Научная статья на тему 'Политический миф как идейная основа экстремистской деятельности'

Политический миф как идейная основа экстремистской деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1314
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
МИФ / MYTH / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / РАДИКАЛИЗМ / RADICALISM / КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арчаков Михаил Константинович

В статье рассматриваются особенности происхождения, структуры, разновидности политических мифов в современной России. Проведенный анализ позволяет утверждать, что политические мифы, являясь идейной основой экстремистской деятельности, выполняют функцию манипулирования массовым сознанием для достижения определенных политических целей. Использование политических мифов экстремистскими организациями позволяет им обосновывать различные нелегитимные способы борьбы, что служит серьезной угрозой для российского гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers an origin, structure, kinds of political myths in contemporary Russia. The carried out analysis allows to say that political myths, being an ideological basis of the extremist activity, manipulate mass consciousness to achieve certain political aims. The use of political myths by the extremist organisations allows them to provide grounds for various illegitimate ways of struggle that serves a serious threat for the Russian civil society.

Текст научной работы на тему «Политический миф как идейная основа экстремистской деятельности»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 323

Политические мифы были известны еще в эпоху древнейших цивилизаций и особенно использовались для обоснования насильственной смены царствующих династий, когда приходилось объяснять, почему боги прогневались на грешных людей из прежней династии и потребовали принесения их в жертву для воцарения других - лучших, хороших, умных и т.п. правителей из новой династии. Для возвеличивания одних кумиров и низвержения других годились любые мифы, коренившиеся в народном сознании.

Особенно широкое применение политические мифы получили в современную эпоху. И связано это с характерными особенностями политических мифов. К этим особенностям можно отнести, во-первых, то, что политические мифы создаются отдельными людьми или группами людей для обоснования определенных целей в политике, как-то насильственный захват власти, проведение избирательной кампании и т.д.; во-вторых, то, что объектом мифологизации выступают реальные люди и события современного или недавнего прошлого, как например, «развитой социализм Брежнева» или «рыночная демократия Ельцина» и т.п.; наконец, то, что политические мифы распространяются преимущественно через средства массовой информации, в наше время - особенно через Интернет.

Политический миф всегда чья-то выдумка, даже если кажется, что он рожден реальностью (мифологизированными событиями, эмоциональными декларациями и т.д.). Иначе говоря, политический миф всегда кем-нибудь создан, и лишь затем воспринят. Сначала как возможная реальность, потом - как реальность очевидная. По мнению С. Кара-Мурзы, «структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать в демократических го-

М.К. АРЧАКОВ

сударствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением» [4, с. 205].

Политический миф характеризуется определенным набором компонентов: картиной социума в виде мифологизированной концепции, временем расцвета или упадка национальной истории и культуры, образом будущего (понятым как возвращение к Золотому Веку) и противостоянием «мы - они» (аналог противостояния «Добро - Зло»). Если задача архаического мифа состояла в том, чтобы любое социальное действие воспроизводило космогоническую модель мира (то есть, восстанавливало мировоззрение), то культурная задача политического мифа, состоит в восстановлении социальной картины мира, разрушенной во время социального катаклизма.

Еще один аспект политического мифа - это структурирование действительности в ситуации тотального кризиса, то есть в той ситуации, когда нельзя картину мира восстановить и усвоить как целостную. Она делится на фрагменты, которые соединяются мифологическими связями. И только в дальнейшем мифологические конструкции «обрастают» рациональными представлениями, концепциями, правовыми и политическими воззрениями. И тем не менее при всей упрощенности политического мифа, при всей его кризисной случайности, в основе его непременно лежит концепция. Политический миф не рождается сам собой, иначе ему не войти в конкурентное поле политики. Поэтому в политическом мифе всегда есть рациональное основание, ведь цивилизованный человек не может отказаться от требований рациональности. Для своих убеждений он ищет какие-то резонные основания.

В политическом мифе время ограничивается одним или несколькими со-

бытиями, т.е. на первый план выступает прошлое - источник мифосюжетов, отделенное от настоящего. Настоящее упрощено и находится в запустении. Так, например, поклонники языческой, православно-имперской или советской Руси-России демонстрируют поразительное безразличие к России сегодняшней, настоящей. Их «Золотой Век» располагается в более или менее отдаленном прошлом, причем в прошлом мифологизированном, вымышленном.

Политическая мифология - инструмент, который вполне осознанно задействован в информационных войнах и основан на знании человеческой природы. Политика становится рациональной формой использования иррациональной сущности масс, которые свои интересы готовы осознавать только в ярких образах и мистических откровениях. Действительно, масса не способна к абстрактным суждениям, массе можно только внушить, но не доказать. Ее истина - миф. Поэтому управление массой опирается на знание архетипа, древнейших психических установок, основополагающих эмоциональных состояний. Этим занимаются вожди и политическая пропаганда. Ортега-и-Гассет так оценивал изменения в политике, связанные с массификацией: «Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого деления навязывает свои желания и вкусы. Толковать эти перемены так, будто масса, устав от политики, перепоручила ее профессионалам, неверно. Ничего подобного. Так делалось раньше, это и была демократия. Масса догадывалась, что, в конце концов, при всех своих изъянах и просчетах политики в общественных проблемах разбираются несколько лучше ее. Сегодня, напротив, она убеждена, что вправе давать ход и силу закона своим трактирным фантазиям» [5, с. 142].

Создание современного политического мифа должно отвечать нескольким критериям. Во-первых, политический миф должен быть связан с культом и традицией (своеобразная связь создаваемой политической модели с мистикой). Пожалуй уже классический пример - построение системы Третьего Рейха на основе мистической

«крови и почвы», «единой народной общности» и т.д. Во-вторых, миф должен обладать качеством монолитности, тотальности. К примеру, миф эпохи «развитого социализма» - «Народ и партия едины!», свидетельствующий о монолитности всего советского народа, идущего в светлое будущее под «безошибочным» руководством коммунистической партии. В-третьих, необходима четкая, прослеживаемая связь с реальностью. Миф - это не обман, это целая технология для манипулирования сознанием, в том числе способ воздействия на коллективное бессознательное. Пример такого мифа - «политические репрессии в СССР 30-х гг.» и как следствие вывод - «были репрессии, были жертвы, в том числе и невинные - значит, коммунизм равен фашизму». В-четвертых, миф должен быть закреплен в ритуале. Можно сказать, что ритуал обеспечивает мифу долгожительство. С помощью церемониала собрание превращается в гипнотическую мессу. Авторитет идей подкрепляется здесь парадом символов: знаменами, аллегориями, гимнами, лозунгами, музыкой. Без символов, почитаемых или разрушаемых, не может быть активности масс. Ярлыки закрепляют идеи и образ врага, праздник символов готовит людей к новой идентичности.

Миф, популярный во время государственной смуты или политического кризиса и имеющий отчетливый политический оттенок, - это миф о герое-избавителе (миф о сильной руке), о том, что очень скоро придет, объявится неизвестно откуда диктатор (царь, монарх, хозяин), и он-то нас спасет и накажет всех, кто нас преследует и угнетает.

Таким образом, политические мифы, несущие в себе как рациональную, так и не менее важную иррациональную компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в современных государствах.

Не менее сложным социальным феноменом, чем миф является политический экстремизм, сопровождающий человечество на протяжении веков. В известной степени вся человеческая история представляет собой борьбу за выживание, сочетающую интеллектуальный, духов-

ный поиск и бесконечную череду войн, убийств, политического насилия, терроризма, причем с течением времени жестокость и масштабы этой борьбы постоянно возрастают.

Политический экстремизм представляет собой исторически меняющееся явление, сопровождающее человечество на протяжении всей его истории с момента возникновения политического мира и собственно политики как одной из форм регулирования жизнедеятельности социальных систем, основанной на авторитете публичной власти. Однако особенно ярко этот феномен проявился в ХХ в., когда стал явно и широко представлен на всех своих уровнях.

Большинство авторов понимают под термином «политический экстремизм» приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям [1, 2, 6]. Это предполагает выделение в политическом экстремизме двух основных составляющих: идеи (идеологема) и деятельности. (совершенное действие). То есть любой вид экстремистской политической деятельности, в большинстве случаев всегда идейно обоснован, связан с определенными взглядами, ценностями, чувствами и т.п.

Кроме того, идейная обоснованность проявляется и у властного экстремизма, т.е. в деятельности субъектов, которым принадлежит реальное экономическое и политическое господство в данном обществе, и у оппозиционного экстремизма, т.е. экстремизма подчиненных социальных групп. По мнению А. Кадиевой, «если первый преследует цель сохранения власти и связанных с ней привилегий высшими слоями общества, то второй выступает как защитная реакция на резкое качественное ухудшение условий жизни низших, подчиненных социальных групп или на реальную угрозу такого ухудшения» [3, с. 136].

Идейным обоснованием экстремистской деятельности выступает политический миф. Вот почему политические мифы не возникают спонтанно, а представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». С помощью политических мифов несложно обосновать любое нелегитимное насилие, совершаемое для достижения определенных политических целей.

Особенное значение проблема сочетания политической мифологии и экстремизма имеет для политической жизни российского общества, в котором экстремистские идеи и действия традиционно играют большую роль. Политический экстремизм - неизменный спутник российской истории: и во времена самодержавного деспотизма, и в советский период, и на современном этапе существенное место в политическом процессе занимали и занимают экстремистские партии и движения, настроения и действия.

В современной России можно выделить две разновидности политического экстремизма: правый и левый экстремизм. Причем для обеих разновидностей экстремистских организаций, объединений и групп характерна взаимосвязь политической мифологии и экстремистской деятельности. Так, основным мифом характерным для правого экстремизма является так называемый миф «крови и почвы», получивший свое воплощение в германском национализме периода Веймарской республике и затем ставший основой национал-социалистической идеологии. Квинтэссенция мифа «крови и почвы» -декларация того, что человечество по своей сути не едино и существуют высшие и низшие расы и нации, т.е. вера в то, что передающиеся по наследству биологические структуры одних народов лучше, чем гены других народов, а так же вытекающая из этого положения установка на подавление других наций и рас. Именно из идеи расового, национального неравенства, являющейся отправной точкой в нацистской идеологии, вытекают остальные положения национал-социализма - принцип «фюрерства», антисемитизм, милитаризм, экспансионизм и т.д.

Несмотря на крах Третьего Рейха, миф «крови и почвы» в современном мире, в том числе и в России, имеет множество последователей из среды право-экстремистских организаций и групп. На основе мифа «крови и почвы» действовали и продолжают действовать такие организации, как Русское Национальное Единство, Национал-социалистическое Общество, Славянский Союз, различные скинхэдгруппы и десятки других более мелких объединений. Всех их объединяет приверженность

национал-социалистической идеологии, более или менее лояльное отношение к А. Гитлеру, политическим институтам Третьего Рейха, а так же стремление сделать ставку в политической борьбе на угрозу применения силы или практику открытого использования насильственных действий. Почти всегда истинная деятельность данных организаций ретушируется красивыми лозунгами, открытой демагогией, умеренными программами и патриотическими декларациями.

Однако в целом их деятельность носит подражательный характер. Данные структуры не считаясь с объективной реальностью, изменившимся миром, происходящими социально-экономическими, политическими процессами стремятся возродить «идеал» - национал-социалистическую теорию и практику времен Третьего Рейха и привить ее на современную российскую почву. Это их «Золотой Век», и куда они пытаются ввергнуть российское общество. Отсюда - «эстетика» полувоенизированных организаций типа РНЕ, культ вождя и вождей рангом пониже, эмблемы в виде всевозможных свастик, именуемые на русский манер - «коловратами-солнцеворотами», римское приветствие вскинутой рукой, военно-спортивная подготовка и насилие над политическими противниками, представителями других национальностей и рас.

Следовательно, современный российский миф «крови и почвы», нося во многом подражательный характер, является в тоже время стержнем правоэкстремистской теории и практики. А уже на него наслаиваются другие «пласты» - сионо-масонский заговор, мировое оккупационное правительство, антисемитизм и ксенофобия вообще, культ вождя и героев, тотальности государственной власти и т.д. Поэтому адепты правоэкс-тремистских организаций национал-социалистической направленности обоснование своей деятельности видят в националистических, расистских, фашистских идеях, воспроизводя, таким образом, миф «крови и почвы», но в достаточно неоригинальной, подражательной форме.

Наряду с национал-социалистической формой правый экстремизм в современной России проявляется и в деятельности некоторых православно-монархических организаций и групп. К таковым можно от-

нести Союз Русского Народа, Российский общенародный союз, Черную Сотню и ряд других. Данными организациями активно эксплуатируется миф о царе-мученике и о добром царе-герое. «Золотым Веком» для участников православно-монархических организаций является Императорская Россия во главе с Императором Всероссийским, опирающимся на Православие как государственную религию и т.п. Однако сначала русский народ должен покаяться за безвинно убиенного царя Николая II и членов его семьи.

И тут вперед выступает миф о царе-мученике Николае II, деятельность которого рассматривается достаточно тенденциозно как образец смирения, терпения, государственного служения и т.п. Как будто и не было никогда в истории России Ходынки, Кровавого Воскресения, бездарно проигранной русско-японской войны, бессмысленной бойни Первой Мировой и т.д. Впрочем, для любого политического мифа, очевидно, то, что исторические факты толкуются миротворцами, исходя из цели и желаемого результата применения мифа.

Миф о царе-мученике порождает миф о царе-герое, стоящем на страже Правды и представляющем сильное государственное начало. В мифологическом сознании такой «царь-герой» всегда спаситель и пророк, оплот Православной веры и защитник русского народа. Причем не ясно откуда появится такой «царь-герой», поскольку многие православно-монархические организации такие, как, например, Союз Русского Народа, отрицают призвание на российский трон наследников Николая II и вообще династии Романовых. Для них «новый» царь - это царь-странник, который внезапно объявится неизвестно откуда, будет сразу же узнан народом и совершит чудо - воскресит Российскую Империю во всем ее блеске и великолепии.

Таким образом, здесь мы видим классический пример строительства политического мифа, когда первоначальное ожидание чуда становится инструментом в руках политика-мифотворца, преследующего вполне прагматические цели и аппелирующего к коллективному бессознательному, или наивному монархизму -этакой вечной российской вере в сказку «о добром царе-заступнике».

Помимо использования мифа о царе-герое, православно-монархические организации нередко задействуют весь арсенал правоэкстремистских идей о си-оно-масонском заговоре, антисемитизм, радикальный национализм, религиозный фундаментализм и т.п., что, конечно, позволяет отнести их к правоэкстремистским организациям.

В то же время квинтэссенция левого экстремизма - интернационализм, идея человеческого единства и общественной собственности, классовая борьба и революционное насилие. Левые экстремисты декларируют стремление к восстановлению попранной социальной справедливости, объявляют себя наиболее последовательными борцами «за дело трудящихся масс» и стремятся к созданию более справедливого общества на идеологической основе сложного конгломерата социалистических, коммунистических и собственных новейших левоэкстремистских доктрин.

К наиболее известным левоэкстре-мистским организациям в России относят Национал-большевистскую партию, Авангард Красной Молодежи, Революционный Коммунистический Союз Молодежи, Автономное Действие и различные «анти-фа-группы». Для многих левых радикалов «Золотым Веком» является Советский Союз и, соответственно, многие используют идею необходимости восстановления СССР как великой державы. Поэтому история советской эпохи в программах и установках левых мифологизируется, а советское государство рассматривается как идеал для всего «прогрессивного человечества» и как «царство свободы и социальной справедливости».

Наряду с этим в среде левых экстремистов достаточно популярен миф о герое-революционере, вступившимся за народ и социальную справедливость. Согласно мифу «герой» жертвует собой во имя революции, народа, а его подвиг служит примером для нового поколения борцов. На деле все происходит совсем не так, как представлялось «герою». Такие акции прямого действия, как «помидорный терроризм» в духе НБП, захват кабинетов чиновников, неповиновение сотрудникам милиции и другие заканчиваются, как правило, административными арестами, штрафами и, нередко, уголовными на-

казаниями с реальными сроками заключения. Перспектива провести молодость за решеткой в наше время, в большинстве случаев, не расценивается молодыми людьми, занимающимися политической деятельностью, как необходимый этап их жизни и поэтому количество активных участников экстремистских организаций невелико.

Следовательно, экстремистская деятельность леворадикальных организаций часто основывается не на концептуальных программах переустройства общества, а на наборе различных политических мифов, созданных умелыми мифотворцами и позволяющими манипулировать сознанием, прежде всего, самих участников ле-воэкстремистских организаций и групп.

Современная политика - это сфера, в которой закладываются довольно глубокие стереотипы мышления, сопоставимые разве что с языковыми. Естественно, что манипулирование информацией не может обойтись без строительства политических мифов. Ведь миф - способ упрощенного мышления. Он опирается на одну часть реальности, игнорируя другую. Вырванные из реальности факты увязаны так, чтобы получилась простая схема, пригодная для управления сознанием человека в его сегодняшней жизни. Ему предлагаются образы героев для подражания и уважения, а злодеев - для ненависти и негодования. Герои и злодеи из прошлого должны быть похожи на действующих лиц, их действия должны быть сопоставимы с нынешней ситуацией. Собственная логика исторической ситуации только мешает мифотворцам. Но они вынуждены как-то считаться с ней. Ведь человек только тогда подчиняется мифу, когда считает его правдой. И в этой «правде» проявляется сила политического мифа как одного из действенных способов манипулирования сознанием больших масс людей.

Философия бессильна разрушить политические мифы. Миф сам по себе неуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать с помощью силлогизмов. Но философия может помочь нам понять его. Понять миф - означает не только понять его слабости и уязвимые места, но и осознать его силу. Необходимо тщательно изучать содержа-

ние, происхождение, структуру, технику и методы политических мифов [4, с. 206].

Известной проблемой современного мира, в том числе и России, является рост экстремистских политических организаций, которые, используя различные нелегитимные, в том числе и террористические, способы борьбы представляют серьезную угрозу гражданскому обществу.

Современный политический экстремизм тесно связан с политической мифологией, где миф выступает идейным обоснованием противопоставления «мы - они», оправдывает применение насилия ко всем кто не с нами, призывает вернуться к «Золотому Веку», иллюзорной реальности псевдобытия, не считаясь с происходящими процессами в современном мире. Именно благодаря мифологизированности сознания политический экстремизм довольно живуч и является одним из действенных способов дестабилизации политической системы общества. Причем политический экстремизм представляет опасность не только для гражданского общества, но и для самих участников экстремистских организаций. Поскольку они сами становятся объектами для манипуляции со стороны ловких «мастеров-мифо-творцев».

Однако, на наш взгляд, государство и гражданское общество в силах остановить рост политического экстремизма и не допустить эскалации национальных, расовых, религиозных, социальных и прочих конфликтов в современной России. В связи с этим, можно предложить некоторые рекомендации по активизации антиэкстремистской политики в России.

Во-первых, необходимо разработать государственную программу противодействия политическому экстремизму в российском обществе.

Во-вторых, нужна совместная деятельность государственных и общественных структур в разработке и внедрении программ молодежной политики. Это могла бы быть программа социальной адаптации молодежи, создание новых рабочих мест (борьба с молодежной безработицей), более доступное профессиональное образование, развитие спортивных, культурных, досуговых направлений молодежной политики.

В-третьих, основой антиэкстремистской политики должна стать система мер профилактики экстремистской деятельности, которую необходимо осуществлять комплексно. Система мер профилактики должна включать в себя законность действий сотрудников правоохранительных органов, повышение их правовой и морально-психологической подготовки, оперативное и полное информирование общества о конкретных проявлениях экстремистской деятельности, своевременное и эффективное решение назревших социально-экономических проблем, недопущение обострения социальных, национальных, религиозных конфликтов в российском обществе.

Война за людское сознание в наше время играет более важную роль, чем война за города и территории. И если люди хотят быть свободными и независимыми, руководствоваться своими интересами, а не внешними сигналами, управляющими нашим сознанием, то первый шаг к свободе - поиск истины, в том числе реальной картины событий недавнего прошлого, их механизма и смысла. Помочь нам может только осмысление реального исторического опыта и осознание того, что мифы -это часто только инструмент для манипуляции нашим сознанием.

1. Авцинова, Г.И. Экстремизм политический / Г.И. Авцинова // Политическая энциклопедия - М.: Мысль, 1999. - 701 с.

2. Грачев, А.С. Политический экстремизм / А.С. Грачев - М.: Политиздат, 1986. - 346 с.

3. Кадиева, А.М. К вопросу о сущности религиозного экстремизма / А.М. Кадиева // Религиоведение. -2007. - №4.

4. Кара - Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара - Мурза - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.

5. Ортега - и - Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега - и - Гассет // Эстетика. Философия культуры - М.: Искусство, 1991. - 449 с.

6. Прибыловский, В. Русские националистические и праворадикальные организации. 1989 - 1995. Документы и тексты / В. Прибыловский - М.: Панорама, 1995. - 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.