JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.72/.73
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-197-201 EDN: https://elibrary.ru/mfqyeu NIION: 2003-0059-2/24-022 MOSURED: 77/27-003-2024-02-221
Принципы правового государства через призму обязанностей личности, общества и государства
Наталья Михайловна Чепурнова1,2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, chepurnova-nm@ranepa.ru
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Аннотация. Анализируется проблематика реализации принципов правового государства через призму правового статуса субъектов конституционных правоотношений. Предпринята попытка осмысления специфики построения правового государства в современной России в аспекте гарантированности прав, свобод и обязанностей личности. Проанализирован адаптационный механизм реализации принципов правового государства в рамках отечественного правопорядка. Уделено внимание механизму формирования принципов правового государства в разрезе единой системы средств, процедур и субъектного состава. Затрагивается вопрос реализации комплекса обязанностей личности, общества и публичной власти в правовом государстве.
Ключевые слова: Конституция, права и обязанности, взаимная ответственность личности, общества и государства, принципы правового государства, дискреция субъектов правоотношений, адаптация нормативной регуляции
Для цитирования: Чепурнова Н. М. Принципы правового государства через призму обязанностей личности, общества и государства // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 197-201. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-197-201. EDN: MFQYEU.
Original article
Principles of the rule of law through the prism of the duties of the individual, society and the state
Natal'ya M. Chepurnova1,2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
chepurnova-nm @ranep a.ru
2 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Moscow, Russia
Abstract. The problems of the implementation of the principles of the rule of law are analyzed through the prism of the legal status of subjects of constitutional legal relations. An attempt is made to comprehend the specifics of building a rule of law in modern Russia in terms of guaranteeing the rights, freedoms and duties of an individual. The adaptive mechanism of the implementation of the principles of the rule of law within the framework of the domestic legal order is analyzed. Attention is paid to the mechanism of formation of the principles of the rule of law in the context of a unified system of means, procedures and subject composition. The issue of the implementation of the complex of duties of the individual, society and public authorities in a state governed by the rule of law is touched upon.
Keywords: Constitution, rights and obligations, mutual responsibility of the individual, society and the state, principles of the rule of law, discretion of subjects of legal relations, adaptation of regulatory regulation
For citation: Chepurnova N. M. Principles of the rule of law through the prism of the duties of the individual, society and the state. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):197-201. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-197-201. EDN: MFQYEU.
Актуальность темы исследования заключается в том, что существенная трансформация общественного и государственного строя национальных государств и их правовых систем, международного правопорядка в целом, на фоне научно-технического и социально-экономического прогресса ини-
© Чепурнова Н. М., 2024
циирует необходимость пересмотра целого спектра концепций и доктрин, затрагивающих принципы правового государства в аспекте реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Так, идея правового государства, в разрезе правового статуса личности, ее неотъемлемых прав и свобод,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
разрабатывалась в кардинально иных исторических условиях, в период буржуазно-демократических преобразований? как инструмент противодействия абсолютизму. При этом доктрина правового государства, его принципы телеологически были нацелены на решение принципиально иных вопросов и проблем, чем те, которые имеют место в настоящее время. В этой связи соответствие теоретических доктрин и концепций, а также правоприменительной практики современным реалиям играет важную роль в обеспечении закрепленных Конституцией политико-правовых и социально-экономических основ Российской Федерации. Сама природа конституционно-правовой регуляции должна не разрушать, а упорядочивать общественные отношения, создавать почву не для социальной конфронтации, но обеспечивать стабильность и социальный консенсус [7, с. 63].
Правовое государство, как социально-правовое явление, выступает в образе совокупности признаков, принципов и характеристик, обладающих важным значением в аспекте гарантированности прав, свобод и обязанностей человека, достижений тех задач, которые стоят перед обществом и государством [6, с. 201-207]. Следовательно, правовому государству должна быть присуща политико-правовая гибкость и динамизм для того, чтобы бороться с теми проблемами, которые преобладают в современном мире.
В настоящее время спектр принципов правового государства, обеспечивающий реализацию компонентов правового положения личности, тот инструментарий, позволяющий опосредовать общественные отношения в рамках гарантированности государством прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не просто может, но должен быть пересмотрен с доктринальных позиций применительно к современным, достаточно непростым реалиям российской государственности.
На сегодняшний день в концептуальном плане представляет существенную значимость глубокое осмысление правового государства с позиций его принципов и признаков через призму реализации правового статуса личности. При этом правовое государство, как важнейшая политико-правовая конструкция, оказывает существенное влияние и на феномен публичной власти, которая, в свою очередь, напрямую воздействует на правовое положе-
ние человека, определяя предел правопритязаний властных субъектов и сферу долженствований граждан [8, с. 321].
В аспекте анализа признаков правового государства в разрезе правового положения личности необходимо сказать, что здесь имеются в виду те характерные свойства, специфические качества государства, которые оказывают воздействие на реализацию прав, свобод и обязанностей субъектов конституционных правоотношений. Основным признаком правового государства выступает законность и суверенитет. Наличие указанных признаков характеризует государство как правовое. В то же время принципы правового государства выступают в образе основополагающих начал в его функционировании, очерчивая круг субъективных прав и юридических обязанностей личности, общества и государства.
Концепция правового государства выступает достаточно разработанной и популярной доктриной в среде зарубежных и отечественных исследователей. Однако каждый исторический этап эволюции государственности формирует свое собственное видение правового государства, особенно в разрезе его связи с правовым статусом личности, с концепцией естественных и неотъемлемых прав человека [4, с. 113].
Круг современных исследований, посвященных правовому государству, достаточно обширен. Так, многостороннему анализу указанной категории посвящены труды Б. С. Эбзеева [9], М. Н. Марченко [4], В. Д. Зорькина [3], Ф. М. Раянова [5] и др. Тем не менее, при всем многообразии научных изысканий по тематике правового государства не была исследована система средств, процедур и субъектного состава, выступающая инструментом имплементации его принципов в аспекте реализации компонентов правового положения субъектов конституционных правоотношений.
Стоит отметить, что комплекс средств, с помощью которых реализуются принципы правового государства, был отражен в работе Т. Н. Довбуша, дефинитивно определившего его как систему юридических средств, в рамках которой уполномоченные органы государства, а также общественные формирования и сами граждане защищают права и свободы личности, обеспечивая контроль за деятельностью публичной власти [2, с. 5]. Тем не менее, в указанном
JURISPRUDENCE
определении не фигурирует спектр обязанностей граждан, что в некоторой степени обедняет теоретическое осмысление механизма реализации принципов правового государства.
В настоящее время крайне важен доктриналь-ный анализ, предполагающий формирование модели механизма реализации принципов правового государства применительно к национальному правопорядку. Вместе с тем, представляется важным акцентировать внимание на широком спектре долженствований в рамках указанного механизма. При этом они должны осмысляться не только в аспекте обязанностей государства, но и личности. Именно обязанности должны стать точкой отсчета позитивно-активных действий субъектов важнейших правоотношений, так как без их реализации ни один принцип правового государства не претворится в жизнь. Так, к конституционным обязанностям человека и гражданина в рамках отечественного правопорядка относятся следующие важнейшие позиции:
♦ соблюдение законодательства (ч. 2 ст. 15);
♦ уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17);
♦ забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38);
♦ получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43);
♦ забота о памятниках истории и культуры (ч. 3 ст. 44);
♦ плата налогов и сборов (ст. 57);
♦ охрана природы и окружающей среды (ст. 58);
♦ защита Отечества (ст. 59).
В этой связи реализация ключевых принципов правового государства должна осуществляться не просто через призму обеспечения прав и свобод личности, но, прежде всего, в плоскости неуклонной им-плементации обязанностей граждан. Стоит отметить, что в правовом государстве Основной Закон обладает принципом прямого действия [10, с. 5].
Важно четко определить понятие механизма претворения в жизнь принципов правового государства, который видится в комплексе того инструментария, который обеспечивает реализацию конституционных обязанностей личности, общества и государства. При этом субъектный состав здесь вытекает из спектра обязанных субъектов конституционных правоотношений. К последним относятся органы государства, общественные организации, а также все население страны, под которым имеются
ввиду граждане, иностранцы (постоянно проживающие на территории государства), апатриды, а также лица с множественным гражданством. Безусловно, отношение гражданства определяет самый максимальный перечень обязанностей именно у граждан государства. Тем не менее, это указывает и на максимально возможный спектр конституционных гарантий и прав, присущих правовому статусу граждан страны.
На сегодняшний день, и это вполне очевидный факт, принципы правового государства нуждаются в определенной адаптации к современным российским реалиям (международное санкционное политико-правовое и экономическое давление, специальная военная операция на Украине, проблемы в сфере миграции, региональный социально-экономический дисбаланс и т. д.). При этом точкой отсчета в аспекте реализации принципов правового государства должны выступать именно те условия, в которых предстоит действовать правоприменителю. В этой связи на некоторых принципах следует сделать особый акцент, другие же подлежат существенной трансформации и даже нормативному купированию [1, с. 26].
В качестве примера можно привести такой принцип правового государства, который реализуется в рамках взаимной ответственности публичной власти и граждан. Здесь со всей отчетливостью проявляется реализация конституционных обязанностей участников правоотношений, которые выступают в образе позитивной ответственности. В этот спектр долженствований входит решение задач, стоящих перед государством, оптимальная самореализация человека в социуме, поддержание социального консенсуса и пр.
Можно привести и другой пример, когда органы государства и личность в своей деятельности отталкиваются от принципа самоограничения, купируя дискретность своего функционала. В аспекте самоограничения публичной власти можно сделать акцент на определении его характеристик. В настоящее время эти качества обладают косвенными признаками, так как функционально отсылают нас к принципу законности, который обеспечивает га-рантированность прав и свобод человека и гражданина со стороны органов государства. Однако, ограничение дискреции публичной власти не должно выступать как самоцель, оно не может представлять «вещь в себе», так как существует четкая связь
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
функций государства с разрешением конкретных проблем. Так, непродуманное самоограничение властных субъектов создает условие для нуллификации государственности, угрожая суверенитету страны и безопасности государства. Самоограничение государства особенно опасно в рамках международных отношений, когда на фоне тотального нарушения норм международного права государство старается их соблюдать в ущерб интересам своей национальной безопасности. В этой связи ограничение дискреции государственных институтов должно иметь свои пределы.
В настоящее время элементарное провозглашение принципов правового государства не только бесполезно, но даже опасно для оптимального развития национальной государственности. Сама идея правового государства может быть дискредитирована пустыми, не претворенными в жизнь декларациями. В этой связи концептуальная основа и практика правоприменения должны идти в ногу со временем, ориентируясь на сложившиеся условия. В сущности, должен быть предусмотрен обширный и действенный инструментарий по реализации принципов правового государства, в котором круг обязанных субъектов должен быть четко определен. В связи с этим все большее значение придается взаимодействию конституционной доктрины и практики правоприменения, когда реализация принципов правового государства отталкивается от потребностей политико-правового и социально-экономического развития страны.
В качестве фундаментальной основы функционирования механизмов реализации принципов правовой государственности в рамках отечественного правопорядка должны выступать интересы национальной безопасности, которые можно защитить через всемерную реализацию комплекса обязанностей личности, общества и государства.
В заключение необходимо отметить, что трансформация отечественного правопорядка и государственности не может обойтись без обширной нормативной и правоприменительной адаптации идеи правового государства к современным реалиям. Концептуальная основа правового государства, им-плементация его принципов должны соответствовать текущей обстановке. В механизме реализации основополагающих начал правовой государственности важную роль должен играть круг обязанных
субъектов конституционных правоотношений, которыми выступают личность, общество и государство. Более того, сам инструментарий претворения в жизнь идеи правового государства должен обладать определенной гибкостью, постоянно совершенствоваться в целях защиты интересов национальной безопасности и поддержания социальной стабильности.
Список источников
1. Грошев С. Н., Саудаханов М. В. Концептуальное значение текстов основного закона // Конституция : воплощение ценностей верховенства права, гражданского общества и современного государства : сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, 17 декабря 2021 г.). Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2021. С. 26-28.
2. Довбуш Т. Н. Принципы правового государства и механизм их реализации (теоретико-правовой аспект) : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
3. Зорькин, В. Д. Конституционно-правовое развитие России. М. : Норма, 2011.
4. Марченко М. Н. Правовое государство и гражданское общество : (теоретико-правовое исследование): учеб. пособие. М. : Проспект, 2014.
5. Раянов Ф. М. Теория правового государства : проблемы модернизации. Уфа : Гилем, 2010.
6. Саудаханов М. В. Человек в социально-экономической системе России : моногр. / под ред. Б. С. Эбзеева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2023.
7. Эбзеев Б. С. Предмет конституционного права : историчность содержания и тенденции развития // Государство и право. 2019. № 7. С. 54-67.
8. Эбзеев Б. С. Конституционное право России : учебник. М. : Проспект, 2019.
9. Эбзеев Б. С. Конституция, правовое государство, конституционный суд // Закон и право. 1997.
10. Эбзеев Б. С. Конституция Российской Федерации : прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. № 7. С. 5-15.
References
1. Groshev S. N., Saudakhanov M. V. The conceptual meaning of the texts of the basic law // Constitution : the embodiment of the values of the rule of law, civil society and the modern state : collection of mat. All-Russian Scientific and Practical Conference (Irkutsk, December
-^pr-
JURISPRUDENCE
17, 2021). Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 26-28.
2. Dovbush T. N. Principles of the rule of law and the mechanism of their implementation (theoretical and legal aspect) : abstract. diss. ... cand. Jurid. St. Petersburg, 2005.
3. Zorkin, V. D. Constitutional and legal development of Russia. M. : Norm, 2011.
4. Marchenko M. N. The rule of law and civil society : (theoretical and legal research): studies. handbook. M. : Prospect, 2014.
5. Rayanov F. M. Theory of the rule of law : problems of modernization. Ufa : Gilem, 2010.
6. Saudakhanov M. V. Man in the socio-economic system of Russia : monograph / edited by B. S. Ebzeev. M. : UNITY-DANA, 2023.
7. Ebzeev B. S. The subject of constitutional law : historicity of content and development trends // State and law. 2019. № 7. P. 54-67.
8. Ebzeev B. S. Constitutional law of Russia : textbook. M. : Prospekt, 2019.
9. Ebzeev B. S. The Constitution, the rule of law, the constitutional court // Law and law. 1997.
10. Ebzeev B. S. The Constitution of the Russian Federation : direct action and conditions of implementation // State and law. 2008. № 7. P. 5-15.
Информация об авторе
Н. М. Чепурнова — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
Information about the author
N. M. Chepurnova — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Head of the Department of State and Legal Disciplines of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 25.03.2024; принята к публикации 08.04.2024.
The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 25.03.2024; accepted for publication 08.04.2024.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник»
Гриф НИИ образования и науки Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного
Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.
Magister
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Классический учебник Четвертое издание