Научная статья на тему 'Политика регионов по привлечению инвестиций'

Политика регионов по привлечению инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаймиева К.Р.

В статье рассматриваются вопросы становления отношений между федеральным центром и регионами и влияние разграничений полномочий на реализацию инвестиционной политики субъектов РФ. Отмечается, что результатом реформ стало делегирование полномочий регионам, которые в пределах установленных законодательством норм получили возможность регулировать процесс привлечения иностранных инвестиций и деятельность предприятий с участием иностранного капитала. Одним из первых регионов, создавших свое правовое пространство, стал Татарстан. Однако самостоятельность регионов в реализации внешнеэкономической политики может приводить к разрыву единого инвестиционного пространства, что способно спровоцировать углубление межрегиональных противоречий. Ключевой становится проблема достижения баланса экономических и социальных условий регионального развития, а также интересов федерального центра и региона в достижении поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика регионов по привлечению инвестиций»

УДК 330.322.012

политика регионов по привлечению инвестиций

к. р. Шаймиева,

аспирант кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Email: kshaimieva@yahoo. com Московский государственный институт международных отношений (университет)

В статье рассматриваются вопросы становления отношений между федеральным центром и регионами и влияние разграничений полномочий на реализацию инвестиционной политики субъектов РФ. Отмечается, что результатом реформ стало делегирование полномочий регионам, которые в пределах установленных законодательством норм получили возможность регулировать процесс привлечения иностранных инвестиций и деятельность предприятий с участием иностранного капитала. Одним из первых регионов, создавших свое правовое пространство, стал Татарстан. Однако самостоятельность регионов в реализации внешнеэкономической политики может приводить к разрыву единого инвестиционного пространства, что способно спровоцировать углубление межрегиональных противоречий. Ключевой становится проблема достижения баланса экономических и социальных условий регионального развития, а также интересов федерального центра и региона в достижении поставленных целей.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, разграничение полномочий, привлечение иностранных инвестиций, федеральный центр, регионы.

Внешнеэкономическая политика региона - это составная часть внешнеэкономических связей экономики страны на всех уровнях ее реализации: от национальных до мировых. В основе такой политики лежит международное разделение труда, скорректированное региональными властями с учетом приоритетов внешнеэкономической деятельности, направленное на реализацию потенциала региона.

Приоритеты развития определяются политикой из федерального центра.

Таким образом, под внешнеэкономической политикой региона стоит понимать целенаправленное воздействие органов власти региона на экономические связи с другими странами в целях:

- обеспечения экономического роста;

- выравнивания регионального платежного баланса;

- обеспечения стабильности региональной экономики;

- изменения стратегии и тактики вовлечения региона страны в международное разделение труда;

- сохранения преимуществ региональной экономики.

Внешнеэкономическая политика региона является важным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и осуществляется в соответствии с законодательством России, а также с учетом правовой базы разграничения полномочий между федеральным центром и исполнительной и законодательной властью регионов.

Подобные правовые нормы могут определяться следующими правовыми документами:

- федеральный договор;

- двусторонние договоры между РФ и республиками, входящими в ее состав;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы.

В РФ система разграничения полномочий между центром и регионами в области регулирования внешнеэкономической деятельности прошла дли-

тельный этап становления и до сих пор претерпевает серьезные изменения.

В период реформ 1990-х гг. вся страна подверглась огромному количеству трансформаций, отголоски которых до нынешнего дня присутствуют в политике центра и регионов. Россия не только переходила на «рыночные рельсы», но и проводила сложные структурные изменения в отношениях с регионами. Субъекты РФ делали все возможное, чтобы адаптироваться к новым условиям и статусу. Однако этот процесс развивался крайне неравномерно. Можно утверждать, что становление российского федерализма началось в 1990-1996 гг. Старт масштабным изменениям дал Указ Президента РФ от 03.06.1996 N° 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».

В этот период акцент был сделан на децентрализацию государственной власти, активные процессы которой даже начали переходить в стадию дезинтеграции. И только в 2000-х гг. разграничение полномочий между центром и регионами приобрело четкие очертания. Это произошло в основном благодаря федеративной реформе в начале XXI в., в результате которой образовались федеральные округи нашей страны.

Еще одним важным шагом стала реформа Совета Федерации, когда из его состава были выведены руководители регионов, а отстаивание региональных интересов было возложено на представителей исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. В результате был усилен федеральный контроль за деятельностью регионального руководства, приняты серьезные меры по обеспечению верховенства положений Конституции РФ и федеральных законов (в том числе в области осуществления внешнеэкономических связей).

Первые шаги на пути самостоятельного выхода на внешний рынок регионы инициировали в период активных реформ. В современных условиях заметным стало смещение центра тяжести по управлению социально-экономическими процессами на региональный уровень. Подобная тенденция расширения региональных полномочий затрагивает и сферу взаимоотношений с иностранными инвесторами.

В настоящее время можно выделить два направления развития российского законодательства в рассматриваемой сфере.

Первое связано с переносом части функций, регулирующих внешнеэкономические отношения, из федерального центра в регионы.

Второе определяется формированием соответствующего регионального законодательства.

Делегирование полномочий способствовало тому, что субъект получил возможность в пределах установленных законодательством норм регулировать процесс привлечения иностранных инвестиций и деятельность предприятий с участием иностранного капитала.

В итоге, как указывает К. Ижогин, от субъекта Федерации исходят два вида воздействия:

- воздействие, опосредующее волю федерального центра;

- воздействие самостоятельное.

Достижение единого направления внешнеэкономической политики - важная составляющая успеха ее реализации как на региональном, так и на федеральном уровне.

Наиболее бесконфликтные отношения федерального центра и его составных частей имеют место в тех случаях, когда международная активность субъектов ограничивается внешнеэкономической деятельностью. Так как стремление улучшить состояние национальной экономики за счет использования доходов от внешней торговли и привлечения инвестиций - распространенный метод почти всех государств на всех уровнях власти.

В тех случаях, когда субъекты федерации претендуют на самостоятельные позиции и полномочия в вопросах собственно внешней политики, вероятность конфликта увеличивается. В связи с этим немаловажное значение имеет то, какие цели преследует субъект Федерации, выходя на международную арену. В большинстве случаев это раскрытие экономического потенциала региона через привлечение иностранных инвесторов, что не вызывает беспокойств федерального центра (в отличие от политических решений, идущих вразрез с единой политикой страны).

несмотря на то, что страна в целом и ее часть -регион - имеют несовпадающие интересы, решением может стать особый институциональный подход.

В течение достаточно продолжительного периода субъекты РФ в рамках своей компетенции самостоятельно восполняли пробелы основ внешнеэкономической деятельности (ВэД) в рамках своих территорий.

многим регионам удалось разработать более системную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику.

Так, в 1994-1998 гг. Республика Татарстан одной из первых смогла создать на своей территории

достаточно стабильное, адекватное правовое пространство в отношении привлечения иностранных инвесторов в регион. Были приняты законы об иностранных инвестициях, о статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора, об инвестиционной деятельности в республике. Президент Республики Татарстан издал указ о государственной поддержке предпринимательства.

В результате Республика Татарстан смогла не только достичь, но и закрепить за собой репутацию стабильного региона с достаточно низким уровнем риска ведения бизнеса для зарубежных инвесторов. По данным республиканского министерства экономики, в 2008 г. объем зарубежных вложений достиг наивысшего за период с 1993 г. показателя - около 2,6 млрд долл. Из них прямых - около 723 млн долл.

В 2011 г. в экономику Республики Татарстан поступило 856,8 млн долл. иностранных инвестиций. На долю прямых инвестиций приходилось 11,6 %, или 99,57 млн долл., от общего объема. Прочие иностранные инвестиции составили 88,4 %, или 757,3 млн долл.

Татарстан был признан одним из самых благоприятных мест в России для ведения бизнеса. Республика возглавила рейтинг 3 0 лучших регионов РФ, выгодных для вложения инвестиций (по версии ведущего международного издания Forbes).

В дальнейшем к этому процессу подключились остальные субъекты РФ: если в 1992 г. только в одном регионе был принят закон об инвестициях, то в 1998 г. подобные законы имелись уже почти в79.

В результате достигнутая самостоятельность субъектов в реализации внешнеэкономической политики не только принесла им капитал в различных формах, но и спровоцировала разрыв инвестиционного пространства между ними. В настоящее время наблюдается углубление межрегиональных противоречий, создаются условия конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования.

Однако в России нет ожесточенной конкурентной борьбы за иностранные инвестиции, которая имеет место, например, в практике американских штатов. По-видимому, это объясняется тем, что российские субъекты Федерации не обладают серьезными финансовыми ресурсами, чтобы мотивировать потенциального инвестора, предоставляя ему различные льготы на десятки миллионов долларов.

Ведь в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N° 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», субъекты Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов.

По мнению С. Сокольских, несмотря на отсутствие жесткой конкуренции, затрудняют активизацию инвестиционного процесса в регионах следующие факторы:

- дифференцированность инвестиционной среды;

- многообразие форм и методов стимулирования инвестиций;

- отсутствие унифицированных схем продвижения проектов.

Роль регионов в реализации ВЭД во многом определена конкурентными преимуществами и «коридором свободы», предоставляемым федеральным центром.

Конкурентные преимущества субъектов РФ проявляются в формировании региональных рынков, различных по уровню цен на товары, энергоносители, рабочую силу, недвижимость и т. д. как считает Л. Вардомский, региональные власти и предпринимательские круги стремятся заменить длинные (с точки зрения транспортных затрат) технологические цепочки на более короткие, повысить долю обработанной продукции и тем самым увеличить добавленную стоимость, создаваемую в регионе. Для этого широко используются иностранные кредиты и прямые иностранные инвестиции. это изменяет межрайонное разделение труда и ослабляет экономическую спаянность российского пространства как целого.

Наибольшую отдачу сулят вложения в субъекты и территории, имеющие значительные конкурентные преимущества. к таким относятся преимущественно сырьевые регионы и регионы с высокой платежеспособностью населения. А анализ региональной структуры инвестиций подтверждает неравномерность распределения средств и предпочтения инвесторов.

Многолетняя международная практика по привлечению инвестиций в регионы доказывает, что для иностранных инвесторов ключевым моментом

является стабильность и «прозрачность» экономики государства в целом. именно поэтому при принятии инвестиционных решений инвесторы основываются на страновых рисках, а не региональных.

Более того, основные мировые денежные потоки направляются в страны, где обеспечиваются механизмы защиты иностранных инвесторов, а также создаются условия для сохранности вложений и устойчивой прибыли.

Согласно опубликованному Всемирным банком докладу «Ведение бизнеса - 2013», Россия, поднявшись на восемь позиций, заняла 112-е место (из 183) в рейтинге стран, благоприятствующих ведению бизнеса. Представленные значения свидетельствуют о необходимости серьезных изменений.

но, несмотря на пессимистичные оценки Всемирного банка, инвесторы все-таки вкладывают свои средства в экономику страны и регионов. Самый распространенный способ реализации интересов зарубежных инвесторов связан с конкретным размещением рынков сбыта, ресурсов, производств и отраслей, представляющих интерес с точки зрения получения прибыли и/или контроля за их деятельностью. Чаще всего это интересы крупных ТНК.

Также создание свободных экономических зон в регионах формирует потенциал для привлечения крупных инвесторов. Однако можно с уверенностью сказать, что существует особый способ реализации внешнеэкономических интересов со стороны иностранных инвесторов, который в меньшей степени носит экономический характер: географическая и этнокультурная близость к определенным российским регионам.

Для многих зарубежных стран интерес инвестирования основывается на подобной близости, выступающей дополнительным фактором доверия для обеих сторон.

В связи с этим интересна оценка иностранным экономистом К. Грэни значимости международных связей Республики Татарстан для нее самой и Российской Федерации в целом: «Успехи Татарстана в инициировании экономических и политических отношений с более широким миром (и особенно с исламским миром) привели к прибыльным экспортным контрактам и совместным предприятиям, которые обогащают как региональную, так и федеральную казну. Активность Татарстана в таких институтах, как Парламент регионов Европейского Союза, Европейский Союз, Европейский банк реконструкции и развития, разработанная

ООН Программа развития и ЮНЕСКО, послужила более глубокой интеграции России в европейское и глобальное сообщества в постсоветский период. Татарстан предпринял важные шаги к сохранению этнической, лингвистической и культурной уникальности татарского народа в Татарстане и в России в целом - процессе, который облегчили ЮНЕСКО и другие международные организации».

Потребность российских регионов в иностранных инвестициях такова, что, по свидетельству экспертов Банка Австрии, большинство из них не смогут выправить экономической ситуации и добиться экономического прогресса без использования иностранного капитала. Экономическая депрессия, подчеркивают эксперты, настолько серьезна, что по крайней мере 2/3 регионов нельзя восстановить без внешней или иностранной помощи. Эта потребность заставляет федеральное и региональные правительства выстраивать и проводить соответствующую политику, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата. Такое выстраивание включает:

- изменение законодательства, налоговой системы;

- ввод признанных в международных финансово-экономических отношениях требований к бухгалтерскому учету и составлению бизнес-планов;

- адаптация зарекомендованных международных стандартов к российским условиям.

Так, одним из последних решений Правительства РФ стал проект создания специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций в экономику страны. Во многих зарубежных странах такие фонды не редкость. Однако все чаще они именуются агентствами. Предполагается, что такой фонд сможет исправить текущую ситуацию с оттоком капитала, причиной которого во многом является плохой инвестиционный климат страны и регионов. Прогноз по оттоку капитала из России на 2012 г. достигал (по данным Министерства финансов РФ) 65 млрд долл.

Пока сложно судить, насколько подобный фонд справится с поставленными целями. Однако особо важным становится тесное сотрудничество с экспертами в экономических вопросах, внедрение опыта зарубежных стран, а также кооперация со страховыми компаниями, чтобы инвестиции были защищены.

До сих пор в реализации внешнеэкономических приоритетов развития страны плохо расставлены региональные акценты. Каждый субъект действует

в рамках собственных локальных возможностей и глобальных целей государства. нерешенным остается вопрос достижения сбалансированности экономических и социальных условий регионального развития, а также интересов федерального центра и региона. Без этого субъект Федерации вряд ли может рассчитывать на успех.

но считать, что необходимый баланс способен когда-нибудь установиться, - некорректно, хотя бы исходя из того, что каждый регион изначально обладает разными возможностями. несмотря на это, в решении вопросов разграничения полномочий и привлечения инвестиций требуется активное участие как федерального центра, так и региона. Со стороны федерального центра актуальной видится разработка программ по стимулированию региональной активности в области инвестиционной деятельности. Ведь именно государственное влияние, идущее из центра, связано с рыночными механизмами, действующими и в стране в целом, и в регионах. Поэтому создание и внедрение выработанной инвестиционной политики способно повлиять на инвестиционную активность. Что касается регионов, то эффективными мерами в реализации поставленных инвестиционных целей видятся не только внешнеэкономическая политика, организация инвестиционных фондов, но и создание особых экономических зон, объединение на основе этнокультурной близости, предоставление различных льгот, повышение уровня благосостояния домашних хозяйств как одного из принципиально важных критериев оценки привлекательности для иностранных инвесторов.

В тот момент, когда проведение системной инвестиционной политики (в том числе - региональной) станет частью реальной практики, можно ожидать заметных изменений в картине инвестиционной активности национальной экономики, а также согласованности интересов центра и региона.

Список литературы

1. Вардомский Л. Б. Будущее российского федерализма: политический и этнический факторы. М. 2000.

2. Доклад Банка Австрии «Russia: Regional Risk Rating». 1998.

3. Ижогин К. Г. организация привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике регионов России. М. 2002.

4. Лукашин Ю. П. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3.

5. об инвестиционной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 25. 02.1999 № 39-ФЗ.

6. об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09. 07.1999 № 160-ФЗ.

7. об иностранных инвестициях в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 № 2180-XII.

8. об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 № 1872.

9. об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.96 № 803.

10. о государственной поддержке предпринимательства в Республике Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 14.09.1993 № УП-530.

11. Сокольских С. В. Формирование механизма экономического развития региона на основе коллективного инвестирования. Владимир. 2005.

12. Черепанов В. А. Федеративная реформа в России: проблема и поиск решения // казанский федералист. 2004. № 2.

13. Graney K. E. Ten Years of Sovereignty in Tatarstan. End of the Beginning or Beginning of the End. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.