Научная статья на тему 'О проблемах формирования и содержании инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом'

О проблемах формирования и содержании инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ / ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / TOOLS OF REGULATION AND STIMULATION OF INVESTMENT / STRUCTURE OF INVESTMENT MECHANISM OF TERRITORIES WITH SPECIAL ECONOMIC STATUS / EXPERIENCE OF FORMING OF INVESTMENT MECHANISMS IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шваков Евгений Евгеньевич

В статье рассматриваются особенности формирования инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом. Определяется структура инвестиционного механизма таких территорий, взаимосвязи и взаимообусловленность входящих в него инструментов стимулирования и сопровождения инвестиционной деятельности. Приводится перечень инструментов регулирования инвестиционной деятельности на таких территориях и рекомендации по их совершенствованию. Определяются зоны ответственности федеральных и региональных органов власти, а также администрации территорий с особым экономическим статусом в создании и использовании инструментов инвестиционного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ISSUES OF FORMING AND CONTENT OF INVESTMENT MECHANISM OF TERRITORIES WITH SPECIAL ECONOMIC STATUS

The article considers the features of forming of the investment mechanism of territories with a special economic status. The structure of the investment mechanism of such territories, interrelations and interdependence of the integrated tools of stimulation and support of the investment activity are defined. The list of the tools of regulation of investment activity in such territories as well as recommendation regarding their improvement is given. The areas of responsibility of the federal and regional authorities, as well as administration of the territories with a special economic status in creation and usage of the tools of the investment mechanism, are defined.

Текст научной работы на тему «О проблемах формирования и содержании инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом»

УДК 332.1

о проблемах формирования и содержании инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом

Е.Е. Шваков

Алтайский государственный университет E-mail: eshvakov@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности формирования инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом. Определяется структура инвестиционного механизма таких территорий, взаимосвязи и взаимообусловленность входящих в него инструментов стимулирования и сопровождения инвестиционной деятельности. Приводится перечень инструментов регулирования инвестиционной деятельности на таких территориях и рекомендации по их совершенствованию. Определяются зоны ответственности федеральных и региональных органов власти, а также администрации территорий с особым экономическим статусом в создании и использовании инструментов инвестиционного механизма.

Ключевые слова: инструменты регулирования и стимулирования инвестиций, структура и особенности формирования инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом, опыт формирования инвестиционных механизмов в субъектах Российской Федерации.

ON ISSUES OF FORMING AND CONTENT OF INVESTMENT MECHANISM OF TERRITORIES WITH SPECIAL ECONOMIC STATUS

E.E.Shvakov

Altai State University E-mail: eshvakov@yandex.ru

The article considers the features of forming of the investment mechanism of territories with a special economic status. The structure of the investment mechanism of such territories, interrelations and interdependence of the integrated tools of stimulation and support of the investment activity are defined. The list of the tools of regulation of investment activity in such territories as well as recommendation regarding their improvement is given. The areas of responsibility of the federal and regional authorities, as well as administration of the territories with a special economic status in creation and usage of the tools of the investment mechanism, are defined.

Key words: tools of regulation and stimulation of investment, structure and features of forming of investment mechanism of territories with special economic status, experience of forming of investment mechanisms in subjects of the Russian Federation.

Одной из основных задач современного этапа развития российской экономики является стимулирование инвестиционных процессов. Инвестирование реального производства за счет средств собственников или средств, ими привлеченных, является альтернативой бюджетному финансированию. При этом следует признать, что инвестирование более предпочтительно, так как высвобождает значительную часть бюджетных ресурсов, оказы-

© Шваков Е.Е., 2015

вает стимулирующее воздействие на повышение общей эффективности экономики и пр. Именно данные обстоятельства определяют то внимание, которое уделяется вопросам формирования инвестиционного инструментария на федеральном и региональном уровнях.

Вместе с тем формируемая на региональном уровне инвестиционная политика, ее инструментарий и механизм в полной мере должны отвечать особенностям развития региона, учитывать направление и характер специализации в общественном разделении труда, быть направленными на использование конкурентных преимуществ территории. Только тогда инвестиционная политика будет результативной, оказывающей мощный эффект на развитие производства региона и его социальной сферы.

Вопросы формирования и реализации инвестиционной политики достаточно хорошо изучены и проработаны как в теоретическом, так и практическом плане, в том числе это касается и проблем формирования инвестиционных механизмов. Существенный вклад в исследование инвестиционных проблем внесли В.С. Бард, В.Ю. Катасонов, П. Фишер. Так, широко освещены вопросы формирования инвестиционного механизма применительно к условиям национальных экономик (В.Ю. Катасонов) [4], в том числе привлечения иностранных инвестиций (П. Фишер) [12], а также осуществления инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации (В.С. Бард и др.) [1, 9]. В современных условиях активно исследуются проблемы создания механизмов привлечения инвестиций в отдельные отрасли экономики: промышленность, транспорт, сельское хозяйство и др. [5, 7], в том числе посредством использования новых инструментов (лизинг, индустриальные парки и пр.) [8, 11]. Вместе с тем в Российской Федерации инициируется создание и совершенно новых инструментов привлечения инвестиций, одним из которых стало создание территорий с особым экономическим статусом (особые экономические зоны, территории опережающего развития и пр.). Этот инструмент призван обеспечить привлечение инвестиций в регионы, в наибольшей степени обладающие потенциалом для развития отдельных видов деятельности или отдельных производств. Вместе тем прошедший период реализации подобных проектов, в частности проектов по созданию особых экономических зон в РФ свидетельствует о низкой эффективности ряда из них и неспособности региональных органов власти привлечь частные инвестиции на территорию ОЭЗ. Как представляется, одной из причин этого является недостаточная теоретико-методологическая проработка вопросов формирования инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом.

Создание территорий с особым экономическим статусом призвано, в первую очередь, обеспечить формирование условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, направленных на создание современных, высокотехнологичных производств на данных территориях.

В рамках решения этой задачи необходимо создание продуманного инвестиционного механизма территорий особым экономическим статусом. Следует отметить, что данный механизм формируется как на федеральном, так и на региональном уровне и поэтому имеет соответственно две составляющие: национальную и региональную. Национальная составляющая инвестиционного механизма, как правило, содержит описание предо-

ставляемых налоговых преференций и преимуществ в сфере земле- и/или недропользования, а также особенностей государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории таких образований. Региональная составляющая имеет несколько иной характер и направлена, не столько на создание экономических преференций (хотя таковые также могут быть представлены в региональном законодательстве), сколько на поддержку и сопровождение деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории таких образований. При этом значение региональной составляющей инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом является более важным, так как именно от деятельности региональных органов власти зависит успешность реализации всего плана по созданию территорий с особым экономическим статусом. Опыт создания в РФ особых экономических зон красноречиво подтверждает данный тезис. Ряд проектов по созданию особых экономических зон пришлось досрочно прекратить по причине их низкой эффективности несмотря на абсолютно идентичные условия их реализации, установленные на федеральном уровне. В первую очередь это было связано с выполнением коммерческой составляющей проекта, ответственность за которую несет бизнес. Так как именно неспособность региональных органов власти сформировать должный контингент резидентов особой экономической зоны, способного взять на себя функции по реализации коммерческой части проекта, определила невозможность реализации проекта в целом.

В этой связи, по нашему мнению, инвестиционный механизм территорий с особым экономическим статусом должен включать инструменты по следующим четырем функциональным направлениям:

1) инструменты мотивации и побуждения инвесторов к вложению средств в производство на территориях с особым экономическим статусом;

2) инструменты развития инвестиционного потенциала, которым обладают территории с особым экономическим статусом;

3) инструменты информирования инвесторов о состоянии инвестиционной среды территорий с особым экономическим статусом;

4) инструменты по сопровождению инвестиционного проекта до момента окончания срока действия соглашения о его реализации или осуществления деятельности на территориях с особым экономическим статусом.

Применительно к условиям территорий с особым экономическим статусом, указанные инструменты логично разделить на:

- содержательные (представлены первыми двумя группами). Указанные инструменты являются основными и определяют контуры инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом. Данные инструменты содержательно определяются и прописываются в федеральном законодательстве и, таким образом, представляют национальную составляющую инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом. На уровне региона действие указанных инструментов может быть лишь несколько усилено посредством экономических преференций, предоставляемых резидентам территорий с особым экономическим статусом за счет средств регионального бюджета, в том числе включая предоставление дополнительных налоговых льгот;

- организационные (формируют соответственно третью и четвертую группу инструментов). Данные инструменты являются производными от основных (содержательных) и формируют информационную привлекательность инвестиционных проектов территорий с особым экономическим статусом и административное сопровождение их реализации. Данные инструменты формируются и, что существенно важно, реализуются на региональном уровне и зачастую региональными органами власти. Они формируют среду реализации инвестиционных проектов на территориях с особым экономическим статусом и в конечном итоге определяют успешность реализации проектов по созданию таких территорий в целом.

Такое деление инвестиционных инструментов на содержательные и организационные обусловлено функциональным разделением в их правовом оформлении и ответственности за использование. Содержательные инструменты описывают экономические преференции хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность или реализующим инвестиционные проекты на территориях с особым экономическим статусом. При их формировании устанавливаются четкие критерии и правила их применения по отношению к субъектам, осуществляющим свою деятельность на территориях с особым экономическим статусом. Указанные инструменты хорошо известны и активно используются при реализации как отдельных, так и некоторой совокупности взаимосвязанных инвестиционных проектов [5]. Второй группой инструментов являются организационные. Следует уточнить, что без организационных инструментов реализация основных невозможна, так как их проявление осуществляется опосредованно, посредством использования в практической деятельности организационных инструментов (например, о льготном налогообложении инвесторов на территориях с особым экономическим статусом становится известно инвесторам только благодаря широкому освещению данного факта в средствах информации). Насколько досконально проработаны эти вопросы, как показывает практика, зависит формирование и сохранение контингента резидентов территорий с особым экономическим статусом.

Основой инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом является формирование механизмов мотивации и побуждения инвесторов к осуществлению инвестиций на таких территориях. Данные стимулы представлены в нормативно-правовой базе РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Федеральный закон № 116-ФЗ от 22.06.2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [2], Налоговый кодекс РФ [6]) и региональных нормативно-правовых актах (региональные законы об установлении налоговых и иных льгот для резидентов ОЭЗ [3]). В указанных нормативных актах описывается система финансово-экономического регулирования и поддержки инвестиционной деятельности на территориях с особым экономическим статусом.

Побудительные механизмы лежат в системе «затраты-доход» и направлены на повышение рентабельности инвестиционных проектов и снижение связанных с ним издержек и рисков.

Основными инструментами финансово-экономической поддержки инвестиционной деятельности на территориях с особым экономическим статусом, лежащими в системе «затраты-доход», являются фискальные и финансовые механизмы. Посредством фискальных механизмов осуществляется снижение налогового бремени для инвесторов и достигается сокращение периода окупаемости инвестиционных проектов. Финансовые побудительные механизмы заключаются в представлении инвесторам прямых дотаций в рамках реализации конкретных проектов, либо оказании иной помощи, имеющей конкретное денежное выражение. В число конкретных инструментов такой поддержки, реализуемых по отношению к резидентам особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития, в настоящее время входят:

- фискальные:

• освобождение от уплаты налога на прибыль (снижение ставки налога на прибыль), зачисляемого в федеральный бюджет [6];

• снижение ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ с 18 до 13,5 % (для ОЭЗ) и до 5 % (для территорий опережающего социально-экономического развития) [6], в соответствии с региональным законодательством;

• освобождение от налога на имущество организаций в части имущества, используемого и расположенного на территории ОЭЗ сроком на 10 лет с момента его постановки на учет [6];

• освобождение от земельного налога в части земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ сроком на 5 лет с момента возникновения собственности на земельный участок [6];

• уменьшение суммы налога на прибыль вследствие возможности применения повышающих коэффициентов к существующим нормам амортизации до 2 [6];

• уменьшение сумм налога на добычу полезных ископаемых (для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития) [6];

- финансовые:

• предоставление инвесторам гарантий и поручительств за счет регионального и муниципальных бюджетов в рамках установленных бюджетным законодательством РФ;

• установление льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками и недвижимым имуществом;

• предоставление бюджетных (инвестиционных) кредитов;

• участие региона в уставном капитале предприятий;

• предоставление субвенций за счет средств регионального и местных бюджетов за выпущенную продукцию (осуществляется, как правило, за счет дополнительных доходов, поступающих в бюджеты территории от реализации инвестиционных проектов);

• субсидирование процентной ставки по кредитам банков.

Важно отметить, что на региональном уровне происходит дополнение содержательных инструментов инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом.

Непосредственно с формированием побудительных механизмов для инвесторов связаны инструменты инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом по улучшению текущего состояния их инвестиционного потенциала. Указанные инструменты определены в проектах по созданию территорий с особым экономическим статусом, в котором описывается финансовое участие государства в их создании. Применение данных инструментов подтверждается расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов и предполагает возведение инфраструктурных объектов.

В рамках использования инструментов данного направления инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом достигается улучшение конкретных свойств инвестиционного потенциала, которым обладают данные территории. Применение данных инструментов позволяет снизить затраты инвестора и повысить эффективность инвестиционного проекта. То есть данные инструменты, как и инструменты стимулирования инвесторов, находятся в системе «затраты-доход», однако, в отличие от первых, они не могут быть однозначно оценены в денежной оценке и в большинстве случаев не применимы к конкретному инвестору. Иначе говоря, они улучшают условия инвестирования не для конкретного инвестора, а для всех инвесторов, пришедших на территорию с особым экономическим статусом. Вместе с тем данные инструменты можно считать альтернативными инструментам побуждения. При их широком использовании можно уменьшать степень использования инструментов мотивации. В качестве инструментов реализации данного направления инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом следует назвать:

- финансирование создания (улучшения текущего состояния) инфраструктуры региона и территорий с особым экономическим статусом, т.е. прокладка новых или ремонт существующих автомобильных и железных дорог, развитие инфраструктуры водного транспорта, развитие сети телефонной и спутниковой связи, развитие системы энергообеспечения, водоснабжения, дренажа места реализации инвестиционных проектов и пр.;

- финансирование подготовки местного населения в учебных заведениях региона и страны для приоритетных отраслей региональной экономики или отраслей, ставших базовыми для создания территорий с особым экономическим статусом и др.;

- гарантии от незаконных действий иных лиц (усиление правового режима хозяйствования на территории с особым экономическим статусом).

Второй группой инструментов инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом являются организационные. С их использованием формируется информационная среда реализации проекта по созданию территории с особым экономическим статусом и система сопровождения деятельности инвестора на их территории. Важность указанных инструментов подчеркивается в целом ряде исследований, во многом от их результативности зависит успешность инвестиционной деятельности. В рамках формирования инвестиционной среды до инвестора должна быть доведена вся необходимая информация, нужная для принятия решения в пользу вложения инвестиций в объекты на территории с особым

экономическим статусом. Создание системы администрирования призвано обеспечить содействие инвестору в проведении разрешительных и согласительных процедур, либо его полное исключение из указанных процедур. Однако последнее в условиях РФ оценивается как маловероятное [10, с. 65]. Ответственность за создание указанных инструментов и их использование в практической деятельности, включая результаты этой деятельности, несут органы управления территорией с особым экономическим статусом. В этой связи показателен пример Калининградской области, в которой был закрыт проект по созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа по причине отсутствия заинтересованных инвесторов. Одной из причин этого называется в том числе и отсутствие благоприятной административной среды [10, с. 64].

Главным недостатком информационной подсистемы инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом, как правило, является то, что в основном доступна информация об объектах инвестиций, но не об условиях и процедурах подготовки и принятия решений о представлении объектов инвестиций инвесторам. Иначе говоря, довольно легко получить информацию о том, куда вкладывать, и весьма сложно -о том, как. В связи с этим издержки, связанные с подготовкой к реализации инвестиционных проектов, очень высоки, что способно даже оттолкнуть потенциальных инвесторов. Основная задача информационного обеспечения функционирования территорий с особым экономическим статусом -формирование в глазах инвестора позитивного имиджа этой территории и доведение до его сведения информации об инвестиционных проектах, правилах и процедурах их осуществления. При этом отсылки на то, что все прописано в законодательстве, не состоятельны. Эти правила должны быть конкретизированы и прописаны применительно к каждому инвестиционному проекту, предполагаемому к реализации на территориях с особым экономическим статусом. Также органами управления территориями с особым экономическим статусом должна быть разработана маркетинговая стратегия. Проводимым мероприятиям следует придать целенаправленный характер, с определением для каждого проводимого мероприятия целевых установок и достигаемых результатов. Это позволит повысить эффективность работы информационной подсистемы инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом и решить главную задачу проекта - обеспечить привлечение крупных инвесторов, заинтересованных в реализации проектов в данных образованиях. Для решения указанной задачи и создания действенной информационной подсистемы инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом необходимо обеспечить:

- повышение информационности интернет-сайта, на котором размещается подробная информация о территории с особым экономическим статусом, включая подробные данные по условиям ведения бизнеса на данной территории, предлагаемым для реализации инвестиционным проектам, а также сведений о состоянии транспортной инфраструктуры и коммуникаций, мерах по охране окружающей среды, кадровом потенциале и возможностях подготовки необходимых кадров;

- создание баз данных инвесторов, адресную рассылку информации по инвестиционным возможностям на территориях с особым экономическим статусом;

- участие в международных симпозиумах, выставках, конференциях, так как инвесторами территорий с особым экономическим статусом, учитывая объем необходимых к вложению инвестиций, в подавляющем большинстве будут внешние по отношению к региону инвесторы. Эта мера является необходимой даже в условиях сформированного контингента инвесторов, так как их предпочтения относительно вложения инвестиций могут измениться, что потребует соответственно замены инвестора посредством установленных процедур по продаже бизнеса;

- проведение конференций с участием потенциальных инвесторов с широким освещением их СМИ в целях формирования целевых ориентиров у прочих инвесторов;

- подготовку и проведение презентаций инвестиционных возможностей территорий с особым экономическим статусом для дальнейшего развития сотрудничества с потенциальными инвесторами и привлечения инвестиций.

Сопряженным с данным функциональным направлением инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом и его логичным продолжением является инвестиционное администрирование. Инвестиционное администрирование осуществляется с момента прихода инвестора на территорию с особым экономическим статусом и заканчивается в момент окончания действия договора с резидентом такой территории.

В решении вопросов, связанных с реализацией инвестиционного проекта на территориях с особым экономическим статусом, участвует значительное количество административных структур. Как подтверждает практика, именно от согласованности их деятельности чаще всего и зависит успех в реализации инвестиционных проектов. В целях снижения административных барьеров на пути инвесторов необходима координация их деятельности. Роль координатора должны выполнять администрация (управляющая компания) территории с особым экономическим статусом, которая непосредственно ответственна за разработку и реализацию инвестиционной политики, либо специально уполномоченные этой администрацией хозяйствующие субъекты (секретарские компании, консалтинговые агентства, риэлторы, аудиторские фирмы и т.д.). В этой связи администрация территории с особым экономическим статусом должна взять на себя ряд функций по осуществлению и/или организации инвестиционного администрирования. К числу таких функций относятся:

- организация консультаций по любым вопросам устройства и осуществления бизнеса на территории с особым экономическим статусом, начиная с регистрации предприятия и выбора площадки под будущее строительство, заканчивая разъяснением особенностей российского и регионального законодательства, системы налогообложения применительно к условиям этой территории;

- создание на конкурсной основе специализированных уполномоченных компаний, оказывающих инвесторам на договорной основе услуги по регистрации предприятий на территории с особым экономическим статусом, их бухгалтерскому, аудиторскому, страховому, лизинговому сопровождению и

взаимодействию с налоговыми органами региона и др. (ценовые параметры, а также качество предоставляемых услуг определяются договором, но в пределах нормативов, установленных в соглашении между администрацией территории с особым экономическим статусом и компаний, оказывающих соответствующие услуги);

- минимизация процедурного бремени для инвесторов и оптимизация административных механизмов решения вопросов по государственной поддержке инвестиций, осуществляемой региональными органами власти в рамках принятых на себя обязательств по реализации проекта создания территории с особым экономическим статусом (достигается через установление в региональном законодательстве унифицированных критериев и процедур, при соблюдении которых инвестор получает доступ к мерам региональной государственной поддержки инвестиций. В качестве одного из направлений решения проблемы можно предложить проведение конкурсов инвестиционных проектов на основе четких и ясных критериев, соответствие которым обеспечивает доступ к льготам и преференциям);

- решение отдельных вопросов администрацией территории с особым экономическим статусом с контролирующими органами региона (например, решение вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, с местными контролирующими органами - земельным комитетом, санитарно-эпидемиологической, пожарной и прочими службами);

- создание системы «единого окна», предусматривающей обслуживание инвесторов по взаимосвязанным направлениям деятельности инвестора в одном месте с целью упрощения взаимодействия инвесторов, работающих на территории с особым экономическим статусом с контролирующими органами. В качестве таких направлений могут быть налоги, разрешительная документация и пр.

В целом следует признать, что успешность инвестиционного администрирования и реализации проекта по созданию территорий с особым экономическим статусом в целом определяется уровнем профессионализма сотрудников администрации этой территории и отобранных ее компаний, взаимодействующих с резидентами территории. Поэтому формирование системы содействия реализации инвестиционным проектам на территориях с особым экономическим статусом является одной из ключевых задач администрации такой территории и должна контролироваться региональными органами власти.

Создание инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом с учетом высказанных рекомендаций и предложений существенно повысит эффективность их функционирования и откроет новые перспективы для региональной экономики. Результатом будет привлечение значительных финансовых ресурсов в экономику региона, улучшение инвестиционного климата, создание дополнительных рабочих мест в регионе, избранном для реализации проекта по созданию территории с особым экономическим статусом.

Несмотря на все преимущества осуществления деятельности на территориях с особым экономическим режимом, в качестве которых в РФ выступают особые экономические зоны и зоны опережающего социально-экономического развития, вложение инвестиций в их объекты в отдельных

случаях не осуществляется. Причиной этого является недостаточная проработка инвестиционного механизма территорий с особым экономическим статусом в части организационных инструментов, ответственность за создание которых несут региональные органы власти. Инвестиционный механизм территорий с особым экономическим статусом должен быть направлен не только на привлечение инвестиций, но и создание благоприятной информационной и административной среды для инвесторов.

литература

1. Бард В.С., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий Н.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. М.: Экзамен, 2003. 384 с.

2. Закон РФ № 116-ФЗ от 22 июня 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3. Закон РФ № 473-Ф3 от 29 декабря 2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

4. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: Анкил, 2005. С. 3-52.

5. Лепешкина С.В. Выбор стратегии финансирования инвестиционного проекта // Ползуновский вестник. 2006. № 3-1. С. 193-196.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. 7 Островский А.В. Основные механизмы привлечения инвестиционных ресурсов

для реального сектора экономики // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 4 (8). С. 20-24.

8. Роговский Е.И., Трофимов Б.А. Региональный лизинговый фонд АПК: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 247 с.

9. Самыгин С.И. Организационно-экономические аспекты реализации региональной инвестиционной политики // Финансовые исследования. 2012. № 1 (34). С. 133-138.

10. Седаш Т.Н., Бирюков А.В. Использование зарубежного опыта для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов // Финансы и кредит. 2013. № 38. С. 59-65.

11. Смольянинова Т.Ю. Механизм создания индустриальных парков на основе государственно-частного партнерства // European social science journal. 2013. № 8-2 (35). С. 439-446.

12. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М.: Флинта; Наука, 2004. 282 с.

Bibliography

1. Bard V.S., BuzulukovS.N., Drogobyckij N.N., Shhepetova S.E. Investicionnyj potencial Rossijskoj jekonomiki. M.: Jekzamen, 2003. 384 p.

2. Zakon RF № 116-FZ ot 22 ijunja 2005 g. «Ob osobyh jekonomicheskih zonah v Rossijskoj Federacii».

3. Zakon RF № 473-FZ ot 29 dekabrja 2014 g. «O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija v Rossijskoj Federacii».

4. Katasonov V.Ju. Investicionnyj potencial jekonomiki: mehanizmy formirovanija i ispol'zovanija. M.: Ankil, 2005. P 3-52.

5. Lepeshkina S.V. Vybor strategii finansirovanija investicionnogo proekta // Polzunov-skij vestnik. 2006. № 3-1. P 193-196.

6. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 05.08.2000 № 117-FZ.

7 Ostrovskij A.V. Osnovnye mehanizmy privlechenija investicionnyh resursov dlja real'nogo sektora jekonomiki // Problemy jekonomiki i menedzhmenta. 2012. № 4 (8). P 20-24.

8. Rogovskij E.I., Trofimov B.A. Regional'nyj lizingovyj fond APK: monografija. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2002. 247 p.

9. Samygin S.I. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty realizacii regional'noj inves-ticionnoj politiki // Finansovye issledovanija. 2012. № 1 (34). P 133-138.

10. Sedash T.N., BirjukovA.V. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta dlja povyshenija kon-kurentosposobnosti i investicionnoj privlekatel'nosti rossijskih regionov // Finansy i kredit. 2013. № 38. P 59-65.

11. Smoljaninova T.Ju. Mehanizm sozdanija industrial'nyh parkov na osnove gosudarst-venno-chastnogo partnerstva // European social science journal. 2013. № 8-2 (35). P 439-446.

12. Fisher P. Privlechenie prjamyh inostrannyh investicij v Rossiju: 5 shagov k uspehu. M.: Flinta; Nauka, 2004. 282 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.