Научная статья на тему 'Политические представления умеренных групп и аболиционистского крыла в движении фрисойлеров'

Политические представления умеренных групп и аболиционистского крыла в движении фрисойлеров Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОС О РАБСТВЕ В США / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМЕРЕННЫХ ПРОТИВНИКОВ РАБСТВА И АБОЛИЦИОНИСТОВ / ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ В АМЕРИКЕ В СЕРЕДИНЕ XIX В / ДВИЖЕНИЕ ФРИСОЙЛЕРОВ / THE QUESTION OF SLAVERY IN THE USA / THE POLITICAL VIEWS OF THE MODERATE ANTI-SLAVERY FORCES AND ABOLITIONISTS / THE PROTEST MOVEMENT IN AMERICA IN THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY / THE FREE SOIL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прилуцкий В. В.

В статье охарактеризованы политические взгляды умеренных группировок в американском антирабовладельческом движении и аболиционистов во время президентских выборов 1848 г. Умеренные фрисойлеры выступали за ограничение рабства существующей территорией Юга, аболиционисты требовали его полного уничтожения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the political views of the moderate factions in the American antislavery movement and the abolitionists during the presidential election of 1848. Moderate Free Soilers advocated the restriction of slavery existing territory of the South, abolitionists demanded the complete abolition of slavery.

Текст научной работы на тему «Политические представления умеренных групп и аболиционистского крыла в движении фрисойлеров»

История

183

УДК 94(73)"1848"

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМЕРЕННЫХ ГРУПП И АБОЛИЦИОНИСТСКОГО КРЫЛА

В ДВИЖЕНИИ ФРИСОЙЛЕРОВ

В.В. Прилуцкий

В статье охарактеризованы политические взгляды умеренных группировок в американском антирабовладельческом движении и аболиционистов во время президентских выборов 1848 г Умеренные фрисойлеры выступали за ограничение рабства существующей территорией Юга, аболиционисты требовали его полного уничтожения.

Ключевые слова: вопрос о рабстве в США, политические представления умеренных противников рабства и аболиционистов, про-тестное движение в Америке в середине XIX в., движение фрисойлеров.

На президентских выборах 1848 г. Партией свободной земли были выдвинуты лозунги: «Свободная земля - свободный труд - свобода слова», «Борьба за свободу», «Ван Бюрен и свобода». Фрисойлеры - противники рабства опубликовали в 1848 г. несколько памфлетов с изложением своих политических взглядов. В изданном в г. Нью-Йорке в сентябре 1848 г. памфлете «Кампания за свободу» автор ставил главный вопрос: «Свобода или рабство?». «Что мы получим? Сохранится ли свобода на территориях или же она будет уничтожена, а на ее месте появится рабство? ... Подобные размышления занимают всех людей от Мэна до Техаса». Ни одна из «старых партий» не стремится к тому, чтобы «установить ограничения для рабовладельцев». «Миллионы честных свободных людей, относящих рабство к проклятию, которые будут чувствовать себя и свою страну опозоренными в случае распространения рабовладения на территориях, ныне свободных от него, должны обратить свой взор на Мартина Ван Бюрена. Его флаг поднят на мачте и на складках полотнища начертаны великие принципы свободы, которые светят так же ярко, как Солнце». По отношению к лидеру фрисойлеров и движению против рабства справедливо утверждение: «Принципы, а не люди» [2, р. Р. 39-40].

Особый интерес представляет брошюра умеренных фрисойлеров «Причины для голосования за Мартина Ван Бюрена». Авторы документа выделяли три причины для избрания вождя фрисойлеров. «Во-первых, выдающиеся личные данные, необходимый уровень квалификации». Ван Бюрена выгодно отличают от остальных претендентов «огромный политический опыт», многолетняя работа на высших должностях в правительстве и «выдающиеся способности» [1, р. 3-5]. «Во-вторых, потому что он северянин. Север просто обязан иметь своего главу государства. Из 10 президентов, избранных с момента возникновения Соединенных Штатов, только 3 были из северных штатов. На долю Севера приходится только 12 из 60 лет существования президентской власти. Таким образом, 2/3 президентов и 4/5 президентских сроков достались секции, насчитывающей не более 1/4 численности всего населения страны. С учетом доли каждой части конфедерации справедливый характер носило бы следующее распределение в пользу южных штатов: 3 из 10 президентов, 5 из 15 президентских сроков. Сейчас же южане имеют 7 из 10 президентов и 12 из 15 сроков... Теперь Юг заявляет нам: «Мы будем иметь столько, сколько сможем получить. Помогите себе, если вы способны на это». Нам не интересно, почему и каким образом все это делается, хотя и так вполне понятно. Довольно уже и того, что было сделано, и будет дальше осуществляться до тех пор, пока избиратели-северяне не положат конец подобной практике» [1, р. 6].

«Представительное правление предполагает учет интересов всех частей страны, которые должны быть пропорционально представлены во всех органах законодательной и исполнительной власти. Очень просто обеспечить справедливое участие в законодательных учреждениях. В отношении органов исполнительной власти существуют определенные трудности в пропорциональном распределении должностей между разными секциями Союза. Вместо принятия специального закона здесь необходимо руководствоваться пониманием необходимости компромисса и общепринятыми принципами порядочности, честности, деловой этики, которым обычно следуют благородные люди в повседневной жизни».

«Мы видим внимательное отношение к чужим интересам с одной стороны (у северян), а с другой - эгоистичность, жадность, отсутствие щепетильности в действиях даже с учетом сдержанности и терпимости их братьев, готовность (южан) использовать все доступные методы для достижения своих собственных ошибочных целей. Подобные умонастроения, в какой бы части конфедерации они не появлялись, и независимо от причин, вызывающих их, не должны быть терпимы. Этим взглядам необходимо серьезно противостоять, поскольку они ведут к узурпации власти» [1, р. 7]. «Сыны Юга» оказались связанными с «отвратительным демоном рабовладения». «Дух рабства», расширяющий сферу своего влияния, «абсолютно несовместим с существованием свободной республики».

«Великая, быстро растущая нация» «не может отречься от духа свободы, жизненно необходимого для наших институтов». «Север должен заявить о своих правах». «Процветание и прогресс, само существование нашего славного Союза, успех великого эксперимента по самоуправлению, на который смотрит весь цивилизованный мир с трепетной надеждой или страхом, зависит от верности и стойкости, с которыми мы сопротивляемся духу рабства и подавляем его. Гидра поднимает голову среди нас и угрожает разрушить благородные начала, заложенные нашими отцами в основание страны в результате борьбы, ценой крови и страданий, придающие нам решительность и осознание справедливости».

Лидер фрисойлеров - «кандидат тех, кто понимает и ценит права и привилегии свободных людей». В брошюре фри-сойлеров имелись нападки на претендентов от партий вигов и демократов генералов Касса и Тейлора. В Тейлоре видели большего защитника рабства, чем Касс, поскольку он был «крупным плантатором наихудшей разновидности». Тейлор являлся «владельцем плантаций сахарного тростника», «имел 200 или 300 рабов», «состав которых обновлялся в среднем один раз в 12 лет». «Мистер Ван Бюрен олицетворяет дух сопротивления в противоположность двум другим кандидатам, которые... обязались поддерживать и распространять рабовладение» [1, р. 8-10].

«Третья и самая главная причина» для голосования за Ван Бюрена - «он является единственным претендентом, который последовательно выступает против расширения рабства на новые территории, приобретенные у Мексики, и поддерживает условие Уилмота». «.Вернее - желает остановить расширение рабовладения». В письме, адресованном конвенту в Буффало летом 1848 г., Ван Бюрен посчитал «целесообразным запретить распространение рабства законодательным путем». Он всегда полагал, что эту меру отличают «конституционность и юридическая состоятельность». Ван Бюрен якобы

184

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(2)

всегда был сторонником антирабовладельческих принципов. Так, еще во время обсуждения Миссурийского компромисса политик «поддержал внесенную в нью-йоркский сенат резолюцию, запрещавшую распространение рабства за рекой Миссисипи». «Самый последовательный демократ» вправе рассчитывать на голоса всех «здравомыслящих свободных людей» [1, p. 11-12]. Таковы были в 1848 г. политические взгляды умеренных сил в движении фрисойлеров.

Аболиционисткое крыло фрисойлеров поддерживало «платформу свободы» 1848 г, но оно находилось на более радикальных позициях, чем основная часть партии. Аболиционисты называли проблему рабства «великим американским вопросом», от решения которого зависит, что будет в стране: «власть народа или правительство рабовладельцев». Современное им состояние Америки они называли «великим кризисом». Аболиционисты не отказались от борьбы с «грехом рабства» вплоть до его полного уничтожения. На Северо-Западе изначально отсутствовало рабство. «Орегон всегда был свободным» и Орегонский билль закрепил этот статус. Даже «непросвещенное», «папистское» мексиканское правительство «в соответствии с духом эпохи» отменило рабство на землях, вошедших позднее в состав США [2, p. 6].

Фрисойлерами-аболиционистами приводились следующие аргументы в пользу «греховности» рабства: 1) Оно противоречит единству происхождения человечества (все люди произошли от Адама и Евы по воле Творца, родственны «по крови», наделены «одинаковыми духовными, интеллектуальными и моральными качествами»). 2) Рабство - это «борьба с образом и подобием Бога в каждом человеке, с человеком, который является высшим творением Бога». 3) «Это борьба против законов природы. Человек не рождается рабом или рабовладельцем». 4) «Это борьба с писаным законом Бога ..., с заложенными в Священном Писании принципами, которые провозглашают свободу людей при условии их веры в Иисуса Христа». 5) «Это сражение с земным даром (свободой), полученным людьми от Иеговы». 6) «Это война против закона справедливости, который требует, чтобы мы «относились к каждому человеку так же, как и он к нам»». 7) «Это борьба с милосердием и человеколюбием». 8) «Рабовладение - это борьба с библейским законом взаимности». Принципом «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» руководствовалось человечество на протяжении всей истории. 9) «Рабство - это оскорбление святынь, святотатство, кощунство и особенно - стремление осквернить святость брака» [2, p. 8-13]. Таким образом, рабство «наносит огромный ущерб людям», «вредно для общества, государства», «опасно для нравственности, человеческого достоинства», «губительно для религии и церкви» [2, p. 14-17].

Социальной базой своего движения фрисойлеры-аболиционисты называли «всех свободных людей», «молодежь», «женщин». «Служители Евангелия, ученые, представители прессы, политики, поэты, художники и ораторы» должны объединить свои усилия для «дела свободы». «Свободный Север» обязан «спасти свободу» и решить «великий вопрос» [2, p. 28-29].

Идет «война» свободы и рабства, «республиканизм сражается с чудовищем рабовладельческой пропаганды». «Движение свободных людей» должно действовать «с оперативностью, надлежащим рвением, не теряя бдительности, сплоченно, энергично, решительно, не впадая в крайность, с твердостью, осознанием справедливости, корректным отношением к оппонентам, патриотизмом, уверенностью в правоте дела, с упованием на Бога и верой в полную и окончательную победу. Необходимо организоваться, много трудиться и проявлять настойчивость. Позвольте храбрым северянам (подняв знамена) участвовать в сражении за свободу против рабства и победить». «Континент услышит воззвание»: «Ван Бюрен и Адамс -патриоты Севера - конвент в Буффало - год 1848-й - Соединенные Штаты Америки - страна свободной земли, свободного труда, свободных людей и свободного слова - Аллилуйя, ибо Господь Бог всемогущий царствует!». Америка должна стать примером для других стран и «распространить свободу и демократию по всему миру» [2, p. 35-36, 38].

Таким образом, с точки зрения умеренных противников рабства, Север должен быть пропорционально своему экономическому весу и политическому влиянию представлен в партийных структурах и федеральных органах власти. Нельзя было допустить того, чтобы рабство, которое может сохраняться на Старом Юге, распространилось на колонизируемые территории. Только на такой основе возможно достижение нового компромисса с южными штатами. Рабовладельческая экспансия нарушала сложившийся баланс сил между Севером и Югом, угрожала единству и монолитности США. Умеренные сторонники свободной земли выступали не за отмену рабства во всей стране, а только за ограничение территории его распространения южными штатами. Они полагали, что необходимо остановить рабовладельческую экспансию на Запад, новые штаты и территории которого должны войти в состав Союза как свободные. Согласно господствовавшим в то время представлениям, в силу действия естественных экономических и демографических факторов локализованное рабство должно было исчезнуть в ближайшие десятилетия. Подобные взгляды разделялись большинством населения Севера и фрисойлеры рассчитывали на большой успех. Аболиционисты, объединившиеся с умеренными группами, выдвинули более радикальную программу: полное уничтожение рабства на всей территории США. Реализация этой программы, однако, в условиях 1848 г. выглядела утопической.

The article describes the political views of the moderate factions in the American antislavery movement and the abolitionists during the presidential election of 1848. Moderate Free Soilers advocated the restriction of slavery existing territory of the South, abolitionists demanded the complete abolition of slavery. Keywords: the question of slavery in the USA, the political views of the moderate anti-slavery forces and abolitionists, the protest movement in America in the middle of the XIX century, the Free Soil movement.

Список литературы

1.Reasons for voting for Martin Van Buren. Boston: W. Crosby & H.P. Nichols, 1848. 12 p.

2. Wilson W. The great American question, democracy vs. doulocracy, or, Free soil, free labor, free men, & free speech, against the extension and domination of the slaveholding interest: a letter addressed to each freeman of the United States, with special reference to his duty at the approaching election. Cincinnati: E. Shepard's Steam Press, 1848. 40 р.

Об авторе

Прилуцкий В.В. - кандидат исторических наук, доцент Брянского государственного универитета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.