Инвестиционная политика
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА
Ю. И. СИЗОВ, доктор экономических наук, член-корреспондент Международной академии менеджмента, первый заместитель главы Администрации Волгоградской области
Тел.: (8442) 30-73-00
В статье отмечается, что стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025г. является основой эффективной экономической политики региона. Основным инвестиционным инструментом реализации социально-экономических задач, по мнению автора, выступает частно-государственное партнерство.
Ключевые слова: Волгоградская область, развитие, стратегия, экономика.
стратегической целью современной социальной политики россии является повышение качества жизни населения. на ее реализацию должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления.
разработанная стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. (далее — стратегия) [1] является основой реализации эффективной экономической политики региона, направленной на решение долгосрочных социально-экономических задач.
Главной целью стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
достижение данной цели возможно за счет решения следующих задач:
— улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения,
рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности;
— повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение социального обеспечения, здравоохранения и образования, обеспечение населения доступным жильем (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);
— увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, повышение его эффективности за счет конкурентоспособности и обеспечения экономического роста; развитие агропромышленного и строительного комплексов;
— развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности региона;
— расширение транспортной инфраструктуры: строительство крупных объектов и дорог с твердым покрытием;
— снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности региона.
Одним из важных направлений в структуре стратегии является анализ промышленного потенциала Волгоградской области, тенденций развития основных видов промышленной деятельности.
Промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике области и оказывает существенное влияние на ее развитие (см. рисунок). Она производит около 2 % от общероссийского объема промышленного производства и около 30 % — от выпуска промышленной продукции Южного федерального округа (ЮФО). доля продукции
Другие отрасли, 16,0%
Отрасли, оказывающие нерыночные услуги , 9,0%
Транспорт, 6,7%
Строительство, 8,1%
Промышленность, 29,2 %
Сельское хозяйство, 13,0 %
Торговля, 12,8 %
Структура валового регионального продукта Волгоградской области, %
промышленных предприятий Волгоградской области в натуральном выражении в объеме выпуска продукции ЮФО составляет: по добыче нефти — около 26 %; переработке нефти — 48 %; выработке электроэнергии — более 26 %; прокату черных металлов, выпуску тракторов и автошин — 100 %; труб стальных — 63 %; химических волокон и нитей — около 65 %; нефтеаппаратуры специальной — более 80 %.
В структуре объемов промышленного производства в 2008 г. наибольший удельный вес занимают: производство нефтепродуктов — 30 %; металлургические производства — более 25 %; добыча полезных ископаемых — около 7 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — около 10 %; пищевые производства — около 8 %; химические производства и производство резиновых и пластмассовых изделий — более 8 %.
В сфере промышленного производства занято около 23 % работающего населения области, сосредоточено 25 % основных фондов, создается около 30 % валового регионального продукта, обеспечивается поступление более 60 % налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней. Промышленный комплекс Волгоградской области насчитывает свыше 4 000 предприятий и организаций, в том числе около 400 крупных и средних предприятий.
По основным видам промышленной деятельности складывается следующая ситуация.
Добычей полезных ископаемых занимаются 7 крупных и средних предприятий с численностью работников — более 4 тыс. человек. В объеме отгруженной промышленной продукции области доля предприятий данного вида деятельности занимает около 7 %; в прибыли промышленных предприятий — 23 %; в уплате налогов во все уровни бюджетов — более 32 % процентов, в экономике — около 20 %.
Ведущие предприятия: ООО «ЛУ-КОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО СП «Волгодеминойл», ОАО «Спецнефтема-териалы».
к стратегическим преимуществам данного вида деятельности относятся:
— наличие в регионе углеводородного сырья — нефти с незначительным содержанием сероводорода;
— благоприятная конъюнктура внешнего рынка и высокий экспортный потенциал предприятий.
Однако из-за снижения темпов геологоразведочных работ в последние годы наблюдается падение добычи нефти. Действительно, среднегодовая добыча нефти по области в течение нескольких последних лет составляла порядка 4 млн т, в настоящее время прогнозируется 3 млн т.
Производством нефтепродуктов занимаются 2 предприятия с численностью занятых — около 4 тыс. человек. В объеме промышленного производства области производство нефтепродуктов составляет 30 %; в прибыли промышленных предприятий — около 32 %; в уплате налогов во все уровни бюджетов — 21 %; в экономике — около 13 %.
Ведущее предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Волго-граднефтепереработка» — дочернее общество ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», занимается переработкой нефти, производством нефтепродуктов.
После перехода предприятия с 2005 г. на новую бизнес-схему, а именно — с оказания услуг по переработке давальческого сырья (процессинг) на закупку нефти и реализацию готовой продукции, значительно увеличился объем производства. При благоприятной конъюнктуре рынков нефти и нефтепродуктов предприятие обеспечит стабильные налоговые отчисления в консолидированный бюджет Волгоградской области и в перспективе может увеличить объем переработки. Однако главной проблемой развития данного вида деятельности являются, с одной стороны, инфраструктурные ограничения. В первую очередь — низкая пропускная способность железнодорожной станции Татьянка Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, не позволяющая увеличить количество подаваемых железнодорожных цистерн. С другой стороны, в структуре выпуска продукции остается слишком высокой доля мазута и дизельного топлива, предложения на которые превышают спрос внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырье для дальнейшей переработки.
Металлургическим производством и производством готовых металлических изделий занимаются 34 крупных и средних предприятий с численностью занятых — около 35 тыс. чел. В объеме отгруженной промышленной продукции в области они занимают более 25 %; по прибыли промышленных предприятий — около 20 %; по уплате налогов во все уровни бюджетов — более 4 %; в экономике — около 3 %.
Ведущие предприятия в этой сфере: ЗАО «Волгоградский металлургический завод «красный Октябрь», ОАО «Волжский трубный завод», филиал «ВГАЗ-суал» и др.
стратегические преимущества данного вида деятельности связаны с благоприятной конъюнктурой общероссийского и мирового рынков. Это повышает экспортный потенциал предприятий (в частности ЗАО «Волгоградский металлургический завод «красный Октябрь» отправляет на экспорт около 47 % от выпускаемой продукции). Достаточно высок здесь и уровень диверсификации продукции (ОАО «Волжский трубный завод» выпускает более 800 типоразмеров стальных труб). играют положительную роль наличие производственных мощностей и развитая инфраструктура. Но сдерживающими факторами развития данного вида промышленной деятельности являются высокая ресурсо- и энергоемкость продукции по отношению к ее себестоимости, значительный износ основных фондов (более 40 %), высокая конкуренция.
В целом стратегическим преимуществом развития промышленного комплекса Волгоградской области является его дифференцированная структура, которая базируется на высокой доле нескольких основных видов промышленной деятельности: нефтепереработке, химическом производстве, металлургии и машиностроении. В этом главное отличие области от других регионов, например Астраханской области, где около 70 % производства приходится на нефтегазовый комплекс.
Перспективы развития промышленного потенциала Волгоградской области определяются следующими положительными факторами:
— наличием месторождений нефти и газа, минерального сырья (калийные соли, бишофит);
— доступностью энергоресурсов в территориальном плане;
— существованием производств с широкой номенклатурой выпускаемых товаров;
— выгодным транспортным расположением (наличие железнодорожных, автомобильных, вод-
ных, воздушных путей сообщения, трубопроводов, Волго-Донского канала);
— развитым научно-образовательным комплексом;
— налаженными внешнеэкономическими связями.
Однако существует также ряд факторов, сдерживающих развитие промышленного потенциала области. среди них: усложнение разработки нефтяных месторождений в связи с исчерпанием легкодоступных залеганий нефти; отсутствие практического опыта в добыче бишофита; неразработанность месторождений калийных солей; рост тарифов на энергоносители и транспортные услуги (соответственно, рост себестоимости); моральный и физический износ оборудования в большинстве отраслей; низкая конкурентоспособность производимой продукции; замедление темпов экономического роста; высокая степень загрязнения окружающей среды; инфраструктурное ограничение бизнеса — низкое качество некоторых транспортных магистралей (состояние Волгоградского аэропорта, Волго-Донского канала, качество автодорог в области); снижение удельного веса трудоспособного населения; отток высококвалифицированных кадров за пределы области.
Для предприятий нефтедобычи, производства нефтепродуктов, металлургического и химического производств характерны благоприятная внешняя конъюнктура и рост внутреннего спроса.
Государственное регулирование промышленной политики в Волгоградской области осуществляется по следующим направлениям:
— реформирование региональной налоговой системы, направленной на увеличение поступления налогов и повышение эффективности налоговых льгот;
— совершенствование кредитной системы, создающей условия для перемещения ресурсов из финансового сектора в промышленность, в высокоэффективные инвестиционные проекты;
— рациональное размещение новых предприятий и производств с учетом их социальной и экологической направленности;
— адресная работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями в целях стимулирования роста выпуска конкурентоспособной продукции, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решения социальных вопросов;
— проведение эффективной инвестиционной политики, в том числе путем реформирования
региональной налоговой системы, предоставлением организациям-инвесторам, реализующим социально значимые инвестиционные проекты, налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество в части, подлежащей зачислению в консолидированный бюджет области;
— развитие частно-государственного партнерства.
Остановимся подробнее на инвестиционных инструментах реализации промышленной политики. Последние годы во многих странах мира происходят кардинальные изменения в отраслях, которые до этого неизменно находились в государственной собственности и управлении. Власти все активнее привлекают посредством механизма частно-государственного партнерства (ЧГП) частный бизнес к решению стратегически важных для государства задач. Россия не стала исключением.
Правительство предприняло существенные усилия для развития частно-государственного партнерства. Определились как механизмы участия государства в проектах ЧГП — Инвестиционный фонд, венчурные фонды, особые экономические зоны, так и приоритетные сферы сотрудничества — развитие инфраструктуры и инновационная сфера. Появился Федеральный закон от 21.06.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», работа над которым велась более десяти лет. Все это позволяет делать выводы о том, что намерения власти перевести сложный диалог с бизнесом в сферу перспективного сотрудничества вполне серьезны. Перед российскими и иностранными инвесторами открываются новые возможности. Однако для их использования прежде нужно разобраться в специфике механизма ЧГП.
На сегодняшний день существует множество форм партнерства государства с бизнесом [2]. Условия распределения рисков, особенности конкурсных процедур, доступные формы возвратных платежей, а также структура собственности в рамках проекта у них различаются. Можно выделить следующие формы ЧГП:
— контракты на управление (в том числе арендные договоры);
— предприятия, созданные путем акционирования или на условиях долевого участия государства и бизнеса;
— концессии.
В России уже сложилась определенная практика ЧГП. Проекты реализуют, главным образом, на региональном уровне. Государство принимает на себя значительную часть проектных рисков.
Возвратные выплаты инвестору произведенных им затрат осуществляются с привлечением бюджетных средств. Риски эксплуатации не влияют на возвратное финансирование. Проекты ЧГП частично реализуют в форме утверждаемых Правительством РФ концепций и планов развития отдельных отраслей экономики, федеральных целевых программ. Инструменты частно-государственного партнерства используют в развитии внешнеэкономических связей. Поддержку венчурного инвестирования государство осуществляет также с использованием механизмов ЧГП.
В Волгоградской области на протяжении пяти последних лет осуществляется взаимовыгодное сотрудничество крупных российских компаний (ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «АК «СИБУР», ОАО «ТМК» и др.) и ведущих промышленных предприятий в рамках четырехсторонних соглашений по социальному сотрудничеству между Администрацией Волгоградской области, муниципальными образованиями, Волгоградскими областными общественными организациями, профессиональными союзами и предприятиями.
Соглашения являются механизмом проведения промышленной политики в области и позволяют обеспечить социальную ответственность не только власти, но и бизнеса.
В 2008 г. было заключено 82, за 9 мес. 2009 г. — 64 соглашения. До конца года число заключенных соглашений составит около 70. Анализ выполнения этих соглашений за 2008 г. по основным показателям (по росту объемов производства, налоговым отчислениям в консолидированный бюджет области, уровню среднемесячной заработной платы на 1 работающего на предприятии и сравнению ее с российской отраслевой заработной платой, выплате пособий работникам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет) показал, что 11 предприятий области выполнили обязательства по основным показателям. Среди них: ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработ-ка», ОАО «Волжский Оргсинтез», ЗАО «Волжский трубный завод», ОАО «Себряковцемент» [3].
Предприятиями и организациями, заключившими соглашения, производится около 74 % выпускаемой промышленной продукции в области и уплачивается более 36 % налогов в консолидированный бюджет области.
В числе главных задач по реализации соглашений — решение социальных вопросов, обеспечение повышения уровня жизни работников предприятий, обеспечение социальных гарантий и соци-
альной защиты наиболее уязвимых социальных групп, в том числе матерей с детьми, ветеранов, пенсионеров.
Предприятиям, заключившим соглашения, направлялись результаты рейтинга налоговой привлекательности и экономической эффективности промышленных предприятий в течение года.
Практика реализации заключенных соглашений на протяжении пяти лет показала, что это не только реальный механизм взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов, но и источник дополнительных поступлений в бюджет за счет роста заработной платы до уровня российской отраслевой.
кроме того, предприятия, находящиеся на территории Волгоградской области и относящиеся к крупным российским компаниям (ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», ОАО АК «Сибур», ОАО «Волжский Трубный завод»), работают в рамках заключенных генеральных соглашений этих компаний с Администрацией Волгоградской области.
В ООО «ЛУКОЙЛ — Волгограднефтепере-работка» в рамках частно-государственного партнерства реализуются инвестиционные проекты: «Реконструкция установки вторичной перегонки бензинов № 7 типа 22/5», «Реконструкция очистных сооружений», «Реконструкция коксового производства», «строительство установки изомеризации».
В рамках реализации стратегии предприятие продолжит работу по повышению технического уровня переработки нефтепродуктов и качества выпускаемой продукции, внедрению передовой технологии производства экологически чистого дизельного топлива, проведению мероприятий по охране окружающей среды.
В ОАО «Волжский трубный завод» в 2010 г. будет реализован инвестиционный проект «Реконструкция системы газоочистки дуговой сталеплавильной печи», который позволит увеличить экологическую безопасность производства и продукции, снизить нагрузку на окружающую среду. Это в конечном итоге даст положительный социально-экономический эффект как для г. Волжского, так и в целом для Волгоградской области.
Предприятия, имеющие эффективные инвестиционные проекты, признанные социально значимыми для области, в настоящее время могут рассчитывать на государственную поддержку за счет областного бюджета (налоговые льготы, бюджетный кредит, государственная гарантия и т. д.). Однако она недостаточна, особенно в условиях высокого износа основных фондов (более 55 %).
Реализация стратегии предусматривает осуществление поддержки инвестиционной деятельности промышленных предприятий в рамках инвестиционного законодательства. сформирован перечень 28 предприятий регионального значения, которые могут обратиться за государственной поддержкой из федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 № 296-п для предприятий, осуществляющих промышленную деятельность и занятых в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, предусмотрена возможность субсидирования части процентной ставки рефинансирования по кредитам, взятым в текущем году на пополнение оборотных средств, за счет средств областного бюджета. На эти цели предусмотрены средства областного бюджета в 2009 г.
Реализация перечисленных мер поддержки предприятий позволит выпускать более конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос на внешнем и внутреннем рынках, улучшить финансовое состояние промышленных предприятий, остановить дальнейшее падение объемов производства, сохранить кадровый потенциал.
Приоритетным направлением региональной инвестиционной политики Волгоградской области является стимулирование инвестиционной деятельности с целью создания новых производительных субъектов экономики и рабочих мест, что позволит, в свою очередь, увеличивать налоговые отчисления во все уровни бюджетов.
В конце 2008 г. ведущее международное рейтинговое агентство Standard&Poor's, основываясь на хороших финансовых и бюджетных показателях, достигнутых в последние годы вследствие экономического роста, низком уровне долга и взвешенной региональной политике Волгоградской области по привлечению инвестиций, подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне — прогноз «Стабильный» («ВВ-/гиАА-»).
Рейтинг расширит доступ к заемным средствам и другим источникам капитала, снизит стоимость гарантий третьих лиц и позволит с большей эффективностью привлекать средства стратегических инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
В 2008 г. по сравнению с уровнем 2007 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 82,6 млрд руб. с приростом на 6,5 % в сопоставимых ценах.
Основные объемы инвестиций направлены на развитие обрабатывающих производств, транспорта и связи. В структуре инвестиций в основной капитал предприятий и организаций области наибольшую долю составили инвестиции в приобретение машин, оборудования, транспортных средств, строительство зданий и сооружений. Более 50 % всех инвестиций составили собственные средства предприятий и организаций, из них более половины — за счет прибыли, остающейся в организации.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и содействия продвижению инвесторов на территории Волгоградской области разработан каталог инвестиционных площадок, постоянно обновляется каталог инвестиционных проектов и предложений Волгоградской области.
Конкурентоспособность региона в условиях мирового финансового кризиса зависит от инновационного развития. В Волгоградской области созданы некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» для финансирования инновационных проектов; некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд» — с целью повышения доступности для субъектов малого предпринимательства банковских кредитов, направленных на приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий.
Приоритетным направлением инвестиционной политики в Волгоградской области является проведение мероприятий по стабилизации социально-экономической ситуации в регионе в связи с влиянием последствий мирового экономического кризиса. Сохранится стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций области с целью обновления производства и инфраструктуры территорий, повышения качества жизни населения за счет сфер обслуживания и досуга, повышения уровня занятости, увеличения заработной платы.
По оценочным данным, в 2009 г. по сравнению с уровнем 2008 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 68,2 млрд руб. со снижением на 21 % в сопоставимых ценах [4]. Продолжается строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, реализация социально значимых инвестиционных проектов: по освоению и глубокой переработке природно-сырьевых ресурсов региона,
инфраструктурному и промышленному развитию территории, развитию туристско-рекреационного комплекса, агропромышленного комплекса.
В условиях экономического кризиса для развития региона необходимо сосредоточить внимание на поддержке предприятий и организаций реального сектора экономики по следующим основным направлениям.
1. Сконцентрировать основные инвестиционные финансовые вложения федерального бюджета в направления, которые с применением принципов государственно-частного партнерства послужат катализаторами дальнейшего экономического развития Волгоградской области:
— глубокая переработка минеральных ресурсов с долевым финансированием социальной и инженерной инфраструктуры;
— строительство крупных животноводческих комплексов с созданием современных технологически интегрированных производств, направленных на комплексную переработку продукции;
— развитие транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция автомобильных дорог, обходов крупных городов и приведение в надлежащее состояние сети региональных дорог;
— развитие фармацевтической промышленности с целью импортозамещения.
2. Упростить процедуру участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в государственной закупочной интервенции путем сокращения до минимума пакета предоставляемых сельхозтоваропроизводителями документов.
3. Предусмотреть в федеральном бюджете средства на субсидирование процентной ставки рефинансирования Банка России предприятиям, вошедшим в федеральный список системообразующих предприятий и организаций, при получении ими кредитов в коммерческих банках.
Список литературы
1. Арбатов А. Отрасль в сослагательном наклонении // Нефть России. 2005. № 1.
2. Нелюбова Н. Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии развития региона // Региональная экономика. 2007. № 11.
3. Материалы Комитета экономики Администрации Волгоградской области. URL: http://www. volganet. ru.
4. Прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2010 год и плановый пери -од 2011—2012 годов. URL: http://www.volganet.ru.