Научная статья на тему 'Религиозные мировоззрения народов Сирии в эллинистический и римский периоды'

Религиозные мировоззрения народов Сирии в эллинистический и римский периоды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1129
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / SYRIA / АНТИЧНОЕ ВРЕМЯ / ANCIENT TIMES / РЕЛИГИОЗНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / RELIGIOUS WORLDVIEWS / ЯЗЫЧЕСТВО / PAGANISM / КУЛЬТ БААЛА / THE CULT OF BAAL / МИТРАИЗМ / MITHRAISM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ГОНОСТИЦИЗМ / GONOSTICISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кольцов Петр Михайлович, Кольцова Кермен Петровна, Мургаев Савр Майорович

Статья посвящена религиозным воззрениям народов Сирии в античное время. Особое внимание авторами уделено процессу трансформации мировоззрения народов от языческих верований с множеством богов-покровителей до монотеизма. Свести все культы к единому богу были заинтересованы, прежде всего, греко-римляне, чтобы укрепить центральную власть. Вначале на территории Сирии обязательным и «официальным» культом стал Баал покровитель всего сущего, плодородия, войны, неба и солнца, а с II в. н.э. его сменила перспективная религия митраизм, который отстаивал закон и порядок, энергично боролся с трудностями и всегда одерживал победу. За эти качества митраизм почитали многие социальные слои Римской империи, особенно солдаты. Постепенно митраизм утратил свое значение и уступил место новому учению христианству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS WORLDVIEW OF THE PEOPLES OF SYRIA IN THE ELLINIST AND ROMAN PERIODS

The article is devoted to the investigation of religious views of Syrian people in ancient times. The authors analyzed the process of transforming the world outlook of peoples from pagan beliefs with a multitude of patron gods to monotheism. Romans and Greeks tried to strengthen the central power and began to eliminateall Syrian cults to one god. At the first stage, Baalthe patron of all things, fertility, war, the sky and the sun became an obligatory and "official" cultin the territory of Syria. But then in the II AD this patron was succeeded by the promising religion Mithraism which defended law and order, and vigorously struggled with difficulties and always won. Social strata of the Roman Empire and especially soldiers revered Mithraism for these qualities.Eventually, Mithraism lost its meaning and gave way to a new teaching of Christianity.

Текст научной работы на тему «Религиозные мировоззрения народов Сирии в эллинистический и римский периоды»

УДК 25:94(394)(470.47)

П.М. Кольцов, К.П. Кольцова, С.М. Мургаев

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

РЕЛИГИОЗНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДОВ СИРИИ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ И РИМСКИЙ ПЕРИОДЫ

Статья посвящена религиозным воззрениям народов Сирии в античное время. Особое внимание авторами уделено процессу трансформации мировоззрения народов от языческих верований с множеством богов-покровителей до монотеизма. Свести все культы к единому богу были заинтересованы, прежде всего, греко-римляне, чтобы укрепить центральную власть. Вначале на территории Сирии обязательным и «официальным» культом стал Баал - покровитель всего сущего, плодородия, войны, неба и солнца, а с II в. н.э. его сменила перспективная религия митраизм, который отстаивал закон и порядок, энергично боролся с трудностями и всегда одерживал победу. За эти качества митраизм почитали многие социальные слои Римской империи, особенно солдаты. Постепенно митраизм утратил свое значение и уступил место новому учению - христианству.

Ключевые слова: Сирия, античное время, религиозные мировоззрения, язычество, культ Баала, митраизм, христианство, гоностицизм.

P.M. Koltsov, K.P. Koltsova, S.M. Murgayev

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

RELIGIOUS WORLDVIEW OF THE PEOPLES OF SYRIA IN THE ELLINIST AND ROMAN PERIODS

The article is devoted to the investigation of religious views of Syrian people in ancient times. The authors analyzed the process of transforming the world outlook of peoples from pagan beliefs with a multitude of patron gods to monotheism. Romans and Greeks tried to strengthen the central power and began to eliminateall Syrian cults to one god. At the first stage, Baalthe patron of all things, fertility, war, the sky and the sun became an obligatory and "official" cultin the territory of Syria. But then in the II AD this patron was succeeded by the promising religion Mithraism which defended law and order, and vigorously struggled with difficulties and always won. Social strata of the Roman Empire and especially soldiers revered Mithraism for these qualities.Eventually, Mithraism lost its meaning and gave way to a new teaching of Christianity.

Key words: Syria, ancient times, religious worldviews, paganism, the cult of Baal, Mithraism, Christianity, gonosticism.

Традиционные религиозные представления у каждого народа имеют свою специфику в силу индивидуальности и неповторимости его исторических судеб. До появления христианства религиозные мировоззрения народов Сирии были тесно связаны с языческими верованиями, которые выступали покровителями земледелия, плодородия, скота и процветания. Изначально священными объектами были силы природы: камни, деревья, горы и т.д. [4, с. 193]. По причине того, что на территории Сирии всегда проживали представители разных народностей, со своей культурой и мировоззрением, создать единый и всеми признанный пантеон богов, как, например, в Египте, было достаточно сложно. В эллинистический период почти у каждого сирийского города был свой бог-покровитель. Однако, несмотря на всю самобытность своей культуры и разнообразие религиозных культов, Сирия постепенно приходила

к созданию единой религии [9, с. 164]. Прежде всего, в этом были заинтересованы греко-римляне, которые для укрепления единой власти пытались свести все культы к единому богу.

Вначале на территории Сирии обязательным и «официальным» культом стал Баал, который ассоциировался с терминами «хозяин, господин», громовержец, а также покровитель всего сущего, плодородия, войны, неба и солнца. Чествование этого божества в некоторых городах сопровождалось оргиями, жертвоприношениями и пиршеством. В Пальмире в 32 г. н.э. был построен храм в честь верховного бога-покровителя Бэла. Архитектура храма сочетала в себе восточные и античные черты, внутреннее убранство и расположение алтаря было как во всех восточных храмах, а фасады имели греческо -римский вид. Храм располагался на высокой обширной террасе, которую опоясывали каменные блоки. Двор украшали два ряда колонн, на которые опирались портики. Главные ворота находились на западной стороне города, взъезд в который украшали пропилеи и статуи. Сам храм был прямоугольной формы, вход в него находился с продольной стороны. Все помещение было украшено колоннами, с торца в два ряда, а вход оформляли пилоны. В колоннадах располагались ниши, куда устанавливались статуи богов [11, с. 104-132; 17].

В 131 г. н.э. в Пальмире возвели храм ханаанскому божеству Баалшамину, который почитался как бог неба и солнца. Культ Баалшамина возник еще во II в. до н.э., и вскоре вокруг этого божества образовалось широкое религиозно-этическое учение. В надписях его чтили как «великого и милосердного, тот, чье имя благословенно в вечности». Исследователи отождествляют его с греческим богом Зевсом и Юпитером [12, с. 34]. Баалшамин был верховным из триады богов, в которую входили Малак-бел и Аглибол. Храм располагался на большом участке, состоящем из трех дворов, и содержал в себе синтез трех культур. Планировка храма, как и капители, были в римском стиле, а орнаменты на архитравах были выполнены в восточной традиции с коринфскими узорами, что явно указывало на египетский стиль. Вход в храм украшал шестиколонный пронаос, укреплённый консолями, также в храме имелась целла, куда могли входить лишь представители духовенства. По археологическим данным, алтарь, расположенный прямо перед храмом, был построен гораздо раньше, примерно в 115 г. н.э. Стены храма были украшены искусными пилястрами. Отдельное место занимала колонна с бюстом Мале Агриппы, который вкладывал личные средства в строительство и развитие храма. На колонне была установлена табличка с данными о времени возведения храма и о приезде императора Адриана в Пальмиру в 129 г. н.э. Не менее известным памятником древности является рельеф троицы Баалшамина, с изображением Баальшамина, Аглибола бога луны и Малакбела бога солнца. Опытный художник сумел создать композицию из рисунка и текста, которая несет единую смысловую нагрузку. Рельефы, установленные в храмах, ценятся за внутреннюю сакральную красоту [7, с. 311].

Письменные сведения о религиозной деятельности сирийцев немногочисленны. Среди них дошедший до наших дней рассказ древнегреческого писателя Лукиана Самосатского «О сирийской богине», где рассматривается история строительства в Гелиополе в честь Геры ассирийской [6, с. 158-172]. В ходе слияния греко -римской и восточной религий, во многих городах Сирии стали появляться храмы в честь греческих богов, которых сирийцы считали покровителями своего города по тем или иным причинам. В Антиохии на Оронте была найдена высеченная на горе большая маска греческого бога Хаарона, который переправлял души в загробный мир. Там же была табличка с заклинанием, которое должно было остановить пандемию некой болезни и предотвратить многочисленные смерти [18, с. 8-13].

В предместье Дафны был знаменитый храм Аполлона, который олицетворял бога жаркого лета и плодородия. В его честь регулярно проводились праздники, с жертвоприношениями и пиршествами. Падение храма Аполлона в 362 г. н.э. описал в своем труде Либаний, по одной из версий храм был подожжен жителями города из-за недовольства приездом императора Флавия Клавдия Юлиана [10, с. 445-447].

Наряду с вышеперечисленными языческими божествами, начиная с II в. н.э. на территории Сирии распространяется перспективная религия митраизм. Во время археологических раскопок Ф. Кюмона и М.И. Ростовцева в 1934 г. в Дура-Европос был найден небольшой митреум, построенный во II в. н.э. [16, с. 23]. В течение III в. н.э. он неоднократно перестраивался. Храм имел прямоугольную форму и куполообразный потолок, вход располагался на западе, у стены размещался алтарь с изображением Митры. Стены и потолок храма были украшены искусными росписями с различными сценами, на главной фреске изображен скачущий на коне Митра, в ногах у которого скользила змея, а рядом бежали серны, газели, вепрь и лев. Сопроводительная табличка к фреске гласит, что она была заказана пальмирскими лучниками, которые считали Митру своим покровителем. Примечательно, что рядом с Митрой всегда изображали льва, змею, сосуд и птицу, которые олицетворяли четыре стихии: огонь, землю, воду и воздух. В таких храмах только посвященные мужчины приносили жертву Митре и проводили культовые трапезы [5, с. 164].

По мнению М.И. Ростовцева, митраизм был занесен в Дуру-Европос из Пальмиры лучниками, которые в свою очередь приняли это религиозно-этическое учение от приезжих купцов. Руины святилищ-митреумов располагались, в основном, в городах колониях, где проживало много римских ветеранов [19, с. 180-207]. В основу митраизма была положена концепция постоянной борьбы света и тьмы, где свет всегда побеждал. Также в рамках этого религиозно-этического учения развивалась идея о фатализме, неотвратности судьбы, потому что весь мир зависел от неизменных законов, а все элементы мира были частью единой системы. Последователи митраизма верили, что людской род, идущий по уготованному пути, подвергался нападениям и козням злых духов, которые хотят погубить людей. Но, наряду со злыми духами, были и добрые, которые приходили в час нужды и помогали человеку. Посредником между людьми и высшими небесными силами было божество Митра. Согласно легенде, Митра был рожден из камня, в руках у него был меч и факел, чтобы осветить путь людям и защитить их от сил зла. Будучи творцом природы и всего сущего, Митра поддерживал закон равновесия и наводил везде порядок. Последователи этого культа, путем общения с магами и жрецами, которые обладали тайными знаниями, приобщались к благочестивому образу жизни, соблюдая высшие законы, и, прежде всего, пресекали нечестивые мысли и действия в себе. Согласно своему учению, митраисты свято верили в жизнь после смерти, когда в конце своего жизненного пути они встретятся с Митрой, и он решит, чего достойна душа, представшего перед ним. Все те, кто вел праведный образ жизни, и с именем Митры вершили закон и порядок, отправятся на небеса в эмпирей, а все те, кто творил зло, сгорят в божественном пламени. Несмотря на все высокодуховные учения, митраизм поддерживал политические взгляды империи и возвышал авторитет императора как богом избранного правителя. После смерти императора его ждало место на небесах, среди таких же избранных богом людей [16, с. 23]. Особо Митру почитали римские солдаты как бога мужской силы, который энергично боролся с трудностями и всегда одерживал победу. Таким образом, митраизм был популярен среди многих социальных слоев населения Римской империи.

Между тем, тяжелое социальное положение и внутренние конфликты в обществе стали толчком к появлению в Сирии новых религиозных учений, которые призывали людей к чистоте и достижению мира, добра и справедливости в обществе. Одним из передовых течений стало христианство, идейное учение которого сразу подхватили бедные слои населения и рабы, которым импонировали христианские проповеди о ближайшем падении Римской империи и возникновении на ее месте царства божьего, без насилия и притеснений. Христианство проповедовало также нравственную чистоту души, сострадание и спасение души, выступая против частной собственности и накопления богатства, поддерживая идею равенства. Носители нового религиозно-этнического учения, вышедшие из Палестины, первоначально распространяли свое учение среди иудеев в восточных провинциях империи.

Согласно письменным данным, в Сирии первые христианские общины появились уже в I в. н.э. Главными источниками о жизни первых христианских общин выступают Деяния апостолов и новозаветные послания, которые, по мнению церкви, были написаны учениками Иисуса Христа. Яркой фигурой в новом вероучении стал апостол Павел, который не являлся учеником Иисуса Христа, изначально он был ортодоксальным иудеем, а с появлением христианства стал ревностным проповедником христианства. До своей апостольской деятельности Савл (так звучало его еврейское имя) готовился стать раввином. Получив официальную власть преследовать христиан, Савл отправился с гонениями в Дамаск, на пути в который к нему снизошел сам бог с обращением: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?», на вопрос: «Кто ты?», ему ответили: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Согласно этому преданию, сам Господь направил ослепшего Савла в Дамаск, где он познал веру и был крещен. Во время крещения Савл прозрел и после этого стал ревностным проповедником христианства и взял имя Павел [14, с. 3-4]. Так в I в. н.э. в Дамаске появилась первая христианская община, где проповедовал сам апостол Павел и его ученики. Послания Павла являются частью Нового завета. Выступая против иудеохристианства, апостол Павел стал основателем целого течения, которому в 1853 г. немецкий историк Ф.Х. Баур дал определение как «паулинизм». Апостол Павел и его ученики изначально проводили проповеди в синагогах, а затем вышли за ее пределы [13, с. 82].

Под влиянием гностицизма паулинизм превзошел влияние ортодоксальной иудейской церкви и язычества, что облегчило распространение христианства на территории Сирии. Антиохия стала одним из первых центров появления христианских общин неиудейского происхождения. В Деяниях апостолов описаны выборы 7 диаконов Церкви, одним из которых был антиохиец Николай, первый христианин в Антиохии [1].

О масштабах распространения христианства на территории Сирии в рассматриваемый нами период можно судить по списку сирийских епископов Никейского собора 325 г., где были представители таких городов, как Тир, Сидон, Триполис, Берита, Анта-рада, Панеада, Антиохия, Селевкия, Лаодикея, Рафнея, Гиераполь, Самосаты, Германи-ция, Эмесса, Пальмира, Долихе, Баланеи, Габулы, Зевгмы, Ларисы, Эпифании, Аретусы, Неокесарии, Кирры, Гиндара, Аброкадамы и Габаллы [15, с. 260-261].

В Сирии особенно широко получил распространение гностицизм, который основывался на синтезе восточной мифологии, Ветхого Завета и эллинистических мотивов, разделяющий мировоззрение апостола Павла. Многочисленные письменные труды гностических сект были уничтожены как еретические. Гностики придерживались резкого дуализма, тем самым противопоставляя дух и материю. Согласно гностическим мифам, весь мир был окутан злом, которое не было созданием Бога, отсюда следует,

что мир был создан злой силой, которой дали определение Демиурга. Гностические доктрины гласят, что Бог находится далеко на небе и из жалости и сострадания посылает людям своих помощников, дабы помочь человечеству избавиться от зла. Г. Вербек, изучая гностические доктрины, пишет о них следующее: «Несмотря на мифологический и синкретический характер этих доктрин, гностицизм является действительным и очень характерным проявлением религиозного чувства этого периода и глубоких стремлений человечества освободиться от оков страстей и земных забот с целью достижения жизни более чистой, более свободной и более счастливой» [20, с. 287].

Знаменитыми сирийскими гностиками были Сатурнин, Маркион, Кердон и Бар-десан [2, с. 224-230]. Сатурнин, ученик Менандра, с 125 г. стал распространять свое учение в Антиохии. Сатурнин принимал два начала, это Бог, который создал ангелов и архангелов, сил и властей, семь из которых создали свое царства тьмы. Зло и тьма создали людей, подобных насекомым, Бог же одарил их своей искрой, и появились люди духовные и, в противопоставление им, материальные. Бог, для спасения духовных людей, отправил им мессию Иисуса Христа в призрачном теле, который научил людей путем аскетизма и не потакания низменным чувственным желаниям избавиться от дьявольского влияния в своей жизни [2, с. 224-226].

Последователей у Сатурнина было немного, в популярности и влиянии его превзошел Маркион, который преподносил свое учение не только в устной форме, но и в письменной. На основе евангелия от Луки Маркион написал свое евангелие, куда внес свои коррективы и трактовку учения. Такой же переделке подверглись «Десять посланий апостола Павла», которые были отредактированы Маркионом, выражая его точку зрения. Главные идеи и свое мировоззрение религиозного характера Маркион изложил в своем труде «Антитезы». Вышеперечисленные труды Маркиона не сохранились, но имеются крупные выдержки из них у Тертуллиана, Епифания и Иеронима [8, с. 375]. Доктрина Маркиона была основана на учении о Боге, Иисусе Христе, а также о жестких моральных принципах и искуплении. Нравственное учение Маркиона сводилось к тому, чтобы люди могли войти в царство божие, которое открыл для них Иисус, но для этого они должны быть аскетичны и суметь отбросить от себя влияние демиурга с его плотскими, низменными потребностями. Чтобы приблизиться к божественному началу, нужно было полностью отречься от всего мирского и материального [2, с. 226-230]. Последователи и приверженцы этой идеи называли себя маркионитами, они практиковали аскетизм и безбрачие.

Оппонентом Маркиона в религиозных взглядах и учениях выступал Бардесан [3, с. 304-305]. Согласно его точке зрения, сотворение мира было в одних руках бога, который установил миропорядок на 6 тысяч лет, а после него должно было настать царство небесное, полное благодати. Только бог мог влиять на мир и все происходящее, исходя из своих строгих законов. Бардесан верил, что бог наделил человека достаточной самостоятельностью, чтобы сделать свой выбор и быть в ответе за свои поступки. Человек сам решал, быть ему праведником или же грешником, но, согласно этическим принципам Бардесана, человек должен поступать с другими людьми так, как хочет, чтобы поступали с ним. Но быть человеку здоровым или больным, богатым или бедным, - это решали божественные силы, которые заранее уготовили каждому свой путь.

Большая популярность гностических учений вызывала ожесточенное противостояние христианских проповедников. Прежде всего, потому, что гностицизм учил смирению и подчинению своей судьбе, а значит и сложившемуся положению в

обществе, без всяких стремлений изменить общественную организацию, что импонировало правящей верхушке общества, которые стремились сохранить существующий порядок.

Несмотря на то, что христианство осуждало стремление обладать богатством, а также образ жизни зажиточных людей, со временем в христианские общины стали вступать состоятельные люди. Прежде всего, проповедники привлекали людей, ущемленных не только экономически, но и морально, исходя из этого многие представители богатого сословия, которые были отвергнуты в своем социальном круге, по тем или иным причинам, могли найти утешение и взаимопонимание в христианских общинах. Особого утешения и поддержки искали больные и калеки из разных социальных слоев, которым была важна идея, обещающая лучшую жизнь после смерти и окончание страданий. Главным принципом таких общин была взаимопомощь в любом ее проявлении, будь то моральная или финансовая. Согласно некоторым записям, сам апостол Павел был весьма небогат и всегда прибегал к помощи своих собратьев, когда ездил по разным городам с проповедями.

Таким образом, изначальный бедный состав христианских общин стал разбавляться более зажиточными представителями общества, что, несомненно, укрепляло общины. Согласно И.С. Свенцицкой, особенную роль в заинтересованности высших слоев населения христианством сыграли женщины. Имея достаточную свободу прав, являясь равными наследниками, женщины все же стремились изменить существующую систему духовных и этических ценностей [13, с. 82]. В ранней римской литературе женщина часто ассоциируется с чем-то темным, греховным и нечистым, выступая в роли колдуньи. Например, Цельс так высказывался о матери и рождении Иисуса Христа: «Ведь мог же он (бог), имея уже опыт в сотворении людей, и этому (духу своему) создать тело, а не заключать свой дух в такую нечисть (в чрево женщины)» [10, с. 22]. Подобное отношение оскорбляло женщин из разных слоев общества, поэтому христианское учение привлекало к себе как рабынь, торговок, так и знатных женщин [13, с. 88-89].

Таким образом, постепенный переход сирийского населения от простых языческих верований к обязательным и «официальным» культам Баала, митраизму, а затем к христианству, прежде всего, указывает на глубокий социальный и духовный кризис как на территории восточных провинций, так и в самой империи. Среди иных причин можно назвать характер нового учения, формы организации религиозных общин и др.

Список литературы

1. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. Деяния VI. 3-6. М.: [Репр. воспр. изд. 1891 г.]. - Корнталь (ФРГ): Миссионерский союз «Свет на Востоке», 1989. - 902 с.

2. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. I. СПб.: Изд-во «Аксион эстин». 2006. - 1719 с.

3. Дюшен Л. История древней церкви. Т. I. / Пер. с 5-го фр. изд. под ред. проф. И.В. Попова и проф. А.П. Орлова. Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1912. - 16 с.

4. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1979. - 456 с.

5. Кюмон Ф. Мистерии Митры. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

6. Лукиан Самосатский. О сирийской богине / перевод С.С. Лукьянова // Сочинения. Т. II. СПб.: Алетейя, 2001. - 538 с.

7. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский - М.: Советская энциклопедия, 1990 г. - 672 с.

8. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. - Киев, 1917; репринт - Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. - 823 с.

9. Ранович, А.Б. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. / А.Б. Ранович. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 264 с.

10. Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства / А.Б. Ранович Текст. М.: Политиздат, 1990.- 479 с.

11. Ростовцев. Караванные города. СПб.: Изд-во Нестор-История, 2010. - 216 с.

12. Самозванцев. А.М. Мифология Востока. М.: Алетейа, 2000. - 384 с.

13. Свенцицкая И. С. От общины к церкви: (о формировании христианской церкви). М.: Политиздат, 1985. - 224 с.

14. Толковый апостол / Каменский Н.А. Т.2. Объяснение первых семи посланий святого апостола Павла. М.: Даръ, 2008. - 976 с.

15. Шифман, И.Ш. Сирийское общество эпохи принципата (1-3 вв. н. э.) / И.Ш. Шиф-ман. - М.: Изд-во Наука. 1977. - 310 с.

16. Cumont F.V The mysteries of Mithra. Chicago: The Open court Publishing Company; London: Kegan Paul, Trench and TrÄ^bner, 1903. - 278 p.

17. http ://worlds.travel/worlds-wonders/187-palmira-siriya.html

18. Malalas. Chron. 205. 8-13.

19. RostovtzeffM. Das Mithraum in Dura. "Mitteilungen des DeutschenArchaologischen Instituts". Athen: Archäologisches Institut. Vol. 49.1934, s. 180-207.

20. Verbeke G. L'evolution de la doctrine du pneuma du stoicisme a S. Augustin. - Paris; Louvain, 1945. - 574 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.