Научная статья на тему 'Политические потрясения в ЭКОВАС: преобладание политики над правом'

Политические потрясения в ЭКОВАС: преобладание политики над правом Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОВАС / Гвинея / Мали / Нигер / Буркина-Фасо / Альянс государств Сахеля / санкция / международные договоры / демократия / военные перевороты / ECOWAS / Guinea / Mali / Niger / Burkina Faso / Alliance of Sahel States / sanctions / international treaties / democracy / military coups

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аду Яо Никэз, Мезяев Александр Борисович

В последние годы в целом ряде стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) к власти пришли военные режимы. Статья, посвященная политическому кризису ЭКОВАС, рассматривает основные причины этих событий в регионе и подходы данной региональной организации к их решению в африканском контексте с учетом практики ОАЕ и Афросоюза. На первом этапе ЭКОВАС ввел ряд санкций против этих государств за нарушение своих международно-правовых обязательств в области демократии, прав человека, верховенства закона и надлежащего управления. Кроме того, Сообщество решило применить военную силу в Республике Нигер для того, чтобы освободить М. Базума. В ответ на эту угрозу Мали, Буркина-Фасо и Нигер 16 сентября 2023 года решили создать Альянс государств Сахеля (АГС) для самообороны для отражения агрессии войск ЭКОВАС. Кроме того, 28 января 2024 года страны АГС объявили о выходе из ЭКОВАС. Чтобы предотвратить раскол в ЭКОВАС, 24 февраля 2024 года руководством Сообщество было принято решение снять с Нигера, Мали и Гвинеи ряд ранее наложенных на них санкций по гуманитарным соображениям. В статье подробно рассматриваются как политическая, так и правовая сторона принятых ЭКОВАС решений. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что демократия остается важным инструментом укрепления стабильности в многонациональных обществах африканских стран. По мнению авторов, можно поощрять попытки АС и ЭКОВАС решить проблемы политической нестабильности нормативными средствами. Однако санкционная политика ЭКОВАС в отношении стран-нарушителей должна основываться на существующих нормах сообщества, гуманности и реальных фактах, чтобы избежать раскола в Сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Turmoil in ECOWAS: When Politics Prevails Over Law

Several military regimes have recently come to power within the Economic Community of West African States (ECOWAS). This article on the political crisis in ECOWAS examines the main causes of these developments in the region and the approaches of regional organizations to address them in the African context, taking into account the practices of the OAU and the African Union. In the first phase, ECOWAS imposed a series of sanctions against these states for violating their international legal obligations in the areas of democracy, human rights, the rule of law, and good governance. In addition, the community decided to use military force in the Republic of Niger in order to free M. Bazoum, and, in response to this threat, Mali, Burkina Faso, and Niger decided, on September 16, 2023, to create the Alliance of Sahel States (ASS) for self-defense to repel the aggression of the ECOWAS troops. Furthermore, on January 28, 2024, the ASS countries announced their withdrawal from ECOWAS, and, in order to prevent a split in ECOWAS, on February 24, 2024, the community decided to lift the sanctions previously imposed on Niger, Mali, and Guinea on humanitarian grounds. This article examines in detail both the political and legal sides of the decisions taken by ECOWAS. Based on their analysis, the authors conclude that democracy remains an important tool for promoting stability in African multinational societies. According to the authors, attempts by the AU and ECOWAS to address political instability through normative means can be encouraged. However, ECOWAS’ sanction policies against offending countries should be based on existing community norms, humanity, and real facts in order to avoid dividing the community.

Текст научной работы на тему «Политические потрясения в ЭКОВАС: преобладание политики над правом»

Научная статья

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ В ЭКОВАС: ПРЕОБЛАДАНИЕ ПОЛИТИКИ НАД ПРАВОМ

О 2024 Я.Н. Аду, А.Б. Мезяев

АДУ Яо Никэз, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений, эксперт, Центр прикладного анализа международных трансформаций, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН); доцент кафедры теории государства и права и конституционного права, Оренбургский государственный университет, Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-8696-0181. E-mail: [email protected]

МЕЗЯЕВ Александр Борисович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права, Университет управления «ТИСБИ», главный редактор «Казанского журнала международного права и международных отношений», Казань, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-5318-3029. E-mail: [email protected]

Аннотация. В последние годы в целом ряде стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) к власти пришли военные режимы. Статья, посвященная политическому кризису ЭКОВАС, рассматривает основные причины этих событий в регионе и подходы данной региональной организации к их решению в африканском контексте с учетом практики ОАЕ и Афросоюза. На первом этапе ЭКОВАС ввел ряд санкций против этих государств за нарушение своих международно-правовых обязательств в области демократии, прав человека, верховенства закона и надлежащего управления. Кроме того, Сообщество решило применить военную силу в Республике Нигер для того, чтобы освободить М. Базума. В ответ на эту угрозу Мали, Буркина-Фасо и Нигер 16 сентября 2023 года решили создать Альянс государств Сахеля (АГС) для самообороны для отражения агрессии войск ЭКОВАС. Кроме того, 28 января 2024 года страны АГС объявили о выходе из ЭКОВАС. Чтобы предотвратить раскол в ЭКОВАС, 24 февраля 2024 года руководством Сообщество было принято решение снять с Нигера, Мали и Гвинеи ряд ранее наложенных на них санкций по гуманитарным соображениям.

В статье подробно рассматриваются как политическая, так и правовая сторона принятых ЭКОВАС решений. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что демократия остается важным инструментом укрепления стабильности в многонациональных обществах африканских стран. По мнению авторов, можно поощрять попытки АС и ЭКОВАС решить проблемы политической нестабильности нормативными средствами. Однако санкционная политика ЭКОВАС в отношении стран-нарушителей должна основываться на существующих нормах сообщества, гуманности и реальных фактах, чтобы избежать раскола в Сообществе.

Ключевые слова: ЭКОВАС, Гвинея, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Альянс государств Сахеля, санкция, международные договоры, демократия, военные перевороты

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-102-117

Для цитирования: Аду Я.Н., Мезяев А.Б. Политические потрясения в ЭКОВАС: преобладание политики над правом. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 102-117. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-102-117

ВВЕДЕНИЕ

Только с 2000 г. по 2023 г. в Африке произошел целый ряд военных переворотов, среди которых шесть в Западной Африке: в Мали - 2020 г. и 2021 г.1; Гвинее-2021 г/; Буркина-Фасо - январе и сентябре 2022 г.3; Нигере - 2023 г.4 Эти перевороты происходят в особом контексте международных отношений как в Африке, так и в мире в целом. При этом следует отметить, что военные перевороты в Африке - это отнюдь не новые явления. По разным источникам, с 1950 по 2023 гг. в мире произошло более 486 государственных переворотов, из них 221 имели место в Африке. Среди них 106 были успешными, поэтому можно заметить, что Африка является лидером в мире по количеству военных переворотов и попыток их совершения5.

Кроме того, указанные перевороты отличаются скоростью распространения и региональным характером, поскольку шесть из них произошли в рамках Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) только за период 2020 по 2023 гг.

С 90-х г. XX в. африканские страны уже были полны решимости покончить с этим негативным феноменом, который угрожает безопасности, стабильности, развитию и экономическому процветанию континента, путем разработки и принятия обязывающих правовых актов6. Такой подход должен был бы укрепить демократические институты и положить конец неконституционной смене политической власти. Среди них Африканская хартия демократии, выборов и управления, Африканская хартия ценностей и принципов государственной службы и управления, Африканская хартия ценностей и принципов децентрализации, местного управления и местного развития. Указанные документы предусматривают определенные принудительные меры (санкции) при их нарушении. Именно так и поступило в отношении военных переворотов в Мали, Гвинее, Буркина-Фасо и Нигере сообщество ЭКОВАС, членами которой они являются.

1 Cm.: Lorgerie P., Rémy J.-Ph. Coup d'Etat au Mali: le président, Ibrahim Boubacar Keïta, démissionne. Le Monde. 18.08.2020. https://lemonde.fr/afrique/article/2020/08/18/coup-d-etat-au-mali-le-president-ibraliim-bou-bacar-keita-et-son-premier-ministre-aux-mains-des-putschistes_6049272_3212.html (accessed: 16.05.2024); Bensimon C., Le Cam M., Vincent E. Comment le Mali a vécu un deuxième coup d'Etat en moins d'un an. Le Monde. 31.05.2021. https://www.lemonde.fr/airique/article/2021/05/31/au-mali-la-semaine-ou-le-colonel-goita-s-est-couronne-president_6082131_3212.html (accessed: 16.05.2024)

2 Robert A.-C. Coup d'État en Guinée. Le Monde diplomatique. 6.09.2021. https://www.monde-diplomatique. fr/carnet/2021 -09-06-Coup-d-Etat-en-Guinee (accessed: 16.05.2024)

3 Au Burkina Faso, le lieutenant-colonel Damiba renversé par un nouveau coup d'Etat. Le Monde. 01.10.2022. https://www.lemonde.fr/afrique/article/2022/10/01/au-burkina-faso-le-lieutenant-colonel-damiba-renverse-par-un-nouveau-coup-d-etat_6143960_3212.html (accessed: 16.05.2024)

4 Niger: un coup d'État plus politique que militaire. Le Point. 22.11.2023. https://www.lepoint.fr/afrique/niger-un-coup-d-etat-plus-politique-que-militaire-22-11-2023-2544159_3826.php (accessed: 21.05.2024)

5 Cm.: Gaudiaut T. Recrudescence des coups dÉtat en Afrique. Statista. 30.08.2023. https://fr.statista.com/ infographie/30518/nombre-de-coups-etats-en-afrique-depuis-1950/(accessed: 15.06.2024); Geoffroy R, Breteau P. Depuis 1950, près de cinq cents coups d'Etat tentés ou réussis, surtout en Amérique du Sud et en Afrique. Le Monde. 11.09.2023. https://lemonde.fr/les-decodeurs/article/2023/09/! l/depuis-1950-pres-de-cinq-cents-coups-d-etat-tentes-ou-reussis-surtout-en-amerique-latine-et-en-afrique_6188906_4355770.html (accessed: 16.05.2024)

6 Cm.: African Charter on Democracy, Elections and Governance. AU. 30.01.2007. https://au.int/sites/default/ files/treaties/36384-treaty-african-charter-on-democracy-and-governance.pdf (accessed: 15.06.2024); African Charter on Values and Principles of Public Service and Administration. AU. 31.01.2011. https://au.int/sites/ defauh/files/treaties/36386-treaty-charter_on_thejrinciples_ofjubhc_service_and_adininistration.pdf (accessed: 15.06.2024); African Charter on the Values and Principles of Decentralisation, Local Governance and Local Development. A U. 27.06.2014. https://au.int/en/treaties/african-charter-values-and-principles-decentralisation-local-governance-and-local (accessed: 16.05.2024)

Важно отметить, что введенные ЭКОВАС санкции привели не только к неожиданным результатам, но и политическим потрясениям между указанными странами и организацией. Это - образование нового военного блока между Мали, Нигером и Буркина-Фасо под названием Альянс государств Сахеля (далее - АТС), заявление о выходе из ЭКОВАС, намерение создать собственную валюту, дискредитация ЭКОВАС перед своими гражданами. Во избежание раскола между указанными странами и сообществом Конференция глав государств и правительств ЭКОВАС вынуждена была пересмотреть свое решение и отменить введенные санкции.

Цель настоящего исследования - проанализировать причины роста количества случаев неконституционной смены политической власти в странах Западной Африки, описать меры по противодействию политическим переворотам, оценить эффективность этих мер и последствия решения Конференции глав государств и правительств отменить санкции в отношении указанных стран без возвращения к status quo.

ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА СЛУЧАЕВ НЕКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ

Военные перевороты в африканских странах, в частности в Западной Африке, являются одной из основных причин кровопролития на континенте. Соответственно, возникает множество вопросов о причинах столь большого числа военных переворотов на континенте. В связи с этим был проведен ряд научных исследований, касающихся причин военных переворотов в Африке [Mills 1998; Garcia-Rivero 2022; Agbese, Ogbon-dah 1988; Ikome 2007].

С одной стороны, О. Агбесе и К. Огбонда выделяют непотизм, трайбализм и коррупцию как основные причины военных переворотов в Африке. Они подробно анализируют военные путчи, произошедшие в Федеративной Республике Нигерия [Agbese, Ogbondah 1988]. С другой стороны, Т. Баррон и К. Гарсия-Риверо рассматривают армию как инструмент укрепления власти диктаторских режимов на континенте [Baron 2013; Garcia-Rivero 2022]. Авторы подробно рассматривают роль конголезской армии во время правления Мобуту Сесе Секо и роль армии в укреплении его власти.

Список внутренних причин возникновения военных переворотов и вооруженных конфликтов в целом в Африке можно бесконечно расширять. Кроме того, помимо перечисленных внутренних причин происхождения военных переворотов в Африке, можно также рассматривать внешние факторы, такие как вмешательство внешних сил во внутреннюю политику стран Африки, в частности, интервенцию бывших колонизаторов в геополитических целях [Profant 2010; Аду, Мезяев 2023; Амара, Дегтерев, Эгамов 2022; Ancel 2018; Lachica 2021; Филиппов 2023]. Указанные авторы в своих трудах подробно рассматривают дестабилизирующую роль Франции в Руанде, Мали и других африканских странах, в частности в Западной Африке. Франция не только считает эту зону сферой своего влияния [Tardy 2020; Hugon 2005], но и продолжает устанавливать угодные ей политические режимы [Mills 1998].

Таким образом, основные причины роста числа военных переворотов в Африке, в частности, в Западной Африке, это непотизм, коррупция, трайбализм, сепаратизм, ненадлежащее правление, непрофессионализм армии, отсутствие национальной армии (в случае, когда она основана по этническим признакам), внешнее вмешательство. Например, причинами военных переворотов в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Гвинее стали коррупция, угроза терроризма, сепаратизма, ненадлежащее правление [Филиппов 2023; Аду, Мезяев 2023].

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЕ ВЛАСТИ:

ОАЕ, АС, ЭКОВАС

Меры противодействия неконституционной смене власти сводятся к институциональным и правовым механизмам, а также правовому регулированию. Важными инструментами противодействия государственным переворотам и укрепления демократии в Африке остаются региональные интеграционные объединения, такие институты, как Африканский союз (АС), ЭКОВАС и др., которые будут рассмотрены в качестве примеров в данном исследовании. В настоящее время в Африке можно констатировать, что АС и ЭКОВАС ведут активную борьбу с неконституционной сменой или удержанием власти в Африке. Следует отметить, что все механизмы воздействия на неконституционную смену власти на континентальном уровне имеют прямое действие на субрегиональном уровне. Вот почему все решения, принятые в рамках АС, имеют прямое действие на субрегиональном уровне, поскольку эти же государства являются членами Афросоюза.

Организация африканского единства (ОАЕ) / Африканский союз. Борьба по противодействию неконституционной смене власти и укреплению демократических институтов была предусмотрена с самого начала создания ОАЕ в 1963 г., когда Хартия организации закрепила следующее положение как один из основных принципов ее работы: «... безотлагательное осуждение во всех его формах проявления политического убийства, а также деятельности государства, направленной на свержение власти в соседней или иной стране»7. Подобные положения также нашли отражение в новом Учредительном акте АС, принятом в 2000 г., где указывается, что объединение «осуждает неконституционное изменение власти»8, а также поощряет «уважение демократических принципов, прав человека, правового государства и надлежащего правления»9. Кроме того, статья 23 Учредительного акта предусматривает возможности введения санкций в отношении государства, которое не соблюдает нормативные акты организации и не уважает ее цели.

В настоящее время АС имеет достаточную нормативную базу в области противодействия государственным переворотам в Африке, которые относятся также к государствам ЭКОВАС. Эти нормативные акты можно разделить на две группы: нормы права sensu stricto и нормы мягкого права (soft law). Нормы мягкого права состоят из решений10, деклараций11, резолюций АС. К нормам права АС относятся Хартия ОАЕ 1963 г.; Учредительный акт АС 2000 г., Африканская хартия демократии, выборов и управления 2007 г.12; Африканская Хартия о ценности и принципах о публичной администрации 2011 г.13, Африканская Хартия о ценности, принципах децентрализации, о местном самоуправлении и развитии 2014 г.14 и т.п.

7 Organization of African Unity Charter, 1963. Article III (5). AU. 25.05.1963. https://au.int/sites/default/ files/treaties/7759-file-oau_charter_1963.pdf (accessed: 26.02.2024)

8 Constitutive Act of the African Union, 2000. Article 4 (p). AU. https://au.int/sites/default/files/treaties/7758-treaty-002l_-_CONSTITUTIVE_ACT_OF_THE_AFRICAN_UNION_E.pdf (accessed: 26.02.2024)

9 Ibid, Article 4 (m).

111 Decision on Unconstitutional Changes of Government in Africa. CM/2166 (LXXII). AU Peace and Security Department, https://www.peaceau.org/uploads/ahg-dec-150-xxxvi-e.pdf (accessed: 26.02.2024)

11 Declaration on the Framework for an OAU Response to Unconstitutional Changes of Government. A U. 15.07.2000. https://au.int/sites/default/ffles/decisions/9545-2000_ahg_dec_143-159_xxxvi_e.pdf (accessed: 26.02.2024)

12 African Charter on Democracy, Elections and Governance. AU. 30.01.2007. https://au.int/en/treaties/african-charter-democracy-elections-and-governance (accès sed: 26.02.2024)

13 African Charter on Values and Principles of Public Service and Administration. AU. 31.01.2011. https://au.int/ en/treaties/african-charter-values-and-principles-public-service-and-administration (accessed: 26.02.2024)

14 African Charter on the Values and Principles of Decentralisation, Local Governance and Local Development. AU. 27.06.2014. https://au.int/en/treaties/airican-charter-values-and-principles-decentralisation-local-governance-and-local (accessed: 26.02.2024)

В преамбуле Африканской хартии демократии, выборов и управления отмечается, что демократическое управление является фактором безопасности и стабильности в Африке, «...укрепления политической культуры по изменению власти на основе проведенных регулярных свободных, беспристрастных и транспарентных выборов, проводимых компетентными, независимыми и беспристрастными национальными избирательными органами». Также подтверждается, что государственные перевороты являются серьезными причинами нестабильности на континенте и страны «...озабочены неконституционными изменениями правительств, которые составляют одну из причин отсутствия безопасности, стабильности и насильственных конфликтов в Африке»15.

В 1997 г. на 33-м саммите ОАЕ африканские лидеры строго осудили произошедший за несколько дней до мероприятия государственный переворот в Сьерра-Леоне, в ходе которого был свергнут недавно избранный президент Ахмед Кабба. В этой связи в 1999 г. на саммите глав государств ОАЕ, который состоялся в Алжире, были приняты декларации и решения (AHG Dec. 142 (XXXV) Decision), осуждающее неконституционную смену власти. В данном решении также был выдвинут ультиматум правительствам, пришедшим к власти неконституционным путем, восстановить конституционный порядок до следующего Саммита ОАЕ. Речь шла прежде всего о таких странах, как Сьерра-Леоне, Либерия, Нигер, Гвинея-Бисау, Коморские острова [Nyinevi, Fosu 2023] и др. В 2000 г. на следующем саммите ОАЕ, который состоялся в Ломе, впервые главы государств и правительств приняли декларацию под названием Рамочная Декларация ОАЕ по реагированию на неконституционную смену правительства16 (далее -РДРНСП). Данная декларация является ключевым документом ОАЕ, поскольку она позже будет отражена в виде конвенции - Африканской Хартии о демократии, выборах и правлении 2007 г. (далее - АХДВП).

РДРНСП состоит из четырех основных частей [Ikome 2007]:

1. Свод демократических ценностей и принципов.

2. Определение неконституционной смены власти.

3. Меры и действия ОАЕ, направленные против неконституционной смены власти.

4. Механизмы имплементации РДРНСП.

В первой части декларации свод демократических ценностей и принципов включает в себя девять основных пунктов:

1) принятие конституции, процедура разработки которой, содержание и механизмы контроля отвечают демократическим принципам;

2) соблюдение конституционных и иных правовых норм;

3) принцип разделения властей и независимости судебных органов;

4) поощрение политического демократического плюрализма;

5) сменяемость политических элит и признание оппозиции;

6) проведение свободных и регулярных выборов в соответствии с действующим законодательством;

7) гарантия свободы слова и СМИ;

8) соблюдение основных прав и свобод человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и африканской Хартией прав человека и народов 1981 г.;

9) поощрение и защита прав человека.

15 African Charter on Democracy, Elections and Governance. AU. 30.01.2007. https://au.int/en/treaties/african-charter-democracy-elections-and-governance (accessed: 26.02.2024)

16 Declaration on the Framework for an OAU Response to Unconstitutional Changes of Govermnent. AU. 12.07.2000. https://au.int/sites/default/files/decisions/9545-2000_ahg_dec_143-159_xxxvi_e.pdf (accessed: 26.02.2024)

Вторая часть РДРНСП определяет неконституционную смену власти таким обра-

1) военный путч против демократически избранного правительства;

2) использование вербовки в целях смены демократически избранного правительства;

3) изменение демократически избранного правительства вооруженным мятежом или вооруженными группировками;

4) отказ передачи власти победившему после беспристрастных, свободных и регулярных выборов.

Важно отметить отсутствие в данном разделе осуждения манипуляций с конституционными нормами как неконституционной формы удержания политической власти. Последнее имело негативные последствия в борьбе с недемократическим правлением, поскольку потом стало распространяться в Африке: в Кот-д'Ивуаре, Гвинее и так далее. Кроме того, понятие неконституционной смены власти шире, поскольку включает в себя военный переворот.

Третья часть РДРНСП предусматривает незамедлительное и безотлагательное публичное осуждение руководством ОАЕ неконституционной смены власти в любой из ее форм проявления. В данном случае председательствующему президенту Ассамблеи глав правительств и председателю Африканской Комиссии было дано поручение призвать к быстрому восстановлению конституционного порядка. Важно, что данное осуждение должно происходить именно сразу после инцидента, повлекшего за собой неконституционное изменение правительства. Председатель Комиссии также сообщает путчистам о том, что их неконституционные действия не совместимы с целями и принципами ОАЕ и потому являются недопустимыми.

Председательствующий президент и председатель Комиссии предпринимают шаги для проведения двусторонних переговоров с путчистами, а также с региональными экономическими организациями и международными организациями для решения вопроса. В случае, когда предпринятые меры оказываются недостаточными для урегулирования ситуации, путчистам предоставляется шесть месяцев для восстановления конституционного порядка. В указанный период стране-нарушителю запрещается участвовать в процедуре принятия решений в ОАЕ за исключением финансовых вопросов. Стране также запрещается принимать участие во встречах глав государств и правительств, а также в заседаниях Совета министров, которые являются высшими органами организации. В это время руководство ОАЕ продолжает вести переговоры с путчистами, для того чтобы найти выход из указанной ситуации. По истечении шестимесячного периода, если не удастся решить вопрос, то вводятся индивидуальные санкции в отношении путчистов. Это может касаться ограничения контактов с другими правительствами, отказ в визе и проч. При этом ОАЕ должен наладить широкий контакт с другими правительствами, региональными и международными организациями для имплементации указанных санкций в отношении государств-нарушителей и незаконных правительств.

Четвертая часть предусматривает механизмы имплементации положений РДРНСП. Механизм включает в себя прежде всего главные центральные органы ОАЕ: Ассамблею глав государств и правительств, Совет министров и Комиссию ОАЕ. Кроме того, РДРНСП предусматривает также создание под ответственностью главных центральных органов специального Подкомитета по санкциям, состоящего из 5 членов с учетом основных пяти региональных экономических организаций Африки. Подкомитет проводит мониторинг касательно неконституционной смены власти и вводит меры в отношении таких правительств.

Данная Рамочная декларация ОАЕ по реагированию на неконституционную смену правительства является на сегодняшний день основополагающим документом АС по

противодействию неконституционной смене власти в Африке, включая Африканскую Хартию о демократии, выборах и правлении.

Африканская Хартия о демократии, выборах и правлении (АХДВП). Как было отмечено, Африканская хартия демократии, выборов и правления устанавливает, что Рамочная декларация обладает юридическими полномочиями по реагированию на неконституционную смену правительства в виде общей обязательной нормы, то есть договора. АХДВП состоит из 11 глав и 53 статей, следовательно, предусматривает больший объем норм, чем РДРНСП, так как в ней содержится максимальная информация для стран-участников. В целях данного документа указываются решимость АС осуждать, отвергать и отрицать неконституционное изменение власти в Африке (статья 2 (4)) и приверженность демократическим нормам, надлежащему правлению и правовому государству. В этой связи отрицание и осуждение недемократической формы изменения власти остается одним из главных принципов организации (статья 3 (10)).

Государства обязуются преследовать и передавать суду всех лиц, свергших легитимное и демократически избранное правительство (статья 14 (2)). Государства АС обязуются сотрудничать в этой сфере (статья 14 (3)), а также не предоставлять убежище таким лицам (статья 25 (8)). Важный момент в АХДВП заключается в том, что Совет мира и безопасности АС (далее - СМБ) наделяется полномочиями по мониторингу и надзору антиконституционной смены власти (статья 25). В этой связи указанная статья устанавливает, что, если СМБ констатирует антиконституционное изменение власти в одной из стран-участников договора, он применяет санкции, предусмотренные нормативными актами АС, после того как дипломатические усилия не увенчались успехами.

Следует отметить, что СМБ становится ключевым механизмом АС в области обеспечения безопасности на континенте, в том числе по противодействию недемократической смене власти в Африке. Необходимо также отметить, что СМБ был создан в

1Т 18

2002 г. дополнительным протоколом к Учредительному акту АС 2000 г. , то есть после принятия РДРНСП, которая предусматривала другой механизм противодействия недемократической смене власти, как описано выше. В 2003 г. в Учредительный акт АС также было внесено изменение, приравнявшее статут СМБ к главным органам организации дополнительным Протоколом19 (статья 5). Таким образом, СМБ является одним из главных органов АС наряду с Ассамблеей глав государств и правительств, Советом министров и др. Предупреждение и разрешение конфликтов, связанных с неконституционной сменой власти, входят в компетенции СМБ (статьи 3 5 7 Протокола о учреждении СМБ).

Экономическое сообщество государств Западной Африки. Важную роль среди региональных интеграционных объединений государств Африки в борьбе с неконституционной сменой власти играет ЭКОВАС [Аду и др. 2020]. Надо отметить, что ЭКОВАС является одной из первых региональных структур, которая сформировала свои вооруженные силы - ЭКОМОГ, Группу мониторинга прекращения огня ЭКОВАС, которая сейчас является Силами постоянной готовности этой организации. Она была

17 Protocol Relating to the Establishment of the Peace and Security Council of the African Union. AU. 09.07.2002. https://au.int/en/treaties/protocol-relating-establislunent-peace-and-security-council-airican-union (accssed: 26.02.2024)

18 Constitutive Act of the African Union. AU. 11.07.2000. https://au.int/en/treaties/constitutive-act-african-union (accessed: 26.02.2024)

19 Protocol on the Amendments to the Constitutive Act of the African Union. AU. 11.07.2003. https://au.int/ sites/defauh/files/treaties/35423-treaty-0025_-_PROTOCOL_ON_THE_AMENDMENTS_TO_THE_CONSTI-TUTIVE_ACT_OF_THE_AFRICAN_UNION_E.pdf (accessed: 28.02.2024)

создана для наблюдения за прекращением огня в период разгара гражданской войны в Либерии [Pitts 1999]. У ЭКОВАС, как и у АС, накоплена достаточная база нормативных правовых актов20 против неконституционной смены правительства. Таким образом, как и у АС, у ЭКОВАС действуют различные механизмы, такие как Комиссии, Силы постоянной готовности ЭКОВАС, Суд и другие, которые играют ключевую роль в противодействии переворотам. Например, после военных мятежей в Мали 2020 г., Гвинее в 2021 г., Буркина-Фасо в 2022 г. и Нигере в 2023 г. Конференция глав государств и правительств ЭКОВАС ввела беспрецедентные санкции [Аду, Мезяев 2023] против этих стран с целью заставить последних вернуться к status quo, как предусмотрено в Уставе (статья 77)21 и иных нормативных актах организации.

Тем не менее, можно констатировать, что указанные принудительные меры не получили ожидаемых результатов. Напротив, 28.01.2024 Буркина-Фасо, Мали и Нигер

22

заявили о выходе из организации . В 2023 г., также после военного переворота в Республике Нигер, Суд ЭКОВАС вынес решение освободить свергнутого президента и восстановить конституционный порядок в стране. Дело в том, что 26 июля 2023 г. в Республике Нигер произошел государственный переворот, в результате которого действующий президент Мухамед Базум, его супруга и сын были задержаны и заключены под домашний арест под присмотром президентской гвардии. 28 сентября М. Базум и члены его семьи обратились в Суд ЭКОВАС с просьбой признать, что их задержание нарушает ряд основных фундаментальных прав человека, а его свержение является антиконституционным и противоречит международным обязательствам страны. Суд ЭКОВАС в своем решении от 15 декабря 2023 г. удовлетворил просьбу защиты и призвал военное руководство к незамедлительному восстановлению конституционного порядка, освобождению М. Базума и членов его семьи23. Кроме того, параллельно с судебной процедурой шел и политический процесс со стороны глав государств и правительств, который привел к тупиковой ситуации, вследствие чего было принято решение о снятии санкций против Мали, Нигера и Гвинеи.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ

Решение о снятии санкций против Нигера, Мали и Гвинеи можно расценивать как с политической (А), так и с юридической (Б) точек зрения.

А. Политические просчеты решения. Решение Конференции глав государств и правительств стран-членов ЭКОВАС от 24 февраля 2024 г. об отмене санкций против республик Нигер, Мали и Гвинея можно рассматривать как потрясение и политический провал санкционной политики организации. С политической точки зрения можно рассматри-

211 Cm.: Protocol A/SPl/12/01 on Democracy and Good Governance Supplementary to the Protocol relating to the Mechanism for Conflict Prevention Management, Resolution Peacekeeping and Security. ECOWAS, 2001. https://www.eisa.org/pdf/ecowas2001protocol.pdf (accessed: 28.02.2024); Protocol Relating to the Mechanism for Conflict Prevention Management, Resolution, Peace-Keeping and Security. ECOWAS, 1999. https://amani-africa-et.org/wp-content/uploads/2021/04/Protocol-Relating-to-the-Mechanism-for-Conflict-Prevention-Mana-gement-Resolution-Peace-Keeping-and-Security-1999.pdf (accessed: 28.02.2024)

21 ECOWAS Revised Treaty - 1993. ECOWAS. https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2022/08/Revised-treaty-l.pdf (accessed: 28.02.2024)

22 Wuilbercq E. Retrait de la Cedeao: quand le Mali, le Burkina Faso et le Niger font «sécession». Jeune Afrique. 02.02.2024. https://jeuneairique.com/1532994/politique/retrait-de-la-cedeao-quand-le-mali-le-burkina-faso-et-le-niger-font-secession/ (accessed: 28.02.2024)

23 Bazoum M., Bazoum H. ben M., Bazoum S. contre l'Etat de Niger. ECW/CCJ/APP/57/23. ECOWAS CCJ. 15.12.2023. http://courtecowas.org/wp-content/uploads/2023/12/JUDGMENT-BAZOUM-V-NIGER-FRN.pdf (accessed: 28.02.2024)

вать данный шаг как нерешительность, даже слабость и отсутствие политической самостоятельности при принятии решения руководителями государств, входящих в ЭКОВАС. Желание наказывать указанные государства любой ценой без учета индивидуального подхода к каждой ситуации только ослабляет и дискредитирует организацию.

Можно сказать, что решение об отмене санкций против Нигера, Мали и Гвинеи -это личное поражение действующего президента Федеративной Республики Нигерии и председателя ЭКОВАС Бола Ахмеда Тинубу, который в своей речи от 9 июля 2023 г. в Бисау (Гвинея-Бисау) заявил о нулевой толерантности к военным переворотам на пространстве ЭКОВАС. Б. Тинубу сказал следующее: «...Мы не позволим, чтобы государственные перевороты в Африке происходили один за другим»24. Это высказывание явно является ответом на рост числа военных переворотов в регионе, а именно, в таких странах, как Мали, Гвинея и Буркина-Фасо.

Следует отметить, что на момент его вступления 9 июля 2023 г. в должность председателя ЭКОВАС тогда еще не произошел военный переворот в Республике Нигер. Он случился несколькими днями позже, 26 июля 2023 г. Президент Федеративной Республики Нигерии Бола Ахмед Тинубу воспринял это событие как вызов против его председательства, особенно после такого громкого заявления. В этой связи на специальной сессии Конференции глав государств и правительств, созванной 30 июля 2023 г.25 под его руководством, было решено не только решительно осудить данный очередной военный переворот в Нигере, но и ультимативно потребовать восстановить конституционный порядок в стране в течение недели, угрожая военной интервенцией ЭКОВАС в целях освобождения задержанного демократически избранного президента М. Базума и восстановления status quo.

Кроме того, в своем Коммюнике Конференция глав государств и правительств анонсировала ряд санкций против руководства военного правительства Нигера с незамедлительным вступлением в силу:

1) закрытие воздушной и сухопутной границы Нигера;

2) запрет коммерческих рейсов в направлении из Нигера;

3) запрет финансовых трансакций между странами ЭКОВАС и Нигером;

4) заморозка всех услуг ЭКОВАС, в том числе самых необходимых в Нигере;

5) заморозка финансовых активов Нигера в Центральном банке ЭКОВАС;

6) заморозка активов Нигера, включая активы государственных компаний и компаний с государственным участием, а также активы коммерческих банков;

7) заморозка всей финансовой помощи ЭКОВАС и запрет финансовых трансакций со всеми финансовыми институтами региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) запрет на выезд представителей переходной власти, их семей и всех лиц, сотрудничавших с ними;

9) обращение ко всем институтам ЭКОВАС неукоснительно соблюдать указанные

26

меры .

Для имплементации ультиматума Конференции глав государств и правительств главы комитета военных штабов государств-членов ЭКОВАС собрались со 2 по 4 авгу-

24 Le Nigérian Bola Tinubu prend la tête de la Cedeao. Jeune Afrique. 10.07.2023 https://jeuneafrique. coin/1461732/politique/le-nigerian-bola-tinubu-prend-la-tete-de-la-cedeao/ (accessed: 28.02.2024)

25 Extraordinary Summit of the ECOWAS Authority of Heads of State and Govermnent on the political situation in Niger. Final communique. ECOWAS. 30.07.2023. https://ecowas.int/wp-content/uploads/2023/07/Final-Com-munique_Extra-Summit-on-Niger.pdf (accessed: 02.03.2024)

26 Extraordinary Summit of the ECOWAS Authority of Heads of State and Govermnent on the political situation in Niger. Final Communique. ECOWAS. 30.07.2023. Point 10 (k). https://ecowas.int/wp-content/uploads/2023/ 07Mnal-Coimnunique_Extra-Summit-on-Niger.pdf (accessed: 02.03.2024)

ста 2023 г. в Абудже (Нигерия) для разработки планов действий27. 10 августа 2023 г., во время чрезвычайной встречи, организованной в связи с ситуацией в Республике Нигер, главы государств и правительств твердо подтвердили свое решение от 30 июля 2024 г. Кроме того, они дали указание комитету военных штабов активизировать механизмы Сил постоянной готовности ЭКОВАС для военной интервенции и восстановления кон-

28 » и

ституционного порядка в Нигере . По сути, Силы постоянной готовности ЭКОВАС после окончания ультиматума получили карт-бланш на ввод войск в Нигер. Это решение о военном вмешательстве является поворотным моментом в истории организации, так как практика показывает, что обычно силы реагирования ЭКОВАС применяются в случае гражданской войны, а не при военных переворотах. Хотя были случаи, когда именно военные перевороты стали следствиями гражданских войн и наоборот, как это произошло в Либерии (1989-1997 гг.), Сьерра-Леоне (1998 г.) [Pitts 1999].

Почти семь месяцев спустя после выдвижения ультиматума военная интервенция так и не была проведена, президент М. Базум и его окружение оставались в руках военного правительства; конституционный порядок не был восстановлен, несмотря на все угрозы. Однако главы государств и правительств решили не только снять все введенные санкции против Нигера, но и отменить те меры, которые были введены ранее против Мали [Аду, Мезяев 2023] и Гвинеи. Значит, без преувеличения можно сказать, что решение об отмене санкций против Нигера, Мали и Гвинеи необходимо расценивать как личное поражение президента Тинубу и санкционной политики ЭКОВАС в целом.

Второе, о чем можно говорить, это нерешительность и слабость глав государств и правительств ЭКОВАС, поскольку санкции, введенные против Мали [Аду, Мезяев 2023], Нигера, Буркина-Фасо и Гвинеи, не получили ожидаемых результатов. Военные режимы до сих пор продолжают действовать в указанных странах и получают широкую поддержку своих народов. Например, в статье журнала Jeune Afrique приводятся итоги опроса, проведенного немецким фондом Фридриха Эберта29, которые показывают, что более 82% населения Мали поддерживает политику переходной власти страны и особенно ее сближение с Российской Федерацией в борьбе с терроризмом в стране30. Такая ситуация вызывает вопросы о «хороших» и «плохих» военных переворотах, по словам Н. Икоме [Ikome 2007: 14-15].

Кроме того, решение наказывать эти страны было принято несамостоятельно, а было продиктовано извне, а именно Францией, руководствующейся своими геополитическими целями и интересами в регионе [Chafer, Cumming, Velde 2020]. Естественно, подобные решения не учитывают интересы граждан стран ЭКОВАС и обречены на провал. Это может только усиливать напряжение в регионе и привести к расколу ЭКОВАС. Сегодня как никогда ЭКОВАС ослаблена данной политической ситуацией.

Б. Юридическая оценка решения. Кроме военной угрозы в отношении Республики Нигер, санкции, введенные против него, являются аналогичными тем, которые были введены ранее против Республики Мали [Аду, Мезяев 2023]. Анализ санкций, наложенных на Нигер, Мали, Гвинею и Буркина-Фасо, показывает, что по большему счету они

27 ECOWAS Committee of Chiefs of Defence Staff to hold Extraordinary meeting on the Political Situation in the Republic of Niger. ECOWAS. 01.08.2023. https://www.ecowas.int/ecowas-committee-of-chiefs-of-defence-staif-to-hold-extraordinary-meeting-on-the-political-situation-in-the-republic-of-niger/ (accessed: 02.03.2024)

28 Second Extraordinary Summit of the ECOWAS Authority of Heads of State and Government on the Political Situation in Niger, Abuja. Final Communique. ECOWAS. 10.08.2023. https://www.ecowas.int/wp-content/ uploads/2023/08/ENG_Final-Communique-l_230810_225639-l.pdf (accessed: 26.02.2024)

29 Признан нежелательной организацией в Российской Федерации.

311 Au Mali, un sondage souligne la confiance populaire envers Assimi Goïta et la Russie. Jeuneafrique. 04.05.2023.

https://jemeafiique.com/1442035/pohtique/au-nMH-m-sondage-sou^

et-la-russie/ (accessed: 26.02.2024)

не правомерны, выходят за пределы правового регулирования кризисов по нормативным актам ЭКОВАС и АС (злоупотребление правами/»///'« vires) и являются не легитимными [Аду и Мезяев 2023], поскольку большинство населения ЭКОВАС выступает против них.

Как было объяснено выше, в нормативных актах АС и ЭКОВАС достаточно подробно описана легитимная процедура действий: приостановление участия путчистов в принятии решений, касающихся деятельности организации, а также индивидуальные решения против руководителей подобных режимов. Применение этих мер, как указано в нормативных актах, позволило бы избежать ухудшения гуманитарной ситуации в этих странах и при этом оказывать давление на военные режимы. Тем не менее, как видим, главы государств и правительств ЭКОВАС решили действовать вопреки всем юридическим нормам организации. Кроме того, решение главами государств и правительств о военной интервенции в Нигер было принято без консультации и одобрения Совета Безопасности ООН. Тем самым это подтверждает неправомерность такого решения руководства ЭКОВАС, ведь оно противоречит Уставу ООН. Такое развитие событий может только усугубить ситуацию в регионе вплоть до раскола организации.

На основе своего решения от 16 сентября 2023 г. переходные правительства Мали, Буркина-Фасо и Нигера заявили о выходе из ЭКОВАС. В указанном коммюнике также говорится о «выходе без предварительных условий». Подобной подход, безусловно, вызывает вопросы международно-правого характера, поскольку он противоречит поло-

31

жениям Устава ЭКОВАС 1993 г. , а также положениям о денонсации международных договоров. Статья 91 Устава ЭКОВАС устанавливает: «Все страны, желающие выйти из договора, письменно уведомляют об этом Комиссию за год. Комиссия информирует об этом страны-члены организации. По истечении данного срока, если указанная нотификация не отметается, страна перестает быть членом».

32

Кроме того, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. устанавливает, что «прекращение договора или выход из него участника могут иметь место:

a) в соответствии с положениями договора; или

b) в любое время с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами».

Это означает, что Мали, Буркина-Фасо и Нигер должны ссылаться на положение о выходе из указанного Устава ЭКОВАС или договариваться со всеми членами организации, как предусмотрено в статье 54 Венской конвенции.

Таким образом, заявление о выходе из ЭКОВАС не может осуществляться без предварительного выполнения положений Устава ЭКОВАС и Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. В этой связи Мали, Буркина-Фасо и Нигер не могут «выйти из организации без предварительных условий», как они заявляют. Это противоречило бы действующим нормам международного права, поэтому можно предполагать, что подобное заявление мотивировано политически. По всей видимости, это возымело хорошие результаты, поскольку руководство ЭКОВАС также отменило все решения против указанных стран без предварительных условий.

Решение Мали, Буркина-Фасо и Нигера о выходе из ЭКОВАС от 16 сентября 2023 г. является политическим потрясением в жизни организации. Это, по нашему мнению, побудило глав государств и правительств пересмотреть санкции, введенные против этих стран.

31 Communauté économique des États de l'Afrique de l'Ouest (CEDEAO). Traité revisé, 1993. ECOWAS. https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2022/06/REVISED-Treaty-Updated-fr.pdf (acceesed: 26.02.2024)

32 Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969. ООН. https://www.un.org/ru/ documents/decl conv/conventions/law treaties.shtml (дата обращения: 04.03.2024)

СОЗДАНИЕ АЛЬЯНСА ГОСУДАРСТВ САХЕЛЯ И ВЫХОД ИЗ ЭКОВАС

Мали, Буркина-Фасо и Нигер, которым угрожают нестабильность, терроризм и экономическое отставание, решили объединиться в первую очередь потому, что они оказались перед лицом угрозы военной интервенции ЭКОВАС в Нигере, а также потому, что необходимо было противостоять общим вызовам. Очевидно, что если бы военная интервенция состоялась и увенчалась успехом, то аналогичные меры могли быть применены и по отношению к Мали, Буркина-Фасо, и Гвинее, хотя в нормативных правовых актах ЭКОВАС такое вовсе не предусмотрено.

Следует отметить, что регион Сахель сталкивается с беспрецедентной проблемой безопасности. Даже отправка огромного контингента миротворческой миссии ООН33 [Амара 2021, 2023; Бокерия 2022] в регион, в частности в Мали, и создание «Сахе-льской пятерки»34 [Амара 2019] не привели к ожидаемым результатам. Ситуация в регионе Сахель еще более ухудшилась в связи с политическим противостоянием между этими странами и ЭКОВАС по причине беспрецедентных санкций организации под предлогом совершенных в этих государствах военных переворотов.

Стремление этих государств создать Альянс государств Сахеля укрепилось после выдвижения ультиматума ЭКОВАС применить силу в Нигере для восстановления конституционного порядка. Применение силы ЭКОВАС в Нигере могло только усугубить ситуацию с безопасностью в регионе, которая и так была хрупка. На этом основании и во избежание кризиса в регионе 16 сентября 2023 г. по инициативе Мали, Буркина-Фасо и Нигера во время встречи в режиме видеоконференции между главами указанных государств была принята Хартия о создании Альянса государств Сахеля35. Данная Хартия также получила название «Хартия Липтако-Гурма»36.

Надо отметить, что в 1970 г. был подписан Меморандум между Мали, Буркина-Фасо и Нигером о создании Организации об интегрированном экономическом развитии

37 38

региона Липтако-Гурма с целью совместного экономического развития , а также обеспечения безопасности. Указанный меморандум претерпел ряд изменений в 2001 г.,

39

в 2017 г. В связи с этим можно отметить, что сотрудничество между указанными странами в регионе Липтако-Гурма - это не новое явление, а продолжение исторической связи между ними. Следовательно, неслучайно Хартия о создании АТС в своей преамбуле упоминает об Организации об интегрированным экономическом развитии региона Липтако-Гурма.

АТС, по сути, представляет собой новый военный альянс в Западной Африке и в мире. В статье 2 указывается, что «Хартия преследует цель по созданию коллективной безопасности и оказанию взаимной помощи между членами АТС». Кроме того, в статье 6 заявлено, что «любое нарушение суверенитета и территориальной целостности одной из стран-членов будет считаться как агрессия против всех членов Альянса. В таком слу-

33 МИНУСМА. Фактологический бюллетень. ООН. https://pcacckccping.un.org/ru/mission/minusma (дата обращения: 21.05.2024)

34 Le G5 Saliel. Secrétariat exécutif, https://www.g5sahel.org/le-g5-sahel-2/ (accessed: 04.03.2024)

35 Charte du Liptako-Gourma instituant l'Alliance des États du Sahel entre le Burkina Faso, la République du Mali, la République du Niger. 16.09.2023. https://mjp.miv-perp.fr/constit/sahel2023.htm accessed: 04.03.2024)

36 Липтако-Гурма - историческое название общего региона на стыке трех стран.

37 Liptako-Gourma Authority (LGA). ECFR. https://ecfr.eu/special/airican-cooperation/liptako-gounna-autho-rity/(accessed: 04.03.2024) '

38 Gregoire E. Coup d'Etat au Niger. Géopolitique. 24.02.2010. https://www.geopolitique.net/coup-detat-au-ni-ger-par-eminanuel-gregoire-directeur-de-recherche-lird-2/ (accessed: 04.03.2024)

39 Liptako-Gourma Authority (LGA). https://ecfr.eu/special/african-cooperation/liptako-gounna-authority/ (accessed: 04.03.2024)

чае другие страны Альянса обязуются оказать как индивидуальную, так и коллективную помощь, в том числе с применением военной силы для восстановления и гарантии безопасности в пространстве АТС».

Таким образом, статью 6 АТС можно приравнять к статье 5 Североатлантического договора (учредительного документа) НАТО40 и статье 4 Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)41. Необходимо отметить, что, помимо НАТО, ОДКБ, и др., в мире теперь появился еще один новый военный блок. Правда, у АТС пока не сформирована вся структура, необходимая для координации своих действий (статья 3 предусматривает ее создание в ближайшее время). Вместе с тем страны АТС уже готовы к оказанию военной помощи друг другу. Таким образом, решение о проведении военной интервенции ЭКОВАС в Нигере уже могло привести к масштабной войне в регионе в целом. Соответственно, лидерам ЭКОВАС осталось только пересмотреть свое решение о военной интервенции.

Основными причинами пересмотра решение о военной интервенции в Нигере и об отмене санкций стали два главных события: создание АТС и решение стран-членов АТС о выходе из ЭКОВАС. К этим основным причинам также можно добавить гуманитарную ситуацию в регионе Липтако-Гурма, как отмечается в Коммюнике глав государств и правительств ЭКОВАС, а также личное обращение бывшего президента Федеративной Республики Нигерии, Якубу Говона от 03 февраля 2024 г. Якубу Говон, единственный оставшийся в живых из отцов-основателей ЭКОВАС, в своем обращении к главам государств и правительств, призывал найти политическое решение сложившейся ситуации в странах-членах ЭКОВАС в связи с нарастанием военных переворотов и

42

отменить санкции против этих стран .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что демократия остается важной формой управления многонациональными, полиэтническими, поликонфессиональными и политически плюралистическими обществами стран Западной Африки и континента в целом. По крайней мере, это единственный способ правления, при котором каждый индивид, этнос, национальность может иметь свой голос и может чувствовать себя в безопасности. Построение такого общества требует отдачи от каждого, в частности, от африканских лидеров. В этой связи считаем правильным стремление региональных и субрегиональных организаций Африки, в том числе ЭКОВАС, нормативными правовыми актами и институциональными методами противостоять неконституционным сменам власти или махинациям с конституционными нормами для удержания политической власти. Методы, которые, к сожалению, приводят к дестабилизации, кровопролитию и экономическому отставанию Африки. Политические проблемы должны решаться политическими методами и решениями, а юридические вопросы - через правовые механизмы с учетом индивидуальных обстоятельств в каждом из случаев.

Таким образом, ряд решений ЭКОВАС по ситуациям в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и Гвинее был ошибочным, неконструктивным злоупотреблением власти и к тому же

40 Le Traité de l'Atlantique Nord (1949) NATO. 04.04.1949. https://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/ stock_ publications/20120822_nato_treaty_fr_light_2009.pdf (accessed: 04.03.2024)

41 Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. ОДКБ. 26.04.2012. https://odkb-csto.org/ documents/documents/dogovor_o_kollektivnoy_bezopasnosti/#loaded (дата обращения: 04.03.2024)

42 Open Letter to all Heads of State and Government of ECOWAS Member States. Thisdav. 23.02.2024. https://www.tliisdaylive.com/index.php/2024/02/23/open-letter-to-all-heads-of-state-and-government-of-ecowas-member-states (accessed: 04.03.2024)

предвзятым. Например, в 2020 г. президент Гвинеи внес поправки в конституцию, чтобы баллотироваться и избраться на третий срок при молчаливом согласии АС и ЭКОВАС. Вследствие этого он был свергнут военной хунтой во имя восстановления демократии в стране. Аналогичная ситуация произошла и в соседней Республике Кот-д'Ивуар в 2020 г., когда действующий президент Аласан Уаттара неожиданно объявил о выдвижении своей кандидатуры на третий срок. В двух описанных ситуациях никакие меры не были приняты против них со стороны АС и ЭКОВАС, несмотря на явное нарушение конституций этих стран и правовых актов этих организаций. Кроме того, действия ЭКОВАС, направленные на борьбу с вооруженными джихадистами в регионе Липтако-Гурма, оказались недостаточными. Надо отметить, что война против терроризма и сепаратизма стала одной из причин военных переворотов в регионе, как заявляют военные власти, в связи с тем, что предыдущие власти не смогли ничего сделать с этими бедствиями. А дополнительные силы реагирования ЭКОВАС, которые предполагалось направлять на восстановление конституционного порядка, следовало бы направить на борьбу с терроризмом и сепаратизмом в регионе.

Как видим, в некоторых случаях, ЭКОВАС и АС сами создают ситуации, вызывающие ряд вопросов, поэтому неслучайно многие наблюдатели считают, что ЭКОВАС обслуживает интересы бывших метрополий из числа западных стран. В настоящее время можно, к сожалению, констатировать, что ЭКОВАС, как никогда, ослаблено и процесс консолидации организации - непростая задача, которая не может быть решена в ближайшее время.

БИБЛИОГРАФИЯ

Аду Я.Н. и др. Незападное миротворчество как фактор многополярного мира: контуры исследовательской программы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23. № 3. С. 415-434. http://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-3-415-434 Аду Я.Н. и др. Экономическое сообщество стран Западной Африки. Африка и международное право. М: ' РУДН, 2020. С. 61-73.

Аду Я.Н., Мезяев А.Б. Конфликт между ЭКОВАС и Мали: международно-правовые и политические аспекты. Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 1. С. 170-189. http://doi.org/10.17323/ 1996-7845-2023-01-07 '

Амара Д., Дегтерев Д. А., Эгамов Б. X. «Общие интересы» в миротворческих операциях ООН в Африке: прикладной анализ кадрового состава. Проблемы национальной стратегии. 2022. № 2. С. 76-101. https://doi.org/10.52311/2079-3359_2022_2_76 Бокерия С.А. Партнерство ООН и АС в области миротворчества: тенденции и проблемы. Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. №2. С. 189-207. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2022-02-08 Амара Д. Миротворческие стратегии ЕС в Мали: проблемы и перспективы. Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. № 12. С. 3606-3613. http://dx.doi.org/10.35775/PSI.2021.81.12.036 Амара Д. Проблемы региональной безопасности в зоне Сахело-Сахары и их влияние на национальную

безопасность Республики Мали. Альманах "Казачество". 2019. № 4. С. 86-92. Амара Д. Деятельность многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации ситуации в Республике Мали (2012-2022 гг.). Автореферат на диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: РУДН, 2023. Филиппов В.Р. Африканская политика президента Франции Э. Макрона: хроника действий и эволюция

идей (2017-2022 гг.). М.: Институт Африки РАН, 2023. Agbese P.O., Ogbondah C.W. The U.S. press and political change in the Third World: The coverage of military coups. Political Communication. 1988. Vol. 5. № 1. Pp. 33-47. https://doi.org/10.1080/ 10584609.1988. 9962836

Ancel G. Rwanda, la fin du silence: témoignage d'un officier français. Paris: Les Belles Lettres, 2018. Barron T. The Soldier and the State in the Congo Crisis: The Unprofessional Legacy of the National Congolese

Army. African Security. 2013. Vol. 6. №2. Pp. 97-132. https://doi.org/10.1080/19392206.2013.788407 Chafer T., Cumming G.D., Velde R. France's interventions in Mali and the Sahel: A historical institutionalist perspective. Journal of Strategic Studies. 2020. Vol. 43. № 4. Pp. 482-507. https://doi.org/10.1080/ 0140 2390.2020.1733987

Garcia-Rivero C. Authoritarian Personality vs Institutional Performance Understanding Military Rule in Africa.

Politikon. 2022. Vol. 49. №2. Pp. 175-194. http://dx.doi.org/10.1080/02589346.2022.2072582 Hugon P. Permanences et Ruptures de la Politique Économique de la France vis-à-vis de l'Afrique sub-Saha-rienne. Modem and Contemporary France. 2005. Vol. 3. № 1. Pp. 41-55. https://doi.org/10.1080/0963948 052000341213

Ikome F.N. Coup d'état, constitutionality, and legitimacy. In: Ikome F.N. Good Coups and Bad Coups: The Limits of the African Union 's Injunction on Unconstitutional Changes of Power in Africa. Johannesburg: Institute for Global Dialogue, 2007. Pp. 7-15. Ikome F.N. The Lomé Declaration: context, content, and interpretation. In: Ikome F.N. Good Coups and Bad Coups: The Limits of the African Union's Injunction on Unconstitutional Changes of Power in Africa. Johannesburg: Institute for Global Dialogue, 2007. Pp. 29-33. Lachica A. Revisiting the Rwandan Genocide: Reflections on the France-Led Humanitarian Intervention.

Geopolitics Quarterly. 2021. Vol. 16. № 4. Pp. 101-115. Mills G. French policy-making and Africa. South African Journal of International Affairs. 1998. Vol. 6. № 1.

Pp. 59-65. https://doi.org/10.1080/1022046980954524 Nyinevi C., Fosu R. The African Union's Prohibition of Unconstitutional Changes of Government: An Uneasy Choice between Fidelity to Principle and Pragmatism. African Security. 2023. Vol. 16. № 1. Pp. 95-119. https://doi.org/10.1080/19392206.2023.2195748 Pitts M. Sub-Regional Solutions for African Conflict: The ECOMOG Experiment. Journal of Conflict Studies.

1999. Vol. 19. № 1. Pp. 49-69. Profant T. French Geopolitics in Africa: From Neocolonialism to Identity. Perspectives. 2010. Vol. 18. № 1. Pp. 41-61.

Tardy T. France's military operations in Africa: Between institutional pragmatism and agnosticism. Journal of 'Strategic Studies. 2020. Vol. 43. № 4. Pp. 534-559. https://doi.org/10.1080/01402390.2020.1734571

POLITICAL TURMOIL IN ECOWAS: WHEN POLITICS PREVAILS OVER LAW

© 2024 Y.N. Adu, A.B. Mezyaev

ADU Yao Nikez, PhD (Law), Associate Professor, Department of Theory and History of International Relations, Expert, Center for Applied Analysis of International Transformations RUDN University; Orenburg State University, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-8696-0181. E-mail: [email protected]

MEZYAEV Alexander Borisovich, Dr.Sc. (Law), Professor, Head of Department of Constitutional and International Law, University of Management "TISBI' : Editor-in-Chief, Kazan Journal of International Law and International Relations, Kazan, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-53183029. E-mail: [email protected]

Abstract. Several military regimes have recently come to power within the Economic Community of West African States (ECOWAS). This article on the political crisis in ECOWAS examines the main causes of these developments in the region and the approaches of regional organizations to address them in the African context, taking into account the practices of the OAU and the African Union. In the first phase, ECOWAS imposed a series of sanctions against these states for violating their international legal obligations in the areas of democracy, human rights, the rule of law, and good governance. In addition, the community decided to use military force in the Republic of Niger in order to free M. Bazoum, and, in response to this threat, Mali, Burkina Faso, and Niger decided, on September 16, 2023, to create the Alliance of Sahel States (ASS) for self-defense to repel the aggression of the ECOWAS troops.

Furthermore, on January 28, 2024, the ASS countries announced their withdrawal from ECOWAS, and, in order to prevent a split in ECOWAS, on February 24, 2024, the community decided to lift the sanctions previously imposed on Niger, Mali, and Guinea on humanitarian grounds.

This article examines in detail both the political and legal sides of the decisions taken by ECOWAS. Based on their analysis, the authors conclude that democracy remains an important tool for promoting stability in African multinational societies. According to the authors, attempts by the AU and ECOWAS to address political instability through normative means can be encouraged. However, ECOWAS" sanction policies against offending countries should be based on existing community norms, humanity, and real facts in order to avoid dividing the community.

Keywords: ECOWAS, Guinea, Mali, Niger, Burkina Faso, Alliance of Sahel States, sanctions, international treaties, democracy, military coups

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-102-117

For citation: Adu, Y.N., Mezyaev, A.B. (2024). Political Turmoil in ECOWAS: When Politics Prevails Over Law. Journal of the Institute for African Studies. № 2. Pp. 102-117. https://doi.org/10. 31132/2412-5717-2024-67-2-102-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.