Научная статья на тему 'Политические представления в раннем христианстве'

Политические представления в раннем христианстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2689
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА / БИБЛИЯ / ВЕТХИЙ (СТАРЫЙ) И НОВЫЙ ЗАВЕТ / HISTORY OF POLITICAL DOCTRINES / EARLY CHRISTIANITY / POLITICAL VIEWS OF EARLY CHRISTIANITY / BIBLE / THE OLD AND THE NEW TESTAMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бичехвост Александр Федорович

В статье выявляются политические, социальные и идеологические причины возникновения христианства, определяются его хронологические рамки. На основании анализа Ветхого (Старого) и Нового Заветов выделяется ряд проблем, которые составили основное содержание политической концепции раннего христианского вероучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VIEWS IN EARLY CHRISTIANITY

The article revealed the political, social and ideological reasons for the rise of Christianity to define its chronological framework. Based on the analysis of the Old and New Testaments highlighted a number of issues that were the main content of the political conception of the early Christian creeds.

Текст научной работы на тему «Политические представления в раннем христианстве»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

А.Ф. Бичехвост

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

В статье выявляются политические, социальные и идеологические причины возникновения христианства, определяются его хронологические рамки. На основании анализа Ветхого (Старого) и Нового Заветов выделяется ряд проблем, которые составили основное содержание политической концепции раннего христианского вероучения.

Ключевые слова: история политических учений, раннее христианство, политические представления раннего христианства, Библия, Ветхий (Старый) и Новый Завет.

A.F. Bichekhvost

POLITICAL VIEWS IN EARLY CHRISTIANITY

The article revealed the political, social and ideological reasons for the rise of Christianity to define its chronological framework. Based on the analysis of the Old and New Testaments highlighted a number of issues that were the main content of the political conception of the early Christian creeds.

Keywords: history of political doctrines, early Christianity, political views of early Christianity, the Bible, the Old and the New Testament.

Неотъемлемой частью истории политических учений по праву считается политическая догматика христианства — крупнейшей мировой монотеистической религии, отразившей многие актуальные для своего времени проблемы политического характера: о свободе и равенстве, мессианстве и эсхатологии, государстве, правлении и др.

Вступление человечества в христианскую эпоху стало поистине революционным событием в истории цивилизации. По словам К. Маркса, появление христианской религии означало крах античного миропорядка. Как новая религия и новое мировоззрение христианство вызвало радикальные перемены в осмыслении человеком своего места в мире и отношения к Богу. В отличие от античного язычества новая религия выдвинула идею трансцендентности Бога: в противовес греко-латинскому натурализму оно поместило Бога не просто вне видимой природы, но и над ней. И природа, и человек оказались сопричастны Богу. Эта идея способствовала формированию принципиально иного духовного климата, атмосферы общества, прямым следствием чего стали изменения в по-

© Бичехвост Александр Федорович, 2016

Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры политологии (Саратовская государственная 206 юридическая академия)

литическом мышлении эпохи1.

Как отмечала профессор И.С. Свенцицкая, для того чтобы понять причины возникновения христианского вероучения, его эволюцию, формы организации его сторонников, необходимо хорошо представлять время и место исторического действия, социальную среду и духовный климат, в котором жили первые христиане, психологию людей, проповедовавших новое учение и принимавших его.

Появлению веры, превратившейся за короткое время во влиятельную мировую религию, способствовали политические, социальные, экономические и моально-нравственные факторы. На Аппенинском полуострове I век н.э. был временем становления новой политической формы — империи, выработки системы стабильных отношений между Римом и провинциями; этот век характеризовался поисками и в области экономической (переход к более широкому использованию труда арендаторов-колонов вместо рабов), и в области духовной. Вся совокупность разноплановых процессов, происходивших в тот период, способствовала появлению, а затем и распространению христианства на территории Римской империи2.

Римская империя периода возникновения христианства переживала острейший политический, экономический, социальный и духовно-нравственный кризис.

Ощущение безысходности было распространено в самых разных слоях населения. В христианские общины вступали многие представители римской аристократии, разочаровавшиеся в традиционной римской религии и старых богах. Однако интерес к новой религии проявлялся, прежде всего, в социальных низах. Христианство появилось и возникло в первую очередь как религия рабов, угнетенных, религия, защищавшая права обездоленных, несчастных: & «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»3. и

На первый план верующими выдвигались проблемы мировоззренческого, а морально-нравственного характера о смысле жизни, причинах жизненных удач о и неудач, справедливости или несправедливости существующего миропорядка, к способах спасения, избавления от страданий и смерти. Христианство отвечало на о

с

многие из этих вопросов, что способствовало быстрому распространению новой | христианской идеологии. в

е

Выражением системного кризиса Римской империи стали движение поко- о

ренных народов против метрополии, активизация выступлений рабов против ю

завоевателей. Покоренные Римом народы при малейшей возможности стреми- |

лись освободиться от власти римлян. Социальный протест угнетенных масс к

нуждался в идеологии, которая объединила бы различные слои зависимого на- а

селения, дала ему в руки мощное духовное оружие, которое могло бы сплотить |

их в борьбе против господства Рима. Такой идеологией и стало христианство. и

История христианства подразделяется на три периода, в рамках каждого из №

которых выделяются менее крупные. В соответствии с наиболее распространен- 1

ной версией периодизации древняя история христианства пришлась на период )

с I по VII в., когда, начиная с правления императора Нерона (37-68 гг.), первые 6 христиане подвергались гонениям, формировались и утверждались христианские каноны, активно проходили богословские дискуссии.

За короткое время новая религия сумела стать влиятельной духовно-политической силой, завоевать авторитет и подавить другие религиозные взгляды и сформировать собственные догматы и представления. Становление

христианского учения и христианских организаций проходило не только в оже- 207

сточенной борьбе с внешними силами, но, прежде всего, и во внутренней борьбе в процессе приспособления христианства к окружающему миру.

Исследователи выделяют ряд проблем, составивших основное содержание ранней политической концепции христианского учения и, прежде всего, идею свободы и равенства людей, которая по праву относится к числу важнейших политических идей христианства.

Христианское вероучение гласило, что все люди равны перед Богом. Вероятнее всего, идеи о равенстве перед Господом Богом христиане позаимствовали у римлянина Сенеки. Согласно христианским заповедям земные жители имели право на счастье и свободу, которые они приобретут в загробной жизни. В христианстве картина загробной жизни с присущей ей равенством выглядела для низов общества гораздо привлекательнее, чем в любой другой религии. Только христианство признавало раба равным со всеми другими людьми перед Богом. Идея равенства людей в загробном мире обеспечила огромную популярность христианства как религиозной идеологии. Признание идеи равенства всех людей, пусть даже в потустороннем мире, наряду с другими идеями христианского религиозного учения предопределило быструю его победу над остальными верованиями.

Важное место в христианской философско-политической концепции занимало учение о человеческой душе. Христианство учило любить в человеке не его внешние атрибуты, не показные достоинства, а душу. На заре становления христианства это была поистине революционная идея.

Согласно христианским догматам душа — сверхъестественная часть человека. В отличие от тела она не подчиняется законам природы. По христианским канонам душа каждого человека сотворена Богом и являлась бессмертной. Христианство очистило душу, показало ее бесконечность в своей красоте, ее самоценность. И раб, и простолюдин могли рассчитывать в будущем на духовную свободу, на особое духовное состояние.

Христианское учение о душе стало новым словом в философской концепции человека. У человека появилась независимая сфера — душа, и, таким образом, христианство расширяло сферу автономии личности. Теперь человек не принадлежал всецело государству, как настаивала греко-римская традиция.

В тесной связи с идеями равенства и свободы, учением о душе и автономности личности в христианском учении находились идеи мессианства и эсхатологии. Мессианство — религиозное учение о пришествии божьего посланца (мессии), призванного установить справедливый и угодный Богу порядок на земле. В христианской традиции мессия являлся посланником небес. В иудейской традиции под мессией подразумевался идеальный земной царь, правящий по воле Бога.

Христианство утверждало, что после чудесного появления мессии установится царство праведности и справедливости бытия. Со временем понимание термина «мессия» расширилось до философского и общественно-политического учения об особой роли какого-либо народа в судьбах человечества.

В рамках учения о мессии христианство выдвинуло идею об ожидаемом втором приходе спасителя, каким должен стать Иисус Христос (Христос по-гречески — мессия, что в переводе с древнееврейского означает «помазанник» божий, «освободитель»). Согласно Евангелиям церковный суд обвинил Иисуса Христа в богохульстве и приговорил его к смертной казни. Богохульство увидели в том, что Христос называл себя «мессией» и «сыном божьим».

В чем заключался социальный смысл прихода мессии? На этот вопрос историк И.Д. Амусин отвечал: «...Ожидание мессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смысл мессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную справедливость на земле»4.

Что же касается христианской идеи эсхатологии, заметим, что эсхатология (от гр. — последний) есть религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Эсхатология в христианстве связывалась с историческим процессом. Христианство трактовало исторический процесс как линейную последовательность событий, которая имеет начало и конец, зависимую от Бога. Другими словами, исторический процесс рассматривался как проявление «промысла божьего». Такое толкование его служило на ранних этапах становления христианства обоснованием неизбежности гибели Римской империи. Христианство ожидало гибели Рима. В самой ранней части Нового Завета под названием «Апокалипсис» (что означает «откровение») содержалась суровая критика Рима, который был назван «великой блудницей», гниющим и смердящим царством зла и порока, которому суждена гибель5.

Согласно христианским взглядам исторический процесс завершается осуществлением высшей цели Творца. Но цель Бога не просто уничтожение зла; мир будет очищен для нового творения, в котором воцарится гармония между Богом и людьми, между человеком и природой.

В соответствии с предшествовавшими философскими и духовными традициями, заложенными в период Древнего мира и Античности, христианство не прошло мимо проблемы государства. Христианское учение отразило идею предназначения государства, признавало за ним положительную роль. Первыми идеологами христианства проводилась мысль о возможности союза государства и церкви, которая в последующем обрела зримые черты в учениях средневековых схоластов, особенно в христианском учении, распространяемом в Византии. Церковь не считала грехом повиноваться государственной власти, признавала ее компетенцию до тех пор, пока она не затрагивала христианской совести. Такая позиция базировалась на учении христианства о том, что внутренний мир человека, спасение его души не зависят от государства или форм государственного устройства, а полностью входят в компетенцию церкви.

На практике первый союз между государством и христианской церковью был официально закреплен первым Никейским собором в 325 г. Христианство стало государственной религией. Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона.

В Библии можно найти ссылку на еще одну политическую проблему — желательный характер межнациональных отношений в государстве и роль государственного правителя в поддержании национального мира. Библия обращалась к членам государственной организации со словами: «Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю»6. Поэтому «пришельца, поселившегося у вас», не притесняйте и не угнетайте. Да будет он для вас «то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской»7. Причем и для пришельца, и для коренного жителя согласно догматам христианства должны действовать один устав и один суд. В указанных

словах Священного Писания просматривается идея равенства всех народов и всех социальных групп, независимо от их национальной принадлежности.

Особое место в христианской догматике занимало учение об отношении к власти, хотя оно носило общий характер и не содержало прямых указаний верующим.

В раннем христианстве обосновывались принцип лояльности и принцип покорности существующей власти. В Евангелиях с изложением жизни Иисуса Христа впервые появилось указание на необходимость прощать властям, терпеть от них любые страдания в земной жизни, проявлять покорность судьбе, проповедовалась идея непротивления злу насилием. Кротость, безоговорочное повиновение граждан государственной власти, рабов — господам послужили составными частями социального учения христианства. «Вы же, рабы, повинуйтесь своим господам, как образу бога, по совести и со страхом»8, — наставляло христианское учение.

Таким образом, являясь мощным идеологическим средством воздействия на массы, выступая с проповедью равенства людей перед Богом, необходимости подчинения государственной власти, христианство в определенной степени объективно выражало и отстаивало интересы господствовавших слоев общества. Не случайно из гонимой религии в последующем оно превращается в религию, официально провозглашенную и поддерживаемую государством, где существовало социальное неравенство.

В то же время в христианской политической концепции наряду с обоснованием идеи покорности и подчинения государственной власти затрагивалась проблема политической обязанности — следует ли подчиняться распоряжениям властей, если они не справедливы? Да, учило христианство, повиноваться надо, но не беспредельно. Если повеление противоречит вере, то оно не связывает христиан никакими обязательствами. Христианская идеология позволяла оправдывать тираноубийство. Подобные утверждения содержались в философско-религиозно-политических текстах Древнего Востока

Не обошло вниманием христианское учение и отношение к царским особам, государственным руководителям. Христианская церковь именем Бога требовала от своих последователей быть покорными всяческому человеческому начальству, повиноваться ему не только из-за страха наказания, но и по совести, ибо начальник есть божий слуга. «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым, — наставляло Первое Соборное послание Святого Апостола Петра. — Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо»9.

В Библии содержалось указание, как узнать избранного Богом руководителя. Такой руководитель должен четко выполнять божественный закон, действовать от имени Бога, выполнять данные обещания, заботиться о простых людях, ни в коем случае не становиться на путь стяжательства. В Библии сказано: «Поставь над собою царя, которого изберет... Бог твой... Только чтобы он не умножал себе коней, .жен, серебра и золота. Он. должен списать для себя список закона сего» и стараться «исполнять все слова. и постановления»», здесь изложенные, «чтобы не надмевалось сердце его перед» подчиненными «и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем

210

он и сыновья его. »

И.Н. Коновалов • Новый этап антинаркотической политики в современной России (региональные аспекты)

В главной священной книге христиан говорилось о путях приобретения политического авторитета: «Кто хочет быть первым, тот должен быть всем слуга», «Милостью он поддерживает престол свой»11. И если царю удастся выполнить библейские предписания, то реализуются высшие цели политического руководства — умножится число разумных граждан в государстве и благосостояние народа, так как «мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено»12. От людей требовалось признавать в качестве политических руководителей только лиц, способных правильно предвидеть результаты собственных поступков и поведения своих подчиненных. «Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем, — наставляла Библия. — Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город»13.

Ранние идеи христианства оказали огромное воздействие на человечество. Содержащиеся в Библии политические идеи послужили конструктивным элементом многих классических учений о политике и государстве. И хотя отдельные положения христианства не выглядят чисто политическими, в целом сила их воздействия на общество и государство носила беспрецедентный характер, оказалась беспримерной. История человеческой цивилизации после победы христианства и его идей стала качественно иной. В своем дальнейшем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая опиралась на наследство, полученное от общего христианского вероучения, возникшего на переломном этапе развития человеческой цивилизации.

1 См.: СвенцицкаяИ.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989. С. 2.

2 См.: Там же.

3 Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея, 5:3.

4 Цит. по: Античное христианство. URL: http://supreme-yoga.ru/christianity/antich.php (дата обращения: 15.10.2016).

5 См.: Библия. Новый Завет. Откровение Ионна Богослова (Апокалипсис), 18:2.

6 Библия. Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых, 14.

7 Библия. Ветхий Завет. Левит, 19:34.

8 Цит. по: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Ran/14.php (дата обращения: 17.10.2016).

9 Библия. Новый Завет. Первое Соборное послание Святого Апостола Петра, 2:19.

10 Библия. Ветхий Завет. Второзаконие, 17:20.

11 Библия. Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых, 20:28.

12 Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 10:1.

13 Там же, 10: 2, 10:3.

И.Н. Коновалов

НОВЫЙ ЭТАП АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

В статье исследуется новый этап антинаркотической политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и их легализации на региональном уровне.

Ключевые слова: антинаркотическая политика, регион, наркоагрессия, наркотический лоббизм, неправительственные и некоммерческие организации.

© Коновалов Иван Николаевич, 2016

Доктор исторических наук, профессор кафедры политологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: i.n.konovalov@mail.ru 211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.