Научная статья на тему 'Основные стратегические направления совершенствования механизма государственно-частного партнерства (на примере Волгоградской области)'

Основные стратегические направления совершенствования механизма государственно-частного партнерства (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ИНСТРУМЕНТ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГЧП / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинова H.Н., Заруднев А.И.

В условиях финансово-экономического кризиса большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью региона, как важнейшей составной части инвестиционного процесса в целом. Такая система позволит обеспечивать развитие отраслей, являющихся бюджетообразующими для региона; развивать областную инфраструктуру; повышать эффективность инвестиционной политики, важнейшим инструментом реализации которой является государственно-частное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные стратегические направления совершенствования механизма государственно-частного партнерства (на примере Волгоградской области)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

26 (83) - 2010

основные стратегические направления совершенствования механизма государственно-частного партнерства (на примере волгоградской области)

Н. Н. КОсИНОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры корпоративных финансов

E-mail: nnn_05@maM. ш

Волгоградский государственный университет А. И. ЗАРУдНЕВ, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора

НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области» E-mail: kfbd@volsu. ш

В условиях финансово-экономического кризиса большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью региона как важнейшей составной части инвестиционного процесса в целом. Такая система позволит обеспечивать развитие отраслей, являющихся бюджетообразующими для региона; развивать областную инфраструктуру; повышать эффективность инвестиционной политики, важнейшим инструментом реализации которой является государственно-частное партнерство.

Ключевые слова: институт, инструмент, механизм государственно-частного партнерства, инвестиционный фонд, национальный проект, федеральная целевая программа, региональная корпорация развития, региональный центр ГЧП, инвестиционный проект.

Как показывает практика, в условиях финансово-экономического кризиса и ликвидации его последствий в первую очередь под угрозу сокращения попадают инвестиционные программы регионов. Несмотря на это, проблемы по завершению текущих инвестиционных проектов, а также модернизации и реконструкции существующих инфраструктурных объектов не теряют своей актуальности и требуют решения. В условиях значительного снижения доходной части бюд-

жетов различных уровней решить данные задачи становится все сложнее, в результате чего органы государственной власти обращают внимание на возможность привлечения внебюджетного финансирования некоторых публичных функций.

С другой стороны, в условиях неблагоприятной конъюнктуры растет интерес бизнеса к государственной поддержке, которая позволяет не только значительно снизить риски частных инвестиций, но и повысить эффективность инвестиционных проектов, а также привлечь кредитные ресурсы для их реализации. В связи с этим в качестве одного из важнейших механизмов привлечения частного капитала для решения социально-экономических проблем все чаще рассматривается государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) как некий симбиоз государства и бизнеса.

В авторской трактовке государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти, хозяйствующих субъектов и институтов ГЧП, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение, а также предполагающее распределение рисков между партнерами.

В идеале государственно-частное партнерство выгодно и хозяйствующим субъектам, которые извлекают доход от инвестиций, и государству, поскольку проекты ГЧП имеют значительный социальный эффект при одновременной экономии бюджетных средств и направлены на реализацию публичных интересов. Тем не менее, несмотря на наличие возможностей использования инструментов и институтов ГЧП как федерального, так и регионального уровня, по мнению авторов, на сегодняшний день их применение на практике зачастую носит формальный характер, что обусловливает актуальность разработки стратегических направлений их совершенствования.

Проведенный анализ различных источников и нормативно-правовых актов в сфере государственно-частного партнерства федерального и регионального уровней [1—24] позволяет систематизировать и определить следующую типологию основных инструментов и институтов механизма ГЧП в Российской Федерации (рис. 1).

Как показывает практика, большинство из представленных элементов в процессе реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области либо не используются вообще, либо используются формально и неэффективно. Таким образом, по мнению авторов, исходными предпосылками необходимости трансформации механизма ГЧП на территории региона могут быть следующие:

• несовершенство законодательной базы Волгоградской области в сфере регулирования отношений ГЧП: с одной стороны, на территории региона действует целый ряд нормативных актов, регламентирующих совместную деятельность органов власти и хозяйствующих субъектов в процессе реализации инвестиционных проектов, но с другой стороны, представленные меры поддержки инвестиционной деятельности зачастую носят формальный характер и не представляют интереса для потенциальных инвесторов. Кроме этого, не всегда региональные нормативные акты

Рис. 1. Основные инструменты и институты государственно-частного партнерства в Российской Федерации

взаимоувязаны друг с другом, что затрудняет формирование у инвестора целостной картины о потенциальных возможностях, льготах и преференциях, действующих на территории региона;

• недостаток либо слабая степень проработки инфраструктурных инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы с использованием схем ГЧП;

• недостаточная степень интеграции органов исполнительной и муниципальной власти с институтами ГЧП федерального уровня;

• отсутствие специализированных структур, оказывающих организационную и методическую поддержку хозяйствующим субъектам в процессе реализации проектов ГЧП;

• отсутствие реальных механизмов стимулирования инвестиционной активности на территории региона.

С учетом указанных предпосылок можно определить следующие стратегические направления совершенствования механизма ГЧП на территории Волгоградской области (рис. 2).

Рассмотрим более детально каждое из направлений, выделенных нами для совершенствования механизма ГЧП в рамках реализации стратегии регионального развития.

1. Совершенствование законодательной базы в сфере государственно-частного партнерства. Как показал анализ действующего законодательства Волгоградской области, основным нормативным актом, регулирующим взаимоотношения органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в процессе реализации инвестиционных проектов, является закон Волгоградской области от 11.02.2010 № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» [12]. В соответствии с данным нормативным актом осуществляется государс-

твенная финансовая поддержка инвестиционной деятельности органами государственной власти Волгоградской области в следующих формах:

• предоставления налоговых льгот и пониженных налоговых ставок (на сегодняшний день в соответствии с данным пунктом возможно лишь снижение ставки налога на прибыль до 15,5 %);

• предоставления инвестиционного налогового кредита;

• освобождения от арендной платы за аренду земельных участков;

• предоставления государственных гарантий;

• предоставления льгот при аренде объектов недвижимости;

• возмещения из областного бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях под реализацию инвестиционных проектов, в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

• бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности и уставные капиталы предприятий (в 2010 г. предусмотрено выделение 23,9 млн руб. на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов);

• обеспечения земельных участков инженерными коммуникациями иных форм, предусмотренных законодательством РФ и Волгоградской области.

Помимо указанных направлений, также могут осуществляться следующие нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, а именно: поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционных проектов; помощь в развитии инфраструктуры бизнеса (услуги сертификации, консалтинга, обучения и переподготовки кадров и другие);

Рис. 2. Основные направления совершенствования механизма государственно-частного партнерства на территории Волгоградской области

?4 -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

содействие в подборе производственных площадей и земельных участков в соответствии с параметрами инвестиционного проекта; формирование и ведение базы данных по инвестиционным и инновационным проектам, реализуемым и планируемым к реализации на территории Волгоградской области, включая сопутствующую производственную инфраструктуру, в порядке, предусмотренном администрацией Волгоградской области; организация выставок и ярмарок инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории Волгоградской области; оказание содействия в полном сопровождении инвестиционного проекта и работа по принципу «одного окна».

Вышеуказанный нормативный акт по сути и ключевым положениям представляет собой эволюцию закона Волгоградской области от 14.02.2002 № 668-ОД «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» [17]. Так, в соответствии с данным законом и решениями Областного совета по инвестициям меры финансовой и нефинансовой поддержки в разные периоды предоставлялись многим предприятиям: ООО «ЛУКОЙЛ-Вол-гограднефтепереработка», ООО «ЛУКОЙЛ — Нижневолжскнефть», ОАО «ВЗ ЖБИ-1», ЗАО «Волтайр-Пром», ООО «Новоаннинский Хлеб», ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» и др. В настоящее время в областном реестре инвестиционных проектов Волгоградской области зарегистрировано порядка 50 проектов, претендующих на получение региональной поддержки.

Также взаимоотношения органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в процессе реализации инвестиционных проектов регулируют следующие нормативные акты:

• закон Волгоградской области от 05.02.2009 № 1843-ОД «О государственной поддержке промышленных предприятий на территории Волгоградской области» [13], постановление Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 № 296-п [22], в соответствии с которыми возможно субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотного капитала, полученным в российских кредитных организациях, в размере 1/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату предоставления кредита. В соответствии с указанным постановлением в 2009 г. было выделено 14,8 млн руб. для субсидирования процентной ставки по кредитам ОАО «Волжский трубный завод»;

• закон Волгоградской области от 28.04.2007 № 1455-ОД «О государственных гарантиях

Волгоградской области» [14]. Согласно данному закону субъектам инвестиционной деятельности могут предоставляться государственные гарантии Волгоградской области для обеспечения кредита (займа), привлекаемого инвестором для реализации инвестиционного проекта на территории Волгоградской области. Размер государственных гарантий не может превышать 50 % от полной стоимости инвестиционного проекта. В соответствии с указанным нормативным актом на 2010 г. уже предоставлены государственные гарантии в сумме 373,65 млн руб. таким предприятиям, как ООО «Топ-Агро», ЗАО «Юнижстрой», ООО «ВЗ ЖБИ-1»;

• закон Волгоградской области от 09.01.2007 № 1409-ОД «О залоговом фонде Волгоградской области» [15]. Данный документ определяет порядок формирования залогового фонда — совокупности имущества и имущественных прав, находящихся в собственности Волгоградской области и служащих обеспечением обязательств Волгоградской области, а также обеспечением исполнения обязательств субъектов инвестиционной деятельности, привлекающих заемные средства для реализации инвестиционных проектов, реализуемых на территории Волгоградской области. Объектами залогового фонда может обеспечиваться до 75 % суммы обязательств заемщика. Следует отметить, что в настоящее время практическая реализация норм данного закона на практике затруднена вследствие необходимости осуществления приватизации объектов государственного имущества Волгоградской области для передачи их в качестве объектов залога;

• закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД «Об инновационной деятельности в Волгоградской области». Закон предполагает осуществление целого ряда мер поддержки инновационной деятельности на территории региона [18].

Несмотря на наличие указанных нормативных актов, рассмотренные ранее недостатки регионального законодательства определяют целесообразность совершенствования законодательной базы Волгоградской области. Основным стратегическим направлением такого совершенствования может явиться принятие специального закона, определяющего взаимодействие всех сторон в схемах государственно-частного партнерства. Следует отметить, что в настоящее время в ряде субъектов РФ (г. Санкт-Петербург, Томская область, Республика Алтай) уже приняты специальные законы о

- 25

государственно-частном партнерстве [19, 20, 21]. Одним из последних нормативных актов в сфере ГЧП регионов является принятие Государственной Думой Ставропольского края закона Ставропольского края от 12.10.2009 № 67-кз «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» [11]. Данный нормативный акт определяет объекты ГЧП (автомобильные дороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, системы коммунальной инфраструктуры и др.), формы ГЧП (государственные и муниципальные контракты, капитальные вложения, инвестиционные и венчурные фонды, агентства инвестиций и развития, концессионные соглашения, предоставление государственного имущества, лизинговая деятельность, особые экономические зоны и др.), формы государственной поддержки инвестиционной деятельности (размещение заказов, предоставление налоговых льгот, выделение субсидий за счет средств бюджета, установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности, предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов, размещение бюджетных инвестиций, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, предоставление государственных гарантий, предоставление объектов залогового фонда).

Принятие подобного закона на территории Волгоградской области позволит в достаточно полной степени отобразить сущность отношений в сфере регионального ГЧП, систематизировать в рамках одного документа основные механизмы и формы поддержки инвестиционной деятельности на территории региона, упорядочить процессы взаимодействия сторон с федеральными институтами ГЧП, а также сделать более «прозрачными» и понятными для инвестора процедуры взаимодействия с органами региональной и муниципальной власти.

2. Организация взаимодействия с институтами и использование инструментов государственно-частного партнерства федерального уровня для реализации региональных инвестиционных проектов. Основными мероприятиями данного направления в соответствии со Стратегией повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области [24] должны явиться: организация особых экономических зон на территории региона, привлечение средств Инвестиционного фонда РФ и Внешэкономбанка для реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, активное участие в федеральных целевых программах (ФЦП) и национальных проектах и др.

26 -

Основное назначение особых экономических зон (ОЭЗ) — формирование точек роста на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. В настоящее время создание ОЭЗ регламентируется Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [9]. В соответствии с данным нормативным актом особая экономическая зона — определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. При этом могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

Чаще всего механизм ОЭЗ предполагает получение инвестором преференций по следующим направлениям: налоговые льготы (в т. ч. наиболее часто используемые: ставка налога на прибыль — 15,5 %, ставка налога на имущество — 0 %, ставка земельного налога — 0 %, ставка транспортного налога — 0 %, прогрессивная ставка ЕСН — от 14 %); таможенные льготы (в т. ч. осуществление режима «свободной таможенной зоны»); осуществление принципа «одного окна» в вопросах взаимодействия резидентов ОЭЗ с органами управления ОЭЗ и снижение административных барьеров; государственное финансирование инженерной и транспортной инфраструктуры ОЭЗ. Таким образом, указанные преференции являются более значимыми и эффективными для потенциального инвестора по сравнению с мерами поддержки регионального законодательства.

Статус особой экономической зоны присваивается по результатам федерального конкурса заявок регионов, которые оформляются субъектом и предоставляются на рассмотрение в Министерство экономического развития РФ. На сегодняшний день в России действуют 17 ОЭЗ, в которых осуществляют деятельность 207 резидентов:

1) промышленно-производственного типа: «Алабу-га» (Р. Татарстан), ОЭЗ «Липецк» (Липецкая обл.);

2) технико-внедренческого типа: ОЭЗ «Дубна» (Московская обл.), ОЭЗ «Зеленоград» (г. Москва); ОЭЗ «Томск» (Томская обл.), ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге;

3) туристско-рекреационного типа: ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Алтайская долина» (Р. Алтай), ОЭЗ «Байкальская Гавань» (Р. Бурятия), ОЭЗ «Куршская Коса» (Калининградская область), ОЭЗ «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край), ОЭЗ «Новая Анапа» (Краснодарский край), ОЭЗ «Ворота Байкала» (Иркутская обл.);

4) портового типа: ОЭЗ в Ульяновской области; ОЭЗ «Советская Гавань» (Хабаровский край);

5) прочие ОЭЗ: ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ в Калининградской области.

По мнению авторов, существенным ограничением действующего законодательства об ОЭЗ является отсутствие возможностей формирования ОЭЗ регионального уровня. Несмотря на то, что на сегодняшний день создание ОЭЗ является достаточно эффективным механизмом повышения инвестиционной привлекательности региона, согласно Федеральному закону № 116-ФЗ порядок оформления и подачи заявок на создание ОЭЗ представляет собой достаточно сложную и трудоемкую процедуру, а проведение соответствующих конкурсов Министерством экономического развития РФ характеризуется высокой степенью конкуренции регионов. Так, в 2005—2006 г. Администрацией Волгоградской области была подготовлена заявка на создание ОЭЗ туристско-рекреаци-онного типа на оз. Эльтон, которая, несмотря на свою актуальность и значимость, не была одобрена Министерством экономического развития РФ. С другой стороны, формирование локальных ОЭЗ на уровне региона в настоящее время противоречит действующему федеральному законодательству при том, что многие регионы имеют положительный опыт создания и функционирования таких ОЭЗ. Например, в Волгоградской области до 16.10.2006 действовал закон от 03.06.1997 № 121-ОД «О зонах экономического развития на территории Волгоградской области» [16], который позволил в тот период создать эффективные точки роста для ОАО «Аврора», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «ВЗ «ЖБИ-1», ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» и др., а также для территорий Котовского, Алексеевского и Суровикинского муниципальных районов Волгоградской области.

Стоит отметить, что в период 2005—2006 гг. ОЭЗ регионального уровня эффективно функционировали на территории многих субъектов РФ: Липецкой, Владимирской, Томской и других областей. Разрабатывалось новое законодательство и в Волгоградской области. Однако, учитывая противоречия с введенным в действие в 2005 г. Федеральным законом № 116-ФЗ, региональные ОЭЗ прекратили свое действие.

Создание региональных ОЭЗ, по мнению авторов, актуально для проектов, не подразумевающих больших вложений в базовую инфраструктуру, крупных закупок импортного оборудования и уже имеющих потенциальных инвесторов. Для реализации этой идеи необходимо внести соответствую-

щие изменения в федеральное законодательство и эффективно организовать разработку и реализацию инвестиционных проектов.

Однако учитывая, что создание ОЭЗ регионального уровня на территории Волгоградской области в ближайшей перспективе невозможно, возникает необходимость подготовки документации для участия в процедурах организации ОЭЗ федерального уровня. Анализ схем территориального планирования Волгоградской области позволил сделать выводы о том, что для формирования ОЭЗ в перспективе наиболее приемлемы следующие территории:

• территория Светлоярского муниципального района Волгоградской области для размещения ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов. Данная территория обладает целым рядом конкурентных преимуществ, обосновывающих целесообразность создания подобных ОЭЗ: выгодное географическое положение и непосредственная близость к г. Волгограду; наличие свободных земельных участков муниципальной формы собственности; наличие необходимой инженерной инфраструктуры;

• уникальные территории оз. Эльтон и Волго-Ах-тубинской поймы потенциально привлекательны для создания ОЭЗ туристско-рекреацион-ного типа;

• территория Волжского речного порта может быть эффективно использована для организации мультимодального терминала и создания ОЭЗ портового типа.

Наиболее значимым институтом ГЧП федерального уровня является Инвестиционный фонд РФ (ИФРФ). Изначально он был ориентирован на поддержку инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение стоимостью более 5 млрд руб., что являлось существенным ограничением в привлечении ассигнований ИФРФ в бюджеты регионов. Однако, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» [10] регионам была предоставлена возможность по привлечению субсидий из средств ИФРФ для создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также для реализации инновационных проектов. В настоящее время общий объем средств ИФРФ

- 27

составляет 80 млрд руб., при этом квота Волгоградской области — 1,0148 млрд руб.

Для получения субсидий необходимо, чтобы объем инвестиций в проект составлял не менее 500 млн руб., плановый период был не более 5 лет, а объем финансирования из средств инвестора составлял не менее 25 % стоимости проекта. Также существенным условием является необходимость софинансирования проекта из бюджета региона. Установленная доля софинансирования проектов из бюджета Волгоградской области составляла 24 % от общего объема инвестиций, однако в 2010 г. был произведен перерасчет, и ставка понизилась до 11,47 %.

Учитывая потребности Волгоградской области в модернизации инженерной и транспортной инфраструктуры, в перспективе на 2010 г. планируется формирование заявки в Министерство регионального развития РФ на получение бюджетных ассигнований ИФРФ для финансирования строительства «Разгуляевского канализационного коллектора» в рамках единого инвестиционного проекта Комплексной застройки Дзержинского района г. Волгограда, а также развития инженерной инфраструктуры Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Основной стратегической перспективой для получения бюджетных ассигнований из средств ИФРФ на последующие годы является формирование Комплексной программы развития коммунальной и транспортной инфраструктуры Волгоградской области, а также соответствующей проектно-сметной документации и инвестиционных проектов, которые должны стать основой постоянного взаимодействия органов исполнительной власти, частных инвесторов с указанным институтом ГЧП федерального уровня.

Еще одним федеральным институтом поддержки инвестиционной деятельности в регионах является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которая была создана в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» [7] и на сегодняшний день предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе. Для получения финансирования необходимо, чтобы срок окупаемости проекта составлял более 5 лет, а общая стоимость — более 2 млрд руб.

Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной

28 -

основе в целях реализации инвестиционного проекта установлен в размере 1 млрд руб. или эквивалента в иностранной валюте, при этом наибольшим приоритетом пользуются инвестиционные проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, туризма, инноваций, экспорта, а также энергоэффективности.

Кроме этого в 2010 г. планируется формирование отдельной программы Внешэкономбанка по новому строительству и модернизации объектов муниципальной инженерной и социальной инфраструктуры при подготовке площадок под комплексную жилую или промышленную застройку. В программах типовых проектов используется концессионная схема BOLT (Финансирование — Строительство — Управление — Аренда — Передача) [23].

Также важным элементом деятельности Внешэкономбанка является наличие в его структуре Центра ГЧП, оказывающего содействие регионам в разработке и реализации проектов ГЧП. Для Волгоградской области чрезвычайно актуальным представляется привлечение ресурсов Внешэкономбанка для реализации комплексного инвестиционного проекта строительства автомобильной дороги «Обход г. Волгограда». По мнению авторов, оптимальной схемой финансирования указанного проекта может явиться привлечение ресурсов федеральных целевых программ (ФЦП), направленных на модернизацию транспортной системы РФ, средств Внешэкономбанка, бюджета Волгоградской области и частных инвесторов. При этом взаимодействие указанных сторон может осуществляться на основе механизма концессии.

Основным недостатком структуры органов исполнительной власти Волгоградской области является то, что за подготовку необходимых документов для участия в ФЦП и национальных проектах отвечают соответствующие профильные комитеты и управления, не всегда имеющие в штате специалистов должного уровня. При этом, как правило, отсутствует орган, осуществляющий координацию и контроль подготовки необходимых заявок. В результате возникают трудности с продвижением таких заявок на уровне Правительства РФ и получением необходимых денежных средств в экономику региона.

3. Формирование региональных инструментов и институтов государственно-частного партнерства. По мнению авторов, для повышения эффективности механизмов ГЧП на территории Волгоградской области необходимо создание регионального центра ГЧП и Корпорации развития Волгоградской области.

Региональный центр ГЧП (РЦ ГЧП) предполагается создать при взаимодействии с Внешэкономбанком. Основными целями создания такого центра должны явиться: организация постоянного взаимодействия с крупнейшими институтами ГЧП федерального уровня (Внешэкономбанком, Инвестиционным фондом РФ и др.); получение организационной и методической поддержки от институтов ГЧП федерального уровня; осуществление взаимодействия с хозяйствующими субъектами, органами исполнительной власти, муниципальными органами власти в процессе сбора информации, подготовки и сопровождения проектов ГЧП; оказание организационной и методической поддержки хозяйствующим субъектам в процессе реализации проектов ГЧП.

Для того чтобы решать поставленные перед ним задачи, региональный центр ГЧП должен представлять собой двухуровневую структуру. Первым (нижним) звеном РЦ ГЧП может явиться НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области». Его задачей будет являться проведение аналитической работы для выработки решений по вопросам развития ГЧП (в частности, анализ стратегии социально-экономического развития региона, определение перечня приоритетных для региона проектов ГЧП, организация работы с потенциальными партнерами и консультантами).

Вторым (верхним) звеном РЦ ГЧП может явиться Совет по инвестициям Волгоградской области с включением в его состав представителей институтов ГЧП федерального уровня. Функцией данного коллегиального органа является принятие решений на основании разработанных рабочим органом ГЧП предложений (об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов ГЧП регионального значения, об утверждении концепций и графиков подготовки конкретных проектов с определением обязательств всех входящих в состав комиссии подразделений и т. д.).

Создание Корпорации развития Волгоградской области также является важным стратегическим направлением развития механизмов ГЧП региона. Как показывает опыт ряда субъектов РФ (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Самарская, Пензенская, Калужская области), использующих указанный механизм в инвестиционной деятельности, оптимальной организационной формой такой структуры является открытое акционерное общество, учредителем которого является администрация региона [2—6]. При этом вклад в уставный капитал может быть внесен имуществом, которое впоследствии может стать объектом залога

для привлечения денежных средств, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, устраняется противоречие, характерное для большинства залоговых фондов регионов и обусловленное необходимостью приватизации и вывода из оборота государственного имущества для передачи его в залог.

Как правило, подобные структуры создаются для формирования и реализации проектов комплексного развития территорий на основе принципов ГЧП. При этом, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, практически не ограниченные бюджетным законодательством, они имеют гораздо больше возможностей для привлечения частного капитала и финансовых ресурсов федеральных институтов ГЧП (например, посредством эмиссии акций).

По мнению авторов, ключевыми целями Корпорации развития Волгоградской области должны явиться следующие:

• формирование и постоянная актуализация базы данных инвестиционных площадок Волгоградской области, определение оптимального функционального назначения территорий, разработка мероприятий по вовлечению перспективных территорий в реализацию крупных инвестиционных проектов;

• формирование комплексных инвестиционных проектов развития территорий Волгоградской области;

• организация финансирования инфраструктурных проектов, образование групп инвесторов, согласование их интересов и создание благоприятной среды для коллективных инвестиций;

• интеграция федеральных, региональных и муниципальных инструментов ГЧП в процессе реализации крупных инвестиционных проектов. 4.Формирование ключевых инвестиционных

проектов, предполагающих использование механизма государственно-частного партнерства. Одной из наиболее важных и значимых задач для привлечения инвестиций в экономику региона является формирование пакета инвестиционных проектов, соответствующих требованиям ключевых институтов и инструментов ГЧП. По мнению авторов, такими проектами на территории Волгоградской области могут явиться следующие:

• строительство автомобильной дороги «Обход г. Волгограда». Реализация данного проекта предполагает строительство автомобильной дороги общей протяженностью 98 км, объединяющей федеральные трассы 1Р 228 «Сызрань-Саратов-Волгоград»; М-6 «Каспий»

- 29

и М-21 «Волгоград-Каменск-Шахтинский». Указанный объект позволит решить целый ряд экономических и социальных задач региона: увеличить в полосе международного транспортного коридора «Россия — Казахстан — Китай» экспортно-импортные перевозки и международный транзит; привлечь на российские транспортные коммуникации грузопотоки из регионов Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана; сократить транзитный транспортный поток, движение которого в настоящее время осуществляется через территорию Волгограда; улучшить экологическую обстановку региона; развить придорожную полосу посредством передачи потенциальному инвестору земельных участков для строительства на прилегающих территориях объектов жилой, коммерческой и социальной инфраструктуры.

На сегодняшний день на реализацию указанного проекта из средств регионального бюджета уже освоено 266 млн руб. — это позволило подготовить инженерный проект первой очереди автодороги — однако общий объем инвестиций составляет 53,7 млрд руб., что определяет необходимость привлечения ресурсов федеральных институтов ГЧП. Срок проекта ориентирован на перспективу до 2014 г., а окупаемость при использовании концессионных механизмов ориентирована на 13 лет. Бюджетная эффективность проекта определяется ростом налоговых платежей в бюджеты всех уровней за счет взимания платы за проезд, а также активного развития прилегающих территорий. Социальная эффективность достигается за счет улучшения экологической обстановки, увеличения количества занятых в реализации проекта до 2 000 человек, снижения потока транзитного транспорта через г. Волгоград, строительства объектов социальной инфраструктуры на прилегающих территориях; • обеспечение инженерной инфраструктурой наиболее перспективных инвестиционных площадок Волгоградской агломерации, в т. ч.: территорий Дзержинского района Волгограда и Городи-щенского муниципального района Волгоградской области, перспективной территории «Родниковая» Советского района Волгограда, земель ВНИАЛМИ Советского и Кировского районов Волгограда. По предварительной оценке общий объем инвестиций в реализацию данных направлений может составить до 8 млрд руб., при этом предполагается привлечение со-финасирования институтов ГЧП федерального уровня. Социальная эффективность данного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 -

проекта значительна: с одной стороны, в рамках указанных территорий предполагается размещение объектов жилой и социальной недвижимости, с другой — комплексно решаются проблемы сброса в р. Волгу неочищенных стоков южных районов Волгограда и обеспечения населения чистой питьевой водой, что само по себе крайне актуально в условиях реализации государственной программы «Чистая вода»; строительство фармацевтического кластера и организация особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории Свет-лоярского муниципального района Волгоградской области. Проект предполагает строительство современного инновационного предприятия по производству лекарственных препаратов, а также консолидацию в рамках ОЭЗ технико-внедренческого типа научных организаций, производителей сырья, опытных производств. Общий объем инвестиций в проект до 2020 г. может составить порядка 15 млрд руб. При этом основными социальными целями будут являться: обеспечение национальной лекарственной безопасности РФ; выпуск 27 качественных недорогих отечественных препаратов, обеспечивающих замещение импортных лекарственных средств; обеспечение занятости населения; создание долгосрочной основы для укрепления научного потенциала Волгоградской области;

строительство бальнеологического санатория на озере Эльтон и организация особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В рамках данного направления планируется строительство санаторного комплекса на 500 мест в уникальном природном парке «Эль-тонский». Общий объем инвестиций в проект составит 4,3 млрд руб., однако его реализация позволит осуществлять лечение более чем для 10 000 человек ежегодно; перенос объектов ТУЗ «Волгоградская областная детская клиническая инфекционная больница» и ТУЗ «Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер» в Советский район г. Волгограда и строительство в 58-м квартале Центрального района г. Волгограда объектов жилой, социальной и коммерческой недвижимости. Размещение данных объектов здравоохранения в настоящее время не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных

стационаров» и СНИП 2.08.02.-89 «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения», Генеральному плану г. Волгограда, а их моральный и физический износ превышает необходимые пределы. Предполагается, что инвестор за счет собственных средств и своими силами осуществит строительство новых объектов здравоохранения на территории Советского района г. Волгограда и после сдачи их в эксплуатацию получит право осуществления комплексной застройки земельного участка площадью 8,3 га в 58-м квартале Центрального района г. Волгограда. Общий объем инвестиций в реализацию данного проекта составит 8,5 млрд руб., из них 1,2 млрд руб. будет направлено на строительство новых объектов здравоохранения.

Таким образом, реализация перечисленных стратегических направлений по совершенствованию инвестиционного законодательства Волгоградской области, формированию региональных структур поддержки проектов ГЧП, привлечению ресурсов ведущих институтов ГЧП федерального уровня при условии наличия региональных инвестиционных проектов, соответствующих необходимым требованиям, на практике позволит существенно улучшить инвестиционный климат региона.

Список литературы

1. Зусман Е. В. ГЧП в условиях экономического кризиса: новые тенденции развития. URL: http:// www. vegaslex. ru/text/32418.html.

2. Корпорация развития Калужской области. URL: http://invest. kaluga. ru.

3. Корпорация развития Красноярского края. URL: http://www. krdc. ru.

4. Корпорация развития Самарской области. URL: http://www. razvitie63.ru.

5. Корпорация развития Пензенской области. URL: http://www. krpo. ru.

6. Корпорация развития Южной Якутии. URL: http://www. sy-corp. ru.

7. О банке развития: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ.

8. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

9. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

10. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134.

11. О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае: закон Ставропольского края от 12.10.2009 № 67-кз // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2009. № 24 (306). С. 53.

12. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области: закон от 11.02.2010 № 2010-ОД.

13. О государственной поддержке промышленных предприятий на территории Волгоградской области: закон Волгоградской области от 05.02.2009 № 1843-ОД.

14. О государственных гарантиях Волгоградской области: закон Волгоградской области от 28.04.2007 № 1455-ОД.

15. О залоговом фонде Волгоградской области: закон Волгоградской области от 09.01.2007 № 1409-ОД.

16. О зонах экономического развития на территории Волгоградской области: закон Волгоградской области от 03.06.1997 № 121-ОД.

17. Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области: закон Волгоградской области от 14.02.2002 № 668-ОД.

18. Об инновационной деятельности в Волгоградской области: закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД.

19. Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай: закон Республики Алтай от 05.03.2008 № 15-РЗ // Сборник законодательства Республики Алтай. 2008. № 47 (53). С. 34.

20. Об основах государственно-частного партнерства в Томской области: закон Томской области от 16.10.2006 № 244-ОЗ // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2006. № 57 (118).

21. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. № 2.

22. О порядке предоставления из областного бюджета средств на субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях промышленными предприятиями: постановление Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 № 296-п.

23. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства / ЕЭК ООН. Нью-Йорк, Женева, 2008.

24. Стратегия повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области: отчет о НИР/ НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области». Волгоград, 2008.

- 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.