_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы
1. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. - М.: «РОССПЭН», 2002. - 288 с.
2. Дегтярев, А. А. Принятие политических решений: Учебное пособие / А. А. Дегтярев. - М.: КДУ, 2004. -416 с.
3. Красницкий, Н. В. Принятие политических решений: теория, методология, модели. - URL: http://niu.ranepa.ru/nauka/wp-content/uploads/2012/06/ politResh2_10.pdf, проверено 20.05.2015.
4. Парсонс, Т. Система современных обществ /Т. Парсонс. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.
5. Фарукшин, М. Х. Демократия как тип политического режима: учебное пособие для студентов -политологов / М. Х. Фарукшин. - Казань: Отечество, 2011. - 116 с.
6. Dowse, R. E., Hughes J. A. Political sociology / R. E. Dowse. - Chichester [West Sussex] ; J. Wiley,1986. - 54 p.
7. Wilson, W. The study of Administration / W. Wilson // Political Science Quarterly. Vol. 2, No. 2 (Jun., 1887), pp. 197-222. - URL: http://www. commentary.com/admin_thoughts_1887.pdf, проверено: 20.05.2015.
© Э. И. Авзалова, 2015.
УДК 323 +342.51
Бостонкулова Мира Турсуналиевна
аспирант кафедры политологии, факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета
г. Бишкек, Кыргызстан E-mail: [email protected]
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ КЫРГЫЗСТАНА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы политической ситуации в Центральной Азии в современных условиях, риски и угрозы терроризма и экстремизма, значимость интеграции для государств этого региона, развитие кыргызско-казахстанских взаимоотношений и защиты национальной безопасности Кыргызстана.
Ключевые слова
Международные отношения, внешняя политика, политические процессы, кыргызско-казахстанское взаимодействие, экстремизм, терроризм, национальная безопасность, Центральная Азия.
В начале 21 века происходят изменения в международных отношениях, что в полной мере связано с проблемами природных ресурсов и мировым экономическим кризисом, оказывающим серьезное влияние на развитие государственного суверенитета, особенно, в экономически слаборазвитых странах. Но все же главным актором внешней политики остается национальное государство, которое формирует свой внешнеполитический курс и от того какие задачи и приоритеты ставятся при этом во многом зависит региональная и мировая политика. Международные
отношения сегодня характеризуются сложностью и динамизмом, поэтому политический анализ вынужден сталкиваться с постоянно меняющимися многофакторными задачами. Известно, что политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, необходимых для защиты собственных национальных интересов. В свою очередь, внутренняя политическая ситуация отдельного государства зависит и от региональной и мировой политики,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
что наглядно проявляется в современных условиях.
Следует отметить, что взаимоотношения между государствами приобретают устойчивый характер лишь при соблюдении международно-правовых отношений, что предполагает участникам защищать собственные интересы, но при этом не забывать и интересы участника международного общения - это позволяет предупредить конфликты и сохранить национальную безопасность. Однако по нашему мнению в последнее время четко проявляется тенденция диктата со стороны отдельных супердержав, которые все чаще, действуя на правах сильнейшего, нарушают международное право. Существующее стратегическое соперничество в Центральной Азии рождает новые противоречия, связанные с геополитическими и геоэкономическими интересами ряда государств. В этих условиях серьёзное значение имеет развитие двусторонних связей между Кыргызстаном и Казахстаном, опыт демократических и экономических взаимоотношений этих республик имеет существенное значение для дальнейшего экономического и политического развития и стабильности в ЦАР. [1, с. 225].
Кыргызстан - государство в Центральной Азии имеющее геополитическое значение связывающий Запад и Восток. Особенностью географического положения Кыргызстана является отсутствие выхода
к морю, и осуществлять его можно только через территорию Казахстана и России - это значимый фактор, который необходимо учитывать во внешней политике Кыргызской Республики. Эти объективные факторы влияют на формирование внешней политики Кыргызстана.
На эффективности внешней политики и международный имидж Кыргызстана во многом негативно отражается внутренняя политическая нестабильность, социально-экономические проблемы, в частности вопросы, связанные с энергетикой и энергоносителями, водными проблемами. Формирование внешней политики Кыргызстана проходило в различные периоды политического, социально-экономического развития государства. Период становления суверенитета (1991-2000гг.) характеризуется формированием новой системы принятия внешнеполитических решений и их реализации и адаптации в мировом сообществе. Этот период характеризуется неустойчивостью во внешней политике, полной ориентацией на западные модели развития. Конечно же, ключевые, базовые направления развития Кыргызстану диктовали внешние силы, власть следовала рекомендациям иностранных советников. Приоритетными задачами становятся установки США и Европейского Союза. Не был сформирован комплекс собственных внешнеполитических интересов и не были отработаны собственные пути их решения. Эти объективные факторы во многом и определяли многовекторность внешней политики Кыргызстана. Но для государства со слабо развитой экономикой и социальными проблемами, такое решение вопросов во внешней политике было неэффективным.
После 2000 года во внешней политике уже более четко формировалась тенденция сближения Кыргызстана с Россией, но при этом оставались нерешенными основные социальные вопросы, определяющие условия и качество жизни населения, что способствовало нарастанию недовольства по отношению к правящей элите. Это было одной из основных причин мартовских событий 2005 года, спровоцированное ещё и вмешательством внешних сил, в частности США, которое хотело сформировать проамериканское правительство и внедрять в Кыргызстане свои ценности, чуждые народу.
Апрельские события 2010 года уже более четко определили новые контуры внешнеполитической стратегии Кыргызстана. Новая власть, пришедшая на смену предыдущей, оказалась более ориентированной на Россию и ближайших своих соседей.
Следует отметить, что во взаимоотношениях Кыргызской Республики и Республики Казахстан, несмотря на разный уровень политического, и экономического развития, до настоящего времени сохраняются добрососедские отношения, уважение, взаимопонимание и согласованность при решении возникающих проблем. Однако они всё ещё не достигли желаемого высокого уровня, хотя в целом, несут стабильный, дружественный характер.
Договор о дружбе и сотрудничестве между республикой Кыргызстан и Республикой Казахстан был заключен еще в 1993 году. Он потерял силу после принятия нового договора, в Астане от 8 апреля 1997 г. Этот шаг был необходим для создания необходимой базы для развития всестороннего сотрудничества. Документ принят с учетом принципов международного права и интересов суверенных государств по
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
разносторонним проблемам, в том числе в области развития промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды, охране здоровья и миграции населения. Особое значение
придается сотрудничеству в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотам наркотических и психотропных веществ, незаконной продажей и перемещением через границу культурных ценностей, легализацией доходов, полученных в результате занятия противоправной деятельности и иными видами преступлений [2, 18 статья Договора].
Ключевым страхом для американцев, который сохранялся по отношению к Центральной Азии на протяжении всей первой половины 1990-х гг., был абсолютно фантомный комплекс представлений о возможности быстрой победы фундаменталистов при поддержке Ирана, а также о том, что ядерное оружие на территории Казахстана может превратиться в «исламскую атомную бомбу». В связи с этим первоочередной заботой стала проблема избавления от советского ядерного наследия, в частности, путем подписания этой страной Договора о нераспространении ядерного оружия. США и Россия добились подписания Казахстаном в мае 1992 г. Лиссабонского протокола к договору СНВ-1. И Казахстан стал одним из получателей американских средств по программе Нанна-Лугара («Программа по совместному уменьшению угрозы»). В 1995 г. с территории Казахстана была вывезена последняя боеголовка в Россию. Активно развивалась американская экономическая помощь тем странам Центральной Азии (Казахстан, и особенно Киргизия), которые приняли курс на демократизацию и ускоренное становление рыночной экономики («шоковую терапию»). Помощь Казахстану и Киргизии оказывалась как на двухсторонней основе, так и в рамках работы различных международных организаций (МВФ, Всемирный банк). Интерес к этому региону, имеющему значительные запасы урановой руды и обладающей ядерными технологиями не угасает [3, с.166].
Экстремистскими силами еще шире, шире, чем прежде, стали применяться методы информационно -психологического воздействия общественным сознанием. Под влиянием экстремисткой идеологии в первую очередь попадают слабозащищенные в духовном и социально-экономическом отношении слои общества, которых при постоянном и умелом манипулировании можно превратить в «идейных борцов», формирующих «толпу» сподвижников. На такой благоприятно созданной «почве», обильно удобренной экстремисткой идеологией, можно высевать семена «недоверия» и «неприязни» к власти, вплоть до полной её
делигитимации и свержения [4, с. 83].
В последнее время среди политиков, политологов, журналистов все чаще поднимаются вопросы о рисках и угрозах, возникающих в Центрально азиатском регионе, и чаще всего прогнозируется, что негативные процессы могут начаться с Кыргызстана. С одной стороны эти выводы связаны с Баткенскими событиями (1999-2000 гг.), когда на юге страны Исламской организацией Узбекистана были организованы провокационные столкновения с силовыми структурами Кыргызстана. С другой стороны, выросшими миграционными процессами с приграничных территорий страны, что в некоторой степени снижает защищенность государственных границ. Немаловажное значение имеет и высокий уровень бедности, безработицы, нерешенные социальные проблемы населения республики. Однако если учитывать события последнего времени, особенно усиливающую роль России в Центральной Азии, то крупномасштабные политические провокации в Кыргызстане со стороны внешних сил можно уверенно исключить, хотя внутренняя политическая ситуация все ещё остается неустойчивой, что может создать условия для роста терроризма и экстремизма.
В республике заметна деятельность церкви Муна, «Таблиги джаамат», «Союз Исламского Джихада», "Хизб ут-Тахрира". По неофициальной версии идеи "Хизб ут-Тахрира" в Кыргызстане уже начали распространяться с конца 90-х. Литература такой направленности уже была среди населения юга, тогда ещё этому факту не придавали серьёзного значения. Так в июле 2009 г. кыргызские спецслужбы задержали 18 человек по подозрению в причастности к террористической деятельности в Бишкеке и на юге Кыргызстана. Среди них есть граждане Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана. Зимой 2014 года на юге Кыргызстана спецслужбами выявлена и пресечена деятельность террористического подполья, которые готовили серию терактов на территории республики. По сообщению пресс-службы ГКНБ Кыргызской Республики в состав этой группировки входили 6 человек, все уроженцы и жители Ошской области в возрасте от 20 до 32 лет.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Они прошли подготовку в международных террористических организациях в Сирии и участвовали в боевых столкновениях. Боевики усиленно занимались приобретением огнестрельного оружия для проведения терактов в городах Бишкек и Ош.
По официальным данным за май 2015 г. органами Государственной безопасности КР задержаны 33 человека, которые вернулись из Сирии для организации экстремистских провокаций. 16 июля 2015 года были задержаны и ликвидированы боевики международной террористической организации («такфириты»), которая была создана и действовала на территории Казахстана. Таким образом, стабильность в Центральной Азии во многом зависит и от доверительных отношений между государствами ЦАР, и в частности кыргызско-казахстанского взаимодействия. От обстановки складывающейся в этом регионе зависит и внутриполитическая ситуация и национальная безопасность Кыргызстана. Быстро меняющиеся политические процессы в мире и в регионе вызывают необходимость выработки новой стратегии внешней политики Кыргызстана в целях максимального обеспечения и сохранения национальных интересов республики.
Список использованной литературы:
1. Бостонкулова М.Т. Кыргызско-казахские взаимоотношения в современных условиях/ Бостонкулова М.Т.// Известия вузов.- Бишкек, 2013.- №3.- с. 225-227.
2. Договор о вечной дружбе между Кыргызской республикой и Республикой Казахстан»от 8 апреля 1997 г., принят в г. Астана Республики Казахстан (ратифицирован Законом Кыргызской Республики от 24 июля 1998 г., №112.)
3. Казанцев А.А. Большая игра с неизвестными правилами: Мировая политика в Центральной Азии /Казанцев А.А./ М., 2008, с.235
4. Тулеев М.С. Политическая безопасность Казахстана: угрозы и риски терроризма / Тулеев М.С. // Вестник КРСУ, 2013, Том 13, №9 с.83.
© М.Т. Бостонкулова, 2015
УДК 327+339.924
Бостонкулова Мира Турсуналиевна
аспирант кафедры политологии, факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета
г. Бишкек, Кыргызстан E-mail: [email protected]
КЫРГЫЗСТАН В ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Аннотация
В статье рассматриваются вопросы вступления Кыргызстана в ЕАЭС, которое вызывает неоднозначное мнение среди исследователей, политологов, экономистов, отмечается, что интеграция активно поддерживается руководством Кыргызстана и Казахстана и предполагает взаимное сотрудничество и укрепление экономических взаимоотношений республик в рамках данного экономического объединения.
Ключевые слова
Евразийская интеграция, Таможенный союз, Кыргызстан, Казахстан, политическая ситуация, расширение двусторонних отношений, внутренняя политика, приоритеты.