Научная статья на тему 'Причины неэффективности международных организаций в разрешении кризисов в Африке: на примере ЭКОВАС'

Причины неэффективности международных организаций в разрешении кризисов в Африке: на примере ЭКОВАС Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
56
8
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урегулирование / политические кризисы / неэффективность / международная организация / суверенитет / ЭКОВАС / Глобализация / Суверенные государства / финансовые трудности / электоральные кризисы / resolution / political crises / inefficiency / international organization / sovereignty / ECOWAS / Globalization / Sovereign States / financial difficulties / electoral crises

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Taп Н. Д., Дуву Ф. М.

В XIX веке африканский континент оказался в центре внимания колониальных империй, что определило их геополитические интересы. Однако борьба за ресурсы не закончилась с обретением африканскими странами независимости: в годы холодной войны они стали полем боя между советским и американским блоками, а бывшие метрополии и сегодня стремятся вмешиваться в их внутренние дела. Сегодня африканские государства сталкиваются с различными вызовами и угрозами: демографическими проблемами, проблемами международного терроризма, распространением инфекционных заболеваний и территориальными конфликтами. Для решения этих проблем африканские страны стремятся консолидироваться в рамках межгосударственных союзов, деятельность которых важно изучать в контексте становления современного многополярного мира: именно для этого было создано Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), главной целью которого было укрепление экономики. Однако эта организация превратилась в организацию, занимающуюся предотвращением и разрешением конфликтов. Цель данного исследования выявить причины неэффективности этой региональной организации в разрешении кризисов в Западной Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reasons for the ineffectiveness of international organisations in resolving crises in Africa: the case of ECOWAS

In the 19th century, the African continent became the focus of attention of the colonial empires, which determined their geopolitical interests. However, the struggle for resources did not end when African countries gained their independence: during the Cold War, they became a battleground between the Soviet and American blocs, and the former metropolises are still seeking to interfere in their internal affairs today. Today, African states are faced with various challenges and threats: demographic problems, the problems of international terrorism, the spread of infectious diseases and territorial conflicts. To solve these problems, African countries are striving to consolidate themselves within the framework of inter-state unions, whose activities are important to study in the context of the emergence of a modern multipolar world: this is precisely why the Economic Community of West African States (ECOWAS) was created, with the main aim of strengthening the economy. However, the organization has evolved into one dedicated to conflict prevention and resolution. The aim of this study is to identify the reasons for the ineffectiveness of this regional organization in resolving crises in West Africa.

Текст научной работы на тему «Причины неэффективности международных организаций в разрешении кризисов в Африке: на примере ЭКОВАС»

Tan Н.Д.

Аспирант, кафедра теории и истории международных отношений и внешней политики.

Дуву Ф.М.

Аспирант, кафедра теории и истории международных отношений и внешней политики. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Причины неэффективности международных организаций в разрешении кризисов в Африке: на примере ЭКОВАС*

Аннотация. В XIX веке африканский континент оказался в центре внимания колониальных империй, что определило их геополитические интересы. Однако борьба за ресурсы не закончилась с обретением африканскими странами независимости: в годы холодной войны они стали полем боя между советским и американским блоками, а бывшие метрополии и сегодня стремятся вмешиваться в их внутренние дела. Сегодня африканские государства сталкиваются с различными вызовами и угрозами: демографическими проблемами, проблемами международного терроризма, распространением инфекционных заболеваний и территориальными конфликтами. Для решения этих проблем африканские страны стремятся консолидироваться в рамках межгосударственных союзов, деятельность которых важно изучать в контексте становления современного многополярного мира: именно для этого было создано Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), главной целью которого было укрепление экономики. Однако эта организация превратилась в организацию, занимающуюся предотвращением и разрешением конфликтов. Цель данного исследования - выявить причины неэффективности этой региональной организации в разрешении кризисов в Западной Африке.

Ключевые слова: урегулирование, политические кризисы, неэффективность, международная организация, суверенитет, ЭКОВАС, Глобализация, Суверенные государства, финансовые трудности, электоральные кризисы.

© Taп Н.Д., Дуву Ф.М., 2024.

Tape G.D.

Phd student, department of theory and history of international relations and foreign policy.

Duvu P.M.

Phd student, department of theory and history of international relations and foreign policy. Peoples' Friendship University of Russia.

Reasons for the ineffectiveness of international organisations in resolving crises in Africa: the case of ECOWAS

Abstract. In the 19th century, the African continent became the focus of attention of the colonial empires, which determined their geopolitical interests. However, the struggle for resources did not end when African countries gained their independence: during the Cold War, they became a battleground between the Soviet and American blocs, and the former metropolises are still seeking to interfere in their internal affairs today. Today, African states are faced with various challenges and threats: demographic problems, the problems of international terrorism, the spread of infectious diseases and territorial conflicts. To solve these problems, African countries are striving to consolidate themselves within the framework of inter-state unions, whose activities are important to study in the context of the emergence of a modern multipolar world: this is precisely why the Economic Community of West African States (ECOWAS) was created, with the main aim of strengthening the economy. However, the organization has evolved into one dedicated to conflict prevention and resolution. The aim of this study is to identify the reasons for the ineffectiveness of this regional organization in resolving crises in West Africa.

Key words: resolution, political crises, inefficiency, international organization, sovereignty, ECOWAS, Globalization, Sovereign States, financial difficulties, electoral crises.

После обретения независимости колоний Африка страдает от проблем, связанных с ее прошлым, экономикой, безопасностью и вооруженными конфликтами. Столкнувшемся с этими ситуациями, континент решил работать над гармонизацией экономической политики и политики безопасности.

С этой целью были созданы континентальные и субрегиональные организации [1,3]. Для них характерно двойное движение - панафриканизм, в данном случае создание Организации африканского единства (ОАЕ), и субрегионализм [18, с 352]. Первый относится к организациям, возникшим в период деколонизации. Так, в 1963 году, движимая панафриканской мечтой, была создана Организация африканского единства, которая сыграла важную роль в процессе деколонизации.

Согласно статье II Устава организации: «Целями Организации являются, в частности, укрепление единства и солидарности африканских государств, координация и активизация их сотрудничества и их усилий по обеспечению лучших условий жизни африканских народов»[1]. Но из-за отсутствия оперативных средств она породила второй тип региональной организации, призванием которой является содействие экономическому сотрудничеству государств-членов. Так, 28 мая 1975 года родилось Экономическое сообщество государств Западной Африки. Предотвращение и управление кризисами в целом и избирательными кризисами в частности на африканском континенте являются предметом растущего интереса и инициатив со стороны африканских государств и международного сообщества. В этой связи африканские субрегиональные организации, такие как ЭКОВАС, все больше вовлекаются в управление и разрешение конфликтов внутри государств и между ними.

Изначально ЭКОВАС была региональной организацией, в первую очередь занимавшейся развитием экономики стран-членов. Под давлением политических событий ЭКОВАС постепенно превратился в организацию, которая также отвечает за поиск решений многочисленных политических кризисов, угрожающих миру и безопасности в сообществе [3] .

Действительно, 1990-е годы стали десятилетием демократических преобразований на африканском континенте, которые разные страны переживали по-разному. ЭКОВАС, даже в силу экономических причин, не мог не воплощать демократические ценности и отстаивать политические принципы, которые только начинали официально приниматься главами государств и правительств стран-членов.

Однако следует сказать, что, несмотря на внушительную правовую базу, которой располагает организация для предотвращения, регулирования и разрешения кризисов, ее деятельность и инициативы по улучшению бла-госостояний людей наталкиваются на множество препятствий. Другими словами, ЭКОВАС часто оказывается слабым и неспособным найти эффективные и устойчивые решения политических кризисов и конфликтов, с которыми он сталкивается [7].

Цель данной статьи - выявить и проанализировать причины неэффективности африканских международных организаций, в частности ЭКОВАС,

в разрешении кризисов в Западной Африке. Статья состоит из двух основных частей. В первой части статьи проводиться обзор создания ЭКОВАС и эволюции его целей. Во второй части исследования рассматриваются основные недостатки организации в управлении кризисами в Западной Африке.

Идея перехода к экономической организации на африканском континенте в целом и в Западной Африке в частности не нова. Эта инициатива во многом обусловлена историей стран Западной Африки, их языковым и культурным разнообразием. Действительно, прошлое Африки отмечено колонизацией различными европейскими национальностями (португальской, испанской, английской, итальянской, голландской, немецкой, бельгийской и французской).

Эта колонизация оставила свой след на африканской земле в виде языкового и культурного наследия различных колонизированных стран. Вот почему в Западной Африке мы находим языковое разнообразие, в частности, французский, английский и португальский языки, не забывая о языках коренных народов, таких как хауса, мандинго, волоф, бауле...

Следует отметить, что задолго до колонизации в этой части континента уже существовали великие империи и королевства. К ним относятся империи Ганы, Мали, Сонгай и королевство Дагомея-Бенин. Сильная организация этих империй объясняет привязанность африканцев к культурным, языковым и экологическим факторам региона. Эта привязанность также является вектором возможностей в процессе интеграции, поскольку желание объединить усилия в политическом и экономическом плане всегда признавалось как шаг к созданию общего процветания в регионе [2].

С этой целью первые интеграционные усилия были предприняты в 1945 году с созданием франка КФА, который объединил франкоязычные страны в идее общего экономического и валютного союза. До начала 1972 года единственные договоры о горизонтальном сотрудничестве, существовавшие в Западной Африке, были настоящими придатками французского колониализма:

Западноафриканский таможенный союз, созданный французами во время колонизации, Консейль де л'Антанта, который объединял четыре франкоязычных государства. (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар и Нигер), и оба они управлялись из Парижа. К ним следует добавить Экономическое сообщество Западной Африки (СЕАО) [13].

Таким образом, это был небольшой круг бывших французских колониальных зависимых государств в Западной Африке. Это означает, что до создания этой региональной организации в 1975 году три сообщества, объединенные внутри и разделенные внешне тремя языками (французским, английским и португальским), абсолютно ничего не знали друг о друге. Благодаря воле и явной приверженности бывшего президента Нигерии

генерала Якубу Говона и его тоголезского коллеги Гнассингбе Эйадемы в зоне Западной Африки велась пропаганда и продвижение идеи политической и экономической организации. Благодаря их усилиям проекты были разработаны и даже легли в основу Лагосского договора 1975 года, который дал начало ЭКОВАС [5, 17].

В настоящее время ЭКОВАС состоит из восьми франкоязычных стран (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гвинея, Мали, Нигер, Сенегал, Того), пяти англоязычных стран (Гамбия, Гана, Либерия, Сьерра-Леоне, Нигерия) и двух португалоязычных стран (Кабо-Верде, Гвинея-Бисау). Мавритания, которая была одним из членов-основателей, вышла из организации в 2000 году.

Организация состоит из восьми основных институтов: конференция глав государств и правительств, совет министров, парламент сообщества (6 августа 1994 года), экономический и социальный совет, суд (1991 год), комиссия (14 июня 2006 года), банк инвестиций и развития и Западноафриканская организация здравоохранения. Следует напомнить, что ЭКОВАС с самого начала имело очень сильные амбиции, ограниченные в основном экономической сферой [5].

Целью Сообщества было содействие сотрудничеству и развитию во всех областях экономической деятельности, особенно в промышленности, транспорте, телекоммуникациях, энергетике, сельском хозяйстве, природных ресурсах, торговле, валютно-финансовых вопросах, а также в социальной и культурной областях, с целью повышения уровня жизни его народов, повышения, укрепления и поддержания экономической стабильности, консолидации отношений между его членами и содействия прогрессу и развитию Африканского континента [3].

Для достижения этих целей Сообщество постепенно:

- Содействовать свободному перемещению товаров и людей между странами-членами;

- Постепенно отменять таможенные пошлины между странами-членами;

- Создать региональную транспортную и коммуникационную инфраструктуру для обеспечения свободного передвижения людей и товаров;

- Обеспечить единую валюту Сообщества в долгосрочной перспективе;

- Содействовать сотрудничеству и развитию во всех областях;

- Создать экономический и валютный союз и содействовать развитию частного сектора;

- Разработать общую экономическую политику и развивать коммуникации, энергетику и агропромышленные исследования.

Главы государств изначально отвели себе тридцать лет для достижения этих целей. Однако путь был долгим и сопряжен со многими препятствиями, которые в какой-то мере изменили амбиции Экономического сообщества западноафриканских государств.

Созданное в экономических целях для стимулирования развития региона, как уже говорилось выше, ЭКОВАС постепенно определилось с другим, не менее важным призванием: политическим развитием.

Действительно, это развитие зависит от обеспечения жизнеспособности мира и политической стабильности в регионе. В результате, Учитывая характер политических событий, а также контекст региональной безопасности, угрожающий стабильности и безопасности всего пространства сообщества, ЭКОВАС постепенно трансформировалось в организацию по урегулированию политических кризисов, безопасности и обороны. Последовательные политические кризисы, а также соперничество между правительствами в поисках регионального лидерства продемонстрировали необходимость реализации общей политики безопасности. затем все технические финансовые средства ... которые с самого начала предназначались для содействия и поощрения экономического развития, были использованы для продвижения, установления мира, а также борьбы с вооруженными конфликтами в регионе, потому что без мира, безопасности и политическая стабильность, экономическое развитие были бы невозможны [8].

С этой целью государства-члены подписали в апреле 1978 года в Лагосе протокол о неприменении силы для разрешения конфликтов между государствами-членами и о неоказании помощи в подрывной деятельности против третьего государства. Было бы иронично, если бы ЭКОВАС пыталось добиться экономического развития региона, в то время как он стагни-рует перед лицом беспрецедентной политической нестабильности [4].

Следует сказать, что протокол, принятый для обеспечения стабильности региона, не всегда соблюдался некоторыми странами-членами, которые поддерживали или служили опорой для подрывной деятельности или восстаний против других стран-членов. Будь то Агачерский конфликт между Буркина-Фасо и Мали, или конфликт между Мавританией и Сенегалом, гражданские войны в Либерии, Сьерра-Леоне, Гвинее-Бисау, Кот-д'Ивуаре или, в частности, попытки дестабилизировать некоторые режимы, как, например, в Бенине, когда в 1977 году наемники высадились на берег. в Буркина-Фасо с убийством Томаса Санкары в 1987 году, в Гвинее-Бисау во время свержения, а затем убийства Нино Виера, или в Того во время попытки вторжения в 1986 году, этот протокол оказался неэффективным [4].

Что касается политического уровня в строгом смысле слова, то после либерийского кризиса, начавшегося в 1989 году, ЭКОВАС открыл для себя новое призвание, которое с большей вероятностью будет способствовать миру и стабильности в регионе. Это были западноафриканские миротворческие силы, широко известные как ЭКОМОГ [6].

ЭКОМОГ стал настоящим испытанием для региональной интеграции.

Вместо того чтобы вызвать энтузиазм среди стран-членов, отправка нигерийского военного контингента в Либерию вызвала раскол в организации. Идея заключалась в том, чтобы превратить экономическое сообщество в «глобальную зону безопасности», направив в Либерию миротворческие силы для обеспечения соблюдения режима прекращения огня [10].

По поводу военного вмешательства в Либерии возникло два лагеря и два мнения. Некоторые государства-члены были настроены очень враждебно по отношению к этой инициативе, ссылаясь на риск распространения конфликта на субрегион. Сьерра-Леоне, Гвинея, Гамбия и Кот-д'Ивуар (страны, граничащие с Либерией) не скрывали своих опасений, что конфликт распространится на регион [20].

Деполитизация международной сцены привела к политическим открытиям в Африке. Государства ЭКОВАС приняли политическую современность, отказавшись от монолитности и приняв конкурентную демократию с многопартийными выборами.

Это быстро привело к серии предвыборных конфликтов на политической арене, на фоне серьезных нарушений прав человека и распада государ-ства.Эта беспрецедентная ситуация потребовала реорганизации договора с учетом императивов эффективного демократического управления.

Несмотря на новые цели и все меры, принятые для установления и поддержания политической стабильности в регионе, мы наблюдаем провал со стороны ЭКОВАС. Этот провал можно объяснить несколькими причинами:

Во-первых, финансовые трудности ЭКОВАС. Каждому политическому институту для функционирования необходимы ресурсы. По мнению всех специалистов, хорошо известно, что одна из основных причин неэффективности вмешательства организаций сообществ в разрешение западноафриканских кризисов кроется в неадекватности автономного финансирования действий по разрешению. Практически все региональные организации Африки испытывают проблемы с финансированием, что приводит к постоянной дисфункции и, в свою очередь, параличу их деятельности. Например, трудности с казначейством государств-членов привели к блокированию систем сборов и компенсаций. Если финансовые потребности институтов Сообщества не будут полностью удовлетворены, трудности или даже срыв интеграционного процесса станут неизбежными [11].

Что касается, в частности, Экономического сообщества западноафриканских государств, то следует отметить, что оно, наконец, столкнулось с ситуацией, которую никогда не понимало. Действительно, имея при рождении лишь экономическое призвание и не будучи экономически сильным, оно сталкивается с огромными трудностями в решении основных проблем субрегиона. Эти трудности носят финансовый характер, посколь-

ку разрешение конфликтов требует огромного бюджета, который мог бы поддержать социальные слои, переживающие кризис, военные операции, их амуницию и подготовку дипломатов или посредников [8].

Здесь следует отметить, что организация несколько раз страдала во время военных операций. Эти трудности можно объяснить тем, что новые независимые государства-члены ЭКОВАС не успели построить сильную экономику. в этом контексте экономическая слабость, многочисленные кризисы и конфликты всех видов и состояние незащищенности серьезно ограничили вклад государств-членов в коллективные действия.

Во-вторых, вопрос государственной суверенности и невозможная эффективность эковас. Действительно, привязанность африканских государств к священному принципу самоопределения и, как следствие, их отказ уступить часть своего национального суверенитета международным организациям ограничивают возможности ЭКОВАС в действиях. На это указывают Малам К. и Луаба Л. Н. [13], которые считают, что африканские региональные институты не способны удовлетворить требования подлинной региональной интеграции из-за преобладания национального суверенитета в органах, принимающих решения [16].

Здесь, как представляется, есть дипломатическая причина, характеризующаяся тем, что все международные организации на континенте имеют в качестве принципа уважение суверенитета государств-членов. Статья 3 Устава АС гласит: «Государства-члены для достижения поставленных целей торжественно подтверждают уважение суверенитета и территориальной целостности каждого государства и его неотъемлемого права на независимое существование» [2]. Такое положение может только ограничить сферу вмешательства международных организаций, особенно в их усилиях по разрешению кризисов.

Все государства ЭКОВАС одинаково твердо придерживаются принципа неосязаемости своего национального суверенитета. Это оправдывает неэффективность его вмешательства в разрешение политических конфликтов, особенно электоральных, которые они считают внутренним делом государства. Следовательно, главы государств и правительств не желают подчиняться внешним требованям. В качестве иллюстрации следует отметить, что ЭКОВАС сталкивается с теми же трудностями в привлечении государств-членов к ответственности. Действительно, когда президент Нигера Мамаду Танджа демонстрирует намерение продлить свой мандат на три года и выступает против всех институтов государства, ЭКОВАС предупреждает его и поднимает угрозу санкций.

Несмотря на это, правительство Нигера 4 августа 2009 года организовало референдум продлении мандата Танджи и начало организовывать досрочные выборы в законодательные органы. На чрезвычайном самми-

те по нигеру главы государств потребовали приостановить проведение выборов в законодательные органы для развития политического диалога под страхом санкций, предусмотренных текстами. Танджа проигнорировал эту угрозу и организовал выборы в законодательные органы 20 октября 2009 года, которые он, безусловно, выиграл [13, 12].

В-третьих, политические причины неэффективности ЭКОВАС в разрешении кризисов. Политические причины - это те, которые играют главную роль в бессилии вмешательства ЭКОВАС, и мы попытаемся развить некоторые аспекты этого. С одной стороны, неэффективность африканских международных организаций, и в частности ЭКОВАС, в разрешении электоральных конфликтов оправдывается противоречивой политической карьерой глав африканских государств. Действительно, редко можно найти главу государства на африканском континенте, чьи выборы или переизбрание не были предметом споров или подозрений в честности голосования, как со стороны населения, так и со стороны иностранных держав. Но, несмотря на эти критические замечания и вызовы, Конференция глав государств остается в основном безучастной, часто ограничиваясь призывом к спокойствию и просьбой к действующим президентам использовать мирные средства и правовые каналы для оспаривания результатов, а не вводить санкции или отказываться признавать президента, чье избрание или переизбрание находится под вопросом.

В лучшем случае, как в Того в 2005 году, организация просто призывает политических игроков разделить власть, назначив члена оппозиции премьер-министром (Иден Коджо). Это решение, которое является очень спорным, также было предложено Африканским союзом в Кении (назначение Райлы Одинги премьер-министром вместо Мваи Кибаки в 2009 году) и в Зимбабве (назначение Моргана Цвангираи премьер-министром вместо Роберта Мутабе в 2008 году) [13].

Молчание, наблюдаемое ЭКОВАС, или отказ наказывать плохо избранных президентов оправданы, потому что это действительно претенциозно и в то же время трудно критиковать другого, который находится в невыгодном положении, особенно если у него самого есть политическое прошлое или, лучше сказать, темное политическое прошлое.

С другой стороны, стоит выделить вмешательство западных держав во внутренние дела стран-членов ЭКОВАС, что, к сожалению, ставит под сомнение авторитет ЭКОВАС.

Действительно, вездесущность западных держав, и в особенности Франции, на первый взгляд кажется похвальной помощью, но на самом деле это разрушительное присутствие, обнажающее слабость ЭКОВАС [11].

Недавняя ситуация в Мали, потребовавшая немедленного вывода французских войск, наглядно демонстрирует, что Франция удержива-

ет ЭКОВАС [9]. Действительно, недовольная решением, принятым Мали против нее, и изо всех сил пытаясь увидеть, как Мали сотрудничает с другими государствами, такими как Россия, Франция оказала давление на Африканский союз, Европейский союз и особенно ЭКОВАС, чтобы они ввели санкции против Мали [15, 19].

Тем более очевидно, что во Франции Министр обороны Флоранс Парли объявила об этих санкциях еще до того, как администрация ЭКОВАС приняла такое решение [14].

Ключи к власти влияния находятся в руках бывших колониальных держав, а отсутствие поддержки конституционных институтов африканских государств работает не в пользу государств-членов организации. Это отсутствие гарантий и суверенного доверия показывает, что ЭКОВАС больше не актуален. Африка не узнает мира, если она не сможет решить сама, потому что разумно помнить, что тот, кто решает за вас без вас, решает против вас. Другим примером западного контроля является случай с Кот-д'Ивуаром, где решения Франции и ООН не принесли пользу стране, что привело к избирательному кризису в 2010 г[16]. Где был ЭКОВАС при принятии решения, которое должно было быть принято? Почему ЭКОВАС принял решение в пользу Алассана Драмана Уаттары? Разрешение конфликтов в этом субрегионе будет возможно только тогда, когда ЭКОВАС возьмет на себя ответственность и не уступит ее Западу.

Заключение

Из анализа видно, что при создании ЭКОВАС африканские государства выразили желание улучшить экономическую ситуацию и благосостояние людей в Западной Африке. Изначально поставив экономические цели, сообщество быстро осознало необходимость уделять больше внимания политической ситуации в регионе. Затем ЭКОВАС создало все необходимое для достижения своих целей, будь то на институциональном, нормативном, финансовом и других уровнях.

Однако можно сказать, что выполнение этой задачи оказалось более трудным, чем ожидалось, из-за многочисленных кризисов и конфликтов, охвативших субрегион. В результате в деятельности ЭКОВАС было выявлено множество недостатков. Эти недостатки представляют собой серьезную слабость в общем антикризисном управлении организацией. Некоторые из них связаны с институциональной структурой, которая оставляет мало пространства для маневра различным структурам, созданным для выявления и разрешения кризисов на начальном этапе, превентивно или иным образом, а также связаны с вездесущим присутствием Запада во внутренних делах различных стран-членов ЭКОВАС. Другие слабости связаны с важностью, которую государства придают священному принципу своего

суверенитета, и с отсутствием финансовых ресурсов для финансирования различных мероприятий.

Столкнувшись с дилеммой построения сильной экономики и обеспечения безопасности и благосостояния населения, ЭКОВАС имеет достаточно активов, чтобы выиграть пари. И это будет сделано путем завоевания доверия населения, урегулирования конфликтов и соблюдения своих стандартов.

Библиографический список:

1. Устав Организации африканского единства (ОАЕ) 25 мая 1963 года // URL: https://www.peaceau.org/ uploads/charte-de-l-oua-fr.pdf (Дата обращения: 21.03.2023)

2. Учредительный акт Африканского союза от 11 июля 2000 года // URL: https://www.peaceau.org/uploads/ constitutive-act-fr.pdf (Дата обращения: 21.03.2023)

3. Договор об Экономическом сообществе государств Западной Африки. Заключен в Лагосе 28 мая 1975 года. Зарегистрирован Нигерией 28 июня 1976 года // URL: https://www.refworld.org/pdfid/4921802f2.pdf (Дата обращения: 21.03.2023)

4. Протокол A/SP1/12/01 о демократии и надлежащем управлении, дополнительный к Протоколу, касающемуся механизма предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов, поддержания мира и безопасности. // URL: https://www.eisa.org/pdf/ecowas2001protocol1.pdf (Дата обращения: 21.03.2023)

5. Пересмотренный договор ЭКОВАС от 1993 года. // URL: https://www.ecowas.int/wp-content/up-loads/2015/02/Traite-Revise.pdf (Дата обращения: 21.03.2023)

6. Рамочная программа ЭКОВАС по предотвращению конфликтов,Положение MSC/REG.1/01/08, Комиссия ЭКОВАС, январь 2008 года. // URL: https://www.ceja.ch/images/CEJA/DOCS/Bibliotheque/Legislation/ Africaine/Textes%20Regionaux/DD/DD4.pdf (Дата обращения: 21.03.2023)

7. KEUTCHA TCHAPNGA Célestin, «Droit constitutionnel et conflits politiques dans les États francophones d'Afrique noire», Revue française de droit constitutionnel, 2005/3 (№ 63). Р. 451-491. DOI : 10.3917/rfdc.063.0451. // URL: https://www.cairn.info/revue-francaise-de-droit-constitutionnel-2005-3-page-451.htm (Дата обращения: 21.03.2023)

8. Aleman W. (s.d.). The Evolution of ECOWAS: How the Economic Organization Transitioned into Peace and Security. Lund // URL: https://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordOId=8930934&fileOId=8933626 (Дата обращения: 21.03.2023)

9. MVé ELLA Léandre, « Le rôle des organisations africaines dans la crise malienne », Civitas Europa, 2013/2 (N° 31), p. 123-144. DOI : 10.3917/civit.031.0123. // URL: https://www.cairn.info/revue-civitas-europa-2013-2-page-123.htm (Дата обращения: 21.03.2023)

10. 1990-2003: comment la guerre au Liberia a fait rentrer la Cedeao dans une nouvelle dimension. (2016, décembre 16). Jeune Afrique // URL: https://www.jeuneafrique.com/384287/politique/1990-2003-guerre-liberia-a-rentrer-cedeao-nouvelle-dimension/ (Дата обращения: 28.03.2023)

11. Vedie H.-L. Forces et faiblesses de la CEDEAO en 2021. Policy Center for the New South. 2020, mars.

12. Crises et conflits en Afrique de l'Ouest : Quelle politique sécuritaire face aux menaces // URL: http://library.fes. de/pdf-files/bueros/senegal/11465 (Дата обращения: 28.03.2023)

13. Malam K. & Luaba L.N., 1995, « Les institutions internationales Africaines // URL: https://www.revues-ufhb-ci.

org/fichiers/FICHIR_ARTICLE_1315.pdf (Дата обращения: 28.03.2023)

14. Perelman M., Alexandre F. Florence Parly: la présence du groupe Wagner au Mali serait"inacceptable" [Florence Parly: The Presence of the Wagner Group in Mali Would Be "Unacceptable"]. L'Entretien, 6 December. 2021 // URL: https://www.france24.com/fr/%25C3%25A9missions/l-entretien/20211206-florence-parly-la-pr%25C3%25A9sence-du-groupe-wagner-au-mali-serait-inacceptable (Дата обращения: 28.03.2023)

15. Аду Я.Н., Мезяев А.Б. Конфликт между ЭКОВАС и Мали: международно-правовые и политические аспекты // Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 1. // URL: https://iorj.hse.ru/

data/2023/05/11/2022932129/7%20Аду%20170-189.pdf (Дата обращения: 21.01.2024)

16. KOKOROKO Dodzi, « Les élections disputées: réussites et échecs », Pouvoirs, 2009/2 (№° 129). P. 115-125. - DOI: 10.3917/pouv.129.0115. // URL: https://www.cairn.info/revue-pouvoirs-2009-2-page-115.htm (Дата обращения: 25.04.2023)

17. Ronceray M. «A bureaucratic bias ? EU election observation missions in Africa: between Independence and development industry», EU Diplomacy Papers, 2017. № 3. P. 4. // URL: https://www.coleurope.eu/sites/default/ files/research-paper/edp_3_2017_ronceray_0.pdf (Дата обращения: 25.04.2023)

18. Валеев Р.М, Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть:Учебник для вузов. — М.: Статут,

2010. 352 с.

19. Bokeriya S. The UN-AU Partnership in Peacekeeping: Tendencies and Problems. International Organisations Research Journal, 2022. Vol. 17. № 2. P. 189-207. // URL: https://iorj.hse.ru/data/2022/10/21/1672466286/8%20 Bokeria.pdf (Дата обращения: 25.04.2023)

20. FOUCHER Vincent, «Difficiles successions en Afrique subsaharienne: persistance et reconstruction du pouvoir personnel», Pouvoirs, 2009/2 (№° 129). P. 127-137. - DOI: 10.3917/pouv.129.0127. // URL: https://www.cairn.info/ revue-pouvoirs-2009-2-page-127.htm (Дата обращения: 25.04.2023)

Reference

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Charter of the Organization of African Unity (OAU) May 25, 1963 // URL: https://www.peaceau.org/uploads/ charte-de-l-oua-fr.pdf (03.21.2023)

2. Constitutive act of the African Union of July 11, 2000 // URL: https://www.peaceau.org/uploads/constitutive-act-fr.pdf (03.21.2023)

3. Treaty on the Economic Community of West African States. Imprisoned in Lagos on May 28, 1975. Registered by Nigeria on June 28, 1976 // URL: https://www.refworld.org/pdfid/4921802f2.pdf (03.21.2023)

4. Protocol A/SP1/12/01 on democracy and good governance, additional to the Protocol relating to the mechanism for the prevention, management and resolution of conflicts, the maintenance of peace and security. // URL: https:// www.eisa.org/pdf/ecowas2001protocol1.pdf (03.21.2023)

5. Revised ECOWAS Treaty of 1993. // URL: https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2015/02/Traite-Revise. pdf (03.21.2023)

6. ECOWAS Framework for Conflict Prevention, Regulation MSC/REG.1/01/08, ECOWAS Commission, January 2008. // URL: https://www.ceja.ch/images/CEJA/DOCS/Bibliotheque/Legislation/Africaine/Textes%20Regionaux/ DD/DD4.pdf (03.21.2023)

7. KEUTCHA TCHAPNGA Célestin, "Droit constitutionnel et conflits politiques dans les États francophones d'Afrique noire", Revue française de droit constitutionnel, 2005/3 (№ 63). Р. 451-491. DOI: 10.3917/rfdc.063.0451. // URL: https://www.cairn.info/revue-francaise-de-droit-constitutionnel-2005-3-page-451.htm (03.21.2023)

8. Aleman W. (s.d.). The Evolution of ECOWAS: How the Economic Organization Transitioned into Peace and Security. Lund // URL: https://lup.lub.lu.se/lu ur/download?func=downloadFile&recordOId=8930934&fileO Id=8933626 (03.21.2023)

9. MVé ELLA Léandre, "Le rôle des organizations africaines dans la crise malienne", Civitas Europa, 2013/2 (№ 31). P. 123-144. DOI: 10.3917/civit.031.0123. // URL: https://www.cairn.info/revue-civitas-europa-2013-2-page-123. htm (03.21.2023)

10. 1990-2003: comment la guerre au Liberia a fait renter la Cedeao dans une nouvelle dimension. (2016, December 16). Jeune Afrique // URL: https://www.jeuneafrique.com/384287/politique/1990-2003-guerre-liberia-a-rentrer-cedeao-nouvelle-dimension/ (03.28.2023)

11. Vedie H.-L. Forces et faiblesses de la CEDEAO en 2021. Policy Center for the New South. 2020, mars.

12. Crises et conflits en Afrique de l'Ouest: Quelle politique sécuritaire face aux menaces // URL: http://library.fes. de/pdf-files/bueros/senegal/11465 (03.28.2023)

13. Malam K. & Luaba L.N., 1995, "Les institutions internationales Africaines // URL: https://www.revues-ufhb-ci.

org/fichiers/FICHIR_ARTICLE_1315.pdf (03.28.2023)

14. Perelman M., Alexandre F. Florence Parly: la présence du groupe Wagner au Mali serait"inacceptable" [Florence Parly: The Presence of the Wagner Group in Mali Would Be "Unacceptable"]. L'Entretien, 6 December. 2021 // URL: https://www.france24.com/fr/%25C3%25A9missions/l-entretien/20211206-florence-parly-la-pr%25C3%25A9sence-du-groupe-wagner-au-mali- serait-inacceptable (03.28.2023)

15. Adu Ya.N., Mezyaev A.B. The conflict between ECOWAS and Mali: international legal and political aspects // Bulletin of international organizations. 2023. Vol. 18. № 1. // URL: https://iorj.hse.ru/data/2023/05/11/2022932129/7%20 Adu%20170-189.pdf (01.21.2024)

16. KOKOROKO Dodzi, "Les élections disputées: réussites et échecs", Pouvoirs, 2009/2 (№ 129). P. 115-125. - DOI: 10.3917/pouv.129.0115. // URL: https://www.cairn.info/revue-pouvoirs-2009-2-page-115.htm (04.25.2023)

17. Ronceray M. "A bureaucratic bias? EU election observation missions in Africa: between Independence and development industry", EU Diplomacy Papers, 2017. № 3. P. 4. // URL: https://www.coleurope.eu/sites/default/files/ research-paper /edp_3_2017_ronceray_0.pdf (04.25.2023)

18. Valeev R.M., Kurdyukov G.I. International law. Special part: Textbook for universities. - M.: Statute, 2010. 352 p.

19. Bokeriya S. The UN-AU Partnership in Peacekeeping: Tendencies and Problems. International Organizations Research Journal, 2022. Vol. 17. № 2. P. 189-207. // URL: https://iorj.hse.ru/data/2022/10/21/1672466286/8%20 Bokeria.pdf (04.25.2023)

20. FOUCHER Vincent, "Difficiles successions en Afrique subsaharienne: persistence et reconstruction du pouvoir personnel", Pouvoirs, 2009/2 (№ 129). P. 127-137. - DOI: 10.3917/pouv.129.0127. // URL: https://www.cairn.info/ revue-pouvoirs-2009-2-page-127.htm (04.25.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.