МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
10. См. «Пакистанские талибы отказались присоединиться к ИГИЛ». // www.rbc.ru/rbcfreenews/567651119a794757944dc2ff.
© Демидов А. В., 2016
УДК 328
Каюмогли Мохаммад Исмаил
Аспирант Полит. наук. БГУ, г.Бишкек, КР Е-mail: ustaoghli@gmail.com
СОПЕРНИЧЕСТВО РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАН - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР НЕСТАБИЛЬНОСТИ В АФГАНИСТАНЕ ВЛИЯЮЩИЙ НА СИТУАЦИЮ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Аннотация
Афганистан начиная с 2001 года в связи с наличием на своей территории военных сил НАТО превратился в платформу, где под предлогом ведения борьбы с террроризмом, построения мира и обеспечения безопасности, сверхдержавы конкурируют друг с другом. Таким образом, с прохождением 14 лет вышеуказанной борьбы с терроризмом, можно сказать, что все результаты сведены к нулю.
Ключевые слова
Афганистан, региональные страны, Центральная Азия, политика, терроризм, безопасность.
На сегодняшний день, несмотря на многомиллиардную финансовую помощь и присутствие иностранной военной силы в Афганистане, политическая и оборонная ситуации с каждым днем все ухудшаются. Увеличение производства наркотиков, агрессия талибов и жестокие убийства мирного населения, взятие в заложники гражданских пассажиров и туристов, в том числе и наркотраффик, являются основными дестабилизирующими факторами ситуации в стране.
Афганистан является зоной реализации различных интересов сверхдержав относительно стран третьего мира, исламских и центрально азиатских государств. Террористические и радикальные группировки прилагают всесторонние усилия в целях ведения активной совместной деятельности. Террористическая деятельность т.н. ИГИЛ в Афганистане, в действительности же является большой угрозой для стран Центральной Азии. Для мирового сообщества, несомненно, то, что Южная Азия и Ближний Восток представляют собой 3 категории террористической и экстремистической деятельности.
По информации информационного источника "Индепендент" в опубликованной статье "Мировой рейтинг терроризма" следует: "42 различных террористических групировок во всем мире являются сторонниками ИГИЛ". 30 террористических групп официально дали присягу ИГИЛ, а остальные 12 являются стронниками данной радикальной организации. В источнике "Международное ведомство экономики и мира" сообщается: "Наблюдается активная деятельность террористических групп имеющих связь с ИГИЛ в Ливии, Тунисе, Египте, Узбекистане, Индонезии, Филиппинах, Афганистане, Нигерии, Сирии и Ираке" [5].
Исламское Движение Туркестана, Международное Исламское Объединение, Хизб ут-Тахрир и т.д., число которых достигает как минимум 10, прилагают все усилия для дестабилизации региона и установления своего влияния над ним. Данные экстремистские организации финансируются посредством различных сборов, извлекаемых в ходе террористических актов в Афганистане, странах Центральной Азии и России. Количество боевиков примкнувших к Движению Талибан Афганистана из центральноазиатского региона по информации местных властей достигало 1,500 человек, но в действительности же данное число превысило 3000-5000 человек.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Главы ОДКБ и ШОС изучив сложившуюся ситуацию в Афганистане, приняли решение еще более укрепить взаимное сотрудничество. По словам председателя организаци ОДКБ Николая Бордюжи, кризис и дестабилизация ситуации в Афганистане вынуждает стран-участниц данной организации вести более тесное сотрудничество между собой. Нестабильность ситуации в Афганистане несет в себе угрозу в целом для всего региона. Согласно утверждениям региональных сверхдержав и международных организаций, необходимо оснастить военный арсенал сил безопасности Афганистана и провести для них соответствующее обучение.
Афганистан, являющийся зоной нестабильности и лоном терроризма, важен для России по причине близрасположенных границ со странами Центральной Азии. Одним из потребностей Афганистана в деле борьбы с терроризмом и программы развития является установление и расширение политических и дипломатических связей с международным сообществом, что нуждается в увеличении численности политических и консульских двусторонних представительств в Кабуле и различных столицах мира.
Таким образом, все страны должны быть убеждены в том, что терроризм представляет угрозу для региональной безопасности. В связи с этим, необходимо выстроить совместную единую позицию по борьбе с данной угрозой [1].
Во-вторых, Пакистан воспрепятствует программе увеличения торгового транзита из региона Средней Азии в Южную Азию, которая в большей степени обеспечивает интересы Индии в поставках газа из Средней Азии. В-третьих, Пакистан укрепит свои отношения с Китаем и создаст благоприятную среду для данной страны в регионе Южной Азии через Пакистан. В-четвертых, Пакистан усилит ведение террористических операций в целях перенаправления ресурсов и стратегических задач Индии в Афганистане и регионе. В-пятых, Пакистан начнет оказывать содействие мировым террористическим организациям, в целях предоставления дальнейшей угрозы общим интересам Индии и Афганистана. Пакистан уже осуществляет на деле 2 вышеуказанные меры:
• Оказание значительной поддержки талибам на недавно произошедших террористических актах со стороны боевиков ИГИЛ;
• Пакистан является обителью идеологии Аль-Каиды и других радикальных убеждений, тем самым создавая на своей территории благоприятные условия для развития различных террористических группировок.
Индия и Пакистан, являющиеся конкурирующими странами, обладают одинаковыми экономическими целями, как в регионе, так и в Иране, в частности, относительно порта Чабхар. Иран и Индия воспринимают Афганистан в качестве географического коридора, посредством которого можно проложить путь в Среднюю Азию. Но данный проект связанный с иранским портом, не является в интересах Пакистана. Потому что, Пакистану не выгодно, чтобы Индия и Иран по причине наличия транзитного морского пути стали гарантом безопасности в Афганистане. Пакистан преследуя свою корыстную цель, всеми силами стремится сохранить потенциал своего порта Гвадар, посредством которого обеспечивает существование талибов в Афганистане [3, с 160].
Близлежащие к Афганистану центральноазиатские государства превратили данный регион в транзитную зону наркотраффика в сторону Европы. После свержения правления талибов существовала некая надежда, что данный транзит наркотиков прекратит свою деятельность. Но в действительности же, экономические проблемы и послевоенная трудная ситуация все же сохранили транзитный потенциал афганского наркотраффика. Ферганская долина, которая простирается вплоть до территории стран Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана представляет собой особый интерес для сторонников радикальных течений. Такие города, как Наманган и Андижан являются предельно известными центрами. На основе вышеперечисленных реформ, а также в ходе увеличения деятельности религиозных экстремистов, Шанхайская Организация Сотрудничества предпринимает совместные меры со странами-участницами организации различные методы борьбы с терроризмом и сепаратизмом [2, с 3].
В этой связи, под эгидой "Центра Льва Гумилева" в Москве была проведена конференция посвященная обсуждению угрозы ИГИЛ, как фактор влияющий на ситуацию в Афганистане и Средней Азии. В данной конференции принимали участие дипломаты, корреспонденты и специалисты. Каждый из участников заседания в своем выступлении предоставляли свой аналитический обзор относительно угрозы исходящей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
от ИГИЛ и его влияния на Среднюю Азию, а также роль России в обеспечении региональной безопасности. Павел Зарифулин, руководитель "Центра Льва Гумилева" отметил: "Терроризм представляет собой явление диверсионного и подрывного характера, тем самым он отрицает все культурные, религиозные и общественные ценности". Гулам Сахи Гайрат, советник министра иностранных дел Афганистана также принимая участие в этом заседании, отметил, что Россия является важной сверхдержавой на Евразийском континенте [7, с 3]. Заключение
Афганистан на протяжении прошлых 14 лет, проводил различные международные конференции и дипломатическую деятельность в целях оказания давления на влиятельные страны, чтобы те в свою очередь не оказывали поддержку террористам. Но к сожалению, данная цель не реализовалась. Борьба с терроризмом требовала предпринятия совместных мер со стороны региональных государств. В данной ситуации необходимой мерой является проведение сотрудничества между Россией, Афганистаном и центрально азиатскими странами в рамках Стамбульского проекта, а также деятельности таких региональных институтов, как ШОС, ОДКБ [4, с 8] в целях формирования единой программы мер по противодействию международному терроризму [7].
Пакистан будучи основным игроком в деле обеспечения своих, а также интересов западных союзников, одновременно являлся противником формирования центрального правительства в Афганистане. Талибы являясь важнейшими неправительственными игроками в Афганистане в деле дестабилизации ситуации в этой стране, пользуются особым значением во внешнеполитической линии Пакистана.
Основой внешней политики Пакистана является создание и поддержка террористов в Афганистане и регионе в целом. И в противовес ему, внешняя политика Афганистана на протяжении прошедших 14 лет заключалась в обеспечении мира и противоборстве терроризму, а также установлении стабильности в стране. Для того, чтобы усилить политическое и правовое положение в Афганистане, и представить его в качестве примера с внедренной устойчивой политической и правовой системой, необходимо достичь в экономической сфере немаловажных показателей, а также добиться установления политической стабильности в нем [7]. Список использованной литературы:
1. Ахмад С., Усиление соперничества Америки и РФ в Афганистане, "Арьяи", http://www.ariaye.com, декабрь 2015г.
2. Изучение сферы безопасности ЦА и ШОС, исследование политической науки, № 3, 2006г.
3. Каюмогли М. И., "Диалог Великого Шелкового Пути: Влияние транзита Афганистана на государства ЦА и Южной Азии", Вестник БГУ, № 2(32) 2015г.
4. Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики (Отчет), "Региональное сотрудничество в Центральной Азии с участием Афганистана после 2014 года: перспективы для Кыргызской Республики», июль 2015г.
5. "Международное ведомство экономики и мира", информационное агенство "Индепендент", http://farsi.ru, 11 декабря 2015г.
6. Таманна Фарамарз, "Красная линия", телевидение "Митра", https://www.youtube.com/watch?v=dUA1yH31, 27 ноября 2015г.
7. Конференция посвященная угрозе ИГИЛ для Афганистана и ЦА, Москва, http://farsi.ru,11 декабря 2015г.
© Каюмогли М. И., 2016