Научная статья на тему 'Политика Президента Российской Федерации в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан'

Политика Президента Российской Федерации в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / Президент Российской Федерации / социальное государство / права и свободы / обязанности / социально-экономическая политика / государство-партнер / общественный строй / Constitution / President of the Russian Federation / social state / rights and freedoms / duties / socio-economic policy / partner state / social system

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Марат Вильданович Саудаханов

В статье продемонстрирована значимость социально-экономической политики Президента Российской Федерации в сфере обеспечения прав и свобод граждан. В работе предпринята попытка анализа различных мер главы страны по реализации принципов социального государства в России. Автор в своей статье проанализировал генезис социально-экономической политики российского Президента в области формирования социальной государственности в рамках отечественной правовой парадигмы. Особое внимание автор уделяет факторам формирования социального государства, а также периодизации тенденций развития сферы социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The policy of the President of the Russian Federation in the field of ensuring the socio-economic rights of citizens

The article demonstrates the importance of the socio-economic policy of the President of the Russian Federation in the field of ensuring the rights and freedoms of citizens. The paper attempts to analyze various measures taken by the head of the country to implement the principles of the welfare state in Russia. In his article, the author analyzed the genesis of the socio-economic policy of the Russian President in the field of formation of social statehood within the framework of the domestic legal paradigm. The author pays special attention to the factors of the formation of the welfare state, as well as the periodization of trends in the development of the social security sector.

Текст научной работы на тему «Политика Президента Российской Федерации в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.72/.73

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-126-129 EDN: https://elibrary.ru/dranko NIION: 2015-0066-2/24-963 MOSURED: 77/27-011-2024-02-162

Политика Президента Российской Федерации в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан

Марат Вильданович Саудаханов

МИРЭА - Российский технологический университет, Россия, Москва, viento_del_norte@bk.ru

Аннотация. В статье продемонстрирована значимость социально-экономической политики Президента Российской Федерации в сфере обеспечения прав и свобод граждан. В работе предпринята попытка анализа различных мер главы страны по реализации принципов социального государства в России. Автор в своей статье проанализировал генезис социально-экономической политики российского Президента в области формирования социальной государственности в рамках отечественной правовой парадигмы. Особое внимание автор уделяет факторам формирования социального государства, а также периодизации тенденций развития сферы социального обеспечения.

Ключевые слова: Конституция, Президент Российской Федерации, социальное государство, права и свободы, обязанности, социально-экономическая политика, государство-партнер, общественный строй

Для цитирования: Саудаханов М. В. Политика Президента Российской Федерации в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 126-129. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-2-126-129. EDN: DRANKO.

Original article

The policy of the President of the Russian Federation in the field of ensuring the socio-economic rights of citizens

Marat V. Saudakhanov

MIREA - Russian Technological University, Russia, Moscow, viento_del_norte@bk.ru

Abstract. The article demonstrates the importance of the socio-economic policy of the President of the Russian Federation in the field of ensuring the rights and freedoms of citizens. The paper attempts to analyze various measures taken by the head of the country to implement the principles of the welfare state in Russia. In his article, the author analyzed the genesis of the socio-economic policy of the Russian President in the field of formation of social statehood within the framework of the domestic legal paradigm. The author pays special attention to the factors of the formation of the welfare state, as well as the periodization of trends in the development of the social security sector.

Keywords: Constitution, President of the Russian Federation, social state, rights and freedoms, duties, socio-economic policy, partner state, social system

For citation: Saudakhanov M. V. The policy of the President of the Russian Federation in the field of ensuring the socio-economic rights of citizens. Bulletin of economic security. 2024;(2):126-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-126-129. EDN: DRANKO.

Актуальность заявленной темы заключается в том, что в медийном пространстве и в отечественных научных трудах все чаще проводятся компаративистские исследования, посвященные соотношению степени социально-экономической защищенности в России и в зарубежных государствах. Вместе с тем, ученые и представители средств массовой информации, в том числе и популярные блогеры, уделяют мало внимания тому социальному строю, который имеет место в государстве, социальную политику которого они исследуют

© Саудаханов М. В., 2024

или освещают. Если вести речь об исследованиях российских ученых-юристов, то обычно они акцентируют внимание на общих показателях уровня жизни населения зарубежных государств, который нередко превышает аналогичные отечественные показатели. Кроме того, российские исследователи часто критикуют социально-экономическую сферу своей страны, заостряя внимание на имеющихся недостатках, не принимая в расчет того, что в основном последняя концентрирует свои усилия на помощи наиболее уязвимым в социально-экономиче-

JURISPRUDENCE

ском плане категориям населения. Подобная социально-экономическая парадигма часто вызывает отторжение у многих российских граждан, так как наследие в виде советского государственного патернализма прочно укоренилось в массовом сознании граждан, приучив население требовать социальных благ не зависимо от степени нуждаемости в них.

В свою очередь, актуальность анализа социально-экономической политики российского Президента зависит от широкого спектра существенных обстоятельств. К таковым можно отнести и масштабное санкционное давление на Россию, которое имеет целью разрушить ее экономику, вызвав протестные настроения в обществе. К негативным факторам можно отнести и межгосударственную конфронтацию, в которую вовлекли Российскую Федерацию страны коллективного запада, десятилетиями готовившиеся к противостоянию с Россией. Последнее не могло не сказаться на том, что с начала 2022 года бюджет нашей страны был существенным образом переориентирован на военные нужды. В этой связи заявленная проблематика является в высшей степени актуальной в отечественном научном дискурсе и значимой для населения России.

Российская Федерация в течении последних десятилетий стала все настойчивее заявлять о своей независимости в принятии важнейших решений в области мирового правопорядка и требовать к себе справедливого отношения со стороны стран коллективного запада, которые в своей политике не принимают в расчет интересы Российской Федерации, в том числе и интересы обеспечения ее национальной безопасности. В последнее время Россия и ее граждане все меньше идентифицируют себя как часть Европы, полагая Российскую Федерацию центром Евразийского континента, самостоятельным актором культурных и политико-правовых отношений [3, с. 3-4].

Важно подчеркнуть, что в целях политической и экономической самодостаточности в России в последнее время был реализован целый спектр различных мер, существенным образом трансформировавших те приоритеты, которые были сформированы в 90-е гг. ХХ столетия. В частности, социально-экономическая политика после развала СССР имела своей целью быстрый переход от социалистических отношений к буржуазным, что практически лишило населения страны поддержки со стороны государства. Подобная тенденция в некоторой степени противоречила положениям Конституции Российской Федерации 1993 г., где закреплялся принцип социального государства [1, с. 189].

Стоит отметить, что основным инициатором и интересантом жесткой ломки прежних социально-экономических отношений в Советском Союзе выступали страны запада, прежде всего США, которые долгое время находились с социалистическим блоком в состоянии конфронтации, конкурируя с ним как в сфере обеспечения национальной безопасности, так и в области социального обеспечения своих граждан.

Марксизм-ленинизм, выступая основным идеологическим постулатом в СССР, обосновывал неизбежное разложение капиталистической формации и, следовательно, крушение капиталистических государств, которые рано или поздно должны будут сменить вектор своего политико-правового и социально-экономического развития. По мнению сторонников марксизма, в странах запада стали прослеживаться тенденция размывания буржуазных отношений, деклассирование граждан, все нарастающие трудности в контроле за финансовыми потоками, при этом эффективность эксплуатации населения все больше снижалась.

Как полагает А. В. Булгазин, подобные тенденции сигнализировали о том, что сфера социального обеспечения в буржуазных государствах, первоначально не предполагавшаяся, толкнула эти страны на путь существенной политико-правовой трансформации своего общественного строя. В связи с этим, по мнению автора, стала постепенно формироваться переходная формация так называемого «позднего капитализма» [2, с. 138]. Политико-правовая и экономическая природа переходного капитализма в своем фундаменте складывалась в рамках многоукладности структуры общественных связей и развития взаимовыгодных отношений в сфере экономики. В свою очередь высокий уровень советской сферы социального обеспечения вступил в противоречия с экономическими возможностями СССР, так как был основательно подорван потребностями военно-промышленного комплекса и интересами национальной безопасности страны.

Стоит отметить, что после распада Советского государства именно США навязали Российской Федерации выгодный для запада курс внешней и внутренней политики и в том числе в аспекте сферы социального обеспечения. В указанный период постсоветская Россия начала выстраивать новую систему социально-экономических связей, нуллифицировав практически все социальные гарантии для граждан своего государства.

Примечательно, что на новый политико-правовой курс России оказал существенное влияние нефтегазовый фактор, который способствовал укреплению межгосударственных экономических отношений, сформировав специфическую социально-экономическую тенденцию. В перспективе последняя позволила Российской Федерации вновь стать влиятельным игроком на международной арене и инициировать комплекс мер, позволяющих выстраивать такой механизм гарантий, который предполагал первоочередную реализацию социальной защиты российских граждан в таких важнейших сферах как образование, воспитание подрастающих поколений, медицина, пенсии, пособия и пр. В сущности, постсоветская Россия существенно снизила социально-экономическую помощь своему населению, а именно это обстоятельство в зарубежных странах выступало предпосылками к формированию протестных настроений. Важно подчеркнуть, что с начала «нулевых» под влиянием Президента Российской Федерации меры по за-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

щите социально-экономических прав граждан были существенно оптимизированы. При этом можно выделить ряд стратегических направлений социально-экономической политики главы российского государства:

- определение в формально-правовой плоскости тех категорий населения, которые более всего нуждаются в мерах государственной поддержки;

- разрешение демографической проблемы;

- выстраивание мер симбиотического развития социальной сферы и экономических интересов государства.

По сути, Президент РФ обратил внимание на потребности не просто нуждающихся граждан, но прежде всего на интересы гражданского общества, которое, как совокупность социальных институтов, консолидирует не просто активных и творческих граждан, но прежде всего тех, кто обладает ответственностью, дисциплиной, действуя в рамках гражданского патриотизма [5, с. 2-9].

На основании анализа вышеуказанных направлений политики Президента Российской Федерации в сфере обеспечения социально-экономических прав населения страны можно выстроить определенную периодизацию системы отечественного социального обеспечения в рамках российского правопорядка на различных этапах его развития:

1. В период с 1991 по 1999 гг. закладывается концептуальный фундамент новой капиталистической России с социальным уклоном, что и было зафиксировано в Конституции РФ 1993 г. Тем не менее, социально-экономическая политика на данном этапе не оказала существенного влияния на сферу общественных отношений по причине серьезной деградации экономики страны и иных факторов политико-правового характера. Затяжной экономический кризис в России 90-х гг. прошлого столетия подорвал возможности системы социально-экономических гарантий в аспекте их фактической реализации. Параллельно происходило радикальное расслоение общества по имущественному признаку, который ознаменовался появлением с одной стороны очень обеспеченных, а с другой - крайне нуждающихся граждан.

2. Период 1999-2008 гг. обладал свойством масштабной реализации комплекса мероприятий в сфере социального обеспечения, который был инициирован непосредственно Президентом Российской Федерации. На данном этапе политико-правового развития завершилось формирование социальной сферы, которая стала характеризоваться субсидиями и квотами, право на которые должно быть подтверждено в соответствующих инстанциях. Необходимость доказывания права на социально-экономическую помощь со стороны публичной власти лежало в основе процедурного порядка ее оказания. Многие льготы подлежали монетизации, а сфера социального обеспечения была существенно реструктуризирована. В указанный период экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, а вместе с

ней была повышена эффективность защиты социально-экономических прав населения страны.

3. Период с 2008 по настоящее время ознаменован масштабным внедрением и реализацией различных Национальных проектов по повышению эффективности функционирования и качественной составляющей системы социального обеспечения, направленных на улучшение жизни молодых семей и повышение демографии. Глава государства в рамках обеспечения социально-экономических прав граждан акцентировал внимание и на решении вопросов кадрового обеспечения в значимых отраслях. Так, имеет место социально-экономическая поддержка молодых специалистов. Кроме того, запускались и продолжают действовать программы, имеющие своей целью обеспечить максимальную защиту здоровья граждан, что привело к тому, что общий уровень жизни и грамотности населения также значительно возрос. В указанный период имела место и непопулярная пенсионная реформа, которая, однако не вызвала масштабного роста протестных настроений [4, с. 81], несмотря на многочисленные попытки оппозиционных сил, финансируемых из-за рубежа, подобные протесты повсеместно организовать.

Стоит отметить, что на сегодняшний день, Президент Российской Федерации оказывает существенное влияние на степень защищенности социально-экономических прав граждан страны. Тем не менее, имеет место все возрастающий риск, который угрожает всей системе социального обеспечения, и он связан с тем, что санкционное давление стран коллективного запада нарастает, раскручивая спираль инфляции. Кроме того, растет потребность наращивания затрат на военно-промышленный комплекс в связи с возросшей угрозой национальной безопасности и необходимостью реализации тех задач, которые поставило руководство страны в рамках проведения специальной военной операции. Тем не менее, оптимально-взвешенная политика Президента РФ в сфере социального обеспечения позволяет в целом выдерживать возникающие сложности, а по многим направлениям даже улучшать довоенные показатели, и это подтверждается опытом 2022 и 2023 гг.

В этой связи можно согласиться с Б. С. Эбзеевым, который подчеркивает, что консолидация общества составляет фундамент конституционного строя государства [6, с. 988]. Так, в этот непростой для страны период граждане государства должны всемерно поддерживать всю систему публичной власти, сплотиться против внешнего врага, так как режим анархии и смуты не только разрушит работу системы социального обеспечения, но способен полностью лишить дееспособности государство как ключевого субъекта общественной жизни.

В заключение статьи необходимо сделать ряд выводов и обобщений. Система социального обеспечения в России обладает амбивалентными качествами в виду особенностей своего развития. Президент государства выступает важным субъектом обеспечения социально-экономических гарантий граждан, играя в этом функ-

JURISPRUDENCE

циональном направлении государственной политики ключевую роль. Сфера социального обеспечения тесно связана с защитой социально-экономических прав граждан, но даже развитое во всех отношениях государство не способно удовлетворить потребности каждого желающего. В этой связи в отечественной социальной сфере имеет место процедура доказывания своего права на помощь от государства. В рамках периодизации системы мер поддержки социально-уязвимым категориям населения можно увидеть пластичность политики Президента Российской Федерации в сфере социального обеспечения, которая созвучна с концепцией выстраивания партнерских отношений личности и государства.

Список источников

1. Барышникова Н. В. Социальная политика начала 1990-х годов в условиях экономических реформ: направления и способы решения (Южный Урал) / Н. В. Барышникова, О. В. Кузнецова // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. № 2. С. 185-197.

2. Бузгалин А. В. Поздний капитализм: капитал, рабочий, креатор / А. В. Булгазин // Свободная мысль. 2014. № 1 (1643). С. 135-146.

3. Киселев С. Н. О линии раздела между Россией и Европой / С. Н. Киселев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2022. № 3. С. 1-6.

4. Малеев В. А. Пенсионная реформа в российской Федерации / В. А. Малеев, В. Р. Зубринская, И. А. Нево-дова // Со^шит-ршш!. 2019. № 14 (38). С. 79-82.

5. Эбзеев Б. С.: «Конституция определяет жизнь каждого из нас» [Интервью с Б. С. Эбзеевым] // Юрист. 2020. № 2. С. 2-9.

6. Эбзеев Б. С. Государство и личность в России: социальная солидарность как парадигма отечественного конституционализма / Б. С. Эбзеев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 6 (43). C. 986-999.

References

1. Baryshnikova N. V. Social policy of the early 1990s in the context of economic reforms: directions and solutions (Southern Urals) / N. V Baryshnikova, O. V. Kuznetsova // Humanitarian and legal studies. 2023. No. 2. Р. 185-197.

2. Buzgalin A. V. Late capitalism: capital, worker, creator / A. V. Bulgazin // Free Thought. 2014. № 1 (1643). Р. 135-146.

3. Kiselyov S. N. On the dividing line between Russia and Europe / S. N. Kiselyov // Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Cultural studies. 2022. No. 3. Р. 1-6.

4. Maleev V. A. Pension reform in the Russian Federation / V. A. Maleev, V R. Zubrinskaya, I. A. Nevodova // Colloquium-journal. 2019. № 14 (38). Р. 79-82.

5. Ebzeev B. S. The Constitution defines the life of each of us [Interview with B. S. Ebzeev] // Lawyer. 2020. No. 2. Р. 2-9.

6. Ebzeev B. S. The State and personality in Russia: social solidarity as a paradigm of domestic constitutionalism / B. S. Ebzeev // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2013. № 6 (43). C. 986-999.

Информация об авторе

М. В. Саудаханов - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин МИРЭА — Российского технологического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author M. V. Saudakhanov - Associate Professor of the Department of State and Law Disciplines of the MIREA — Russian Technological University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 17.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 18.03.2024.

The article was submitted 17.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 18.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.