Научная статья на тему 'Мифологические истоки правого экстремизма в современной России'

Мифологические истоки правого экстремизма в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
225
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арчаков М. К.

В статье рассматриваются особенности происхождения политических мифов в современной России. Проведенный анализ позволяет утверждать, что политические мифы, являясь идейной основой экстремистской деятельности, выполняют функцию манипулирования массовым сознанием для достижения определенных политических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers an origin, structure, kinds of political myths in contemporary Russia. The carried out analysis allows saying that political myths, being an ideological basis of the extremist activity, manipulate mass consciousness to achieve certain political aims.

Текст научной работы на тему «Мифологические истоки правого экстремизма в современной России»

Общественно-социальные и политические исследования

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ПРАВОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Арчаков М.К., канд. ист. наук, доцент Благовещенский государственный педагогический университет г. Благовещенск, Россия

В статье рассматриваются особенности происхождения политических мифов в современной России. Проведенный анализ позволяет утверждать, что политические мифы, являясь идейной основой экстремистской деятельности, выполняют функцию манипулирования массовым сознанием для достижения определенных политических целей.

The article considers an origin, structure, kinds of political myths in contemporary Russia. The carried out analysis allows saying that political myths, being an ideological basis of the extremist activity, manipulate mass consciousness to achieve certain political aims.

Миф - древнейший социальный феномен, организационная система, включающая в себя механизмы самоорганизации человеческого сообщества. Эта система формируется в исходных формах в подсознании и сознании человека и поэтому близка к его биологической природе. Близость к природе позволяет ей наделять сферу инстинктов, эмоциональность человека социальными началами, которые способствуют тому, что эта индивидуальная социальность легко коллективизируется.

Вместе с тем миф оказывается древнейшей формой власти - властью организованных эмоций, инстинктов и чувств. Поэтому достаточно серьезная политика не обходится без определенной дозы мифотворчества. Любой избирательный процесс приводит к созданию и массовому распространению тех или иных политических мифов. Политический выбор, как и всякий выбор вообще, основывается, в том числе, на вере в определенные иллюзии, обманчивые обещания, призрачные надежды. Это объективное явление, порожденное субъективным и вероятностным началами политического процесса. Кроме того, кандидаты на выборах нередко прибегают к мистификации, сознательно насаждая мифы о себе. Таким образом, как отмечает И.И. Кравченко: «В современной политике миф - сильное средство внушения, особое оружие, способное внушать, подчинять, группировать и направлять людей, формировать из них политические организации, партии, движения и воспитывать борцов за идею. То есть миф обезволивает человека, если становится содержанием его сознания, интерьеризуется как глубокое внутреннее побуждение, пусть, хотя бы в форме предрассудка, веры, суеверия» [1].

Поскольку экстремистская деятельность проявляется, преимущественно, в сфере политики, то и идейным обоснованием политического экстремизма нередко выступают те или иные политические мифы. Причем идейная (мифологическая) обоснованность проявляется и у властного экстремизма, т.е. в деятельности субъектов, которым принадлежит реальное экономическое и политическое господство в данном обществе, и у оппозиционного экстремизма, т.е. экстремизма подчиненных социальных групп. По мнению А. Кадиевой: «Если первый преследует цель сохранения власти и связанных с ней привилегий высшими слоями общества, то второй выступает как защитная реакция на резкое качественное ухудшение условий жизни низших, подчиненных социальных групп или на реальную угрозу такого ухудшения» [2]. Следовательно, с помощью по-

литических мифов несложно обосновать любое нелегитимное насилие, совершаемое для достижения определенных политических целей.

Особое значение проблема сочетания политической мифологии и экстремизма имеет для политической жизни российского общества, в котором экстремистские идеи и действия традиционно играют большую роль. Политический экстремизм - неизменный спутник российской истории: и во времена самодержавного деспотизма, и в советский период, и на современном этапе существенное место в политическом процессе занимали и занимают экстремистские партии и движения, настроения и действия.

В современной России политический экстремизм можно охарактеризовать в контексте использования экстремистскими организациями тех или иных политических мифов. Опора на политические мифы связана с тем, что любая экстремистская организация или группа стремится, прежде всего, воздействовать на массовое сознание, используя различного рода стереотипы, популярные идеи, мировоззренческие установки. Неслучайно используемые той или иной группировкой идеологические установки тесно связаны с мифологической основой и облечены в достаточно удобную для восприятия массовым сознанием форму.

Одним из основных мифов характерных для правого экстремизма является так называемый миф «крови и почвы», получивший свое воплощение в германском национализме периода Веймарской республике и затем ставший основой национал-социалистической идеологии. Квинтэссенция мифа «крови и почвы» - декларация того, что человечество по своей сути не едино и существуют высшие и низшие расы и нации, т.е. вера в то, что передающиеся по наследству биологические структуры одних народов лучше, чем гены других народов, а так же вытекающая из этого положения установка на подавление других наций и рас.

Несмотря на крах Третьего Рейха, миф «крови и почвы» наиболее воспроизводимый в идеологических установках праворадикальных организаций в современном мире. В России на его использовании построена деятельность множества праворадикальных организаций, таких как РНЕ, НСО, НДПР и десятка других более мелких группировок. Причем в их мировоззренческих установках миф «крови и почвы» получает специфическое толкование для российской действительности. Так, русскими по крови признаются не только собственно русские, но и украинцы и белорусы (в программных документах, например, РНЕ они считаются представителями «единого русского народа»). Соответственно, русские - носители лучших арийских качеств, будущие строители «нового русского мирового порядка».

Нетрудно заметить, что здесь «начинает» строится еще один миф - арийский миф (хотя, конечно, корни его уходят в мифологию Третьего Рейха). Идея об арийцах, как носителях высших добродетелей, справедливости, красоты, гуманности, имеющих право на власть над другими народами является в трудах современных идеологов правого радикализма лишь простым подражанием, реинкарнацией мифа о «германском арийском народе - завоевателе». Поэтому неслучайны в программных документах российских праворадикальных организаций идеи об особой миссии русского народа -спасении всего человечества и установлении некоего «мирового русского порядка». Естественно, что образ народа - спасителя человечества, носителя высших абсолютных качеств более восприимчив массовым сознанием, чем разного рода научные, статистические данные о современном состоянии русской нации.

Еще один миф чрезвычайно популярный у российских праворадикалов - миф о вожде-избавителе (миф о сильной руке), о том, что именно вождь нации «придет, всех спасет и накажет тех, кто нас угнетает». Причем на роль вождя-избавителя претендует каждый из лидеров всевозможных праворадикальных организаций и групп (например, А. Баркашов, Д. Румянцев, Д. Демушкин, А. Севастьянов, А. Белов (Поткин), А. Ива-

нов и т.д.). Миф о вожде-избавителе также не самобытный, а заимствованный у германских национал-социалистов так называемый «фюрер-принцип» (одна нация, один вождь, одно государство). В дальнейшем, миф о вожде-избавителе подкрепляется новым - мифом о национальной элите (элита избранных), то есть тех, кто вместе с вождем нации участвует в установлении «нового порядка».

Используя данные и подобные мифы идеологи российского правого радикализма стремятся возродить «идеал» - национал-социалистическую теорию и практику времен Третьего Рейха и привить ее на современную российскую почву. Это их «Золотой Век», куда они и пытаются ввергнуть российское общество. Отсюда «эстетика» полувоенизированных организаций типа РНЕ, культ вождя и вождей рангом пониже, эмблемы в виде всевозможных свастик, именуемые на русский манер - «коловратами -солнцеворотами», римское приветствие вскинутой рукой, военно-спортивная подготовка и насилие над политическими противниками, представителями других национальностей и рас.

Таким образом, современный политический экстремизм тесно связан с политической мифологией, где миф выступает идейным обоснованием противопоставления «мы - они», оправдывает применение насилия ко всем кто не с нами, призывает вернуться к «Золотому Веку», иллюзорной реальности псевдобытия, не считаясь с происходящими процессами в современном мире. Именно благодаря мифологизированности сознания политический экстремизм довольно живуч и является одним из действенных способов дестабилизации политической системы общества. Причем политический экстремизм представляет опасность не только для гражданского общества, но и для самих участников экстремистских организаций. Поскольку они сами становятся объектами для манипуляции со стороны ловких «мастеров» - мифотворцев.

Тем не менее, государство и гражданское общество в силах остановить рост политического экстремизма и не допустить эскалации национальных, расовых, религиозных, социальных и прочих конфликтов в современной России.

Литература

1. Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современность / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 1999. - № 1. - С. 16.

2. Кадиева, А.М. К вопросу о сущности религиозного экстремизма / А.М. Ка-диева // Религиоведение. - 2007. - № 4. - С. 136.

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФЕНОМЕНОВ

Богданова В.О., аспирант Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Россия

Социальная среда упорядочивает социальные взаимодействия. Социальные связи и процессы объективируются. Человек попадает в «кармический круг» социальных взаимодействий, подвергается мощному давлению со стороны общества, а также изменяется сам, преобразуя свои когнитивные структуры.

Social environment regulates the social interactions. Social relations and processes are objectified. Man falls into the "karmic circle" of social interactions, is under enormous pressure from society, but also changes himself by transforming their cognitive structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.