МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
информации и ее восприятию в контексте предшествующих сообщений [3, с. 89]. Поэтому можно говорить о нарастании динамичности политических процессов при использовании интернет -коммункиаций.
- Независимость. Использование интернет-технологий позволяет избежать опосредующих получение, обработку и распространение политической информации звеньев. Самостоятельность в получении информации уменьшает риск информационного воздействия заинтересованных групп, индивид в интернет -коммуникациях перестает играть роль лишь пассивного объекта воздействия политических институтов и групп.
Таким образом, Интернет способствует изменению традиционной политической коммуникации: трансформируются сообщения, их вид, скорость передачи, возможности обмена, хранения, изменяются акторы (многие ко многим). Политические структуры стремятся использовать преимущества присутствия в сети Интернет как для интерактивной коммуникации с гражданами, так и для симуляции политической деятельности.
Список использованной литературы
1. Грачев, М.Н., Ирхин, Ю.В. Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография / М. Н. Грачев, Ю. В. Ирхин. - М.: Экономическая демократия, 1996. - 188 с.
2. Купер, И. Р. Гипертекст как способ коммуникации. - URL: http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.html, проверено: 20.05.2015.
3. Успенский, М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика / М. М. Успенский. - М.: Асект Пресс,2010. - 205 с.
4. Rafaeli, S. The Electronic Bulletin Board: A Computer-driven Mass Medium / S. Rafaeli // Computers and Social Sciences. - 1986. - №2. - Pp. - 123-136.
© Э. И. Авзалова, 2015.
УДК 321.022
Авзалова Эльмира Илгизовна
аспирант кафедры политологии К(П)ФУ
г. Казань, РФ E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация
В статье анализируются понятие и сущность процесса принятия политико-управленческих решений. Рассматриваются особенности политических и управленческих решений. Сделаны выводы о том, что принятие политико-управленческих решений - это сложный динамический процесс, центральными элементами которого являются политические и управленческие решения.
Ключевые слова
Процесс принятия политико-управленческих решений, политические решения, управленческие решения,
принятие решений.
Политический процесс - одна из центральных и многогранных категорий политической науки. Так, английский социолог и политолог Р. Доуз [6] придерживался довольно широкой трактовки политического процесса, согласно которой возможно отождествление данной категории с политикой в целом. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс [4] определял содержание политического процесса через призму функционирования политической системы, теоретик современной конфликтологии Р. Дарендорф [1]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
рассматривал политический процесс как динамику политических конфликтов за властные ресурсы и позиции в обществе. В целом, под политическим процессом следует понимать упорядоченную последовательность действий и взаимодействий субъектов политики, связанных с властными отношениями. Другими словами, политический процесс - это развертывание политики в пространстве и времени.
Одним из самых жизненно важных политических процессов в современном обществе является процесс принятия решений. Специфика принятия решений в сфере политики в том, что данные решения затрагивают интересы большинства населения. Однако, как отмечает А. А. Дегтярев, «Хотя государственные решения и затрагивают интересы многих людей, сама сфера их подготовки и принятия стала особой «политической кухней», куда кроме профессионалов, готовящих блюда по им одним известным рецептам для неискушенной публики, приглашать лишних обычно не принято» [2, с. 5]. Таким образом, сфера принятия решений представляет собой черный ящик, загадочную область деятельности, где часто без прямого представительства интересов граждан, но от их имени принимаются важнейшие политические решения.
С точки зрения системных характеристик политики сущность процесса принятия политических решений состоит в преобразовании политических требований граждан в средства регулирования общественных отношений. Другими словами, процесс принятия решений представляет собой преобразование политической власти в управление социальными системами и процессами.
Для определения процесса принятия политико-управленческих решений необходимо дать определение ключевым терминам. Одно из базовых понятий - приятие решения. Можно выделить два основных подхода к понимаю принятия решения: в первом случае под принятием решения понимается заключительный этап определения и выбора одной из возможных альтернатив; другой, более широкий подход отождествляет принятие решения со всем политико-управленческим циклом, включающим в себя формирование повестки, подготовку и выбор альтернативы проектов решения, согласование и реализацию решения [3]. Более верной представляется точка зрения, согласно которой не стоит отождествлять понятия «принятие решения» и «процесс принятия решений», ведь выделение процессуального характера деятельности должно указывать на его стадийность и временную протяженность, а само принятие решения является центральным элементом и этапом данного процесса и представляет собой определение и выбор лучшей из возможных альтернатив.
Теперь обратимся к особенностям политических и управленческих решений. Еще с 19 века, со времени классической статьи Вудро Вильсона «Исследование администрирования» [7] в политической науке обосновывается необходимость разделения двух сфер: политической и управленческой. Если в рамках первой ключевые посты занимают политики-лидеры, то вторая - сфера действия администраторов-бюрократов. Действительно, данные сферы следует различать. Как отмечает М. Х. Фарукшин, для выявления различий между управлением и политикой представляется важным не смешивать лежащие в их основе отношения: политические властеотношения и управленческие отношения [5, с. 56]. Сфера политики определяется двумя важными факторами: во-первых, это сфера, где действует власть, во-вторых, политика -это сфера, где сталкиваются интересы больших групп населения. Управление же связано с исполнительно-распорядительной и судебной деятельностью. Не всякий управленческий процесс и управленческое отношение имеют политический характер. Как подчеркивает М. Х. Фарукшин, прямое выражение общегосударственной воли в решениях и практической деятельности носит политический характер. Оказание государственных услуг, прием обращений граждан или выдача лицензии на право заниматься определенной предпринимательской деятельностью нельзя квалифицировать как политическое решение. Административные решения производны от политических в том смысле, что они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации политических решений, то есть политическое решение является базой всей управленческой деятельности [5, с. 56].
Таким образом, принятие политико-управленческих решений - это сложный динамический процесс, центральными элементами которого являются политические и управленческие решения. Необходимо различать политические и управленческие решения. Управленческие решения характеризуют повседневную работу государственных органов исполнительной и судебной власти, имеют вторичный характер и возникают на основе политических.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы
1. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. - М.: «РОССПЭН», 2002. - 288 с.
2. Дегтярев, А. А. Принятие политических решений: Учебное пособие / А. А. Дегтярев. - М.: КДУ, 2004. -416 с.
3. Красницкий, Н. В. Принятие политических решений: теория, методология, модели. - URL: http://niu.ranepa.ru/nauka/wp-content/uploads/2012/06/ politResh2_10.pdf, проверено 20.05.2015.
4. Парсонс, Т. Система современных обществ /Т. Парсонс. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.
5. Фарукшин, М. Х. Демократия как тип политического режима: учебное пособие для студентов -политологов / М. Х. Фарукшин. - Казань: Отечество, 2011. - 116 с.
6. Dowse, R. E., Hughes J. A. Political sociology / R. E. Dowse. - Chichester [West Sussex] ; J. Wiley,1986. - 54 p.
7. Wilson, W. The study of Administration / W. Wilson // Political Science Quarterly. Vol. 2, No. 2 (Jun., 1887), pp. 197-222. - URL: http://www. commentary.com/admin_thoughts_1887.pdf, проверено: 20.05.2015.
© Э. И. Авзалова, 2015.
УДК 323 +342.51
Бостонкулова Мира Турсуналиевна
аспирант кафедры политологии, факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета
г. Бишкек, Кыргызстан E-mail: [email protected]
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ КЫРГЫЗСТАНА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы политической ситуации в Центральной Азии в современных условиях, риски и угрозы терроризма и экстремизма, значимость интеграции для государств этого региона, развитие кыргызско-казахстанских взаимоотношений и защиты национальной безопасности Кыргызстана.
Ключевые слова
Международные отношения, внешняя политика, политические процессы, кыргызско-казахстанское взаимодействие, экстремизм, терроризм, национальная безопасность, Центральная Азия.
В начале 21 века происходят изменения в международных отношениях, что в полной мере связано с проблемами природных ресурсов и мировым экономическим кризисом, оказывающим серьезное влияние на развитие государственного суверенитета, особенно, в экономически слаборазвитых странах. Но все же главным актором внешней политики остается национальное государство, которое формирует свой внешнеполитический курс и от того какие задачи и приоритеты ставятся при этом во многом зависит региональная и мировая политика. Международные
отношения сегодня характеризуются сложностью и динамизмом, поэтому политический анализ вынужден сталкиваться с постоянно меняющимися многофакторными задачами. Известно, что политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, необходимых для защиты собственных национальных интересов. В свою очередь, внутренняя политическая ситуация отдельного государства зависит и от региональной и мировой политики,