Научная статья на тему 'Отдельные вопросы правового регулирования финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации: федеральный аспект'

Отдельные вопросы правового регулирования финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации: федеральный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ / ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2018 / РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднышев Михаил Андреевич

В данной статье представлен сравнительный анализ правового регулирования, а также правоприменительной практики порядка финансирования избирательных фондов, фондов референдума, создаваемых на федеральном уровне, с целью выявления дефектов законодательного регулирования данных правоотношений и выработки возможных решений устраняющих возникающие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы правового регулирования финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации: федеральный аспект»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Позднышев М.А.1

Позднышев Михаил Андреевич - магистрант, Уральский институт управления (филиал), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье представлен сравнительный анализ правового регулирования, а также правоприменительной практики порядка финансирования избирательных фондов, фондов референдума, создаваемых на федеральном уровне, с целью выявления дефектов законодательного регулирования данных правоотношений и выработки возможных решений устраняющих возникающие проблемы.

Ключевые слова: федеральные выборы, финансирование избирательных кампаний, избирательные фонды, выборы Президента РФ 2018, референдум Российской Федерации

Признавая институт выборов важнейшим, центральнообразующим конституционным принципом российской государственности на современном этапе развития, придерживаясь позиции профессора И.В. Выдрина о том, что формы прямой демократии и опосредованное участие представителей общественности являются действенными организационно-правовыми институтами, вовлекающими граждан в общественно-политическую жизнь страны, региона или своего муниципального образования, без которых немыслимо существование по-настоящему правового и демократического современного государства [1, с. 21].

Однако стоит отметить некоторые проблемы, складывающиеся на практике реализации норм избирательного законодательства Российской Федерации, в частности подобные вопросы возникают при законодательном регулировании порядка создания избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений на федеральном уровне.

1 Научный руководитель - Выдрин Игорь Вячеславович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрами теории и истории государства и права и конституционного и международного права Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург.

В соответствии с пунктом 10 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] (далее -Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.

На федеральном уровне данные правоотношения урегулированы следующими нормативными правовыми актами:

1) в отношении выборов Президента Российской Федерации -Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [3] (далее - Федеральный закон от

10.01.2003 г. № 19-ФЗ);

2) при проведении референдума Российской Федерации - Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [4] (далее - Федеральный конституционный закон от

28.06.2004 г. № 5-ФКЗ);

3) при избрании депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5] (далее - Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ).

Согласно статье 58 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ, устанавливающей предельный размер избирательного фонда кандидата в размере, не превышающем 400 миллионов рублей, а при повторном голосовании в размере, не превышающем 500 миллионов рублей.

Источники финансирования избирательного фонда кандидата в Президенты Российской Федерации определены в указанном федеральном законе, ими являются:

• собственные средства кандидата и их размер не может превышать 10 процентов от предельной суммы, то есть 40 миллионов рублей;

• средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией в размере 50 процентов или 200 миллионов рублей;

• добровольные пожертвования граждан в размере не превышающим 1,5 процента от предельной суммы расходования средств избирательного фонда, то есть 6 миллионов рублей;

• добровольные пожертвования юридических лиц в размере не превышающим 7 процента от предельной суммы расходования средств избирательного фонда, то есть 28 миллионов рублей.

На данном этапе исследования можно отметить неполноту правового регулирования Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ и других нормативных правовых актов, указанных выше. Законы, определяющие источники финансирования избирательных фондов, как и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ не указывают среди данных источников добровольные пожертвования индивидуальных предпринимателей. Хоть данные лица и

могут внести добровольные пожертвования как граждане, но являясь субъектами, осуществляющие предпринимательскую деятельность и ввиду их дополнительных финансовых возможностей по сравнению с обычными гражданами, считаем необходимым отдельно для данной группы субъектов установить предельный размер добровольных пожертвований, перечисляемых в избирательные фонды.

Данный вопрос уже встречался (только при проведении муниципальных выборов) в практике Верховного Суда Российской Федерации в 2007 году [6], однако, доводы кандидата в мэры города Таганрога о наличии неопределенности в вопросе о предельном размере средств, которые могут перечисляться индивидуальными предпринимателями в избирательный фонд кандидата, в ходе рассмотрения дела Верховным Судом Российской Федерации не были рассмотрены, в том числе по следующим основаниям: индивидуальные предприниматели не участвовали в формировании избирательного фонда заявителя на выборах мэра города Таганрога; при обращении в суд в защиту прав индивидуальных предпринимателей, заявитель не представил доказательств наличия у него полномочий на представление в суде указанного круга лиц.

Считаем, что данный вопрос не получил должной правовой оценки Верховным Судом в связи с неподсудностью спора данному юрисдикционному органу, поскольку вопрос о соответствии федерального законодательства Конституции Российской Федерации согласно подпункту а пункта 2 статьи 124 Конституции Российской Федерации [7] подведомственен только Конституционному Суду Российской Федерации.

По итогам прошедших 18 марта 2018 года выборов Президента Российской Федерации всеми кандидатами в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ были представлены итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на должность Президента Российской Федерации.

По информации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [8] о размерах поступивших средств в избирательные фонды кандидатов в Президенты Российской Федерации на выборах 18 марта 2018 года с конкретизацией источников финансирования составлена таблица 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика средств, направленных в избирательные фонды кандидатов на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации Собственн ые средства кандидата (РУб) Средства, выделенны е кандидатУ выдвинувш ей его политическ ой партией (руб) Добровольн ые пожертвова ния граждан (руб.) Добровольн ые пожертвова ния юридическ их лиц (руб.) Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избиратель ного фонда (руб.)

Бабурин С.Н. 31 000.00 0.00 11 913 810.0 0 0.00 11 944 810.0 0

Грудинин П.Н. 0.00 197 877 698. 17 6 646 533.35 22 467 370.0 0 226 991 601. 52

Жириновски й В.В. 300 000.00 200 000 000. 00 13 657 416.3 4 185 013 800. 00 398 971 216. 34

Собчак К.А. 26 651 606. 19 82 475 000.0 0 18 909 119.6 0 29 505 500.0 0 157 541 225. 79

Сурайкин М.А. 570 000.00 1 000 000.00 193 220.00 0.00 1 763 220.00

Титов Б.Ю. 40 000 000. 00 48 464 020.0 0 46 959 510.0 0 62 876 500.0 0 198 300 030. 00

Путин В.В. 0.00 0.00 7 510 258.66 400 000 000.00 407 510 258. 66

Явлинский Г.А. 0.00 155 000 000. 00 201 901.02 79 600 000.0 0 234 801 901. 02

По данным изложенным в таблице 1, сумма средств избирательного фонда кандидата Жириновского В.В. практически приблизилась к предельной сумме в 400 миллионов, установленной Федеральным законом, а сумма средств избирательного фонда кандидата Путина В.В. превысила максимальную планку, данные средства в размере 7 510 258.66 рублей были возвращены в установленном порядке. Подобная ситуация сложилась и в ходе избирательной гонки на выборах Президента России в 2012 году, тогда в избирательный фонд кандидата Путина В.В. поступило денежных средств на сумму более чем 434 миллиона рублей [9], также на тех выборах в фонд кандидата Прохорова М.Д. поступило 400 миллионов рублей. Также стоит отметить, что последний раз сумма предельного размера избирательного фонда кандидата в Президенты России пересматривалась в далёком 2005 году [10], данная предельная сумма показывает свою неактуальность и несоответствие ценам 2005 года ценам сегодняшним ввиду инфляционных процессов, в связи с этим считаем, что данный предельный размер подлежит пересмотру с учетом уровня инфляции за последние 13 лет.

В соответствии со статьёй 48 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ, предусматривающей установление максимального размера фонда референдума 250 миллионов рублей.

Источниками формирования фонда референдума Российской Федерации являются:

• собственные средства членов соответственно инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, которые в

37

совокупности для каждого члена инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы в размере не превышающем 1 процента;

• добровольные пожертвования политических партий в размере 50 процентов;

• добровольные пожертвования граждан в размере не превышающим 1 процента от предельной суммы расходования средств избирательного фонда;

• добровольные пожертвования юридических лиц в размере не превышающим 7 процента от предельной суммы расходования средств избирательного фонда.

Данный федеральный конституционный закон представляет повышенный интерес в разрезе представленного исследования, поскольку в нем единственном закреплен цивилизованный, экономически правильный подход к определению суммы предельного размера фонда, а именно установлено, что предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума индексируются с учетом уровня инфляции на соответствующий год.

Такой же подход предусмотрен французским законодателем, который в статье Ь 52-8 Избирательного кодекса Франции предусматривает, что суммы указанные в главе, посвященной финансированию избирательных кампаний, ежегодно обновляются с учетом индекса потребительских цен для домашних хозяйств, за исключением табака [11].

Считаем данный подход наиболее целесообразным путем решения возникающих проблем по вопросу предельных размеров избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, подлежащий распространению в избирательном законодательстве Российской Федерации.

Статья 71 Федерального закона от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ, предусматривающая создание трех избирательных фондов в рамках проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

• избирательный фонд политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов на выборы не может превышать 700 миллионов рублей (часть 3 статьи 71);

• избирательный фонд регионального отделения политической партии;

• избирательный фонд кандидата.

Данное положение продиктовано смешанной (пропорционально-мажоритарной) моделью избирательной системы, применяемой на выборах депутатов.

Подробнее информация о предельных размерах средств избирательных фондов и источниках его финансирования, применяемых на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, изложена в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика предельных размеров сумм средств избирательных фондов, формируемых на федеральных выборах в Российской Федерации

Выборы Президента Российской Федерации

Предельная сумма всех расходов Собственные средства кандидата Средства, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией Добровольные пожертвования граждан Добровольные пожертвования юридических лиц

400 миллионов рублей 10 процентов (40 миллионов рублей) 50 процентов (200 миллионов рублей) 1,5 процента (6 миллионов рублей) 7 процентов (28 миллионов рублей)

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (средства политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов)

700 миллионов рублей - 50 процентов 0,07 процента 3,5 процента

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (средства регионального отделения политической партии)

1)15 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей; - 50 процентов (7,5 миллионов рублей) 2 процента (300 тысяч рублей) 20 процентов (3 миллионов рублей)

2) 20 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 100 тысяч, но не более 500 тысяч избирателей; - 50 процентов (10 миллионов рублей) 2 процента (400 тысяч рублей) 20 процентов (4 миллиона рублей)

3) 25 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 500 тысяч, но не более 1 миллиона избирателей; 50 процентов (12,5 миллионов рублей) 2 процента (500 тысяч рублей) 20 процентов (5 миллионов рублей)

4) 35 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 1 миллиона, но не более 2 миллионов избирателей; - 50 процентов (17,5 миллионов рублей) 2 процента (700 тысяч рублей) 20 процентов (7 миллионов рублей)

Выборы Президента Российской Федерации

Предельная сумма всех расходов Собственные средства кандидата Средства, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией Добровольные пожертвования граждан Добровольные пожертвования юридических лиц

5)55 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 2 миллионов, но не более 5 миллионов избирателей; - 50 процентов (27,5 миллионов рублей) 2 процента (1,1 миллиона рублей) 20 процентов (11 миллионов рублей)

6)100 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 5 миллионов избирателей. - 50 процентов (50 миллионов рублей) 2 процента (2 миллиона рублей) 20 процентов (20 миллионов рублей)

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (средства кандидата)

40 миллионов рублей 50 процентов (20 миллионов рублей) 50 процентов (20 миллионов рублей) 2 процента (800 тысяч рублей) 20 процентов (8 миллионов рублей)

В ходе данного исследования была затронута лишь часть проблемных вопросов, посвященных теме правового регулирования финансирования избирательных кампаний в российской Федерации, автором будет продолжено исследование по данной проблематике, в частности по вопросам финансирования избирательных кампаний на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном уровне.

Список литературы

1. Выдрин И.В. Взаимодействие государства и гражданского общества: современное состояние // Право в современном мире: состояние и вектор развития: Материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 7 декабря 2017 года) / отв. ред. Е.П. Чорновол. Екатеринбург: Изд-во УИУ (ф) РАНХиГС, 2018. С. 21.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2018).

3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2018).

4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2018).

5. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2018).

6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2007 года № 41-Г07-27 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2018).

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2018).

8. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2018/finance/itog.php/ (дата обращения 25.05.2018).

9. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&global=1&vm=1 00100031793505&region=0&prver=0&pronetvd=nuU/ (дата обращения 25.05.2018).

10. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2018).

11.Избирательный кодекс Франции (в ред. от 31 марта 2018 года) [Электронный ресурс] URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=3EAE8913CB57363A A274E47998CC705F.tplgfr34s_1?idSectionTA=LEGISCTA000006148459&ci dTexte=LEGITEXT000006070239&dateTexte=20180523 (дата обращения 25.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.