь в своей машине, а она будет приводить домой любовника», - сказал он (Доэрти Д. Мусульманские лидеры обещают «изменить Запад». - Режим доступа: http://www.pravda.ru/abroad/2002/08/13/45634.html).

64 Омар Бакри Мухаммад возглавляет также такие экстремистские организации, как «Аль-Мухаджирон» и Всемирный исламский фронт. - Прим. авт.

65 Доэрти Д. Мусульманские лидеры обещают «изменить Запад». - Режим доступа: http:www.pravda.ru/abroad/2002/08/13/45634.html

87

из мусульманского мира в Великобританию нарастает, обращение в ислам решило бы многие проблемы этой страны»66.

Собыггия последних лет со всей очевидностью свидетельствуют, что не оторванные, по мнению рядовых мусульман, рассуждения о «евроисламе», о сходстве британских и мусульманских ценностей, а призывы исламистов находят все больший отклик в среде британских мусульман. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты ряда серьезных исследований, проведенных британскими социологами после терактов в Лондоне в июле 2005 г. Эти исследования стали по существу ответом на запрос, предъявленный британским обществом.

Радикализация британского мусульманского сообщества

Теракты в Лондоне 7 июля 2005 г., в результате которых 52 человека погибли и более 700 получили ранения и увечья, повергли сдержанных британцев в шок. Сразу же после официального объявления властями о том, что взрыывыы быпли организованы радикальными исламистами, в Лондоне и в североанглийских городах, где особенно велика доля мусульманского населения, начались поджоги мечетей. Мусульманские организации и культурные центры, мечети, медресе получили более ста тысяч почтовых и электронных писем с обвинениями и угрозами. Полиция сообщала о многочисленных случаях, когда подростки оскорбляли на улицах мусульман и даже нападали на них.

Комментируя эти собыытия, многие аналитики отмечали, что для британских властей и сами теракты, и реакция британского общества на них оказались полной неожиданностью. На протяжении нескольких десятилетий они по существу не имели информации о том, что происходит в предоставленном самому себе, закрытом для посторонних мусульманском сообществе, сумевшем благодаря полному отсутствию контроля за несколько десятилетий превратиться в «государство в государстве».

Общественность особенно шокировало то обстоятельство, что трое из четверых террористов-смертников родились и выросли в Великобритании. До событий 2005 г. британцы были твердо убе-

66 Доэрти Д. Мусульманские лидеры обещают «изменить Запад». - Режим доступа: http://www.pravda.ru/abroad/2002/08/13/45634.html 88

ждены, что с проблемой самоидентификации могут сталкиваться лишь иммигранты первого поколения, а третье поколение, родившееся и выросшее на британской земле, этим вопросом уже не должно задаваться. Ведь дети и внуки иммигрантов, приехавших в 1950-1960-е годы, ходят в те же школы, что и дети коренных жителей, впитывают ту же культуру, поэтому само собою разумеется, что они должны воспринимать Великобританию как свою собственную родину, ибо другой родины у них нет. Теракты разрушили сложившиеся представления британцев о мусульманских иммигрантах. Мало того, что террористы-смертники (мусульмане по вероисповеданию и пакистанцы по происхождению) получили образование в Великобритании и имели британское гражданство, оказалось к тому же, что в социальном плане они отнюдь не являлись маргиналами, напротив, и по образованию, и по уровню доходов они были типичными представителями среднего класса67.

Общественность хотела получить ответ на мучивший всех вопрос: почему британские граждане исламского вероисповедания оказались способными совершить теракт против своей же собственной страны?

Как отмечал английский журналист Стивен Ик (Би-би-си), «Британия ошеломленно начала осознавать, что может поставить печальный рекорд и оказаться первой в Западной Европе страной, породившей фанатиков-самоубийц. Теракты, потрясшие Лондон в июле 2005 г., с абсолютной ясностью показали, что есть люди (небольшое число мусульман), живущие в Великобритании и при этом нацеленные на разрушение основ британского общества: свободы, в ее самом широком понимании, либерализма и верховенства закона»68.

В стране развернулась дискуссия по вопросу о том, способно и готово ли мусульманское сообщество к интеграции, прежде всего культурной, и чем может обернуться для Великобритании сохра-

67 Так, один из террористов-смертников, Шехзад Танвир, оставил своим наследникам больше 120 тыс. фунтов (Остальский А. Британские мусульмане: Через год после взрывов. - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_5159000/5159520. stm)

68 Ик С. Многокультурная Британия: Взрывы укрепляют сомнения. - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_4679000/4679941.stm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

89

нение нынешней ситуации, когда мусульмане живут по существу своей, параллельной с британским обществом жизнью?

Общественный запрос на информацию о процессах, происходящих в огромном и быстро растущем мусульманском сообществе, раньше других политических сил восприняли консерваторы. В 2006 г. организация «Policy exchange», мозговой центр Консервативной партии, провела специальное исследование с целью выяснить умонастроения молодых британских мусульман. Авторы исследования, опубликовавшие доклад под названием «Жизнь врозь. Британские мусульмане и парадокс мультикультурализма»69, пришли к неутешительному выводу: молодые приверженцы ислама, проживающие в настоящее время в Великобритании, очень быстро радикализируются.

Исследование показало, что молодые мусульмане (в возрасте от 16 до 24 лет) по всем вопросам общественной жизни придерживаются намного более радикальных взглядов, нежели их родители. Подавляющее большинство молодых мусульман (86%) считают «религию самой важной вещью в своей жизни», а 37% из них выступают за введение на Британских островах законов шариата (в возрастной группе после 55 лет подобных взглядов придерживаются лишь 17% мусульман). Молодые мусульмане становятся все более нетерпимыми, они не только не признают тех, кто не разделяет их взглядов и убеждений, но требуют сурового наказания инакомыслящих. Более трети из них (36%) выступают за вынесение смертного приговора любому отказавшемуся от своей веры мусульманину (среди пожилых мусульман с подобными требованиями выступает каждый пятый) 70.

Исследователи подчеркивают, что склонность к религии не связана со стремлением молодежи следовать культурным традициям своих родителей, их интерес к религии носит скорее политический характер. По их мнению, об этом свидетельствует прежде всего стремление мусульманской молодежи постоянно подчеркивать свою идентичность в публичной сфере, в том числе и через одежду. Три четверти молодых мусульман решительно высказываются за

69 Mirza M., Senthikumaran A., Ja'far Z. Living apart together. British muslims a. the paradox of multicultaralism. - L., 2007. - 99 p.

70 Ibid. - P. 5.

90

то, чтобы женщины обязательно покрывали голову платком (среди пожилых людей подобной позиции придерживаются менее трети всех опрошенных)71.

В отличие от своих родителей молодые мусульмане поддерживают менее тесные связи с немусульманским населением, предпочитают жить по собственным законам и стремятся отдавать своих детей не в смешанные государственные, а в исламские школы. За исламское обучение в целом выступают 35% мусульман, но при этом среди лиц в возрасте 55 лет и старше сторонником исламского обучения является лишь каждый пятый, среди лиц среднего возраста (45-54 года) - каждый четвертый, а среди молодежи (1624 года) - уже каждый третий72. Если среди пожилых мусульман (55 лет и старше) 71% считает, что контакты с немусульманами для них так же важны, как и с мусульманами, то среди молодежи (1624 года) такого мнения придерживаются лишь 62%73.

Исследователи обращают внимание на наличие конфликта между умеренным исламским большинством, предпочитающим жить по британским законам (таковые, как показали опросы, составляют около 60%), и меньшинством, их отвергающим (более 40%)74. Но это меньшинство, не желающее мириться с законами страны, предоставившей им гражданство и наделившее их всеми демократическими правами, непрерывно увеличивается.

Наиболее тревожным обстоятельством, по мнению исследователей из «Policy exchange», является то, что радикально настроенные мусульмане не считают даже нужным скрывать свои взгляды. В ходе проведенного опроса 7% мусульман (т.е. 140 тыс. человек!) открыто заявили, что они «восхищаются организациями, готовыми бороться с Западом, такими как «Аль-Каида». Причем, если среди лиц пожилого возраста (55 лет и старше) свое восхищение террористами высказали 3% опрошенных, то среди молодежи (1624 года) - 13% (т.е. каждый восьмой)75.

71 Mirza M., Senthikumaran A., Ja'far Z. Living apart together. British muslims a. the paradox of multicultaralism. - L., 2007. - P. 5.

72 Idid.

73 Ibid.

74 Ibid.

75 Ibid.

91

Исследователи считают, что рост исламизма в Великобритании не может объясняться лишь внешнеполитическими проблемами. По их мнению, радикализация мусульманского сообщества является одним из следствий проводимой с 1980-х годов в Великобритании политики мультикультурализма. Они убеждены, что именно мультикультурная политика, подчеркивающая различия между людьми, привела к делению их по этническому, религиозному и культурному принципу, нанесла ущерб британской национальной идентичности и стимулировала у мусульман стремление заниматься поисками своей идентичности.

Исламистские группировки смогли усилить свое влияние на мусульманское население на местном и национальном уровнях именно потому, что они делали упор на мусульманскую идентичность и требовали для мусульман «права быть другими», подчеркивают исследователи из «Policy exchange». Они обвиняют британские власти в том, что те, так же как и мусульманское сообщество, слишком преувеличивают проблему исламофобии и тем самым способствуют появлению у определенной части мусульман ощущения, будто они являются жертвами. Пытаясь избавиться от этого ощущения униженности, молодые мусульмане все чаще начинают обращаться к религии, которая помогает им повысить свою значимость в собственных глазах и обрести чувство принадлежности к единому сообществу. В своем стремлении обрести опору в чуждом для них окружении «мусульмане все чаще обращают свой взор не только на религию, но и на абстрактную глобальную умму», членами которой они начинают себя чувствовать во все большей мере, отмечают авторы исследования76.

Но вину за резкое увеличение численности сторонников исламского фундаментализма исследователи возлагают не только на британские власти, но и на ведущие мусульманские организации, и прежде всего - на Мусульманский совет Великобритании (МСВ). Они утверждают, что именно МСВ способствует разжиганию сепаратизма и игнорирует чаяния людей, чьи интересы он представляет.

Лидер Консервативной партии Великобритании Дэвид Кэ-мерон назвал результаты исследования «исключительно тревож-

76 Mirza M., Senthikumaran A., Ja far Z. Living apart together. British muslims a. the paradox of multicultaralism. - L., 2007. - P .6.

92

ными». «Нам необходимо решительно изменить ситуацию, которая способствует большей оторванности молодых людей от британского общества по сравнению с их родителями, - сказал он. -Следует устранить все барьеры на пути к более крепкому, сильному обществу - барьеры экстремизма, неконтролируемой миграции, бедности и образования». Д. Кэмерон призвал к ужесточению режима иммиграции, которая, по его мнению, «обостряет жилищную проблему, создает нагрузку на социальную сферу, способствует разделению общества, порождает страх и отторжение среди представителей всех этнических групп британского населения»77.

Еще более жесткую позицию по вопросу о радикализации британского мусульманского сообщества занимает другой видный деятель Консервативной партии - теневой министр внутренних дел Дэвид Дэвис. В октябре 2006 г. в статье, опубликованной в газете «The Daily Telegraph», он заявил, что «мусульмане сами запирают себя в закрытых сообществах». Д. Дэвис обвинил мусульманских лидеров в том, что они поощряют «добровольный апартеид» в Великобритании. «Возникает ощущение, что мусульманское сообщество излишне чувствительно реагирует на критику и не желает участвовать в дискуссии по существу, - сказал он. - Хуже того, некоторые мусульманские лидеры считают, что они как сообщество должны быть защищены от критики, от споров, пародий, сатиры и всех прочих вызовов в обществе, которое своей высшей ценностью считает свободу слова. Тут все должно быть ясно: я уважаю вашу религию, вы уважаете мою, и все мы уважаем наши законы. Никакого особого отношения ни к каким группам быть не может». Д. Дэвис предупредил, что в Соединенном Королевстве «нарастает опасность столь глубоких социальных и религиозных разломов, что основы общественного устройства, такие как свобода слова, могут быть просто разрушены, а это чревато созданием в стране идеальных условий для выращивания доморощенных тер-рористов»78.

77 «Policy Exchange»: Мусульманский совет Великобритании повинен в том, что настроения мусульманской молодежи «являются зеркальным отражением неофашистской БНП». - Режим доступа: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-10910.html

78 «Daily Telegraph»: «Аль-Каида» выигрывает войну идей, говорит министр.-Режим доступа: http://www.rol.ru/news/misc/press/06/10/23_002.htm

93

Мусульманские организации были возмущены словами Д. Дэвиса, они расценили его статью как выыпад против всего мусульманского сообщества. Один из лидеров Мусульманского совета Великобритании - Инаян Бунглавала заявил в этой связи: «Ни одна группа в современной Великобритании не подвергалась такому систематическому поношению в последние годы в СМИ, как британские мусульмане. Говоря так, я констатирую факт, а вовсе не проявляю «излишнюю чувствительность», как полагает господин Д. Дэвис. Мы все, как единое общество, должны обеспечивать право на свободу слова, однако это предполагает также и право мирно протестовать против клеветы и оскорблений, раздающихся в адрес мусульман»79.

Вплоть до последнего времени британское государство проявляло по отношению к исламистам столь большую терпимость, что это вызывало недоумение не только у многих коренных британцев, но и у самих мусульман. Опросы, проведенные уже после терактов 2005 г., показали: более четверти мусульман (28%) придерживаются мнения, что власти Великобритании слишком либеральны в той части своих отношений с исламским сообществом, которая касается «неущемления прав последователей ислама»80. Именно терпимость властей и британского общества в целом позволила исламским радикалам чувствовать себя на Британских островах гораздо свободнее, чем в тех странах, откуда они приехали и где они подвергались гонениям (факт преследования за политические взгляды, как правило, являлся основанием для предоставления исламистам статуса политического беженца в Великобритании), и создать здесь разветвленную сеть террористических организаций (многие эксперты говорят даже, что Великобритания по существу превратилась в европейский центр мирового джихада).

Совершенно очевидно, что в новой ситуации, складывающейся после террористической атаки в 2005 г., и особенно после провалившихся попыток исламских радикалов осуществить теракты в Лондоне и Глазго в конце июня 2007 г., власти будут выынужде-

79 Хеннесси П., Кайт М. Тори обвиняют мусульман в том, что те «сами отгораживаются и создают апартеид». - Режим доступа: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-8384.html

80 Mirza M., Senthikumaran A., Ja far Z. Living apart together. British muslims a. the paradox of multicultaralism. - L, 2007. - P. 6.

94

ны в корне изменить свою политику как в отношении радикальных исламистов, так и мусульманского сообщества в целом. В противном случае Британию неизбежно захлестнет волна террора и говорить об уникальности британской демократии и британской толерантности уже не придется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.