Научная статья на тему 'Формирование инвестиционной политики в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации (на примере Волгоградской области)'

Формирование инвестиционной политики в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ / КЛИМАТ / АКТИВНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / РЕСУРСЫ / ДОТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрина Т.С.

В статье представлены показатели инвестиционного климата Волгоградской области и г. Волгограда. Приведена динамика инвестиций в регион. Подробно описана инвестиционная политика субъекта. Проанализированы федеральные и региональные проекты, реализуемые на территории Волгоградской области. На основе анализа имеющихся данных установлено, что инвестиционная политика региона формируется под воздействием ряда факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инвестиционной политики в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации (на примере Волгоградской области)»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Волгоградской области)

Т.с. ЮРИНА

Волгоградская академия государственной службы при Президенте РФ

В статье представлены показатели инвестиционного климата Волгоградской области и г. Волгограда. Приведена динамика инвестиций в регион. Подробно описана инвестиционная политика субъекта. Проанализированы федеральные и региональные проекты, реализуемые на территории Волгоградской области. На основе анализа имеющихся данных установлено, что инвестиционная политика региона формируется под воздействием ряда факторов.

Ключевые слова: инвестиционный, климат, активность, менеджмент, ресурсы, дотация.

Субъекты Федерации значительно различаются по отраслевой и воспроизводственной структуре инвестиций, видам инвестируемых основных фондов, источникам инвестиций и т. д.

Среди субъектов Федерации по инвестиционной активности заметно выделяется небольшая ведущая группа регионов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан, Нижний Новгород), в которых сконцентрировано более 60 % всех инвестиций в основной капитал России; они лидируют также по величине капиталовложений на душу населения [10]. Данный кластер финансово сильных регионов с крупной промышленностью, взявших курс на формирование экономических реформ, характеризуется также высокими показателями затрат на технологические инновации.

Показателями инвестиционного климата являются:

• наличие ресурсов у данного региона и города;

• сведения об отраслевой структуре экономики региона и города;

• валовый региональный продукт (ВРП) области;

• региональное законодательство в области инвестиционной политики;

• динамика инвестиций в основной капитал;

• бюджетная обеспеченность.

Разберем эти показатели применительно к

Волгоградской области и Волгограду.

Ресурсная база региона велика, она характеризуется:

• высоким потенциалом природных ресурсов для развития минерально-сырьевой базы: нефть, конденсат, газ; калийные, магниевые, натриевые соли; фосфориты; цементное сырье для металлургической промышленности (формовочные пески); промышленности стройматериалов (карбонатные породы и песчаники для производства щебня и бутового камня, пески и глины различного назначения); железная руда, цветные и редкие металлы (титано-цир-кониевые россыпи) и т. д. Значительны запасы подземных вод, в том числе минеральных;

• наличием важных железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1,6 тыс. км, внутренних судоходных путей — 1,5 тыс. км, автомобильных дорог — более 14 тыс. км (83 % дорог общего пользования имеют твердое покрытие). Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока [9];

• выгодным географическим положением (главные ворота на юг России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию через Республику Казахстан);

• протяженностью области более чем 400 км;

• значительными трудовым, культурным и рекреационным потенциалами.

Добыча полезных ископаемых (6 %)

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды (11 %)

Транспорт и связь (11 %)

Прочее (7 %) I

Обрабатывающее производство (49 %)

Оптовая и розничная торговля (16 %)

Рис. 1. Отраслевая структура экономики Волгограда Торговля (11,13 %)

Прочие отрасли (28,53 %)

Связь (1,54 %)

Траспорт(7,11 %)

Сельское хозяйство (14,06 %)

Строительство (7,28 %)

Промышленность (28,86 %)

Рис. 2. Доля основных отраслей экономики в структуре ВРП Волгоградской области в 2004 г. [15]

Руб.

90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000

2000

2001

2002

2003

2004

2005 Год

Рис. 3. Валовый региональный продукт на душу населения Волгоградской области, руб.

Валовый региональный продукт на душу населения,

В структуре экономики Волгограда в 2006 г. наибольшая доля у предприятий обрабатывающих производств: 49 % от общего оборота организаций по видам экономической деятельности; оптовая и розничная торговля —16%, транспорт и связь —11%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — около 11 %, добыча полезных ископаемых — 6 % (рис. 1) [15].

Таким образом, промышленное производство остается основой социально-экономического развития Волгограда. Промышленные предприятия обеспечивают свыше 50 % поступлений в бюджет Волгограда, а численность занятых составляет около трети от общего количества работоспособного населения

Развитие промышленности в 2002—2006 гг. происходило под влиянием факторов, сформировавшихся в период кризиса 1998 года или непосредственно после него и связанных, прежде всего, с ликвидацией ряда накопившихся в докризисный период диспропорций. Эти факторы способствовали ускоренному послекризис-ному восстановлению экономики (рис. 2, табл. 1).

Темпы роста валового регионального продукта в Волгоградской области не отличались от показателей по ЮФО, однако объем ВРП Волгоградской области на протяжении семи лет постоянно превышал средний показатель по округу (рис. 3 и 4).

Из всех субъектов ЮФО выделяются Ставропольский, Краснодарский края, Астраханская, Рос-

Таблица 1

руб. [12]

Регион Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Волгоградская область 23 341 30 513 38 618 47 927 57 932 77 812

Астраханская область 27 815 - - - - 71 052

Республика Калмыкия 20 184 - - - - 33 620

В целом по ЮФО 20 041 26 131 31 840 38 435 48 031 56 951

Регион

Волгоградская область Краснодарский край Астраханская область Ростовская область Ставропольский край Республика Северная Осетия Карачаево-Черкесская Республика Кабардино-Балкарская Республика Республика Адыгея Республика Калмыкия Чеченская Республика Республика Ингушетия

Рис. 4. Валовый региональный продукт на душу населения по субъектам ЮФО в 2006 г., тыс. руб. [8]

товская и Волгоградская области, но при существующей на сегодняшний день системе распределения доходов по уровням бюджетной системы (рис. 5)

даже эти территории с высоким потенциалом остаются дотационными. Это связано с тем, что экономически более самостоятельные регионы перечисляют в федеральный бюджет больше средств, чем получают дотаций.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (рис. 6). Основным источником инвестиций на протяжении последних лет являются собственные средства предприятий, которые составляют более 50 % (в 2004 г. — 56 %). Динамика видовой структуры инвестиций представлена на рис. 7.

Тыс. руб.

%

WW sHsl

г

г iúA ;¡%

7°/

г/

7%

Я

ТА 3

Н

0%

б

4%

6D

т

\ТА . %

,0и/

8 б

! % 37 й/

3%61°А 7

Va 0%

Д Щ 1Щ i Д

п

ЗУ

Налоговые Неналоговые

Безвозмездные перечисления

Регион

^ Л-- ¿f' <.<& Л"0 J?

04 Р Jcy лО' Л ¿Г ^ оГ

/ sf

- А

ч о Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Структура доходов бюджетов регионов ЮФО в 2006 г., %

Млн руб. 16000 14000

2001

2002

2003

2004

2005

2006 Год

Рис. 6. Динамика инвестиций в основной капитал Волгоградской области, млн руб.

в иищем ииъеме инвестиций в основной капитал собственные средства составили 6,4 млрд руб., или 51 %. Объем полученных предприятиями и организациями Волгограда бюджетных средств за 2006 г. составил 2,2 млрд руб., что больше значения показателя 2005 г. на 1,4 %, в том числе федерального бюджета — 1,2 млрд руб., областного бюджета — 0,73 млрд руб., бюджета Волгограда — 0,27 млрд руб. [1].

Основные объемы инвестиций в Волгоградской области направлены на развитие обра-

Год

2004

2005

2006

Рис. 7. Динамика видовой структуры инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций Волгограда в 2002-2006 гг. [8]

40

60

0 20

■ Жилые дома

■ Здания и сооружения (кроме жилых)

■ Машины и оборудование, транспортные средства

■ Прочие

батывающих производств — это почти 40 %. На развитие транспорта и связи выделено 11,3 %. По информации пресс-службы обладминистрации, 9 млрд руб. инвестиций вложено в основной капитал за счет всех источников финансирования в Волгоградской области в течение первого квартала 2008 г. Это на 30 % больше, чем за соответствующий период 2007 г.

Такие результаты стали возможны благодаря привлечению государственных и частных инвестиций в реализацию крупных инвестиционных проектов. Среди них — строительство магниевого завода, разведка и добыча калийных солей на Гремяченском месторождении Котельниковского района. Немалую долю в улучшении инвестиционного климата в регионе сыграла Волгоградская торгово-промышленная палата. Благодаря ее сотрудничеству с ЗАО «Корпорация инвестиций» осуществляются услуги по привлечению финансовых средств в регион. С ноября 2007 г. Палата работает по такому направлению, как венчурное финансирование предприятий Волгоградской области. На сегодняшний день при ее содействии состоялись переговоры между представителями 32 организаций региона и «Корпорацией инвестиций». По результатам деловых встреч четыре предприятия Волгоградской области продолжили дальнейшее сотрудничество с корпорацией.

Кроме того, Волгоградская торгово-промышленная палата

80

/ 100

%

Млрд руб. 160

140 120 100 80 60 40 20 0

взаимодействует с Региональным фондом венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Одним из этапов работы по этому направлению стало сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Наиболее наглядно данные по Южному федеральному округу можно представить в виде диаграммы (рис. 8). Динамика объема инвестиций в основной капитал представлена в табл. 2.

В рамках инвестиционного состояния Южного федерального округа рассмотрим поступление иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области (рис. 9).

На рис. 9 видно, что инвестиции растут, большой объем инвестиций в 2004 и 2007 гг. резко отличается от объемов инвестиций в 2005 и 2006 гг.

т 160

140 -120 -100 80

60 40 20 0

Регион

Объем инвестиций, млрд руб.

■ Индекс физического объема, %

Рис. 8. Динамика инвестиций в основной капитал в Южном федеральном округе [1]

Таблица 2

Объем инвестиций в основной капитал, млн руб.

Регион Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Российская Федерация 1 165 234 1 504 712 1 762 407 2 186 365 2 804 834 3 534 009 4 482 700

Южный федеральный округ 134 904 167 598 185 722 212 183 264 339 308 923 415 680

Краснодарский край 54 734 63 395 74 655 78 041 96 438 109 979 148 821

Ставропольский край 15 865 16 622 19 549 22 175 24 681 28 709 41 560,6

Астраханская область 12 438 15 616 13 301 17 986 19 745 18 361 28 714,5

Волгоградская область 11 516 16 320 19 348 22 154 29 848 39 781 34 654,1

Ростовская область 22 361 28 876 29 049 39 376 52 124 57 721 90 618,9

184

2004

2005

2006

2007 Год

Рис. 9. Поступление иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области, млн долл.

2000

2001

2002

2003

2004 2005

2006

Рис. 10. Объем отечественных инвестиций в основной капитал,

млн руб.

Такую разницу можно объяснить политическими событиями, происходящими в регионе в эти годы, в частности, сменой мэра Волгограда.

По словам Е. Варламова, начальника отдела внешнеэкономических связей Администрации Волгоградской области: «Сельское хозяйство, медицина и образование остаются без инвестиций, а вкладывать деньги зарубежные инвесторы предпочитают в строительство и производство». По его данным, на эти и другие программы только за первый квартал 2008 г. из-за рубежа было привлечено 16 млн долл. Однако, за аналогичный период 2007 г. сумма составила 60 млн долл., а за весь 2007 г. — 184 млн долл.

Наиболее крупные инвесторы 2008 г. — Нидерланды (94,1 млн руб.), Великобритания (80 млн руб.), Италия (7,3 млн руб.), Австрия (2,2 млн руб.), Кипр (0,55 млн руб.), Швейцария (0,51 млн руб.) — такую статистику приводит Евгений Варламов [5]. Динамика отечественных инвестиций за 2000—2006 гг. представлена на рис. 10.

Свыше 51,8 млрд руб. инвестиций в основной капитал освоили за три квартала 2008 г. организации Волгоградской области.

В сопоставимой оценке это на 25 % больше, чем в январе—сентябре 2007 г. Из них 38,3 млрд руб. освоили крупные и средние предприятия. Наибольшие вложения осуществлялись в развитие обрабатывающих производств — 12,3 млрд руб. (32 % инвестиций крупных и средних организаций), транспорта и связи — 10,9 млрд руб. (29 %).

Увеличилась доля инвестиций, направленных на строительство жилых домов, на приобретение машин, оборудования, транспортных средств.

При этом доля собственных вложений крупных и средних предприятий на финансирование инвестиций в основной капитал в 2008 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 2,6 %. В то же время в привлеченных средствах увеличилась доля бюджетных денег на 5,6 %, в том числе из федерального бюджета — на 5,1 %, а доля кредитов банков снизилась на 3,1 %.

На основании данных рис. 9 и 10 можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций отличается от отечественных. Особенно сильная разница наблюдается в 2005 и 2006 гг. Факторы, повлиявшие на отток иностранных инвестиций из области, — смена политической власти, неэффек-

тивная инвестиционная политика, несовпадение инвестиционной политики комитетов Администрации области с региональной политикой (принцип «перетягивания одеяла на себя»).

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики по содержанию и привлекательности для инвесторов, региональных инвестиционных программ являются: Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан [10].

Надо подчеркнуть, что за эти годы во многих российских регионах в целом уже накоплен богатый опыт взаимодействия властных структур по вопросу формирования региональной инвестиционной политики, сформировались необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

Администрация Волгоградской области предоставляет инвесторам поручительства при займе денежных средств для осуществления инвестиционной деятельности, существуют льготы по арендной плате за недвижимость, передаваемую в целях осуществления инвестиций; предоставляет отсрочки и рассрочки по платежам за пользование находящимися в государственной собственности объектами недвижимости, переданными на инвестиционных условиях. Данные формы регулируются законодательной базой региона, а именно: Закон Волгоградской области от 14.02.2002 № 668-ОД «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области», Устав Волгоградской области, Программа социально-экономического развития Волгоградской области на 2004—2005 гг. и на период до 2010, и другие целевые программы. Областной Совет по инвестициям принимает активное участие в поддержке и реализации инвестиционной политики региона.

Наиболее эффективным и самым распространенным средством привлечения инвестиций является предоставление налоговых льгот в связи с вложением капитала или осуществлением определенной деятельности, а также введение в налоговое законодательство иных мер, стимулирующих инвестиции [2].

Эффективность проявляется в оставлении у инвестора части прибыли (из-за сниженной ставки налогообложения для Волгоградской области этот

срок не более пяти лет [6]), которая используется на дальнейшее развитие какого-либо проекта.

Вышеперечисленные инструменты являются так называемыми производными инструментами. Они представляют собой широко применяемые в мировой практике формы стимулирования инвестиций, основанные на гражданско-правовых соглашениях, затрагивающие доходную часть государственного бюджета. К ним, в частности, относятся налоговые льготы, лизинг и другие экономические стимулы [3].

Как показывает анализ законодательства Волгоградской области, правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне региона осуществляется по ряду направлений:

1) вопросы социально-экономического развития региона — определение приоритетных отраслей экономики и приоритетных предприятий; разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов. В качестве приоритетных отраслей региональной экономики Волгоградской области выделяются: предприятия обрабатывающих производств, предприятия, занятые в капитальном строительстве на территории Волгоградской области, предприятия агропромышленного комплекса, а также строительство дорог, создание рекреационной базы (строительство санатория «Эльтон»).

Ведется сопровождение инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2007—2010 гг. (18 проектов на общую сумму 157,4 млрд руб.):

• строительство научно-промышленной гелио-аэробарической теплоэлектростанции (ГАБ ТЭС) в Волгоградской области;

• завод по переработке твердых бытовых и приравненных к ним отходов;

• строительство мостового перехода через р. Волга в Волгограде;

• расширение аэропорта (завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы);

• модернизация производственных мощностей ОАО «Волгоградский речной порт» в рамках МТК «Север—Юг»;

• создание терминально-логистического комплекса в Волгоградской области;

• разработка конструкторской документации на восстановление и модернизацию имеющихся трамвайных вагонов чешского производства и доведение их технико-экономических по-

казателей до мирового уровня с организацией производства модернизированных трамвайных вагонов;

• создание и поставка современных высокоэффективных скоростных восьмиосных трехсекционных вагонов для Волгоградского «Метротрама» с созданием современной капитально-восстановительной базы и диагностического центра;

• строительство новой ветки трамвая;

• строительство завода по производству биоэтанола и кормовых добавок;

• строительство межрегионального бизнес-центра на территории Волжского интермодального терминала;

• строительство магниевого заводаООО «РУСАЛ— Бишофит» в Волгоградской области [12];

2) организационные вопросы — порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации и поддержки инвестиционных программ на территории Волгоградской области действует областной Совет по инвестициям, в деятельность которого входит обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности;

3) вопросы льгот и привилегий — предоставление и обеспечение гарантий прав инвестора; создание льготного режима инвестиционной деятельности — предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами (регулируется Законом Волгоградской области от 14.02.2002 № 668-ОД «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области»);

4) вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности — прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвести-

ционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;

5) вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов — осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь [10].

Законодательство играет немаловажную роль в увеличении возможностей регионов в привлечении инвестиционных ресурсов. Вопрос заключается в том, какие принятые решения в области инвестиций будут более эффективно работать и насколько инвестиционное законодательство учитывает региональную специфику.

Например, в феврале 2002 г. в Волгоградской области был принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области». Формирование регионального инвестиционного законодательства сыграло большую роль в увеличении возможностей области в привлечении инвестиционных ресурсов. Формы и методы стимулирования инвесторов в области позволили увеличить объем иностранных инвестиций и достигнуть уровня 184 млн долл., а рублевые инвестиции приблизились к 34 млрд руб. в год (данные за 2006 г.).

В целом, можно утверждать, что на региональном уровне вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала.

Практика, однако, показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий и прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

Большая часть иностранных инвестированных за 2006 г. средств направлена в Волгоград — 26,8 млн долл., в частности, в Краснооктябрьский и Красноармейский районы. 2,5 млн долл. инвестированы в экономику г. Волжский.

«В целом, по состоянию на конец третьего квартала 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономке Волгоградской области составил 238,5 млн долл., таким образом, прирост к прошлому году составил 32 %. Из них 220,4 млн аккумулировано в Волгограде, 8,2 — в Волжском, третью позицию занимает Михайловский район — 9,7 млн долл. Почти половина региональных накоплений сложилась за счет прямых инвестиций иностранных фирм», — отметили в пресс-службе администрации Волгоградской области.

Из этих данных можно сделать вывод, что основная часть инвестиций остается в региональном центре — Волгограде. По нашему мнению, это является негативной тенденцией, так как развитие региона должно происходить равномерно — центра и муниципальных образований, входящих в состав региона.

На сегодняшний день Волгоградская область состоит из 421 сельского поселения, 31 городского поселения, 6 городских округов — всего 491 муниципальное образование.

Инвестиционный климат Волгограда включает в себя следующие характеристики:

1) Волгоград является крупным транспортным узлом. Благоприятное экономико-географическое положение Волгограда в зоне международных евроазиатских транспортных коридоров, где развито машиностроение, нефтяная и химическая промышленность, а также близость к европейским и мировым рынкам способны обеспечить внутренние и межрегиональные внешнеторговые и транзитные связи;

2) социально-экономическая ситуация в Волгограде характеризуется продолжающимися процессами стабилизации во многих сферах хозяйствования. В оценках развития социально-экономической ситуации в Волгограде наблюдается положительная динамика;

3) Волгоград является крупным индустриальным центром, на его территории расположено около трех тысяч предприятий;

4) положительной тенденцией последних лет является динамичный рост объемов жилищного строительства в Волгограде. Начиная с 2003 г. наблюдается тенденция увеличения объемов жилищного строительства;

5) наблюдается тенденция динамичного роста объемов инвестиций крупных и средних организаций Волгограда в развитие экономики и социальной сферы;

6) достаточно высокую долю имеют инвестиции в активную часть основных фондов орга-

низаций (машины, оборудование, транспортные средства);

7) Администрация Волгограда уделяет значительное внимание вопросам сохранения благоприятной окружающей среды: ликвидируются несанкционированные свалки, проводятся озеленение и благоустройство городских территорий, реализуются целевые программы, осуществляется мониторинг окружающей среды и источников негативного воздействия, проводятся акции и конкурсы экологической направленности;

8) в сопоставлении с другими городами юга России Волгоград (как и г Ростов-на-Дону) существенно выигрывает по таким составляющим инвестиционного потенциала, как уровень образования населения (в вузах Волгограда обучается большая часть студентов Волгоградской области), результативность научно-технической деятельности, другим параметрам, характеризующим качество трудовых ресурсов, хозяйственного климата, городской среды. В Волгограде сосредоточен мощный научный и кадровый потенциал, который составляют крупные вузы, более 100 научно-исследовательских и проектных институтов и филиалов, центров и лабораторий.

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента — активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития города, связаны с инвестиционной политикой региона и включают:

• определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т. е. формирование инвестиционной стратегии;

• разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

• определение потребности в инвестиционных ресурсах;

• поиск и выбор источников инвестиций;

• формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению [7].

Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обес-

Привлеченные средства (57 %)

печение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций. Основными источниками инвестиций в Волгоградской области являются привлеченные средства (рис. 11).

На рис. 12 отчетливо видно, что бюджетная обеспеченность Волгоградской области является самой низкой в Южном Федеральном округе, что связано с рядом причин.

В 2005 г. основным налогом, обеспечивающим пополнение доходной части бюджета Волгограда, был налог на прибыль. С 1 января 2006 г. отменено зачисление в бюджеты муниципальных образований налога на прибыль и налога на игорный бизнес.

Изменения бюджетного и налогового законодательства привели к сокращению перечня местных налогов: у городских округов их осталось только два — земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, закреплены за муниципальными образованиями на постоянной основе налоги со специальными режимами — единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог. Эти виды налоговых платежей занимают в общем объеме доходов бюджета Волгограда незначительное место (местные налоги — около 8 %, закрепленные — около 6 %).

Доля налогов, зачисляемых в бюджет Волгограда из общего объема платежей, собранных на территории Волгограда, неуклонно сокращается: в 2004 г. показатель составил 23,8 %, в 2005 г. — 16,2, в 2006 г. — 9,3 %. Одновременно доля поступлений от налогоплательщиков, расположенных на территории Волгограда, в общей сумме налоговых платежей, уплаченных в Волгоградской области, постоянно растет: в 2004 г. — 55,6 %, в 2005 г. — 57,1, в 2006 г. - 62,1 % [1].

На данном этапе развития у Волгоградской области имеются некоторые проблемы в области социально-экономических показателей: • уровень безработицы в регионе снизился за

семь лет всего на 3 % (2000 - 9,5, 2007 - 6,4 %)

Собственные средства (43 %)

Рис. 11. Источники инвестиций в Волгоградской области [1]

Регион

Чеченская Республика Астраханская область Республика Калмыкия Республика Северная Осетия Ставропольский край Краснодарский край Республика Адыгея Ростовская область Республика Дагестан Республика Ингушетия Карачаево-Черкесская Республика Кабардино-Балкарская Республика Волгоградская область

22,4

13 13 12,9 12,7

Тыс. руб.

Рис. 12. Бюджетная обеспеченность регионов ЮФО в 2006 г., тыс. руб./чел. [13]

[14]. По данным на 2007 г. в Волгоградской области уровень безработицы больше среднероссийского;

производство хлебобулочных изделий в Волгоградской области с 2000 по 2006 гг. планомерно снижалось (2000 - 166, 2006 - 138 тыс. т) [14], в том числе по причине закрытия ряда хлебозаводов из-за нерентабельности; объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Волгоградской области ниже, чем в соседних регионах и в среднем в ЮФО. Между тем этот показатель за семь лет вырос более чем в 5,5 раза. (2000 - 4 215 руб., 2006 - 23 495 руб.); численность населения в Волгоградской области постоянно снижается начиная с 1995 г. - тогда она составляла 2 млн 738 тыс. чел. Вместе с тем, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. показатель рождаемости увеличился на 8 %, а смертности - снизился на 4 %. Впервые за последние 15 лет в шести районах Волгоградской

области отмечен положительный естественный прирост;

• средняя заработная плата в Волгоградской области продолжает расти. Об этом свидетельствуют данные Волгоградстата. Так, в сентябре 2008 г. на предприятиях региона номинальная зарплата составила 13 090 руб. По сравнению с августом этот показатель вырос на 3,5 %. А по отношению к сентябрю 2007 г. — на 35 %. Реальная зарплата, по данным Волгоградста-та, рассчитанная с учетом роста потребительских цен, увеличилась по отношению к сентябрю 2007 г. на 17,5 %, а к августу 2008 г. — на 2,5 %. Наиболее высокий уровень заработной платы наблюдался на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых — более 26 тыс. руб. А наиболее низкий ее уровень отмечался в сфере рыболовства и рыбоводства, а также в организациях по обработке древесины и производству изделий из дерева — около 7 тыс. руб.

Положительным фактором является создание Каталога инвестиционных площадок Волгоградской области. Цель создания этой информационной базы — повышение инвестиционной привлекательности Волгоградской области. Как известно, еще в 2003 г. комитет экономики администрации области разработал Каталог инвестиционных проектов региона, который ежегодно обновляется. Но нередко для начала работы по реализации ряда инвестиционных проектов необходима информация о земельных участках, пригодных для размещения объектов производственного назначения, инфраструктуры, жилищного строительства, рекреационных зон. Поэтому при создании Каталога инвестиционных площадок будет проведена инвентаризация градостроительных планов, обследована территория области для изучения ее потенциала, с учетом имеющейся инфраструктуры, подъездных путей, правоустанавливающих документов и т. п.

Наличие единой информационной базы в составе Каталога инвестиционных проектов и Каталога инвестиционных площадок обеспечит более эффективную работу по привлечению инвестиций и реализации перспективных проектов на территории Волгоградской области.

Проводится планомерная работа по привлечению инвесторов в регион. На данный момент ведется сопровождение инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2007—2010 гг. (18 проектов на общую сумму 157,4 млрд руб.).

Созданы органы, призванные продвигать инвестиционные проекты, повышать инвестици-

онный имидж области (оказание помощи с прохождением государственных экспертиз, выделением земельных участков, определением мощности по инфраструктурам). К таким органам относятся: НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области», Совет по инвестициям Волгоградской области, Комитеты и комиссии по разработке, реализации и контролю за инвестиционной политикой региона. Осуществляется сотрудничество с федеральными органами в области инвестиционной политики.

Волгоградская область одной из первых в Южном федеральном округе выиграла конкурс Министерства экономического развития РФ на право создания регионального венчурного фонда. Он был образован в 2007 г. Главная цель — инвестирование в создание и расширение предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся выпуском инновационной и высокотехнологичной продукции. В рамках подписанного соглашения управляющая компания намерена финансировать из средств венчурного фонда инновационные проекты на ранней стадии реализации. Предполагается, что при успешном старте к развитию предприятия подключатся фонды прямых инвестиций, банки.

Регион принимает активное участие в инвестиционных форумах России. Результаты VII Международного инвестиционного форума «Сочи-2008» говорят о положительной тенденции в области инвестиционной политике. В этом году область представила 13 инвестиционных проектов.

Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества подписали в рамках форума глава администрации Волгоградской области Николай Максюта и директор, постоянный представитель Всемирного банка в РФ Клаус Роланд. Этот шаг предполагает оказание банком помощи в проведении экономических и отраслевых исследований, содействие повышению инвестиционной привлекательности области, развитию инновационной деятельности, бизнес-среды и финансовых институтов, внедрение механизма государственно-частного партнерства, привлечение инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и др.

Банк уже приглашен в качестве эксперта для участия в крупном проекте по строительству дороги «Обход города Волгограда» стоимостью 40,6 млрд руб. По мнению Клауса Роланда, со временем Волгоградская область станет одним из центров Юга России. «Здесь хороший экономический потенциал, и это демонстрируют инвестиционные пред-

ложения, представленные на сочинском форуме. Основываясь на международном опыте, мы можем помочь региону определить приоритетность тех или иных проектов на начальном этапе их реализации, а затем банк может подобрать наиболее приемлемые формы и механизмы финансирования», - заключил Роланд1.

В Волгоградской области построят новый цементный завод. Соглашение о реализации проекта подписали губернатор Николай Максюта и руководство ООО «Региональная производственная компания «ЛидерБизнесФинанс» в рамках VII Международного инвестиционного форума «Сочи-2008».

Общий объем инвестиций в строительство цементного завода составляет около 16,5 млрд руб., в том числе в создание объектов социальной и транспортной инфраструктуры - более 2,5 млрд руб.

Более 50 млрд руб. инвестиций - таков итог участия делегации Волгоградской области в VII международном инвестиционном форуме «Сочи-2008». «Все подписанные проекты вполне реальны, и ждать их воплощения в жизнь долго не придется», -заверил на встрече с журналистами глава администрации Волгоградской области Николай Максюта. Прежде всего он отметил, что нынешний сочинский форум, проходивший в условиях глобального экономического кризиса, сумел доказать инвесторам, что проекты российских регионов - это надежное и прибыльное вложение инвестиций.

Более эффективным, на наш взгляд, будет выглядеть помощь федерального центра в виде перехода от политики перераспределения средств фонда поддержки регионов, что порождает незаинтересованность одних и иждивенчество других, к введению действенных механизмов стимулирования производительности труда, эффективности производства, т. е. перенести действие этих инструментов в сферу мотивации его расширенного воспроизводства.

Меры государственной поддержки необходимо направлять не на поощрение иждивенцев, а на инфраструктурное обустройство территории регионов, на создание условий их нормальной воспроизводственной деятельности. Это придаст ускорение предпринимательской активности и повышения активности хозяйственной жизни регионов Юга России, что способствовало бы росту привлекательности их инвестиционного климата.

В условиях современного финансового кризиса подписано распоряжение о мерах по усилению ре-

1 http://www.regnum.ru/.

жима экономии в расходовании в 2009 финансовом году средств бюджета города. Документ предписывает ограничить увеличение бюджетных ассигнований и принятие новых бюджетных обязательств. Такое решение принято руководством города в целях усиления режима экономии в расходовании средств бюджета Волгограда и повышения качества управления бюджетным процессом.

Кроме этого, администрацией Волгограда принимаются меры по сокращению расходов на управленческий аппарат. Администрация Волгограда уже сократила расходы (конец 2008 г.) на собственный аппарат на 6,7 %, что позволило высвободить 85 млн руб. В результате реорганизации, которую планируется провести в скором будущем, мы получим возможность высвободить и направить на социальные программы еще 150 млн руб. Сокращение аппарата предположительно составит 10 %2.

Можно сделать вывод о том, что в первую очередь экономия коснулась социальных программ, что является отрицательным показателем.

Финансовый кризис не замедлил сказаться на рынке труда: первыми его жертвами стали фондо-вики и банковские служащие, сокращения также наблюдаются в сфере торговли и производства, в риэлтерских и строительных компаниях. Пока увольнения не носят массового характера, но многие организации проводят «оптимизацию кадрового состава».

На данный период в регионе происходят массовые увольнения работников как в частном, так и государственном секторах экономики. Крупнейшие металлургические и нефтехимические заводы Волгоградской области из-за кризиса намерены сократить в первом квартале 2009 г. до 4 тыс. работников. Всего же за год будет сокращено более 13 тыс. чел.

Регион сможет преодолеть последствия мирового финансового кризиса, хотя по прогнозам специалистов произойдет спад иностранных инвестиций в Россию в целом и региона в частности. Банки, работающие на территории области, основные фонды которых состояли из зарубежных средств, сейчас проводят политику увольнений сотрудников, досрочный отзыв заемных средств у заемщиков, что коснулось как физических лиц (в основном потребительские и авто кредиты), так и юридических - увеличение процентов по вновь выдаваемым и выданным кредитам, введены ограничения кредитования, временно прекращена выдача крупных кредитов предприятиям частных

2 http://www.regnum.ru/.

форм собственности. Все это негативно влияет на инвестиционную активность среднего и малого бизнеса, что может привести к общему снижению объемов инвестиций для региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитическая записка о состоянии инвестиционной деятельности на территории Волгограда за 2006 год. URL: http://www.volgadmin. ru_RU2_Investments.

2. Багаев В. А. Инвестиционное законодательство и практика разрешения споров с участием инвесторов в Северо-Западном округе. 31 августа 2007.URL: http://www.vybor-spb.ru/dayjust. php?id=42284.

3. Баев С. Государство избегает прямого вмешательства в экономику. 23 мая 2001. URL: http:// www. cfin. ru/press/boss/2001-05/03.shtml.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008).

5. Деловое Поволжье. 2008. № 27 (767).

6. Закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД «Об инновационной деятельности в Волгоградской области».

7. Зарукина Е. Муниципальная инвестиционная политика. // Муниципальная власть. № 3 от 25.06.2004.

8. Инвестиции в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М. 2007.

9. Инвестиционный паспорт Волгограда. URL: http://www.volganet.ru/.

10. МухетдиноваН. М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России. // Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. № 1 (318). Февраль 2007. — URL: http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikSF/2007/VSF_ NEW200703221229/VSF_NEW200703221229_ p_006.htm.

11. Не все инвестиции одинаково полезны и возможны для регионов. // Вести Отечества. 12 февраля 2007. — http://www. businesspress. ru/newspaper/article_mId_0_aId_409602.html.

12. Официальный сайт Администрации Волгоградской области. — URL: http://www.volganet. ru/.

13. Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации. // Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Аналитическое управление аппарата Совета Федерации. Аналитический вестник. № 1 (318). - М.: февраль 2007.

14. Социально-экономические итоги губернаторства Николая Максюты в Волгоградской области. — URL: http://www. regnum. ru.

15. Статистический сборник Волгоградской области 2006. — Волгоград. 2006.

16. Уголков Д. Иностранные инвестиции в Россию: прямые, портфельные и возвратные. — http:// www.rcb.ru.

17. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3. В редакции от 10.06.2008.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721-85-75

http:\\www.fin-izdat.ru E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.