Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ЦЕНТРЕ МАЛИ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ТУАРЕГСКОГО СЕПАРАТИЗМА'

ТЕРРОРИЗМ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ЦЕНТРЕ МАЛИ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ТУАРЕГСКОГО СЕПАРАТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
337
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
СЕПАРАТИЗМ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРРУПЦИЯ / ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / SEPARATISM / ETHNOPOLITICAL CONFLICT / TERRORISM / EXTREMISM / INTERETHNIC CONFLICT / INSTRUMENTALIZATION OF THE ETHNIC FACTOR / POLITICAL STABILITY / STATE CORRUPTION / FOREIGN MILITARY INTERVENTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Камара Сиди

Проблема терроризма представляет собой одну из наиболее актуальных тем в гуманитарных и социальных науках не только в России, но и в Западной Европе, Северной Америке, Азии и в Африке. Данная статья рассматривает вопросы терроризма в «большой Сахаре», которая включает себя территории государств Мавритании, Алжира, Буркина-Фасо, Нигера, Мали и Чада. Терроризм обычно связывается и основывается на религиозном экстремизме. Однако, помимо религиозного экстремизма, феномен терроризм находит свое отражение также в этнической принадлежности особенно в многонациональных и полиэтнических государствах Африки, где чаще всего, религиозная вера отдельных этнических групп отличается от религии других этнических племен. Данный фактор является одним из важнейших источников безопасности и дестабилизации африканских стран, в том числе Республика Мали. Данная статья рассматривает вопрос терроризма в Республике Мали и делает особый акцент над его взаимосвязь с туарегским этнополитическим сепаратизмом в стране. Автор статьи также анализирует многочисленные последствия этносепаратизма на физическую, политическую, экономическую и социальную стабильность страны и ее жителей. Особый акцент делается на роли миротворческих операций Франции и миссии Организации Объединенных наций за распространение террористических актов и межэтнических конфликтов по всей территории страны, особенно в Севере и в Центре. В конце устанавливается автором взаимосвязь между разгромом ливийского государства в 2011 году военной интервенцией стран НАТО и распространением этносепаратизма и терроризма в Республике Мали и во всей Сахаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AND INTER-ETHNIC CONFLICTS IN THE CENTER OF MALI AS CONSEQUENCES OF THE TUAREG SEPARATISM

The problem of terrorism is one of the most pressing topics in the humanities and social sciences, not only in Russia, but in the rest of Western Europe, North America, Asia and Africa. This article addresses terrorism in the “Big Sahara”, which includes the territories of the states of Mauritania, Algeria, Burkina Faso, Niger, Mali and Chad. Terrorism is usually associated and based on religious extremism. However, in addition to religious extremism, the phenomenon of terrorism is also reflected in ethnicity, especially in the multinational and multi-ethnic states of Africa, where most often, the religious faith of individual ethnic groups differs from the religion of other ethnic tribes. This factor is one of the most important sources of insecurity and destabilization of African countries, including the Republic of Mali. This article examines the issue of terrorism in the Republic of Mali and places emphasis on its relationship with Tuareg ethnopolitical separatism in the country. The author of the article also analyzes the numerous consequences of ethnic separatism on the physical, political, economic and social stability of the country and its inhabitants. Particular emphasis is placed on the role of peacekeeping operations in France and the United Nations mission for the spread of terrorist acts and interethnic conflicts throughout the country, especially in the North and the Center. In the end, the author establishes the relationship between the defeat of the Libyan state in 2011 by the military intervention of NATO countries and the spread of ethnic separatism and terrorism in the Republic of Mali and throughout the Sahara.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ЦЕНТРЕ МАЛИ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ТУАРЕГСКОГО СЕПАРАТИЗМА»

С. Камара

ТЕРРОРИЗМ И

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ

КОНФЛИКТЫ

В ЦЕНТРЕ МАЛИ

КАК ПОСЛЕДСТВИЯ

ТУАРЕГСКОГО

СЕПАРАТИЗМА

Аннотация

Проблема терроризма представляет собой одну из наиболее актуальных тем в гуманитарных и социальных науках не только в России, но и в Западной Европе, Северной Америке, Азии и в Африке. Данная статья рассматривает вопросы терроризма в «большой Сахаре», которая включает себя территории государств Мавритании, Алжира, Буркина-Фасо, Нигера, Мали и Чада. Терроризм обычно связывается и основывается на религиозном экстремизме. Однако, помимо религиозного экстремизма, феномен терроризм находит свое отражение также в этнической принадлежности особенно в многонациональных и полиэтнических государствах Африки, где чаще всего, религиозная вера отдельных этнических групп отличается от религии других этнических племен. Данный фактор является одним из важнейших источников безопасности и дестабилизации африканских стран, в том числе Республика Мали. Данная статья рассматривает вопрос терроризма в Республике Мали и делает особый акцент над его взаимосвязь с туарегским этнополитическим сепаратизмом в стране. Автор статьи также анализирует многочисленные последствия этносепара-тизма на физическую, политическую, экономическую и социальную стабильность страны и ее жителей. Особый акцент делается на роли миротворческих операций Франции и миссии Организации Объединенных наций за распространение террористических актов и межэтнических конфликтов по всей территории страны, особенно в Севере и в Центре. В конце устанавливается автором взаимосвязь

S. Camara

TERRORISM AND INTER-ETHNIC CONFLICTS IN THE CENTER OF MALI AS CONSEQUENCES OF THE TUAREG SEPARATISM

Abstract

The problem of terrorism is one of the most pressing topics in the humanities and social sciences, not only in Russia, but in the rest of Western Europe, North America, Asia and Africa. This article addresses terrorism in the "Big Sahara", which includes the territories of the states of Mauritania, Algeria, Burkina Faso, Niger, Mali and Chad. Terrorism is usually associated and based on religious extremism. However, in addition to religious extremism, the phenomenon of terrorism is also reflected in ethnicity, especially in the multinational and multiethnic states of Africa, where most often, the religious faith of individual ethnic groups differs from the religion of other ethnic tribes. This factor is one of the most important sources of insecurity and destabilization of African countries, including the Republic of Mali. This article examines the issue of terrorism in the Republic of Mali and places emphasis on its relationship with Tuareg ethnopolitical separatism in the country. The author of the article also analyzes the numerous consequences of ethnic separatism on the physical, political, economic and social stability of the country and its inhabitants. Particular emphasis is placed on the role of peacekeeping operations in France and the United Nations mission for the spread of terrorist acts and interethnic conflicts throughout the country, especially in the North and the Center. In the end, the author establishes the relationship between the defeat of the Libyan state in 2011 by the military intervention of

между разгромом ливийского государства в 2011 году военной интервенцией стран НАТО и распространением этносепара-тизма и терроризма в Республике Мали и во всей Сахаре.

Ключевые слова:

сепаратизм, этнополитический конфликт, терроризм, экстремизм, межэтнический конфликт, инструментализация этнического фактора, политическая стабильность, государственная коррупция, иностранная военная интервенция.

NATO countries and the spread of ethnic separatism and terrorism in the Republic of Mali and throughout the Sahara.

Key words:

separatism, ethno-political conflict, terrorism, extremism, interethnic conflict, instrumentalization of the ethnic factor, political stability, state corruption, foreign military intervention.

С 11 сентября 2001 года, когда произошёл теракт в Нью-Йорке, проблема терроризма и международного терроризма стала достаточно острой особенно в странах Северной Америки и Западной Европы. Однако терроризм не является новым феноменом, который начался в 2001 году. Уже в Древнем мире и в Средневековье существовал терроризм. Он был связан с действиями отдельных экстремистских религиозных и политических группировок, которые использовали насильственные действия, в том числе убийства для достижения своих политических или религиозных целей.

Этимологически слово «терроризм» происходит от латинского «terror» - означающего «террор, страх». Термин «терроризм» впервые использовался в ноябре 1794 года для обозначения «доктрины приверженцев террора» во время Французской революции. Например: Сопротивление во Франции во время немецкой оккупации, во время Второй мировой войны. Исходя от этого, терроризм может определяться как «Совокупность актов насилия (нападения, захват заложников и т.д.), Совершаемых организацией или частным лицом с целью создания обстановки опасности, шантажа над правительством, удовлетворения ненависти по отношению к определенным сообществам, странам или системам» [10].

Понятие терроризма появилось, когда в Европе начались насильственные действия отдельных политических или религиозных группировок. В 90-х гг. ХХ века также появились террористические акты, предпринятые радикальными националистическими группировками для получения автономии или независимости. В последнее время, особенно после теракта в Нью-Йорке в 2001 году, что феномен терроризма стал распространяться и приниматься по африканскому континенту. Признаки терроризма можно обнаружить в действиях противоборствующих сторон в ходе гражданских

войн в Судане (Дарфуре и Южном Судане), Либерии, Сьерра-Леоне, Бурунди, Демократической Республике Конго (ДРК) и в других странах. Пусть далеко не все случаи насилия, типичные для африканских конфликтов, в том числе убийства и похищения гражданского населения, массовые изнасилования, разрушения деревень, уничтожение посевов, отравление колодцев, имели конкретные политические цели и могли быть квалифицированы как терроризм, других примеров достаточно для того, чтобы можно было говорить о широком распространении этого явления на континенте.

Террористические акты в Африке иногда связаны и используются как метод этнополитического сепаратизма для отдельных социокультурных и этнических групп населения. Примерами этому могут служить террористические акты казаманцев против Сенегала, конфликт Биафра в Нигерии и самый последний конфликт туарегов против государства Мали. Таким образом, можно дать определение сепаратизма как процесса отделения определенной части территории от суверенного государства целью создания нового государства или получения широкой автономии от него [1, с. 107]. Этнополитический сепаратизм представляет собой феномен, встречающийся в многонациональных и мульти-этнических государствах мира, в том числе и в России. Ведущие специалисты в области этнополитологии подчёркивают именно политическую функцию этничности, а также ее инстру-ментализацию как метод политического давления для достижения независимости от государства.

В современном контексте глобального мира различные угрозы способствуют процессу дестабилизации во многих национальных государствах вообще и в Африке в частности. Среди угроз отмечают терроризм, сепаратизм и разные этнические конфликты. Данные действия особо развиты в Африке, где проживают разные этнические группы и придерживаются разных религиозных мнений и мировоззрений. Многие африканские государства появились на свете искусственным путем и не смогли до сих пор выстроить реальную нацию в отличие от европейских государств. Совокупность этих факторов представляет собой огромную угрозу для безопасности и сохранения целостности данных стран [5, с. 84]. Таким образом, констатируется тенденция сепаратизма и появления террористических групп в отдельных странах Африки. Республика Мали является ярким примером нестабильного государства Африки наряду с Сомали или Ливией, где этно-сепаратистские, этнорелигиозные и террористические конфликты сильно

влияют на политическую стабильность. Анализируя ситуацию, автор находит причины кризиса в Мали именно в этих разных факторах. Туарегский сепаратизм (Туарегское движение за независимость (MNLA) от Мали) начался уже в ранние годы независимости страны в 1960-х гг. [26]. В 90-х гг. сепаратистские тенденции туарегов стали более активными из-за процесса демократизации страны, а также из-за деградации национальной армии и распространения коррупции во всех государственных институтах страны. Сепаратизм стал действенным в стране после разгрома Ливии странами НАТО, когда в 2011 году с нападением Франции и НАТО на режим Каддафи, которое привело к дестабилизации Ливии и всего региона северозападной части африканского континента, многие туарегские вооруженные группировки направились в Мали в целях создать собственное государство [4]. В этом же году, Южный Судан получил независимость от Судана из-за этнического разногласия между арабским и черно-африканским населением страны. В 1983 году Джон Гаранг из этнической группы динка основал Народно-освободительную армию Судана (SPLA) [7]. С 1990-х гг. Сомали является самой нестабильной и опасной страной этой части африканского континента, так как внутри него существует отдельная практически независимая страна «Сомалиленд», которая де факто заявила свою независимости от Сомали 18 мая 1991 года [15].

В 2012 году туарегские сепаратисты захватили огромную территорию Мали и объявили независимость «Азавада» [18, с. 341] в апреле 2012 года. Тактический союз джихадистов с туарегскими сепаратистами позволил им захватить 2/3 территории Мали. Только активное вмешательство международного сообщества, представленного прежде всего Францией и Организацией Объединенных Наций, а также Европейским союзом, ЭКОВАС и Африканским союзом, остановило дальнейшее продвижение террористических групп, способствовало сокращению объектов и потенциала вооруженных групп и позволило начать политическое урегулирование кризиса [2].

В поисках средств обеспечения территориальной целостности страны, центральные власти Мали, под руководством президента транзитного периода Дионкунда Траоре, поспешили попросить военную интервенцию Франции против продвижения террористов AQMI, MUJAO и Ansar Dine на юг страны [24]. После быстрого принятия решения ООН, французская военная интервенция началась 13 января 2013 года. Вместе с малийской армией, Операция «Serval» [25] смогла выгнать террористов из города Конна. Так-

же были освобождены ими регионы Тимбукту и Гао, которые находились под контролем террористов с января 2012 года. После освобождения этих двух регионов малийская армия покорила вместе с французскими войсками важный регион Кидаль, из которого идут все дестабилизационные конфликты в стране. Таким образом, желание центрального правительства сохранить территориальную целостность государства проблематично, так как самый сложный и сепаратистский регион Кидаль до сих пор находится под контроль сепаратистов MNLA и французских войск. По мнению многих специалистов и обозревателей, этот акт Франции помешать малийской армии войти в Кидаль показывает, насколько она имеет некий скрытый договор с туарегскими сепаратистами. Нередко встречается такой двойной стандарт во внешней политике Франции особенно по отношению к ее бывшим колониям в Африке [6].

Именно военная операция Франции привела к распространению террористов по всей территории Республики Мали, особенно в центре страны (регион Мопти). Связь лидера туарегской террористической группировки Яд Аг Гали с лидером движения Фульбе Масина, Амаду Куфа стала началом нового этнополитического кризиса в стране. Террористическая группировка «La Katiba du Macina» [14], во главе с Амаду Куфа начала террористические действия в центре страны против мирных жителей -догонов и других этнических племен, живущих в этом регионе. Этот террористский лидер сделал официальное заявление по французскому каналу «France 24» призывая всех Фульбе к джихаду против военных и других этнических групп региона, которые, по их мнению, не являются мусульманами [3]. Террористы сумели тогда призвать одну этническую группу (Фульбе) в свою сторону и другие этнические группы как Догоны их ассимилируют как террористов, так как их лидер тоже принадлежит этносу Фульбе.

В Мали туарегские сепаратистские движения и террористические группировки базируются на этническом факторе для достижения своих целей. Поэтому можно заметить взаимосвязь и взаимопомощь между туарегскими и арабскими этническими группами против других этнических групп севера страны и против национальной армии, которая представляет центральную власть. С 2015 года эти взаимосвязь и взаимопомощь распространились на этническую группу Фульбе во главе с террористским лидером Амаду Куфа. Стратегия этих групп состояла в том, чтобы «регионом Кидаль управляли Туареги, регионом Тимбукту Арабы и регионом Мопти

управляли Фульбе». Такое положение дел доказывает нам, насколько ин-струментализация этнорелигиозного фактора влияет на социальную, политическую и экономическую стабильность государства Мали.

Являясь «столицей» Центра Мали, Мопти представляет собой до настоящего времени самый нестабильный и кризисный, в плане безопасности, регион страны помимо региона Кидаль, где до сих пор действуют только террористы, сепаратисты и французская военная «Операция Barkhane» [11]. Именно регион Мопти интересует нас в рамках данного анализа, так как там происходят частые террористические акты против иностранной военной интервенции, малийской армии и простых мирных жителей. Немало важно отметить, что большинство жителей данного региона являются представителями этнической группы Фульбе. По данным многих авторов именно Фульбе составляют большинство членов террористических группировок Мопти. Регион Мопти, рассматривается многими аналитиками как эпицентр малийского кризиса с момента окончательного подписания соглашения о мире и примирении в Мали в 2015 года [9].

Следовательно, зададимся вопросом, «Почему именно Фульбе региона Мопти вошли в террористические группировки MUJAO и Ancar Dine?».

Такой выбор отдельной этнической группы Фульбе центрального региона страны может объясняться, по мнению автора, следующими факторами: во-первых, Фульбе являются кочевниками и занимаются в основном скотоводством. Для того, чтобы себя защитить и защитить свой скот от туарегских бандитов, они считают необходимым присоединиться к террористическим группам MUJAO и Ancar Dine [20]. Во-вторых, это сообщество, казалось, нуждалось в справедливости. Государственное правосудие и государственные Суды воспринимаются многими как коррумпированные и несправедливые. Поэтому, когда террористы MUJAO захватили центр страны, сразу же обещали населению обеспечить «беспристрастную справедливость», чтобы в дальнейшем получить доверие скотоводов Фулани. Автор считает, что к этим факторам нужно добавить неспособность центрального государства обеспечить безопасность жителей страны. Малийская армия потеряла доверие своего населения после ее поражения в 2012 году против туарегских сепаратистов и террористов.

Ослабление национальной армии, а также ее отсутствие в центре страны привели к созданию самозащитных милиций этой части Мали. Поскольку вопрос этничности становится инструментом для сепаратизма и

терроризма, когда государство слабеет, другая основная этническая группа «Догоны» создала свои милиции для самообороны. В их главе милиция «Dan an Ambassagou» [17], которая обеспечивает безопасность представителей этнических групп Догонов, Бамбара, Бозо и т.д. Данная милиция действуют в округах Банкасса, Коро, Дуанза и Бадианкара (регион Моп-ти) [13]. Ее возглавляет Давид Тембине и главой военного отделения является Юссуф Толоба, бывший член милиций самообороны Сонрай Ganda Koy и Ganda Izo [18]. Что касается ее численности, то можно опираться на утверждение самого главы Юссуфа Толоба в 2018 году о том, что у Дан-на-Амассагу 5000 человек и тридцать тренировочных лагерей [12]. Однако правительство Мали подозревается в оказании поддержки этой организации для самообороны против террористов [19].

По личному исследованию и анализу данной ситуации, автор статьи приходит к выводу, что из-за самого ослабления государства и, следовательно, национальной армии, милиция Догонов пришла на поддержку армии в борьбе против терроризма в регионе Мопти, который тоже называется «земля Догонов». Однако принятие движения Догонов в борьбе против террористов принималось как борьба против Фульбе, которые, по многим данным, являются большинством членов террористических движений в регионе Мопти. Действительно правительство и армия боролись вместе с милициями Догонов против терроризма в Мали. Но это содействие было раскритиковано мировым сообществом и ассоциациями по защите прав человека после атаки против Фульбе в деревне Огоссагу. Правительство, под давлением мирового сообщества и различных организаций Фульбе в Мали и в других африканских странах, где живут Фульбе, обвиняет Дан-на-Амассагу в ответственности за погром [23]. По данным аналитиков, в Огос-сагу было убито более 170 человек, большинство которых составляли дети, женщины и старики. Милиция Догонов полностью отрицает данное обвинение со стороны государства. Поэтому она отказалась от решения правительства Мали, которое 24 марта 2019 года распорядилось о роспуске Дан-на-Амассагу [22]. Основная причина, по которой движение отказалось от того решения состоит в том, чтобы «защитить» основное население Дого-нов региона заброшенное правительством и армией.

Международная неправительственная Организация Human Rights Watch, в своем рапорте утвердил, что: «Этнические ополченцы убили более 200 мирных жителей и сожгли десятки деревень в период межобщин-

ного насилия в центральной части Мали в 2018 году» [21]. А в течение текущего 2019 года было убито более 500 человек среди мирных беззащитных граждан, не учитывая убитых среди военных и иностранных солдат ООН, африканских и французских военнослужащих. В связи с этим, интервенция миссии Организации объединенных Наций в Мали (MINUSMA) является самой смертельной миссией в ее истории.

Одним из важнейших факторов осложнения этно-конфессиональных конфликтов между общинами Догонов и Фульбе в центре Мали является существование платформ этнических ассоциаций. Несмотря на то, что по законодательству страны «запрещается создавать любую организацию или ассоциацию по принципу этнической принадлежности», в столице Бамако существует много ассоциаций, созданных на базе этнической принадлежности. Можно привести следующие примеры: Ассоциация Бамбара, Ассоциация Мандинга, Ассоциация Сонгая (Ирганда), Ассоциация Сараколе. Как названные ассоциации, Фульбе также имеют свою платформу Tapital Pulaaku, движение, посвященное продвижению культуры и защите интересов общины Фульбе. Его президент Абдул Азиз Диалло осудил правительство в «стигматизации», «вымогательстве» и «произвольных арестах», которым подвергается община и гражданское население Фулани, одновременно указывая обвиняющим пальцем на армию Дозо [16]. С другой стороны, выступает Ассоциация Djinna Dogon. Данное движение является Ассоциацией по защите и продвижению культуры Догонов [8]. Она была создана в соответствии с Постановлением №41/PCG от 28 марта 1959 года по квитанции №248/MAT-DNAT от 22 апреля 1991 года [27].

Таким образом, необходимо почеркнуть, что именно слабость и даже отсутствие участия государства в обеспечение безопасности граждан в Севере и в Центре страны лежит в основе инструментализации этнического фактора сначала туарегскими сепаратистами Севера, а затем террористами Центра. Неспособность государства создать необходимые жизненные условия и бороться против безработицы особенно среди молодежи объясняет, в определенной мере, обострение этносепаратистских и этно-религиозных конфликтов на территории Мали. Допущение создания ассоциаций на базе определенных этносов представляет собой большую государственную ошибку и угрозу национальной безопасности страны, а также совместной жизни в обществе.

Литература

1. Баранов А.В. Сепаратизм в современном мире: политико-территориальный аспект // Человек. Сообщество. Управление. 2005. №3.

2. Горелых В.В. Деятельность террористических организаций в Республике Мали // Ученые записки Института Африки РАН. 2017. №3(40).

3. Камара С. Государственное устройство и политическая стабильность в Африке // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2018. №3(25).

4. Камара С. Особенности этнополитического сепаратизма в республике Мали и его влияние на политическую стабильность // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. №4(39).

5. Камара С. Особенности этнополитического сепаратизма в Республике Мали // Этнополитическая регионалистика: национальная автономия и сепаратизм. Москва: Наука сегодня 2018. №11.

6. Хассимиу Б. Международный терроризм и проблема региональной безопасности в Западной Африке в начале XXI века (на примере Мали и Нигерии). Автореф. дисс... канд. полит. наук. М., 2017.

7. AFP, Soudan du Sud: un pays ravagé par la guerre civile. URL: https://www.lepoint.fr/monde/soudan-du-sud-un-pays-ravage-par-la-guerre-civile-25-07-2018-2239181_24.php (дата обращения 03.11.2019).

8. Association pour la promotion de la culture Dogon. URL: http://ginnadogon.asso.ml/logo/ (дата обращения 25.10.2019).

9. Association pour la promotion de la culture Dogon. URL: http://ginnadogon.asso.ml/presentation-du-ginna-dogon/ (дата обращения 25.10.2019).

10. Dictionnaire francais Larouse, definition du torrorisme. URL: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/terrorisme/77478 (дата обращения 29.10.2019).

11. Dossier de Presse «Opération Barkhane» du ministère français de la defense, Juillet 2019. P.21. URL: https://www.defense.gouv.fr/english/operations/barkhane/dossier-de-reference/operation-barkhane (дата обращения 01.11.2019).

12. Dubois O. Youssouf Toloba: Notre mouvement cible les malfaiteurs, pas une ethnie // Le Point, Mali, 12 décembre 2018. URL: https://www.lepoint.fr/afrique/mali-youssouf-toloba-notre-mouvement-cible-les-

malfaiteurs-pas-une-ethnie-12-12-2018-2278819_3826.php (дата обращения 29.10.2019).

13. Dubois O. Violences intercommunautaires : comment en est-on arrivé là. URL: https://www.lepoint.fr/afrique/mali-violences-intercommunautaires-comment-en-est-on-arrive-la-11-10-2018-2262267_3826.php (дата обращения 29.10.2019).

14. Guyonnet P. Qu'est-ce que la Katiba Macina, le groupe terroriste impliqué dans la prise d'otages? URL: https://www.huffingtonpost.fr/entry/katiba-macina-jihad-mali-burkina-faso-otages-france_fr_5cd5a72ee4b0705e47db9d27 (дата обращения 03.11.2019).

15. Hoehne Markus Virgil, traduction Raphaël Botiveau. L'État « de facto » du Somaliland, Dans Politique africaine 2010/4 (N° 120), pages 175 à 199. URL: https://www.cairn.info/revue-politique-africaine-2010-4-page-175.htm (дата обращения 03.11.2019).

16. Journal info-matin. URL: https://niarela.net/societe/tabital-pulaaku-mali-sur-laffaire-de-ke-macina-letat-appele-a-faire-face-a-ses-responsabilites (дата обращения 25.10.2019).

17. Maiga Ch.K., Singaré I.A. Les Rébellions au Nord du Mali: des origines à nos jours // Édis, Bamako juin 2018.

18. McGregor A. Mali's Ganda Iso Militia Splits Over Support for Tuareg Rebel Group, 21 February 2014. URL: https://www.refworld.org/docid/530b1f8c4.html (дата обращения 03.10.2019).

19. Morgane Le Cam. Au Mali, les liaisons dangereuses entre l'Etat et les milices // Le Monde, 24 juillet 2018. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2018/07/24/au-mali-les-liaisons-dangereuses-entre-l-etat-et-les-milices_5335256_3212.html (дата обращения 28.10.2019).

20. Mouvement pour l'unification et le Jihad en Afrique de l'Ouest (MUJAO).

URL:

https://www.un.org/securitycouncil/fr/sanctions/1267/aq_sanctions_list/summari es/entity/mouvement-pour-l%E2%80%99unification-et-le-jihad-en (дата обращения 28.10.2019).

21. RFI Afrique, Publication du 24-03-2019 Modifiée le 25-03-2019, rubrique Mali-criminalité. URL: http://www.rfi.fr/afrique/20190324-mali-consternation-secours-massacre-centre-peuls-ogossagou (дата обращения 28.10.2019).

22. RFI Afrique, Publication du 28-03-2019, rubrique Mali-terrorisme. URL http://www.rfi.fr/afrique/20190328-mali-attaques-meurtrieres-massacre-villages-dogons-dana-amassagou-youssouf-toloba (дата обращения 28.10.2019).

23. Sangaré B. Le Centre du Mali: épicentre du djihadisme? // GRIP. 20 mai 2016. URL: https://www.grip.org/fr/node/2008 (дата обращения 25.10.2019).

24. Sangaré B. Notes d'analyse. URL: https://www.grip.org/sites/grip.org/ files/N0TES_ANALYSE/2016/NA_2016-05-20_FR_B-SANGARE.pdf (дата обращения 25.10.2019).

25. Spet S. L'Opération Serval, Une analyse de la stratégie française contre les djihadistes du Mali // ASPJ Afrique & Francophonie -3etrimestre 2015. URL: https://www.airuniversity.af.edu/Portals/10/ASPJ_French/journals_F/Volume-06_Issue-3/spet_f.pdf (дата обращения 25.10.2019).

26. Tamboura A. Le conflit touareg et ses enjeux géopolitiques au Mali, Géopolitique d'une rébellion armée. Paris: Harmattan 2015.

27. Tisseron A. Mali: quels chantiers, qu54elles avancées? // Note d'Analyse du GRIP, 22 décembre 2015.

References

1. Baranov A.V. Separatizm v sovremennom mire: politiko-territorial'nyi aspekt. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2005. №3.

2. Gorelykh V.V. Deyatel'nost' terroristicheskikh organizatsii v Respublike Mali. Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN. 2017. №3(40).

3. Kamara S. Gosudarstvennoe ustroistvo i politicheskaya stabil'nost' v Afrike. Evraziiskii Soyuz: voprosy mezhdunarodnykh otnoshenii. 2018. №3(25).

4. Kamara S. Osobennosti etnopoliticheskogo separatizma v respublike Mali i ego vliyanie na politicheskuyu stabil'nost'. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii. 2017. №4(39).

5. Kamara S. Osobennosti etnopoliticheskogo separatizma v Respublike Mali. Etnopoliticheskaya regionalistika: natsional'naya avtonomiya i separatizm. Moskva: Nauka segodnya 2018. №11.

6. Khassimiu B. Mezhdunarodnyi terrorizm i problema regional'noi bezopasnosti v Zapadnoi Afrike v nachale XXI veka (na primere Mali i Nigerii). Avtoref. diss... kand. polit. nauk. M., 2017.

7. AFP, Soudan du Sud: un pays ravagé par la guerre civile. URL: https://www.lepoint.fr/monde/soudan-du-sud-un-pays-ravage-par-la-guerre-civile-25-07-2018-2239181_24.php (data obrashcheniya 03.11.2019).

8. Association pour la promotion de la culture Dogon. URL: http://ginnadogon.asso.ml/logo/ (data obrashcheniya 25.10.2019).

9. Association pour la promotion de la culture Dogon. URL: http://ginnadogon.asso.ml/presentation-du-ginna-dogon/ (data obrashcheniya 25.10.2019).

10. Dictionnaire francais Larouse, definition du torrorisme. URL: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/terrorisme/77478 (data obrashcheniya 29.10.2019).

11. Dossier de Presse «Opération Barkhane» du ministère français de la defense, Juillet 2019. P.21. URL: https://www.defense.gouv.fr/english/operations/barkhane/dossier-de-reference/operation-barkhane (data obrashcheniya 01.11.2019).

12. Dubois O. Youssouf Toloba: Notre mouvement cible les malfaiteurs, pas une ethnie. Le Point, Mali, 12 décembre 2018. URL: https://www.lepoint.fr/afrique/mali-youssouf-toloba-notre-mouvement-cible-les-malfaiteurs-pas-une-ethnie-12-12-2018-2278819_3826.php (data obrashcheniya 25.10.2019).

13. Dubois O. Violences intercommunautaires : comment en est-on arrivé là. URL: https://www.lepoint.fr/afrique/mali-violences-intercommunautaires-comment-en-est-on-arrive-la-11-10-2018-2262267_3826.php (data obrashcheniya 29.10.2019).

14. Guyonnet P. Qu'est-ce que la Katiba Macina, le groupe terroriste impliqué dans la prise d'otages? URL: https://www.huffingtonpost.fr/entry/katiba-macina-jihad-mali-burkina-faso-otages-france_fr_5cd5a72ee4b0705e47db9d27 (data obrashcheniya 03.11.2019).

15. Hoehne Markus Virgil, traduction Raphaël Botiveau. L'État « de facto » du Somaliland, Dans Politique africaine 2010/4 (N° 120), pages 175 à 199. URL: https://www.cairn.info/revue-politique-africaine-2010-4-page-175.htm (data obrashcheniya 03.11.2019).

16. Journal info-matin. URL: https://niarela.net/societe/tabital-pulaaku-mali-sur-laffaire-de-ke-macina-letat-appele-a-faire-face-a-ses-responsabilites (data obrashcheniya 25.10.2019).

17. Maiga Ch.K., Singaré I.A. Les Rébellions au Nord du Mali: des origines à nos jours. Édis, Bamako juin 2018.

18. McGregor A. Mali's Ganda Iso Militia Splits Over Support for Tuareg Rebel Group, 21 February 2014. URL: https://www.refworld.org/docid/530b1f8c4.html (data obrashcheniya 03.10.2019).

19. Morgane Le Cam. Au Mali, les liaisons dangereuses entre l'Etat et les milices. Le Monde, 24 juillet 2018. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2018/07/24/au-mali-les-liaisons-dangereuses-entre-l-etat-et-les-milices_5335256_3212.html (data obrashcheniya 28.10.2019).

20. Mouvement pour l'unification et le Jihad en Afrique de l'Ouest (MUJAO).

URL:

https://www.un.org/securitycouncil/fr/sanctions/1267/aq_sanctions_list/summaries /entity/mouvement-pour-l%E2%80%99unification-et-le-jihad-en (data

obrashcheniya 28.10.2019).

21. RFI Afrique, Publication du 24-03-2019 Modifiée le 25-03-2019, rubrique Mali-criminalité. URL: http://www.rfi.fr/afrique/20190324-mali-consternation-secours-massacre-centre-peuls-ogossagou (data obrashcheniya 28.10.2019).

22. RFI Afrique, Publication du 28-03-2019, rubrique Mali-terrorisme. URL http://www.rfi.fr/afrique/20190328-mali-attaques-meurtrieres-massacre-villages-dogons-dana-amassagou-youssouf-toloba (data obrashcheniya 28.10.2019).

23. Sangaré B. Le Centre du Mali: épicentre du djihadisme? GRIP. 20 mai 2016. URL: https://www.grip.org/fr/node/2008 (data obrashcheniya 25.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Sangaré B. Notes d'analyse. URL: https://www.grip.org/sites/grip.org/ files/N0TES_ANALYSE/2016/NA_2016-05-20_FR_B-SANGARE.pdf (data obrashcheniya 25.10.2019).

25. Spet S. L'Opération Serval, Une analyse de la stratégie française contre les djihadistes du Mali. ASPJ Afrique & Francophonie -3etrimestre 2015. URL: https://www.airuniversity.af.edu/Portals/10/ASPJ_French/journals_F/Volume-06_Issue-3/spet_f.pdf (data obrashcheniya 25.10.2019).

26. Tamboura A. Le conflit touareg et ses enjeux géopolitiques au Mali, Géopolitique d'une rébellion armée. Paris: Harmattan 2015.

27. Tisseron A. Mali: quels chantiers, qu54elles avancées? Note d'Analyse du GRIP, 22 décembre 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.