Научная статья на тему 'Краснофлотский театр на Дальнем Востоке СССР в 30-40-е гг. Хх в'

Краснофлотский театр на Дальнем Востоке СССР в 30-40-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / СПЕКТАКЛЬ / ПЬЕСА / ГАСТРОЛИ / ВОЕННЫЕ ТЕАТРЫ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ / АГИТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / THEATER / GREAT PATRIOTIC WAR / PATRIOTIC REPERTOIRE / PERFORMANCE / TOUR / ARMY THEATERS / SOVIET FAR EAST / POLITICAL DEPARTMENT / AGITATION / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кищик Елена Витальевна

Статья посвящена становлению Театра Офицеров Флота в 3040-е гг. ХХ в. В условиях постоянной военной угрозы со стороны Японии и капиталистических стран Запада театр становится одним из инструментов идеологической борьбы с врагом. На основе архивных материалов рассматривается развитие Краснофлотского театра совместно с проблемами всего комплекса деятельности политического руководства Красной Армии. Освещается влияние органов политического управления на репертуар театра, ведущих активную пропагандистскую работу в Красной Армии и на Флоте. Кроме того, уделяется внимание проблеме организации творческой работы театра, развитию репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Red Banner Pacific Fleet Theater of the USSR in the 30-40s of XXth century

The article is devoted to the formation of the Red Banner Pacific Fleet Theater in the 30-40s of the ХХth century. Questions ideological struggle with the enemy considered together with the problems of the whole complex activities of council of war and political authorities of the Red Army. On the basis of archival materials reviews the activities of the Red Banner Pacific Fleet Theater under constant military threat and during the Great Patriotic War. The management the Political Department, the central military and political authorities, included all educational and propaganda work in the Red Army and Fleet. In the 30s-40s the theater has become one of the most powerful instruments of political propaganda. The paper analyzes the impact of the Political Department, in the repertoire. In addition, attention is paid to the problem of organizing the creative work of the theater.

Текст научной работы на тему «Краснофлотский театр на Дальнем Востоке СССР в 30-40-е гг. Хх в»

УДК 94

| Кищик Е.В. Kishchik E.V.

Краснофлотский театр на Дальнем Востоке СССР

в 30-40-е гг. ХХ в.

The Red Banner Pacific Fleet Theater of the USSR in the 30-40s of XXth century

Статья посвящена становлению Театра Офицеров Флота в 30— 40-е гг. ХХ в. В условиях постоянной военной угрозы со стороны Японии и капиталистических стран Запада театр становится одним из инструментов идеологической борьбы с врагом. На основе архивных материалов рассматривается развитие Краснофлотского театра совместно с проблемами всего комплекса деятельности политического руководства Красной Армии. Освещается влияние органов политического управления на репертуар театра, ведущих активную пропагандистскую работу в Красной Армии и на Флоте. Кроме того, уделяется внимание проблеме организации творческой работы театра, развитию репертуара.

Ключевые слова: театр, героико-патриотический репертуар, спектакль, пьеса, гастроли, военные театры, Дальний Восток, Великая

Отечественная Война, политуправление, агитация, пропаганда

The article is devoted to the formation of the Red Banner Pacific Fleet Theater in the 30—40s of the XXth century. Questions ideological struggle with the enemy considered together with the problems of the whole complex activities of council of war and political authorities of the Red Army. On the basis of archival materials reviews the activities of the Red Banner Pacific Fleet Theater under constant military threat and during the Great Patriotic War. The management the Political Department, the central military and political authorities, included all educational and propaganda work in the Red Army and Fleet. In the 30s—40s the theater has become one of the most powerful instruments of political propaganda. The paper analyzes the impact of the Political Department, in the repertoire. In addition, attention is paid to the problem of organizing the creative work of the theater.

Key words: theater, Great Patriotic War, patriotic repertoire, performance, tour, army theaters, Soviet Far East, the Political Department, agitation, propaganda

Военные театры в период 30-40-е гг. ХХ в. активно способствовали коммунистическому воспитанию дальневосточников, формированию общественного мнения, ориентации советского воина в вопросах внутренней и внешней политики партии и государства, в борьбе против враждебной идеологии.

Во многом это связано с репертуаром, вокруг которого и строится работа театров. От его качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависела эффективность выполняемых театрами функций. Вопрос о репертуаре тесно связан с идео-

КИЩИК Елена Витальевна, аспирант кафедры отечественной истории и архивоведения Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: yelena_ kishchik@mail.ru

логическим содержанием,

направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества.

Сегодня историко-культурная тематика приобретает особое значение и становится одним из определяющих факторов идеологической сферы жизни общества. В связи с этим важное место в исследованиях занимают вопросы культурной политики государства, роли культуры в формировании и развитии общественного уклада и в частности Вооружённых Сил.

Обращаясь к военной истории, театр передаёт духовный опыт от одного поколения другому. События, перенесённые на сцену, глубоко воздействуют на зрителя и приобретают новые смыслы. Таким образом, сценическое искусство выполняет свою важнейшую задачу — нравственное и эстетическое воспитание человека.

В первой половине 30-х гг. советское военно-политическое руководство в связи с широкомасштабной военной экспансией Японии в Китае предпринимало комплекс мер по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке. Одним из наиболее угрожаемых направлений считалось приморское, включавшее Приморскую и Уссурийскую области (Приморье) Дальневосточного края [6].

Весной 1932 г. советским правительством было принято решение о создании в кратчайшие сроки Военно-морских сил Дальнего Востока (МСДВ). В 1933-1934 гг. Морские силы пополняются новыми кораблями, подводными лодками, на оборонительном строительстве работает 43000 бойцов и командиров строительных батальонов и 25000 вольнонаёмных рабочих [4, с. 317-322].

Строительство флота шло быстрыми темпами. Для укрепления оборонительного потенциала востока страны привлекались огромные финансовые ресурсы [14, с. 127]. К началу 1935 г. Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что стали фактически представлять собой вполне организационно оформленный военно-морской флот [1, с. 34].

Исходя из этого, 11 января 1935 г. Приказом НКО СССР №9 наименование морских сил морей были изменены. Морские силы Дальнего Востока были реорганизованы в Тихоокеанский флот [4, с. 23].

Одновременно шла идеологическая подготовка населения к обороне, выражающаяся в доведении до военнослужащих идей и задач военного строительства, мобилизации личного состава на решение военных, социально-политических и прочих задач.

В ведение Политуправления РККА входила вся политически-просветительская и агитационная работа в Красной Армии и Флоте. По-

Фото 1. Д.Д.Ковальский в роли Павла Эстерага. Ш. Гегель, О. Литоский -пьеса "Мой сын".

литорганы направляли свою работу на разъяснение личному составу решений партии и правительства, на пропаганду успехов советского народа в строительстве социализма, военных и военно-технических знаний. С этой целью широко использовались разнообразные формы работы: собрания, митинги, тематические вечера, художественная литература, кино, радио, театр [16, с. 149].

Так в первой половине 1930-х гг. на Дальнем Востоке складывается государственная сеть театров. Только в Приморье в двухгодичный срок количество профессиональных театров выросло с двух до девяти. К тому же политуправление РККА в начале 1934 г. поставило перед общественностью театра вопрос об участии Большого театра в культурно-художественном обслуживании частей ОКДВА и Морских сил Дальнего Востока. С этого времени ведётся шефская работа мастеров искусств среди работников и командиров Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА) [2, с. 23].

Театр становится значительным и ярким явлением в культурной жизни дальневосточников, одним из сильнейших инструментов политической агитации. Основной целью была пропаганда идей марксизма-ленинизма, разъяснение политики партии, убеждение всех военнослужащих в том, что политика Советского государства выражает коренные интересы народа и является защитой для всего личного состава.

В апреле 1932 г. по распоряжению начальника политуправления Морских Сил Дальнего Востока А.А. Булыжкина первые артисты будущего Краснофлотского театра прибыли во Владивосток на базу Дома Красной Армии и Флота, который обслуживал личный состав Морских Сил Дальнего Востока ещё с апреля 1926 г. (РГА ВМФ Ф. Р-1069 Оп. 2. Д. 1 Л. 43). Это были матросы, старшины и офицеры, имевшие театральное образование, а так же наиболее талантливые участники художественной самодеятельности.

Политуправление настаивало на формировании труппы исключительно из опытных актёров, а руководство Дома КАФ предлагало развивать театр на базе самодеятельности.

В сентябре 1932 г. начальником театра назначен старший политрук И.М. Старков, а художественным руководителем режиссёр Центрального Дома Красной Армии А.И. Лавров, командированные во Владивосток для организации Краснофлотского театра. Они предложили организовать коллектив в составе 20 человек на базе молодых профессиональных актёров, не имеющих театрального опыта. В труппу так же вошли и несколько актёров, имеющих достаточно богатый опыт работы в театрах. Так из актёров разных школ и направлений сформировался новый коллектив.

Артист Малашенков вспоминает: «...Первой нашей работой была «Флот в песнях» Вс. Вишевского в постановке режиссёра ЦДКА товарища Лаврова. Спектакль шёл везде с большим успехом, и с ним мы выехали в Западную и Восточную Сибирь. Затем в отдельные гарнизоны северного побережья. Выступать пришлось в казармах, на строительных

Фото 2. "Адмирал Нахимов". В постановке ТОФ.

участках, приходилось работать на морозе, на сильном северном ветру» [12].

Развитие репертуара в театрах Дальнего Востока России в значительной степени обуславливалось региональной спецификой комплекса факторов, влияющих на формирование социально-культурной среды на Дальнем Востоке. К тому же, в это время театральное искусство развивается не только на профессиональной основе, но и как самодеятельное творчество.

Вопрос о репертуаре был тесно связан с идеологическим содержанием, направленностью деятельности художественного коллектива Краснофлотского театра. Репертуар активно способствовал коммунистическому воспитанию дальневосточни-

Фото 3. Репертуар 1940. Газета "Боевая вахта"

ков, формированию общественного мнения, ориентации советского воина в вопросах внутренней и внешней политики партии и государства, в борьбе против враждебной идеологии.

В 30-е гг. главный режиссёр Центрального театра Красной Армии А.Д. Попов выдвинул формулировку работы военного театра: «Театр Красной Армии творит не только об Армии, но и для Армии». В соответствии с этим заявлением начинает выстраиваеться работа военных театров не только на Дальнем Востоке.

Коллектив Краснофлотского театра взял в работу пьесу «Разлом» Б. Лавренёва. Премьера спектакля состоялась 8 января 1933 г. Это была первая серьёзная заявка театра, в которой была выражена его творческая программа.

В приказе Политуправления Морских Сил Дальнего Востока № 3 от 13 января 1933 г. отмечалось, что смотровой вечер «показал хорошую работу всего коллектива краснофлотского театра, подтвердил ещё раз, что молодой Краснофлотский театр «...упорной, настойчивой работой добился умения культурно и созидательно обеспечивать в художественной форме отдых личного состава Морских Сил Дальнего Востока» (РГА ВМФ Ф. Р-1012 Оп. 2 Д. 1 Л. 65).

Зимой и весной 1933 г. спектакли театра шли ежедневно в зале Дома Красной Армии и Флота, дневные спектакли ставились в частях Владивостокского гарнизона.

К летним гастролям театр взял для постановки два спектакля: «Служили два товарища» и «Мятеж». Однако труппа была настолько загружена, что для репетиций времени практически не оставалось. С января по май 1933 г. только на базе спектакли «Разлом» Лавренёва и «Флот в песнях» Вишневского прошли более чем 50 раз, а с выездами - 80 раз.

Летом 1933 г. начались гастроли театра по побережью Тихого океана от залива Посьет до залива Де-Кастри с заходом на Сахалин.

Помимо того, что коллектив театра должен был вести агитационно-пропагандистскую деятельность, артисты так же должны были в обязательном порядке изучить материальную часть корабля, на котором

Фото 4. Репертуар Краснофлотского театра. Газета "Боевая Вахта"

им предстояло совершать переходы, выучить с командой строевые песни, развернуть боевую работу по вербовке на сверхсрочную службу и закончить во время похода и гастролей работу над новыми спектаклями «Служили два товарища» и «Мятеж».

Первая годовщина и успешное завершение летних гастролей были отмечены специальным приказом РВС МС ДВ от 1 сентября 1933 г. (Приказ начальника Владивостокского Дома Красной Армии и Флота № 42 от 1 сен-тя бря 1933 г. // Текущий архив театра офицеров Флота).

Коллектив взял в работу одновременно две сложные пьесы «Матросы из Катарро» Вольфа и «Мстислав удалой» И. Прута.

Для такой работы не хватало театрального имущества, реквизита , а главное, актёров, в особенности малочислен был женский состав,. Причиной всему было то, что театр до того времени не был штатно оформлен.

В сентября 1933 г. А.А. Булыжкин в докладной записке начальнику Политуправления РККА Я. Б. Гамарнику вновь просит об организации при Доме Красной Армии и Флота во Владивостоке штатного Краснофлотского театра, «...работа которого в течение полутора лет вполне оправдала себя» (РГА ВМФ Ф. Р-1012 Оп. 2 Д. 1 Л. 79).

Приказом РВС СССР № 167 от 2 октября 1933 г. и указанием ПУ РККА № 200 был официально создан уже существовавший в течении полутора лет Краснофлотский театр Морских Сил Дальнего Востока в количестве 30 человек (РГА ВМФ Ф. Р-1012 Оп. 2 Д. 1 Л. 59-60).

Театр пополнил труппу, был поставлен на все виды довольствия, за короткий срок закончил работу и в день 16-й годовщины Великой Октябрьской революции показал премьеру спектакля «Матросы из «Катарро» по пьесе Вольфа.

Гастроли проходили во многих гарнизонах Приморья, на Сахалине, в Хабаровске на базе Амурской флотилии. Коллектив в течение двух дней помогал колхозникам Шкотовского района деревни Царевка в сенокосе.

Театральный сезон 1934—1935 гг. открылся в день 17-й годовщины Великого Октября премьерой спектакля «Гибель эскадры» по пьесе Корнейчука.

К моменту открытия нового сезона, по ходатайству Г.С. Окунева, члена РВС начальника Политуправления МС ДВ, комиссара 2-го ранга, перед ПУ РККА в театр прибыло новое руководство: художественный руководитель Н.И. Леготин и режиссёры В.И. Егоров и Б.И. Ковриж-ных. С их приходом начался период новый в жизни театра.

Почти ежедневно шли спектакли театра на его основной базе — в Доме Красной Армии и Флота им. Я.Б. Гамарника. Следуют премьеры: «Чудесный сплав» В. Киршона, «Я вас люблю» И. Прута, «Аристократы» Н. Погодина.

Газета «На боевой вахте» в рецензиях на спектакли театра отмечает растущее мастерство актёров, режиссёров, умение руководства коллектива подбирать пьесы разных жанров. Однако и периодически указывает и на недостатки в работе театра, в первую очередь — отсутствие пьесы о моряках-тихоокеанцах.

Начальник политуправления флота Г.С. Окунев проводит неоднократные творческие совещания с задачей создания пьесы или театрального представления о моряках-тихоокеанцах.

Новый сезон 1935—1936 гг. открылся 18 октября постановкой «Платона Кречета» А. Корнейчука. В пьесе драматург создал образ нового советского интеллигента-гуманиста, неутомимого искателя правды [17]. Талантливый хирург Платон Кречет работает в больнице, спасает людей и думает о том, как продлить человеку жизнь. «Произведение о человеческих чувствах, о красоте любви, дружбе, о неповторимости личного счастья» (Семейный архив бывшего зам. начальника театра подполковника в отставке В.И. Мороз).

Так, в рецензии Н. Вагина на спектакль «Платон Кречет» от 21 октября 1935 г. под названием «Победа актёра», говорилось о том, что спектакль явился «несомненным достижением театра, крупным шагом вперёд. Этой постановкой театр выдержал экзамен па художественную зрелость» [15].

Художественный руководитель театра Н.И. Леготин в газете, в статье, посвящённой открытию 4-го сезона, определил главные направления деятельности коллектива: первое — создание полноценного репертуара, второе — повышение культуры спектаклей, поднятие уровня актёрского мастерства [13].

В репертуар нового сезона вошли «Мастерство любимых» А. Арбузова, «Разгром» (инсценировка, по роману А. Фадеева), «Далёкое» А. Афагенова, «Лес» А. Островского, «Начало жизни» Л. Первомайского.

17 мая 1936 г. театр отметил 4-летие со дня основания. Командующий флотом, флагман флота первого ранга М.В. Викторов отметил огромный вклад коллектива театра в дело воспитания моряков-тихоокеанцев, трудящихся Владивостока и Приморья.

Газета «На боевой вахте» [18] почти целиком была посвящена юбилею. В статье «Театр в цифрах» говорилось о том, что за 4 г. только в Доме Красной Армии и Флота им. Я.Б. Гамарника театр показал 123 спектакля и дал 45 концертов для моряков. На кораблях, в частях и гарнизонах флота было дано 163 концерта. Число же обслуженных за эти

Фото 5. Зам. начальника театра подполковник Мороз В.И.

годы краснофлотцев, командиров, красноармейцев, пограничников, семей военнослужащих, рабочих новостроек и предприятий края превысило 200 000 человек.

В конце мая 1936 г. театр поставил комедию К. Гольдони «Слуга двух господ» и 9 июня в полном составе выехал на гастроли в пограничные с Китаем районы для обслуживания личного состава иограиотрядов.

Гастроли театра продол-фото 6. Афиша гастролей ТОф 1941 г жались месяц. Помимо спектаклей и концертов, на местах оказывалась помощь краснофлотской и солдатской самодеятельности, что было обязательной задачей творческого коллектива [3].

Волна репрессий не обошла Тихоокеанский флот. В мае 1937 г был отозван в Москву и вскоре репрессирован командующий флотом флагман 1-го ранга М.В. Викторов. Одновременно были арестованы член Военного Совета флота, комиссар 2-го ранга Г.С. Окунев, командующий ВВС флота комдив Л.И. Никифоров, заместитель начальника политуправления, дивизионный комиссар М.В. Лавров.

В 1938 г. произошла крупная организационная и творческая перестройка всей жизни театра. В июне 1937 г. театр ещё выезжал на гастроли в один из отдалённых гарнизонов, пограничный с Китаем [10. С. 20]. Гастроли прошли успешно, но резонанс, который произвела статья В. Московского, в дальнейшем приводит к тому, что театр практически прекращает свою деятельность до конца 1938 г.

Коллектив театра надолго остался без художественного руководства. Руководителей театра — Н.И. Леготин. Б.И. Коврижных и В.И. Егоров были вынуждены уйти из театра.

Политуправление флота, обеспокоенное таким положением дел, вело активные поиски нового художественного руководителя, способного объединить коллектив после периода «разброда и шатаний», характерного для любого театра, остающегося без руководства.

В мае 1938 г. в театр ТОФ был приглашён старший политрук Диомид Диомидович Ковальский, прежде работавший начальником и художественным руководителем театра Особого корпуса железнодорожных войск РККА в городе Ворошилов-Уссурийске (РГА ВМФ Ф. Р-1012 Оп. 2 Д. 1 Л. 10). Приняв театр, он был командирован в Москву для пополнения труппы новыми актёрами и поиска нового главного режиссёра театра.

Подобные вопросы решались на уровне главного политического управления и всесоюзного комитета по делам искусств. Итогом этой поездки стало приглашение главным режиссёром талантливого зрелого мастера - режиссёра Я.С. Штейна, ученика А.Д. Дикого, известного советского актёра и режиссёра. Было подобрано и интересное пополнение в труппу.

В Москве же был определён репертуар нового сезона, который решили открыть 29 октября 1938 г. В репертуар были включены и пьесы героико-патриотического плана, и современные названия, и классика: «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Адмирал Нахимов» К. Луковского, «Кубанцы» Робко, «Ревизор» Н. Гоголя, «Тартюф» Мольера, «Мачеха» О. Бальзака.

В 1938 г. политуправление флота направило коллектив театра в район боевых действий у озера Хасан, где в перерывах между боями солдаты и офицеры смотрели концертную программу театра.

В телеграмме секретаря Далькрайкома ВКП(б) Соболева и командующего первой отдельной Краснознамённой Армией Г.М. Штерна было сказано: «Гордимся замечательной работой коллектива концертной бригады театра ТОФ среди бойцов и командиров в районе озера Ха-сан, героизмом женщин — участниц коллектива.» [7. С. 131].

29 октября, точно в срок, состоялась премьера спектакля «Падь Серебряная» Н. Погодина в постановке Я. Штейна, ровно через месяц вышла «Мачеха» О. Бальзака в постановке А. Лакшина, затем — «Кубанцы» Робко в постановке Я. Штейна и «Тартюф» Мольера в постановке Д.Д. Ковальского.

Газеты называли этот период «вторым дыханием» театра, вторым его рождением на более профессиональной основе.

В 1940 г. в театр пришёл заслуженный артист РСФСР В. И. Москвин, сын знаменитого мхатовца И. М. Москвина, что ещё больше укрепило авторитет краснофлотского театра. Вслед за ним театр пополнила целая группа актёров московских и ленинградских театров. Эти предвоенные годы были очень плодотворны в жизни и работе театра и по репертуару, и по возросшим творческим возможностям коллектива.

К концу сезона, перед гастролями, были поставлены «В степях Украины» А. Корнейчука, «Нора» Ибсена, «Свадьба Кречинского» Сухо-во-Кобылина, «Женитьба Белугина» А. Островского.

Летние гастроли театра ТОФ 1941 г. были спланированы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. В гастрольный репертуар были включены спектакли «Адмирал Нахимов», «Павел Греков», «Ревизор», «Море наше» и другие постановки.

Начало Великой Отечественной войны потребовало немедленного отклика всех работников культуры и искусств. Перед дальневосточными театрами ставится основная задача — в сжатые сроки создать и освоить новый репертуар.

По возвращению во Владивосток коллектив Краснофлотского театра сразу включился в создание нового репертуара, отвечающего новым задачам театра. С пьес «Парень из нашего города» К. Симонова и антифашистской пьесы А. Бруштейна «Продолжение следует» началась работа театра Тихоокеанского флота в условиях Великой Отечественной войны.

Пьеса К. Симонова очень точно отвечала поставленным перед творческим коллективом задачам, и выпустить спектакль необходимо было в самые сжатые сроки. Герои пьесы К. Симонова служили вдохновляющим примером для воинов Советской Армии. Группа командиров и бойцов-фронтовиков писала: «Невольно мы, читатели, ищем себя среди героев пьесы, задумываемся: так ли мы стойки в борьбе, как Сафонов, смелы и отважны, как Валя, готовы ли умереть за Родину, как Глоба и Васин... Как и герои пьесы, мы любим жизнь. Но жить хотим, как Сафонов, жить и бороться до тех пор, пока не увидим мёртвым последнего гитлеровца» [8]. Решено было подготовить спектакль с таким расчётом, чтобы его можно было играть в любых условиях.

Создав новый репертуар, коллектив театра разделился на две фронтовые бригады и в ноябре 1941 г. выехал обслуживать военные части Дальневосточного фронта. Руководителем первой группы был назначен В.Ф. Бунин — капитан, комиссар театра. В репертуаре этой группы вошли спектакли «Парень из нашего города», «Продолжение следует», «Свадебное путешествие». Вторую группу возглавил режиссёр Д. Ковальский. Репертуар составили спектакли «Свадьба Кречинского»,

«Мой сын» Гергеля, «Профессор Полежаев» Рахманова и «Гавань Бурь» Бальзака. Особым успехом в воинских частях пользовался спектакль «Парень из нашего города». Военный корреспондент, старший политрук В. Слепица писал: «Этот герой, обычный «парень из нашего города» является примером того, как надо верой и правдой служить своему Отечеству. Артист П. Кузьмин создал образ героя, которому хочется подражать» [18].

Военный совет принял решение: работу театра в зимний период 1942—1943 гг. сосредоточить на базе, т.е. вновь в Доме офицеров Армии и Флота. В этот период в театре начинается работа над двумя пьесами, написанными в годы войны, — «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова.

Пьеса «Олеко Дундич», шедшая повсеместно, требовала углублённой работы над образами вождей и героев гражданской войны - Ворошилова, Будённого, Орджоникидзе, Дундича. Критикой отмечалось, что в постановке Я.С. Штейна она прозвучала особенно сильно, как и пьесы «Кубанские казаки» Ротко, «Адмирал Нахимов» Луковского.

Театр ТОФ не переставал ставить и классические произведения, которые требовали основательной работы с реквизитом и декорациями. Многое приходилось упрощать, находить более удобные решения, поскольку в военные годы сократилось бюджетное финансирование всей социальной сферы, за исключением здравоохранения. Театром ставились «Васса Железнова» Горького, «Женитьба Белугина» Островского, «Ревизор» Гоголя в новой сценической редакции, «Нора» Ибсена и др.

Творческая активность советской драматургии в эпоху Великой Отечественной войны была высока. Авторы пьес прославляли беззаветный героизм защитников Родины на фронтах Великой Отечественной войны.

Наибольших своих успехов советская драматургия военного времени достигла в 1942-1943 гг., когда одна за другой появились пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Иван Грозный» А. Толстого, получившие всенародное признание и вошедшие в «золотой фонд» русской литературы.

По справедливому утверждению Н. Погодина, «пьесы «Русские люди», «Нашествие» и «Фронт» дали тон и оказали огромное влияние на всю военную драматургию» [9]. Именно этими пьесами в первую очередь определяется тот вклад, который внесла драматургия в литературу и искусство военных лет.

Пресса военного времени сохранила множество свидетельств огромного идейного влияния и эмоционального воздействия, которое оказывали пьесы на зрителей и читателей.

Открытая публицистичность, стремительное и динамичное развёртывание действия, напряжённость драматических ситуаций, насыщенный глубоким волнением и силою чувств диалог - характерные черты драматургии военных лет.

В годы Отечественной войны историческая тема в советской литературе заняла значительное место. Образы Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова и других деятелей русской истории вдохновляли бойцов. Главной темой исторических произведений военных лет была тема борьбы народа за укрепление русского государства, за национальную независимость.

Общая тенденция в военной драматургии того времени это острые, живые пьесы, о людях на войне. Они по большей части не отличались глубиной образов и прочими художественными особенностями. Театр носил более плакатный, гротескный характер. Во главу угла ставились замысел, идея.

Становление Краснофлотского театра на Дальнем Востоке можно назвать одним из самых напряжённых периодов в его творческой жизни.

Являясь инструментом реализации постановлений советского правительства в вопросах агитационно-пропагандисткой работы в войсках Дальневосточного Военного Округа, театр должен был отвечать ряду очень высоких требований, которые ставило перед ним Политуправление.

Огромное значение предавалось репертуару, выбору пьес для постановки. При этом члены Политуправления зачастую давали весьма необъективную оценку спектаклей, поскольку не обладали достаточными знаниями в вопросах сценического искусства. В результате чего, многие постановки, над которыми театр трудился в течение долгого времени, были не приняты и исключены из репертуара.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К тому же в период 1937-1938 гг. прессинг необоснованных государственных репрессий был настолько силён, что значительно затронул работников учреждений культуры. Коллектив театра вёл свою работу, находясь в постоянном напряжении. Смена руководства вносила смятение в его ряды, поэтому долгое время не удавалось заложить крепкий фундамент будущей творческой работы флотского театра.

Тем не менее, обращая внимание на поставленные пьесы, мы можем наблюдать не только отражение жанровой специфики военного театра, но и специфики времени вообще.

Политика государства по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке требовала высокой мобильности театра. Он обслуживал весь Дальневосточный военный округ, самые отдалённые воинские части, гарнизоны и погранзаставы. Гастроли порою длились по 6-7 месяцев в г. С его помощью руководство страны оказывало влияние на личный состав флота и постоянно воздействовало на него, формировало общественное мнение в вопросах внутренней и внешней политики партии и государства.

Краснофлотский театр прошёл длительный и сложный путь исторического становления и развития, в процессе которого происходило его жанровое обогащение, менялись и варьировались формы деятельности, обновлялись цели и задачи. Его учреждение явилось своевременной мерой, поднявшей на новый уровень социально-культурную сферу жизни Дальневосточного региона.

Литература

1. Бородин А.В. Флот России на Тихом океане. Владивосток, 2006. С. 34.

2. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Декабрь 1934 г.: документы и материалы. М.: РОССПЭН, 2007. С. 23.

3. Гастроли Краснофлотского театра // На боевой вахте. 1936. 11 июля.

4. Зайцев Ю.М. Флагман флота 1 ранга М.В. Викторов — организатор строительства Тихоокеанского флота СССР (1932—1937) / Ю. М. Зайцев // Россия на Тихом океане: роль личности в становлении российской государственности (Шестые Крушановские чтения, 2009 г.). Владивосток, 2011. С. 317—322.

5. Зелов Н.С. Шефская работа мастеров искусств среди бойцов и командиров Особой Дальневосточной армии. Военная литература. [Электронный ресурс].

URL: http:// militera.lib.ru/docs/da/sb_na_granitse_tuchi_hodyat_ hmuro/07.html (дата обращения: 11.02.2017 г.).

6. Колесниченко К.Ю. Развитие военной группировки в Приморье в 1931 — первой половине 1938 г. // Военно-исторический журнал. 201б. № 4.

7. Комсомол КТОФ. Владивосток: Дальневосточное издательство, 1970.

8. Литература и искусство, 1942, 24 октября.

9. Литературная газета, 1945, 22 мая.

10. Максидов A.A. Очерки истории. Советская Гавань. 1983.

11. Московский В. Неудача в главном // На боевой вахте. 1937. 21 июня.

12. На боевой вахте // Боевая вахта. 193б. 17 мая.

13. Открытие сезона // Красное знамя. 1935. 20 октября.

14. Очерки истории дальневосточных организаций КПСС. Хабаровск, 1982.

15. Победа актёра // Красное знамя. 1935. 21 октября.

16. Политорганы Советских Вооружённых Сил: Историко-теоретический очерк [Текст]. М.: Воениздат, 1984.

17. Театр. Платон Кречет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture. ru/movies/1047 (дата обращения: 11.02.2017 г.).

18. Театр в цифрах // На боевой вахте. 193б. 17 мая.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Borodin A.V. Flot Rossii na Tikhom okeane. Vladivostok, 200б. S. 34.

2. Voennyj sovet pri narodnom komissare oborony SSSR. Dekabr' 1934 g.: dokumenty i materialy. M.: ROSSPEHN, 2007. S. 23.

3. Gastroli Krasnoflotskogo teatra // Na boevoj vakhte. 193б. 11 iyulya.

4. Zajtsev YU.M. Flagman flota 1 ranga M.V. Viktorov — organizator stroitel'stva Tikhookeanskogo flota SSSR (1932—1937) / YU. M. Zajtsev // Rossiya na Tikhom okeane: rol' lichnosti v stanovlenii rossijskoj gosudarstvennosti (SHestye Krushanovskie chteniya, 2009 g.). Vladivostok, 2011. S. 317—322.

5. Zelov N.S. SHefskaya rabota masterov iskusstv sredi bojtsov i komandirov Osoboj Dal'nevostochnoj armii. Voennaya literatura. [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// militera.lib.ru/docs/da/sb_na_granitse_tuchi_hodyat_ hmuro/07.html (data obrashheniya: 11.02.2017 g.).

6. Kolesnichenko K.YU. Razvitie voennoj gruppirovki v Primor'e v 1931 — pervoj polovine 1938 g. // Voenno-istoricheskij zhurnal. 201б. № 4.

7. Komsomol KTOF. Vladivostok: Dal'nevostochnoe izdatel'stvo, 1970.

8. Literatura i iskusstvo, 1942, 24 oktyabrya.

9. Literaturnaya gazeta, 1945, 22 maya.

10. Maksidov A.A. Ocherki istorii. Sovetskaya Gavan'. 1983.

11. Moskovskij V. Neudacha v glavnom // Na boevoj vakhte. 1937. 21 iyunya.

12. Na boevoj vakhte // Boevaya vakhta. 193б. 17 maya.

13. Otkrytie sezona // Krasnoe znamya. 1935. 20 oktyabrya.

14. Ocherki istorii dal'nevostochnykh organizatsij KPSS. KHabarovsk, 1982.

15. Pobeda aktyora // Krasnoe znamya. 1935. 21 oktyabrya.

16. Politorgany Sovetskikh Vooruzhyonnykh Sil: Istoriko-teoreticheskij ocherk [Tekst]. M.: Voenizdat, 1984.

17. Teatr. Platon Krechet. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.culture.ru/ movies/1047 (data obrashheniya: 11.02.2017 g.).

18. Teatr v tsifrakh // Na boevoj vakhte. 193б. 17 maya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.