Научная статья на тему 'Об угрозе терроризма в Центральной Азии'

Об угрозе терроризма в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1770
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ионова Е.

«Россия и новые государства Евразии», ИМЭМО РАН, М., 2015 г., № 4, с. 60-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об угрозе терроризма в Центральной Азии»

56. Schweizer P. Victory: The Reagan Administration's Secret strategy that hastened the collapse of the Soviet Union / Peter Schweizer. - New York: The Atlantic MonthlyPress, 1995. - 304 p.

57. Sholk D. The Denuclearization of Kazakhstan (1991-1995) / Dena Sholk; The Institute for the Study of Diplomacy. The Georgetown University. - 2013. - April 30. -40 p.

58. Shuster M. Kazakhstan completes move, storage of nuclear stash / Mike Shuster// NPR: website. - 2010. - November 16. URL: http://www.npr.org/ 2010/ 11/16/ 131360974/kazakhstan-completes-move-storage-of-nuclear-stash (Дата обращения: 13.03.2015.)

59. Weiss G. W. The Farewell Dossier / Gus W. Weiss // CIA : website. - 2008. -June 27. URL: https://www.cia.gov/library/center-for-the-study-of-intelligence/csi-publications/csi-studies/studies/96unclass/farewell.htm (Дата обращения: 10.04.2015.)

«Проблемы национальной стратегии», М, 2015 г., № 4 (31), с. 92-113.

Е. Ионова,

кандидат исторических наук, старший научный

сотрудник Сектора «Россия и новые государства Евразии» (ИМЭМО РАН)

ОБ УГРОЗЕ ТЕРРОРИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Уровень террористической опасности в странах Центральной Азии был высок на протяжении всех постсоветских лет. В значительной степени это обусловлено факторами внутреннего порядка - низким уровнем социально-экономического развития общества, создающим почву для возникновения радикального исламизма, этнонационального сепаратизма, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия, нелегальной миграции; клановой борьбой, нередко использующей политический экстремизм в собственных целях; недостаточным разви-тием религиозного и культурного самосознания. Положение усугубляется близостью к очагам международной исламистской угрозы.

С ухудшением обстановки в соседнем Афганистане, созданием и расползанием нового террористического объединения -Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), запрещенного в России, регион превращается в зону повышенной террористической угрозы. Между тем в силу своего географического положения постсоветская Центральная Азия является важным звеном в обеспечении глобальной безопасности, при этом очевидно то

особое значение, которое имеет сохранение мира и стабильности в регионе для его ближайшего соседа - России.

Долгое время на территории ЦА действовала экстремистская группировка «Исламское движение Узбекистана». ИДУ преследовало цель отделения Ферганской долины от Узбекистана, Киргиз-стана и Таджикистана и образования на ее территории отдельного государства, которое, по замыслу, должно войти в состав Всемирного исламского халифата, включающего весь Ближний Восток и Кавказ1. Как известно, Ферганская долина представляет собой густонаселенный район с высоким уровнем безработицы, что делает ее территорией, удобной для деятельности радикальных организаций и вербовки новых участников.

ИДУ обвиняется во многих терактах в Узбекистане, а также во вторжении вооруженных отрядов в Киргизстан и Узбекистан. Отряды ИДУ принимали участие в гражданской войне в Таджикистане на стороне Объединенной таджикской оппозиции, а после перемирия большая их часть переместилась в Афганистан. В Афганистане ИДУ совместно с «Талибаном» воевало против сил коалиции. По свидетельству источников, после того как боевиков ИДУ оттеснили на границу Пакистана и Афганистана, они вступили в контакт с «Аль-Каидой»2. В последние годы, как отмечают эксперты, организация переживает раскол, на ее базе возникают новые террористические организации, в том числе «Исламский джихад» (2002). А в августе 2015 г. ИДУ примкнуло к ИГИЛ3. Перетекание одних террористических объединений в другие не меняет сути проблемы - значительного усиления глобальной террористической угрозы, в эпицентре которой может оказаться постсоветская Центральная Азия.

Новые вызовы создает скопление формирований боевиков на границе Афганистана с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Обострение ситуации в Афганистане вблизи южных рубежей СНГ было зафиксировано еще в конце апреля 2015 г., когда талибы объявили о начале весеннего наступления на правительственные силы. Дальнейшая эскалация внутриафганского конфликта была связана с захватом боевиками г. Кундуз, расположенного в 70 км от таджикской границы. В связи с этим с 1 октября пограничные войска Таджикистана были приведены в

1 http://conference.antiterror.rsbi.kz/index.php/doklads/36-kylbarakov

2 http://www.agentura.rU/press/about/jointprojects/ej/new1:hreat

3 http://nk.org/ua/geopolitika/ugroza-terrorizma-v-tsentralnoy-azii-26229

полную боевую готовность. На состоявшейся вскоре после этого двусторонней встрече президентов Таджикистана и России с таджикской стороны была выражена обеспокоенность ухудшающейся с каждым днем ситуацией в Афганистане. По словам президента Э. Рахмона, боевые действия идут на протяжении 60% таджико-афганской границы. Подчеркнув, что эта граница находится в зоне ответственности ОДКБ, он поставил вопрос об обеспечении организацией безопасности в регионе1.

В 2015 г. регулярно поступали сообщения об ожесточенных боевых столкновениях талибов с правительственными войсками в граничащих с Туркменистаном провинциях Герат и Бадгис. При этом отмечалось многократное превосходство сил талибов. Интенсивные бои в этих провинциях в конце мая привели к увеличению потока афганских беженцев в направлении границы с Туркменистаном. Однако туркменские пограничники не впустили их в страну из-за опасения атаки талибов. В начале июля «Хроника Туркменистана» сообщила о гибели 12 пограничников на туркмено-афганской границе2. Осенью 2015 г. в связи с новым наступлением талибов на севере Афганистана туркменские войска также перешли в режим постоянной боевой готовности. Была объявлена мобилизация офицеров и рядовых запаса, произведена передислокация боевой техники, в результате которой вдоль туркмено-афганской границы было сконцентрировано до 70% боеспособной техники и вооружения сухопутных войск Туркменистана3.

Однако новый глава движения «Талибан» мулла А. Мансур, отказавшийся вести переговоры с правительством в Кабуле, заявил, что его движение не представляет угрозы северным соседям, и страны Центральной Азии не должны беспокоиться по этому вопросу. По его словам, если бы Афганистан не находился под оккупацией, внутриафганские проблемы можно было бы решить путем переговоров, и «если Администрация в Кабуле хочет положить конец войне и установить в стране мир, то это возможно только после прекращения оккупации и разрыва всех отношений с захватчиками»4.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в настоящее время реальная угроза странам Центральной Азии исходит не

1 http://ria.ru/world/20151006/1297857515.html

2 http://www.fergananews.com/news/23592

3 http://inozpress.kg/news/view/id/47195

4 http://counter-terror.kz/ru/article/view?id=3599

от «Талибана», а от набирающего влияние в северных провинциях Афганистана ИГИЛ. Ряды этого террористического объединения растут за счет выходцев из ЦА, число которых, по различным оценкам, доходит до 4000. По мнению директора Аналитического центра МГИМО А. Казанцева, «классические талибы, будучи пуштунскими националистами, конечно, в Центральную Азию не пойдут - это миф, а вот вторжение в регион групп различных этнических экстремистов, связанных как с "Аль-Каидой", так и с ИГ, не только вероятно, и вообще ожидаемо в свете той ситуации, которая сложилась в Афганистане, Центральной Азии и Ближнем Востоке»1.

Тем не менее не все политологи, особенно в ряде стран региона, придерживаются этой точки зрения. Некоторые эксперты считают маловероятным прямое военное вторжение группировок ИГИЛ в Центральную Азию, полагая, что разговоры об угрозе ИГИЛ для ЦА в значительной степени инспирируются внешними силами, заинтересованными в укреплении своего влияния в регионе, или же руководством самих республик, рассчитывающих на финансовую помощь из-за рубежа . Узбекский политолог Я. Садиков, признавая активизацию агентов международных террористических организаций в странах ЦА, полагает, что военной угрозы Узбекистану и другим странам ЦА со стороны ИГИЛ не существует. Одной из причин этого он считает конструктивное сотрудничество спецслужб стран региона с афганскими коллегами, в том числе в обеспечении безопасности на общих границах.

Между тем в соответствии с объективными данными, в республиках региона резко активизировалась деятельность агентов ИГИЛ, которые ведут работу по подрыву государственной власти, вербуют тайных сторонников и провоцируют беспорядки. В Казахстане, например, экстремистские организации производят вербовку и обучение боевиков, там расположены базы, на которых готовятся диверсии против соседних стран. Граждане Казахстана были замешаны в террористических актах в Узбекистане и Кир-гизстане. Не случайно британский МИД присвоил Казахстану, наряду с Таджикистаном, второй уровень опасности - «серьезная угроза»3. (Третий уровень опасности - «средняя угроза» - присвоен Узбекистану и Киргизстану.)

1 http://www.ng.ru/cis/2015-10-08/1_ashabad.html

2 http://regnum.ru/news/pjlit/1982475.html

3 http://www.fergananews.com/news.php?id=23584

Как заявил начальник Генштаба Вооруженных сил Киргиз-стана А. Алымкожоев, в связи с уничтожением в Бишкеке группы террористов можно говорить о том, что на территории республики действуют активисты и первые ячейки ИГИЛ. После проведения нескольких спецопераций стало известно о масштабах деятельности ИГИЛ в этой республике. Сторонники террористической организации были обнаружены не только среди представителей необразованных и малообеспеченных слоев населения, но и среди чиновников, политиков, интеллигенции. При поддержке российских спецслужб была предотвращена серия терактов, которые должны были произойти в Бишкеке. В ответ на эти действия ИГИЛ выдвинуло ультиматум руководству республики. В социальных сетях появились прямые угрозы в отношении лидеров Киргизстана: если власти республики продолжат задержание сторонников ИГИЛ и будут препятствовать вербовке новых боевиков, то в ближайшее время страну захлестнет волна террора1.

В Узбекистане предпринимаются повышенные меры безопасности среди населения, проповедники в мечетях ведут разъяснительную работу о сущности ислама. 1 августа 2015 г. на юге республики, в Андижане, были проведены совместные антитеррористические тактические учения соответствующих подразделений министерств обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и Службы национальной безопасности республики2. Как отмечают эксперты, в настоящее время Узбекистан обладает наиболее сильной армией в регионе, а узбекский участок границы с Афганистаном является одним из наиболее охраняемых и защищенных. Тем не менее президент республики И. Каримов проявляет крайнюю обеспокоенность в связи с нарастанием в регионе террористической угрозы. Следует отметить, что стратегия безопасности, проводимая Ташкентом, предполагает поддержание тесных добрососедских отношений с правительством Афганистана и развитие экономических связей (строительство транспортных, логистических маршрутов в Афганистан, участие в развитии его электроэнергетического сектора, поставки продуктов питания и других товаров).

В случае реализации угроз ИГИЛ поодиночке справиться с ситуацией республики ЦА не смогут, и это находит понимание

1 http://www.paruskg.info/2015/10/22/123558

2 http://berlek-nkp.com/analitics/4653-cgi-berlek-edinstvo-uzbekistan-v-borbe-

s-...

в центральноазиатских столицах. Между тем одной из главных слабостей стран ЦА в борьбе с терроризмом является невысокий уровень взаимодействия в этом направлении, что во многом обусловлено их давними противоречиями. Сложными остаются отношения Киргизстана и Узбекистана, Таджикистана и Узбекистана, испортившиеся из-за проблемы использования водных ресурсов региона. Нередко происходят столкновения на границе Таджикистана и Киргизстана протяженностью 970 км, из которых только 567 демаркированы и делимитированы. Как заявил министр иностранных дел Киргизстана Э. Абдылдаев на 70-й сессии Генас-самблеи ООН (сентябрь 2015 г.), прямой многосторонний политический диалог между странами Центральной Азии фактически отсутствует. Он, в частности, предложил создать диалоговую площадку для стран региона в рамках ООН, «чтобы активизировать политическое и экономическое сотрудничество в регионе»1.

Нарастание террористической угрозы вынуждает страны ЦА более активно сотрудничать друг с другом в сфере безопасности. Так, в июле 2015 г. на юге Киргизстана в приграничном с Таджикистаном районе при поддержке ОБСЕ были проведены совместные командно-штабные тактические учения двух республик «За-слон-2015» с участием экспертной группы ФСБ РФ2. Туркменистан и Узбекистан, два ближайших союзника по региону, обладающие внеблоковым статусом, по итогам состоявшейся 7-8 октября 2015 г. встречи президентов двух стран в Ташкенте достигли договоренности об усилении взаимодействия по охране границ с Афганистаном и подписали ряд соглашений о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и другими вызовами3. (Договоренность о совместной охране границ действует между двумя странами с 2012 г.)

Руководство центральноазиатских республик возлагает надежды на поддержку в борьбе с исламистской угрозой со стороны мирового сообщества и центров силы, имеющих наибольшее влияние в регионе, - России, Китая и США. Антитеррористическая тематика входит в повестку дня различных международных саммитов, форумов и других мероприятий в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС, в которых принимают участие страны ЦА. На активизацию взаимодействия постсоветских государств в области борьбы с тер-

1 http://ria.ru/world/20151002/1295004309.html

2 http://kabarlar. org/news/54498-v-batkene-zavershilis-ucheniya-zaslon-2015-...

3 http://www.fergananews.com/news/23979

роризмом направлены решения октябрьского саммита СНГ в Казахстане. На нем были приняты Заявление о борьбе с международным терроризмом, Концепция военного сотрудничества до 2020 г., Программа сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 гг.1

По словам Исполнительного секретаря СНГ С. Лебедева, политики договорились о взаимопомощи в обустройстве участков внешних границ государств СНГ на «наиболее угрожаемых направлениях». С этой целью должны быть созданы специальные группировки пограничных войск. Эксперты не исключают, что российские пограничники могут вернуться на таджико-афганскую границу, откуда они ушли в 2005 г.2

Тем не менее основные векторы внешнеполитического сотрудничества стран ЦА в области безопасности отличаются друг от друга. Для Казахстана, Таджикистана и Киргизстана приоритетным является взаимодействие с Россией в рамках ОДКБ. В середине сентября в Душанбе состоялось очередное заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ, на котором главы стран-участниц ОДКБ обсудили проблемы борьбы с терроризмом, кризис в Сирии, сотрудничество в оборонной сфере и другие3. Президент Казахстана Н. Назарбаев считает, что Россия и Казахстан имеют общее виПдение оценки развития ситуации в мире, тесно координируют подходы к решению проблемы безопасности. Он подчеркнул, что для стран региона большое значение имеет обстановка в Афганистане, Ираке и Сирии, причем сирийский кризис представляет угрозу для всего Центрально-Азиатского региона. На октябрьском саммите СНГ в Казахстане Назарбаев выступил с инициативой создания форума «Ислам против терроризма», который должен объединить усилия мусульманских стран4.

РФ готова выступить гарантом безопасности Центрально-Азиатского региона, о чем свидетельствует ее лидирующая роль в ОДКБ. В связи с ростом в регионе террористической угрозы Россия намерена усилить свое присутствие в Центральной Азии, в частности за счет укрепления военных баз в Таджикистане и Киргизстане, а также увеличения военно-технической помощи союзникам по ОДКБ. Россия подписала договоры с Таджикиста-

1 http://mir24.tv/news/politics/13396276

2 http://inosmi.ru/snogbaltia/20151016/230870765

3 http://vpoanalytics .com/2015/09/15/sammit-odkb-v-dushanbe-...

4 http://mir24.tv/news/society/13 384639

ном и Киргизстаном о продлении срока действия российских военных баз в этих странах до 2047 и 2032 гг. соответственно. Также Москва заявила об увеличении военного контингента 201-й российской базы в Таджикистане с 5900 до 9000 человек к 2020 г. На аэродром Айни, куда РФ пыталась получить доступ с 2004 г., будет направлена вертолетная группа для усиления этой российской базы. Кроме того, в рамках ОДКБ были проведены военные учения с выходом на границу Таджикистана и Афганистана.

Как сообщают источники, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в Киргизии, РФ готова предоставить республике военную помощь в размере 1 млрд долл.1 За счет обновления авиации будет также усилена российская авиабаза в Канте, куда уже поступили 10 новых усовершенствованных истребителей СУ-25. Кроме того, согласно двустороннему договору, Москва предоставила республике 10 БТР, артиллерийские системы и боеприпасы к ним, запасные части и оборудование для средств ПВО. До 2017 г. Киргизстан должен получить основную часть военной помощи, которая включает бронетранспортеры, боевые машины, самолеты и вертолеты2.

Узбекистан и Туркменистан, объявившие о своем внеблоко-вом статусе, занимают обособленную позицию. Что касается Узбекистана, который в 2012 г. вышел из ОДКБ, то главной площадкой его сотрудничества с Россией остается ШОС. С 2003 г. в Ташкенте располагается Региональный антитеррористический центр ШОС. Имеющиеся между Москвой и Ташкентом двусторонние соглашения о стратегическом партнерстве обязывают стороны оказывать содействие друг другу в сфере безопасности.

Некоторые узбекские аналитики не исключают того, что в случае очень серьезных угроз безопасности со стороны террористических, экстремистских группировок, Ташкент может пойти на создание неких форматов сотрудничества с ОДКБ. Например, создать площадку для диалога в рамках формулы ОДКБ+Узбекистан, четко оговорив, что данный формат не рассматривает участие республики в деятельности организации, кроме сотрудничества в антитеррористической сфере в регионе3.

1 http://inozpress.kg/news/view/id/47161

2 http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=2&nid=387670

3 http://stanradar.com/news/full/17317-ekspert-borjas-s-terrorizmom-uzbekistan-...

Однако предугадать действия И. Каримова, политика которого всегда отличалась двойственностью, сложно. В частности, на упоминавшейся выше встрече президентов Узбекистана и Туркменистана был согласован синхронный отказ от обращения к РФ за помощью в случае обострения ситуации на афганской границе1. В то же время в Декларации о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и США зафиксирована готовность Вашингтона оказать помощь республике, вплоть до военной, в случае возникновения угроз безопасности. Передача Ташкенту американской стороной некоторой военной техники после частичного вывода своего контингента из Афганистана свидетельствует о продолжении сотрудничества двух стран в этой сфере. В рамках специальной программы Пентагон передал Узбекистану 300 бронемашин общей стоимостью 180 млн долл.2

Соединенные Штаты не намерены оставлять ЦА, этот важный регион, в сфере влияния России и Китая и в последнее время проявляют все больший интерес к участию в обеспечении его безопасности. Укрепление влияния в Центральной Азии важно для Вашингтона также в связи с его решением оставить в Афганистане свои войска для нейтрализации там исламистской угрозы. В конце августа в Ташкенте побывал помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Д. Розенблюм, а в Душанбе -глава Центрального командования США генерал Ллойд Дж. Остин Ш. В обеих центральноазиатских столицах речь шла о региональной безопасности и ситуации в Афганистане.

26 сентября по инициативе Вашингтона на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча госсекретаря США Д. Керри с министрами иностранных дел пяти центральноазиатских стран, по итогам которой американская сторона заявила об установлении с этими странами «нового формата взаимодействия для обсуждения региональных вопросов». Как отмечали СМИ, на встрече речь шла о совместных действиях по нейтрализации новых вызовов в области безопасности и развитии экономических связей .

«Презентация» этого «нового формата взаимодействия», или «С5+1» (республики ЦА плюс США), прошла в Самарканде в рамках турне Д. Керри по странам региона в начале ноября 2015 г.

1 http://m.rosbalt.ru/exussr/2015/10/20/1452438.html

2 http://inozpress.kg/news/view/id/47161

3 http://www.vesti.ru.doc.html?id=2668723

Здесь состоялась встреча госсекретаря США с министрами иностранных дел всех пяти стран региона. Первый визит главы внешнеполитического ведомства США в республики ЦА свидетельствовал об очередном повышении интереса Вашингтона к этому региону. По итогам встречи была принята Совместная декларация, в которой стороны заявили о готовности проведения регулярных контактов в данном формате и о том, что шесть стран будут способствовать привлечению иностранных инвестиций в регион, развитию местного предпринимательства, региональной торговле, инфраструктуре, экономическому развитию и энергетическим свя-зям1.

По сути, формат «С5+1» представляет собой попытку интегрировать все республики региона под патронажем США. Таким образом создается конкуренция интеграционным объединениям стран ЦА с Россией и Китаем, что свидетельствует о стремлении Вашингтона ограничить влияние РФ и КНР в ЦА. Характерно, что свое турне госсекретарь США начал с Киргизстана, тесно сотрудничающего с РФ по военной линии. На встрече с президентом республики А. Атамбаевым Керри предложил подписать новое военное соглашение с США, хотя и дал понять, что Вашингтон не планирует создание военной базы на территории республики. Это предложение не нашло отклика в Бишкеке, однако, по мнению экспертов, положение может существенно измениться, если во главе республики после выборов появится новая фигура2.

По сообщениям СМИ, в Казахстане главы внешнеполитических ведомств подтвердили стратегическое партнерство двух стран, при этом Керри отметил, что США рассматривают взаимодействие с Казахстаном также с точки зрения нормализации отношений с Россией3. В Таджикистане, которому Вашингтон наряду с Узбекистаном ранее направил предложение примкнуть к антитеррористической коалиции, госсекретарь США пообещал поддержку в охране границы и решение вопроса дефицита электроэнергии. Особая роль Узбекистана для Соединенных Штатов была подчеркнута уже тем, что встреча в рамках «С5+1» состоялась именно в этой республике.

Что касается Туркменистана, то в последнее время в позиции Ашхабада все более явно прослеживается ориентация на

1 http://www.news-asia.ru/view/tm/8907

2 http://www.ca-portal.ru/article.22889

3 http://www.news-asia.ru/view/tm/8907

США. Еще весной 2015 г., когда началось наступление талибов на севере Афганистана и появилась информация о присутствии там боевиков ИГИЛ, Ашхабад обратился в Вашингтон с официальной просьбой о военной помощи и получил на нее положительный от-вет1. Президент республики Г. Бердымухамедов проигнорировал октябрьский саммит СНГ, на котором была принята концепция военного взаимодействия стран Содружества, направив туда вместо себя премьер-министра. В это же время туркменская делегация во главе с министром иностранных дел РТ Р. Мередовым находилась в США, где вела переговоры о предоставлении американской помощи на обеспечение безопасности границы с Афганистаном. По итогам переговоров американская сторона заявила, что США планируют углублять отношения с Туркменистаном2.

В числе факторов, обусловивших поворот Ашхабада в сторону Вашингтона, важную роль играют нефтегазовые интересы республики. С одной стороны, действует ставшее традиционным недовольство Ашхабада сотрудничеством с Россией в области экспорта туркменского газа и давлением со стороны российского «Газпрома». Кроме того, руководство Туркменистана обеспокоено ростом военной активности РФ на Каспии. Российский политолог А. Дубнов не исключает, что туркменские власти были недовольны несогласованными с ними ракетными ударами из акватории Каспия по Сирии. Скорее всего, опасением военного вмешательства России в целях защиты туркмено-афганской границы можно объяснить официальный протест МИД республики, направленный Н. Назарбаеву в связи с отмеченным им на октябрьском саммите СНГ ухудшением ситуации на этой границе. Вопреки тревожной информации, поступающей из разных источников, Ашхабад заявил о том, что там сохраняется спокойствие.

С другой стороны, усиленно продвигаемый руководством РТ проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), в реальность которого в Ашхабаде, судя по всему, искренне верят, активно поддерживается Вашингтоном. Для Туркменистана этот проект обеспечивает выход на обширный рынок Южной Азии, для Соединенных Штатов - это способ укрепить свое влияние в регионе. Очевидно, что необходимым условием реализации этого проекта является безопасность на туркмено-

1 http://lenta.ru/news/2015/03/30/usaturkmenia/

1 http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2351823

афганской границе и урегулирование внутриафганских конфликтов. В Ашхабаде рассчитывают, что США смогут обеспечить безопасность газопровода ТАПИ, начало строительства которого намечено на декабрь 2015 г. По мнению специалиста по Центральной Азии и Ближнему Востоку А. Князева, нельзя исключать того, что Вашингтон пообещал Туркмении помощь в обеспечении безопасности со стороны Афганистана в обмен на размещение американских ВВС на аэродроме Мары-2, который давно привлекал внимание США. Он также обратил внимание на то, что пункты американского военного присутствия в Афганистане точно совпадают с маршрутом газопровода1. В пользу этого предположения частично свидетельствует то, что в ходе центральноазиатского турне Керри переговоры с президентом РТ проходили в обстановке секретности, а информация об их итогах практически отсутствует.

В той политической игре, которая в настоящее время разворачивается в Туркменистане, важное место отводится ближайшему союзнику США на Востоке - Японии. С ее помощью Вашингтон стремится потеснить Китай, который доминирует в экономике РТ, прежде всего в ее нефтегазовом секторе. По образному выражению одного из российских экспертов, республика превратилась в «газовую горелку» для экономики Поднебесной.

В соответствии с недавними договоренностями между Токио и Ашхабадом, Япония будет участвовать в разработке одного из крупнейших в мире газовых месторождений - «Галкыныш», которое до этого целиком принадлежало Китаю (это месторождение является вторым по объему запасов в мире - 21,2 трлн куб. м газа). Как сообщает «Независимая газета», японские корпорации Mitsubishi, Chiyoda, Sojits, Itochu и JGC заключили рамочное соглашение с государственным концерном «Туркменгаз» на обустройство этого месторождения, которое должно стать ресурсной базой для газопровода ТАПИ.

По свидетельству прессы, главные результаты состоявшегося в последних числах октября центральноазиатского турне премьер-министра Японии Синдзо Абэ были достигнуты именно в Туркменистане, где были подписаны совместные контракты на 18 млрд долл., подробности которых не разглашались. Известно только, что около 2 млрд долл. Япония готова

1 http://geo-politica.info/diplomatiya-molotova-v-turkmenii.html

инвестировать в порт Туркменбаши1. Как отмечает А. Казанцев, «существует именно такой расклад, основанный на предварительных договоренностях: Япония получает месторождение "Галкы-ныш", и начинается строительство ТАПИ, что соответствует американским интересам в рамках их проекта "Большая Центральная Азия"»2. Тем не менее реальность воплощения проекта ТАПИ у большинства экспертов вызывает большие сомнения в связи с обстановкой в Афганистане. Многие российские специалисты считают, что Туркменистан не готов к резкому пересмотру своих отношений с Россией, а действия Ашхабада в значительной степени являются способом давления на Москву.

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ А. Грозин не исключает, что ИГИЛ может начать активные действия на туркменском направлении и нанести удары по самым значимым точкам страны. При этом, по его мнению, в Пекине и Москве смотреть на это спокойно не станут. «А вот Штаты, учитывая их поведение на Ближнем Востоке и в Афганистане, вполне могут что-то пообещать, но будут ли они что-то делать для безопасности какой-то далекой Туркмении - большой вопрос»3.

В итоге можно констатировать следующее. Во-первых, существует реальная угроза со стороны ИГИЛ для стран Центральной Азии. Эта угроза, идущая с южных границ СНГ, представляет опасность для национальных интересов России. На ее предотвращение направлены решения октябрьского саммита СНГ в Казахстане. Во-вторых, Россия готова взять на себя дополнительную ответственность за обеспечение безопасности в Центральной Азии, что находит отражение в росте ее военной помощи в рамках ОДКБ. В-третьих, необходимым условием эффективности противостояния террористической угрозе является усиление взаимодействия самих стран региона в области безопасности. В-четвертых, отсутствие должного уровня этого взаимодействия предоставляет Соединенным Штатам возможность включиться в интеграционные процессы в ЦА, при этом их главной опорой здесь может стать Туркменистан. В настоящее время политика Вашингтона в Центральной Азии направлена на сдерживание интеграционных процессов с участием РФ (ЕАЭС и ОДКБ)

1 http://rn.rosbalt.ru/exussr/2015/10/28/1455563.html

2 ttp://www.ng.ru/cis/2015-10-20/6_turkmenia.html

3 http://svpress.ru/war21/article/134373/

и Китая (ШОС); диверсификацию экспортных маршрутов центральноазиатских энергоресурсов, в частности за счет реализации проекта ТАПИ; усиление своего военно-политического присутствия.

«Россия и новые государства Евразии», ИМЭМО РАН, М., 2015 г., № 4, с. 60-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.