Научная статья на тему 'Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации'

Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2413
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА / ВЫБОРЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / POLITICAL ADVERTISING / ELECTION / PRE-ELECTION CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булгак Ольга Вадимовна

Политическая реклама необходима в современном обществе. Особенно это очевидно в ходе выборов. В приведенной статье автор сравнивает политическую рекламу и предвыборную агитацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political advertising is necessary in modern society. This is particularly evident during the elections. In this article the author compares political advertizing and pre-election campaign.

Текст научной работы на тему «Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации»

Ольга БУЛГАК

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

Политическая реклама необходима в современном обществе. Особенно это очевидно в ходе выборов. В приведенной статье автор сравнивает политическую рекламу и предвыборную агитацию.

Political advertising is necessary in modern society. This is particularly evident during the elections. In this article the author compares political advertizing and pre-election campaign.

Ключевые слова:

политическая реклама, выборы, предвыборная агитация; political advertising, election, pre-election campaign.

Действующее законодательство не содержит формального определения термина «политическая реклама». Вместе с тем в результате анализа норм закона «О рекламе» становится дным, что политическая реклама является составляющей частью агитационной деятельности. Соответственно, размеще -ние политической рекламы, равно как и агитация, регулируется общими требованиями избирательного законодательства РФ, уста -новленными для предвыборной агитации, а не законом о рекламе. Определение понятия «предвыборная агитация» сформулировано в Федеральном законе от 20.12.2002 № 175 - ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 18.05.2005 № 51- ФЗ «О выбо -рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 10.01.2003 № 19 - ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Обобщая содержание указанных понятий, следует заключить, что к «предвыборной агитации» относится деятельность, осуществляе -мая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, канди -датов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)1.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадио -вещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс -конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видео фильмов о политических партиях, зарегистрировавших федераль -ные списки кандидатов, о зарегистрированном кандидате (зареги -стрированных кандидатах) и т.п.2

Понятие «агитация по вопросам референдума» законодательно сформулировано в ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5 - ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и понимается как деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участ -ников референдума поддержать инициативу проведения референ -дума путем внесения подписей в подписные листы или иным спо -собом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отка -

БУЛГАК

Ольга

Вадимовна — аспирант кафедры восточных языков и лингвокультурологии ННГУ

им. Н.И. Лобачевского

Ъу^ак-о^а@

yandex.ru

1 Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические техноло -гии. — М. : Аспект Пресс, 2003.

2 Самойлов М.Д. Телевидение как этап планирования рекламной деятельности. - М. : Нева, 2005.

заться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума.

Согласно изложенному представляется возможным заключить, что агитация в любых ее проявлениях относится к дея -тельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме (см. также Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ «Об основ -ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Ввиду того что агитация является специ -фическим видом массовой информации, ей присущи следующие отличительные признаки:

— явная политическая направленность информации;

— наличие информации, побуждающей или имеющей целью побудить избирате -лей к участию в выборах;

— выраженный в прямой или косвенной форме призыв к голосованию «за» или «против» любого зарегистрированного кандидата1.

Таким образом, мы видим, что зако -нодатель отказался от политической рекламы как одного из средств ведения политической борьбы, притом одного из самых эффективных. И нет нормы, прямо запрещающей ее использование. По нашему мнению, этому могло послужить несколько причин. Во первых, современ ная практика предвыборной агитации отказалась от политической рекламы из этических соображений с учетом скан дального опыта российской политиче ской рекламы, существенно подпортив шей себе репутацию в эпоху становления в России свободных выборов. Во вторых, одной из причин могла стать попытка увести политическую рекламу в тень для неправомерного и недобросовестного ее использования. Может так получиться, что, официально не являясь предвыбор ным агитационным средством, полити ческая реклама будет использоваться по своему прямому назначению без соблюде -ния ограничительных требований закона. Тем более что в Методических рекомендациях Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадио вещания и средств массовых коммуника

1 Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный) / под ред. Е.И. Спектор. — М. : Юстицинформ, 2007.

ций по применению средствами массовой информации Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (утв. приказом МПТР РФ от 21.09.1999) указывалось, что при размеще -нии такого вида предвыборной агитации, как политическая реклама, средствам мас совой информации следует обращать вни мание на тот факт, что на политическую рекламу не распространяются требова -ния, установленные для рекламораспро странителей, рекламодателей и рекламо -производителей Федеральным законом от 18.07.1995 № 108 - ФЗ «О рекламе» (п. 4 ст. 1). Размещение политической рекламы регулируется только общими требова -ниями избирательного законодательства РФ, установленными для предвыборной агитации. В третьих, законодатель мог посчитать, что политическая реклама

— лишняя в имеющемся ряду способов ведения агитации, т.к. по своей сути она дублирует некоторые из них. Хотя при внимательном рассмотрении всех суще ствовавших и существующих видов предвыборной агитационной деятельности, в т.ч. политической рекламы, обнаружи -вается их непохожесть и самобытность. В- четвертых, политическая реклама исключена из содержания указанного закона по причине возможного урегули -рования в отдельном законодательном акте, тем более что уже много лет Комитет по информационной политике ГД ФС РФ готовит проект федерального закона «О политической рекламе». Думается, что это самый разумный сценарий развития правового регулирования политической рекламной деятельности2.

Рассмотрим, как регулирует предвыбор ную деятельность Федеральный закон от 18.05.2005 № 51- ФЗ «О выборах депута -тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 51 ФЗ).

Согласно рассматриваемому закону предвыборная агитация — это деятель -ность, осуществляемая в период изби рательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кан дидатов или против него, за кандидата

2 Рак В.В. Правовые аспекты политической рекламы // Реклама и право, 2005, № 2.

(кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них)1.

Сразу обращает на себя внимание раз личие целей рекламы и агитационной деятельности. Цель закона о рекламе — развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добро совестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического простран ства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушений за конодательства РФ о рекламе, а также пре -сечение фактов ненадлежащей рекламы. Цель агитационной деятельности — побудить избирателей к голосованию за канди дата, кандидатов, список, списки канди датов или против него (них).

Далее, в соответствии со ст. 51 Закона № 51 ФЗ информационные материалы, размещаемые в средствах массовой инфор мации или распространяемые иным спосо -бом, должны быть объективными, досто -верными, не должны нарушать равенство прав политических партий, установлен -ное настоящим Законом. В целом это согласуется со ст. 5 Федерального закона «О рекламе», гласящей, что реклама должна быть добросовестной и достовер ной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В Законе № 51- ФЗ подробно перечис -ляются действия, относящиеся к предвы борной агитации. Так, предвыборная аги тация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиове -щания и в периодических печатных изда -ниях;

2) посредством проведения агитацион -ных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распростране -ния печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) другими не запрещенными настоя щим федеральным законом, иными феде ральными законами методами.

В целом это также согласуется с гл. 2 закона «О рекламе», регулирующей рекламу в телепрограммах и телепереда чах, радиопрограммах и радиопередачах, в периодических печатных изданиях и т.д.

По разному рассматриваемые законы

1 Федеральный закон от 18.05.2005 № 51- ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

регулируют общий порядок показа на телевидении и радио. Согласно Закону № 51- ФЗ (с изменениями и дополне -ниями) эфирное время на каналах орга -низаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изда -ниях могут предоставляться политиче -ским партиям, зарегистрировавшим феде -ральные списки кандидатов, в порядке, установленном настоящим федеральным законом, безвозмездно (бесплатное эфир ное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату. Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная организация телерадио вещания предоставляет безвозмездно, а также за плату должен составлять не менее 30 мин. в рабочие дни.

Далее, как следует из Закона № 51- ФЗ (с изменениями и дополнениями), при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избиратель ных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей изби рательных объединений на собраниях, митингах, в средствах массовой инфор мации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насиль ственному изменению конституцион ного строя и нарушению целостности РФ, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещаются аги -тация, возбуждающая социальную, расо вую, национальную, религиозную нена висть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством РФ. Запрещается осуществлять под -куп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности; производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проводить льгот ную распродажу товаров, бесплатно рас пространять любые товары.

В соответствии с законом «О рекламе» реклама не должна:

1) побуждать к совершению противо правных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными зна -ками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного,

железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отно шение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц (ст. 5)1.

Следует отметить, что политическая реклама полностью выпадает из сферы правового регулирования. В УК РФ есть статья, устанавливающая наказание за заведомо ложную рекламу. При этом в Уголовном кодексе делается оговорка, что эта ответственность предусмотрена за заведомо ложную рекламу товаров и услуг. Предвыборная агитация и политическая реклама не являются, конечно же, рекла мой товаров и услуг. В то же время, исходя из определения рекламы, данного в ст. 2 закона «О рекламе», можно было бы под вести и предвыборную агитацию под регу лирование законом. Предпосылки к этому дает следующее определение: «...распро -странение в любой форме с помощью любых средств информации о физиче ском и юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях». Конечно же, речь может идти не о физическом лице, т.е. кандидате, и не о юридическом лице, т.к. избира -тельный блок таковым не является, но по крайней мере идеи и начинания упомина ются и пропагандируются. Поэтому в силу ст. 1 закона «О рекламе» он не действует в отношении политической рекламы и пред -выборной агитации. К чему же это приво дит? К тому, что можно использовать прак -тически все виды «недобросовестной» и

1 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 - ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О рекламе».

«ненадлежащей» рекламы, которые пере числены в законе «О рекламе», если это только не нарушает норм избирательного законодательства. А избирательное зако -нодательство не может столь детально, как закон «О рекламе», регулировать вопросы содержания рекламы. Поэтому практиче -ски нет возможности говорить о привле -чении к ответственности недобросовест -ных рекламодателей.

Подводя итог вышесказанному, сле -дует отметить, что рекламу в политике можно рассматривать как вид полити ческой деятельности. Отсутствие зако нодательного регулирования понятия «политическая реклама» вынуждает нас в процессе анализа нормативных актов опираться только на термин «предвы борная агитация». Следовательно, дей ствующее законодательство, а именно федеральные законы «О выборах депута тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О рекламе», «О выборах Президента Российской Федерации», необходимо дополнить специальной главой о поли тической рекламе. Также считается, что цель политической рекламы — занятие выборной должности. Но политическая реклама ни в коем случае не должна производить впечатление агрессивной и дорогостоящей, т.к. избирателей, как правило, сильно раздражает готовность кандидата тратить средства на дорогую рекламу. Соответственно, в первую оче редь политическая реклама должна не оттолкнуть избирателей от кандидата и уже во вторую — убедить голосовать за него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.