Инвестиционный потенциал
УДК 332.025
ретроспективный анализ формирования инвестиционного инструментария в субъектах российской федерации
Е.Е. ШВАКОВ, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита E-mail:eshvakov@yandex.ru Алтайский государственный университет
В статье отмечается, что на протяжении двух последних десятилетий российские регионы формируют собственные инвестиционные механизмы, призванные обеспечить привлечение инвестиционных ресурсов в экономику. Некоторые субъекты РФ cделали ставку на «выбивание» средств из федерального бюджета. Инвестиционная политика других регионов была ориентирована на использование в инвестиционных целях собственных бюджетных доходов. Однако реализация подобного подхода к осуществлению инвестиционной деятельности затруднена вследствие постоянного пересмотра федеральным центром распределения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и закрепления за территориальными бюджетами все большего объема социальных расходов.
Подчеркнуто, что наиболее продуктивным и эффективным является подход, направленный на привлечение частного инвестиционного капитала. Реализация такой стратегии предусматривает создание продуманного регионального инвестиционного законодательства, прописывающего механизмы и инструментарий инвестиционной деятельности на уровне субъекта РФ.
Анализируются процессы формирования инструментария инвестиционной деятельности в субъектах РФ. На основе изучения российского законодательства и законотворческой деятельности в регионах раскрываются особенности создания инструментов инвестиционной политики на региональном уровне.
Выделены этапы в формировании инвестиционного инструментария в субъектах Российской Федерации с определением их временных рамок и особенностей. Выявлены особенности реализации инвестиционной политики в отдельных регионах России на различных этапах формирования инвестиционного инструментария. Определены основные группы инструментов по стимулированию инвестиций, наиболее активно используемых в практике субъектов РФ.
С помощью методов сравнительного анализа рассмотрено законодательство Российской Федерации и ее субъектов, регулирующее данную сферу, охарактеризованы способы стимулирования инвестиционной деятельности в регионах, названы основные инструменты экономического стимулирования и поддержки инвестиционной активности, предложены меры по их совершенствованию.
Сделан вывод, что перспективы развития инвестиционного инструментария определяются конкурентной средой в инвестиционной сфере, которая побуждает регионы работать на опережение.
Ключевые слова: инструменты инвестиционной политики региона, особенности формирования инвестиционного инструментария в субъектах РФ
На протяжении двух последних десятилетий регионы Российской Федерации формируют собственные инвестиционные механизмы, призванные обеспечить привлечение инвестиционных ресурсов в экономику. Некоторые субъекты РФ делали
ставку на «выбивание» средств из федерального бюджета. Инвестиционная политика других регионов была ориентирована на использование для этого собственных бюджетных доходов. Однако реализация подобного подхода к осуществлению инвестиционной деятельности была затруднена вследствие постоянного пересмотра федеральным центром условий распределения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ и закрепления за территориальными бюджетами все большего объема социальных расходов.
Наиболее продуктивным и эффективным является подход, направленный на активизацию и привлечение частного инвестиционного капитала. Такая стратегия предусматривает создание продуманного регионального инвестиционного законодательства, прописывающего механизмы и инструментарий инвестиционной деятельности. При этом следует признать, что с 1991 г. по настоящее время их формирование происходило разными путями. Можно выделить несколько этапов в развитии инвестиционного инструментария и совершенствовании правового поля инвестиционной деятельности в субъектах РФ (табл. 1)
Первый этап характеризуется формированием инвестиционного законодательства в надежде на приток инвестиций как в РФ в целом, так и в регионы страны. Надежды на привлечение инвестиций были связаны с созданием рыночного механизма
хозяйствования, который (по существовавшим представлениям) самостоятельно обеспечивает функционирование инвестиционной сферы. Роль государства при этом сводится к минимуму. Первым документом, обеспечившим регламентацию инвестиционной деятельности на территории России, стал Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». После этого правовая регламентация инвестиционной деятельности на федеральном уровне на долгие годы была приостановлена. Недостаточная проработка основных положений указанного закона, его рамочный характер наряду с открывшимися возможностями осуществления инвестиционной деятельности предопределили инициативное формирование правового поля осуществления инвестиционной деятельности с подачи и под лоббированием субъектов РФ. Целый ряд регионов, воспользовавшихся несовершенством действующего законодательства в 1991-1999 гг., добились создания на своих территориях особых экономических режимов, ставших не столько инструментом привлечения инвестиций в экономику, сколько фактором офшоризации российской экономики.
Одним из первых таких образований стала зона экономического благоприятствования ЭЭР «Алтай», которая получила официальный статус в 1991 г., когда Совет Министров РСФСР постановлением от 08.11.1991 № 595 «О первоочеред-
Таблица 1
Этапы развития инвестиционного инструментария в субъектах Российской Федерации
Период Краткая характеристика подходов к формированию инвестиционного инструментария Название этапа
1991-1999 гг. Происходит активное формирование инструментария инвестиционной деятельности, главным образом в системе налоговых правоотношений, в надежде на приток инвестиций. Отсутствие реальных инвестиций в экономику РФ и регионов, несмотря на совершенствование инвестиционного законодательства, предопределяет создание целой группы внутренних офшоров Наивно-либеральный
1999-2005 гг. Формируется новая парадигма инвестиционной деятельности - инвестирование в реальные активы. Создаются новое законодательство и инструментарий, стимулирующие инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений. Закладываются основы государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере с включением в нее системы бюджетных правоотношений Конструктивно-прагматический
2005-2012 гг. Инвестиционное законодательство развивается в направлении поиска новых инструментов стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности. Формируются инновационные механизмы инвестиционной деятельности. Существенно увеличиваются государственные инвестиции Инновационно-поисковый
2012 г. - настоящее время Инвестиционное правовое поле развивается в направлении существенного улучшения инвестиционного процесса на основе снижения административных барьеров при осуществлении инвестиционной деятельности. Параллельно ведется поиск новых механизмов стимулирования и привлечения инвестиций Системной модернизации
ных мерах по развитию Эколого-экономической зоны «Горный Алтай»» утвердил Положение об эколого-экономической зоне «Горный Алтай». Этот документ определял правовые и экономические основы хозяйственной деятельности, а также регулировал отношения в области охраны и использования природных ресурсов в ЭЭЗ «Горный Алтай», расположенной в административных границах Горно-Алтайской ССР. Однако начиная с 1995 г. эта территория, переименованная в Эколого-экономический регион «Алтай», стала внутренней офшорной зоной. Побудительным мотивом такой трансформации был успешный опыт функционирования другой офшорной зоны - ЗЭБ «Ингушетия». Зона экономического благоприятствования «Ингушетия», ставшая первой территорией РФ, где был открыто установлен режим внутренней офшорной зоны, функционировала в 1994-1997 гг. Она была создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 N° 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики». Впоследствии подобные образования были сформированы в Республике Калмыкия, Алтайском крае, Смоленской области, г. Угличе и т.д. Расцвет внутренних офшоров пришелся на 1996-2000 гг.
Однако в 1999 г. был принят Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», существенно изменяющий параметры инвестиционной деятельности. Появление данного закона можно считать началом второго этапа развития инвестиционных механизмов. Это было обусловлено сменой парадигмы инвестиционных процессов и соответствующего инструментария в субъектах РФ. Регионы начали более конструктивно подходить к формированию инвестиционного инструментария, нацеливая его на привлечение в экономику реальных инвестиционных потоков.
По данным Минэкономики России, в 19992000 гг. 69 регионов РФ в рамках своей компетенции приняли юридические акты, направленные на поощрение инвестиций и касающиеся создания зон наибольшего благоприятствования, предоставления налоговых льгот, оказания кредитной поддержки строительства, выделения земли, развития лизинговой деятельности и т.д. В общей сложности в субъектах РФ было принято 80 соответствующих правовых актов, в том числе 50 законов. Парал-
лельно в ряде регионов разрабатывается законодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций. Анализ этих актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика развивается прежде всего по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей.
Вместе с тем следует отметить, что возможности региональных органов государственной власти по регулированию инвестиционной деятельности на подведомственной территории далеко не безграничны.
Во-первых, конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также отнесение Конституцией РФ установления правовых основ единого рынка, финансового регулирования, гражданского законодательства к исключительному ведению Российской Федерации накладывали серьезные ограничения на возможности региональных органов государственной власти регулировать экономические процессы. Например, они до настоящего времени не могут проводить самостоятельного регулирования фондового рынка, деятельности акционерных обществ, трудовых отношений и т.д.
Во-вторых, определенные на федеральном уровне параметры развития национальной экономики, в том числе и инвестиционной сферы, стали реальными ориентирами формирования социально-экономической политики субъектов РФ. Применительно к инвестиционной сфере таким ориентиром выступили основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В этих направлениях инвестиционная политика рассматривалась в контексте таких задач, как модернизация экономики, совершенствование делового климата, изменение неэффективной структуры экономики.
Были сформулированы три основных направления государственной активности в инвестиционной сфере:
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- государственное инвестирование;
- государственная поддержка частных инвестиций.
Анализируя процесс формирования инвестиционного законодательства в этот период, необходимо отметить следующее. Была выявлена обратная зависимость между рейтингами регионов по потенциалу
и риску (речь идет о рейтинге инвестиционного климата, проводимого журналом «Эксперт») и степенью благоприятности правовых условий инвестирования. Иными словами, более благоприятное законодательное поле в целом имели регионы с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками. Закономерность эта вполне объяснима: через развитие законодательства органы власти регионов, бедных природными ресурсами или иными эксклюзивными возможностями, стремились компенсировать недостаточную привлекательность своей территории как сферы инвестирования. Неслучайно пионерами в разработке регионального инвестиционного законодательства стали относительно бедные в природном отношении Ленинградская, Новгородская, Нижегородская, Рязанская области, Санкт-Петербург, а в современных условиях - Калужская область.
Отдельные регионы за счет лучшего законодательного поля существенно повысили свою инвестиционную привлекательность. Примером тому может служить Новгородская область, которая, не являясь лидером экономического развития, на рубеже веков занимала одно из первых мест в стране по объему иностранных инвестиций на душу населения и, по оценке экспертов Всемирного банка, входила в шестерку регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.
После 2005 г. начался новый период развития регионального инвестиционного законодательства, связанный с обновлением инвестиционного инструментария, поиском новых форм и механизмов привлечения инвестиций, пересмотром роли государства в инвестиционной деятельности. Повышенное внимание к инвестиционному законодательству в этот период свидетельствует, на взгляд автора, о том, что с формированием в стране рыночной экономики правовые факторы функционирования и развития экономики начинают приобретать все большее значение. Совокупная предпринимательская и инвестиционная привлекательность регионов все более складывается не только на основе наличия или отсутствия природных ресурсов и административной стабильности, но и на базе развитого законодательства, определенности правового поля, прозрачности административных процедур. Региональное инвестиционное законодательство стало восприниматься как базовый элемент региональной инвестиционной политики, на основе которого формируется, как правило, и организационная структура регулирования, и поддержки инвестиционной
деятельности в регионе, и система экономических механизмов стимулирования инвестиций.
Проведенный анализ регионального инвестиционного законодательства, сложившегося в этот период, показывает, что деятельность субъектов РФ по регулированию инвестиционной деятельности осуществлялась по нескольким направлениям. Назовем важнейшие из них.
1. Создание специальных разделов законодательства, устанавливающих особый режим функционирования частной хозяйственной деятельности в отдельных секторах экономики и оказывающих существенное воздействие на ход экономических процессов и жизнь населения региона (этими секторами, как правило, выступают наиболее конкурентные отрасли региональной экономики, банковское и страховое дело).
2. Усиление регулирующего воздействия субъектов РФ через создание специальных организационных структур, призванных обеспечивать реализацию инвестиционных программ на региональном уровне. Структура цели и назначение указанных органов управления региона определялись избранной в качестве основы той или иной инвестиционной стратегией.
3. Финансирование регионом (прямое - путем непосредственного бюджетного финансирования или косвенное - через систему льготного налогообложения, кредитования, предоставления государственных гарантий и пр.) отдельных сфер экономической активности или отдельных предприятий и производств, объектов, имеющих приоритетное значение для развития экономики или социальной сферы региона. Указанная триада - законодательная база, организационная поддержка, финансово-экономическое регулирование - стала неотъемлемой частью системы регионального регулирования инвестиционной сферы в РФ.
Как показывает анализ регионального инвестиционного законодательства, в нем в этот период нашли свое отражение меры по регулированию и поддержке инвестиционной деятельности в разрезе трех направлений:
- система гарантий;
- система информационно-консультационной поддержки инвесторов;
- система инструментов финансово-экономической поддержки инвесторов.
В это же время происходят серьезные изменения в системе нормативно-правовых актов на федеральном уровне. Принимается Федеральный закон от 22.07.2005 N° 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с этим создаются особые экономические зоны (ОЭЗ) четырех типов:
1) промышленно-производственные зоны или промышленные;
2) технико-внедренческие зоны или инновационные;
3) портовые зоны;
4) туристско-рекреационные зоны или туристические.
Уже сформировано 27 особых экономических зон, в том числе:
- 6 промышленно-производственных, ориентированных на создание предприятий по выпуску автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования,
- 5 технико-внедренческих, ориентированных на развитие нано- и биотехнологий, медицинских и информационных технологий, электроники и средств связи, точного и аналитического приборостроения, ядерной физики;
- 13 туристско-рекреационных, из которых 5 расположены на территориях Приморского края, Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, а другие объединены в Северо-Кавказский туристический кластер;
- 3 портовых, ориентированных на производство, техническое обслуживание и переоборудование судов, перевалку грузов, переработку морепродуктов, развитие биржевой торговли, а также развитие логистических центров1.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ «Липецк»), в Самарской области (ОЭЗ «Тольятти») и г. Верхняя Салда Свердловской области (ОЭЗ «Титановая долина»). Пять технико-внедренческих зон сформированы на территории Татарстана, г. Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленоград) и г. Дубны (Московская область). Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского
1 URL: http://counciLgov.ru/stracture/committees/5/activity/ round tables/32669.
края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ действуют в Северо-Кавказском федеральном округе. Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Они создаются в Советской гавани на Дальнем Востоке, в Ульяновской области (аэропорт г. Ульяновск) и в г. Мурманск (ПОЭЗ «Мурманск»). Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг, как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Результатом реализации указанных этапов формирования инвестиционного инструментария стало создание механизма привлечения и осуществления инвестиций, соответствующего условиям рыночной экономики. Результаты проведенного анализа основных параметров регионального инвестиционного законодательства по экономическому стимулированию инвестиций, позволяющему оценить состояние инвестиционного инструментария в субъектах РФ, представлены в табл. 2.
Вместе с тем главным препятствием для осуществления инвестиционной деятельности оставались административные барьеры. Инвестиционное администрирование, осуществляемое с момента прихода инвестора в регион и до достижения точки окупаемости инвестиционного проекта, т.е. момента окончания инвестиционного проекта, до последнего времени оставалось не формой поддержки инвестиционной деятельности, а ее тормозом. В 2010 г. Россия занимала 143-е место в рейтинге из 183 стран по условиям осуществления инвестиционной деятельности [9].
Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2012 г. заявил о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге Doing Business. Согласно обозначенным ориентирам страна должна подняться до 5 0-го места в 2015 г. и до 20-го в 2018 г.
Поэтому современный этап развития инвестиционного инструментария связан с созданием высокоэффективной системы администрирования инвестиций. Данная работа осуществляется Агентством стратегических инициатив (АСИ), которое было создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2011 № 1393-р. Одной из задач АСИ стало формирование действенной системы администрирования инвестиций в субъектах РФ. Следует отдать должное той работе, которая была проведена АСИ по налаживанию инвестиционного процесса в реги-
Инвестиционный потенциал - 7
Таблица 2
Основные инструменты регионального инвестиционного законодательства Российской федерации по стимулированию инвестиций
Окончание табл. 2
Параметры регионального инвестиционного законодательства Общее количество субъектов РФ, ед. Ранг нормы
Инструментарий защиты интересов инвесторов
Гарантии инвестиций за счет средств территориальных бюджетов 67 1-й
Возмещение убытков в результате действия органов государственной власти 17 2-й
Гарантия посредством залогового фонда региона 13 3-й
Гарантии имуществом субъекта РФ 11 4-й
Возврат инвестиционных вложений 4 5-й
онах. Предложенные АСИ положения о разработке и реализации инвестиционной деятельности в субъектах РФ стали основой для принятия региональных инвестиционных стратегий и формирования инвестиционной политики. Одним из результатов данного процесса было изменение рейтинга РФ по условиям осуществления инвестиционной деятельности. По итогам 2012 г. Россия в ежегодном рейтинге Doing Business, посредством которого оценивается климат для деловой среды в 189 странах, оказалась на 92-м месте, поднявшись сразу на 20 позиций.
Параллельно этому ведется поиск новых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ. В настоящее время готовится к принятию закон о территориях опережающего развития.
Россия уверенно движется к созданию в ее субъектах высокоэффективного инвестиционного механизма, соединяющего в себе:
- инструменты мотивации и побуждения инвесторов к вложению средств в производство на территории региона;
- инструменты информирования инвесторов о состоянии инвестиционной среды региона;
- инструменты развития инвестиционного потенциала, которым обладает регион;
- инструменты по сопровождению инвестиционного проекта до момента его полного выполнения (достижения окупаемости).
Резюмируя проведенный анализ формирования инвестиционного инструментария в субъектах РФ, необходимо отметить следующие существенные, на взгляд автора, обстоятельства.
Во-первых, одним из важных стимулов к совершенствованию инвестиционного законодательства (как на федеральном, так и на региональном уров-
параметры регионального инвестиционного законодательства общее количество субъектов Рф, ед. Ранг нормы
Инструментарий в части создания экономических
преимуществ инвесторов перед иными субъектами
хозяйствования
Налоговые льготы 73 1-й
Предоставление инвестиционных 64 2-й
ресурсов за счет средств региональных бюджетов
Компенсация процентной ставки по 58 3-й
банковским кредитам
Предоставление инвестиционного 51 4-й
налогового кредита
Льготные условия пользования 32 5-й
землей и другими объектами при-
родных ресурсов и льготы по аренде
имущества, находящихся в собс-
твенности субъекта РФ
Выделение субсидий и субвенций за 12 6-й
счет средств регионального бюд-
жета
Выделение приоритетных отраслей 11 7-й
и направлений инвестиционной
деятельности в регионе
Помощь по созданию инфраструк- 10 8-й
туры бизнеса
Сопровождение инвестиционных 8 9-й
проектов
Субсидирование лизинговых пла- 6 10-й
тежей
Содействие аренде земельных учас- 5 11-й
тков и других объектов
Финансирование расходов по под- 3 12-й
готовке и реализации инвестицион-
ных проектов
Субсидирование купонного дохода 3 12-й
по облигациям, эмитированным
предприятием в инвестиционных
целях
Оплата по льготным тарифам услуг 2 13-й
естественных монополий
Возмещение страховых взносов по 1 14-й
страхованию инвестиций
Возмещение расходов по созданию 1 14-й
инженерной инфраструктуры инвес-
тиционного проекта
Выделение приоритетных в ин- 1 14-й
вестиционном плане территорий
региона
-44 (620) - 2014-
Финансы и кредит Finance and credit
нях) стала открывшаяся возможность привлекать иностранные инвестиции (и, естественно, потребность в них). Пристальное и не вполне привычное для нашей страны внимание западных инвесторов к правовым вопросам, их требования к максимально возможному регулированию экономических отношений на законодательном уровне заставило многие российские регионы начать активную работу по подготовке законодательных актов: первоначально с ориентацией на западных партнеров, а впоследствии - и на отечественных инвесторов.
Во-вторых, развитие инвестиционных механизмов в субъектах РФ шло по линии их системного улучшения: от примитивных форм, направленных на привлечение минимальных финансовых средств, за счет их перераспределения между субъектами РФ (внутренние офшоры), до создания территорий с особым экономическим механизмом, обеспечивающим привлечение реальных инвестиционных ресурсов под конкретные инвестиционные проекты. Согласно проведенному анализу, в субъектах РФ наблюдалось постоянное расширение перечня (соответственно и развитие) инструментов стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности: от предоставления налоговых льгот (самый распространенный инструмент, используемый на региональном уровне) до появления таких инструментов, как возмещение расходов по созданию инфраструктуры инвестиционного проекта и выделение приоритетных в инвестиционном плане территорий региона, в том числе под реализацию отдельного конкретного проекта.
Ход развития инвестиционного инструментария в субъектах Российской Федерации, меры, применяемые ими в современных условиях по формированию благоприятного инвестиционного
климата, позволяют однозначно утверждать, что эти процессы будут продолжаться и впредь. Конкурентная среда в инвестиционной сфере заставляет регионы при формировании инвестиционного инструментария работать на опережение.
Список литературы
1. Абрамов С.И. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга. 2000. 440 с.
2. Балдин К.В. Инвестиции: системный анализ и управление. М.: Дашков и К. 2013. 288 с.
3. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М.: ИНФРА-М. 2006. 220 с.
4. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2006. № 3. С. 81-89.
5. Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды // Банковское дело. 2008. № 5. С. 23-30.
6. Гуськов Н.С., Гуцириев С.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В., Шершунов В.А. Инвестиции. Формы и методы их привлечения. М.: Алгоритм. 2001. 384 с.
7. Данилов Е. Инвестиционная нехватка // Финансовая Россия. 2000. № 30.
8. Лепешкина С.В. Выбор стратегии финансирования инвестиционного проекта // Ползуновский вестник. 2006.№ 31. С. 193-196.
9. Мальщукова О.М. Особенности инвестиционной политики России на современном этапе. М.: РИОР. 2011. 38 с.
10. Троцковский А.Я., Щетинин М.П. Концептуальные основы регулирования территориального развития на мезоуровне. URL: http://izvestia.asu. ru/2010/2-2/econ/TheNewsOfASU-2010-2-2-econ-13.pdf.
Finance and credit Investment potential
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DEVELOPING INVESTMENT TOOLS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Evgenii E. SHVAKOV
Abstract
For two last decades Russian regions have been developing their own investment mechanisms that serve to provide investment attraction to the economy. Some
subjects of the Russian Federation count on getting funds from the federal budget. Others focus their investment policy on using their own budget income for investment purposes. However, it is difficult to
implement such approaches to investment activity as the federal center constantly reviews the distribution of expenditure powers between the levels of the budgetary system of the Russian Federation and assigns bigger volumes of social expense to local budgets. The author stresses that the most productive and effective approach is one focused on promoting and attracting private investment capital. Implementing this strategy provides for developing well-considered regional investment laws prescribing mechanisms and tools of investment activities at the level of the subject of the Russian Federation. The author analyzes processes of building tools of investment activity in the subjects of the Russian Federation. Based on the study of Russian legislation and law-making activity in regions, the author describes the specifics of creating investment policy tools at the regional level. The study identifies the stages in building investment tools in the subjects of the Russian Federation, defines their time frames and specific features. The study also describes the specifics of implementing investment policy in certain Russian regions at various stages of investment tools creation. There is a definition of the main groups of instruments to promote investments, which are actively applied in the practice of the subjects of the Russian Federation. Using comparative analysis methods, the author examines the laws of the Russian Federation and its subjects that regulate this sphere, describes the ways to promote investment activity in regions, names the main instruments of economic incentives and support for investment activity, and offers measures for their improvement. The conclusion is that competitive environment in investment sphere has an impact on future development of investment tools and induces regions to be proactive.
Keywords: tools, investment policy, region, specifics, develop, investment tools, subjects, Russian Federation
References
1. Abramov S.I. Investirovanie [Investment activities]. Moscow, Tsentr ekonomiki i marketinga Publ., 2000, 440 p.
2. Baldin K.V. Investitsii: sistemnyi analiz i uprav-lenie [Investment: a system analysis and management]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2013, 288 p.
3. Voznesenskaya N.N. Inostrannye investitsii: Rossiya i mirovoi opyt (sravnitel'no-pravovoi kom-mentarii) [Foreign investment: Russia and the world experience (comparative and legal comments)]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006, 220 p.
4. Voropaev A.V. Osobennosti pravovogo regu-lirovaniya inostrannykh investitsii v Rossii [Specific features of regulatory environment for foreign investment in Russia]. Pravo i politika - Law and politics, 2006, no. 3, pp. 81-89.
5. Gusev K.N. Inostrannye investitsii v Rossii: novye rekordy [Foreign investment in Russia: new records]. Bankovskoe delo - Banking, 2008, no. 5, pp.23-30.
6. Gus'kov N.S., Gutsiriev S.S., Zenyakin V.E., Kryukov V.V., Shershunov V.A. Investitsii. Formy i me-tody ikhprivlecheniya [Investment. Forms and methods to attract it]. Moscow, Algoritm Publ., 2001, 384 p.
7. Danilov E. Investitsionnaya nekhvatka [Investment shortage]. Finansovaya Rossiya - Financial Russia, 2000, no. 30.
8. Lepeshkina S.V. Vybor strategii finansirovaniya investitsionnogo proekta [Selecting a strategy of investment project financing]. Polzunovskii vestnik-Polzu-nov bulletin, 2006, no. 31, pp. 193-196.
9. Mal'shchukova O.M. Osobennosti investitsion-noipolitiki Rossii na sovremennom etape [Specifics of Russian investment policy at present stage]. Moscow, RIOR Publ., 2011, 38 p.
10. Trotskovskii A.Ya., Shchetinin M P. Kont-septual'nye osnovy regulirovaniya territorial'nogo razvitiya na mezourovne [Conceptual foundations of regulating territorial development at the middle level]. Available at: http://izvestia.asu.ru/2010/2-2/econ/ TheNews0fASU-2010-2-2-econ-13.pdf. (In Russ.)
Evgenii E. SHVAKOV
Altai State University, Barnaul, Russian Federation eshvakov@yandex.ru