СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
3 (240) - 2014
УДК 336.581.1
финансовые аспекты государственно-частного партнерства в реализации предприятиями инвестиционной политики региона
Н. Н. косинова,
доктор экономических наук,
профессор кафедры корпоративных финансов
и банковской деятельности
E-mail: [email protected]
А. Р. ГУНЬКИН,
магистр по направлению финансов и кредита, соискатель кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: [email protected]
Волгоградский государственный университет
В статье анализируется процесс развития региона. Показаны новые формы финансирования инвестиционных проектов. Отмечено, что инвестиционные проекты имеют как важное экономическое, так и социальное значение для отдельного региона. Иногда создание государственно-частного партнерства представляет собой единственный выход в финансировании инвестиционных проектов. Государству необходима помощь, которую оно находит в частных капиталовложениях. В свою очередь бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционная политика, финансирование инвестиционных проектов, концессионное соглашение, дорожная проблема, муниципально-час-тное партнерство.
Формирование инвестиционной политики региона в современной России имеет существенное значение для развития страны в целом. Процессы децентрализации в экономике возлагают на субъекты Федерации большую ответственность в решении проблем социально-экономического развития. В
ходе решения этих проблем регионы сталкиваются с необходимостью осуществления комплекса социально-экономических задач при весьма ограниченных бюджетных возможностях. Привлечение дополнительных средств обусловливает важность грамотно сформированной, эффективной инвестиционной политики как механизма устойчивого социально-экономического развития.
Одной из важных задач, определяющих развитие экономики в Волгоградской области, в настоящее время является реализация активной инвестиционной политики, которая направлена на эффективное использование имеющегося потенциала. Это позволяет привлекать в регион инвестиции, создавать новые предприятия и обеспечивать рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Основным результатом этой деятельности стало создание базовых условий для развития инвестиционного потенциала и экономического роста региона.
По показателю прироста инвестиций в основной капитал в рейтинге среди субъектов Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 10.09.2012 N° 1276 Волгоградская область находит-
ся в лидирующей группе - 3-е место в своей группе, 10-е место среди всех субъектов РФ.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности на территории области проводится работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт), подготовленного и рекомендованного Агентством стратегических инициатив в партнерстве с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия». Из 12 требований Стандарта на сегодняшний день в регионе внедрены семь, а именно:
1) реализация инвестиционного меморандума (принято постановление губернатора Волгоградской области от 13.09.2012 N° 847 «Об утверждении Инвестиционного меморандума Волгоградской области на 2012-2013 годы»);
2) реализация закона о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности (принят закон Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-0Д «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области»);
3) реализация нормативного правового акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность (принято постановление губернатора Волгоградской области от 20.08.2012 № 745 «О внедрении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской области»);
4) обеспечение работы совета по улучшению инвестиционного климата (принято постановление администрации Волгоградской области от 15.06.2010 № 247-п «О Волгоградском областном совете по инвестициям»). В 2012 г. обеспечивалось ведение реестра инвестиционных проектов;
5) обеспечение работы специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (работа ОАО «Корпорация развития Волгоградской области»).
Создание доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленные парки, технологические парки). Разработан и внесен на утверждение в Волгоградскую областную Думу проект закона Волгоградской области «Об областных парках эко-
номической деятельности». Проект закона определяет основные цели, принципы, условия создания и механизм управления соответствующими парками (промышленные, агропромышленные и другие), а также формы государственной поддержки.
В 2013-2014 гг. планируется создание промышленных парков «Горьковский» (260 га) и «Ерзовс-кий» (97 га); создание агропромпарков и площадок (для проектов в сельской местности); создание Центра инжиниринга Волгоградской области; Центра инноваций социальной сферы (в помощь предпринимателям, создавшим негосудасртвенные социально ориентированные организации); бизнес-инкубатора в г. Волгограде; Агропромбанка; субъекта малого и среднего предпринимательства «Инвестклуб» как коммуникативной площадки;
6) обеспечение прямой связи инвесторов с руководством (высшими должностными лицами) субъекта Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов. Работа с обращениями инвесторов в режиме «он-лайн» на странице Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций официального портала органов исполнительной власти Волгоградской области www.volganet.ru;
7) обеспечение работы специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Федерации. Работа по актуализации информации раздела «Инвестиции» на официальном интернет-портале органов исполнительной власти Волгоградской области http:// www. economics.volganet.ru/folder_5/.
Внедрение остальных стандартов, а именно: разработка инвестиционной стратегии; разработка плана развития объектов инфраструктуры в регионе; подготовка ежегодных публичных отчетов главы субъекта РФ о достижениях и планах по привлечению инвестиций; разработка единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», планируется закончить в 2014 г.
Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Волгоградской области и Агентством стратегических инициатив по реализации общественно значимых проектов и инициатив на территории Волгоградской области.
В I полугодии 2013 г. принято постановление губернатора Волгоградской области от 28.03.2013 № 268 «О региональном инвестиционном упол-
номоченном в Волгоградской области». Региональный инвестиционный уполномоченный будет осуществлять координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам оказания государственной помощи хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты на территории Волгоградской области. Указанным нормативным актом рекомендовано назначить инвестиционных уполномоченных также и главам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области. Это позволит оперативно решать вопросы, связанные с рассмотрением предложений от потенциальных инвесторов и от инвесторов, уже реализующих инвестиционные проекты на территории Волгоградской области. Также под контролем будут вопросы, связанные с формированием инвестиционной политики в целом, что в конечном итоге будет способствовать созданию максимально благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в регионе.
В настоящее время на территории Волгоградской области государственная поддержка оказывается 26 инвесторам, реализующим 32 инвестиционных проекта. Суммарный объем инвестиций по указанным проектам составит 232 млрд руб. Реализация этих проектов позволит создать около 6,5 тыс. рабочих мест, из которых на конец 2012 г. уже создано 732.
Конечный «бюджетный эффект» в виде налоговых поступлений от предприятий, заключивших инвестиционные соглашения, по итогам 2012 г. составил, в частности: в бюджеты всех уровней -21,5 млрд руб., в том числе в областной бюджет -2,4 млрд руб. При этом размер государственной поддержки в 2012 г. составил 147 млн руб. Выходит, на каждый рубль предоставленной государственной поддержки инвесторы, с которыми заключены инвестиционные соглашения, уплатили в консолидированный бюджет Волгоградской области более 16 руб. налогов.
Таким образом, за счет улучшения предпринимательского климата, снижения процентных ставок по кредитам, реализации крупных инфраструктурных проектов уже к 2015 г. планируется увеличить долю инвестиций в основной капитал в ВРП до 25 % (в 2012 г. доля инвестиций составила 22,6 %).
В 2012 г. на развитие экономики и социальной сферы Волгоградской области всем организациям было направлено 126,1 млрд руб. инвестиций в
основной капитал, что выше уровня 2011 г. в сопоставимой оценке - на 11,4 % и в действующих ценах - на 21 %.
Крупными и средними организациями области освоено 99,8 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке на 8,2 % больше, чем за 2011 г.
По оценке экспертов, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя составил в 2012 г. - 43 598,2 тыс. руб.; 2013 г. - 51 860,0; 2014 г. -57 431,5; 2015 г. - 64 495,0 тыс. руб.
В настоящее время большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью региона как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса. Такая система позволит обеспечить развитие видов экономической деятельности, являющихся бюджетообразующими для региона; развивать областную инфраструктуру; повысить эффективность инвестиционной политики, важнейшим инструментом реализации которой является государственно-частное партнерство [8].
В рамках развития на территории Волгоградской области государственно-частного партнерства Волгоградской областной Думой принят закон от 29.11.2011 N° 2257-ОД «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве» [9]. Несмотря на то, что данный закон принят совсем недавно, проекты на основе ГЧП на территории региона реализуются уже с 2009 г.
На стадии фактической реализации находятся такие крупные социально значимые проекты, как:
1) проект «Проектирование, строительство и эксплуатация полигонов для утилизации (хранения) твердых бытовых отходов с мусоросортировочными комплексами в Волгоградской области», который реализует ООО «Управление отходами - Волгоград» на условиях концессионного соглашения с администрацией Волгоградской области. Данное соглашение предусматривает строительство на территории Волгоградской области двух полигонов твердых бытовых отходов и двух современных мусоросортировочных комплексов в Волгограде с возможностью вторичной переработки утильных остатков. Реализация данного концессионного соглашения позволит обеспечить переработку и утилизацию твердых бытовых отходов, образующихся на территории Волгограда и прилегающих к нему территорий муниципальных районов.
Планируемая мощность переработки ТБО -по 500 тыс. т на каждом объекте. Срок действия концессионного соглашения - 40 лет со дня подписания соглашения. Предполагаемый объем финансирования - 1,2 млрд руб. из внебюджетных источников.
Примером успешной практики реализации проектов государственно-частного партнерства на уровне муниципалитетов является деятельность администрации городского округа - город Фролово Волгоградской области. Указанной администрацией заключено также пять договоров долгосрочной аренды по реконструкции муниципального имущества по следующим направлениям:
а) реконструкция и капитальный ремонт водоочистных сооружений и канализационных систем, осуществляемые ООО «Водоотведение»;
б) строительство полигона ТБО с наиболее простыми и дешевыми методами утилизации отходов, осуществляемое ООО «Коммунальщик»;
в) реконструкция и частичный капитальный ремонт канализационно-насосных станций, осуществляемые ООО «Водоканал»;
г) реконструкция и модернизация муниципального имущества, необходимого для оказания услуг по водоснабжению населения (насосных станций и водовода для добычи и подачи воды), осуществляемые ООО «Водоснабжение».
д) реконструкция и установка нового оборудования, необходимого для выработки тепловой энергии (горячей воды), проводимые ООО «Омега».
Запланированный объем инвестиций в вышеуказанные проекты в целом должен составить 2,8 млрд руб. На данный момент, учитывая начальные сроки реализации данных проектов, освоено 257,2 млн руб. [11].
По состоянию на 1 января 2013 г. на территории Волгоградской области действуют 8 инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного (муниципально-частного) партнерства. В настоящее время в рамках управления инвестиционной активностью региона ведутся подготовка и реализация нескольких крупных инвестиционных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства.
1-й проект. Совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области готовится к реализации проект по строительству и эксплуатации автомобильной дороги «Обход города Волгограда. Южная часть».
Целью проекта являются строительство и эксплуатация автомобильной дороги, объединяющей федеральные дороги 1Р 228 «Сызрань - Саратов -Волгоград», М6 «Каспий» (Москва - Волгоград -Астрахань) и М 21 «Волгоград - Каменск - Шах-тинский», которая позволит увеличить в полосе международного транспортного коридора «Россия -Казахстан - Китай» экспортно-импортные перевозки, международный транзит и привлечь на российские транспортные коммуникации грузопотоки из регионов Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана, позволит увести транзитный транспортный поток из г. Волгограда, снизить транспортную напряженность в городе и тем самым улучшить экологическую обстановку.
Волгоградская область, выступая концедентом, на основе открытого конкурса должна передать право на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги частному инвестору (концессионеру).
Министерством экономики Волгоградской области подготовлен проект конкурсной документации, ведутся переговоры с потенциальными участниками конкурса о заключении концессионного соглашения. Министерством по управлению государственным имуществом совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области проводятся работы по формированию полосы отвода.
2-й проект. Решению важного социального вопроса регионального значения будет способствовать проект по строительству детских садов на территории г. Волгограда и Волгоградской области на основе принципов государственно-частного партнерства за счет привлечения средств частных инвесторов.
В настоящее время общая очередность в дошкольные образовательные учреждения в Волгоградской области детей в возрасте от 0 до 7 лет составляет 62 568 чел., детей в возрасте от 3 до 7 лет - 10 656 чел.
Для исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 и ликвидации очередности в регионе в период с 2012 по 2016 г. необходимо создать 27 800 дополнительных мест для дошкольников.
С учетом дефицитных бюджетных параметров региона единовременное предоставление бюджетных средств на строительство необходимого количества объектов дошкольного образования в ближайшее время невозможно. В то же время традиционная схема реализации бюджетных инф-
раструктурных проектов предполагает контрактное взаимодействие государственного (муниципального) заказчика с генеральным подрядчиком на основе Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это означает необходимость для региона и муниципального образования авансировать капитальные вложения и привлекать подрядчика, который предлагает наиболее дешевое, но вовсе не наиболее эффективное и качественное решение поставленных задач.
Эффективным механизмом по поиску выхода из сложившейся ситуации в сфере дошкольного образования в Волгоградской области может явиться привлечение частных инвестиций и использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе по модели BOLT (build, own, lease, transfer -строительство, владение, аренда, передача).
Реализация проекта по этой модели предполагает создание в течение максимально короткого времени частным инвестором за счет собственных или привлеченных средств объектов дошкольного образования и последующую передачу построенных объектов в аренду для предоставления бесплатных образовательных услуг населению.
Возврат вложенных средств будет осуществляться за счет бюджетных средств в виде регулярных арендных и выкупных платежей на протяжении всего срока реализации проекта. Экономически целесообразное распределение рисков и передача их части частному партнеру, а также оптимизация расходов на протяжении жизненного цикла проекта позволят снизить нагрузку на бюджеты муниципальных образований и увеличить их инвестиционный потенциал.
В настоящее время проведены переговоры с несколькими потенциальными инвесторами. Совместно с министерством образования и науки Волгоградской области сформирован перечень из 45 земельных участков, на которых планируется осуществить строительство дошкольных образовательных учреждений более чем на 6 тыс. мест. Рассматривается возможность строительства детских садов по пилотным проектам энергетически и экологически автономных зданий. По предварительной оценке потенциальных инвесторов, стоимость строительства одного места в детском саду может быть ниже в 2-3 раза, чем при традиционной схеме.
3-й проект. Совместно с компанией Active Engineering на основе государственно-частного
партнерства планируется проект по созданию интеллектуальной системы контроля и управления дорожным движением. Компания готова выступить частным инвестором при реализации указанного проекта. Стоимость проекта будет определена по результатам изучения потребности региона.
Суть проекта заключается в следующем. Инвестор за свой счет проектирует, устанавливает, эксплуатирует интеллектуальную систему контроля и управления дорожным движением, а Правительство Волгоградской области на основе соглашения о государственно-частном партнерстве осуществляет финансирование понесенных Компанией расходов посредством выкупных платежей.
Разработку проекта конкурсной документации и проекта изменений в региональное законодательство компания готова осуществить своими силами.
Внедрение такой системы может привести к повышению пропускной способности дорог, управляемости транспортной ситуации в городе и области и снижению аварийности и смертности на дорогах. Затраты на внедрение данной системы, по предварительным расчетам, могут быть возвращены в бюджет региона в срок не более 3 лет.
Для этого проекта предлагается использовать механизм государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения. Отношения сторон по концессионному соглашению регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 №№ 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [12].
Концессионное соглашение предполагает:
• строительство объекта инвестором за счет собственных и привлеченных средств в установленный срок;
• передачу объекта в собственность региону;
• эксплуатацию объекта инвестором в течение срока действия концессионного соглашения -сервисное обслуживание и поддержку в надлежащем состоянии;
• возмещение инвестиционных затрат частного партнера (инвестора) за счет бюджетных средств региона (оплата строительства, возмещение стоимости финансирования, доходность).
Все риски строительства и эксплуатации объекта концессии несет инвестор. Заказчик получает возможность полного контроля за этапами строительства и эксплуатации объекта.
4-й проект. Одной из общественно значимых задач, которая стоит перед руководством любого
региона, является транспортная инфраструктура. Волгоград - город, сильно загруженный транспортом, в том числе грузовым. Дорожная сеть города не соответствует нормативным рекомендациям. Это требует проведения специальных мероприятий по улучшению качества дорог, ремонта дорожного покрытия. Из-за аварийного состояния дорог в городе случается каждое третье дорожно-транспортное происшествие [4].
К сожалению, ситуация остается напряженной, несмотря на постоянный ремонт дорог. Вместе с тем на протяжении многих лет необходимый объем ремонтных работ отсутствует. Ежегодная точечная замена покрытия («ямочный ремонт») не приводит к качественному улучшению дорог. В то же время покрытие уже давно необходимо менять полностью. Финансирование полного (капитального) ремонта волгоградских дорог было оценено в 4 млрд руб. [5].
В 2012 г. из бюджета города было выделено на дорожное хозяйство почти 1 млрд 250 млн руб. [13]. В 2013 г. на улицы и дворы городу планируют дать почти 800 млн руб. [2]. Конечно, простой расчет показывает, что этих сумм не хватает для капитального ремонта волгоградских дорог (только на «ямочный ремонт»). Однако изменить ситуацию пока невозможно, ведь бюджет Волгограда является дефицитным.
В связи с этим необходимо дополнительное финансирование из внебюджетных источников. Чтобы решить дорожный вопрос, авторы предлагают заключить концессионные соглашения между администрацией Волгоградской области и торговыми сетями (например, один район - одна сеть) на следующих условиях:
1) цели и задачи. Целью данного соглашения будет выступать качественное улучшение волгоградских дорог. В рамках данной цели необходимо решить главную задачу - полную замену дорожного покрытия (в отличие от проводимого «ямочного ремонта», который каждый год показывает свою неэффективность, т. к. его хватает максимум на 3 мес. из положенных 12 мес.). Решение поставленной задачи должно включать постепенное решение следующих подзадач:
• замена изношенных бетонных плит;
• выравнивание откосов, деформаций земляного полотна;
• осушение заболоченных участков;
• устранение трещин, ям и прочих деформаций [3];
2) объект соглашения о государственно-частном партнерстве. Объектом соглашения будут выступать автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств [16];
3) форма участия Волгоградской области в ГЧП. В рамках концессионного соглашения Волгоградская область будет выступать в роли концедента;
4) оценка социально-экономической эффективности реализации проекта. Проведение капитального ремонта дорожной сети г. Волгограда приведет к развитию экономики, внутренних и внешних торгово-экономических отношений города и региона, увеличению пассажирских и грузовых автоперевозок, а также увеличению численности личных автотранспортных средств населения. Ремонт дорог необходим для обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта, ведь плохая дорога -потенциальная угроза здоровью и жизни водителей и пассажиров, а также пешеходов;
5) сроки реализации. Срок начала действия концессионного соглашения - 1 июля 2013 г., срок окончания - 1 июля 2018 г. Через 5 лет, к моменту проведения Чемпионата мира по футболу, в Волгограде должна появиться качественно новая сеть автомобильных дорог;
6) объемы и источники финансирования. Предлагается использовать следующие источники финансирования ГЧП, которые для удобства представлены в виде схемы (см. рисунок). Финансирование ремонта дорог г. Волгограда
оценено в 4 млрд руб., из которых 800 млн руб. будет выделено из областного и городского бюджетов и внебюджетных источников, остальные средства должен предоставить концессионер. Исходя из сроков реализации проекта, обозначим динамику инвестиций за 5 лет (табл. 1).
Чтобы понять, какой эффект получат предприятия при реализации проекта ГЧП для решения дорожной проблемы г. Волгограда, проведем анализ динамики чистой прибыли ОАО «Магнит» в целом по стране и по г. Волгограду в частности. Средняя прибыль показывает, что ОАО «Магнит» в г. Волгограде заработало чистой прибыли на сумму более 56 млн руб. в среднем за последние три года. (табл. 2).
Источник: составлено авторами.
Источники финансирования государственно-частного партнерства
Таблица 1
Прогнозная динамика инвестиций в Волгоградской области* в 2013-2017 гг., млн руб.
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017
Средства государственного финансирования 100 300 200 150 50
Внебюджетные средства финансирования 500 1 200 800 600 100
* Данные прогнозируются на 1 июня рассматриваемого года. Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Показатели ОАО «Магнит» в 2010-2012 гг., тыс. руб.
Показатель 2010 2011 2012
Чистая прибыль ОАО «Магнит» в РФ, 6 200 магазинов 598 225 2 165 022 7 737 404
Чистая прибыль ОАО «Магнит» в г Волгограде, 91 магазин 9 600 34 900 124 700
Средняя прибыль ОАО «Магнит» в г Волгограде 56 400
Источник: Розничная сеть ОАО «Магнит». Финансовая отчетность. URL: http://www.magnit-info.ru (дата обращения: 10.06.2013).
Как было сказано выше, предлагается привлекать для заключения концессионного соглашения несколько торговых сетей, которыми представлен город Волгоград. Наиболее крупными торговыми сетями, помимо ОАО «Магнит», являются: «Радеж», «Ашан», «МАН», «Лента», «О'КЕЙ», «Пятерочка», «Реал», «METRO Cash & Carry». Суммарная средняя годовая прибыль всех этих сетей составляет в настоящее время 507 600 тыс. руб.
Во время перевозки товаров от поставщиков до соответствующей точки продажи некоторая часть продукции попадает в разряд брака из-за некачественного дорожного покрытия. Особенно это касается напитков (из них напитки в стеклянной таре больше всего подвержены риску не дойти до пункта продажи в надлежащем виде); консервированных продуктов, ведь при малейшей вмятине на упаковке покупа-
тель не купит данную продукцию; овощей и фруктов, которые являются мягкими продуктами; кондитерских изделий, которые по своей природе являются хрупким материалом. В целом очевидно, что любой товар при транспортировке по некачественным дорогам рискует попасть в разряд брака. Средняя доля бракованной продукции при транспортировке составляет 5 %.
Если вышеперечисленные торговые сети заключат концессионные соглашения с администрацией Волгоградской области, то при реализации инвестиционного проекта они получат дороги с качественным покрытием и тем самым смогут увеличить свою прибыль в результате продаж той продукции, которая составляет 5 % брака в настоящее время. В итоге средняя чистая прибыль может вырасти до 532 980 тыс. руб.
Значительным стимулом для вступления торговых сетей в партнерство с государством будет снижение доли налога на прибыль, уплачиваемой в областной бюджет, с 18 до 10 %. Таким образом, средняя чистая прибыль составит уже 586 278 тыс. руб.
Еще одним выгодным предложением для торговых сетей со стороны администрации Волгоградской области будет передача части транспортного налога, уплачиваемого в региональный бюджет, на баланс данных сетей. За 2012 г. доходы, представленные поступлениями в областной бюджет за счет транспортного налога, составили 1 066 млн руб. [7].
Чтобы региональный бюджет не терял части своих доходов, а также вследствие большого количес-
тва транспортных средств (прежде всего, легковых автомобилей) в Волгограде, авторы предлагают увеличить долю поступления доходов за счет транспортного налога, причем эту разницу отдать торговым сетям, участвующим в концессионном соглашении.
Увеличивая поступления за счет транспортного налога в региональный бюджет на 25 %, получаем сумму в размере 1 332,5 млн руб. Прежняя часть, т. е. 1 066 млн руб., поступает в бюджет Волгоградской области, а оставшаяся - в размере 266,5 млн руб. -поступает компаниям.
Если до участия в ГЧП средняя прибыль торговых сетей составляла 507 600 тыс. руб., то после заключения партнерства средняя прибыль увеличится до 852 778 тыс. руб. Экономический эффект заключается в увеличении средней прибыли на 345 178 тыс. руб., или на 68 %.
Исходя из того, что совокупные инвестиции частного бизнеса составляют 3 200 000 тыс. руб., а выгода от инвестиций будет составлять 345 178 тыс. руб., приходим к выводу, что первоначальные инвестиции окупятся примерно через 9,25 лет.
Отметим, что календарная продолжительность эксплуатации дорожной одежды от сдачи дороги в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами называется сроком службы дорожной одежды [15]. Чтобы определить продолжительность службы дорожной одежды г. Волгограда, необходимо знать, в какой дорожно-климатической зоне расположен город. Волгоград географически расположен в степной зоне с недостаточным увлажнением грунтов, поэтому дороги города условно попадают в 4-ю дорожно-клима-тическую зону [1]. Норма межремонтных сроков службы дорожных одежд 4-й дорожно-климатичес-кой зоны составляет 12 лет [10].
Таким образом, факты говорят сами за себя: продолжительность жизни дорожного покрытия составляет 12 лет, а срок окупаемости инвестиций - чуть более 9 лет. Следовательно, торговым сетям выгодно участвовать в государственно-частном партнерстве с администрацией Волгоградской области в организации капитального ремонта волгоградских дорог.
Реализация программы по капитальному ремонту дорог г. Волгограда позволит:
- улучшить состояние городской автомобильной сети;
- обеспечить соответствие технических характеристик проезжей части отремонтированных дорог нормативным требованиям;
- ускорить автомобильный поток на дорогах города;
- снизить аварийность на дорогах.
Однако, чтобы вышеизложенные инвестиционные проекты был реализованы, необходимо определить принципы ГЧП на уровне муниципалитета, ведь в проектах, помимо администрации Волгоградской области, со стороны государства участвуют еще и органы власти г. Волгограда. На муниципальном уровне должен быть принят закон или постановление о муниципально-частном партнерстве (МЧП) с разработкой тех основных принципов, которые применяются в ГЧП, но с учетом особенностей муниципалитетов. Также в законодательной базе муниципалитета о МЧП необходимо отразить и финансовые обязательства участников-партнеров. Таким образом, приняв закон о МЧП, власти города совместно с региональными властями, где уже действует закон о ГЧП, смогут воплотить в жизнь столь значимые инвестиционные проекты.
В заключение можно особо отметить, что Волгоградская область спустя многие десятилетия стала вновь интересна частным инвесторам. Самые разные компании предлагают свои идеи, рассматривают региональные инвестиционные проекты и начинают в них участвовать. Это означает, что степень доверия к региону со стороны инвесторов растет, а, значит, растет и инвестиционная привлекательность региона.
На территории Волгоградской области уже реализуются инвестиционные проекты с использованием механизма ГЧП. Эти проекты направлены на решение тех общественно важных задач, которые стоят перед каждым регионом. Их можно выделить в 5 групп:
1) экологические проекты, включая строительство очистных сооружений и управление твердыми бытовыми отходами;
2) энергетика (системы теплоснабжения);
3) жилищно-коммунальная сфера;
4) социальная инфраструктура;
5) транспортная инфраструктура.
Проведенный анализ наглядно показывает,
что иногда ГЧП представляет собой единственный выход в финансировании инвестиционных проектов, ведь усложнение социально-экономической ситуации затрудняет выполнение региональными и муниципальными властями стоящих перед областью задач. Однако эти задачи являются общественно значимыми, их невыполнение чревато обострением
социальной напряженности. Государству остро необходима помощь, которую оно находит в частных капиталовложениях. В свою очередь, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. И, наконец, ГЧП является реальной альтернативой приватизации государственных объектов, имеющих стратегическое значение.
Список литературы
1. Архитектура и энтропия. Автомобильные дороги. URL: http://www. cih. ru (дата обращения: 11.06.2013).
2. Волгоград получил еще 384 миллиона на дороги // Аргументы и Факты. Волгоград. Общество. Новости. URL: http://www. vlg. aif. ru (дата обращения: 10.06.2013).
3. Восстановление дорожного покрытия // Компания ООО «ДорТрансСнаб». Статьи. URL: http://dtsnab. ru (дата обращения: 10.06.2013).
4. Дороги Волгограда стали темой сюжета на Первом канале // Новостной портал. Новости Волгограда. URL: http://newsinten. ru (дата обращения: 10.06.2013).
5. Дороги проще закрыть, чем ремонтировать // Газета. Ру. Авто. Дороги. URL: http://www. gazeta. ru (дата обращения: 10.06.2013).
6. Дорожно-строительные работы и благоустройство территорий // ЕвроСтрой-Плюс. URL: http:// evrostroi-plus. ru (дата обращения: 11.06.2013).
7. Исполнение областного бюджета по доходам за 12 месяцев 2012 г. // Министерство финансов Волгоградской области. Новости. URL: http://volgafin. volganet. ru (дата обращения: 11.06.2013).
8. Косинова Н. Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии региона: направле-
ния, проекты, институты развития // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 9.
9. Косинова Н. Н. Государственно-частное партнерство как инвестиционный инструмент реализации стратегии региона // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. № 4.
10. Методика расчета вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: http:// www. mintrans. ru (дата обращения: 11.06.2013).
11. Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области. О реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства в 2011 году. URL: http://economics. volganet. ru (дата обращения: 09.06.2013).
12. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ.
13. Об утверждении отчета об исполнении бюджета Волгограда за 9 месяцев 2012 года: постановление администрации Волгограда от 25.10.2012 № 2987. URL: http://www. volgadmin. ru (дата обращения: 10.06.2013).
14. Розничная сеть Магнит. Финансовая отчетность. URL: http://www. magnit-info. ru (дата обращения: 10.06.2013).
15. Справочник дорожных терминов / под общ. ред. д. т. н., проф. В. В. Ушакова. М.: Экономико-консультационный центр «Экон», 2005.
16. Статья 4. Объекты концессионного соглашения. // Сейчас. ру. Бизнес и власть. Архивные документы. Законодательство РФ. URL: http://www. lawmix. ru (дата обращения: 10.06.2013).