Научная статья на тему 'Инвестиционные инструменты реализации стратегии региона'

Инвестиционные инструменты реализации стратегии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ¸ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизов Ю.И.

В статье отмечается, что стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. является основой эффективной экономической политики региона. Основным инвестиционным инструментом реализации социально-экономических задач, по мнению автора, выступает частно-государственное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные инструменты реализации стратегии региона»

Инвестиционная политика

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА

Ю. И. СИЗОВ, доктор экономических наук, член-корреспондент Международной академии менеджмента, первый заместитель главы Администрации Волгоградской области

Тел.: (8442) 30-73-00

В статье отмечается, что стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025г. является основой эффективной экономической политики региона. Основным инвестиционным инструментом реализации социально-экономических задач, по мнению автора, выступает частно-государственное партнерство.

Ключевые слова: Волгоградская область, развитие, стратегия, экономика.

стратегической целью современной социальной политики россии является повышение качества жизни населения. на ее реализацию должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления.

разработанная стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. (далее — стратегия) [1] является основой реализации эффективной экономической политики региона, направленной на решение долгосрочных социально-экономических задач.

Главной целью стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

достижение данной цели возможно за счет решения следующих задач:

— улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения,

рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности;

— повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение социального обеспечения, здравоохранения и образования, обеспечение населения доступным жильем (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);

— увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, повышение его эффективности за счет конкурентоспособности и обеспечения экономического роста; развитие агропромышленного и строительного комплексов;

— развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности региона;

— расширение транспортной инфраструктуры: строительство крупных объектов и дорог с твердым покрытием;

— снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности региона.

Одним из важных направлений в структуре стратегии является анализ промышленного потенциала Волгоградской области, тенденций развития основных видов промышленной деятельности.

Промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике области и оказывает существенное влияние на ее развитие (см. рисунок). Она производит около 2 % от общероссийского объема промышленного производства и около 30 % — от выпуска промышленной продукции Южного федерального округа (ЮФО). доля продукции

Другие отрасли, 16,0%

Отрасли, оказывающие нерыночные услуги , 9,0%

Транспорт, 6,7%

Строительство, 8,1%

Промышленность, 29,2 %

Сельское хозяйство, 13,0 %

Торговля, 12,8 %

Структура валового регионального продукта Волгоградской области, %

промышленных предприятий Волгоградской области в натуральном выражении в объеме выпуска продукции ЮФО составляет: по добыче нефти — около 26 %; переработке нефти — 48 %; выработке электроэнергии — более 26 %; прокату черных металлов, выпуску тракторов и автошин — 100 %; труб стальных — 63 %; химических волокон и нитей — около 65 %; нефтеаппаратуры специальной — более 80 %.

В структуре объемов промышленного производства в 2008 г. наибольший удельный вес занимают: производство нефтепродуктов — 30 %; металлургические производства — более 25 %; добыча полезных ископаемых — около 7 %; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — около 10 %; пищевые производства — около 8 %; химические производства и производство резиновых и пластмассовых изделий — более 8 %.

В сфере промышленного производства занято около 23 % работающего населения области, сосредоточено 25 % основных фондов, создается около 30 % валового регионального продукта, обеспечивается поступление более 60 % налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней. Промышленный комплекс Волгоградской области насчитывает свыше 4 000 предприятий и организаций, в том числе около 400 крупных и средних предприятий.

По основным видам промышленной деятельности складывается следующая ситуация.

Добычей полезных ископаемых занимаются 7 крупных и средних предприятий с численностью работников — более 4 тыс. человек. В объеме отгруженной промышленной продукции области доля предприятий данного вида деятельности занимает около 7 %; в прибыли промышленных предприятий — 23 %; в уплате налогов во все уровни бюджетов — более 32 % процентов, в экономике — около 20 %.

Ведущие предприятия: ООО «ЛУ-КОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО СП «Волгодеминойл», ОАО «Спецнефтема-териалы».

к стратегическим преимуществам данного вида деятельности относятся:

— наличие в регионе углеводородного сырья — нефти с незначительным содержанием сероводорода;

— благоприятная конъюнктура внешнего рынка и высокий экспортный потенциал предприятий.

Однако из-за снижения темпов геологоразведочных работ в последние годы наблюдается падение добычи нефти. Действительно, среднегодовая добыча нефти по области в течение нескольких последних лет составляла порядка 4 млн т, в настоящее время прогнозируется 3 млн т.

Производством нефтепродуктов занимаются 2 предприятия с численностью занятых — около 4 тыс. человек. В объеме промышленного производства области производство нефтепродуктов составляет 30 %; в прибыли промышленных предприятий — около 32 %; в уплате налогов во все уровни бюджетов — 21 %; в экономике — около 13 %.

Ведущее предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Волго-граднефтепереработка» — дочернее общество ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», занимается переработкой нефти, производством нефтепродуктов.

После перехода предприятия с 2005 г. на новую бизнес-схему, а именно — с оказания услуг по переработке давальческого сырья (процессинг) на закупку нефти и реализацию готовой продукции, значительно увеличился объем производства. При благоприятной конъюнктуре рынков нефти и нефтепродуктов предприятие обеспечит стабильные налоговые отчисления в консолидированный бюджет Волгоградской области и в перспективе может увеличить объем переработки. Однако главной проблемой развития данного вида деятельности являются, с одной стороны, инфраструктурные ограничения. В первую очередь — низкая пропускная способность железнодорожной станции Татьянка Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, не позволяющая увеличить количество подаваемых железнодорожных цистерн. С другой стороны, в структуре выпуска продукции остается слишком высокой доля мазута и дизельного топлива, предложения на которые превышают спрос внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырье для дальнейшей переработки.

Металлургическим производством и производством готовых металлических изделий занимаются 34 крупных и средних предприятий с численностью занятых — около 35 тыс. чел. В объеме отгруженной промышленной продукции в области они занимают более 25 %; по прибыли промышленных предприятий — около 20 %; по уплате налогов во все уровни бюджетов — более 4 %; в экономике — около 3 %.

Ведущие предприятия в этой сфере: ЗАО «Волгоградский металлургический завод «красный Октябрь», ОАО «Волжский трубный завод», филиал «ВГАЗ-суал» и др.

стратегические преимущества данного вида деятельности связаны с благоприятной конъюнктурой общероссийского и мирового рынков. Это повышает экспортный потенциал предприятий (в частности ЗАО «Волгоградский металлургический завод «красный Октябрь» отправляет на экспорт около 47 % от выпускаемой продукции). Достаточно высок здесь и уровень диверсификации продукции (ОАО «Волжский трубный завод» выпускает более 800 типоразмеров стальных труб). играют положительную роль наличие производственных мощностей и развитая инфраструктура. Но сдерживающими факторами развития данного вида промышленной деятельности являются высокая ресурсо- и энергоемкость продукции по отношению к ее себестоимости, значительный износ основных фондов (более 40 %), высокая конкуренция.

В целом стратегическим преимуществом развития промышленного комплекса Волгоградской области является его дифференцированная структура, которая базируется на высокой доле нескольких основных видов промышленной деятельности: нефтепереработке, химическом производстве, металлургии и машиностроении. В этом главное отличие области от других регионов, например Астраханской области, где около 70 % производства приходится на нефтегазовый комплекс.

Перспективы развития промышленного потенциала Волгоградской области определяются следующими положительными факторами:

— наличием месторождений нефти и газа, минерального сырья (калийные соли, бишофит);

— доступностью энергоресурсов в территориальном плане;

— существованием производств с широкой номенклатурой выпускаемых товаров;

— выгодным транспортным расположением (наличие железнодорожных, автомобильных, вод-

ных, воздушных путей сообщения, трубопроводов, Волго-Донского канала);

— развитым научно-образовательным комплексом;

— налаженными внешнеэкономическими связями.

Однако существует также ряд факторов, сдерживающих развитие промышленного потенциала области. среди них: усложнение разработки нефтяных месторождений в связи с исчерпанием легкодоступных залеганий нефти; отсутствие практического опыта в добыче бишофита; неразработанность месторождений калийных солей; рост тарифов на энергоносители и транспортные услуги (соответственно, рост себестоимости); моральный и физический износ оборудования в большинстве отраслей; низкая конкурентоспособность производимой продукции; замедление темпов экономического роста; высокая степень загрязнения окружающей среды; инфраструктурное ограничение бизнеса — низкое качество некоторых транспортных магистралей (состояние Волгоградского аэропорта, Волго-Донского канала, качество автодорог в области); снижение удельного веса трудоспособного населения; отток высококвалифицированных кадров за пределы области.

Для предприятий нефтедобычи, производства нефтепродуктов, металлургического и химического производств характерны благоприятная внешняя конъюнктура и рост внутреннего спроса.

Государственное регулирование промышленной политики в Волгоградской области осуществляется по следующим направлениям:

— реформирование региональной налоговой системы, направленной на увеличение поступления налогов и повышение эффективности налоговых льгот;

— совершенствование кредитной системы, создающей условия для перемещения ресурсов из финансового сектора в промышленность, в высокоэффективные инвестиционные проекты;

— рациональное размещение новых предприятий и производств с учетом их социальной и экологической направленности;

— адресная работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями в целях стимулирования роста выпуска конкурентоспособной продукции, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решения социальных вопросов;

— проведение эффективной инвестиционной политики, в том числе путем реформирования

региональной налоговой системы, предоставлением организациям-инвесторам, реализующим социально значимые инвестиционные проекты, налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество в части, подлежащей зачислению в консолидированный бюджет области;

— развитие частно-государственного партнерства.

Остановимся подробнее на инвестиционных инструментах реализации промышленной политики. Последние годы во многих странах мира происходят кардинальные изменения в отраслях, которые до этого неизменно находились в государственной собственности и управлении. Власти все активнее привлекают посредством механизма частно-государственного партнерства (ЧГП) частный бизнес к решению стратегически важных для государства задач. Россия не стала исключением.

Правительство предприняло существенные усилия для развития частно-государственного партнерства. Определились как механизмы участия государства в проектах ЧГП — Инвестиционный фонд, венчурные фонды, особые экономические зоны, так и приоритетные сферы сотрудничества — развитие инфраструктуры и инновационная сфера. Появился Федеральный закон от 21.06.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», работа над которым велась более десяти лет. Все это позволяет делать выводы о том, что намерения власти перевести сложный диалог с бизнесом в сферу перспективного сотрудничества вполне серьезны. Перед российскими и иностранными инвесторами открываются новые возможности. Однако для их использования прежде нужно разобраться в специфике механизма ЧГП.

На сегодняшний день существует множество форм партнерства государства с бизнесом [2]. Условия распределения рисков, особенности конкурсных процедур, доступные формы возвратных платежей, а также структура собственности в рамках проекта у них различаются. Можно выделить следующие формы ЧГП:

— контракты на управление (в том числе арендные договоры);

— предприятия, созданные путем акционирования или на условиях долевого участия государства и бизнеса;

— концессии.

В России уже сложилась определенная практика ЧГП. Проекты реализуют, главным образом, на региональном уровне. Государство принимает на себя значительную часть проектных рисков.

Возвратные выплаты инвестору произведенных им затрат осуществляются с привлечением бюджетных средств. Риски эксплуатации не влияют на возвратное финансирование. Проекты ЧГП частично реализуют в форме утверждаемых Правительством РФ концепций и планов развития отдельных отраслей экономики, федеральных целевых программ. Инструменты частно-государственного партнерства используют в развитии внешнеэкономических связей. Поддержку венчурного инвестирования государство осуществляет также с использованием механизмов ЧГП.

В Волгоградской области на протяжении пяти последних лет осуществляется взаимовыгодное сотрудничество крупных российских компаний (ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «АК «СИБУР», ОАО «ТМК» и др.) и ведущих промышленных предприятий в рамках четырехсторонних соглашений по социальному сотрудничеству между Администрацией Волгоградской области, муниципальными образованиями, Волгоградскими областными общественными организациями, профессиональными союзами и предприятиями.

Соглашения являются механизмом проведения промышленной политики в области и позволяют обеспечить социальную ответственность не только власти, но и бизнеса.

В 2008 г. было заключено 82, за 9 мес. 2009 г. — 64 соглашения. До конца года число заключенных соглашений составит около 70. Анализ выполнения этих соглашений за 2008 г. по основным показателям (по росту объемов производства, налоговым отчислениям в консолидированный бюджет области, уровню среднемесячной заработной платы на 1 работающего на предприятии и сравнению ее с российской отраслевой заработной платой, выплате пособий работникам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет) показал, что 11 предприятий области выполнили обязательства по основным показателям. Среди них: ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработ-ка», ОАО «Волжский Оргсинтез», ЗАО «Волжский трубный завод», ОАО «Себряковцемент» [3].

Предприятиями и организациями, заключившими соглашения, производится около 74 % выпускаемой промышленной продукции в области и уплачивается более 36 % налогов в консолидированный бюджет области.

В числе главных задач по реализации соглашений — решение социальных вопросов, обеспечение повышения уровня жизни работников предприятий, обеспечение социальных гарантий и соци-

альной защиты наиболее уязвимых социальных групп, в том числе матерей с детьми, ветеранов, пенсионеров.

Предприятиям, заключившим соглашения, направлялись результаты рейтинга налоговой привлекательности и экономической эффективности промышленных предприятий в течение года.

Практика реализации заключенных соглашений на протяжении пяти лет показала, что это не только реальный механизм взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов, но и источник дополнительных поступлений в бюджет за счет роста заработной платы до уровня российской отраслевой.

кроме того, предприятия, находящиеся на территории Волгоградской области и относящиеся к крупным российским компаниям (ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», ОАО АК «Сибур», ОАО «Волжский Трубный завод»), работают в рамках заключенных генеральных соглашений этих компаний с Администрацией Волгоградской области.

В ООО «ЛУКОЙЛ — Волгограднефтепере-работка» в рамках частно-государственного партнерства реализуются инвестиционные проекты: «Реконструкция установки вторичной перегонки бензинов № 7 типа 22/5», «Реконструкция очистных сооружений», «Реконструкция коксового производства», «строительство установки изомеризации».

В рамках реализации стратегии предприятие продолжит работу по повышению технического уровня переработки нефтепродуктов и качества выпускаемой продукции, внедрению передовой технологии производства экологически чистого дизельного топлива, проведению мероприятий по охране окружающей среды.

В ОАО «Волжский трубный завод» в 2010 г. будет реализован инвестиционный проект «Реконструкция системы газоочистки дуговой сталеплавильной печи», который позволит увеличить экологическую безопасность производства и продукции, снизить нагрузку на окружающую среду. Это в конечном итоге даст положительный социально-экономический эффект как для г. Волжского, так и в целом для Волгоградской области.

Предприятия, имеющие эффективные инвестиционные проекты, признанные социально значимыми для области, в настоящее время могут рассчитывать на государственную поддержку за счет областного бюджета (налоговые льготы, бюджетный кредит, государственная гарантия и т. д.). Однако она недостаточна, особенно в условиях высокого износа основных фондов (более 55 %).

Реализация стратегии предусматривает осуществление поддержки инвестиционной деятельности промышленных предприятий в рамках инвестиционного законодательства. сформирован перечень 28 предприятий регионального значения, которые могут обратиться за государственной поддержкой из федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 № 296-п для предприятий, осуществляющих промышленную деятельность и занятых в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, предусмотрена возможность субсидирования части процентной ставки рефинансирования по кредитам, взятым в текущем году на пополнение оборотных средств, за счет средств областного бюджета. На эти цели предусмотрены средства областного бюджета в 2009 г.

Реализация перечисленных мер поддержки предприятий позволит выпускать более конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос на внешнем и внутреннем рынках, улучшить финансовое состояние промышленных предприятий, остановить дальнейшее падение объемов производства, сохранить кадровый потенциал.

Приоритетным направлением региональной инвестиционной политики Волгоградской области является стимулирование инвестиционной деятельности с целью создания новых производительных субъектов экономики и рабочих мест, что позволит, в свою очередь, увеличивать налоговые отчисления во все уровни бюджетов.

В конце 2008 г. ведущее международное рейтинговое агентство Standard&Poor's, основываясь на хороших финансовых и бюджетных показателях, достигнутых в последние годы вследствие экономического роста, низком уровне долга и взвешенной региональной политике Волгоградской области по привлечению инвестиций, подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне — прогноз «Стабильный» («ВВ-/гиАА-»).

Рейтинг расширит доступ к заемным средствам и другим источникам капитала, снизит стоимость гарантий третьих лиц и позволит с большей эффективностью привлекать средства стратегических инвесторов для реализации инвестиционных проектов.

В 2008 г. по сравнению с уровнем 2007 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 82,6 млрд руб. с приростом на 6,5 % в сопоставимых ценах.

Основные объемы инвестиций направлены на развитие обрабатывающих производств, транспорта и связи. В структуре инвестиций в основной капитал предприятий и организаций области наибольшую долю составили инвестиции в приобретение машин, оборудования, транспортных средств, строительство зданий и сооружений. Более 50 % всех инвестиций составили собственные средства предприятий и организаций, из них более половины — за счет прибыли, остающейся в организации.

В целях повышения инвестиционной привлекательности и содействия продвижению инвесторов на территории Волгоградской области разработан каталог инвестиционных площадок, постоянно обновляется каталог инвестиционных проектов и предложений Волгоградской области.

Конкурентоспособность региона в условиях мирового финансового кризиса зависит от инновационного развития. В Волгоградской области созданы некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» для финансирования инновационных проектов; некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд» — с целью повышения доступности для субъектов малого предпринимательства банковских кредитов, направленных на приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий.

Приоритетным направлением инвестиционной политики в Волгоградской области является проведение мероприятий по стабилизации социально-экономической ситуации в регионе в связи с влиянием последствий мирового экономического кризиса. Сохранится стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций области с целью обновления производства и инфраструктуры территорий, повышения качества жизни населения за счет сфер обслуживания и досуга, повышения уровня занятости, увеличения заработной платы.

По оценочным данным, в 2009 г. по сравнению с уровнем 2008 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 68,2 млрд руб. со снижением на 21 % в сопоставимых ценах [4]. Продолжается строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, реализация социально значимых инвестиционных проектов: по освоению и глубокой переработке природно-сырьевых ресурсов региона,

инфраструктурному и промышленному развитию территории, развитию туристско-рекреационного комплекса, агропромышленного комплекса.

В условиях экономического кризиса для развития региона необходимо сосредоточить внимание на поддержке предприятий и организаций реального сектора экономики по следующим основным направлениям.

1. Сконцентрировать основные инвестиционные финансовые вложения федерального бюджета в направления, которые с применением принципов государственно-частного партнерства послужат катализаторами дальнейшего экономического развития Волгоградской области:

— глубокая переработка минеральных ресурсов с долевым финансированием социальной и инженерной инфраструктуры;

— строительство крупных животноводческих комплексов с созданием современных технологически интегрированных производств, направленных на комплексную переработку продукции;

— развитие транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция автомобильных дорог, обходов крупных городов и приведение в надлежащее состояние сети региональных дорог;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развитие фармацевтической промышленности с целью импортозамещения.

2. Упростить процедуру участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в государственной закупочной интервенции путем сокращения до минимума пакета предоставляемых сельхозтоваропроизводителями документов.

3. Предусмотреть в федеральном бюджете средства на субсидирование процентной ставки рефинансирования Банка России предприятиям, вошедшим в федеральный список системообразующих предприятий и организаций, при получении ими кредитов в коммерческих банках.

Список литературы

1. Арбатов А. Отрасль в сослагательном наклонении // Нефть России. 2005. № 1.

2. Нелюбова Н. Н. Государственно-частное партнерство в реализации стратегии развития региона // Региональная экономика. 2007. № 11.

3. Материалы Комитета экономики Администрации Волгоградской области. URL: http://www. volganet. ru.

4. Прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2010 год и плановый пери -од 2011—2012 годов. URL: http://www.volganet.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.