ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 323
Политические мифы были известны еще в эпоху древнейших цивилизаций и особенно использовались для обоснования насильственной смены царствующих династий, когда приходилось объяснять, почему боги прогневались на грешных людей из прежней династии и потребовали принесения их в жертву для воцарения других - лучших, хороших, умных и т.п. правителей из новой династии. Для возвеличивания одних кумиров и низвержения других годились любые мифы, коренившиеся в народном сознании.
Особенно широкое применение политические мифы получили в современную эпоху. И связано это с характерными особенностями политических мифов. К этим особенностям можно отнести, во-первых, то, что политические мифы создаются отдельными людьми или группами людей для обоснования определенных целей в политике, как-то насильственный захват власти, проведение избирательной кампании и т.д.; во-вторых, то, что объектом мифологизации выступают реальные люди и события современного или недавнего прошлого, как например, «развитой социализм Брежнева» или «рыночная демократия Ельцина» и т.п.; наконец, то, что политические мифы распространяются преимущественно через средства массовой информации, в наше время - особенно через Интернет.
Политический миф всегда чья-то выдумка, даже если кажется, что он рожден реальностью (мифологизированными событиями, эмоциональными декларациями и т.д.). Иначе говоря, политический миф всегда кем-нибудь создан, и лишь затем воспринят. Сначала как возможная реальность, потом - как реальность очевидная. По мнению С. Кара-Мурзы, «структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать в демократических го-
М.К. АРЧАКОВ
сударствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением» [4, с. 205].
Политический миф характеризуется определенным набором компонентов: картиной социума в виде мифологизированной концепции, временем расцвета или упадка национальной истории и культуры, образом будущего (понятым как возвращение к Золотому Веку) и противостоянием «мы - они» (аналог противостояния «Добро - Зло»). Если задача архаического мифа состояла в том, чтобы любое социальное действие воспроизводило космогоническую модель мира (то есть, восстанавливало мировоззрение), то культурная задача политического мифа, состоит в восстановлении социальной картины мира, разрушенной во время социального катаклизма.
Еще один аспект политического мифа - это структурирование действительности в ситуации тотального кризиса, то есть в той ситуации, когда нельзя картину мира восстановить и усвоить как целостную. Она делится на фрагменты, которые соединяются мифологическими связями. И только в дальнейшем мифологические конструкции «обрастают» рациональными представлениями, концепциями, правовыми и политическими воззрениями. И тем не менее при всей упрощенности политического мифа, при всей его кризисной случайности, в основе его непременно лежит концепция. Политический миф не рождается сам собой, иначе ему не войти в конкурентное поле политики. Поэтому в политическом мифе всегда есть рациональное основание, ведь цивилизованный человек не может отказаться от требований рациональности. Для своих убеждений он ищет какие-то резонные основания.
В политическом мифе время ограничивается одним или несколькими со-
бытиями, т.е. на первый план выступает прошлое - источник мифосюжетов, отделенное от настоящего. Настоящее упрощено и находится в запустении. Так, например, поклонники языческой, православно-имперской или советской Руси-России демонстрируют поразительное безразличие к России сегодняшней, настоящей. Их «Золотой Век» располагается в более или менее отдаленном прошлом, причем в прошлом мифологизированном, вымышленном.
Политическая мифология - инструмент, который вполне осознанно задействован в информационных войнах и основан на знании человеческой природы. Политика становится рациональной формой использования иррациональной сущности масс, которые свои интересы готовы осознавать только в ярких образах и мистических откровениях. Действительно, масса не способна к абстрактным суждениям, массе можно только внушить, но не доказать. Ее истина - миф. Поэтому управление массой опирается на знание архетипа, древнейших психических установок, основополагающих эмоциональных состояний. Этим занимаются вожди и политическая пропаганда. Ортега-и-Гассет так оценивал изменения в политике, связанные с массификацией: «Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого деления навязывает свои желания и вкусы. Толковать эти перемены так, будто масса, устав от политики, перепоручила ее профессионалам, неверно. Ничего подобного. Так делалось раньше, это и была демократия. Масса догадывалась, что, в конце концов, при всех своих изъянах и просчетах политики в общественных проблемах разбираются несколько лучше ее. Сегодня, напротив, она убеждена, что вправе давать ход и силу закона своим трактирным фантазиям» [5, с. 142].
Создание современного политического мифа должно отвечать нескольким критериям. Во-первых, политический миф должен быть связан с культом и традицией (своеобразная связь создаваемой политической модели с мистикой). Пожалуй уже классический пример - построение системы Третьего Рейха на основе мистической
«крови и почвы», «единой народной общности» и т.д. Во-вторых, миф должен обладать качеством монолитности, тотальности. К примеру, миф эпохи «развитого социализма» - «Народ и партия едины!», свидетельствующий о монолитности всего советского народа, идущего в светлое будущее под «безошибочным» руководством коммунистической партии. В-третьих, необходима четкая, прослеживаемая связь с реальностью. Миф - это не обман, это целая технология для манипулирования сознанием, в том числе способ воздействия на коллективное бессознательное. Пример такого мифа - «политические репрессии в СССР 30-х гг.» и как следствие вывод - «были репрессии, были жертвы, в том числе и невинные - значит, коммунизм равен фашизму». В-четвертых, миф должен быть закреплен в ритуале. Можно сказать, что ритуал обеспечивает мифу долгожительство. С помощью церемониала собрание превращается в гипнотическую мессу. Авторитет идей подкрепляется здесь парадом символов: знаменами, аллегориями, гимнами, лозунгами, музыкой. Без символов, почитаемых или разрушаемых, не может быть активности масс. Ярлыки закрепляют идеи и образ врага, праздник символов готовит людей к новой идентичности.
Миф, популярный во время государственной смуты или политического кризиса и имеющий отчетливый политический оттенок, - это миф о герое-избавителе (миф о сильной руке), о том, что очень скоро придет, объявится неизвестно откуда диктатор (царь, монарх, хозяин), и он-то нас спасет и накажет всех, кто нас преследует и угнетает.
Таким образом, политические мифы, несущие в себе как рациональную, так и не менее важную иррациональную компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в современных государствах.
Не менее сложным социальным феноменом, чем миф является политический экстремизм, сопровождающий человечество на протяжении веков. В известной степени вся человеческая история представляет собой борьбу за выживание, сочетающую интеллектуальный, духов-
ный поиск и бесконечную череду войн, убийств, политического насилия, терроризма, причем с течением времени жестокость и масштабы этой борьбы постоянно возрастают.
Политический экстремизм представляет собой исторически меняющееся явление, сопровождающее человечество на протяжении всей его истории с момента возникновения политического мира и собственно политики как одной из форм регулирования жизнедеятельности социальных систем, основанной на авторитете публичной власти. Однако особенно ярко этот феномен проявился в ХХ в., когда стал явно и широко представлен на всех своих уровнях.
Большинство авторов понимают под термином «политический экстремизм» приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям [1, 2, 6]. Это предполагает выделение в политическом экстремизме двух основных составляющих: идеи (идеологема) и деятельности. (совершенное действие). То есть любой вид экстремистской политической деятельности, в большинстве случаев всегда идейно обоснован, связан с определенными взглядами, ценностями, чувствами и т.п.
Кроме того, идейная обоснованность проявляется и у властного экстремизма, т.е. в деятельности субъектов, которым принадлежит реальное экономическое и политическое господство в данном обществе, и у оппозиционного экстремизма, т.е. экстремизма подчиненных социальных групп. По мнению А. Кадиевой, «если первый преследует цель сохранения власти и связанных с ней привилегий высшими слоями общества, то второй выступает как защитная реакция на резкое качественное ухудшение условий жизни низших, подчиненных социальных групп или на реальную угрозу такого ухудшения» [3, с. 136].
Идейным обоснованием экстремистской деятельности выступает политический миф. Вот почему политические мифы не возникают спонтанно, а представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». С помощью политических мифов несложно обосновать любое нелегитимное насилие, совершаемое для достижения определенных политических целей.
Особенное значение проблема сочетания политической мифологии и экстремизма имеет для политической жизни российского общества, в котором экстремистские идеи и действия традиционно играют большую роль. Политический экстремизм - неизменный спутник российской истории: и во времена самодержавного деспотизма, и в советский период, и на современном этапе существенное место в политическом процессе занимали и занимают экстремистские партии и движения, настроения и действия.
В современной России можно выделить две разновидности политического экстремизма: правый и левый экстремизм. Причем для обеих разновидностей экстремистских организаций, объединений и групп характерна взаимосвязь политической мифологии и экстремистской деятельности. Так, основным мифом характерным для правого экстремизма является так называемый миф «крови и почвы», получивший свое воплощение в германском национализме периода Веймарской республике и затем ставший основой национал-социалистической идеологии. Квинтэссенция мифа «крови и почвы» -декларация того, что человечество по своей сути не едино и существуют высшие и низшие расы и нации, т.е. вера в то, что передающиеся по наследству биологические структуры одних народов лучше, чем гены других народов, а так же вытекающая из этого положения установка на подавление других наций и рас. Именно из идеи расового, национального неравенства, являющейся отправной точкой в нацистской идеологии, вытекают остальные положения национал-социализма - принцип «фюрерства», антисемитизм, милитаризм, экспансионизм и т.д.
Несмотря на крах Третьего Рейха, миф «крови и почвы» в современном мире, в том числе и в России, имеет множество последователей из среды право-экстремистских организаций и групп. На основе мифа «крови и почвы» действовали и продолжают действовать такие организации, как Русское Национальное Единство, Национал-социалистическое Общество, Славянский Союз, различные скинхэдгруппы и десятки других более мелких объединений. Всех их объединяет приверженность
национал-социалистической идеологии, более или менее лояльное отношение к А. Гитлеру, политическим институтам Третьего Рейха, а так же стремление сделать ставку в политической борьбе на угрозу применения силы или практику открытого использования насильственных действий. Почти всегда истинная деятельность данных организаций ретушируется красивыми лозунгами, открытой демагогией, умеренными программами и патриотическими декларациями.
Однако в целом их деятельность носит подражательный характер. Данные структуры не считаясь с объективной реальностью, изменившимся миром, происходящими социально-экономическими, политическими процессами стремятся возродить «идеал» - национал-социалистическую теорию и практику времен Третьего Рейха и привить ее на современную российскую почву. Это их «Золотой Век», и куда они пытаются ввергнуть российское общество. Отсюда - «эстетика» полувоенизированных организаций типа РНЕ, культ вождя и вождей рангом пониже, эмблемы в виде всевозможных свастик, именуемые на русский манер - «коловратами-солнцеворотами», римское приветствие вскинутой рукой, военно-спортивная подготовка и насилие над политическими противниками, представителями других национальностей и рас.
Следовательно, современный российский миф «крови и почвы», нося во многом подражательный характер, является в тоже время стержнем правоэкстремистской теории и практики. А уже на него наслаиваются другие «пласты» - сионо-масонский заговор, мировое оккупационное правительство, антисемитизм и ксенофобия вообще, культ вождя и героев, тотальности государственной власти и т.д. Поэтому адепты правоэкс-тремистских организаций национал-социалистической направленности обоснование своей деятельности видят в националистических, расистских, фашистских идеях, воспроизводя, таким образом, миф «крови и почвы», но в достаточно неоригинальной, подражательной форме.
Наряду с национал-социалистической формой правый экстремизм в современной России проявляется и в деятельности некоторых православно-монархических организаций и групп. К таковым можно от-
нести Союз Русского Народа, Российский общенародный союз, Черную Сотню и ряд других. Данными организациями активно эксплуатируется миф о царе-мученике и о добром царе-герое. «Золотым Веком» для участников православно-монархических организаций является Императорская Россия во главе с Императором Всероссийским, опирающимся на Православие как государственную религию и т.п. Однако сначала русский народ должен покаяться за безвинно убиенного царя Николая II и членов его семьи.
И тут вперед выступает миф о царе-мученике Николае II, деятельность которого рассматривается достаточно тенденциозно как образец смирения, терпения, государственного служения и т.п. Как будто и не было никогда в истории России Ходынки, Кровавого Воскресения, бездарно проигранной русско-японской войны, бессмысленной бойни Первой Мировой и т.д. Впрочем, для любого политического мифа, очевидно, то, что исторические факты толкуются миротворцами, исходя из цели и желаемого результата применения мифа.
Миф о царе-мученике порождает миф о царе-герое, стоящем на страже Правды и представляющем сильное государственное начало. В мифологическом сознании такой «царь-герой» всегда спаситель и пророк, оплот Православной веры и защитник русского народа. Причем не ясно откуда появится такой «царь-герой», поскольку многие православно-монархические организации такие, как, например, Союз Русского Народа, отрицают призвание на российский трон наследников Николая II и вообще династии Романовых. Для них «новый» царь - это царь-странник, который внезапно объявится неизвестно откуда, будет сразу же узнан народом и совершит чудо - воскресит Российскую Империю во всем ее блеске и великолепии.
Таким образом, здесь мы видим классический пример строительства политического мифа, когда первоначальное ожидание чуда становится инструментом в руках политика-мифотворца, преследующего вполне прагматические цели и аппелирующего к коллективному бессознательному, или наивному монархизму -этакой вечной российской вере в сказку «о добром царе-заступнике».
Помимо использования мифа о царе-герое, православно-монархические организации нередко задействуют весь арсенал правоэкстремистских идей о си-оно-масонском заговоре, антисемитизм, радикальный национализм, религиозный фундаментализм и т.п., что, конечно, позволяет отнести их к правоэкстремистским организациям.
В то же время квинтэссенция левого экстремизма - интернационализм, идея человеческого единства и общественной собственности, классовая борьба и революционное насилие. Левые экстремисты декларируют стремление к восстановлению попранной социальной справедливости, объявляют себя наиболее последовательными борцами «за дело трудящихся масс» и стремятся к созданию более справедливого общества на идеологической основе сложного конгломерата социалистических, коммунистических и собственных новейших левоэкстремистских доктрин.
К наиболее известным левоэкстре-мистским организациям в России относят Национал-большевистскую партию, Авангард Красной Молодежи, Революционный Коммунистический Союз Молодежи, Автономное Действие и различные «анти-фа-группы». Для многих левых радикалов «Золотым Веком» является Советский Союз и, соответственно, многие используют идею необходимости восстановления СССР как великой державы. Поэтому история советской эпохи в программах и установках левых мифологизируется, а советское государство рассматривается как идеал для всего «прогрессивного человечества» и как «царство свободы и социальной справедливости».
Наряду с этим в среде левых экстремистов достаточно популярен миф о герое-революционере, вступившимся за народ и социальную справедливость. Согласно мифу «герой» жертвует собой во имя революции, народа, а его подвиг служит примером для нового поколения борцов. На деле все происходит совсем не так, как представлялось «герою». Такие акции прямого действия, как «помидорный терроризм» в духе НБП, захват кабинетов чиновников, неповиновение сотрудникам милиции и другие заканчиваются, как правило, административными арестами, штрафами и, нередко, уголовными на-
казаниями с реальными сроками заключения. Перспектива провести молодость за решеткой в наше время, в большинстве случаев, не расценивается молодыми людьми, занимающимися политической деятельностью, как необходимый этап их жизни и поэтому количество активных участников экстремистских организаций невелико.
Следовательно, экстремистская деятельность леворадикальных организаций часто основывается не на концептуальных программах переустройства общества, а на наборе различных политических мифов, созданных умелыми мифотворцами и позволяющими манипулировать сознанием, прежде всего, самих участников ле-воэкстремистских организаций и групп.
Современная политика - это сфера, в которой закладываются довольно глубокие стереотипы мышления, сопоставимые разве что с языковыми. Естественно, что манипулирование информацией не может обойтись без строительства политических мифов. Ведь миф - способ упрощенного мышления. Он опирается на одну часть реальности, игнорируя другую. Вырванные из реальности факты увязаны так, чтобы получилась простая схема, пригодная для управления сознанием человека в его сегодняшней жизни. Ему предлагаются образы героев для подражания и уважения, а злодеев - для ненависти и негодования. Герои и злодеи из прошлого должны быть похожи на действующих лиц, их действия должны быть сопоставимы с нынешней ситуацией. Собственная логика исторической ситуации только мешает мифотворцам. Но они вынуждены как-то считаться с ней. Ведь человек только тогда подчиняется мифу, когда считает его правдой. И в этой «правде» проявляется сила политического мифа как одного из действенных способов манипулирования сознанием больших масс людей.
Философия бессильна разрушить политические мифы. Миф сам по себе неуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать с помощью силлогизмов. Но философия может помочь нам понять его. Понять миф - означает не только понять его слабости и уязвимые места, но и осознать его силу. Необходимо тщательно изучать содержа-
ние, происхождение, структуру, технику и методы политических мифов [4, с. 206].
Известной проблемой современного мира, в том числе и России, является рост экстремистских политических организаций, которые, используя различные нелегитимные, в том числе и террористические, способы борьбы представляют серьезную угрозу гражданскому обществу.
Современный политический экстремизм тесно связан с политической мифологией, где миф выступает идейным обоснованием противопоставления «мы - они», оправдывает применение насилия ко всем кто не с нами, призывает вернуться к «Золотому Веку», иллюзорной реальности псевдобытия, не считаясь с происходящими процессами в современном мире. Именно благодаря мифологизированности сознания политический экстремизм довольно живуч и является одним из действенных способов дестабилизации политической системы общества. Причем политический экстремизм представляет опасность не только для гражданского общества, но и для самих участников экстремистских организаций. Поскольку они сами становятся объектами для манипуляции со стороны ловких «мастеров-мифо-творцев».
Однако, на наш взгляд, государство и гражданское общество в силах остановить рост политического экстремизма и не допустить эскалации национальных, расовых, религиозных, социальных и прочих конфликтов в современной России. В связи с этим, можно предложить некоторые рекомендации по активизации антиэкстремистской политики в России.
Во-первых, необходимо разработать государственную программу противодействия политическому экстремизму в российском обществе.
Во-вторых, нужна совместная деятельность государственных и общественных структур в разработке и внедрении программ молодежной политики. Это могла бы быть программа социальной адаптации молодежи, создание новых рабочих мест (борьба с молодежной безработицей), более доступное профессиональное образование, развитие спортивных, культурных, досуговых направлений молодежной политики.
В-третьих, основой антиэкстремистской политики должна стать система мер профилактики экстремистской деятельности, которую необходимо осуществлять комплексно. Система мер профилактики должна включать в себя законность действий сотрудников правоохранительных органов, повышение их правовой и морально-психологической подготовки, оперативное и полное информирование общества о конкретных проявлениях экстремистской деятельности, своевременное и эффективное решение назревших социально-экономических проблем, недопущение обострения социальных, национальных, религиозных конфликтов в российском обществе.
Война за людское сознание в наше время играет более важную роль, чем война за города и территории. И если люди хотят быть свободными и независимыми, руководствоваться своими интересами, а не внешними сигналами, управляющими нашим сознанием, то первый шаг к свободе - поиск истины, в том числе реальной картины событий недавнего прошлого, их механизма и смысла. Помочь нам может только осмысление реального исторического опыта и осознание того, что мифы -это часто только инструмент для манипуляции нашим сознанием.
1. Авцинова, Г.И. Экстремизм политический / Г.И. Авцинова // Политическая энциклопедия - М.: Мысль, 1999. - 701 с.
2. Грачев, А.С. Политический экстремизм / А.С. Грачев - М.: Политиздат, 1986. - 346 с.
3. Кадиева, А.М. К вопросу о сущности религиозного экстремизма / А.М. Кадиева // Религиоведение. -2007. - №4.
4. Кара - Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара - Мурза - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.
5. Ортега - и - Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега - и - Гассет // Эстетика. Философия культуры - М.: Искусство, 1991. - 449 с.
6. Прибыловский, В. Русские националистические и праворадикальные организации. 1989 - 1995. Документы и тексты / В. Прибыловский - М.: Панорама, 1995. - 478 с.