ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 342.72/.73
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-142-145 EDN: https://elibrary.ru/txayjl NIION: 2003-0059-1/24-962 MOSURED: 77/27-003-2024-01-161
К вопросу об экономико-правовых основах современного социального государства: теоретический аспект
Марат Вильданович Саудаханов
МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, Россия, viento_del_norte@bk.ru
Аннотация. Продемонстрирована структура экономико-правовых основ социальной государственности. Предпринята попытка обосновать необходимость осмысления современного отечественного социального государства в условиях политико-экономических рестрикций. Проанализированы некоторые особенности механизма социального государства как совокупности взаимосвязанных элементов. Некоторое внимание автор уделяет анализу института добровольной помощи в рамках реализации концепции социального государства.
Ключевые слова: Конституция, социальное государство, волонтерство, социальное партнерство, социальное страхование, право собственности, трудовые отношения
Для цитирования: Саудаханов М. В. К вопросу об экономико-правовых основах современного социального государства: теоретический аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 142-145. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-142-145. EDN: TXAYJL.
Original article
On the question of the economic and legal foundations of the modern welfare state: theoretical aspect
Marat V. Saudakhanov
MIREA — Russian Technological University, Russia, Moscow, viento_del_norte@bk.ru
Abstract. The structure of the economic and legal foundations of social statehood is demonstrated. An attempt has been made to substantiate the need to understand the modern domestic welfare state in the context of political and economic restrictions. Some features of the mechanism of the welfare state as a set of interrelated elements are analyzed. The author pays some attention to the analysis ofthe institute ofvoluntary assistance in the framework of the implementation ofthe concept ofthe welfare state.
Keywords: Constitution, welfare state, volunteering, social partnership, social insurance, property rights, labor relations
For citation: Saudakhanov M. V. On the question ofthe economic and legal foundations ofthe modern welfare state: theoretical aspect. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(1): 142-145. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-142-145. EDN: TXAYJL.
Актуальность темы заключается в том, что в рамках прошедших десятилетий на международной арене происходит глобальный кризис. Крушение привычной многополярной системы, когда коллективному Западу противостоял социалистический блок, привело к тому, что США и их сателлиты усилили геополитическое давление на Россию и ее союзников. В рамках сложившейся структуры международных отношений на нашу страну осуществляется беспрецедентное давление в политической, правовой, экономической и
© Саудаханов М. В., 2024
социокультурной сферах. Западом реализуются проекты по слому российской государственности через ангажированную оппозицию в рамках национального вопроса, а также масштабных беспрецедентных санкций, которые по своей сути противоречат самим основам международного правопорядка. В русле указанной тенденции особую роль играет осмысление социально-экономических основ отечественной социальной государственности, тесно связанной с теми процессами, которые отвечают за внутриполитиче-
JURISPRUDENCE
скую стабильность российского общества. Кроме того, в рамках рестрикционных процессов, которым подвергается отечественная государственность на современном этапе, большую значимость приобретает аспект соблюдения и защиты тех гарантий, на которых зиждутся социально-экономические права граждан, опосредованные Основным Законом Российской Федерацией.
Механизм, отображающий структурные элементы базиса социальной государственности, в настоящее время включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.
В качестве первой позиции, которая выступает ни-торативной основой процессов, формирующих социальную государственность, выступает Конституция РФ. Нельзя не согласиться с известным отечественным ученым-конституционалистом Б. С. Эбзеевым, который видит в Конституции основную гарантию сохранения того импульса российской государственности, который отвечает за гарантированность прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение социальной стабильности в обществе. «Будучи результатом творчества людей, Конституция призвана в упорядоченной форме выразить закономерности организации и функционирования социума и места человека в нем. Речь идет о рационализации форм социального бытия и их стабильного существования как главного условия эволюционного (а не революционного) развития» [6, с. 5]. Само значение текстов Основного Закона в концептуальном аспекте трудно переоценить, так как Конституция выступает точкой отсчета всех правовых координат в сфере национального правопорядка [3, с. 27].
Вместе с тем, немалое значение имеет и остальной нормативный базис, который вбирает в себя законодательство субъектов Российской Федерации; нормотворчество Президента, выступающего гарантом Конституции; ведомственное правотворчество; нормативные акты органов местного самоуправления. Все это в целом формирует целостное социально-экономическое пространство в государстве, опосредующее важнейшие правоотношения в сфере реализации принципов социального государства [4]. Также можно упомянуть и те идеи, выраженные в концепциях, планах и стратегиях развития, в рамках которых вырисовываются модели таких социально-экономических связей, которые отвечают за поддержку социально уязвимых категорий населения.
Следующим элементом системы экономико-правовых основ современного социального государства выступает социальное страхование и сфера социального обеспечения. Стоит отметить и ту динамику, которая свойственна пенсионной системе, социальному и медицинскому страхованию, структуре социальной защиты и важнейшему кластеру охраны труда. При этом в отличие от коллективного Запада, паразитирующего в экономическом плане на странах третье-
го мира, отечественные экономико-правовые основы самодостаточны и поступательно совершенствуются, оказывая существенное влияние на уровень жизни населения страны. Можно смело сказать, что в сравнении с постперестроечным периодом современная социально-экономическая ситуация в стране демонстрирует возросший уровень жизни граждан России, на что косвенно указывает и реализация отложенного спроса, а также демографический рост [2, с. 89-90].
Тем не менее, крайне важно, чтобы современные экономико-правовые тенденции в полной мере реали-зовывали те принципы социальной государственности, которые отвечают за социальную справедливость, ответственность публичной власти перед человеком и гражданином, адресность социального обеспечения, многоаспектность социально-экономических гарантий работников и другие важные позиции.
В качестве третьего элемента экономико-правовых основ современной социальной государственности можно отобразить институты, отвечающие за реализацию гарантий частной собственности, которая может иметь различные формы в зависимости от правового положения собственника. Вместе с тем, на фоне экономических санкций со стороны противников России и глобальной трансформации социально-экономических связей, инициированных цифровиза-цией экономического пространства, на повестку дня выходит потребность в переосмыслении тех институтов, которые отвечают за сферу собственности. В этой связи выглядит достаточно очевидным тот факт, что институт частной собственности существенно дискредитирован не только в рамках глобальных экономических отношений, но и в пространстве национального правопорядка. В связи с этим возрастает потребность в выработке защитного инструментария института частной собственности, которая, как представляется, должна базироваться на нормах объективного права.
Четвертой важнейшей позицией в рамках экономико-правовых основ социального государства выступает рынок труда. Последний без преувеличения можно назвать базисом экономико-правовой и социально-политической сферы жизни современного российского общества. Вместе с тем, рынок труда — это не диспозитивная составляющая правовой регуляции, так как требует внимания со стороны публичной власти, а нередко и прямого вмешательства со стороны правотворческих, правоприменительных и судебно-контролирующих органов. Особый акцент здесь необходимо сделать на снижении безработицы и усовершенствовании той сферы занятости, которая обеспечивает привлечение к трудовой деятельности различных социальных категорий, таких как инвалиды, лица с ограниченными возможностями, а также заключенные. Последняя категория выступает в качестве специфической социальной страты общества и здесь механизмы привлечения их к трудовой деятельности должны носить императивный характер.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В рамках государственного регулирования рынка труда также необходим комплексный подход по его совершенствованию, реализация программ по профессиональному обучению работников, а также особое внимание к сфере труда и занятости мигрантов в аспекте минимизации их количества, так как последние вывозят/выводят прибыль заграницу и увеличивают число безработных граждан Российской Федерации. Кроме того, государственным контролирующим органам необходимо сконцентрироваться на проблеме «серых» зарплат, которые снижают налоговые поступления и в перспективе лишают работника права на достойное пенсионное обеспечение.
Пятой позицией в рамках настоящего исследования экономико-правовых основ социального государства выступает цифровая экономика, обладающая свойством социальной ориентированности. Одним из базовых условий реализации социально-экономических гарантий человека и гражданина, а также формированием ответственного государства в аспекте имплементации социальных и экономических прав и свобод человека являются эффективные экономические связи. В сущности, оптимально развитые экономические процессы — это гарант реализации всех механизмов социальной государственности. В настоящее время экономика все более цифровизируется, становится информационно-сетевой. При этом недавняя пандемия СОУШ-19 только усилила подобные тенденции. В связи с этим современная социальная государственность не может обойтись без реализации цифровых инноваций. Так, процессы информатизации экономики по своей природе радикально обновляют производственный процесс, трансформируют инструментарий в сферах товарооборота и услуг, направляют управление экономическими процессами в новое цифровое русло. Можно полагать, что подобная тенденция будет способствовать росту ВВП, а вместе с ним и более обширной реализации обязательств публичной власти в социально-экономической сфере. Сама сущность концепции государства-партнера будет реали-зовываться более активно в связи с наличием таких серьезных рычагов как цифровая экономика. В частности, будет более продуктивно осуществляться программа борьбы с безработицей.
Шестым элементом системы экономико-правовых основ социально ориентированного государства можно по праву считать инструменты социального партнерства в трудовой сфере. Последние включают в свою структуру различные механизмы взаимодействия государственных институтов, профсоюзов и коллабораций работодателей в рамках обширного круга вопросов, затрагивающих социально-трудовой кластер [5, с. 174]. Институциональная значимость социально-трудового партнерства заключается в том, что в рамках его реализации формируются особые отношения, которые отображаются в трех ипостасях:
• наличие диалога между владельцами средств
производства, наемными работниками и государством по вопросам справедливого перераспределения прибыли (экономический аспект);
• контроль за соблюдением прав работников и эффективное регулирование социально-трудовых связей (юридический аспект);
• обеспечение высокой сплоченности общества и социальной стабильности (социальный аспект).
Ведя речь о седьмой позиции — волонтерстве и добровольческих движениях, необходимо отметить, что само наличие этого института в рамках исторической ретроспективы демонстрирует его социальную полезность и высокую эффективность в преодолении кризисов, в том числе социально-экономического характера. Так, Б. С. Эбзеев видит в преданности государству со стороны граждан страны проявление истинных начал патриотизма и гражданственности [7, с. 997]. В свою очередь, институт добровольцев, волонтеров, служащих в обществе не за материальное вознаграждение, а из соображений альтруизма, реализуют принципы патриотизма и гражданственности. По сути, без эффективного волонтерского движения сложно сформировать социальное государство, так как оно зиждется, прежде всего, на принципе социальной солидарности [1, с. 147]. Публичная власть должна всемерно развивать и стимулировать волонтерские движения, так как посредством этого реализуется частная благотворительность, поддерживаются традиционные ценности, налаживаются позитивные социальные связи, снижается социальная напряженность в обществе. Само общество в целом становится социально ориентированным.
В качестве последнего элемента экономико-правовых основ социального государства можно назвать те индикаторы, которые отвечают за оценку качества жизни населения страны. Так, для реализации принципов социальной государственности и осмысления социальной ориентированности государства необходимо разработать и нормативно закрепить критерии, по которым можно отслеживать прогресс или деградацию социально-экономических процессов в государстве. В свою очередь, указанные индикаторы должны отталкиваться от норм Конституции РФ, где человек, его права и свободы признаны высшей ценностью (ст. 2). При этом сложно не признать, что основным капиталом современного социально-ориентированного государства выступает человеческий потенциал.
Указанные индикаторы могут обладать интегральными характеристиками и включать в себя разнообразные показатели: образование, здравоохранение, медицина, жилищный фонд, культура, потребление, перераспределение, социальная защита, экология, правопорядок и пр.
В заключение следует отметить, что в рамках сложившейся структуры международных отношений на Россию осуществляется беспрецедентное давление в
JURISPRUDENCE
политическом, правовой, экономической и социокультурной сферах. В русле указанной тенденции особую роль играет осмысление социально-экономических основ отечественной социальной государственности, которая тесно связана с теми процессами, которые отвечают за внутриполитическую стабильность российского общества. Механизм, отображающий структурные элементы базиса социальной государственности, в настоящее время включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: нормативная база, социальное страхование и сфера социального обеспечения, гарантии частной собственности, рынок труда, социально ориентированная цифровая экономика, социально-трудовое партнерство, волонтерство, индикаторы качества жизни. Указанные позиции обладают свойством взаимозависимости и в рамках реализации принципов социального государства публичная власть должна отталкиваться от указанной структуры экономико-правовых основ.
Список источников
1. Домашова Е. В., Благовская Е. В., Гонохова Т. А. Волонтерская деятельность как основа формирования активности молодежи в России // Вестник ГУУ. 2020. № 9. С. 147-152.
2. Дубовик М. В., Тимирьянова В. М. Анализ отложенного спроса потребителей на региональном рынке бытовой техники // Вестник УГ-НТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 4 (18). С. 87-97.
3. Грошев С. Н., Саудаханов М. В. Концептуальное значение текстов основного закона // Конституция : воплощение ценностей верховенства права, гражданского общества и современного государства : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 17 декабря 2021 года. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2021. С. 26-28.
4. Садыков И. А. Основы правовой экономической политики государства : дис. ... канд. юрид. наук. Казань : КФУ, 2021. 207 с.
5. Петров Н. Р. Социально-трудовое партнерство как социологическая категория // Промыш-
ленность : экономика, управление, технологии. 2019. №1 (75). С. 172-175.
6. Эбзеев Б. С. Конституция Российской Федерации : прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. № 7. С. 5-15.
7. Эбзеев Б. С. Государство и личность в России : социальная солидарность как парадигма отечественного конституционализма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 6 (43). С. 986-999.
References
1. Domashova Е. V., Blagovskaya Е. V., Gonokhova Т. A. Volunteer activity as a basis for the formation of youth activity in Russia // Bulletin of GUU. 2020. № 9. P. 147-152.
2. Dubovik M. V., Timiryanova V. M. Analysis of deferred consumer demand in the regional market of household appliances // USNTU Bulletin. Science, education, economics. Series : Economics. 2016. № 4 (18). P. 87-97.
3. Groshev S. N., Saudakhanov M. V. Conceptual meaning ofthe texts ofthe basic law // Constitution: the embodiment of the values of the rule of law, civil society and the modern state : collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, December 17, 2021. Irkutsk : East Siberian Institute ofthe Ministry of Internal Affairs ofRussia, 2021. P. 26-28.
4. Sadykov I. A. Fundamentals of legal economic policy of the state : dis. ... cand. jurid. sciences. Kazan : KFU, 2021. 207 p.
5. Petrov N. R. Social and labor partnership as a sociological category // Industry : economics, management, technologies. 2019. № 1 (75). P. 172-175.
6. Ebzeev B. S. Constitution of the Russian Federation : direct action and conditions of implementation // State and Law. 2008. № 7. P. 5-15.
7. Ebzeev B. S. State and personality in Russia : social solidarity as aparadigm ofdomestic constitutionalism // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2013. № 6 (43). P. 986-999.
Информация об авторе
M. В. Саудаханов — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин МИРЭА — Российского технологического университета, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author M. V. Saudakhanov —Associate Professor of the Department of State and Law Disciplines of MIREA — Russian Technological University, Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 30.10.2023; одобрена после рецензирования 14.12.2023; принята к публикации 25.01.2024. The article was submitted 30.10.2023; approved after reviewing 14.12.2023; accepted for publication 25.01.2024.