Научная статья на тему 'Актуальные проблемы внешних связей Республики Татарстан'

Актуальные проблемы внешних связей Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2167
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСТАН / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КООРДИНАЦИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / TATARSTAN / INTERNATIONAL COOPERATION OF REGIONS / REGIONAL POLICY / COORDINATION OF INTERNATIONAL AFFAIRS IN REGIONS / DISTRIBUTION OF POWERS / DECENTRALIZATION OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гиматдинов Радик Рустамович, Насыров Ильдар Рустамбекович

В статье на примере Республики Татарстан рассматриваются вопросы содействия международному сотрудничеству регионов, формирования инвестиционного климата и взаимодействия с зарубежными партнёрами при реализации крупных совместных проектов. Отмечается роль региональных органов государственной власти в стимулировании и поддержке участников внешних связей. Указывается на необходимость совершенствования институтов координации комплекса международного и внешнеэкономического сотрудничества. Анализируются проблемы практической реализации процедур взаимодействия субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти в ходе осуществления отдельных направлений международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promotion of international cooperation between the regions, establishment of a favorable investment climate, and cooperation with foreign partners while implementing large-scale joint projects are considered with regard to the Republic of Tatarstan. The role of regional authorities in motivating and supporting the participants of international affairs is discussed. The need for further improvement of institutions responsible for the coordination of international and foreign economic cooperation is emphasized. The problems of practical implementation of the procedures for interaction between the subjects of the Russian Federation and the federal authorities in particular areas of international cooperation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы внешних связей Республики Татарстан»

Том 157, кн. 1

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2015

УДК 323.174

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Р.Р. Гиматдинов, И.Р. Насыров Аннотация

В статье на примере Республики Татарстан рассматриваются вопросы содействия международному сотрудничеству регионов, формирования инвестиционного климата и взаимодействия с зарубежными партнёрами при реализации крупных совместных проектов. Отмечается роль региональных органов государственной власти в стимулировании и поддержке участников внешних связей. Указывается на необходимость совершенствования институтов координации комплекса международного и внешнеэкономического сотрудничества. Анализируются проблемы практической реализации процедур взаимодействия субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти в ходе осуществления отдельных направлений международного сотрудничества.

Ключевые слова: Татарстан, международное сотрудничество регионов, региональная политика, координация внешних связей регионов, распределение полномочий, децентрализация управления.

Являясь одним из ведущих и динамично развивающихся субъектов Российской Федерации (РФ), Республика Татарстан (РТ) участвует в международном сотрудничестве с начала 90-х годов XX в. [1, 2]. Эффективно используя полномочия, предоставленные Конституцией Российской Федерации, опираясь на Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ [3] и Конституцию РТ [4], Татарстан накопил обширный опыт в области международных связей регионального уровня, участия в реализации внешней политики РФ, контактов с зарубежными политиками и дипломатами, участия в работе международных организаций [5].

Сфера международного сотрудничества подвержена влиянию многих внешне-и внутриполитических, экономических, этнокультурных и цивилизационных факторов [6, 7], вследствие которых динамично изменяются условия осуществления внешнеэкономических, культурных и гуманитарных связей субъектов РФ. Субъектам федерации приходится оперативно реагировать на происходящие изменения и, опираясь на взаимодействие с федеральными органами власти, вносить коррективы в свою деятельность для минимизации негативных последствий новых вызовов, а также для укрепления и расширения международного партнёрства с целью содействия социально-экономическому развитию и повышению глобальной конкурентоспособности региональных экономик. Особое значение

имеет адаптация лучших мировых практик для построения эффективной модели развития и координации внешних связей регионального уровня [8].

Мы проанализируем основные тенденции в развитии международного и внешнеэкономического сотрудничества РТ, сложившиеся к началу 2015 г., обозначим основные проблемы в данной сфере и предложим возможные пути их решения.

Татарстан расположен в центре РФ, исторически является связующим звеном между Западом и Востоком, территорией, где пересеклись Европа и Азия, православная и исламская цивилизации. Экономика региона интегрирована в мировую хозяйственную систему. Объём международного сотрудничества стабильно расширяется и играет возрастающую роль в развитии республики. Почти половина татарстанской продукции ориентирована на экспорт. Международные контакты и сотрудничество характерны для деятельности практически всех органов исполнительной власти РТ.

Согласованность с внешней политикой РФ лежит в основе развития внешних связей Татарстана. Развитие и поддержка международного экономического и гуманитарного сотрудничества осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами власти и прежде всего с МИД России, координирующим международное сотрудничество субъектов РФ.

Среди важнейших направлений международного сотрудничества РТ:

- расширение рынков сбыта;

- привлечение инвестиций и технологий;

- повышение конкурентоспособности производимой продукции;

- реализация крупных инфраструктурных проектов;

- укрепление научных, образовательных и культурных контактов;

- поддержка соотечественников, содействие в сохранении и развитии культуры татарского народа.

Привлечение внешних ресурсов (инвестиции, технологии, партнёрство) для содействия экономическому развитию относится к важнейшим задачам в сфере внешнеэкономической деятельности. Объём внешнеторгового товарооборота с 2011 г. стабильно превышает 20 млрд долл. США. С учётом структуры татар-станского экспорта основные торговые партнёры республики - страны так называемого дальнего зарубежья, развитые государства, нуждающиеся в ресурсах и сырье, поставщики технологического оборудования и машиностроительной продукции. Вместе с тем наиболее благоприятная, сбалансированная по различным отраслям экономики структура экспорта республики - со странами СНГ. Среди ведущих партнёров по объёмам торгового оборота и инвестиционному сотрудничеству - Нидерланды, Германия, Турция, Франция, США, Дания, Чехия, страны СНГ (Беларусь, Казахстан, Туркменистан и др.) [9].

К позитивным характеристикам структуры иностранных инвестиций, поступающих в РТ, можно отнести высокую долю прямых инвестиций (45.7%). Кроме того, в общем объёме иностранных инвестиций, поступивших в 2013 г. в размере 893.8 млн долл. США (121% к 2012 г.), прочие инвестиции/кредиты составили 53.7%, портфельные - 0.6% (5 млн долл. США) [10]. Всего в Татарстане создано около 1400 совместных предприятий [11].

В РТ ведётся большая работа по созданию привлекательных условий для реализации совместных проектов, включающих предоставление инвестиционных площадок и формирование общего бизнес-климата. Татарстан на протяжении последних лет стабильно входит в первую десятку регионов России с наивысшим инвестиционным потенциалом, стал узнаваемым в мире.

В рамках проделанной работы по улучшению инвестиционного климата:

- созданы Клуб инвесторов и Инвестиционный совет республики;

- сформировано инвестиционное законодательство;

- ежегодно принимается Инвестиционный меморандум, устанавливающий основные приоритеты развития инвестиционной деятельности в РТ;

- разработан и утверждён регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

- создана Инвестиционная карта республики;

- организовано электронное оказание услуг в онлайн-режиме для бизнеса;

- широко используются механизмы налогового стимулирования;

- инвесторам предлагается комплексный пакет стимулов (налоговые, финансовые, внешнеторговые, инфраструктурные и земельные льготы).

Для создания комфортных условий проживания иностранным инвесторам в Татарстане реализуется республиканская программа развития рынка арендного жилья, открываются международные школы и детские сады для детей иностранных специалистов.

Татарстан выбрали местом для сотрудничества и инвестиций в инновационные производства такие известные мировые компании, как: Форд, Камминз, Федерал Могул, 3М, Армстронг, Циско (США); Даймлер, БАСФ, Сименс, Бош (Германия); Эр Ликид, Шнейдер Электрик (Франция); Мицубиси, Мицуи, Йокагава, Фуджитцу (Япония); Хаят Холдинг и Шишеджам (Турция); Филлипс (Нидерланды); Роквул и Данфосс (Дания) и многие другие компании. При этом иностранные инвесторы чаще ставят задачу получения доступа к рынку, а не к природным ресурсам.

Татарстан выступает пилотным регионом для адаптации многих нововведений, которые воплощаются в России для улучшения инвестиционного климата. В республике сформирована одна из лучших в России инфраструктур для создания совместных производств и внедрения инноваций.

Динамично развивается международная кооперация на территории ОЭЗ «Ала-буга», по праву носящей статус крупнейшей особой экономической зоны про-мышленно-производственного типа России (42 компании-резидента, 14 действующих заводов, 70% производства ОЭЗ промышленно-производственного типа России). Всего к 2016 г. планируется создать порядка 10 тыс. рабочих мест на совместных предприятиях [12, 13].

В стадии интенсивного формирования находится ИТ-центр российского масштаба - ОЭЗ «Иннополис», которую всё чаще называют будущей ИТ-столицей России. Летом 2015 г. в Иннополисе планируются первые международные мероприятия. Для привлечения талантливой молодёжи в партнёрстве с ведущим американским Университетом Карнеги-Меллон создан ИТ-Университет «Ин-нополис».

Разработан проект крупной инвестиционной площадки международного уровня для привлечения российских и иностранных компаний «СМАРТ Сити Казань».

К началу 2015 г. в республике действовали:

- 9 технопарков;

- 8 бизнес-инкубаторов;

- 5 индустриальных парков;

- 6 инжиниринговых центров;

- финансовые структуры поддержки (Инвестиционно-венчурный фонд и др.);

- 38 промышленных площадок муниципального уровня [14; 15].

В ближайшие годы в Татарстане планируется реализовать масштабные проекты развития транспортной инфраструктуры:

- автомагистраль Европа - Западный Китай с прохождением через Казахстан;

- межрегиональный мультимодальный логистический центр в Свияжске;

- высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань.

Все эти проекты ориентированы на содействие международному сотрудничеству.

В современных условиях осложнения международной обстановки сохраняется высокий интерес к сотрудничеству с РТ деловых партнёров из Западной Европы и других развитых стран. Это подтвердилось итогами участия Президента РТ Р.Н. Минниханова во Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе в январе 2015 г.

Как отмечалось в докладе ВЭФ 2014 г. [16], в условиях неустойчивого экономического положения в мире основным драйвером роста в России является усовершенствование институциональной структуры. Российские регионы могут стать важными участниками институционального реформирования, что в конечном итоге приведёт к быстрому и устойчивому экономическому росту по всей стране. Эксперты ВЭФ также отмечают, что реформирование бизнес-среды значительно увеличит рост в регионах России, причём особое значение имеют комплексные, а не избирательные реформы. В соответствии с этими выводами выделяются четыре области реформирования с максимальным эффектом для роста в регионах России:

1) снижение уровня коррупции;

2) улучшение доступа к финансированию;

3) сокращение бюрократической проволочки;

4) решение проблемы недостаточного уровня образования работников.

Причём отмечается, что Татарстан лидирует среди регионов России в трёх

из четырёх указанных областей.

В докладе ВЭФ делается вывод, что наиболее важным показателем ведения бизнеса с экономической точки зрения является получение кредита. Заметим, что именно эта проблема будет одной из самых острых для российского бизнеса в 2015 г. В этой связи в Татарстане предлагается активизировать поиски партнёров по инвестиционному сотрудничеству на азиатском направлении и в исламских государствах, а также в странах ближнего зарубежья и Латинской Америки.

Для усиления позиций республики на международном и российском поле регулярно проводятся презентации инвестиционного и инновационного потенциала региона на международных форумах и выставках, осуществляется обмен бизнес-миссиями.

Интенсивность международных контактов с 2012 г. возросла в два раза. В 2014 г. в целях развития международного сотрудничества РТ было организовано 35 зарубежных визитов Президента РТ Р.Н. Минниханова, в том числе 4 визита в составе официальной российской делегации во главе с Президентом РФ В.В. Путиным. Организованы встречи с 43 Чрезвычайными и Полномочными послами зарубежных стран, прибывшими в РТ. Татарстан посетили и провели встречи с Президентом РТ Р.Н. Миннихановым более 30 официальных зарубежных делегаций во главе с руководителями международных организаций, членами правительств и региональных органов власти зарубежных государств. В Казани проведено свыше 40 встреч с представителями деловых кругов зарубежных государств. Президент Республики Татарстан принял участие в 29 международных форумах и крупных международных мероприятиях в РТ и за рубежом. Всего в 2014 г. было проведено более 440 встреч и переговоров по вопросам развития международного и межрегионального сотрудничества с участием Президента РТ [17].

Казань становится популярной площадкой для проведения крупных международных мероприятий. В столице Татарстана ежегодно проводится Международный форум Kazansummit, призванный развивать сотрудничество России и стран Организации исламского сотрудничества. В 2013 г. в Казани состоялись заседание Совета Евразийской экономической комиссии и Российско-Турецкий форум общественности в рамках Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Столица Татарстана дважды принимала ставший традиционным Казанский общественный форум «Евразийская интеграция: достижения и проблемы», организуемый по инициативе «Евразийского диалога» при Российском парламентском европейском клубе при поддержке Совета Федерации и федерального агентства Россотрудничество. В 2015 г. в Казани планируется проведение молодёжного саммита стран БРИКС, заседания руководителей органов исполнительной власти стран БРИКС, а также шести заседаний межправительственных комиссий Российской Федерации с иностранными государствами (Сингапур, Словения, Венгрия, Куба, Индия, Индонезия). Заметим, что за весь период развития внешних связей в Татарстане состоялось два заседания межправкомиссий подобного уровня (Межправительственная Российско-Турецкая комиссия в марте 2011 г. и Российско-Чешская Межправительственная комиссия в ноябре 2012 г.).

В 2014 г. состоялось несколько масштабных презентаций Республики Татарстан для групп иностранных дипломатов: послов государств Африки, послов стран-членов Лиги арабских государств. В ноябре 2014 г. при поддержке МИД России в Москве прошла презентация Республики Татарстан с участием 100 иностранных дипломатов, включая 55 послов.

Значительную помощь в развитии внешних связей Татарстана оказывают представительства республики за рубежом и в странах СНГ. Татарстан имеет 15 зарубежных представительств и 8 - в субъектах РФ. С 2013 г. открыто три

новых представительства в Дубае (ОАЭ), Крыму и Китае. Успешно зарекомендовавший себя институт представительств Татарстана уникален для субъектов РФ, так как больше ни один регион России не имеет такого количества зарубежных миссий.

Формируется и совершенствуется система торговых домов РТ, действующих в субъектах РФ и за рубежом. В настоящее время насчитывается 24 торговых дома Татарстана в регионах России и 5 - за рубежом.

Важнейшим условием успешного использования международной кооперации для территориального развития является качество государственного управления, координации всего комплекса внешних связей. Вместе с тем при осуществлении международных и межрегиональных связей РТ можно отметить ряд проблемных вопросов.

В настоящее время в Татарстане отсутствует общая концепция развития комплекса международного и межрегионального сотрудничества республики. Утверждённая в 2009 г. Концепция внешнеэкономической деятельности РТ уже не отражает современных реалий.

В деятельность региональных органов исполнительной власти необходимо активнее внедрять принципы управления по целям, по проектам, совершенствовать методику оценки работы органов власти, используя ключевые показатели эффективности (КР1), ориентироваться на реализацию конкретных проектов в курируемых областях, заложить принципы оперативного реагирования на условия развития (мониторинг условий и реконфигурация компетенций). Для совершенствования системы разработки управленческих решений необходимо шире привлекать непосредственных участников внешнеэкономического сотрудничества.

Требуют совершенствования институты, ответственные за привлечение иностранных инвестиций, необходима большая скоординированность и централизация. Существует дисбаланс полномочий и ресурсов министерств и ведомств, отвечающих за инвестиционную политику, имеются тенденции к дублированию функций, отдельные функции не подкреплены соответствующими ресурсами.

В качестве положительного примера комплексного подхода к координации внешних связей можно привести Указ Президента РТ от 28 июня 2013 г. № УП-581 «О мерах по совершенствованию деятельности республиканских органов исполнительной власти при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей» [18], разработанный по аналогии с Указом Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» [19].

В системе исполнительной власти нет органа, координирующего весь комплекс взаимодействия с соотечественниками и татарскими общинами. Соотечественники должны быть элементом «мягкой силы». Нужны новые идеи по объединению общин и использованию ресурсов диаспор (инициативы по консолидации татарских общин; деловое партнёрство, участие в деятельности торговых домов и представительств; молодёжная составляющая; создание землячеств; эффективное использование культурных и социальных проектов, формирование и поддержка площадок для виртуального и живого общения; создание целевых

фондов поддержки деловых, культурных, молодёжных проектов, иные меры поощрения активных соотечественников; более широкое представление проблем соотечественников в республиканских СМИ).

Развитие международного сотрудничества РТ, в том числе его культурной и гуманитарной составляющей, осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами власти, российскими загранучреждениями. Многолетний практический опыт работы органов государственной власти Татарстана выявил необходимость совершенствования законодательной базы, регулирующей сферу международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. В частности, действующая длительная многоступенчатая процедура согласования проектов международных соглашений регионов (определённая Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации») [20] нередко приводит к снижению их эффективности и актуальности, к нивелированию интереса к ним со стороны иностранных партнёров, а сами готовящиеся документы теряют реальное наполнение.

Требует актуализации статья 10 закона № 4-ФЗ, регламентирующая порядок открытия представительств субъектов Российской Федерации на территориях иностранных государств. В этом механизме необходимо определить оптимальные сроки согласования. Кроме того, нужно доработать общий порядок открытия российскими регионами зарубежных представительств. В настоящее время основанием для открытия представительства является соглашение субъекта федерации и соответствующего административно-территориального образования в составе иностранного государства. Требование, введённое данной статьёй, может оказаться невыполнимым вследствие противоречия нормам национального права иностранного партнёра. Действительно, не все регионы иностранных государств вправе подписывать подобные документы, что ведёт к невозможности открытия в таком регионе представительства с целью стимулирования межрегионального сотрудничества. Кроме того, открывая представительство в целях реализации межрегионального соглашения, субъект федерации фактически должен ограничить географически сферу его деятельности только тем регионом, с которым подписано соглашение. Для распространения сотрудничества на другой регион иностранного государства формально требуется подписание каждый раз нового соглашения. Например, при работе по открытию представительства Татарстана в Дубае выяснилось, что для осуществления торгово-экономической и инвестиционной деятельности республики в других эмиратах может потребоваться провести отдельное согласование с подписанием двусторонних документов в каждом из 7 эмиратов. А ведь есть государства, имеющие в своём составе гораздо большее количество административно-территориальных единиц.

Работа в сфере международного сотрудничества предъявляет высокие требования к кадрам. Отмечается нехватка опыта, недостаток инициативы, ответственности и мотивации сотрудников республиканских министерств и ведомств. Требуется совершенствование кадровой работы, переход на системную основу и комплексное стимулирование, формирование резерва подготовленных кадров.

Татарстанские вузы при подготовке специалистов в сфере международного сотрудничества недостаточно отражают в учебных планах региональную специфику и запросы участников международного сотрудничества. Только сейчас начинает формироваться система целевой переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере международного и межрегионального сотрудничества на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, МГИМО(У) и Дипломатической академии МИД России.

Отсутствует механизм участия РТ в формировании списков иностранных студентов, ежегодно принимаемых в вузы, расположенные на территории республики, в рамках федеральных программ поддержки соотечественников.

Богатейший опыт развития внешних связей РТ и наличие сформировавшейся научной школы по изучению проблем федерализма и международного сотрудничества создают хорошие предпосылки для создания в республике центра теоретико-прикладных исследований внешних связей регионального уровня. Это послужило бы изучению татарстанского опыта в сравнении с опытом субъектов зарубежных федеративных государств, выработке практических рекомендаций по повышению эффективности внешних связей РТ.

Summary

R.R. Gimatdinov, I.R. Nasyrov. Current Issues of the International Affairs in the Republic of Tatarstan.

Promotion of international cooperation between the regions, establishment of a favorable investment climate, and cooperation with foreign partners while implementing large-scale joint projects are considered with regard to the Republic of Tatarstan. The role of regional authorities in motivating and supporting the participants of international affairs is discussed. The need for further improvement of institutions responsible for the coordination of international and foreign economic cooperation is emphasized. The problems of practical implementation of the procedures for interaction between the subjects of the Russian Federation and the federal authorities in particular areas of international cooperation are analyzed.

Keywords: Tatarstan, international cooperation of regions, regional policy, coordination of international affairs in regions, distribution of powers, decentralization of management.

Литература

1. Акулов Т.Ю., Насыров И.Р., Савельев И.Л. Международные и внешнеэкономические связи Республики Татарстан (1990-2005 гг.) // Материалы конф. «Современные тенденции развития федерализма и демократических институтов в России», М., 6 дек. 2005 г. // Казанский федералист. - 2006. - № 1-2. - С. 196-210.

2. Насыров И.Р. Внешние связи Республики Татарстан: итоги десяти лет развития // Казанский федералист. - 2002. - № 2. - С. 21-37.

3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (утв. ФЗ № 199-ФЗ от 24 июля 2007 г.) // Рос. газ. - 2007. -30 июля. - № 31.

4. Конституция Республики Татарстан. - Казань: Нов. знание, 2005. - 36 с.

5. Насыров И.Р. Международное сотрудничество регионов: Мировая практика и опыт Татарстана. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. - 329 с.

6. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. - 334 с.

7. Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 356 с.

8. Гиматдинов Р.Р. Сравнительное исследование зарубежного и российского опыта участия субъектов федераций в международных и внешнеэкономических связях: Дис. ... канд. полит. наук. - Казань, 2006. - 160 с.

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/ statistics/foreign_trade/, свободный.

10. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Республики Татарстан за январь - декабрь 2013 года: Статист. бюл. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - Казань, 2014. - 41 с.

11. Информационный бюллетень Министерства иностранных дел Российской Федерации, 26-27 нояб. 2014 г. - URL: http://new.mid.ru/press_service/bulletins/-/ asset_publisher/i4uOWcG8W4iA/content/id/855444, свободный.

12. Шагивалеев Т.Н. ОЭЗ «Алабуга»: Всех тех, кто запланировал в нас инвестировать, санкции не останавливают // БИЗНЕС Online. - 2014. - 6 авг. - URL: www.business-gazeta.ru/article/110735/, свободный.

13. Холопов В.В. Рынок индустриальной и складской недвижимости. Казань. Knight Frank, 17 дек. 2012 г. - URL: http://summit2012.idea-capital.com/files/industrial_ nedvighimost.pdf, свободный.

14. Стенографический отчёт пятьдесят третьего заседания Государственного Совета Республики Татарстан от 8 июля 2014 года. - URL: http://gossov.tatarstan.ru/activity/ stenogram/2014/080714, свободный.

15. Министр экономики Республики Татарстан Артём Здунов принял участие в форуме Опоры России «Малый и средний бизнес: региональные точки роста» // Министерство экономики Республики Татарстан, 13 дек. 2014 г. - URL: http:// mert.tatarstan.ru/ rus/index.htm/news/369840.htm, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Russia's Regions Drivers of Growth: 4x4. A report by the World Economic Forum's Global Agenda Council on Russia Building on the Scenarios for the Russian Federation. -Geneva, 2014. - URL: http://www3.weforum.org/docs/GAC/2014/WEF_GAC_Russia_ DriversGrowth_Report_2014.pdf, свободный.

17. Президент Республики Татарстан. Офиц. сайт. - URL: http://president.tatarstan.ru/, свободный.

18. Указ Президента Республики Татарстан от 28 июня 2013 г. № УП-581 «О мерах по совершенствованию деятельности республиканских органов исполнительной власти при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. -№ 51. - Ст. 1650.

19. Указ Президента Российской Федерации от 8 нояб. 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» // СЗ РФ. - № 46. -Ст. 6477.

20. Федеральный Закон РФ № 4-ФЗ от 4 янв. 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Рос. газ. -1999. - 16 янв. - № 8.

Поступила в редакцию 15.01.15

Гиматдинов Радик Рустамович - кандидат политических наук, Помощник Президента Республики Татарстан по международным и внешнеэкономическим вопросам, Аппарат Президента Республики Татарстан, г. Казань, Россия.

E-mail: Radik. Gimatdinov@tatar. ru

Насыров Ильдар Рустамбекович - доктор политических наук, заведующий отделом международного сотрудничества Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан, Аппарат Президента Республики Татарстан, г. Казань, Россия.

E-mail: Ildar.Nasyrov@tatar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.