Научная статья на тему 'Понятие, порядок организации и функции представительств субъектов Российской Федерации'

Понятие, порядок организации и функции представительств субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1760
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ / ОТКРЫТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РФ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ РФ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ СУБЪЕКТОВ РФ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РФ / ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ / КООРДИНАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ / CONSTITUTIONAL LAW / REPRESENTATIVES OF SUBJECTS / OPENING OF REPRESENTATIVE OFFICES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS / INTERNATIONAL RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS / LEGAL STATUS OFFICES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE LEGAL STATUS OF REPRESENTATIVE OFFICES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS / FUNCTIONS OF OFFICES / FOREIGN TRADE FUNCTIONS OF THE SUBJECTS / COORDINATION OF INTERNATIONAL AND FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF THE SUBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахиева Раиса Абдулловна

Цель: анализ современного состояния института представительств субъектов Российской Федерации и их взаимодействия с федеральными органами государственной власти (на примере Республики Татарстан). Методы: системный и структурно-функциональный.Результаты: выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании представительств субъектов Российской Федерации и сформулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере.Научная новизна: обосновано представление о необходимости сохранения института представительств субъектов Российской Федерации, изучен порядок их создания и взаимодействия с органами государственной власти, выявлены и классифицированы функции представительств. Функции представительств подразделены на две группы: внешние и внутренние. К внешним функциям представительств относятся: представительская; координирующая; организационная; аналитическая; информационная; исполнительская; контрольная. К внутренним функциям следует отнести организацию работы собственного аппарата представительств.Практическая значимость: выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности работников законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сахиева Раиса Абдулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTION, ORDER OF ORGANIZATION AND FUNCTIONS OF THE REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Objective: to analyze the current state of the institution of representative offices of the Russian Federation subjects and their interaction with the federal state power bodies (by the example of Tatarstan Republic).Methods: systematic and structural-functional methods.Results: gaps and contradictions are identified in the legal regulation of representative offices of the Russian Federation subjects; proposals are formulated for improving the federal legislation and the legislation of the Russian Federation subjects in the specified sphere.Scientific novelty: the conception is grounded of the need to preserve the institution of representative offices of the Russian Federation subjects; the order of their formation and interaction with public authorities is studied; the functions of the offices are identified and classified. The functions of the offices are divided into two groups: external and internal. The external functions of the offices are: executive; coordinating; organizational; analytical; information; performance; control. The internal functions include the organization of work of their own offices.Practical significance: conclusions and suggestions can be used in the practical activity of the legislative and executive state power bodies ofthe Russian Federation and its subjects.

Текст научной работы на тему «Понятие, порядок организации и функции представительств субъектов Российской Федерации»

Конституционное право IIТТ1ГТ Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 3

Constitutional law ¡¿¡^fafa Actual Problems ofEconomics and Law, 2016, vol. 10, No. 3

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW

УДК 342.531.151 DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.116-122

Р. А. САХИЕВА1

1 Конституционный суд Республики Татарстан, г. Казань, Россия

ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цель: анализ современного состояния института представительств субъектов Российской Федерации и их взаимодействия с федеральными органами государственной власти (на примере Республики Татарстан). Методы: системный и структурно-функциональный.

Результаты: выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании представительств субъектов Российской Федерации и сформулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере.

Научная новизна: обосновано представление о необходимости сохранения института представительств субъектов Российской Федерации, изучен порядок их создания и взаимодействия с органами государственной власти, выявлены и классифицированы функции представительств. Функции представительств подразделены на две группы: внешние и внутренние. К внешним функциям представительств относятся: представительская; координирующая; организационная; аналитическая; информационная; исполнительская; контрольная. К внутренним функциям следует отнести организацию работы собственного аппарата представительств.

Практическая значимость: выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности работников законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Ключевые слова: конституционное право; представительства субъектов; открытие представительств субъектов РФ; международные связи субъектов РФ; законодательство о представительствах субъектов РФ; правовой статус представительств субъектов РФ; функции представительств; внешнеэкономические функции субъектов; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов

Как цитировать статью: Сахиева Р. А. Понятие, порядок организации и функции представительств субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 3. С. 116-122. DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.116-122

Введение

В современных условиях успешное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации во многом зависит от уровня использования ими такого важного инструмента, как межрегиональное [1, 2], международное сотрудничество, внешнеэкономическая и культурно-просветительская деятельность [3]. Сформированная к настоящему времени

нормативная правовая база, регулирующая отношения в этой области, состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и принятых в соответствии с ними актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, договоров и соглашений. Они предоставляют возможность субъектам

Российской Федерации осуществлять международные и внешнеэкономические связи, открывать свои представительства, как межрегиональные, так и за пределами Российской Федерации.

Результаты исследования

Право субъектов Российской Федерации иметь свои представительства на территории иностранных государств предусмотрено в Федеральном законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.19991.

В настоящее время статус представительств2, порядок их образования, организации и деятельности определяются законодательством субъектов Российской Федерации самостоятельно3. Например, в Республике Татарстан правовые основы представительства заложены в Конституции Республики Татарстан (ст. 6)4, Законе Республики Татарстан № 47-ЗРТ «О представительствах Республики Татарстан» от 10.11.2003, Законе Республики Татарстан № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» от 06.04.20055 (ст. 14); в договорах (соглашениях), положениях о представительствах, утверждаемых Президентом Республики Татарстан и соответствующими подзаконными актами Кабинета Министров Республики Татарстан.

Закон Республики Татарстан «О представительствах Республики Татарстан»6 определяет виды и статус представительств Республики Татарстан, порядок их образования, организации и деятельности. Как гласит ст. 1 данного закона: «Представительство

1 Собрание законодательства Российской Федерации. № 2. 1999. 11 января. Ст. 231.

2 Обзор понятия и природы представительств показан в работе Н. А. Филипповой [4].

3 Обзор законодательств субъектов в контексте представительств субъектов РФ дан в работе Т. Н. Трошкиной [5]. Особенности функционирования представительств зарубежных государств даны в работе [6].

4 Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. // Ватаным Татарстан. 2002. № 85-86. 30 апреля.

5 Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан: Закон РТ от 6 апреля 2005 г. № 64-ЗРТ // Республика Татарстан. 2005. № 69-70. 7 апреля.

6 О представительствах Республики Татарстан: Закон РТ

от 10 ноября 2003 г № 47-ЗРТ // Республика Татарстан. 2003. № 227-228. 14 ноября.

Республики Татарстан - постоянно действующий государственный орган Республики Татарстан, создаваемый для обеспечения внешних связей Республики Татарстан, в том числе международных и внешнеэкономических, а также отношений Республики Татарстан с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации».

Порядок открытия представительств Республики Татарстан определяется в зависимости от вида образуемого представительства. Закон Республики Татарстан «О представительствах Республики Татарстан» предусматривает следующий порядок их открытия:

1) полномочное представительство Республики Татарстан в Российской Федерации учреждается в соответствии с федеральным законом и договором Российской Федерации и Республики Татарстан7;

2) открытие представительств Республики Татарстан за пределами Российской Федерации производится по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основе соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых Республикой Татарстан в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан;

3) представительства Республики Татарстан в составе посольства или торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве открываются на основе договоров (соглашений) с соответствующими федеральными органами государственной власти;

4) представительства Республики Татарстан в субъектах Российской Федерации создаются на основе соглашения между Республикой Татарстан и субъектом Российской Федерации.

Представительства Республики Татарстан учреждаются по решению Президента Республики Татар-

7 О мерах по реализации договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: Распоряжение Президента РТ от 6 августа 2007 г. №№ 221 // СПС Консультант Плюс. URL: http:// www/consultantru (дата обращения: 28.06.2016). См. также дискуссию о предмете ведения Федерации и совместного ведения [7, с. 212-213].

стан либо по его поручению Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Таким образом, анализ вышеуказанных положений позволяет прийти к выводу, что в открытии и функционировании представительств важную роль играют договоры и соглашения, заключаемые органом исполнительной власти Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

Однако правовой статус представительств субъектов Российской Федерации за пределами Российской Федерации и их представителей нуждается в дополнительном правовом регулировании, в первую очередь в Федеральном законе № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999. Данный федеральный закон, предусматривая возможность создания субъектами Российской Федерации своих представительств, не предусматривает никаких гарантий по обеспечению их дальнейшей деятельности, а, наоборот, подчеркивает, что они не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Наличие таких ограничений, во-первых, усложняет их создание, регистрацию и организацию их деятельности, во-вторых, снижает эффективность и предназначение данного института в федеративном государстве, в-третьих, отсутствие четкого законодательного регулирования статуса представительств отражается и на определении места этих органов в структуре государственного управления и выглядит неоднозначным. Различия носят разнообразный характер как в зарубежных государствах, так и в странах СНГ и в субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что в науке конституционного (государственного) права в настоящее время отсутствует единство мнений в отнесении представительств к тому или иному органу власти. Так, ряд ученых считает, что представительство является общим, существующим вне конкретной ветви власти республиканским (особым) государственным органом (Башкортостан, Бурятия, Коми, Воронежская область) [8, с. 27]; вторые обозначают представительство

республиканским органом исполнительной власти (Дагестан) [9, с. 52]; третьи полагают, что представительство является структурным подразделением аппарата главы субъекта (Калмыкия), входит в структуру государственных органов исполнительной власти субъекта (Татарстан, Карелия), относится к структурным подразделениям правительства субъекта (Свердловская область) [10].

В то же время анализ показывает, что в подавляющем большинстве нормативных актов представительства обозначаются как некий «объединяющий» орган управления субъекта федерации, осуществляющий взаимодействие во многих сферах жизнедеятельности населения; созданный в целях обеспечения взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

Открытие представительства независимо от его вида и местонахождения имеет определенные цели8 [12, с. 114]. Исследования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации позволяют прийти к выводу об отсутствии в положениях единого определения целей представительств. Например, в положениях республик Башкортостан, Дагестан, Карелия, Коми, Татарстан, помимо главной, внимание акцентировано на цели развития взаимовыгодного сотрудничества; установления и развития деловых связей с субъектами Российской Федерации, дипломатическими, торговыми и культурными представительствами и миссиями иностранных государств и стран СНГ, международными правительственными организациями, иностранными фирмами и компаниями. По мнению А. А. Сергунина [13, с. 280], Республика Татарстан значительно продвинулась в сфере открытия представительств [14, с. 217; 15, с. 133]. Открытие представительств субъектов является своего рода частью авторитета региона [16, с. 100] и преследует имиджевые цели.

В большинстве положений происходит смешение цели и задач представительств; отсутствует четкое разделение между задачами и выполняемыми функциями (например, в положениях республик Адыгея, Карелия, Татарстан; Краснодарского, Ставропольского краев). Р. З. Бикбов [1, с. 274], оценив список

8 Смотрите также классификацию представительств по типам и основаниям для открытия [11].

представительств Республики Татарстан, в частности, указывает на обоснованность открытия отдельных из них, выделяя, помимо экономических, культурных, и демографические особенности регионов.

Вместе с тем объем задач и характер полномочий представительств при всех различиях их по статусу в главном совпадают для любого их вида. Основными задачами представительств являются: представление интересов субъекта федерации в федеральных органах власти и в других регионах; информирование руководства субъекта федерации о решениях и инициативах федеральных органов власти; содействие в обеспечении и прохождении документов субъекта федерации в федеральный центр; подготовка законодательных предложений, заключение договоров и соглашений; развитие торгово-экономических, научных и культурных связей между субъектами федерации; участие в международной и внешнеэкономической деятельности9.

Что касается функций, то в положениях о представительствах они носят довольно размытый характер, не имея детализации по сферам основной деятельности сотрудничества (Республика Алтай, Свердловская, Иркутская области).

Исходя из анализа их положений, функции представительств можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешними функциями могут считаться: 1) общие функции, выражающие основное предназначение представительств - характерные для всех субъектов федерации; 2) специфические, отличительные функции, которые отражены и зафиксированы в числе обязательных для отдельных представительств.

К внутренним же функциям следует отнести организацию работы собственного аппарата представительств.

В свою очередь внешние функции можно разделить на следующие группы (типы): 1) представительские; 2) координирующие; 3) организационные; 4) аналитические; 5) информационные; 6) исполнительские; 7) контрольные.

9 О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1478 от 08.11.2011 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 46. Ст. 6477. 14 ноября.

Все эти функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Рассмотрим более подробно содержание каждой из названных групп:

1. Представительская функция напрямую выражает сущность и назначение института представительства - представлять в пределах своей компетенции интересы региона в федеральных органах власти (закреплено во всех положениях), а также в дипломатических, торгово-экономических и иных миссиях иностранных государств и стран СНГ, в представительствах международных организаций (республики Бурятия, Татарстан).

2. Координирующая функция способствует решению поставленных перед представительством задач, особенно когда это касается выполнения договоров и соглашений, заключенных с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации; содействию в реализации нормативных актов различных уровней, в том числе правовых актов субъектов федерации, в частности на первичном этапе проектирования подобных документов. «Известно, что на региональном уровне быстрее обнаруживаются острые социальные проблемы, раньше и эффективнее выявляются недостатки и пробелы в законодательном регулировании общественных отношений» [17, с. 50]. Поэтому эффективность законодательного процесса в федеративном государстве зависит от обеспечения интересов государства в целом и его субъектов в частности.

3. Организационные функции являются наиболее объемными и заключаются в организации взаимодействия между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

Содержание данной группы функций составляют: решение вопросов, направленных на организацию жизнедеятельности территории; подготовка проектов различных документов (постановлений, распоряжений, соглашений, договоров и т. п.); организация официальных встреч на различных уровнях, в том числе на международном (упоминается в положениях о представительствах республик Башкортостан, Дагестан, Коми, Татарстан); оказание организационно-технической помощи (содержится в регламентах представительств республик Бурятия, Дагестан, Карелия, Северная Осетия - Алания, Татарстан и Воронежской области); проведение приема граждан по личным вопросам и взаимодействие с диаспорой в Москве

и других регионах Российской Федерации, в странах - членах СНГ (положения о представительствах республик Дагестан, Коми, Татарстан).

4. Аналитическая функция включает подготовку экспертных и консультационных материалов для федеральных органов власти и органов власти субъекта федерации о состоянии в различных областях общественно-политической, экономической и культурной жизни, возможных путях развития тех или иных процессов, в том числе с учетом международных реалий (об этом упоминается в положениях о представительствах республик Карелия, Коми, Татарстан, Свердловской и Воронежской областей).

5. Информационная функция призвана обеспечивать информационное взаимодействие в федеральном центре. Она заключается, с одной стороны, в сборе, подготовке и передаче информации оперативного характера главе, парламенту и правительству субъекта федерации, с другой - в своевременном информировании федеральных органов власти о политической, экономической ситуации в регионе.

Таким образом, информационная функция не является исключительной, присущей лишь одному субъекту, а выступает как проявление общей обязанности предоставления информации одним субъектом в адрес других субъектов, находящихся с ним в определенной правовой связи. В данном случае проявляется прямая взаимосвязь между действиями федерального центра и субъекта федерации.

6. Исполнительская функция направлена на обеспечение взаимодействия всех субъектов представительской деятельности для достижения целей, поставленных перед представительством.

7. Контрольная функция представительств заключается в сборе информации о контролируемых объектах, ее анализе и использовании для принятия управленческих решений в заранее установленных пределах.

Выводы

Итак, имеющаяся нормативная правовая база и существующие положения, регулирующие порядок организации и деятельности представительств субъектов Российской Федерации, свидетельствуют о противоречивом понимании и отсутствии единых целей, задач и функций представительств, что не всегда соответствует критериям взаимодействия,

определенным для укрепления отношений центра и субъектов федерации, а также нуждается в уточнении и упорядочении их правового статуса10 [18, 19].

Список литературы

1. Бикбов Р. З. Представительства субъекта РФ - новый институт региональной политики // Экономика региона. 2007. № 2. С. 271-275.

2. Урусова И. О. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации в системе международных отношений // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 3. С. 328-338.

3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2008. № 2. С. 87-93.

4. Филиппова Н. А. Публичное представительство: правовая природа, виды и формы // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. № 10. С. 357-377.

5. Трошкина Т. Н. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2007. № 1 (2). С. 32-36.

6. Денильханов И. С. Международные связи субъекта Федерации: опыт современных государств // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1932.

7. Матейкович М. С., Гришау В. Н. Правовая характеристика российской модели предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 1. С. 211-215.

8. Абдулатипов Р. Г. О федеративной и национальной политике Российского государства. М.: Славянский диалог, 1995. С. 23.

9. Боков Х. Х., Алексеев С. В. Российская идея и национальная идеология народов России // Жизнь национальностей, 1996. 96 с.

10. Лысенко В. Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Федерализм власти и власть федерализма: сб. науч. статей) / под ред. А. Н. Аринина. М.: ТОО «Интел Тех», 1997. С. 183-187.

11. Демьяненко Ю. А. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации в контексте федеративного строительства страны // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 195-203.

10 Conference on Consular Relations. A/Conf.25/6, art. 12.

12. Тигиев З. Э. Торговые представительства субъектов Российской Федерации // Транспортное дело России. 2011. № 12. С. 92-95.

13. Сергунин А. А. Международная деятельность субъектов Российской Федерации: правовое регулирование // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. 2001. С. 276-283.

14. Гиматдинов Р. Р., Насыров И. Р. Актуальные проблемы внешних связей Республики Татарстан // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 1. С. 213-222.

15. Губейдуллин Р. Х. Зарубежные представительства субъектов РФ, их участие в реализации соглашений с иностранными партнерами // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 3. С. 132-134.

16. Шекультиров Б. И. Конституционно-правовое регулирование международной деятельности регионов Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 4. С. 96-103.

17. Симонян Г. Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал российского права. 2006. № 3 (111). С. 44-52.

18. Болтенкова Л. Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995. С. 48.

19. Ягудин Ш. Ш. Договорные отношения между РФ и ее субъектами. Казань, 2008.

Дата поступления 01.07.2016 Дата принятия в печать 20.08.2016 Дата онлайн-размещения 20.09.2016

© Сахиева Р. А., 2016.

Информация об авторе

Сахиева Раиса Абдулловна, кандидат юридических наук, заместитель председателя Конституционного суда Республики Татарстан, Конституционный суд Республики Татарстан Адрес: 420060, г. Казань,ул. Пушкина, 66/33, тел.: (843) 264-74-80

R. A. SAKHIEVA1

'Constitutional Court of Tatarstan Republic, Kazan, Russia NOTION, ORDER OF ORGANIZATION AND FUNCTIONS OF THE REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Objective: to analyze the current state of the institution of representative offices of the Russian Federation subjects and their interaction with the federal state power bodies (by the example of Tatarstan Republic). Methods: systematic and structural-functional methods.

Results: gaps and contradictions are identified in the legal regulation of representative offices of the Russian Federation subjects; proposals are formulated for improving the federal legislation and the legislation of the Russian Federation subjects in the specified sphere. Scientific novelty: the conception is grounded of the need to preserve the institution of representative offices of the Russian Federation subjects; the order of their formation and interaction with public authorities is studied; the functions of the offices are identified and classified. The functions of the offices are divided into two groups: external and internal. The external functions of the offices are: executive; coordinating; organizational; analytical; information; performance; control. The internal functions include the organization of work of their own offices. Practical significance: conclusions and suggestions can be used in the practical activity of the legislative and executive state power bodies of the Russian Federation and its subjects.

Keywords: Constitutional law; Representatives of subjects; Opening of representative offices of the Russian Federation subjects; International relations of the Russian Federation subjects; Legal status offices of constituent entities of the Russian Federation; The legal status of representative offices of the Russian Federation subjects; Functions of offices; Foreign trade functions of the subjects; Coordination of international and foreign economic relations of the subjects

References

1. Bikbov, R. Z. Representative offices of the Russian Federation subject as a new tool of regional policy, Ekonomika regiona, 2007, No. 2, pp. 271-275 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Urusova, I. O. Higher officials of the Russian Federation subjects in the system of international relations, Novyi vzglyad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik, 2014, No. 3, pp. 328-338 (in Russ.).

3. Bogolyubova, N. M., Nikolaeva, Yu. V. Foreign cultural centers as an independent actor of external cultural policy, Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta, ser. 6. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2008, No. 2, pp. 87-93 (in Russ.).

4. Filippova, N. A. Public representatives: legal nature, types and forms, Nauchnyi ezhegodnikInstitutafilosofii iprava Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk, 2010, No. 10, pp. 357-377 (in Russ.).

ME

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

5. Troshkina, T. N. Authorities of the state power bodies of the Russian Federation subjects in the sphere of foreign trade, Yuridicheskaya nauka ipravookhranitel'nayapraktika, 2007, No. 1 (2), pp. 32-36 (in Russ.).

6. Denil'khanov, I. S. International links of a Federation subject: experience of moern states, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, No. 1-1, p. 1932 (in Russ.).

7. Mateikovich, M. S., Grishau, V. N. Legal characteristics of the Russian model of the joint jurisdiction of the Russian Federation and its subjects, Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004, No. 1, pp. 211-215 (in Russ.).

8. Abdulatipov, R. G. On federative and national policy of the Russian state, Moscow: Slavyanskii dialog, 1995, p. 23 (in Russ.).

9. Bokov, Kh. Kh., Alekseev, S. V. Russian idea and national ideology of the peoples of Russia, Zhizn' natsional'nostei, 1996, 96 p. (in Russ.).

10. Lysenko, V. N. Power division and experience of the Russian Federation, Federalism of the power and the power of federalism: collection of scientific works, Moscow: TOO "Intel Tekh", 1997, pp. 183-187 (in Russ.).

11. Dem'yanenko, Yu. A. Inter-regional cooperation of the Russian Federation subjects in the context of federative construction of the country, VestnikPskovskogo gosudarstvennogo universiteta, ser.: Sotsial 'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki, 2013, No. 3, pp. 195-203 (in Russ.).

12. Tigiev, Z. E. Trade representatives of the Russian Federation subjects, Transportnoe deloRossii, 2011, No. 12, pp. 92-95 (in Russ.).

13. Sergunin, A. A. International activity of the Russian Federation subjects: legal regulation, VestnikNizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, ser. Pravo, 2001, pp. 276-283 (in Russ.).

14. Gimatdinov, R. R., Nasyrov, I. R. Topical issues of external links of Tatarstan Republic, Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta, ser.: Gumanitarnye nauki, 2015, vol. 157, No. 1, pp. 213-222 (in Russ.).

15. Gubeidullin, R. Kh. Foreign representative offices of the RF subjects, their participation in implementation of agreements with foreign partners, Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2014, No. 3, pp. 132-134 (in Russ.).

16. Shekul 'tirov, B. I. Constitutional-legal regulation of international activity of the Russian regions, Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2005, No. 4, pp. 96-103 (in Russ.).

17. Simonyan, G. R. Mechanism of providing the interests of the Russian Federation subjects in the functioning federal state power bodies, Zhurnal rossiiskogoprava, 2006, No. 3 (111), pp. 44-52 (in Russ.).

18. Boltenkova, L. F. Russian Federation and the status of its subjects, Rossiiskaya gosudarstvennost': sostoyanie i perspektivy razvitiya, Moscow, 1995, p. 48 (in Russ.).

19. Yagudin, Sh. Sh. Treaty relations between RF and its subjects, Kazan, 2008 (in Russ.).

© Sakhieva R. A., 2016.

Information about author

Raisa A. Sakhieva, PhD (Law), Deputy Chairman of Constitutional Court of Tatarstan Republic, Constitutional Court of Tatarstan Republic Address: 66/33 Pushkin Str., 420060 Kazan, tel.: (843) 264-74-80

For citation: Sakhieva R. A. Notion, order of organization and functions of the representatives of the Russian Federation subjects, Actual Problems of Economics andLaw, 2016, vol. 10, No. 3, pp. 116-122. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.116-122

Received 01.07.2016 Accepted 20.08.2016 Available online 20.09.2016

r

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.