Научная статья на тему 'Развитие гарнизона г. Никольска-Уссурийского (Ворошилов) в 1931-1941 гг'

Развитие гарнизона г. Никольска-Уссурийского (Ворошилов) в 1931-1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2331
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN FAR EAST / PRIMORSKY REGION / OKDVA / NIKOLSK -USSURIISKY / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ПРИМОРЬЕ / ОКДВА / Г. НИКОЛЬСК-УССУРИЙСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесниченко Кирилл Юрьевич

В статье с использованием ряда архивных документов из фондов Государственного архива Приморского края, Российского Государственного Архива ВМФ, Российского Государственного архива социально-политической истории, а также широкого круга источников проводится анализ основных аспектов развития гарнизона г. Никольск-Уссурийский (Ворошилов) в 1931-1941 гг., создание военной инфраструктуры, а также рассматривается специфика взаимодействия военных и гражданских ведомств в рамках решения задач по обеспечению обороноспособности города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolsk-Ussuriisky (Voroshilov) Garrison Development in 1931-1941

The history of Russia’s Far East has always been inextricably linked with the country’s military forces. This huge and generally underdeveloped area demanded the attention of military interests early on. With its direct exposure to unreliable nearby countries and various geopolitical interests, the Far East always outranked Siberia in importance relative to the overall security and protection of Russia and its affiliated states. As a result, military forces took an active interest to ensure the area’s development to provide security for the entire nation. The article highlights the history of military development of Nikolsk-Ussurisky in Primorsky region in 1931-1941. The case of Nikolsk-Ussurisky provides a perfect example of the extreme need of cooperation between Civil and Military Authorities during critical periods of conflict and potential wars. This paper is based on documents and materials researched in several Russian archives (Primorsky Krai State Archive, Russian State Naval Archive, Russian State Archive of Social and Political History).

Текст научной работы на тему «Развитие гарнизона г. Никольска-Уссурийского (Ворошилов) в 1931-1941 гг»

КОЛЕСНИЧЕНКО Кирилл Юрьевич,

канд. полит. наук, доцент кафедры социальных наук ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: generalgrant@mail.ru

УДК 94(47).08

Развитие гарнизона г. Никольска-Уссурийского (Ворошилов) в 1931-1941 гг.

Дальний Восток, Приморье, ОКДВА, г. Никольск-Уссурийский

В статье с использованием ряда архивных документов из фондов Государственного архива Приморского края, Российского Государственного Архива ВМФ, Российского Государственного архива социально-политической истории, а также широкого круга источников проводится анализ основных аспектов развития гарнизона г. Никольск-Уссурийский (Ворошилов) в 1931-1941 гг., создание военной инфраструктуры, а также рассматривается специфика взаимодействия военных и гражданских ведомств в рамках решения задач по обеспечению обороноспособности города.

В начале 30-х гг. ХХ века в условиях широкомасштабной военной экспансии Японии в Китае, а также обострения борьбы ведущих мировых держав за господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, советское военно-политическое руководство предпринимает комплекс мер по наращиванию оборонно-экономического потенциала Дальнего Востока, включая существенное увеличение численности и технической оснащенности военной группировки в регионе, представленной Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (далее ОКДВА), Морскими Силами Дальнего Востока (с января 1935 г. - Тихоокеанский флот), пограничными войсками [12, с. 32-35].

Выгодное географическое расположение города Никольск - Уссурийский (Приморская область Дальневосточного края) в наиболее экономически развитой части Приморья на относительно небольшом расстоянии от государственной границы, наличие в городе ряда промышленных предприятий, прохождение через него Транссибирской железнодорожной магистрали предопределило размещение здесь органов военного управления, воинских соединений и частей, штабов.

Характеризуя систему взаимодействия партийных, советских органов власти и военных структур на Дальнем Востоке, сложившуюся к середине 30-х гг. ХХ века, следует отметить, что она во многом определялась стратегическим положением Дальневосточного края (ДВК), которое обусловило приоритет развития оборонного потенциала региона над другими задачами.

В соответствии с постановлениями высших органов государственной власти (ЦК ВКП (б), Президиума Верховного Совета СССР) Советы и исполкомы всех уровней решали широкий круг задач по обеспечению обороноспособности стратегически значимых районов,

включая строительство оборонительных рубежей, аэродромов, использование ресурсов и местных промышленных объектов для нужд военных, выделение земель, ремонт дорог и объектов транспортной инфраструктуры местного значения, военную подготовку населения, участие в развертывании системы противовоздушной и противохимической обороны.

В 1931 г. (до начала мероприятий по укреплению военной группировки) в г. Никольск-Уссурийский дислоцировались 9-я Дальневосточная кавалерийская бригада, 76-й Карельский стрелковый полк 26-й стрелковой Сталинской Краснознаменной дивизии, отдельная противотанковая батарея этой же дивизии, бронепоезд № 13, отдельная танковая рота ОКДВА [6, с. 26-27].

С целью совершенствования системы управления военной группировкой в ДВК Приказом Реввовенсовета (РВС) СССР от 18 февраля 1932 г. в составе ОКДВА были сформированы на правах неотдельных армий две группы войск: Приморская со штабом в г. Никольск-Уссу-рийский (далее Примгруппа) и Забайкальская (г. Чита). Командующим Примгруппы был назначен В. К. Путна [21, с. 104-105].

Согласно оценкам Оперативного управления Штаба РККА (март 1932 г.) в случае вооруженного конфликта с СССР японская сторона, задействовав на начальном этапе 12 пехотных дивизий (ПД) и 4 кавалерийские бригады, нанесет основной удар силами трех ПД и кавалерийской бригады на Гродековском направлении, еще одна ПД будет наступать из района Посьет на г. Никольск-Уссурийский, а в районе Владивостока будет высажен морской десант в составе двух пехотных дивизий и батальона морской пехоты [5. с. 59].

В 1932-1933 гг. в г. Никольск-Уссурийский из района Спасск - Иман (ныне г. Дальнереченск) полностью передислоцируется 26-я стрелковая Сталинская Краснознаменная дивизия, из центральной части страны прибывают 187-й отдельный артполк РГК, два отдельных танковых батальона на танках Т-26, 7-й отдельный автомобильный батальон и 7-й отдельный батальон связи, 9-й отдельный дивизион бронепоездов, а 9-я кавалерийская бригада развертывается в 8-ю Дальневосточную кавалерийскую дивизию [5, с. 56-65].

В районе Барановского артиллерийского полигона в 1933 г. был построен аэродром Барановский, где базировались два отдельных авиаотряда, предназначавшихся для корректировки артиллерийского огня тяжелых артполков.

В этот же период Никольск-Уссурийский приобретает роль центра снабжения и обеспечения Приморской группы войск ОКДВА - здесь создаются стратегические запасы основных ресурсов, техники и вооружения, боеприпасов. Поскольку в начале 30-х гг. Наркомат по военным и морским делам обладал крайне ограниченными возможностями по обеспечению деятельности военной группировки на Дальнем Востоке (ремонт и обслуживание вооружения и техники, хранение продовольствия, топлива и боеприпасов) требовалось в кратчайшие сроки развернуть масштабное строительство для удовлетворения потребностей ОКДВА.

Согласно постановлению Совета Труда и Обороны СССР (СТО) от 22 августа 1933 г. в рамках создания в ДВК сети складов хранения мобилизационного запаса ГСМ в Никольске-Уссурийском был по-

строен такой склад емкостью 156 т., а также спецнефтесклад с подведением к ним железнодорожных путей [11, с. 90, 133].

Необходимость обеспечения маневра силами и средствами, а также снабжения соединений и частей в приграничных районах Приморья делали крайне необходимым скорейшее развитие транспортной инфраструктуры. В 1932-1934 гг. были проложены дороги от Ни-кольска-Уссурийского к приграничным районам по направлениям на Камень-Рыболов, Гродеково, Барабаш. В программе дорожного строительства на 1935-1936 гг., определённой постановлением СТО, значилась дорога Никольск-Уссурийский - Гранатовка - Николо-Львовск общей протяженностью 62 км. Согласно плану строительства шоссейных дорог в 1939г. предполагалось построить Ворошиловский шоссейный дорожный узел (30 км), а также дорогу Ворошилов - Пушкино с мостом через реку Суйфун (24 км) [4, с. 146-147].

Кроме того, в этот же период продолжалось развитие системы стратегических коммуникаций ДВК, в которую включался и Ни-кольск-Уссурийский, в частности в 1934-1936 гг. была построена и введена в эксплуатацию стратегическая шоссейная дорога Владивосток - Иман - Хабаровск [15. с. 275], в 1936-1940 гг. была осуществлена прокладка второй линии железнодорожных путей на участке Владивосток - Хабаровск, а станция Никольск-Уссурийск (Ворошилов-Уссурийский) была модернизирована с учетом требований военных [11, с. 90-93].

Согласно постановлению СТО от 13.08.1933 проводилась военизация линий связи и радиоцентров ДВК, включая Никольск-Уссурий-ский радиоцентр, а по постановлению СТО от 9.05.1934 в городе строились две радиостанции мощностью 15 кВт и 1 КвТ; в этот же период городской телеграфный узел был модернизирован в соответствии с требованиями военных (смонтированы аккумуляторные и генераторные установки для бесперебойного обеспечения узла электроэнергией) [11, с. 141-142].

Постановлением СТО от 11.03.36 военным было выделено по одному проводу телефонных линий Ворошилов - Спасск, Ворошилов - Гродеково, Ворошилов - Липовцы, телеграфные провода на линиях Спасск - Ворошилов, Ворошилов - Хорольское - Жариково. В 1937 г. город наряду с Хабаровском и Владивостоком получил прямую связь с Москвой [11, с. 143].

В случае возникновения угрозы вооруженного конфликта все предприятия наркомата связи Уссурийской области должны были заблаговременно подготовиться к эвакуации телеграфно-телефонной и радиоаппаратуры, а также другого имущества связи, все, что не могло быть эвакуировано, подлежало разрушению (ГАПК Ф. П-68.Оп. 4. Д. 384. Л. 1).

Несмотря на то, что значительная часть автобронетанковой техники ОКДВА находилась в Приморье, отсутствие здесь ремонтной базы вынуждало направлять основную часть танков и бронеавтомобилей для проведения ремонта в г. Хабаровск (на предприятия № 105 и 106), однако в случае масштабного вооруженного конфликта транспортное сообщение с Хабаровском было бы с большой степенью вероятности нарушено либо существенно ограниченно. В середине 1936 г. Автобронетанковое управление РККА приняло решение о строительстве в г. Ворошилов базы капитального и среднего ремонта танков и тракто-

ров. База была построена в 1936-1941 гг. (официальное открытие состоялось в мае 1940 г.). Во второй половине 30-х гг. был также введен в строй военный автомобильный ремонтный завод № 25, выполнявший средний и капитальных ремонт автомашин и двигателей марок ЗИС и ГАЗ (ГАПК Ф. П-68. Оп. 4. Д. 161. Л. 121-123).

Поскольку строительство вышеупомянутых объектов в интересах военных требовало определённого времени, а сроки выполнения планов по их строительству постоянно срывались в силу целого комплекса причин, в начале-середине 30-х гг. широкое распространение получило размещение военных заказов на предприятиях местной промышленности и предприятиях, входивших в структуру различных наркоматов. Так, например, паровозо-вагоноремонтный завод, расположенный на станции Никольск-Уссурийск (с 1935 г. станция Ворошилов-Уссурийский), выполнял ремонт и модернизацию бронепоездов, опытные заказы по постройке бронедрезин, предприятия наркомата земледелия ремонтировали военные автомашины и тракторы, гражданские склады использовались для хранения военного имущества. Электростанции Масложиркомбината и сахарного завода обеспечивали электроэнергией котельные, ряд административных и жилых зданий штаба Примгруппы ОКДВА. Из-за острой нехватки жилого и казарменного фонда широко практиковалось расселение военнослужащих в домах местного населения.

Еще одной сферой сотрудничества военных и гражданских структур в г. Никольск-Уссурийский было создание системы ПВО. Согласно оценкам разведывательного управления РККА (1934 г.) в случае возникновения вооружённого конфликта с Японией важнейшим районом для действия ВВС вероятного противника на Дальнем Востоке считалось Приморское направление, в первую очередь города Владивосток и Никольск-Уссурийский, станции Иман и Пограничная [5, с. 122-123].

Крупные аэродромные узлы в районе городов Хунчунь и Мулин располагались на расстоянии 220-240 км от Никольска-Уссурийского, расстояние от границы до города самолеты вероятного противника могли пройти без ориентировки с выходом на цель в любых условиях времени и погоды за 15-30 минут (РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 84. Л. 4-25).

Согласно плану усиления ПВО Дальнего Востока к 1934 г. в качестве первоочередной задачи предполагалось обеспечить ПВО Хабаровска, Владивостока, Читы, Никольска-Уссурийского, района Боч-карево - Свободный, железнодорожных станций Тихонькая и Бурея [14. с. 264].

В 1933г. в Никольск-Уссурийский были переброшены 152-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион и 17-я отдельная территориальная рота ВНОС [7, с. 34], хотя этого количества сил и средств было явно недостаточно для отражения массированного налета авиации противника на город. Местные органы власти отвечали за постройку убежищ, хранение и содержание имущества, организацию подготовки местного населения, светомаскировку и т.д.

В 1933-1935 гг. продолжилось усиление соединений и частей, дислоцированных в г. Никольск-Уссурийский. В июле 1933 г. заместитель начальника Управления механизации и моторизации РККА Грязнов, инспектировавший мотомеханизированные части Приморской груп-

пы войск ОКДВА, в докладе наркому обороны К. Е. Ворошилову отмечал: «Приморье уже на сегодня достаточно насыщено мехчастями, но эти части распылены и не представляют из себя достаточно организованной силы. Оперативные условия борьбы за Приморье вызывают необходимость объединения этих сил в бригаду...» [5, с. 118]. Это предложение было принято, и уже в первой половине 1934 г. в г. Никольск-Уссурийский была сформирована 2-я механизированная бригада ОКДВА, в которую вошли два дислоцировавшихся здесь батальона на танках Т-26, а также переброшенные из Киевского военного округа управление бригады, батальон на танках БТ и другие части.

В июле 1934 г. Примгруппу возглавил комкор И. Д. Федько, ранее занимавший должности командующего войсками Приволжского военного округа (март 1932-октябрь 1933 гг.) и помощника командующего ОКДВА (октябрь 1933-июль 1934 гг.) [21, с. 17].

22 июля 1934 года Постановлением Президиума ВЦИК из состава Приморской области ДВК была выделена Уссурийская область с административным центром в г. Никольск-Уссурийский [18, с. 501].

К середине 1935 г. в Никольске-Уссурийском размещались следующие соединения и части ОКДВА: управление и штаб Приморской группы войск ОКДВА, 26-я стрелковая Сталинская Краснознаменная дивизия (около 8 тыс. человек), 2-я механизированная бригада (около 3,5 тыс. человек), управление, два кавалерийских, механизированный и конно-артиллерийский полки 8-й кавалерийской Дальневосточной дивизии (еще по одному кавалерийскому полку базировалось в поселках Липовцы и Камень-Рыболов), 187-й артиллерийский полк РГК (Барановский полигон), 9-й дивизион бронепоездов, 152-й отдельный артиллерийский дивизион ПВО, 17-я отдельная территориальная рота ВНОС, 7-й автомобильный батальон, 7-й отдельный батальон связи, 7-й отдельный разведывательный радиодивизион [8, с. 41-42; 9, с. 47-49, 53].

Здесь также дислоцировались строительные и железнодорожные части: штаб 3-й бригады тылового ополчения Примгруппы ОКДВА и 42-й отдельный батальон тылового ополчения этой бригады численностью около 1100 чел. [16, с. 136-138], железнодорожный строительный полк и рота механизированного батальона 7-й бригады Особого корпуса железнодорожных войск общей численностью около 2 тыс. человек (РГА ВМФ Ф. Р-1090, Оп. 1. Д. 131. Л. 3-4).

В Никольске-Уссурийском функционировали военно-медицинский госпиталь и гарнизонный ветеринарный лазарет, ремонтные бронетанковые мастерские и опытно-экспериментальные мастерские Примгруппы ОКДВА, крупная база хранения бронетанковой техники (склад № 126), склад артиллерийского вооружения № 47, значительное количество других складов (имущества, продовольствия, боеприпасов, обмундирования).

В непосредственной близости от города находилось значительное количество воинских соединений и частей ОКДВА и ТОФ: 26-я бригада тяжелых бомбардировщиков Тихоокеанского флота (общей численностью около 8 тыс. человек) размещалась в селах Воздвиженка (здесь в 1933-1935 гг. был построен первый в Приморье аэродром с взлетно-посадочной полосой), Михайловка, Комунна имени Ленина (ныне Васильевка), в селе Раздольное дислоцировалась 32-я стрелковая дивизия, 15-й отдельный химический батальон и химический

полигон, а в селе Галенки - 165-й артиллерийский полк, в Гродеков-ском районе с 1932 г. размещалась 1-я колхозная стрелковая дивизия особого Колхозного корпуса ОКДВА (в 1936 г. переименована в 59-ю стрелковую дивизию).

Кроме того, в рамках развития сети аэродромов военного назначения в окрестностях г. Ворошилов в 1936-1937 гг. было построено несколько оперативных аэродромов (Богатырское, Кугуки) и маневренных площадок (Ворошиловская, Новоникольская).

Таким образом, уже к середине 30-х гг. Никольск-Уссурийский наряду с Владивостоком, Хабаровском и Благовещенском превратился в крупнейший гарнизон Дальнего Востока. 20 февраля 1935 года город был переименован в Ворошилов в честь наркома по военным и морским делам К. Е. Ворошилова, посетившего город летом 1931г.

В первой половине 1936 г. в ходе формирования стрелковых корпусов ОКДВА был создан 43-й стрелковый корпус в составе 21-й (г. Спасск), 26-й (г. Ворошилов) и 32-й (с. Раздольное) стрелковых дивизий, управление корпуса и ряд корпусных частей (в частности,43-й корпусной артполк, отдельный корпусной авиаотряд) размещались в г. Ворошилов, а в районе Барановского полигона находились летние полевые лагеря корпуса.

С июня 1937 г. по февраль 1938 г. Примгруппу возглавлял командарм 2-го ранга М. К. Левандовский, ранее командовавший Закавказским ВО (в мае обязанности командующего исполнял начальник штаба Примгруппы комдив А.Ф. Балакирев, арестованный 11 июня

1937 г.) [21, с. 19, 33, 129].

В августе 1937 г. все строительные части и части тылового ополчения ОКДВА, Забайкальского военного округа и ТОФ объединялись в Особый корпус строительных частей. В Ворошилове разместились управление и штаб 3-й бригады этого корпуса, включавшей 13 строительных батальонов [16, с. 68-69].

Приказом наркома обороны от 28 июня 1938 г. ОКДВА с 1 июля

1938 г. была развернута в Краснознаменный Дальневосточный фронт, а с 23 июля 1938 г. - в Дальневосточный Краснознаменный фронт. Войска фронта объединялись в две армии: Краснознаменную (1-ю и 2-ю) и Хабаровскую группу войск. 1-я Краснознаменная армия, которую возглавил бывший командующий Примгруппы войск К. П. Под-лас (занимал эту должность с февраля 1938 г.), формировалась на базе Приморской группы со штабом в г. Ворошилов.

В августе 1938 г. части 1-й Краснознаменной армии участвовали в вооруженном конфликте на оз. Хасан: из Ворошилова в район боевых действий была переброшена 2-я механизированная бригада, батарея 203-мм гаубиц из состава 187-го артполка, 7-й автомобильный батальон обеспечивал перевозку грузов в район конфликта, а уссурийский военно-медицинский госпиталь принял около 1 тыс. раненых [17, с. 193-194].

Приказом наркома обороны К. Е. Ворошилова от 4.09.1938 г. на основании решения Главного военного совета Дальневосточный Краснознаменный фронт был расформирован, а из войск фронта создавались две отдельные армии (1-я и 2-я краснознаменные), штаб 1-й армии дислоцировался в г. Ворошилов. Возглавил армию Г. М. Штерн, начальником штаба был назначен М. М. Попов. В июле

1939 г. Г. М. Штерн был направлен в Монголию, а армию до 14 января

1941 г. возглавлял М. М. Попов, которого сменил А. И. Еременко, находившийся в этой должности до 19 июня 1941 г.[13, с. 108-109].

В соответствии с решением о разделении территории СССР на зоны, районы и пункты ПВО в феврале 1941 г. был создан Ворошиловский район ПВО Дальневосточной зоны ПВО с включением в него авиации, зенитной артиллерии и ВНОС [20, с. 233], 2-я мехбригада была переименована в 42-ю легкую танковую бригаду. В 1939-1940 гг. в городе также дислоцировались управление, штаб и 4-я авиаэскадрилья 20-го штурмового авиаполка ВВС КДФ, три другие эвиаэскадри-льи полка дислоцировались в расположенных неподалеку от города селах.

Решением Политбюро ЦК ВКП (б) от 8 марта 1941 г. 1-я Краснознаменная армия была разделена на две армии: 1-ю Краснознаменную (штаб в пос. Камень-Рыболов) и 25-ю со штабом в г. Ворошилов, 11 марта 1941 г. 25-ю армию возглавил генерал-лейтенант Ф. А. Паруси-нов, ранее командовавший 12-й армией. Первоначально предполагалось включить в состав 25-й армии пять стрелковых дивизий и пять укрепрайонов (все в Приморье), стрелковых корпусов в армии не иметь, обратив на формирование управления армии управление 43-го стрелкового корпуса [13, с. 62-63]. В конечном итоге на 22-е июня 1941 г. в состав армии вошли 39-й стрелковый корпус (32-я, 40-я, 92-я стрелковые дивизии), 105-я СД, пять укрепрайонов, 70-я смешанная авиадивизия, ряд отдельных частей, включая 9-й дивизион бронепоездов, а также Ворошилов-Уссурийский бригадный район ПВО [13, с. 108].

Активный рост численности военнослужащих в 30-е гг. оказал существенное влияние не только на экономическое, но и на социально-культурное развитие города Никольск-Уссурийский - крупный гарнизон требовал соответствующего культурно-досугового, бытового и социального обслуживания. На начало февраля 1934 г. численность гражданского населения города составляла 72 тыс. чел, а общая численность военнослужащих, дислоцированных в уссурийском гарнизоне, превышала 20 тыс. человек (РГА ВМФ, Ф. Р-1012, Оп. 3. Д. 39. Л. 102-107).

С 1928 г. в Уссурийске функционировал дом Красной армии (ДКА), игравший важнейшую роль в организации культурно-массовой и просветительской работы среди военнослужащих. При ДКА функционировала библиотека, сеть различных кружков (спортивные, художественной самодеятельности, технические, радиолюбителей, счетоводов), была развернута спортивно-массовая работа, действовали курсы по ликвидации безграмотности красноармейцев. Кроме того, при ДКА функционировал клуб для детей командно-начальствующего состава и детский театрализованный джаз под управлением Н. Е. Донского. В летний период при ДКА работал летний сад, ставший излюбленным местом отдыха горожан и военнослужащих [1, с. 71, 74-75, 77, 81].

В начале 30-х гг. в городе был создан интернат для учебы детей командно-начальствующего состава, при воинских частях открыты детские сады для детей военнослужащих. На заседании Военного Совета при Народном комиссаре обороны в октябре 1936г. зам. начальника политуправления РККА Г. А. Осепян среди примеров образцовых детских дошкольных учреждений в соединениях и частях РККА, воз-

главляемых женами военнослужащих, назвал учреждения в Спасске, Красной Речке и Ворошилове [2, с. 340-341].

В рамках развития системы допризывной подготовки активную деятельность осуществляло Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), в первой половине 30-х гг. на всех крупных предприятиях, в учреждениях, колхозах создавались первичные организации Осоавиахима, осуществлявшие военную подготовку по широкому спектру дисциплин. В начале мая 1935 в г. Ворошилов были открыты трехмесячные курсы подготовки допризывников на 140 мест [22, с. 166].

Во второй половине 30-х гг. в Ворошилове был создан аэроклуб, имевший в 1937 г. собственный аэродром и 5 самолетов У-2 и 1 самолет УТ, согласно плану в этом году аэроклуб должен был выпустить 30 пилотов, причем их подготовка осуществлялась в нерабочее время без отрыва от производства. Однако состояние материально-технической базы аэроклуба было неудовлетворительным, инструкторов и самолетов не хватало (ГАХК Ф. Р-875. Оп. 1. Д. 6. Л. 2, 4).

9-го августа 1938 г. состоялся актив городской партийной организации г. Ворошилов, где была намечена программа оборонно-массовой работы в связи с событиями в районе оз. Хасан. Только за 10 августа было собрано 15000 индивидуальных пакетов с подарками для бойцов и командиров [17, с. 128].

Партийные, комсомольские и профсоюзные организации города осуществляли шефство над дислоцированными в городе воинскими частями.

Весной 1939 г. в г. Ворошилов по инициативе горкома ВКП (б) была проведена военно-шефская конференция по обмену опытом [3, с. 48].

Безусловно, кроме положительных моментов, массовое увеличение количества военнослужащих в кратчайшие сроки привело к возрастанию различных дисциплинарных проступков со стороны военных, росту числа аварий техники и т.д.

В полной мере затронули гарнизон г. Ворошилова политические репрессии командно-начальствующего и политического состава РККА в 1937-1938 гг. В указанный период из штаба Приморской группы войск было уволено 63 представителя командно-начальствующего состава (из этого количества арестован 61 человек), в 26-й стрелковой дивизии уволено 52 человека (из них 45 арестовано), во 2-й отдельной механизированной бригаде уволено 42 человека (из них арестовано 37). Таким образом, на Ворошиловский гарнизон пришлось около 10 % (1329) от всех арестованных в 1937-1938 гг. представителей командно-начальствующего состава ОКДВА [16, с. 234].

Подводя итог, можно сказать, что уже с начала 30-х гг. военная политика государства оказала существенное влияние на экономическое, социальное и культурное развитие города Никольск-Уссурийский, а затем Ворошилов стал быстро превращаться в крупнейший военный гарнизон Дальнего Востока, сохраняя этот статус в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Литература

1. Акулов А. А. Формирование и деятельность учреждений культуры и органов печати в войсках Дальневосточного военного округа (1922-1945). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Хабаровск, 2007.

2. Военный совет при Народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г.: Документы и материалы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. - 480с.

3. Гайдук Н. В. Укрепление пограничных войск Дальнего Востока в связи с агрессивными происками империалистической Японии.1931-1941гг. - Алма-Ата: б. и., 1973. - 125 с.

4. Главный военный совет РККА.13 марта 1938г. - 20 июня 1941г.: Документы и материалы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 43.

5. Горбунов Е. А. Восточный рубеж. ОКДВА против японской армии. - М.: Вече, 2010. - 464 с.

6. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По состоянию на 1 марта 1931 г. - М.: Издание 2-го управления Штаба РККА, 1931 - 50с.

7. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По состоянию на 1 мая 1933 г. (с изменениями на июнь, август и октябрь 1933 г.). - М.: Издание 2-го управления Штаба РККА, 1933. -43 с.

8. Дислокаций войсковых частей, штабов, учреждений и заведений Рабоче-крестьянской Красной армии по состоянию на 1 июля 1935 г. - М.: Издание 4-го отдела штаба РККА, 1935. - 62 с.

9. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии по состоянию на 1 сентября 1935 г. - М.: Издание 4-го отдела штаба РККА, 1935. - 55 с.

10. Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии по состоянию на 1 января 1937 г. - М.: Издание 4-го отдела Генерального штаба РККА, 1936. - 62 с.

11. Киреев С. В. Создание оборонно-экономического потенциала на Дальнем Востоке СССР (конец 1920-х- 1941 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Хабаровск, 2006.

12. Коваленко И. Г., Минеев В. В. Боевой путь Особой Краснознаменной Дальневосточной армии // Военно-исторический журнал. 2013. № 4. С. 32-35.

13. Командный и начальствующий состав Красной Армии в 19401941гг. Структура и кадры центрального аппарата НКО СССР, военных округов и общевойсковых армий / Под ред. В.Н. Кузеленкова. -М.: Летний сад, 2005.

14. Лашков А. Ю., Голотнюк В. Л. 100-летие противовоздушной обороны России. 1914-2014. В 2 Т. Т. 1. - М.: Русские Витязи, 2014. -360 с.

15. Медведева Л. М. Роль транспорта в освоении дальнего Востока

СССР (1922-1945). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Владивосток, 2003.

16. Мильбах В. С. Политические репрессии командно-начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Амии и Флота на Востоке страны в 1936-1939гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Иркутск, 2005.

17. Миненков Д. Д. Формирование и развитие частей тылового ополчения в СССР (1930-1937 гг.): Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. - Новосибирск, 2006.

18. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997. -596 с.

19. Подвиг на границе. 70 лет вооруженному конфликту на озере Хасан / Сост. А. Яковец. - Владивосток: Русский остров, 2008. - 196 с.

20. Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 - 22 июня 1941 г. - М.: ТЕРРА, 1994. 360 с.

21. Черушев Н. С.,Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА.1937-1941. Биографический словарь. - М.: Кучково Поле, 2012. - 496 с.

22. Янгузов З. Ш. Особая Краснознаменная Дальневосточная армия на страже мира и безопасности СССР (1929-1938 гг.). - Благовещенск: Хабаровское книжное издательство, 1970. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.