ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА
ТЕРЕНТЬЕВА А.И.
Политическая культура студента в статье представлена как сложное, внутренне противоречивое явление, как интеграция блоков личностных свойств: научно-
познавательного, ценностно-ориентационного, творчески- созидательного. Дана характеристика этих блоков, показана их взаимосвязь и взаимозависимость в процессе развития политической культуры студентов.
Political culture of a student is introduced in the article as a complicated internally conflicting phenomenon, as an integration of blocks of personal features: scientific-cognitive, value-orienting, creative-constructive.
The article provides characteristics of these blocks, show their correlation and interrelation in the process of development of political culture of students.
Психолого-педагогические аспекты исследования процесса развития политической культуры студентов в вузе предполагают рассмотрение политической культуры как интегральной личностной характеристики, выявление уровней и критериев развития политической культуры, определение типологий студентов по признаку сформированности и проявления у них политической культуры.
Поскольку политическая культура не имеет четкой предметной локализации, формировать всю совокупность ее проявлений не представляется целесообразным и возможным. Речь идет об основе, ядре индивидуальной политической культуры. Эту основу составляют три блока взаимосвязанных личностных свойств: научно-познавательный, ценностно-ориентационный, творчески-созидательный.
К первому блоку мы относим: политические представления, политические взгляды, политические знания и т.д., что в совокупности определяет позицию студента в отношении политических явлений и событий.
Политические представления студентов способны играть весьма существенную роль в их социальной практике, во многом определяя состояние их политического сознания. Реальное проявление политических взглядов студентов находят в предметном отношении к политическим реалиям, в поведении и поступках студентов (например, политическая активность и пассивность, поддержка или непринятие тех или иных политических мер) в отношении к органам власти, политическому и экономическому курсу.
Политические знания мы рассматриваем, как выявленные закономерности политической области (принципы, связи, законы), позволяющие предсказать развитие политических процессов [1].
Следуя взглядам В.В. Давыдова, «усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности» [2]. Анализ процесса усвоения, по С.Л. Рубинштейну, предполагает не столько наименование его компонентов и их количество, сколько понимание того, что все входящие в условие процессы - восприятие, запоминание, мышление «формируются в самом ходе обучения» [3].
Содержательный компонент политических знаний представлен важнейшими фактами и явлениями политической жизни общества, людьми, их деятельностью, их менталитетом. На основе изучения фактов будут формироваться понятия, закономерности политического развития, выясняться существование альтернатив.
Деятельностный компонент политических знаний включает способы усвоения студентами политических знаний и опыт учебной деятельности в процессе применения фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации обучения.
Личностный компонент политических знаний определяет гражданскую позицию студентов по отношению к изучаемому материалу.
Политически образованный студент может ориентироваться в потоке информации о политической жизни, компетентно судить и давать оценки текущим политическим событиям.
Второй ценностно-ориентационный блок интегрирует ряд личностных свойств, в которых проявляется избирательно-оценочная функция политической культуры студентов. Ко второму блоку относятся: политические убеждения, политические идеалы, ценности, политические интересы, потребности, переживания и др.
Этот блок личностных свойств является своеобразным эталоном, по которому дается оценка существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, выносится вердикт об их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, целям и идеалам.
Политический идеал выполняет ряд функций, тесно связанных друг с другом, и дополняющих одна другую: нормативную, критическую, познавательную, прогностическую, интеграционную и др.
Важно знать и учитывать политические идеалы студентов, их отношения к политическим лидерам различных политических партий и движений. Идеалы выступают в качестве побудителя и цели, а также примера для подражания.
Содержание понятия «ценность» российские ученые Н. Асташова, Г. Выжлецов, и др., характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. (4) Н. Асташова считает, что ценность представляет собой не что иное, как психопедагогическое образование, в котором присутствует непосредственное или опосредованное отношение к среде и самому себе [5].
В исследованиях В.П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого категория «ценность» определяется как значимость и идеал в рамках субъектно-объектных отношений [6].
Среди личностных свойств второго блока важное место занимают политические интересы и потребности студентов.
Мы рассматриваем политические интересы как аккумулированное осознание и выражение потребностей субъектов политики. Осознание политических интересов обусловлено динамично меняющейся социально-политической ситуацией, расстановкой общественно-политических сил в обществе. Они выступают как средство, инструмент достижений политической цели. При этом политические интересы возникают, осмысливаются и осуществляются с целью изменения и преобразования наличных условий удовлетворения политических потребностей. Под политической потребностью студентов мы понимаем состояние недостатка в чем-либо, стимулирующее социально-политическую деятельность, направленную на восполнение этого недостатка.
Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политической культуры студентов.
А.Г. Асмолов указывает на три основных значения, в которых психологи используют термин «переживание». Прежде всего, под переживанием понимается любое эмоционально окрашенное явление действительности, непосредственное представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его индивидуальной жизни [7]. Сопровождая практически любые проявления социальной активности студента и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений.
В третьем блоке личностных свойств приоритетное значение имеет наличие необходимых для политической деятельности способностей студентов, их политических установок.
Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств. По данным исследования Н.С. Лейтес «необходимыми предпо-
сылками развития как общих, так и специальных способностей являются активность и саморегуляция - универсальные внутренние условия осуществления деятельности» [8].
Общими компонентами политических способностей могут выступать политическое мышление, политическое воображение, политическое восприятие политики.
Существенными аспектами второго блока личностных свойств являются политические установки и политические ориентации. (А.С. Ваторопин, Д. Гавра, Н. Соколов и др.) [9,10]. Принципиально важен для анализа политической ориентации характер его объекта [10]. Рассматривая субстанциональную структуру политической ориентации, можно выделить в ней рациональную, эмоциональную и волевую составляющие. Разные по объекту, равно как и по субъективному составу ориентации будут иметь различное соотношение когнитивных, аффективных, мотивационных компонентов. При этом параметры данного соотношения можно считать важной характеристикой, как самой ориентации, так и ее потенциальной динамики. (Д. Гавра, Н. Соколов)
Ориентации и установки студентов направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки на: политические институты и структуры (например, государство может восприниматься как орган принуждения, либо как организующий, регулирующий институт); нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему); политические события (понимание их необходимости, случайности, определение качества принятия решений) и др.
Третий блок личностных свойств предполагает наличие у студентов политических умений и навыков. Под политическими умениями студентов мы понимаем освоенные способы решения политических задач, обеспечиваемые совокупностью приобретенных политических знаний и навыков. Практические навыки студентов можно представить как политические действия, в составе которых отдельные политические операции стали автоматизированными в результате упражнений.
Творчески-созидательный блок предполагает осознанное активное участие студентов в обсуждении проектов государственных документов, референдумах, в работе различных государственных и общественно-политических органов и организаций, членство в политических партиях, общественнополитических организациях и движениях.
Таким образом, политическая культура студентов - внутренне противоречивое, сложное явление. В ней всегда представлено творческое и рутинное, устойчивое и изменчивое, целостное и частичное.
Формирование отдельных компонентов политической культуры осуществляется не изолированно друг от друга, а системно, комплексно на основе их взаимодействия, постепенной интеграции в черту личности.
Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному студенту. Процесс развития политической культуры - это процесс кристаллизации и интеграции системы личностных качеств и свойств.
Список литературы
1. Якунин В.А. Педагогическая психология, СПб, 1998
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М, 1996
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб, 2000
4. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры ЛГУ, 1966
5. Асташова Н.А. Конституционные основы педагогической аксиологии //Педагогика 2002 №8//
6. Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г. О ценностях жизни и культуры, ЛГУ, 1968
7. Асмолов А.Г. Психология личности М, 1990
8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст М, 1971
9. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социс, 2000, №6//
10. Гавра Д., Соколов Н. Исследования политических ориентаций // Социс, 1999, №1//