Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития бюджетообразующих предприятий региона (на примере Волгоградской области)'

Формирование стратегии развития бюджетообразующих предприятий региона (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нелюбова Н.Н.

Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. должна выступить основой реализации эффективной политики Администрации Волгоградской области, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития. Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Одним из направлений промышленной политики в Волгоградской области является адресная работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями в целях стимулирования роста выпуска конкурентоспособной продукции, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решения социальных вопросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития бюджетообразующих предприятий региона (на примере Волгоградской области)»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

(на примере Волгоградской области)

Н.Н. ИЕЛЮБОВА,

кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный университет

Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. (далее — Стратегия) должна выступить основой реализации эффективной политики Администрации Волгоградской области, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития.

Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Одним из блоков в структуре стратегии является анализ промышленного потенциала Волгоградской области, тенденций развития основных видов промышленной деятельности.

Промышленность Волгоградской области занимает одно из ведущих мест в экономике области и оказывает существенное влияние на ее развитие. Промышленностью Волгоградской области производится около 2 % от общероссийского объема промышленного производства и около 30 % — от выпуска промышленной продукции Южного Федерального округа (ЮФО). Доля продукции промышленных предприятий Волгоградской области в натуральном выражении в объеме выпуска продукции ЮФО составляет: по добыче нефти — около 26 %, переработке нефти — 48 %, прокату черных металлов, выпуску тракторов и автошин — 100 %, труб стальных — 63 %. [1]

Одним из направлений промышленной политики в Волгоградской области является адресная работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями в целях стимулирования роста выпуска конкурентоспособной продукции,

увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решения социальных вопросов.

Комитет экономики Администрации Волгоградской области на протяжении последних пяти лет рассчитывает рейтинги налоговой привлекательности промышленных предприятий Волгоградской области. За 2006 г. в рейтинге налоговой привлекательности участвовало 65 крупных и средних промышленных предприятий.

Ведущее место в Волгоградской области по уплате налогов в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды в абсолютных цифрах и в расчете на одного работающего занимает ОАО «Волжский трубный завод» (ВТЗ). Он является лидером по среднемесячной заработной плате на одного работающего, которая сложилась выше уровня российской отраслевой на предприятиях, по численности работающих (более 11 тыс. чел.) и отнесен к группе успешно развивающихся бюджетообразующих предприятий.

Для формирования стратегии бюджетообразующего предприятия и сохранения его лидирующих позиций в экономике региона необходимо проанализировать состояние отрасли и конкурентные преимущества ОАО «Волжский трубный завод», связанные со сферами принятия стратегических управленческих решений.

Значимость черной металлургии для народного хозяйства определяется тем, что сталь является главным конструкционным материалом современной цивилизации. Черная металлургия — одна из стратегических отраслей экономики страны, определяющая ее конкурентоспособность и темпы экономического роста. Поэтому проблемы эффективного управления предприятиями черной металлургии являются актуальными для всей экономики. В связи с этим особенно важным представляется формирование стратегий на основе

конкурентных преимуществ, приводящих к росту стоимости предприятий отрасли.

Особенностями черной металлургии, определяющими специфику управления стоимостью предприятий отрасли, являются: технические и технологические, социальные, экологические, глобальные, стратегические особенности и особенности продукции, а именно:

• технические и технологические особенности: крупные предприятия с десятками тысяч занятых на каждом из заводов, значительные капиталовложения в строительство новых производств, длительные сроки окупаемости; значимость природных ресурсов (разведанные запасы, характеристики имеющихся природных ресурсов) для развития отрасли;

• особенности продукции: производимая различными производителями продукция мало отличается друг от друга; продукция стандартизирована (требования различных покупателей одинаковы); покупатели чувствительны к цене товара; продукция используется покупателями одинаково. Данные особенности обусловливают выбор конкурентной стратегии — лидерство по издержкам;

• социальные особенности: высокая социальная нагрузка, зависимость бюджетов городов и регионов от нескольких металлургических предприятий;

• экологические особенности: значительное экологическое загрязнение;

• глобальные особенности: рынок продукции отрасли является глобальным и высококонкурентным;

• стратегические особенности: черная металлургия — стратегическая отрасль для любой страны, поэтому каждое государство защищает ее всеми международно принятыми мерами от конкурентов, начиная от регулирования пошлин и заканчивая внешнеполитическим лоббизмом. На современном этапе развития отрасли вероятные стратегии металлургических компаний обусловлены, с одной стороны, возможностью максимального использования имеющихся у них на данный момент преимуществ, с другой стороны, необходимостью инвестиций в развитие компаний и лоббирования интересов отрасли на законодательном уровне и включают в себя:

а) использование текущих преимуществ и совершенствование цепочки ценностей компаний за счет инвестирования в инфраструктурные проекты и диверсификации деятельности корпораций;

б) стратегию активного управления имуществом путем выхода на рынки капиталов для создания компаний мирового уровня и покупка с этой целью активов за рубежом.

Трубная отрасль относится к четвертому переделу металлургической промышленности, который отличается высокой степенью обработки металла и интенсивным применением новейших технологий. Российская металлургия достаточно глубоко интегрирована в мировой рынок, и отечественные производители в значительной степени зависят от мировой конъюнктуры. Основными производителями труб в Российской Федерации являются: ОАО «Синарский трубный завод», ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Северский трубный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Таганрогский металлургический завод». Мировая практика показывает, что именно крупные интегрированные компании играют главенствующую роль в большинстве секторов экономики развитых стран. Стимулом для утверждения такой структуры является сам рынок, в условиях которого работают предприятия. Он предъявляет требования, с одной стороны, к снижению производственных затрат, а с другой, к повышению качества выпускаемой продукции, увеличению ее объемов. Укрупнение производства и связанная с ним концентрация капитала позволяют наиболее эффективно решать эти задачи, способствуя в соответствии с законами диалектики переходу количества в качество.

Продолжая оставаться привлекательной для инвестиций, отечественная трубная отрасль после кризиса 1998 г. уже преодолела пик активности и вошла в стадию стабильности. Для того чтобы быть конкурентоспособными на мировом и внутренних рынках, отечественным трубникам необходимы кардинальные преобразования. Объединение производственных предприятий и создание крупных холдингов — характерная черта развития экономики в современной России. На смену мелким предприятиям, которые становятся все менее рентабельными из-за того, что не в состоянии осуществлять значительные капиталовложения в модернизацию производства, приходят крупные структуры. Для более точного представления отечественного рынка труб необходимо его классифицировать, что вызывает определенные сложности и спорные моменты из-за огромного разнообразия сортамента труб и областей их применения. Целесообразнее всего отдельные подсегменты рынка труб класси-

фицировать не по технологическому принципу, когда в основу классификации кладут способы производства товаров, а по принципу классификации труб по отраслям применения — машиностроение, нефтегазовый комплекс, коммунальное хозяйство, что позволяет выявить и проанализировать все основные группы труб.

Рынок спроса на стальные трубы в России формируется и будет во многом формироваться в зависимости от общей экономической ситуации и тенденций развития отраслей народного хозяйства, в первую очередь топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической промышленности.

Основные мощности по производству стальных труб в России сосредоточены в трех экономических регионах: Уральском, Центральном и Южном и представлены четырьмя крупными специализированными предприятиями. Стальные трубы выпускают также и на некоторых металлургических комбинатах и машиностроительных заводах.

В настоящее время наибольшая доля потребления труб приходится на Западно-Сибирский, Уральский и Поволжский районы — 73 % от общего объема потребления труб.

По данным Роскомметаллургии РФ, общее производство стальных труб в России с 1999 по 2005 г. увеличилось в 1,9 раза в результате общего промышленного подъема [2]. Важнейшей составной частью всех выпускаемых труб являются трубы общего назначения. Внутри этой группы выделяются нефтепроводные, бесшовные и электросварные трубы. Далее идут оцинкованные и профильные трубы. Правомерность такого разделения сортамента подтверждает то, что по каждой из этих позиций ситуация на рынке развивается практически независимо.

Ситуация с трубами, предназначенными для добычи и транспортировки нефтепродуктов, за исключением магистральной части, формируется под воздействием рыночных факторов, когда баланс спроса и предложения регулируется ценой. Резкий рост потребления этих видов труб на фоне вполне определенного дефицита производственных мощностей российских заводов способен привести к такому повышению цен, которое сделает эти трубы неприменимыми в других областях.

Одним из важнейших факторов роста объемов производства в России стала та масштабная модернизация производственных мощностей, которая реализуется на многих российских трубных предприятиях в последние годы. Она позволила не

только повысить качество производимой трубной продукции, но и скорректировать ее сортамент в соответствии с изменением рыночного спроса, сделать существенные шаги в направлении им-портозамещения и освоить те секторы рынка, в которых ранее доминировали иностранные производители.

Успехи российской трубной промышленности отразились и на ее доле в общемировом трубном производстве. Она выросла до 9,6 %, вплотную приблизившись к показателям, достигнутым к периоду начала проведения экономических реформ. При этом развитие российской трубной отрасли совпадает с тенденциями в мировой трубной промышленности, где доминирующее место занимают крупные трубные холдинги.

В их число уверенно входит и трубная металлургическая компания ТМК, занявшая по итогам 2005 г. первую позицию по объемам выпуска труб. Ее доля в мировом трубном производстве составляет 4 %. При этом в производстве стальных бесшовных труб доля ТМК — 7 %, а в производстве такой высокотехнологичной продукции ответственного назначения, как бесшовные трубы нефтегазового сортамента, вклад ТМК в мировое производство превысил 13 % [3]. В настоящее время существуют вполне определенные перспективы дальнейшего укрепления роли российских производителей на мировом рынке. Во всем мире сейчас отчетливо прослеживается тенденция перевода центров металлургического производства в страны с развивающимися экономиками, к числу которых относится и Россия.

Российские производители имеют ряд серьезных преимуществ по сравнению со своими зарубежными конкурентами, в том числе более низкие издержки производства на энергоносители, наличие мощной ресурсной базы, квалифицированные кадры, растущий уровень производства. Все это позволяет российским трубным производителям занимать уверенные позиции на внутреннем и мировом рынках и активно наращивать свои достижения.

Наиболее высокий рост объемов производства среди предприятий ТМК за 2001 — 2005 гг. произошел на Волгоградском трубном заводе»: производство стали увеличилось в 1,7 раза, труб — в 1,9 раза.

Основное конкурентное преимущество Волжского трубного завода — высокая технологичность его производственного комплекса. За последние годы завод расширил сортамент продукции до 800 типоразмеров.

Активная техническая политика, которая будет осуществляться в ближайшие годы, позволит заводу выпускать трубы, соответствующие международным стандартам качества, со свойствами, удовлетворяющими запросы потребителей. Осуществление технической стратегии потребовало вложения 1,7 млрд руб., экономический эффект от которых за три года составил более 7 млрд руб.

Основными целями Волжского трубного завода на перспективу являются:

• обеспечение прибыльности производства за счет высокой рентабельности (20 % в среднем по всем видам продукции завода);

• увеличение доли рынка по России с 8,5 до 15 %;

• обеспечение конкурентоспособности по основным видам продукции за счет сочетания высокого качества и оптимальной цены;

• обеспечение соответствия производственно-технологического уровня требованиям рынка и решение социальных задач за счет эффективного использования прибыли.

В основу технической политики завода положен принцип постоянного совершенствования технологии и освоения производства новых видов продукции. Более 80 % выпускаемых сегодня труб — это новая продукция. Ее производство освоено в течение последних трех лет.

Сегодня у Волжского трубного завода есть все необходимое, чтобы качественно, в срок, с наименьшими затратами выполнять заказы ведущих отраслей российской экономики. Завод готовится к освоению и промышленному производству принципиально новых видов продукции. Прежде всего, это касается развития возможностей современного электросталеплавильного комплекса. Планируется освоить производство высококачественной трубной заготовки для изготовления коррозионно- и хладостойких бесшовных труб. Ведется активная подготовка к освоению производства малоуглеродистых беститанистых нержавеющих сталей для пищевой промышленности.

Ориентированная на потребителя политика Волжского трубного завода полностью оправдывает себя. Качество и четкое выполнение договорных обязательств позволяет получать заказы на поставку волжских труб для крупнейших нефтегазовых проектов в России и за рубежом. Волжские трубы применялись в строительстве нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, газопровода «Ямал — Европа», Балтийской трубопроводной системы, трубопровода «Суходольная — Родионовская», в обустройстве месторождения

Карачаганак и строительстве нефтепровода «Кен-кияк — Атырау» в Казахстане. Сегодня продукция Волжского трубного завода — безусловный лидер в экспорте российских труб. На зарубежных рынках известны, прежде всего, волжские бесшовные трубы. Их производит не имеющий аналогов в России современный трубопрокатный комплекс. У завода более 30 иностранных партнеров в различных странах мира, среди которых национальные компании Индии, Ирана, Сирии, крупнейшие транснациональные корпорации, такие как «AGIP», «Exxon», «Chevron».

Основные партнеры ВТЗ — нефтегазовые компании, машиностроительные, металлургические, подшипниковые заводы, предприятия энергетики, транспорта и коммунального хозяйства.

Постоянные партнеры: «Газпром», «Транснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Славнефть», «КомиАрктикОйл», «Тюменская нефтяная компания», «Юкос», «Сибнефть», «Сиданко».

Качество труб ВТЗ соответствует строгим требованиям таких международных нефтяных компаний, как «Exxon», «BP Amoco», «Chevron», «Qatar General Petroleum Corp.», «Saudi ARAMCO», «Arabian Gulf Oil Co.», «National Iranian Oil Co.», «ONGC», «Syrian Petroleum Co.», «BOTAS». Завод является зарегистрированным поставщиком этих компаний.

Страны — покупатели продукции ВТЗ: Кувейт, Саудовская Аравия, Алжир, Египет, Индия, Пакистан, Вьетнам, Япония, Китай, Монголия, Сингапур, США, Канада, Бразилия, Мексика, Куба, Великобритания, Болгария, Венгрия, Словакия, Италия, Иран, страны СНГ.

Заводом намечена целевая программа технического перевооружения производства с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и технологий. В основу технической стратегии заложены следующие принципы:

1) объемы и качество выпускаемой продукции определяются техническим состоянием оборудования и уровнем технологии;

2) модернизация оборудования, создание новых производств обеспечивают мобильность технологических процессов, возможность производства продукции малыми партиями с разнообразным набором потребительских свойств;

3) повышение уровня автоматизации и автоматического управления процессами обеспечивает повышение производительности, снижение затрат и повышение качества продукции;

РЕгионАльнАя экономикА: теория и практика

43

4) обеспечение внедрения новейших технологий на перспективу, определяемую рынками новой продукции.

Предприятие представляет собой специализированный комплекс, оснащенный импортным оборудованием и технологиями по производству труб различного диаметра, позволяющий производить высококачественные трубы нефтяного, газового сортамента, трубы для теплотрасс и атомной энергетики, а также для водоводов. Выпускаемые трубы отвечают более жестким требованиям внутренних потребителей, а также международным стандартам Американского нефтяного института.

В проектных решениях внедрена также отечественная технология, не имеющая аналогов в мировой практике термообработки труб большого диаметра, позволяющая получать гарантированные механические свойства труб из дешевых марок трубных сталей, и технология антикоррозийного покрытия наружной поверхности труб эпоксидными красками.

Стремление ВТЗ закрепить свои лидирующие позиции среди трубных заводов, желание действовать в интересах общества, потребителей, акционеров и работников составляют стратегическую основу политики и в области управления персоналом.

В результате проведения мероприятий по увеличению заработной платы за счет применения эффективных систем мотивации труда и повышения тарифов, которые проводятся два раза в год, средняя заработная плата достигла 10-тысячного рубежа и превышает прожиточный минимум трудоспособного населения по региону в 4 раза.

Основными задачами ТМК, в которую входит ОАО «Волжский трубный завод», являются разработка и внедрение программ управления производственными активами предприятий, что включает в себя вопросы финансово-экономического менеджмента, инвестиционных и маркетинговых программ, программ оптимизации производственного планирования, технического развития и перевооружения, проведения кадровой политики и многое другое. Такая система управления позволяет достичь оптимального баланса между эффективным ведением бизнеса и долгосрочными потребностями развития производства.

Стратегия технического развития ТМК основана на удовлетворении всех требований потребителей к качеству продукции, использовании интеллектуального потенциала специалистов холдинга, сотрудничестве с ведущими отрасле-

выми научно-исследовательскими и проектными институтами России и иностранными инжиниринговыми фирмами — участницами крупных международных проектов.

Создание ТМК позволило установить стабильное взаимодействие предприятий холдинга на плановой основе. ТМК имеет единое управление, как в сфере производства, так и в сферах маркетинга, снабжения и сбыта. Такая политика позволила максимально оптимизировать процесс управления и существенно снизить производственные затраты в рамках холдинга.

Была сформирована управленческая структура, соответствующая мировым стандартам, в соответствии с которыми управляющая Компания занимается стратегическими вопросами, а оперативное управление деятельностью предприятий осуществляют назначаемые Компанией управляющие директора.

Для решения вопросов централизации снабжения производства и реализации продукции на базе холдинга создан Торговый Дом ТМК (ТД ТМК), ставший одним из основных звеньев управления производственными активами компании. В настоящий момент Торговый дом ТМК является крупнейшим в России предприятием по реализации трубной продукции. Он в кратчайшие сроки перенес на себя все бремя не свойственной производственному предприятию работы.

Основной задачей ТД ТМК является максимальное удовлетворение потребностей потребителей, внедрение эффективной системы управления поставками выпускаемой продукции. Деятельность ТД значительно сокращает сроки изготовления конечного продукта, позволяет проводить более гибкую ценовую и маркетинговую политику.

Сочетание отраслевого построения отделов сбыта с развитием региональной сети представительств позволяет наиболее эффективно использовать производственные мощности и технологический потенциал производственных предприятий ТМК. Число постоянных потребителей продукции ТД ТМК насчитывает более тысячи компаний и постоянно растет. Месячный оборот продукции составляет более 1,5 млрд руб.

Техническое развитие ТМК проводится в соответствии со стратегическим планом, который разработан на период до 2014 г. В соответствии с ним все предприятия ТМК будут развиваться всесторонне, для того чтобы каждое из них превратилось в современный самодостаточный производственный комплекс. Общий объем инвестиций, который пла-

нируется направить на ввод этих производственных объектов, составляет 800 млн долл.

Конечно, для осуществления столь масштабных планов нужна хорошая подготовка, хороший уровень взаимодействия с инвесторами, и ТМК ведет в этом направлении активную работу. У Компании сложились хорошие деловые отношения с крупнейшими российскими банками, что позволяет осуществлять стабильное финансирование текущей деятельности.

Развитие конкурентных преимуществ — основа роста стоимости любой компании. Какие резервы конкурентных преимуществ имеются у российских металлургических компаний? Резервы роста выпуска продукции за счет увеличения загрузки производственных мощностей близки к своему исчерпанию, требуются инвестиции в расширение производства, что приведет к росту затрат; растет стоимость рабочей силы; растут цены на сырье и энергию, только увеличение тарифов на электроэнергию приведет, по прогнозам аналитиков, к росту затрат на продукцию черной металлургии на 10 — 12 % [4]. Таким образом, одно из основных конкурентных преимуществ черной металлургии — низкие издержки — поставлено под угрозу. Для современной экономики основу конкурентоспособности составляют следующие факторы:

• высокопрофессиональная мобильная рабочая

сила;

• инновационные технологии;

• интеграция в мировую экономику;

• правовая, транспортная, информационная,

торговая инфраструктуры;

• глобальные брэнды.

Формирование этих факторов в портфель активов и повышение его капитализации происходят в форме создания территориальных кластеров. В условиях преодоления в глобальной экономике всеми основными активами (основные средства, трудовые ресурсы, информация, денежный капитал) стационарности и приобретения такого свойства, как мобильность, повышается способность активов к адаптации условиям внешней среды. Это стало возможным благодаря существованию реального капитала в форме «фиктивного капитала», что придает ему мобильность и способствует ускорению развития перспективных сфер экономики. Как отмечал Р. Гильфердинг, «...колоссальное увеличение основного капитала означает, что возможность перенесения уже сделанных капиталовложений из одной сферы в другую становится все более затруднительной....Чем относительно

больше основной капитал, чем огромнее его размеры, тем более весомо его относительное значение при вложениях капитала, тем большую долю всего капитала он составляет и тем труднее становится, не неся огромных потерь, реализовать связанную с ним стоимость и затем перенести капитал в более благоприятную среду» [5]. Разрешение этого противоречия между необходимостью высокой мобильности и низкой ликвидностью реального капитала становится возможным при наличии развитого рынка ценных бумаг. Однако это противоречие разрешается для инвестора, вкладывающего средства в компанию не как совокупность реальных активов, а как в совокупность финансовых активов, но оно остается нерешенным в рамках экономики страны или региона. Для металлургической промышленности характерны циклические колебания конъюнктуры рынка, высокая специализация активов, значительные капитальные вложения, высокая социальная значимость предприятий отрасли, значительное негативное воздействие на окружающую среду, эта отрасль является одной из фундаментальных отраслей экономики. Поэтому предприятия отрасли, с одной стороны, определяют развитие целых городов и регионов, что обусловливает высокую зависимость таких территорий от результатов деятельности компаний и означает для них повышенный риск. С другой стороны, и для предприятий такая ситуация является источником повышенного риска, так как при неблагоприятных экономических условиях резко увеличиваются как затраты на реструктуризацию компаний, так и время для ее проведения. Например, могут быть введены дополнительные условия для компаний в случае увольнения работников или ликвидации социальных активов. Поэтому задача регионов — создание высокого качества средового обустройства жизни населения путем формирования условий для развития не только промышленно-производс-твенных и технико-внедренческих комплексов, но и сетевых компаний в сфере образования, торговли, туризма, здравоохранения, телекоммуникаций и т. д., которые бы позволили, с одной стороны, быть регионам более диверсифицированными и менее зависимыми от одной отрасли или компании. Задача компаний — уменьшение зависимости от неблагоприятных внешних условий и угроз путем диверсификации деятельности, создания компаний мирового уровня и изменения структуры инвестиций в социальные активы.

В условиях рыночной экономики меняется структура инвестиций компаний в социальные

активы. Раньше инвестиции направлялись в строительство жилых домов, детских садов, больниц и поликлиник для работников предприятий, то есть в специализированные, неликвидные активы с потенциальными сервитутами (для данных активов продажа связана с обременениями в виде неосуществимости или сложности изменения профиля их назначения; продажа осложняется возможностями проявлений социальных недовольств и дополнительным регулированием сделок по продаже активов со стороны государственных органов или невозможностью прямой их продажи). В настоящее время компании направляют инвестиции в активы, отличающиеся следующими характеристиками:

• возможность быстрого изъятия инвестиций — инвестиции в человеческий капитал (бонусы работникам в виде оплаты содержания детей в детских садах и школах; оплата абонементов в спортивных комплексах, покупка путевок в пансионаты и дома отдыха, покупка дополнительных, по сравнению с обязательными, страховых полисов, оплата образовательных услуг и т. д.);

• активы, дающие возможность получать доход, компенсирующий частично или полностью расходы на их содержание (платные секции в спортивных комплексах, платные больницы и поликлиники и т. д.);

• стабилизирующие активы — то есть активы социальной, благотворительной, культурной направленности, не связанные непосредственно с деятельностью компании, не предназначенные только для работников компании или членов их семей, не направленные прямо на рост доходов компании, но уменьшающие как систематический, так и несистематический риск деятельности предприятия.

Во многих моделях теории финансов предполагается, что несистематический риск — это риск, которым невозможно управлять, необходимо только принимать его во внимание при принятии управленческих решений (например, оценка риска в модели оценки капитальных активов или в современной портфельной теории). Но компании, производящие вложения в стабилизирующие активы, получают синергетические эффекты путем взаимодействия активов, что проявляется в следующих эффектах:

• уменьшается несистематический риск за счет стабилизации социальной напряженности в регионе (вложения в культурные активы);

• увеличивается креативный потенциал работ-

ников компании (формирование культуры компании);

• улучшается инфраструктура региона (например, строительство дорог), что приводит к росту конкурентных преимуществ компаний всего региона;

• усиливается положительный имидж компании (например, при постройке спортивных команд, благотворительность). Вложения в культурные активы стали восприниматься современным бизнесом как элемент инноваций. «Проблема создания инноваций меняет структуру предприятий. Символические элементы — это часть культуры предприятий, а их как раз формирует искусство. Пока что многие компании больше интересуются вопросами налогообложения, принимая решение о месте размещения своего офиса. При этом они недооценивают нетрадиционные активы, например не используют культурного потенциала Флоренции», — считает один из ведущих итальянских консультантов по маркетингу территорий А. Маркина [6]. Компании, не ограничивающие мотивации работников повышением заработной платы, начинают повышать качество жизни работников, поддерживая музеи и театры. «Они хотят, чтобы их сотрудники получали заряд положительных эмоций, которые дает культурная среда», — говорит Н. Котлер, крупнейший в мире специалист по маркетингу музеев [6]. Мотивация компаний следующая: сотрудники компании должны быть креативными, а посещение музеев — помощь в развитии креативности.

Ведущие западные компании активно инвестируют в образование детей сотрудников и уход за ними, экономя при этом на поиске и обучении сотрудников, так как: 1) наличие корпоративных детских садов приводит к снижению коэффициента текучести кадров; 2) сокращается перерыв в работе у женщин, имеющих маленьких детей.

Таким образом, социальные активы компании — важное и необходимое направление ее инвестиций в целях уменьшения как несистематического, так и систематического риска, а также в целях уменьшения вариации доходов компании и повышения устойчивости ее деятельности. Оценка металлургических компаний должна учитывать социальные вложения компаний не как затраты, уменьшающие объемы потенциальных средств для инвестирования в производственные активы, а как инвестиции в активы, повышающие стоимость компании. Оценка социальных активов (под которыми подразумеваются не столько непроизводственные активы, прина-

длежащие предприятию, сколько инвестиции в человеческий капитал и стабилизирующие активы) достаточно сложна и отличается значительной субъективностью. Так, наличие социальных активов при определении стоимости компании в рамках затратного подхода можно определить как стоимость Гудвилла методом избыточных прибылей. Но поскольку данные инвестиции не направлены прямо на увеличение доходов компании (главная цель таких инвестиций — уменьшение риска и стабильность доходов), то их оценка с помощью метода избыточных прибылей не всегда будет адекватной. Сравнительный подход также не учитывает прямо наличия у компаний таких активов. При применении доходного подхода наличие этих активов можно учесть, сделав корректировку на уменьшение риска и стабильность доходов при определении ставки дисконтирования.

Но для эффективного управления компанией важно оценить вклад данных активов в увеличение стоимости компании отдельно. По мнению автора, это возможно, применяя для оценки бизнеса модель опционного ценообразования.

Компании будут производить инвестиции в социальные активы в стадии роста и зрелости жизненного цикла предприятий, когда у них имеются значительные объемы свободных потоков денежных средств; в периоды спада и реорганизации компании будут минимизировать вложения в социальные активы, так как такие периоды характеризуются отрицательными потоками денежных средств, и задача предприятий — выживание, а не развитие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме учета стоимости социальных активов при определении стоимости металлургических компаний, по мнению автора, необходимо учитывать и инвестиции в охрану окружающей среды. Важность затрат на восстановление окружающей среды подчеркивает и Проект международного руководства по оценке «Добывающие отрасли промышленности» и Федеральная программа технического перевооружения и развития металлургии России, в которой особое внимание уделено проблеме ресурсосбережения и охране окружающей среды. Согласно экспертным оценкам [7], в России удельный выход различных отходов на 1 т стального проката составляет: вскрышных и горных пород 1 500 — 2 500 кг; различных шлаков — 500 — 1 000 кг; шламов 80 — 120 кг; пыли 80 — 120 кг; окалины 30 — 40 кг; сточных вод 250 — 300 м3; технологических газов — 8 — 10 тыс. м3; аспирационного воздуха —

30 — 50 тыс. м3; горючих газов — 2 000 — 2 500 м3. Задача отрасли — внедрение безотходных технологий и утилизация отходов. Решение этой задачи требует значительных затрат, отдача от которых в терминах доходности будет отрицательной. Но эти затраты можно рассматривать как создание долгосрочных конкурентных преимуществ компании. Они состоят в том, что компании, инвестирующие в восстановление окружающей среды, уменьшают несистематический риск. Это происходит вследствие создания положительного имиджа компании и повышения лояльности к предприятию со стороны экономических субъектов, заинтересованных в ее деятельности; снижения затрат на социальные выплаты работникам; повышения производительности труда и мотивации работников. Поэтому инвестиции на восстановление окружающей среды можно рассматривать аналогично инвестициям в социальные активы и применять для определения их стоимости модель опционного ценообразования, которая помогает учитывать имеющуюся гибкость в принятии управленческих решений, что увеличивает стоимость предприятий — фактор, ориентируясь на который инвесторы будут последовательно отдавать предпочтение конкретной компании. Разработка стратегии предприятия должна быть основана на создании таких долгосрочных конкурентных преимуществ, которые позволяют и компании, и региону выполнять свою социально-экономическую миссию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вестник ТМК, 2006 г. №1. С. 35

2. Вестник ТМК, 2006 г. №1. С. 36

3. Дедюхина А. Руками трогать! // Эксперт. — 2005. № 6. С. 46-52.

4. Княгинин В., Щедровицкий П. От роста к развитию. // Эксперт. 2005. № 5. С. 44 - 50.

5. Общая металлургия. Воскобойников

B. Г., Кудрин В. А., Якушев А. М. Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Металлургия, 2000. —

C. 18.

6. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. . http://www. volganet.ru/economics/main. htm

7. Экономическая теория: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. , коммент. , словарь, предм. указ. — Е.Ф. Борисов. — М.: Высш. шк., 2000. С. 381 — 382.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.