Научная статья на тему 'Политика советского руководства по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке СССР в первой половине 30-х гг. Хх в'

Политика советского руководства по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке СССР в первой половине 30-х гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ОБОРОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОСОБАЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АРМИЯ / МОРСКИЕ СИЛЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / МАНЬЧЖУРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галактионов Егор Николаевич

История 30-х гг. ХХ в. является одним из уникальных этапов советского времени, имеющих множество противоречивых представлений у исследователей. В статье предпринята попытка освещения государственной политики, проводимой в Дальневосточном регионе по наращиванию оборонного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика советского руководства по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке СССР в первой половине 30-х гг. Хх в»

УДК 321.01: 355.458 (571.6) "193"(045)

Галактионов Егор Николаевич - адъюнкт ФГКОУ ВПО «Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]

Е.Н. Галактионов E.N. Galaktionov

Политика советского руководства по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке СССР в первой половине 30-х гг. ХХ в.

История 30-х гг. ХХ в. является одним из уникальных этапов советского времени, имеющих множество противоречивых представлений у исследователей. В статье предпринята попытка освещения государственной политики, проводимой в Дальневосточном регионе по наращиванию оборонного потенциала.

The policy of Soviet leaders on strengthening the defense power in the Far East of

USSR at the beginning of 1930s

The beginning of 1930th is one of the unique stages of the Soviet period. This period has a lot of opposing research views. The article covers the issue about the state policy on strengthening the defense power in the Far East.

Ключевые слова: Дальний Восток, оборонный потенциал, Особая Дальневосточная армия, Морские силы Дальнего Востока, Маньчжурия.

Keywords: The Far East, massive defense buildup, Special Red-Bannered Far Eastern Army, Naval Forces Far East, Manchuria.

Проблема создания на советском Дальнем Востоке оборонного потенциала в 1930-е гг. в отечественной историографии принадлежит к числу проблем, не теряющих своей актуальности и активно исследующихся в постсоветский период [1]. Изданные в последние годы сборники документов и материалов из Архива Президента РФ, Российского государственного военного архива и др. [2], ранее недоступные исследователям, стали важным импульсом для продолжения исследования этой проблемы.

Цель статьи - показать, какие ответные действия предприняло советское государство на возросшую военную угрозу на Дальнем Востоке СССР в первой половине 1930-х гг.

В конце 20-х гг. ХХ в. по инициативе и при активном участии милитаристских кругов Японии на Дальнем Востоке стал формироваться очаг военной опасности для СССР. Воспользовавшись тем, что европейские державы

и США целиком поглощены своими внутренними проблемами в связи с экономическим кризисом, Япония, не объявляя войны, используя «местные инциденты», в 1931 г. вводит свои войска в Маньчжурию и тем самым создает плацдарм для захвата Северного Китая и нападения на СССР.

Эти планы нашли свое подтверждение в секретной переписке военного японского руководства, перехваченной советской разведкой в 1931 г. [3]. В документе анализировались политическая и экономическая обстановка СССР, его Вооруженные силы и делался однозначный вывод, что наступил лучший момент для нападения на СССР и «... разрешения проблемы Дальнего Востока» для Японии. Не скрывалось, что кардинальная цель будущей войны для Японии заключалась в завоевании советского Дальнего Востока и Восточной Сибири.

В этот период Япония выходит из Лиги Наций и усиленно вооружается. Приготовления к войне шли по линии наращивания военной экономической базы, перевооружения и количественного усилия вооруженных сил, подготовки плацдарма в Маньчжурии. Военный бюджет Японии с 1930 по 1934 гг. увеличился более чем в два раза, такое финансирование позволило увеличить численность японских вооруженных сил с 230 тыс. (в 1931 г.) до 380 тыс. (в 1936 г.). На границах с Советским Союзом - в Маньчжурии, Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах - в 1935 г. были сосредоточены более 200 тыс. японских и 75 тыс. маньчжурских войск, свыше 200 боевых самолетов [4].

Большое значение милитаристские круги Японии придавали укреплению своего присутствия на Южном Сахалине и Курильских островах, где планировалось создание мощной военной базы. Усиленными темпами шло строительство стратегически важных железных и шоссейных дорог, возводились казармы для размещения солдат и офицеров Квантунской армии, сооружалась телефонно-телеграфная связь, проводились работы по прокладке подводного кабеля с мыса Соя (о. Хоккайдо) к мысу Ноторо (Южный Сахалин), общая длина которого превышала 92 мили [5].

Формирование военного очага вблизи границ СССР потребовало от руководства экстренных мер. Анализируя советскую оборонную политику, Л. Самуэльсон упоминает о закрытых заседаниях Политбюро от 1 и 8 июля 1929 г., результатом которых стали Постановления «О состоянии обороны СССР» и «О военной промышленности» [18]. При разработке планов оборонной промышленности в мирное и военное время, планов развития вооруженных сил эти документы явились основополагающими, определяющими темпы производства и обеспечения Красной армии.

Одной из мер усиления централизованного руководства вооруженными силами, укрепления единоначалия в армии и на флоте стало создание Военного совета при народном комиссаре обороны СССР, в соответствии с Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1934 г. [2].

Поездки высших военных руководителей на Дальний Восток стали ответной мерой руководства страны на нарастание угрозы со стороны Японии. Так, в феврале - марте 1929 г. Дальневосточный край посетил член Реввоенсовета СССР, инспектор кавалерии РККА, С.М. Буденный, который в

ходе визита инспектировал части Хабаровского гарнизона, базу Амурской военной флотилии и обратил особое внимание на необходимость развертывания здесь оборонной работы, решительной борьбы с проявлением беспечности [6].

В июне 1931 г. на Дальний Восток приехал народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. Побывав в частях и соединениях, в том числе и в Тихоокеанской дивизии, он ознакомился с состоянием боевой и политической подготовки, присутствовал на тактических учениях, интересовался бытовым устройством, культурным обслуживанием личного состава. К.Е. Ворошилов участвовал в выборе мест строительства портов Находка и Ванино [7].

Эта поездка стала важной частью реализации военной политики страны: удалось скорректировать отдельные важные вопросы и уточнить существенные детали военных планов, настроить краевые власти, общественные организации, всё население края на энергичное участие в ускоренном строительстве восточного военно-оборонительного форпоста СССР.

В 1930 г. заместитель наркома обороны Я.Б. Гамарник был назначен председателем комиссии ЦК ВКП(б) и СНК СССР по вопросам укрепления обороноспособности Дальнего Востока. В ходе регулярных поездок в край он решал партийно-политические, военные, мобилизационные вопросы, главное содержание которых нередко обозначал Сталин [8]. Таким образом, Я.Б. Гамарник координировал деятельность местных органов власти по выполнению поставленных центром задач, докладывал в ЦК партии о проблемах, существующих в крае, добивался их решения.

Был предпринят ряд последовательных шагов по укреплению оперативного управления группой советских войск на Дальнем Востоке. Так, в 1932 - 1933 гг. в составе Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (далее - ОКДВА) были сформированы на правах неотдельных армий Забайкальская (командующий И.К. Грязнов) и Приморская (командующий И.Ф. Федько) группы войск. Так же были укреплены районы Владивостока, Де-Кастри, Николаевска-на-Амуре (1933 г.). Командующему ОКДВА в оперативном отношении подчинялись пограничные войска края (1932 г.), Уссурийская и Забайкальская железные дороги (1933 г.), Амурская Краснознаменная флотилия (1935 г., командующий И.Н. Кадацкий-Руднев) [2]. Изменения в оперативном управлении группой советских войск на Дальнем Востоке являлись частью мер по усилению централизованного руководства вооруженными силами, укреплению единоначалия в армии и на флоте.

Первостепенной задачей по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке явилось увеличение численности корабельного и катерного состава. В годы Гражданской войны, по словам В.К. Арсеньева, произошло «обескорабливание», которое негативным образом повлияло на положение дел в крае [8]. К концу 1927 г. на Дальнем Востоке, по заявлению Гамарника, была «пара негодных галош», отсутствовал катерный флот [9].

Для усиления охраны государственной границы СССР по рекам Амур и Уссури в августе 1930 г. были сформированы объединенные отряды речных катеров. В их состав вошли: катера «Сахалинец», «Чекист», «Красин», «Р-8», «Р-

19»; гидроглиссеры типа «БГ-2» и «ГГ-2». Камчатский пограничный отряд был усилен маневренной группой, став мощной боевой единицей, способной противостоять нарушителям границы. В 1932 г. из г. Хабаровска в г. Петропавловск-Камчатский и из г. Владивостока в г. Александровск-Сахалинский были передислоцированы 16-й и 17-й пограничные полки войск ОГПУ, которые вошли в состав Сахалинского и Камчатского пограничных отрядов. Кроме этого, были сформированы отдельные морские контрольно-пропускные пункты в г. Владивостоке в 1931 г.; в гг.Охотске и Николаевске-на-Амуре в 1933 г. Создание дальневосточной пограничной авиации в 1932 г. повысило боеспособность пограничной охраны на море. Самолеты «Ша-2», «У-2», «Савойя - С62 бис» стали регулярно использоваться при охране северовосточных морских рубежей страны [10].

Весной 1932 г. советским правительством было принято решение о создании в кратчайшие сроки Военно-морских сил Дальнего Востока. Возглавил морские силы М.В. Викторов, грамотный моряк, авторитетный, энергичный, волевой и, самое главное, самостоятельный руководитель, способный на месте оперативно решать множество организационных и технических вопросов. М.В. Викторов прошел путь от помощника вахтенного офицера до начальника Морских сил Балтийского моря. Он участвовал в боевых походах кораблей, Ледовом походе, высадке десанта под Нарвой, в бою у Куйвасто, воевал против англичан и войск Юденича, командовал линкорами «Андрей Первозванный» и «Гангут», участвовал в подавлении кронштадтского мятежа.

В 1933 - 1934 гг. Морские силы Дальнего Востока пополняются новыми кораблями, подводными лодками, которые в разобранном виде доставлялись по железной дороге и собирались на Дальзаводе и в Осиповском затоне в г. Хабаровске. Строительные батальоны, вошедшие в состав морских сил в 1933 г., строили береговые базы для торпедных катеров и подводных лодок, аэродромы, батареи береговой обороны, железные дороги, жилые и административные здания. Только для береговой обороны в 1934 г. были построены 145 сооружений. На оборонительном строительстве работала большая армия: 43000 бойцов и командиров строительных батальонов и 25000 вольнонаемных рабочих [11].

Американский исследователь Джон Стефан в книге «Дальний Восток России» утверждал: «... Состояние Тихоокеанского флота было в большей степени наследием Германской Веймарской Республики и фашистской Италии. В период с 1926 по 1933 гг. немецкие военные инженеры усовершенствовали военные базы во Владивостоке и обучили советских стажеров управлять немецкими подводными лодками, перевезенными через Сибирь на вагонах-платформах. Когда немцы покинули Дальний Восток с приходом к власти Гитлера в 1933 г., Москва сделала заказ на итальянские подводные лодки. Муссолини одобрил сделку, и подводные лодки для Советского Союза прибыли во Владивосток в 1934 г.» [19]. Эти данные нуждаются в дополнительном исследовании.

Стоит заметить, что в 1933 г. строительство флота шло быстрыми темпами, количество боевых кораблей за этот год выросло в 10 раз. К началу 1935 г. Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что стали фактически представлять собой вполне организационно оформленный военно-морской флот [12]. Исходя из этого, 11 января 1935 г. Приказом НКО СССР №9 наименование морских сил морей были изменены:

- Морские силы Балтийского моря - Краснознаменный Балтийский флот;

- Морские силы Черного моря - Черноморский флот;

- Морские силы Дальнего Востока - Тихоокеанский флот [2].

После реорганизации морских сил Тихоокеанский флот пополнился лучшими матросами и офицерами Балтики и Черноморского флота [13]. Полным ходом шел процесс внедрения новых образцов вооружения, которые в первую очередь направлялись на Тихоокеанский флот. Это были телеуправляемые торпедные катера, новейшие торпеды 53-27, инфракрасные системы обнаружения, железнодорожные батареи с орудиями 356-мм калибра, морская авиация [14]. Данные меры положительным образом отразились на результатах боевой подготовки Тихоокеанского флота, который по итогам 1935 г. занял первое место среди флотов [2].

Из приведенных документов становится очевидным, что советское руководство понимало всю сложность внешнеполитической обстановки на востоке страны, привлекало сюда огромные финансовые ресурсы, что, в свою очередь, способствовало укреплению оборонного потенциала.

В 1932 г. сумма освоенных средств в Дальневосточном крае была равна 240000000 руб., в 1933 г. - 480000000 руб., а за десять месяцев 1934 г. она составила 1200000000 руб. [2]. Эти данные, приведенные начальником политуправления ОКДВА Л.Н. Аронштамом на Военном совете в 1934 г., свидетельствуют, что за два с лишним года рост денежных средств, направленных государством на развитие ОКДВА и флота, вырос в 5 раз. Становится очевидным, что на финансирование армии и Военно-морских сил Дальнего Востока государство не жалело средств, увеличивая финансовые потоки и тем самым реализуя политику по укреплению обороноспособности дальневосточных рубежей.

Развивая на Дальнем Востоке военный сектор, руководство страны столкнулось с рядом проблем, которые тесным образом переплетались с развитием советской промышленности и требовали немедленного решения. В. В. Куйбышев в докладе на XVII съезде партии в 1934 г. выделил такие трудности края, как: отсутствие дорог, нехватка водного транспорта, слабое развитие топливно-энергетического комплекса и др. [15].

План второй пятилетки, утвержденный на XVII съезде, включал широкое промышленное строительство в отсталых районах, к которым был отнесен и Дальний Восток. Причем, на развитие тяжелой промышленности на востоке страны направлялись около половины всех капиталовложений [16].

Эта программа способствовала строительству в Дальневосточном крае железнодорожных дорог, новых городов, судостроительных, авиационных

заводов, лесоперерабатывающих комбинатов и портов. В мае 1933 г. был заложен Амурский судостроительный завод. В мае 1935 г. Приказом НК тяжелой промышленности СССР №651 было принято решение о строительстве металлургического завода в г. Комсомольске-на-Амуре, мощность которого будет составлять 240 тыс. т стали и 200 тыс. т готового проката в год. В мае 1934 г. были выделены средства для проведения подготовительных работ по строительству железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань. Интересен и тот факт, что благодаря вмешательству К.Е. Ворошилова сумма выделенных средств на изыскательские работы была увеличена с 3 млн. руб. до 5 млн. руб., а также предоставлено техническое оборудование, что положительным образом отразилось на темпах строительства [17].

Одновременно велась политика по привлечению рабочей силы из центральных районов страны, были предусмотрены льготы и преференции тем, кто оставался в крае.

Таким образом, в первой половине 30-х гг. ХХ в. Дальний Восток играл важную роль в геополитике советского государства, которая определялась стратегическим положением края, его народнохозяйственным значением. Нарастание прямой военной угрозы со стороны милитаристской Японии, территориальные притязания сопредельных государств, постоянные военные провокации заставили руководство страны по-новому взглянуть на проблемы региона. Анализ исторических событий в первой половине 30-х гг. ХХ в. свидетельствует, что политика государства по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке, формированию его промышленных центров явилась своевременной мерой, укрепившей пограничную безопасность на суше и на море, поднявшей на новый уровень готовность Дальневосточного региона к будущей войне.

Литература и источники:

1. Бородин, А. В. Флот России на Тихом океане / А. В. Бородин. -Владивосток, 2006 ; Дубинина, Н. И. Дальний Восток Яна Гамарника / Н. И. Дубинина. - Хабаровск, 2011. - 432 с. ; Песков, В. М. Военная политика СССР на Дальнем Востоке в 30-е гг. ХХ в. / В. М. Песков. - Хабаровск, 2000. - 348 с. ; Ткачева, Г. А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной Войны (1941 - 1945) : автореф. дис. ...д-ра ист. наук / Г. А. Ткачева. - Владивосток, 2012 ; Эндаков, Д. Н. Политические органы и партийные организации ТОФ в борьбе за укрепление оборонной мощи Приморья (1932 - 1941) : автореф. дис. ...канд. ист. наук /Д. Н. Эндаков. - Владивосток, 1973. ; и др.

2. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Декабрь 1934 г. : документы и материалы. - М. : РОССПЭН, 2007 ; Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Декабрь 1935 г. : документы и материалы. - М. : РОССПЭН, 2008 ; Советское руководство. Переписка 1928 - 1941. - М., 1999 ; Сталин и Каганович. Переписка 1931 - 1936. - М., 2001 ; и др.

3. Резюме беседы посла Хирота с генерал-майором Харада (1 июля 1931 г.) // Лубянка. Сталин и ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД. - Январь 1922 - декабрь 1936. - М, 2001.

4. История Второй мировой войны 1939 - 1945. - Т. 1. - М., 1973. - С. 102.

5. Пограничные войска СССР 1929 - 1938. - М. : Граница. - С. 440.

6. Песков, В. М. Военная политика СССР на Дальнем Востоке в 30-е гг. ХХ в. / В. М. Песков. - Хабаровск, 2000. - 348 с.

7. Краснознаменный дальневосточный. - М. : Воениздат, 1985. - С. 104.

8. Дубинина, Н. И. Дальний Восток Яна Гамарника / Н. И. Дубинина. -Хабаровск, 2011. - 432 с.

9. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). - Ф. П-2. - Оп. 1. -Д. 51. - Л. 35.

10. Пашков, А. М. За край родной - Дальневосточный / А. М. Пашков. -Южно-Сахалинск, 1985. - С. 82, 83.

11. Зайцев, Ю. М. Флагман флота 1 ранга М. В. Викторов - организатор строительства Тихоокеанского флота СССР (1932 - 1937) / Ю. М. Зайцев // Россия на Тихом океане: роль личности в становлении российской государственности (Шестые Куршановские чтения, 2009 г.). - Владивосток, 2011. - С. 317 - 322.

12. Бородин, А. В. Флот России на Тихом океане / А. В. Бородин. -Владивосток, 2006.

13. Очерки истории дальневосточных организаций КПСС. - Хабаровск, 1982. - С. 127.

14. Шугалей, И. Ф. Разработка новых видов вооружения для военно-морских сил СССР / И. Ф. Шугалей // Тихоокеанская Россия в истории российской и восточно-азиатских цивилизаций (Пятые Куршановские чтения, 2006 г.). - Владивосток, 2008. - С. 357.

15. Тихоокеанская звезда. - 1934. - 10 февраля.

16. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 5. 1931 - 1941. - М., 1971. - С. 144 - 145.

17. ГАХК. - Ф. Р-137. - Оп. 10. - Д. 227. - Л. 9. Комсомольск-на-Амуре. Страницы истории : сб. документов. - Хабаровск : 2012. - С. 79 - 80.

18. Самуэльсон, Л. Красный колос. Становление военно-промышленного комплекса СССР 1921 - 1941 /Л. Самуэльсон. - М, 2001. - С. 97.

19. Stephan, John J. The Russian Far East: a history / John J. Stephan. -California : Stanford University Press Stanford, 1994. - С. 186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.