Научная статья на тему 'Политическая партия как субъект финансирования избирательных кампаний: некоторые аспекты законодательства и проблемы правоприменения'

Политическая партия как субъект финансирования избирательных кампаний: некоторые аспекты законодательства и проблемы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е. В. Гущина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая партия как субъект финансирования избирательных кампаний: некоторые аспекты законодательства и проблемы правоприменения»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Е.В. Гущина

Современный этап государственного строительства в нашей стране характеризуется проведением масштабной реформы политической системы, направленной на укрепление роли политических партий в жизни общества. Одним из наглядных проявлений этой реформы является последовательное усиление пропорциональной составляющей избирательной системы Российской Федерации на всех уровнях публичной власти [1]. Следствием данного вектора развития института выборов в России служит выход политических партий на авансцену избирательного процесса в качестве главного (а нередко единственного) субъекта, наделенного правом формирования корпуса кандидатов в депутаты. Все это обуславливает усиление внимания к правовому статусу партий в избирательных отношениях в целом, и к юридическому обеспечению финансирования их избирательных кампаний, в частности.

Действующее избирательное законодательство весьма подробно и обстоятельно регулирует отношения, связанные с формированием избирательных фондов избирательных объединений и порядком расходования их денежных средств. Не осталась без внимания эта сфера избирательного процесса и в научной литературе - исследованием проблем финансирования выборов занимались Е.И. Колюшин, В.В. Вискулова, О.В. Романенко и другие [2]. Вместе с тем, несмотря на то, что финансированию избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений уделяется большое внимание и в действующем законодательстве, и в научной литературе, некоторые, весьма значимые вопросы, касающиеся субъектов, осуществляющих перечисления денежных средств в избирательные фонды, на сегодняшний день еще не исследовались.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за

счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

При этом особое внимание привлекает такой источник финансирования избирательных кампаний избирательных объединений, как их собственные денежные средства. Это обусловлено тем, что именно собственные средства политической партии зачастую становятся основными при формировании соответствующих избирательных фондов на выборах различного уровня. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» доля собственных денежных средств политической партии в избирательном фонде может составлять до 50 процентов от максимального размера его расходования. В законодательстве о выборах депутатов региональных парламентов большинства субъектов Российской Федерации закреплена аналогичная пропорция собственных денежных средств избирательных объединений по отношению к предельному размеру расходования средств избирательных фондов (например, в республиках Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Бурятия, Хакасия, Марий Эл, в Приморском, Хабаровском, Ставропольском краях, в Калининградской, Костромской, Московской, Ивановской, Иркутской, Новосибирской, Мурманской, Кировской, Оренбургской, Саратовской, Сахалинской областях и в других субъектах Российской Федерации). В некоторых субъектах России избирательные объединения вправе перечислять в избирательные фонды собственные денежные средства в еще больших пределах - в Смоленской области - до 70 процентов, в Магаданской - до 75 процентов,

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

в Архангельской, Астраханской, Нижегородской, Липецкой, Томской областях, Ненецком автономном округе - до 100 процентов от суммы всех расходов средств избирательных фондов. Однако при применении норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регионального избирательного законодательства о собственных средствах избирательных объединений на выборах регионального и муниципального уровней возникают определенные сложности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под избирательным объединением понимается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Таким образом, избирательное объединение, которым является, в частности, региональное отделение политической партии, при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вправе при формировании своего избирательного фонда перечислять на специальный избирательный счет собственные денежные средства. Однако на практике нередко возникают следующие вопросы - являются ли денежные средства, находящиеся на счете регионального отделения политической партии, собственными денежными средствами данного избирательного объединения; являются ли денежные средства, находящиеся на счете политической партии, собственными денежными средствами избирательного объединения - регионального отделения данной политической партии?

Анализ пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» позволяет сделать вывод о том, что политическая партия - это целостное общественное объединение, созданное для определенных целей, включающее в себя региональные отделения и иные структурные подразделения. Пункт 2 статьи 28 названного Закона устанавливает, что собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональ-

ных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии с правами юридического лица обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником. Таким образом, собственником всего имущества политической партии, в том числе денежных средств, находящихся на счетах ее региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений, является фактически политическая партия в целом в лице ее руководящих органов.

Строго говоря, собственных денежных средств, то есть средств, принадлежащих им на праве собственности, ни региональное отделение, ни иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии не имеет с точки зрения гражданских правоотношений, а при формировании своих избирательных фондов данные субъекты избирательного процесса могут перечислять на специальные избирательные счета только денежные средства, являющиеся собственностью политической партии - собственные средства политической партии.

Вместе с тем избирательное законодательство не раскрывает содержания понятия «собственных» денежных средств, и, возможно, имеет в виду денежные средства, принадлежащие избирательному объединению не только на праве собственности, но и на иных основаниях - например, на праве оперативного управления, как это фактически установлено за структурными подразделениями политической партии. Однако имеющаяся неясность в данном вопросе нередко предопределяет различное толкование указанного положения избирательными комиссиями и политическими партиями.

С учетом изложенного полагаем, что норма Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащаяся в пункте 5 статьи 58, нуждается в соответствующем уточнении. По нашему мнению, в данном случае более предпочтительной выглядела бы следующая ее редакция: «Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

а) собственных средств кандидатов, политической партии, иного общественного объединения, выдвинувшего список кандидатов;

б) средств политической партии, иного общественного объединения, выделенных кандидату, выдвинутому соответствующим избирательным объединением».

Полагаем, что так как все денежные средства, находящиеся на счетах политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, являются средствами политической партии, политическая партия самостоятельно вправе решать, с какого счета или с каких счетов перечисляются средства в соответствующие избирательные фонды. На сегодняшний день отсутствие либо недостаточность средств на текущем счете соответствующего регионального отделения, которое является избирательным объединением при проведении избирательной кампании регионального либо муниципального уровня, зачастую влечет необходимость проведения дополнительных промежуточных финансовых операций - денежные средства политической партии, находящиеся на ее счете либо на счете какого-либо иного ее регионального отделения, сначала должны быть перечислены на текущий счет соответствующего регионального отделения, а затем уже на специальный избирательный счет данного избирательного объединения, что, естественно, необоснованно усложняет операции по формированию избирательного фонда в период избирательной кампании, когда, напротив, требуется максимальная оперативность в таких действиях.

Чтобы избежать столь сложного процесса перевода необходимых денежных средств на счет регионального отделения политической партии, являющегося избирательным объединением на выборах регионального и муниципального уровня, политическая партия зачастую оформляет такие перечисления как добровольные пожертвования юридического лица. Кроме того, возникают ситуации, когда политическая партия не участвует в выборах непосредственно путем выдвижения кандидатов, списка кандидатов, а лишь оказывает финансовую поддержку кандидату, выдвинутому путем самовыдвижения. В данном случае иной возможности профинансировать его избирательную кампанию кроме как оформить такое перечисление в качестве добровольного пожертвования юридического лица не имеется. Вместе с тем при таком подходе возникает несколько вопросов.

Вопрос первый: может ли являться добровольным пожертвованием денежная сумма, перечисленная политической партией в изби-

рательный фонд своего структурного подразделения, пусть даже и являющегося в избирательном процессе самостоятельным избирательным объединением?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под добровольным пожертвованием юридического лица понимается безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, на специальный счет референдума. Однако будет ли безвозмездным перечисление политической партией денежных средств при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления избирательному объединению, которое является региональным отделением данной политической партии? Ведь в данном случае сама политическая партия как единая организация рассчитывает на положительный результат на указанных выборах. Скорее это собственные денежные средства, потраченные партией на выборах какого бы то ни было уровня, в которых участвует либо она сама как целостное образование, либо ее структурные подразделения в качестве избирательных объединений. То же самое, с некоторой корректировкой, можно сказать и о региональном отделении политической партии, которое перечисляет денежные средства иному региональному отделению данной политической партии, участвующему в выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения. С учетом изложенного следует подчеркнуть, что средства партии, находящиеся как на счете самой партии, так и на счетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, не должны рассматриваться как добровольные пожертвования самостоятельных юридических лиц, когда эти средства служат источником формирования избирательных фондов данной политической партии - как единого целого организма, так и его составных частей.

Вопрос второй: может ли политическая партия производить перечисления собственных денежных средств в виде добровольного пожертвования юридического лица на специальные избирательные счета иных политических партий, кандидатов, выдвинутых путем

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

самовыдвижения, либо иными политическими партиями?

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на возможность финансирования избирательной кампании политической партии, кандидата, выдвинутого политической партией либо выдвинутого путем самовыдвижения, со стороны политической партии, которая не выдвигала соответствующий список кандидатов либо кандидата, однако анализ норм Федерального закона «О политических партиях» дает основание предполагать, что данное утверждение имеет право на существование.

Так, согласно Федеральному закону «О политических партиях» политическая партия действует в соответствии со своими целями и задачами, которые конкретизируются в ее уставе. Основные цели функционирования политической партии перечислены в пункте 4 статьи 3 указанного Федерального закона, ими являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов, списков кандидатов на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в органы местного самоуправления, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

В пункте 1 статьи 37 указанного Федерального закона раскрывается юридическое содержание факта участия политической партии в выборах - политическая партия считается участвующей в выборах в случае проведения голосования на выборах федерального, регионального и местного уровня за выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов. Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, подлежит ликвидации.

Таким образом, очевидно, что основная цель существования политической партии - ее участие в выборах посредством выдвижения кандидатов и списков кандидатов. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что оказание политической партией финансовой

поддержки кандидату, являющемуся членом данной политической партии, но выдвинутому посредством самовыдвижения, не является участием политической партии в выборах по смыслу пункта 1 статьи 37 указанного Федерального закона. Что же касается «спонсорства» избирательной кампании иной политической партии, кандидата, выдвинутого иной политической партией, то такая деятельность партии вообще лишена какого бы то ни было смысла, противоречит задачам создания и целям функционирования политической партии, особенно учитывая то, что согласно недавним поправкам, внесенным в действующее законодательство, политическим партиям запрещено вступать в союзы для совместного ведения избирательной кампании - такие участники избирательного процесса, как избирательные блоки, были из него устранены. При подобных обстоятельствах полагаем возможным предположить, что указанное финансирование будет означать нецелевое использование партийных средств.

В пользу данного вывода свидетельствует также то, что наряду с отсутствием в действующем законодательстве о политических партиях норм, регулирующих порядок расходования денежных средств партии, статья 28 Федерального закона «О политических партиях» косвенно устанавливает основания расходования партийных средств. Так, согласно пункту 1 указанной статьи в собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной указанным Федеральным законом и уставом политической партии.

Кроме того, Федеральный закон «О политических партиях» устанавливает обязательность государственного контроля за финансовой деятельностью политических партий, который предполагает, в частности, контроль со стороны избирательных комиссий за порядком поступления и расходования денежных средств политических партий. На политическую партию, ее зарегистрированные структурные подразделения возлагается обязанность представлять в Центральную избирательную комиссию России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации отчеты о поступлении и расходовании денежных средств партии по форме, которая в соответствии с пунктом 7 статьи 34 указанного Федерального закона установлена Центральной избирательной комиссией Российской Фе-

дерации. И нужно отметить, что данная форма устанавливает возможность отражения только тех денежных средств, которые израсходованы на осуществление уставной деятельности партии.

Помимо изложенного следует учитывать, что имущество политической партии как общественного объединения формируется, в том числе, за счет членских взносов, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета, переданных ей в порядке государственного финансирования на равных условиях по отношению к иным политическим партиям по итогам участия политической партии в выборах. Следовательно, использование данных ресурсов на цели и задачи, которые не согласуются с целями и задачами, установленными действующим законодательством и уставом политической партии, было бы нарушением принципов финансирования политических партий.

В свою очередь избирательное законодательство при определении источников финансирования избирательных фондов устанавливает своеобразную «привязку» денежных поступлений к политической партии, непосредственно выдвинувшей кандидата, список кандидатов, а именно - эти перечисленные средства могут быть средствами именно той партии, которая непосредственно выдвинула кандидата, список кандидатов.

Этот вывод вытекает из содержания уже упомянутой нормы, закрепленной в пункте 5 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Здесь необходимо повторить ее содержание с учетом новых акцентов: избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

1) собственных средств кандидата, избирательного объединения;

2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;

4) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией.

Нетрудно заметить, что избирательное законодательство, оперируя специальной терминологией, в данном случае не указывает на возможность поступлений в избирательные фонды средств от иных политических партий,

а разрешает осуществлять перечисления денежных средств помимо средств партии, выдвинувшей кандидатов, список кандидатов, физическим и юридическим лицам.

Однако в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» любая иная политическая партия, ее региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение партии имеют статус юридических лиц. Но имел ли целью законодатель, не выделяя политические партии и их структурные подразделения из общей массы юридических лиц, разрешить этим субъектам осуществлять денежное наполнение избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, либо, используя специфическую для избирательного процесса терминологию, целенаправленно вычеркнул их из перечня возможных «спонсоров»? Иными словами, возникает третий вопрос, более общего порядка: является ли политическая партия либо ее региональное отделение тем субъектом, который вправе как юридическое лицо осуществлять эти добровольные пожертвования?

На первый взгляд, такие действия не противоречат действующему законодательству. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О политических партиях» политические партии и их региональные отделения, а в случае, если это предусмотрено уставом политической партии, иные структурные подразделения политической партии являются юридическими лицами. Юридические лица, как уже было отмечено выше, имеют право направлять в избирательные фонды добровольные пожертвования. Кроме того, пункт 6 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает закрытый перечень субъектов, которым запрещено финансировать избирательные кампании кандидатов, избирательных объединений, и в данный перечень не входят политические партии либо их структурные подразделения. Вместе с тем при более глубоком анализе действующего избирательного законодательства, законодательства о политических партиях, гражданского законодательства возникают очень большие сомнения в законности таких операций.

При внимательном исследовании норм избирательного законодательства, носящего публично-правовой характер, обращает на себя внимание то, что указанное законодательство применительно к политическим партиям,

И З Б И Р А Т Е Л Ь Н О Е П Р А В О

их региональным отделениям, иным структурным подразделениям, как к субъектам избирательного процесса, либо оперирует понятием «избирательное объединение», либо так их и называет - политическая партия, региональное отделение политической партии, иное зарегистрированное структурное подразделение. Это дает возможность предположить, что законодатель, перечисляя субъекты, участвующие в формировании избирательных фондов, имеет в виду те юридические лица, которые создаются для участия, главным образом, в частных гражданско-правовых отношениях, и подпадающих в полной мере под понятие юридических лиц, установленное в Гражданском кодексе Российской Федерации [3].

В юридической литературе неоднократно исследовался вопрос о применении термина «юридическое лицо» в публичном праве [4]. Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, упоминание о юридических лицах в актах публичного права связано, прежде всего, с участием таких лиц в гражданско-правовых отношениях. Когда термин «юридическое лицо» относится к общественным и иным некоммерческим объединениям, имеются прежде всего в виду те их качества (побочные, а не основные), которые позволяют им действовать в определенных отношениях как юридическим лицам гражданского (частного) права [5]. Однако законодатель, определяя источники формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, регулирует отношения публичного характера, связанные с порядком участия кандидатов, избирательных объединений в выборах. Эти отношения не могут быть рассмотрены как носящие частную, гражданско-правовую направленность. Следуя данному аргументу, можно предположить, что в рассматриваемом случае было бы нелогично, говоря о юридических лицах, включать в это понятие юридические лица публичных правоотношений - политические партии и их отделения.

Кроме того, регулируя порядок внесения добровольных пожертвований юридических лиц, законодатель в пункте 8 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил: «При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограниче-

ний, предусмотренных пунктом 6 указанной статьи». Предположим, что указанными требованиями по заполнению платежного поручения необходимо руководствоваться политической партии, осуществляющей добровольное пожертвование в качестве юридического лица. В перечне ограничений, предусмотренных пунктом 6 названной статьи, мы не сможем увидеть, практически, ни одного, которое могло бы быть применено к данному юридическому лицу. Политическая партия не может быть ни российским юридическим лицом с иностранным, государственным или международным участием в уставном (складочном) капитале, ни международной организацией, ни государственным, муниципальным органом, учреждением, ни организацией, учрежденной государственными, муниципальными органами, ни благотворительной, религиозной организацией. Однако законодатель, устраняя из перечня возможных жертвователей практически все юридические лица публичного права, не называет политические партии, что усугубляет неясность в этом вопросе. Закон устанавливает лишь запрет на осуществление пожертвований некоммерческим организациям, разновидностью которых являются политические партии, которые в течение года, предшествующего году внесения пожертвования, получали денежные средства либо иное имущество от субъектов, которым запрещено финансировать избирательные кампании кандидатов, избирательных объединений.

Вместе с тем, в данном перечне установлено еще одно ограничение, которое было бы нелогично применять к политическим партиям как жертвователям - юридическим лицам: запрещено вносить добровольные пожертвования юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах. Данное ограничение закреплено для пресечения «перекачивания теневых ресурсов» через специально создаваемые для этого организации. Для политических партий установление такого препятствия совершенно не требуется, но законодатель не делает никаких оговорок на этот счет. Не говорит ли это о том, что он попросту не имел намерения включать в понятие жертвователь - юридическое лицо политические партии и их зарегистрированные в качестве юридических лиц структурные подразделения?

В заключение следует отметить, что состояние действующего законодательства, регулирующего расходование денежных средств политическими партиями в целом, и форми-

рование избирательных фондов за счет партийных средств, в частности, не отличается исчерпывающей определенностью и требует доработки.

Во-первых, было бы целесообразно уточнить нормы избирательного законодательства о собственных средствах избирательных объединений. Региональные отделения и иные структурные подразделения политических партий, выступающие в качестве самостоятельных избирательных объединений на выборах соответствующего уровня, должны иметь возможность беспрепятственно использовать находящиеся на своих счетах денежные средства, но не являющиеся их собственностью, для непосредственного «наполнения» избирательных фондов.

Во-вторых, законодателю на межотраслевом уровне надлежит четко зафиксировать базирующееся на системном анализе норм действующего избирательного законодательства, законодательства о политических партиях и гражданского законодательства правило, согласно которому политические партии, как особые субъекты избирательного процесса, правовой статус которых налагает на них дополнительные преференции и ограничения, не вправе использовать свои ресурсы для финансовой поддержки иных политических сил и кандидатов-«самовыдвиженцев» путем перечисления добровольных пожертвований юридических лиц. Это должно найти выражение и в Федеральном законе «О политических партиях», в который необходимо ввести понятие целевого расходования партийных средств, и в законодательстве о выборах, в котором целесообразно отграничить добровольные пожертвования юридических лиц от средств, перечисляемых в избирательные фонды политическими партиями.

1. Так, главной особенностью очередных выборов депутатов нижней палаты российского парламента, прошедших в декабре 2007 года, стал переход от смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы к исключительно пропорциональной избирательной системе формирования данного органа. При проведении выборов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований также наметилась тенденция увеличения пропорциональной составляющей в избирательных системах. Если с 1996 по 2002 год в большинстве регионов России при формировании региональных парламентов доминировала мажоритарная избирательная система относительного большинства, то изменения, внесенные

в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предопределили обязательность применения в регионах пропорциональной избирательной системы при избрании как минимум половины депутатского корпуса. Некоторые субъекты Российской Федерации, такие, как, например, Республика Дагестан, Московская область, Санкт-Петербург, перешли на исключительно пропорциональную избирательную систему формирования законодательных (представительных) органов. Не обошла «пропорционализация» избирательных систем стороной и муниципальный уровень власти, частным примером чему может служить предписание статьи 9(1) Избирательного кодекса Приморского края, согласно которой в городских округах с численностью более 100 000 избирателей должна применяться либо смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система, либо пропорциональная избирательная система.

2. См., например: Колюшин Е.И. Право и финансирование выборов: Научно-практическое пособие. М.: Юрид. лит., 1998; Он же. Финансирование выборов: право и практика. Учебное пособие. М.: РЦОИТ, 2002; Он же. Новому веку - выборы без грязных денег // Журнал о выборах. 2001. № 3. С. 19; Мостовщиков В.Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1998; Вискулова В.В. Финансирование федеральных выборов в России: соотношение публично-правового и частного начал (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук: Благовещенск. 2004; Романенко О.В. Финансирование политических партий в России: конституционно-правовые проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

3. Понятие юридического лица дается в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это понятие относится, по существу, к хозяйствующим субъектам, участвующим в гражданском обороте с целью извлечения прибыли. Вместе с тем, некоторые юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, неккомерческие организации, в частности, политические партии, и др.) не «вписываются» в данное определение, носящее цивилистическую направленность. Подробнее см., например: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.

4. См., например: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М.: Статут, 2003; Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007; Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М.: Проспект, 2007; Замотаева К.Е. К вопросу о юридическом лице как к субъекту публичного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15; Бараненков В.В. Значение института юридического лица в современном российском праве и перспективы его совершенствования // Юридический мир. 2006. № 8.

5. Чиркин В.Е. Юридическое лицо в частном и публичном праве // Законодательство и экономика. 2006. № 5. С. 11.

И З Б И Р А Т Е Л Ь Н О Е П Р А В О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.