учебных оперативно-следственных действий. Оптимальный объем и баланс противоречий вводной должны охватываться понятием «оперативно-следственная ситуация».
Инсценировка - имитируемые обстоятельства, содержащие признаки деяний, побуждающих обучаемых к принятию адекватных процессуальных решений и осуществлению действий на их основе.
Степень сложности мыслительных задач возрастает в процессе раскрытия преступления и расследования уголовного дела. Его окончание производством - это существенное этапное продвижение слушателей к овладению суммой знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности.
Создаваемая на занятиях учебная оперативная обстановка должна быть максимально приближена к реальным условиям деятельности органов внутренних дел. Успехи учебной деятельности зависят не только от содержательного характера вводных, четко разыгрываемых инсценировок, но и от продуманной системы их подачи, организации: сообщения, доклады, показы и прослушивание аудио-и видеозаписей служебные задания, схемы, процессуальные документы, фотоснимки т.д.
В оперативно-следственной игре ведущим видом учебной деятельности становится проблемное обучение в сочетании с самообразованием.
Дидактическая целесообразность построения каждого занятия ОСИ должна строго аргументироваться принципами и рекомендациями педагогики, психологии, общей и предметной методики обучения, наконец, методологией образования: содержание социального заказа на специалиста (ГОСВО, квалификационные характеристики), структура учебного плана, тематический порядок прохождения предмета обучения, уровень личностного развития обучаемых (объем знаний и опыта, психограмма специалиста и т.д.);
Таким образом, оперативно-следственная игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
Литература
1. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугри В.П., Кузов В.В. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров // Персонал. 2000. № 1. С. 24-29.
2. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 52-57.
3. Николаев В.В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.
Н.А. Гончарова*
Психологические особенности ценностных компонентов сознания несовершеннолетних правонарушителей
Проблема ценностного содержания сознания личности в силу того, что развитость ценностного сознания является условием благополучия бытия личности и общества в целом, в настоящее время привлекает внимание исследователей в различных областях научных знаний - социологии, философии, педагогике, психологии.
Осмысление ценностного содержания человеческого бытия определило в середине XIX в. начало науки аксиологии, объясняющей и раскрывающей явления, факты и события с точки зрения их внутреннего, духовно-ценностного содержания и рассматривающей ценности в их связи с объективной реальностью.
Вопрос о сущности ценностного сознания, смысле человеческого бытия, движущих силах практической деятельности человека в наиболее значительных аксиологических концепциях зарубежных исследователей располагается между двумя крайними позициями: субъективной и
* Соискатель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
объективной. Первую группу представляют психологические концепции, авторы которых выводят ценность из биопсихологической природы человека, из его потребностей, желаний интересов, переживаний. Ценность тут определяется как предмет любого интереса, предпочтения и основывается на субъективно-эмоциональных актах удовольствия, наслаждения. Как общественные сущности, ценности предстают в концепциях второй группы исследователей. Представители данного направления утверждают, что ценности являются общезначимыми, общечеловеческими, идеальными сущностями.
Объединить две противоположные точки зрения на ценности (субъективную и объективную) пытались русские философы В.С. Соловьев и Н.О. Лосский. Так, Н.О. Лосский указывает на субъективные желания и влечения человека, которые являются не источником ценностей, а всего лишь их следствием. Что же касается чувств, то они являются одеждами, «в которых объективные ценности появляются в сознании»1.
Ценности как компоненты общественного сознания широко освещаются в социологических исследованиях. В рамках социологических наук понятие «ценность» впервые предложено социологами У. Томасом и Ф. Знанецки. Они определяют понятие «ценности» в социологии и с позиции социальной системы и культуры.
Ценность как значимость, как идеал предстает в концепциях отечественных социологов. Так В.П. Тугаринов и О.Г. Дробницкий исходят из того, что ценность есть результат взаимодействия субъекта и объекта. Субъект-объектные отношения соответствуют пониманию ценности как значимости объекта для субъекта.
Однако высказываются и другие предположения. В частности, О.Г. Дробницкий пишет о том, что явления, внешне вступающие как отношение человека к предмету или предмета к человеку, в действительности являются отношением человека к самому себе и другим людям или к обществу2.
Эту точку зрения поддерживает и Г.П. Выжлецов. Исследуя специфику ценностей, он отмечает, что проявление и функционирование ценностей в обществе определяется не субъектно-объектными отношениями, а прежде всего именно межсубъектными отношениями, и в них же реализуются3. Ценности обладают познавательным и регулятивно-целевым значением, выступая в качестве норм и идеалов в отношениях между людьми. Вне общественных отношений ценность не может быть объяснима. Именно поэтому наиболее распространенными сегодня ценностными понятиями являются «добро», «свобода», «справедливость», т.е. такие, которые имеют межсубъектную природу и выражают определенные виды отношений между ними.
Таким образом, основное содержание понятия «ценность» заключается в обозначении объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому как эталон должного4. Тем самым феномен «ценность» отражает:
1) наличие объектов и явлений;
2) значимость этих объектов и явлений и принятие их в качестве образца;
3) следование данным образцам как должному;
4) возведение данного образца в абсолютную ценность - идеал.
На базе тех же основных понятий складывается иерархия ценностей в индивидуальном сознании. На первом уровне функционируют объекты-носители ценностей - ценности материальные: это явления, факты, события, предметы социальной действительности, по поводу которых складываются межсубъектные отношения. В межсубъектном взаимодействии рождается значимость объекта-носителя, его полезность для субъекта и экономическая ценность, что представляет собой второй уровень в иерархии ценностей. На третьем уровне значимость переходит в должное, в нормативное, порождая ценности морали, права, культуры. Высший уровень в ценностной иерархии занимает идеал - ценности духовные, эстетические, гносеологические.
Для психологической науки наиболее значимым является изучение ценностей как механизма социализации индивида, механизма принятия им норм и требований. Психологические исследования сосредоточены на изучении содержания личностных ценностей, места ценностей в структуре личности, механизмов усвоения ценностных значений и их роли в развитии личности.
В данном контексте в отечественной психологии проблема впервые была сформулирована А.Ф. Лазурским. В частности, он определил ценности как отношения субъекта к различным жизненным сферам: социальному окружению, профессии, обществу в целом5. Идеи Лазурского были в дальнейшем разработаны В.Н. Мясищевым в концепции личности как системы отношений.
В целом в отечественной психологии ценностные образования рассматриваются в качестве основы направленности личности. Так, Б.Г. Ананьев определяет ценности как базальные характеристики личности, определяющие мотивы поведения и деятельность6. С.Л. Рубинштейн проявления направленности, основанные на ценностях, определяет в качестве динамической тенденции
личности7. А.Н. Леонтьев обозначает ценности понятием «личностный смысл», который индивид обретает в процессе усвоения опыта предшествующих поколений8.
Изучение ценностей является неотъемлемой составляющей криминологических научных исследований. Так в работах А.И. Долговой, В.И. Каминской, В.Н. Кудрявцева, А.Р. Ратинова и др. отмечена необходимость изучения ценностных систем личностей, совершивших преступление, анализа индивидуально-психологических структур личности, вовлеченных в процесс становления ценностных ориентаций, прогнозирование тенденций универсального характера на основе сравнительных исследований.
Анализ личности преступника показывает, что в ее структуре в первую очередь наблюдается искажение системы ценностно-нормативных представлений, выражающееся в неправильном отношении либо неправильном трактовании существующих норм морали и права, приводящее к совершению преступления, и обеспечивающее преступнику психологическую защиту через механизмы самооправдания9.
Аналогичные психологические механизмы выявляются при исследовании проблем правовой социализации несовершеннолетних правонарушителей. Успешность процесса социализации, как правило, детерминирована именно системой ценностных компонентов сознания, ввиду того, что ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и индивидом, обеспечивая становление личности. В период несовершеннолетия вопросы ценностного освоения мира встают наиболее остро и, по мнению исследователей, процесс их усвоения складывается из четырех аспектов: осведомленности о нормах и понимания их содержания, отождествления своего поведения с нормой, желания следовать норме, способности реализовать норму10.
Актуализация проблем ценностного содержания сознания несовершеннолетних правонарушителей обусловливается ростом доли молодежной преступности с возрастного периода, который обозначен в литературе как возраст становления ценностно-смысловой структуры личности. Причины возрастания преступной активности молодежи в период юношеского несовершеннолетия кроются в психологической сущности отношений юности и внешних ценностных ориентиров. Несовершеннолетний период развития несет всю нагрузку оформления ценностных компонентов поведения, поиска смысла жизни, становления самосознания, является наиболее значимым периодом для оформления ценностного ядра личности как устойчивого образования. Ввиду особой пластичности, динамичности и активности, а также неоформленности ценностного сознания в этом возрасте заложен глубокий потенциал для воспитательных воздействий.
Усвоение ценностных значений несовершеннолетними происходит в условиях ведущей деятельности - общения, которая обеспечивает развитие личности и появление новообразований в виде ценностных ориентаций. Однако новообразования возможны при одном условии - деятельность должна быть организована и обеспечена ценностными ориентирами. Мы обозначили такую деятельность как ценностно-ориентационную. Она является особым родом активности, сущностью которой является сознательное осмысление, внутренняя работа по созданию нового продукта в виде ценностного ориентира и ценностной установки, лежащей в основе усвоения ценностей. В конечном итоге ценностно-ориентационная деятельность обеспечивает индивиду закрепление ценностных внешних значений во внутреннем плане, отстаивание этих значений во внешнем плане и постепенное преобразование их во внутренние смыслы. С этой точки зрения ценностно-ориентационная деятельность лежит в основе становления личности, которое представляется возможным только через проявление активности, позволяющей отстоять свою индивидуальность и ценностные смыслы. На этой деятельности построен механизм становления ценностей, представляющий собой процесс воссоздания вновь и вновь каждым человеком, каждым поколением своей иерархии общечеловеческих и духовных ценностей. Предметные ценности, интериоризируясь, превращаются в субъектные посредством постепенного формирования представлений, образов, когнитивных структур, установок, оценок.
Изучая психологические особенности ценностных компонентов сознания личности несовершеннолетних правонарушителей, мы обратились к выявлению психологических характеристик, ценностных предпочтений, которые играют наиболее существенную роль в совершении преступления.
Исследование ценностей представляет определенные трудности в силу того, что методики изучения ценностей ориентированы на лиц, достигших юношеского возраста и обладающих достаточным уровнем образования для понимания терминов и понятий, в них заложенных. Усложняет проблему исследования ценностей несовершеннолетних правонарушителей именно факт отсутствия образования у большинства из них. Поэтому особое внимание было уделено подбору испытуемых и формированию групп на основе равноценных параметров. Были учтены следующие характеристики: предшествующий опыт, знания, умения, навыки, интересы, уровень образования. Одним из условий
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
включения респондентов в исследование являлось обучение в общеобразовательной школе ввиду того, что оперирование сложными понятиями ценностного содержания, представленного в диагностическом материале, требует определенного уровня развития интеллекта.
В процессе исследования было выделено несколько выборок несовершеннолетних правонарушителей представителей юношеского возраста. Основную выборку в исследовании ценностных компонентов сознания несовершеннолетних правонарушителей составили юноши, воспитанники Архангельской воспитательной колонии УИН Министерства юстиции РФ, в возрасте от 16 до 18 лет. На этой базе были сформированы две экспериментальные группы по 30 человек. Контрольные группы составили правопослушные юноши - учащиеся 10-11-х классов общеобразовательной школы. Исследование было организовано методом «поперечных срезов» и включало два этапа: 2001 и 2005 гг.
Изучение ценностных компонентов сознания несовершеннолетних проводилось при помощи методик, позволяющих наиболее полно исследовать различные уровни индивидуальности и выявить взаимосвязи ценностей и показателей свойств личности, ценностные компоненты в личностной ориентации, поведенческих характеристиках, свойствах личности.
В процессе исследования применялся комплекс методик: методика изучения психодинамических особенностей (опросник В.М. Русалова); методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттелл, № 187); тест самоописания личности Стейна (в модификации Т.И. Ронгинской); методика оценки терминальных ценностей (ОТеЦ); опросник личностной ориентации Э. Шострома; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса; методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Т.Элерса; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
В исследовании были применены методы математической обработки материала. Результаты исследования внесены в базу данных, созданных в программе “Excel” для операционной системы “Windows”. Сравнение количественных данных разных групп проводилось с помощью t-критерия Стьюдента. Изучение взаимосвязей различных показателей проводилось по Спирмену (уровень значимости не менее 0,05). Для исследования зависимостей применялся факторный анализ, реализованный в пакете “Statisica 5.5”.
При анализе психодинамических свойств в группах несовершеннолетних правонарушителей выявлены поведенческие детерминанты, свидетельствующие о ценности социальных контактов, ценности освоения социальных форм деятельности, лидерства. Получены статистически значимые различия в показателях экспериментальных и контрольных групп по шкалам «эмоциональность», «социальная эмоциональность», «социальный темп» при p<0,05.
Особенности выявленных различий свидетельствуют, согласно методике, о том, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны трудности речевого выражения своих мыслей, замедленность в восприятии чужой речи, высокий уровень эмоциональности в сфере общения, высокая степень беспокойства, чувствительность к неудачам в общении, неуверенность и ранимость. Данное положение является показательным в ситуации социальной изоляции, в которой находятся испытуемые экспериментальных групп, ввиду того, что ведущая деятельность определяется в основном межсубъектными отношениями в социальной среде правонарушителей.
Ценностные компоненты, определенные в личностных характеристиках (согласно методике Кеттелла) прослеживаются в ориентации на адаптивное поведение, выраженное в интеллектуальном приспособлении, приземленности стремлений. Были подвергнуты анализу шкалы, по которым обнаружены значимые различия, изначально между экспериментальной группой-1 и контрольной группой-1 (факторы L, N) (исследование 2002 г.). Значения по шкале L (алаксия - протенсия / доверчивость - подозрительность) распределены по разные стороны от среднего согласно тесту: высокие в контрольной группе, низкие в экспериментальной, что дает нам возможность определить в характеристиках экспериментальной группы наличие чувства собственной незначимости. Показатели по данному фактору в экспериментальных группах несколько выше. Для них характерны проявление дипломатичности в отношениях, проницательность, опытность, искушенность. Различия по фактору М (практичность - мечтательность) представляют определенный интерес: в личности правопослушных юношей обнаруживаются свойства идеалистичности и мечтательности.
В свойствах личности юношей правонарушителей отмечается практичность, приземленность стремлений, прозаичность. Анализ составляющих фактора I (жестокость - мягкосердечие) показал, что для представителей экспериментальной группы-2 характерно проявление рассудочности, жестокости, низкой чувствительности. Различия по признаку Q4 (низкая эго-напряженность - высокая эго-напряженность) достоверны при p < 0,01 и позволяют с высокой степенью определенности охарактеризовать представителей экспериментальных групп как возбужденных, раздражительных личностей со слабым чувством порядка.
В результате исследования личностной ориентации (опросник личностной ориентации Шострома) несовершеннолетних правонарушителей определены средние и низкие значения в показателях. В ценностной направленности личности юношей, находящихся в условиях социальной изоляции, выявлена ориентация на индивидуальные и ситуативные ценности, они поглощены незначимой деятельностью, в отношениях к другим доминирует чувство обиды.
Сравнение данных экспериментальных и контрольных групп выявило статистически значимые различия (рис. 1) по шкалам «Самопринятие» (достоверность различий при р < 0,05) и «Познавательные потребности» (достоверность различий при р < 0,01) (исследования 2002 г.).
60 -|
50
40
30
□ Эксп.гр.-1 ■ Контр.гр.-1
20
10
Самопринятие*
Познават. потребности*
Рисунок 1. Статистически значимые различия показателей личностной ориентации в экспериментальной группе-1 и контрольной группе-1
Различия между экспериментальной группой-2 и контрольной группой-2 (исследование 2005 г.) по шкалам «Принятие агрессии», «Креативность», «Познавательные потребности» характеризуют испытуемых экспериментальных групп как не способных к целостному восприятию мира, принятию собственной агрессии, как лиц со слабо выраженными творческими способностями и познавательными потребностями (рис. 2).
Принятие агрессии*
Позн. потребн ости *
Креативность*
0
70
60
50
40
30
20
10
0
Рисунок 2. Статистически значимые различия показателей личностной ориентации в экспериментальной группе-2 и контрольной группе-2
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
§
&
£
I
N
I
а.
Таким образом, в направленности личности представителей экспериментальных групп выявлен средний уровень стремлений к самоактуализации. Несовершеннолетние правонарушители, находящиеся в условиях социальной изоляции, не владеют способами соединения времен, не умеют жить настоящим и выстраивать временную перспективу. В личностной ориентации доминирует чувство обиды на других людей, направленность на индивидуальные ценности, они поглощены незначимой деятельностью, нерефлексируемой концентрацией, действуют в соответствии с принципами конвергентного решения практических задач, ограничены в реализации духовных ценностей.
Сравнительный анализ потребностей экспериментальных и контрольных групп показал, что в целом по основным параметрам уровень потребностей в экспериментальных группах значительно выше (рис. 3). На рисунке в виде гистограммы отображены уровни показателей экспериментальных групп, в виде графика - уровни показателей контрольных групп. Совпадения значений наблюдаются в показателях потребности в независимости. Из шести признаков статистически различаются четыре: потребность в безопасности, удовольствии, аффилиации, власти.
25
20
15
Ф
У
га
х
СО 10
I I ????.?? 1 I 1?77?7?2
-------????.??. 1
— — ?????.??.2
/
У
(Г
/
/
У
/
Потребности
Рисунок 3. Сравнение уровня показателей потребностей в экспериментальных и контрольных группах
Потребностно-мотивационная сфера несовершеннолетних правонарушителей представлена состояниями, выражающими зависимость в большей степени от недостатка приятных ощущений и переживаний, социального отвержения, невозможности достичь значимых достижений в различных областях жизни. Специфика потребностей правонарушителей определяется социальной природой деятельности, центральным звеном которой является адаптивная стратегия активности личности испытуемых, формирующая движущие мотивационные силы, определяемые потребностями в удовольствии, аффилиации, достижениях.
Анализ показателей ценностной составляющей исследования (методика оценки терминальных ценностей) позволил сделать выводы о наличии накопившихся тенденций, детерминирующих правонарушающее поведение. Определено большое количество статистически значимых различий между экспериментальными и контрольными группами (из 13 признаков статистически различаются 10). В результате ранжирования определись ценности, имеющие первостепенное значение в структуре ценностных иерархий исследованных респондентов всех групп (табл. 1).
5
0
Таблица 1
Ранжирование ценностей в выборках экспериментальных и контрольных групп
Ранг Эксперименталь ная гр.-1 Эксперименталь ная гр.-2 Контрольная гр.-1 Контрольная гр.-2
1 Сфера Достижения Сфера Сфера
общественной общественной профессионально
жизни жизни й жизни
2 Достижения Высокое Достижения Сфера обучения и
материальное образования
положение
3 Сфера семейной Креативность Сохранение Сфера
жизни собственной общественной
индивидуальности жизни
4 Высокое Сфера Сфера обучения и Достижения
материальное общественной образования
положение жизни
5 Собственный Сфера семейной Развитие себя Духовное
престиж жизни удовлетворение
6 Развитие себя Развитие себя Высокое Сохранение
материальное собственной
положение индивидуальности
7 Активные Сфера увлечений Сфера семейной Развитие себя
социальные жизни
контакты
8 Сфера увлечений Активные Активные Активные
социальные социальные социальные
контакты контакты контакты
9 Сфера обучения и Собственный Собственный Собственный
образования престиж престиж престиж
10 Сохранение Сфера обучения и Сфера увлечений Высокое
собственной образования материальное
индивидуальности положение
11 Духовное Сфера Креативность Креативность
удовлетворение профессионально
й жизни
12 Сфера Духовное Сфера Сфера семейной
профессионально удовлетворение профессионально жизни
й жизни й жизни
13 Креативность Сохранение Духовное Сфера увлечений
собственной удовлетворение
индивидуальности
Ценностную иерархию в сознании личности несовершеннолетних правонарушителей возглавляют ценности, связанные с жизнью общества, благополучием семьи и семейных отношений, высоким материальным благосостоянием (табл. 1). В числе наиболее значимых ценностей экспериментальных групп находятся ценности сферы общественной жизни, достижения, высокое материальное положение, сферы семейной жизни, креативность.
Таким образом, ценностную иерархию личности несовершеннолетних правонарушителей представляют ценности, связанные с значимостью общественной жизни:
- стремление быть принятым, обрести друзей;
- благополучие семьи и семейных отношений;
- высокое материальное благосостояние.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Последнее в понимании испытуемых является основанием для развития чувства собственного достоинства, повышенной самооценки, и достижений.
Отрицаются ценности личностного становления: сохранение собственной индивидуальности, сохранение своеобразия личности, собственных взглядов, индивидуального стиля жизни, а также ценности сферы профессиональной деятельности, обучения и образования.
Корреляционный анализ показателей ценностной сферы и индивидуально-психологических характеристик в группах несовершеннолетних правонарушителей показал большое количество значимых связей между показателями ценностей и индивидуально-психологических особенностей испытуемых (табл. 2).
В экспериментальной группе-1 наибольшее количество связей с признаками индивидуальности выявлено по следующим ценностным шкалам:
- сфера ценностей профессиональной жизни;
- сфера ценностей увлечений;
- ценность духовного удовлетворения.
В экспериментальной группе-2 наибольшее количество связей с признаками индивидуальности выявлено по шкалам:
- сфера ценностей обучения и образования;
- ценность развития себя;
- ценность достижений.
Значимые корреляции внутри ценностных сфер (по методике оценки терминальных ценностей) отличаются множественностью связей, свидетельствующих об активизации ценностноориентационной деятельности, неустойчивости и подвижности ценностной структуры личности. Корреляционные связи в группах правонарушителей выражены в большем количестве значимых связей. В актуальном состоянии личности наблюдается ситуация ценностной неопределенности, выбора и противостояния, в которых доминируют интеркорреляции показателей ценностей высокого материального положения, ценностей семейной жизни и ценностей активных социальных контактов.
В процессе факторного анализа в группах юношей в качестве наиболее значимых и информативных выделилось по 5 основных факторов, описывающих соответственно 60 и 58 % дисперсии. В обеих экспериментальных группах показатели ценностной сферы сгруппировались в отдельный фактор, обозначенный нами как «Ценностно-нормативные образования Я-концепции» (процентный вклад - 31,5 %). В содержании данного фактора определяется наличие в сознании несовершеннолетних переживаний по поводу ценностей, понимание нормативных условий существования и жизни в обществе, понимание жизненных ценностей на уровне правил. Теснота группировки показывает активизацию процессов становления ценностных компонентов в сознании личности.
Содержание наиболее информативных факторов дает возможность предположить наличие элементов Я-концепции, в которой воплощено Я-идеальное как представление о себе нормативном, соответствующем основным устоям общественной оценки. Данные факторы указывают на активизацию процессов становления элементов ценностных компонентов в сознании личности и предпосылок к формированию устойчивой системы представлений о себе и процессе соотношения себя с представлениями общества. Эти представления являются свидетельством наличия психологической защиты, обеспечивающей повышение самооценки в силу расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, в котором воплощены представления несовершеннолетнего о том, каким он должен быть.
Таким образом, в сознании личности несовершеннолетних правонарушителей ценностные компоненты являются неустойчивыми диссипативными системами. Особенности их проявления выражены в активности, основанной на практичности, жестокости, расчетливости, искушенности, конформности, зависимости, прозаичности и механизмах психологической защиты. Усвоение ценностно-значимых ориентиров происходит на фоне проявлений низших уровней активности, опосредованных несформированностью эмоциональной сферы, раздражительностью, доминированием потребностей в удовольствии и аффилиации, усиливающих тревогу, неуверенность в себе, состояние зависимости и отрицания духовных ценностей.
Ценностные компоненты играют ведущую роль в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя и опосредованы влиянием ценностного содержания среды, комплексом социальных отношений в условиях социальной изоляции, оказывающей воздействие на становление ценностного ядра личности, формирование Я-концепции личности.
Формирование ценностного ядра личности несовершеннолетних правонарушителей находится на стадии становления отдельных компонентов, отличающихся пластичностью и динамичностью
Таблица 2
Количество значимых корреляций между показателями ценностей и показателями индивидуально-психологических особенностей в экспериментальных группах
Ценностные сферы и терминальные ценности Экспериментальная группа-1 Экспериментальная группа-2
Свойства темперамента Свойства личности Актуализация Потребности Мотивация Готовность к риску о в 1 ч о И а и в ю о Свойства темперамента Свойства личности Актуализация Потребности Мотивация Готовность к риску Общее кол-во
Профессиональной жизни 2 4 4 1 1 1 13 3 1 2 1 1 8
Обучения и образования 2 3 3 3 1 1 12 3 3 2 4 1 13
Семейной жизни 2 2 1 2 1 1 9 1 1 3 1 1 7
Общественной жизни 3 3 1 1 1 9 2 3 1 1 1 8
Увлечений 4 4 5 1 1 15 3 3 2 8
Собственный престиж 2 2 4 1 9 2 1 1 4
Высокое материальное положение 4 1 5 2 2
Креативность 1 4 4 1 10 4 2 1 1 1 1 10
Активные социальные контакты 3 1 2 2 8 2 2 1 1 2 8
Развитие себя 3 2 1 2 1 1 10 2 3 6 5 1 17
Достижения 2 4 1 3 1 1 12 2 4 2 3 1 12
Духовное удовлетворение 3 5 5 1 1 14 1 2 3 2 1 9
Сохранение индивидуальности 3 3 2 1 9 2 2 1 1 6
Общее количество 29 40 22 26 12 7 136 27 23 27 23 11 1 112
ценностных выборов, неустойчивостью и неопределенностью ценностной структуры. Актуальное состояние ценностной структуры личности несовершеннолетних правонарушителей определяется доминированием ценностей высокого материального положения, ценностей семейной жизни и ценностей активных социальных контактов.
Комплекс негативных социальных явлений, оказывающих влияние на криминализацию несовершеннолетних, создает предпосылки, затрудняющие процесс интериоризации ценностей в силу слабой представленности либо полного отсутствия в их содержании объекта-носителя ценности, а также общественно значимых ценностных образцов положительной направленности. Ценностноориентационная деятельность в условиях лишения свободы определяется влиянием среды педагогически запущенных несовершеннолетних, нормами тюремной субкультуры и в конечном итоге негативными ценностными значениями, вступающими в противоречие с элементами культурных ценностей, предлагаемых школьным и профессиональным обучением в воспитательной колонии.
Механизмы формирования ценностных компонентов в сознании личности обеспечиваются субъектной активностью за счет перевода во внутренний план ценностных значений и обретения ценностных смыслов в процессе ценностных межсубъектных отношений, обеспечивающих воплощение идеалов через приобщение к объекту-носителю ценности. Ограниченность деятельности на основе культурных общечеловеческих ценностей в условиях лишения свободы способствует приведению в действие механизма утверждения ценностей асоциальной направленности в сознании
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
несовершеннолетнего правонарушителя, обеспеченное состоянием эволюционной активности и готовности ценностных систем юношеского возраста к усвоению ценностного содержания мира.
Относительная гармонизация состояний несовершеннолетних правонарушителей, наличие компонентов Я-концепции, ориентированных на общезначимые нормативные ценности, понимание основного содержания ценностных значений существующих в обществе, наличие интеллектуальных умений, актуализация состояний выражающих стремление к персонализации, высокая активность связей ценностных ориентаций и личностных структур создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия на ценностно-смысловую систему несовершеннолетнего правонарушителя юношеского возраста.
1 См.: Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 259-308.
2 См.: Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии / Под ред. А.Г. Харчева и др. М.; Л., 1966.
3 См.: Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
4 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.
5 См.: Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / Классификация личности. М., 1997.
6 См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2001.
7 См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб., 2003. С. 268-286.
8 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
9 См.: Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 3-33.
10 См.: Аувяэрт Л. И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1981.
Н.Г. Ковалевский*, Е.И. Примакина**
Метод психофизиологического отбора сотрудников МВД для проведения контртеррористических операций
Практика сегодняшнего дня показывает, что эффективность проведения контртеррористических операций во многом связана с человеческим фактором. Так, например, применение снайперского оружия является одним эффективных способов локальной нейтрализации нарушителя. Однако вместе с тем на действия снайпера оказывают ряд факторов: как внешних, так и психофизиологических особенностей индивидуума.
Одним из определяющих факторов является моторная реакция человека. Под ней понимаются форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное приспособление организма, реализуемое в виде кинематических реакций к изменяющим условиям окружающей среды. Как правило, воздействие внешней обстановки на человека представляется в виде непрерывных в пространстве и во времени стимулов. В формировании реакции участвует моторный механизмам человека, ответы которого описываются, как правило, кинематическими параметрами. В дальнейшем механизмы, реализующие моторную деятельность людей, будем называть моторной функцией человека (МФЧ).
Целью работы является выработка количественных критериев, позволяющих по откликам на известные воздействия судить о состоянии МФЧ в целом. Для оценки эффективности МФЧ необходимо определить соответствующие меры (критерии моторной деятельности).
Построение мер возможно, если рассмотреть модель моторной деятельности человека. Примем в качестве модели моторной деятельности человека следующую схему (рис.1).
Модель включает воздействия (стимул) и отклик. Входными стимулами являются:
1) сигналы для зрительного анализатора (картинки, вспышки света, расположение источников, модуляция световой энергии и т.д.);
2) сигналы для слухового анализатора (речь, акустические сигналы искусственного и естественного происхождения и т.д.);
3) сигналы воздействия на вестибулярный анализатор человека (воздействие кориолиосового ускорения, динамическое воздействие и т.д.).
* Кандидат технических наук, начальник Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С. Попова, контр-адмирал.
* Заведующая кафедрой строительных конструкций Костромской государственной сельскохозяйственной академии.