Научная статья на тему 'Из истории становления российского законодательного регулирования политическихагитационных правоотношений'

Из истории становления российского законодательного регулирования политическихагитационных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АГИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АГИТАЦИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ АГИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова О. О.

В статье дается краткий обзор истории становления и развития российского законодательства в области регулирования политических агитационных правоотношений и политической агитационной деятельности. Представлен хронологический анализ основных законодательных актов, регулирующих исследуемые правоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории становления российского законодательного регулирования политическихагитационных правоотношений»

УДК-342.8

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХАГИТАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

О.О. ПОПОВА

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail:

olesya-popova2005@yandex. ru

В статье дается краткий обзор истории становления и развития российского законодательства в области регулирования политических агитационных правоотношений и политической агитационной деятельности. Представлен хронологический анализ основных законодательных актов, регулирующих исследуемые правоотношения.

Ключевые слова: Политическая агитационная деятельность, политические агитационные правоотношения, политическая агитация, избирательный процесс, избирательная агитация.

Как известно из доктрины государства и права нормы права возникают там, где появляются общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. Большинство исследователей в области теории права полагают, что основное назначение норм права — регулирование (закрепление, стимулирование, придание стабильности, способствование развитию, охрана от нарушений необходимых и обязательных для общества и государства отношений; а также воздействие на нежелательные для государства и общества отношения с целью их ограничения, устранения, вытеснения из социальной действительности)1. Государство, таким образом, путем закрепления в норме права признает существование определенных социальных явлений, отношений с целью их дальнейшего регулирования.

Политические агитационные правоотношения — общественные отношения, складывающиеся между субъектами политической агитационной деятельности, урегулированные нормами конституционного и информационного права; опосредуют юридическую связь между субъектами, получающими (воспринимающими) информацию, субъектами, распространяющими ее (являясь источником), и субъектами, способствующие ее распространению (средства массовой информации — СМИ). При этом природа политических агитационных правоотношений, лежит в плоскости таких общественных реалий, как, с одной стороны, государственная власть и, с другой стороны, информация. Особой разновидностью политических агитационных правоотношений являются избирательные агитационные правоотношения.

Правовое регулирование политической агитационной деятельности в российском законодательстве на протяжении долгого времени ограничивалось регулированием в рамках законодательства о выборах избирательной агитационной деятельности.

А само избирательное право, как система закреплённых в законодательстве правовых норм, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, в Российском государстве довольно продолжительное время оставалось неразвитым. Равно не развитым было и правовое регулирование агитационной деятельности.

Первые попытки подобного законодательного закрепления избирательных процедур и гарантий в отечественных нормативно-правовых актах относятся, по всей видимости, ко времени существования Новгородской и Псковской боярских республик. Так, доподлинно известно, что в Новгороде с 1136 года на народном вече избирались высшие должностные лица — князья, посадники и тысяцкие2.

1 См. напр. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И.Матузов, А.В.Малько. — М., 2004. — С. 126-127.; Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник / А.В.Мелехин. — М., 2007. — С. 167-168.

2Ефремова Н.Н. Становление избирательного права в России.//Государство и право. 1998.

№3. -С.111.

Анализ законодательства Российского государства с тринадцатого по начало двадцатого веков, показывает, что, нормативно-правового закрепление возможности и условий осуществления политической агитационной деятельности как таковое отсутствовало. Хотя, наверняка, такая деятельность осуществлялась.

Впервые в нашем государстве на законодательном уровне возможность осуществления избирательной агитации было закреплено в Положении о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года. П.1 Приложения к ст.38 указанного документа предоставляла избирателям за месяц до даты выборов право «образовывать для совещания о лицах, достойных быть избранными, особые подготовительные собрания», при этом о времени и месте проведения таких собраний обязательно уведомлялся начальник местной полиции3. Аналогичная законодательная норма содержалась и Положении о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года4. По требованию представителя полиции (если таковое имело место быть) надлежало немедленно закрыть собрание. В случае отказа, к непови-нующимся могли применяться меры, вплоть до наказания согласно Уголовному Уложению (ст.120 — «участники публичного скопища, от коего заведомо было потребовано полицейскою властью, чтобы оно разошлось» карались арестом до трех месяцев)5.

По мнению Е.А.Скрипилева подготовительные собрания по Положению от 6 августа 1905 года достаточно условно можно считать выборной агитацией; это были, скорее, своего рода «совещания о выборах»6.

Однако, невзирая на существование существенных ограничений, да и вообще противоречивого отношения ученых к «совещаниям о выборах» 1905-1907 гг., именно в это время недавно появившиеся в России политические партии впервые получили возможность осуществлять информационную деятельность и оказывать информационное воздействие на избирателей7.

Несмотря на то, что В.И.Ленина нередко называют идеологом отечественной политической агитации и пропаганды8, этот институт достаточно долгое время оставался нормативно неразработанным в советском законодательстве. Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. предоставляли гражданам права свободно выражать свои мнения, а также «свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п.»9. Однако данные нормы носили, скорее, декларативный характер и относились к сфере более общей, нежели политическая агитация. Кроме того, одновременно с указанными положениями Конституций в РСФСР действовал Декрет «О печати», согласно которому в стране вводились «экстренные меры» «административного воздействия на печать»10. И хотя согласно прямому указанию в тексте документа на временный характер ограничений свободы печати, фактически он так и не был отменен.

Законодательные нормы, посвященные собственно политической агитации (выборной агитации) в законодательстве советского периода возникли лишь в 1937 году с принятием Положения о выборах в Верховный Совет СССР. Предусматривалось, что «каждой

3 Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XXV. Отд-ниеП-е: Приложения. — СПб., — 1908.

4 См. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. / Российское законодательство X-XX вв. в 9-ти томах. Том 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.

— М., —1994.

5Евстратов А.М.Предвыборная агитация на выборах в государственную Думу Российской Империи/ А.М.Евстратов,А.В.Ивкова//История государства и права. 2007. №11. —С.49-53.

6Скрипилев Е.А. Из истории российского парламентаризма: к 90-летию первых выборов в Государственную Думу России / Е.А.Скрипилев// Государство и право. 1996. №7. — С.146.

7Евстратов, А.М., Предвыборная агитация на выборах в государственную Думу Российской Империи / А.М.Евстратов,А.В.Ивкова//История государства и права. 2007. №11. — С.49-53.

8 См. напр. Агитация, пропаганда, политическая реклама (идеи и знания для профессионального роста и творческого развития) [Электронный ресурс]:

URL:http://www.agitdub.ш/center/agitprop/agittext/leшш.htm.(дата обращения 01.09.2011).

9 Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 10 июля 1918 // СУ РСФСР. — 1918. — № 51. — Ст. 582; Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 11 мая 1925 года // СУРСФСР. — 1925. -. №30. -Ст.218.

10Опечати: Декрет СНК РСФСР от 28.10.1917 // СУРСФСР. — 1917. — №1. — Ст.7. (2-е издание).

организации, выставившей кандидата, зарегистрированного в Окружной избирательной комиссии, равно как каждому гражданину СССР, обеспечивается право беспрепятственной агитации за этого кандидата на собраниях, в печати и иными способами»11. Ст. 82 Положения предусматривала единственное ограничение «выборной агитации» — ее не допускалось проводить «в избирательном помещении во время подачи голосов».

В дальнейшем в Положении о выборах в Верховный Совет СССР, утвержденном 1 октября 1945 года12, в Положении о выборах в Верховный Совет СССР, утвержденном 9 января 1950 года13 принципиально новых положений, касающихся регулирования избирательной агитации, не содержалось.

В 1977 году в СССР право на проведение избирательной агитации впервые было закреплено на конституционном уровне. Конституцией СССР 1977 года, статьей 100 гражданам и общественным организациям предоставлялось право «свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио»14. Аналогичные нормы появились и в Конституциях (Основных Законах) Республик СССР15.

На основе Конституций были приняты союзные и республиканские Законы о выборах, в которых вопросы избирательной агитации регулировались в рамках идентичных по содержанию статей с наименованием — «Предвыборная агитация»: «Общественным организациям, трудовым коллективам, выдвинувшим кандидатов в депутаты или выступившим в их поддержку, предоставляется право беспрепятственной агитации за своих кандидатов. Общественным организациям и трудовым коллективам бесплатно предоставляются помещения для собраний и митингов, а также средства массовой информации для ведения предвыборной агитации. Каждому гражданину гарантируется право участвовать в предвыборной агитации. Проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается»16.

Согласно нормам указанных статей агитирующими субъектами могли быть: граждане; общественные организации, выдвинувшие кандидатов в депутаты или выступившие в их поддержку; трудовые коллективы, выдвинувшие кандидатов в депутаты или выступившие в их поддержку.

Единственной допустимой формойагитации была агитация «за» кандидата. Адо-пустимыми методами являлись: агитация на собраниях и митингах; агитация в средствах массовой информации (СМИ).

Немаловажным положительным, на наш взгляд, моментом является законодательно гарантированное проведение избирательной агитации исключительно на бес-платнойоснове. Полагаем, в современном законодательстве необходимо возродить указанную норму.

11Об утверждении Положения о выборах в Верховный Совет СССР: Постановление ЦИК СССР от 9 июля 1937 г. // СЗ СССР. - 1937. - № 43. - Ст. 182.

12Об утверждении Положения о выборах в Верховный Совет СССР: Указ Президиума ВС СССР от

11 октября 1945 г. //ВедомостиВС СССР. — 1945- — № 72.

13Об утверждении Положения о выборах в Верховный Совет СССР: Указ Президиума ВС СССР от

9 января 1950 г. // Ведомости ВС СССР. — 1950. — № 2.

14 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 года //ВедомостиВС СССР. —1977" — № 41. — Ст. 617.

15 См. напр. Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 года (ст.96) // Ведомости ВС РСФСР. —1978. — № 15. — Ст. 407.

16 См., например: О выборах в Верховный Совет СССР: Закон ВС СССР от 6 июля 1978 года № 7772-1Х (ст.46) // Ведомости ВС СССР. — 1978. — № 28. -Ст. 441; О выборах в Верховный Совет РСФСР:Закон РСФСР от 8 августа 1978 года (ст.43) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — № 32. — Ст. 845; О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР:Закон РСФСР от 3 августа 1979 года (ст.42) // Ведомости ВС РСФСР. — 1979. — № 32. — Ст. 784; О выборах районных (городских) народных судов РСФСР:Закон РСФСР от 8 июля 1981 года(ст.12) //Ведомости ВС РСФСР. — 1981. № 28. — Ст. 977; О выборах народных депутатов СССР:Закон СССР от 1 декабря 1988 года (ст.47) // Ведомости ВС СССР. — 1988. — № 49. — Ст. 729; О выборах народных депутатов РСФСР:Закон РСФСР от 27 октября 1989 года (ст.40) // Ведомости ВС РСФСР. — 1989. — № 44. — Ст. 1305; О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 27 октября 1989 года (ст.42) // Ведомости ВС РСФСР. — 1989.

— № 44. — Ст. 1306; О выборах главы администрацииЗакон РСФСР от 24 октября 1991 года № 1803-1 (ст.28) // Ведомости СНД и ВС РФ. —1991. — № 45. — Ст. 1491.

Вплоть до времен «перестройки» правовое регулирование политических агитационных избирательных правоотношений осуществлялось, исходя из вышеприведенных начал. Стоит отметить, что исследователями неоднократно отмечалась общая тенденция к наличию в СССР декларативных, не совпадающих с реальной практикой, законодательных установлений17. В полной мере это утверждение справедливо и применительно к исследуемой нами проблематике.

Качественно новый подход к регулированию избирательной агитации связан с общим реформированием отечественного законодательства конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века. Безусловно, особого внимания в этой связи заслуживает утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 года «Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации». Согласно данному нормативноправовому акту под «предвыборной агитацией» понимались «сообщения, материалы, (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательное объединение»18. Интересно, что избирательная агитация рассматривалась не как деятельность, а как некий ее результат — сообщения, материалы и т.п. В качестве агитирующих субъектов могли выступать кандидаты и избирательные объединения. Допустимыми формами агитации были: информация, имеющая целью побудить к голосованию за того или иного кандидата или избирательное объединение; информация, имеющая целью побудить к голосованию против того или иного кандидата или избирательное объединение.

Перечень разрешенных методов избирательной агитации (согласно формулировке Положения — «виды предвыборной агитации») включал в себя: политическую рекламу; выступление; пресс-конференция и интервью; предвыборные дебаты; круглый стол.

Избирательная агитация могла осуществляться как на бесплатной (за счет средств государства), так и на платной (за счет собственных средств кандидатов и избирательных объединений) основе. Размер платы устанавливался равным для всех кандидатов и избирательных объединений.

6 декабря 1994 года был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», определивший «предвыборную агитацию», как «деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов)»19.

В данном законодательном акте избирательная агитация рассматривалась, как деятельность уполномоченных субъектов, в качестве которых могли выступать:граждане Российской Федерации;общественные объединения.

По закону разрешалось осуществлять агитацию всем, кроме:членов избирательных комиссий,государственных органов и их должностных лиц (при условии, что последние не являлись кандидатами),органов местного самоуправления и их должностных лиц, не являющихся кандидатами,

Что касается форм и методов избирательной агитации, то применительно к формам ничего принципиально нового по сравнения с Положением 1993 года Закон 1994 года не устанавливал, а перечень методов несколько изменился. Так, допускалось осуществление «предвыборной агитации»: через средства массовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий (в числе которых указывались: собрания и встречи с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия, выпуск и распространение агитационных печатных материалов)20.

Законодатель, таким образом, разграничивал методы опосредованного (через СМИ) и непосредственного агитационного воздействия на избирателей и устанавливал

17 Фальков В.Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации// дис. ...к.ю.н. / В.Н. Фальков. Тюмень, 2О03. — С. 35-39.

18Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года:Указ Президента РФ от 29.10.1993 №1792 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — №44. — Ст.4196.

19 Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 33. — Ст. 3406.

20 Там же.

специфическое для каждой разновидности методов правовое регулирование условий проведения.

В Законе 1994 года регулирование условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации осуществлялось ограниченно. Так, содержались соответствующие положения, касающиеся порядка предоставления только государственными и муниципальными телерадиокомпаниями эфирного времени на платной и на бесплатной основе. Обязанности по обеспечению равных возможностей для изложения предвыборных программ кандидатов и избирательных объединений возлагались только на средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета21. Таким образом, не были определены условия предоставления иными государственными и муниципальными СМИ (помимо телерадиокомпаний) кандидатам и избирательным объединениям возможностей для осуществления агитации. Кроме того, полностью вне поля правового регулирования находились частные средства массовой информации. В соответствии с Законом на них даже не возлагалась обязанность по обеспечению равных условий агитации для всех кандидатов и избирательных объединений.

Следствием обозначенного законодательного пробела стало активное использование в избирательных кампаниях 1994-1996 гг. так называемых правонарутттаютттихизби-рательныхтехнологии — специальных способов и методов информационного воздействия политиков (кандидатов) на избирателей, запрещенных законодательством либо, если не прямо запрещенных, то тем или иным образом нарушающих права и законные интересы участников избирательного процесса22.

В целом, несмотря на наличие существенных недостатков и пробелов нормативноправового регулирования, в Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» были заложены основы для современного целостно-системного подхода к законодательному закреплению и регламентированию понятия, порядка, условий, форм и методов проведения избирательной агитации.

В Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 19 сентября 1997 года была предпринята попытка восполнить существовавшие пробелы. Была дана достаточно объемная дефиниция «предвыборной агитации» — «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющих целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них»23.

Круг субъектов, обладающих правом осуществления агитационной деятельности расширен по сравнению приведенном в Законе «Об основных гарантиях...» 1994 года. Наделялись указанным правом: граждане Российской Федерации; кандидаты; избирательные объединения; избирательные блоки; общественные объединения

Значительно дополнен был перечень форм избирательной агита-ции:деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах; деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах; деятельность, имеющая целью побудить избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов; деятельность, побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов; деятельность, имеющая целью побудить избирателей к голосованию против тех или иных кандида-тов;деятельность, побуждающая к голосованию против тех или иных кандидатов.

21 Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 33. — Ст. 3406.

22 Более подробно об этом см. Попова, О.О. Правонарушающие технологии в избирательном процессе и способы борьбы с ними / О.О.Попова // Избирательное право глазами молодежи Белгородчины: Сборник материалов областного конкурса среди студентов и аспирантов высших и средних профессиональных учебных заведений Белгородской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2004/2005 учебном году. Белгород,2005. - С.262-279.

23 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19.09.1997 №124-ФЗ // СЗ РФ. -1997. — № 38. — Ст. 4339.

Несколько скорректирован был перечень методов агитационной деятельности. Если в ранее действовавшем законодательстве выделялось только две основных группы методов и при этом использовался довольно неудачный, на наш взгляд, не исключающий двусмысленное понимание, термин «предвыборные мероприятие (в указанное понятие, по сути, включалось все то, что не считается агитацией через СМИ), то в Законе 1997 года все методы подразделялись на 3 основные группы:через средства массовой информа-ции;путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

В Законе прямо указывалось, что данный перечень является открытым, т.е. допускалось осуществление иных установленных законом методов.

В настоящее время основной регулятивный нормативно-правовой акт применительно к избирательной агитационной деятельности — Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (действует в редакции от 20.03.2011 года)24. Принятие указанного Закона было призвано устранить двусмысленность, присутствовавшую в нормах Закона «Об основных гарантиях.» 1997 года, сделав формулировки более четкими, а также ввести более жесткую систему регламентации избирательного процесса, дабы устранить его подверженность различного рода манипулированию25. В силу прямого указания (п.6 ст.1) ФЗ №67 от 12.06.2002 г. имеет приоритетное значение перед всеми другими нормативно-правовыми актами о выборах26. В числе подобных нормативно-правовых актах (на федеральном уровне) действуют Федеральный Закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»27, а также Федеральный Закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»28.

В соответствии с Конституцией РФ вопрос «установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации29. При этом субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти. По вопросам, находящимся в совместном ведении, «издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативноправовые акты субъектов Российской Федерации»30. Согласно указанным конституционным положениям на уровне областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов должны приниматься законы, определяющие порядок формирования органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, в том числе законы, регламентирующие избирательные процедуры навыбо-рах в указанные органы. Так, в Белгородской области действует Избирательный кодекс31, в рамках которого среди прочих регулятивных положений содержится раздел, посвященный вопросам осуществления информационной деятельности (в том числе агитационной) деятельности при выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Белгородской области.

24 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.

25 Новый шаг в совершенствовании избирательного процесса // Журнал о выборах. 2002. №3. С.2.

26 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.

27 О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года №19-ФЗ // СЗ РФ — 2003. — №2. — Ст.171.

28 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.

29 Конституция Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 года №1-ФКЗ // СЗ РФ. -2009.-№4. Ст.445.

30 Там же.

31 Избирательный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 1 апреля 2005 года №182 //Белгородские известия. — 2005. — №63.

Характеризуя нормативно-правовое регулирование политической агитационной деятельности, нельзя не согласиться с Л.Т.Аглеевой в том, что серьезным упущением законодателя является отсутствие в Конституции Российской Федерации 1993 г. норм, прямо, а не косвенно, регулирующих вопросы «предвыборной агитации», и всего избирательного процесса32. На недостаточность существующего подхода не раз указывалось в научной литературе33. От себя добавим, что в Конституции Российской Федерации отсутствуют также и нормы, касающиеся, в целом, политической агитационной деятельности.

Анализ действующих и ранее действовавших нормативно-правовых актов показал, что на протяжении долгого времени существовала и существует сейчас тенденция ограниченного правового регулирования политической агитационной деятельности (только в рамках регулирования избирательной агитации). Правовые нормы, касающиеся избирательной агитации, ее форм, методов, порядка и условий проведения предусмотрены в законодательстве о выборах. Что же касается правового регулирования политической агитационной деятельности, осуществляемой за пределами избирательной кампании, то оно носит фрагментарный характер.

Список литературы

1. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник // Н.И.Матузов, А.В.Малько. — М., 2004. — С. 126-127.

2. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник // А.В.Мелехин. — М., 2007. — С. 167-168.

3. Ефремова Н.Н. Становление избирательного права в России / Н.Н.Ефремова. // Государство и право. 1998. №3. — С.111.

4. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XXV. Отд-ние II-е: Приложения. — СПб., — 1908.

5. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. / Российское законодательство X-XX вв. в 9-ти томах. Том 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. — М., —1994.

6. Евстратов А.М. Предвыборная агитация на выборах в государственную Думу Российской Империи / А.М.Евстратов, А.В.Ивкова // История государства и права. 2007. №11. — С.49-53.

7. Скрипилев Е.А. Из истории российского парламентаризма: к 90-летию первых выборов в Государственную Думу России / Е.А.Скрипилев // Государство и право. 1996. №7. — С.146.

8. Агитация, пропаганда, политическая реклама (идеи и знания для профессионального

роста и творческого развития) [Электронный ресурс]: URL:

http://www.agitclub.ru/center/agitprop/agittext/lenin1.htm. (дата обращения 01.09.2011).

9. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 10 июля 1918 // СУ РСФСР. — 1918. — № 51. — Ст. 582.

10. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 11 мая 1925 года // СУ РСФСР. — 1925. -. №30. — Ст. 218.

11. О печати: Декрет СНК РСФСР от 28.10.1917 // СУ РСФСР. — 1917. — №1. — Ст.7. (2-е издание).

12. Об утверждении Положения о выборах в Верховный Совет СССР: Постановление ЦИК СССР от 9 июля 1937 г. // СЗ СССР. — 1937. — № 43. — Ст. 182.

13. Об утверждении Положенияо выборах в Верховный Совет СССР: Указ Президиума ВС СССР от 11 октября 1945 г. // Ведомости ВС СССР. — 1945. — № 72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Об утверждении Положения о выборах в Верховный Совет СССР: Указ Президиума ВС СССР от 9 января 1950 г. // Ведомости ВС СССР. — 1950. — № 2.

15. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 года // Ведомости ВС СССР. — 1977. — № 41. — Ст. 617.

16. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 года (ст.96) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — № 15. — Ст. 407.

17. О выборах в Верховный Совет СССР: Закон ВС СССР от 6 июля 1978 года № 7772-IX (ст.46) // Ведомости ВС СССР. — 1978. — № 28. — Ст. 441.

32 Аглеева, Л.Т. Предвыборная агитация в избирательном праве Российской Федерации (вопросы теории ипрактики) // дис. ...к.ю.н. / Л.Т. Аглеева. Екатеринбург, 2006.— С. 32-33.

33 См. Аглеева Л.Т.: Указ.соч.; Джагарян, А.А. Гражданин Российской Федерации — конституционный субъект права на предвыборную агитацию / А.А.Джагарян //Право и политика. 2006. №9. — С.38-43

18. О выборах в Верховный Совет РСФСР: Закон РСФСР от 8 августа 1978 года (ст.43) // Ведомости ВС РСФСР. —1978. — № 32. — Ст. 845.

19. О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 3 августа 1979 года (ст.42) // Ведомости ВС РСФСР. — 1979. — № 32. — Ст. 784.

20. О выборах районных (городских) народных судов РСФСР: Закон РСФСР от 8 июля 1981 года(ст.12) // Ведомости ВС РСФСР. — 1981. № 28. — Ст. 977.

21. О выборах народных депутатов СССР: Закон СССР от 1 декабря 1988 года (ст.47) // Ведомости ВС СССР. — 1988. — № 49. — Ст. 729.

22. О выборах народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 27 октября 1989 года (ст.40) // Ведомости ВС РСФСР. —1989. — № 44. — Ст. 1305.

23. О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 27 октября 1989 года (ст.42) // Ведомости ВС РСФСР. — 1989. — № 44. — Ст. 1306.

24. О выборах главы администрации Закон РСФСР от 24 октября 1991 года № 1803-1 (ст.28) // Ведомости СНД и ВС РФ. —1991. — № 45. — Ст. 1491.

25. Фальков, В.Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации// дис. ... к.ю.н. /В.Н. Фальков. Тюмень, 2003. — С. 35-39.

26. Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года: Указ Президента РФ от 29.10.1993 №1792 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — №44. — Ст.4196.

27. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 33. — Ст. 3406.

28. Попова О.О. Правонарушающие технологии в избирательном процессе и способы борьбы с ними / О.О.Попова// Избирательное право глазами молодежи Белгородчины: Сборник материалов областного конкурса среди студентов и аспирантов высших и средних профессиональных учебных заведений Белгородской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2004/2005 учебном году. Белгород, 2005.

29. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19.09.1997 №124-ФЗ // СЗ РФ. — 1997. —

№ 38. — Ст. 4339.

30. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. —

№ 24. — Ст. 2253.

31. Новый шаг в совершенствовании избирательного процесса // Журнал о выборах. 2002. №3. С.2.

32. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года №19-ФЗ // СЗ РФ — 2003. — №2. — Ст.171.

33. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.

34. Конституция Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 года №1-ФКЗ// СЗРФ. -2009. -№4. Ст.445.

35. Избирательный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 1 апреля 2005 года №182 // Собрание нормативно-правовых актов Белгородской области. — 2005. — №

36. Aглеева Л.Т. Предвыборная агитация в избирательном праве Российской Федерации (вопросы теории и практики)// дис. ... к.ю.н. / Л.Т. Aглеева. Eкатеринбург, 2006.

37. Джагарян A.A. Гражданин Российской Федерации — конституционный субъект права на предвыборную агитацию / A.A.Джагарян // Право и политика. 2006. №9. — С.38-43.

FROM THE HISTORY OF FORMATION OF RUSSIAN LEGISLATIVE REGULATION OF POLITICALAGITATION LEGAL RELATIONSHIPS

O.O. POPOVA

Belgorod National Research University

e-mail:

olesya-popova2005@yandex. ru

The article contains a short historical review offormation and devel- opment of Russian legislation in sphere of regulation of political agitation legal relationships and political agitation activity. The chronological analy- sis of basic laws which are regulating the investigated legal relationships is presented here.

Key words: The political agitation activity, political agitation legal rela- tionships, the political agitation, the elective process, the elective agitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.