Научная статья на тему 'Участие политических партий в предвыборной агитации: проблемы правового регулирования'

Участие политических партий в предвыборной агитации: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1945
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИТАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ / ПРОГРАММА / КАНДИДАТ / AGITATION / PROPAGANDA / POLITICAL PARTY / INFORMATION / ADVERTISING / INTERNET / PROGRAMME / CANDIDATE / APPLICANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олькова О. Н.

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся предвыборных программ политических партий, политической рекламы, средств массовой коммуникации и использования политическими партиями Интернета в период предвыборной агитации. Автор предлагает законодательно закрепить понятия «политической рекламы» и «средств массовой коммуникации», а также регламентировать порядок использования политическими партиями Интернета в период избирательной кампании путем принятия соответствующих федеральных законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The participation of political parties in their election campaign: the problem of legal regulation

In this article we discuss some problematic issues related to the pre-election programs of political parties, political advertising, mass media, and the use of the Internet by political parties during their election campaign. The author`s suggestion is to establish legal concepts of «political advertising», «mass media», as well as to regulate the use of the Internet by political parties during their election campaign by talking the relevant federal laws.

Текст научной работы на тему «Участие политических партий в предвыборной агитации: проблемы правового регулирования»

Олькова О.Н.

Участие политических партий в предвыборной агитации

1.3. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

О.Н. Олькова, аспирант кафедры государственного строительства и права Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся предвыборных программ политических партий, политической рекламы, средств массовой коммуникации и использования политическими партиями Интернета в период предвыборной агитации. Автор предлагает законодательно закрепить понятия «политической рекламы» и «средств массовой коммуникации», а также регламентировать порядок использования политическими партиями Интернета в период избирательной кампании путем принятия соответствующих федеральных законов.

Ключевые слова: агитация, политическая партия,

информация, реклама, Интернет, программа, кандидат.

Совершенствование действующего избирательного законодательства, регулирующего предвыборную агитацию, на наш взгляд, предполагает решение следующих проблемных вопросов, связанных с осуществление политическими партиями агитационной деятельности.

1. Определенную специфику представляет собой опубликование политическими партиями своей предвыборной программы. С одной стороны, данный вид информационной деятельности политических партий можно отнести к методам предвыборной агитации. Законодатель сам выделил данный метод агитации, не указав его в ч. 3 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ1, а закрепив отдельно в части 10 этой же статьи. Специфика этого метода, позволяющая выделить его отдельно, заключается в том, что:

1) опубликование предвыборной программы является не столько правом политической партии, сколько обязанностью политической партии;

2) для опубликование предвыборной программы может быть предоставлена бесплатная печатная площадь;

3) предвыборная программа несет в себе значительную информационную нагрузку и агитационный характер, являясь агитационным материалом (ч. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: «Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в

1 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ в ред. от 22.07.2008 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253.

информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет').

С другой стороны, с определенными оговорками, учитывая вышеуказанную специфику, можно отнести опубликование политическими партиями предвыборных программ к методу распространения агитационных материалов через СМИ в специфичной форме. Однако здесь надо учитывать то обстоятельство, что предвыборная программа может быть опубликована не только в СМИ, но и в Интернете. А правовая регламентация этого метода не предусматривает его использования в целях осуществления предвыборной агитации (только организации телерадиовещания и периодические печатные издания). Таким образом, на наш взгляд более точным является отнесение опубликования предвыборных программ политических партий к иным методам осуществления политическими партиями предвыборной агитации.

Отметим, что предвыборные программы политических партий несут наибольший заряд политического влияния на умонастроения избирателей как комплексные, главные документы избирательных кампаний соответствующих партий. Кроме того, на наш взгляд, в действующем законодательстве необходимо установить санкции за отсутствие предвыборных программ политических партий.

2. В действующем законодательстве отсутствует понятие политической рекламы. Вся деятельность, которая осуществляется в рамках избирательной кампании, в том числе и политическая реклама, подпадает под определение ее как деятельности агитационной. На первый взгляд все ясно. Однако остается ряд неурегулированных вопросов, связанных с политической рекламой, вызванных отсутствием законодательного акта или нормативных предписаний, регламентирующих данную категорию.

Во-первых, у политической рекламы в отличие от предвыборной агитации иная цель. Политическая реклама, в отличие от предвыборной, не имеет своей непосредственной целью побудить избирателей к голосованию за ту или иную партию, того или иного кандидата. Цель политической рекламы состоит в том, чтобы ознакомить граждан с тем или иным участником политического процесса, его программой и т.д.

Во-вторых, применение термина «политическая реклама» к понятию «политической рекламы» в ее узком смысле не совсем корректно, поскольку в узком смысле политическая реклама является видом агитационной деятельности и, если применять одинаковую терминологию, одновременно включает предвыборную агитацию в свое содержание. На наш взгляд, в понятие политической рекламы входит два понятия: «предвыборная агитация» и «политическая агитация» (в смысле «политической рекламы» в ее узком значении). Таким образом, по нашему мнению, к понятию политической рекламы в узком смысле более применим термин «политическая агитации рекламного характера».

Кроме того, необходимость в нормативном регулировании «политической рекламы», состоит еще и в том, что на практике возникают случаи, когда деятельность агитационного характера осуществляется непосредственно перед выборами. Признать подобную деятельность предвыборной агитацией в силу временных рамок агитационного периода невозможно. Таким образом, мы не можем не только правильно квалифицировать данную деятельность, определить порядок ее проведения, но и вообще дать ей какое-либо название, поскольку в законодательстве определения политической рекламы

Пробелы в российском законодательстве

1'2009

не дано. В настоящее время действительно необходимо принятие Федерального закона «О политической рекламе», который бы закрепил структуру политической рекламы, включающей предвыборную агитацию и политическую агитацию рекламного характера, понятие и признаки политической рекламы, порядка ее осуществления, понятие и признаки «политической агитации рекламного характера», отрегулировал бы проблему информационной деятельности партий, иных субъектов непосредственно перед выборами.

3. В настоящее время в законодательстве отсутствует понятие, позволяющее охватывать всю совокупность используемых в обществе каналов распространения массовой информации, таких как телевидение, радио, мобильная связь, печатные издания и т.д. В научной литературе используется новый термин «средства массовой коммуникации»2. Законодательного определения этого термина нет. «Отсутствие лапидарно-стабильных определений массовой коммуникации, - пишет Л. М. Землянова, объясняется не только сложностью и динамизмом определяемого понятия, но и тем, что исследования СМИ часто ведутся в руслах разных теоретических направлений и практических целей, не объединенных общими методологическими позициями»3. Обратим внимание на следующий подход к этому вопросу: «Массовая коммуникация - это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и пр.) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного влияния на оценки, мнения и поведения людей. То есть массовая информация -это социальный процесс распространения информации в обществе или социально аргументированный вид общения. Систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино, звуко-, аудиозаписи, !г^егг^ и другие каналы передачи информации позволяют создавать информационное поле субъекта деятельности»4. Таким образом, на наш взгляд, понятие «средства массовой коммуникации» охватывают собой и различного рода средства массовой информации (в их привычном, традиционном понимании) и иные каналы распространения информации, такие как Интернет, сотовая связь и т.д. И это полагаем целесообразно закрепить законодательно.

4. Без сомнения, серьезную проблему представляет собой использование Интернета в процессе осуществления политическими партиями, равно как и другими субъектами агитационной деятельности. Законодательство Российской Федерации не содержит нормативных положений, регламентирующих данную сферу правоотношений и порядок ее использования соответствующими субъектами, в том числе политическим партиями, в период избирательной кампании.

В Законе Российской федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1-ФЗ5 присутствует лишь намек на существование такого

2 Фальков В. Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Т юмень, 2003. - 241 с.

3 Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - С. 118.

4 Ляпина Т. В.Политические коммуникации: РК и реклама. - 2-е изд, перераб. и доч. - Киев: Ассоциация «Укрреклама», 1999. - С. 159 - 160.

5 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1-ФЗ в

ред. от 24.07.2007 «О средствах массовой информации» // Российская газета. - 1992. - 8 февраля.

информационного ресурса. Однако прямого указания на Интернет как на средство массовой информации нет. С учетом положений статей 2, 24 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» можно прийти к выводу, что действия Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» распространяются на Интернет-сайты, зарегистрированные в установленном порядке и отвечающие всем признакам средств массовой информации. В том числе периодичностью. Однако основной массив распространяемой в период выборов информации размещается на незарегистрированных сайтах и кроме того, может совершенно не обновляться, а иметь характер одномоментного использования и после проведения выборов быть уничтоженным. Следовательно, проблема размещения агитационных материалов, проведения агитационных мероприятий в сети Интернет может быть решена либо путем принятия соответствующего Федерального закона «Об Интернете» или еще лучше Федерального закона «О средствах массовой коммуникации», который будет помимо регламентирования деятельности традиционных СМИ, регулировать и иные информационнокоммуникационные ресурсы.

В заключении полагаем целесообразным отметить, что по справедливому замечанию Р. Т. Биктагирова и Б.И. Кинзягулова, - распространение такой информации как материалы предвыборной агитации составляет весьма сложную, самую политизированную и общественно значимую область деятельности участников избирательной кампании, которая непосредственно влияет на результаты выборов6.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в ред. от 22.07.2008 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253.

3. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ в ред. от

24.07.2007 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 23.05.2005. - № 21. - Ст. 1919;

4. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ в ред. от

24.07.2007 «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2. - Ст. 171.

5. Закон Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2124-1-ФЗ в ред. от 24.07.2007 «О средствах массовой информации» // Российская газета. - 1992. - 8 февраля.

6. Федеральный закон Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ в ред. от 08.11.2008 «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. - 16.07.2001. - № 29. - Ст. 2950.

7. Биктагиров Р. Т., Кинзягулов Б. И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: В 2 т. - Уфа: ГУП РБ «Уфимский поли-графкомбинат», 2007. - Т. 2. - 264 с.

8. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 301 с.

9. Ляпина Т. В. Политические коммуникации: РК и реклама. -2-е изд, перераб. и доп. - Киев: Ассоциация «Укрреклама», 1999. - С. 159 - 160.

10. Фальков В. Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2003. - 241 с.

6 Биктагиров Р. Т., Кинзягулов Б. И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: В 2 т. - Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомби-нат», 2007. - Т. 2. - С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.