Научная статья на тему 'Разграничение понятий "информирование" и "предвыборная агитация": особенности правового регулирования в Российской Федерации'

Разграничение понятий "информирование" и "предвыборная агитация": особенности правового регулирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2147
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ / АГИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крученков Павел Григорьевич

В статье описываются доктринальные подходы к содержанию понятия «информирование» и «предвыборная агитация» и общие принципы информационного обеспечения выборов в Российской Федерации. Подробным образом показаны сущностные отличия понятий информирования и предвыборная агитация. Приведена судебная практика, как правоприменительный пример использования указанных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разграничение понятий "информирование" и "предвыборная агитация": особенности правового регулирования в Российской Федерации»

12. Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР»: Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 25 апреля 1991 г. № 17. Ст. 510.

13. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 1326-! «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»: Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. № 13264 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 30 мая 1991 г. № 22. Ст. 776.

14. Закон РСФСР от 27 июня 1991 г. «О вступлении в должность Президента РСФСР»: Закон РСФСР от 27 июня 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 27 июня 1991 г. № 26. Ст. 880.

15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНФОРМИРОВАНИЕ» И «ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ»: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Крученков П.Г.

Крученков Павел Григорьевич - магистрант, юридический факультет, Институт права и национальной безопасности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье описываются доктринальные подходы к содержанию понятия «информирование» и «предвыборная агитация» и общие принципы информационного обеспечения выборов в Российской Федерации. Подробным образом показаны сущностные отличия понятий информирования и предвыборная агитация. Приведена судебная практика, как правоприменительный пример использования указанных понятий.

Ключевые слова: выборы, информационное обеспечение выборов, агитация.

УДК 342.849.5

Информационное обеспечение выборов, как уже отмечалось, включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Законодатель не дает определения информирования избирателей, что является пробелом в действующем избирательном законодательстве, который необходимо восполнить. Ряд ученых предлагают различные варианты понятия «информирование избирателей».

Как отмечают Р.Т. Биктагиров и Б.И. Кинзягулов, информирование избирателей можно рассматривать в двух аспектах - как совокупность правовых норм, регламентирующих порядок информирования граждан о выборах и референдуме, а также как информационную деятельность определенных законом субъектов, осуществляемую в ходе избирательной кампании, кампании референдума [1].

Несколько иное определение приводят С.В. Большаков и А.Г. Головин. С.В. Большаков полагает, что информирование избирателей - это осуществляемая в рамках информационного обеспечения избирательной кампании деятельность определенных законом субъектов избирательного процесса по реализации прав

граждан и общественных объединений на получение информации о дне голосования, о кандидатах (о списке кандидатов), их программах, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о ходе избирательной кампании, об итогах голосования и результатах выборов [2].

По мнению А.Г. Головина, информирование избирателей - это осуществляемая в период избирательной кампании систематическая деятельность по доведению до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами, не носящей агитационного характера [3].

Чуров В.Е. отмечает, что «отношения в процессе производства и распространения электоральной информации регулируются нормами избирательного и информационного права, что предопределение общностью предмета регулирования -отношений, возникающих в сфере производства и распространения информации».

Он считает, что «между субъектами информационного права возникают правоотношения, которые являются предметом регулирования информационного права; если указанные субъекты права являются одновременно участниками избирательной кампании, между ними возникают такие правоотношения, которые являются предметом регулирования избирательного права» [4].

Поскольку законодательство Российской Федерации о выборах не содержит дефиниции - информирование избирателей, необходимо внести определение информирования избирателей как деятельности, осуществляемой субъектами информирования в период избирательной кампании и имеющей целью способствовать осознанному волеизъявлению граждан Российской Федерации посредством, распространения информации о выборах, не содержащей признаков агитации.

Целями информирования является доведение до сведений избирателей всей полноты информации о выборах, в том числе о дате и месте голосования, о кандидатах и избирательных объединения, об итогах голосования и др.

Предметом информирования является широкий круг сведений, связанных с подготовкой и проведением избирательной кампании, в том числе информация о начале избирательной кампании, о плане избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов, о выдвижении кандидатов в депутаты, на иные выборные должности, об их регистрации, о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, о числе избирателей, принявших участие в голосовании, о результатах выборов, иная информация [5].

Разновидностью информирования избирателей законодатель считает опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами уточненный в Федеральном законе о выборах и референдумах (п. 1 ст. 46) [6].

Законодатель выделяет данный вопрос в отдельную статью, по-видимому, исходя из особого правового режима регулирования информирования избирателей.

Так, в соответствии с Федеральным законом о выборах и референдумах, при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование) (п. 2 ст. 46) [6].

Одним из видов такого социологического исследования как опрос является экзит-пул. И если опрос - это метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого, то «экзит-пул» - особый вид электорального социологического исследования, проводимого в день выборов «у выхода» из избирательных участков путем проведения интервью с избирателями.

«Экзит-пул» - новый современный вид социологического опроса, который требует тщательного правового регулирования.

Однако однозначно определить данный вид опроса как разновидность информирования избирателей, было бы не совсем правильно, так как данный опрос в силу распространяющегося на него запрета обнародования до окончания голосования, не несет в чистом виде информативной функции.

Скорее это метод сбора первичной информации, а вовсе не информирование. Одной из наиболее актуальных проблем информационного обеспечения, выборов является разграничение понятий «информирование» и «предвыборная агитация».

Трудности разграничения предвыборной агитации и информирования избирателей явились причиной большинства жалоб участников избирательных кампаний по вопросам информационного обеспечения выборов, которые рассматривались в ходе федеральных избирательных кампаний на заседаниях рабочих групп по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, а также в судах различных уровней.

Широкий резонанс получило рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации дела о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации» и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова [7].

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по этому делу, в частности, говорится о критерии, который позволяет различить информирование и предвыборную агитацию.

По мнению суда, таким критерием может служить «лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.

В противном случае, как указывается в постановлении, «граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов» [7].

В документе отмечено, что «умысел...заключается лишь в осознании прямой цели данного противоправного действия».

Признавая важнейшее значение данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации для правоприменительной практики по вопросам информационного обеспечения выборов, необходимо отметить, что доказать в судебном порядке наличие умысла представляется крайне затруднительным.

Очевидно, что этот вопрос необходимо дополнительно тщательно проработать и внести уточняющие изменения в избирательное законодательство в части, регулирующей порядок информирования избирателей и проведения предвыборной агитации.

Важным для правоприменительной практики явилось решение Верховного Суда Российской Федерации по разрешению избирательного спора в связи с распространением агитационных материалов одной из политических партий, участвующих в выборах в Ставропольском крае.

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу председателя Избирательной комиссии Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 5 марта 2007 года, которым удовлетворены требования, заявленные избирательным объединением региональное отделение политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» в

13

Ставропольском крае о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Ставропольского края, касающегося нарушений данным избирательным объединением ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях...» [8].

Указанное избирательное объединение в ходе выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края, назначенных на 11 марта 2007 г., выпустило агитационный материал, соблюдая требования, предъявляемые к данному виду агитации.

Однако избирательная комиссия посчитала данный материал информационным, так как в нем содержалась информация о дате выборов. Верховный Суд оставил без изменения решение Ставропольского краевого суда, а кассационную жалобу председателя Избирательной комиссии Ставропольского края без удовлетворения.

Итак, из всего вышеперечисленного необходимо отметить, что информирование не должно содержать признаки предвыборной агитации, указанные в п. 2. ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6].

Список литературы

1. Биктагиров Р.Т., Кинзягулов Б.И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. Т. 1. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2011.

2. Большаков C.B., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. М.: Весь мир, 2007.

3. Головин А.Г. Эволюция системы избирательного законодательства в Российской Федерации: тенденции и перспективы. M. : Московское бюро по правам человека, 2011.

4. Чуров В.Е. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. М.: МедиаПресс, 2009.

5. Чуров В.Е. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. М.: МедиаПресс, 2009.

6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017). // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова».

8. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ. 20.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.