Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности к социальной адаптации у несовершеннолетних правонарушителей'

Формирование психологической готовности к социальной адаптации у несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
485
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SOCIAL ADAPTATION / DELINQUENT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залящев Глеб Сергеевич

В статье обсуждается понятие психологической готовности к социальной адаптации и раскрывается его системная уровневая структура. На основании теоретического анализа обосновывается структура и содержание программы развития психологической готовности к социальной адаптации у несовершеннолетних правонарушителей. Экспериментально доказывается большая эффективность предлагаемой программы в сравнении с существующими программами по развитию социальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SOCIAL ADAPTATION AMONG DELINQUENT ADOLESCENTS

The term psychological readiness for social adaptation is discussed and its systematic and leveled structure is revealed. The structure and the content of the program that provides the forming of psychological readiness for social adaptation among delinquent adolescents are substantiated following the theoretical analysis that has been done. Greater effects of the proposed program are shown experimentally in comparison with the effects of the programs of social skills’ development.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности к социальной адаптации у несовершеннолетних правонарушителей»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

© 2012 Г.С.Залящев

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 20.02.2012

В статье обсуждается понятие психологической готовности к социальной адаптации и раскрывается его системная уровневая структура. На основании теоретического анализа обосновывается структура и содержание программы развития психологической готовности к социальной адаптации у несовершеннолетних правонарушителей. Экспериментально доказывается большая эффективность предлагаемой программы в сравнении с существующими программами по развитию социальных навыков.

Ключевые слова: психологическая готовность к социальной адаптации, делинквентное поведение.

Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних - одно из направлений деятельности органов внутренних дел. Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам психолого-педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду.

Психологическими факторами, которые затрудняют социальную адаптацию, являются нарушения когнитивной, эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловой сферы личности. Отсутствие ценностей, принятых в обществе, приводит к убеждению в невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди своих сверстников. Происходит разрушение позитивных норм, ценностей, взамен которых усваиваются антиобщественные нормы и формы поведения. Все это приводит к снижению психологической готовности делинквент-ных подростков к успешной адаптации после отбывания наказания. Психологическая готовность к социальной адаптации отдельно не изучалась в литературе, однако существуют исследования, в которых данный феномен рассматривается как один из ведущих факторов, влияющих на успешную социализацию несо-

Залящев Глеб Сергеевич, старший психолог отдела охраны Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «областная соматическая больница главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области, соискатель кафедры психологии образования. E-mail: vip. zalyashev@mail. ru

вершеннолетних правонарушителей1. Психологическая готовность может рассматриваться как психическое состояние и как устойчивая характеристика. Снятие противоречия между этими двумя подходами возможно через рассмотрение психологической готовности как системы диспозиций личности в контексте теории В.А.Ядо-ва. Согласно А.Г.Асмолову, в структуре психологической готовности следует выделять смысловой, целевой и операциональный уровни, которым соответствуют уровни ценностных ориентаций, базовые социальные установки и фиксированные установки в иерархической системе диспозиций личности В.А.Ядова. При этом более высокие уровни системы оказывают системообразующее, детерминирующее и организующее влияние на более низкие уровни. Соответственно, именно ценностные ориентации оказываются наиболее важным уровнем в системе психологической готовности делинквент-ных подростков к социальной адаптации. Современные исследования достоверно показывают нарушения ценностно-смысловой сферы у подростков-правонарушителей, приводящие к негативной динамике их поведения2.

В наших исследованиях было показано, что главной особенностью ценностной сферы осужденных несовершеннолетних правонарушителей в сравнении с правопослушными сверстниками является разрыв, несоответствие между декларируемыми ценностями и ценностями, реали-

1 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Мн.: 1976.

2 См., например: Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: 1993; Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М.: 1981; Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В.Г. Криминальная психология. — Рязань: 1997; Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А.Беличевой. — М.: 1999.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012

зуемыми в поведении3. При декларации воспитанниками ЖВК ценностей самостоятельности и достижения они фрустрируются на поведенческом уровне, а действительно реализуемые ценности гедонизма и стимуляции не всегда осознаются и рефлексируются. Эти результаты были положены в основу разработки программы формирования психологической готовности несовершеннолетних осужденных к социальной адаптации. Основываясь на том, что ценностные ориентации, являясь центральным, системообразующим фактором психологической готовности как интегральной характеристики, мы считаем, что формирование ценностных ориен-таций, способствующих социальной адаптации, будет направлять развитие соответствующих социальных установок и навыков. И, наоборот, если сделать акцент на формировании социальных навыков и аттитюдов в отрыве от ценностных ориентаций, то последние, вступая в противоречие с формируемыми свойствами, будут противодействовать психокоррекционной работе и снижать ее эффективность. Ведущими механизмами формирования ценностных образований являются непосредственное переживание ситуации выбора4 и рефлексия оснований и последствий совершенного выбора5.

В качестве формы реализации программы был избран групповой тренинг. Основной задачей тренинга в субъектном подходе является не формировании определенной системы ценностей, представлений, отношений и навыков, а развитие способности быть субъектом в выборе и реализации собственных ценностных представле-ний6. В качестве основных методических средств и приемов нами были использованы: 1) групповая дискуссия; 2) методика решения задачи на смысл (Д.А.Леонтьев); 3) методика предельных смыслов (Д.А.Леонтьев7); 4) ролевые игры;

3 Залящев Г. С. Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. -Том.13. - № 2(6). - С. 1382 - 1387. [Электронный ресурс] Режим доступа http: / /www.ssc.smr.ru/media / journals /izvestia/2011 /2011 2 1382 1387.pdf (20.02.2012); Он же. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы у осужденных подростков и учащихся общеобразовательных школ // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Том.14. - № 2(2). -С. 371 - 376. [Электронный ресурс] Режим доступа http: / /www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2012 /2012 2(2)371 376.pdf (20.02.2012).

4 Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: 1984.

5 Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения студента // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С. 99 - 105.

6 Вачков И. В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. - СПб.: 2004.

7 Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: 1999.

5) элементы психодрамы («будущее в прошедшем», «прошедшее в будущем»; 6) элементы арттерапии (проективное рисование); 7) шеринг.

Эффективность реализации программы была исследована в ходе экспериментального исследования, в котором использовался комплекс психодиагностических методик для диагностики как уровня психологической готовности к социальной адаптации в целом, так и его отдельных компонентов.

Для обеспечения достоверности и надежности результатов общая выборка делинквентных подростков - воспитанников Жигулевской воспитательной колонии для несовершеннолетних (ЖВК), общей численностью 108 человек, была разделена на три группы: 1) Экспериментальная группа, в которой проводилась апробация программы по формированию психологической готовности к социальной адаптации у делинквентных подростков. Занятия проводились как автором программы, так и сотрудниками ЖВК для того, что бы исключить влияние на результаты развивающего эксперимента такой побочной переменной как личность ведущего (всего 36 человек); 2) Контрольная группа 1, на которую не осуществлялось воздействие (всего 40 человек); 3) Контрольная группа 2 (далее К2), в которой сотрудниками ЖВК реа-лизовывалась программа по формированию социальных навыков, разработанная специалистами кафедры общей психологии и психологии развития СамГУ8 (всего 29 человек).

Для создания комфортной и развивающей среды на групповых психокоррекционных занятиях данные группы делинквентных подростков делились поровну так, чтобы численность каждой из них не превышала 14 - 16 человек и чтобы группы оставались гетерогенными.

Для оценки уровня сформированности ценностного компонента в структуре психологической готовности была использована методика С. Шварца для изучения ценностей личности. Для диагностики операционального компонента был использован опросник социальных навыков, разработанный сотрудниками ГОУ ЯО «Центр помощи детям» на основании модели социального поведения А.П.Гольдштейна и апробированный в работе с подростками из детских домов и школ-интернатов9. В качестве общего показателя сформированности психологической готовности к социальной адаптации была ис-

8 Технология формирования социальных навыков / Под общ. ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого - Самара: 2005.

9 Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. Вып. 1/Сост. И.Н.Пахомова и др. - Ярославль: 2005.

пользована шкала социальной компетентности А.М.Прихожан, разработанная по типу шкалы социальной компетентности Е.Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков. Была использована версия шкалы, предназначенная для оценки уровня социальной компетентности взрослыми, близко взаимодействующими с диагностируемым подростком. В качестве экспертов, отвечающих на вопросы методики, выступили сотрудники ЖВК, непосредственно взаимодейт-вующие с осужденными.

Перед началом реализации программы формирующего эксперимента было проведено сравнение всех групп по выраженности каждого используемого диагностического показателя. Однофакторный дисперсионный анализ и критерий х2 Пирсона не выявили различий ни по одному из них в каждой из групп воспитанников ЖВК, что говорит о сбалансированности экспериментальой и контрольных групп по всем диагностическим критериям.

После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика сформированности всех компонентов психологической готовности к социальной адаптации. Далее для более детального изучения произошедших изменений были проанализированы обнаруженные сдвиги по каждому диагностическому параметру в каждой группе.

Анализ результатов по профилю ценности методики С.Шварца, отражающего уровень развития декларируемых ценностей, показал, существенные изменения произошли только в отношении двух ценностей, а именно, более значимыми стали ценности доброты (^=2,35; р<0,05) и стимуляции ^=3,42; р<0,01). Ценность доброты, по данным В.Н.Карандышева10, входит в число ведущих ценностей адаптированных подростков, что свидетельствует о том, что реализация программы способствует сближению декларируемых ценностей делинквент-ных подростков с их сверстниками, не проявляющих признаков делинквентного поведения. В то же время рост декларируемой значимости ценности стимуляции не соответствует структуре значимых ценностей правопослушных подростков, который был диагностирован на первом этапе. Тем не менее, эта ценность является одной из ведущих для делинквентных подростков в поведении, поэтому данный результат показывает, что программа способствует осознанию противоречивости делинквентными подростками их ценностной сферы и способствует ее гармонизации. Этот вывод подтверждается тем,

10 Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: 2004.

что в контрольных группах никаких различий между первым и вторым срезом в уровне значимости декларируемых ценностей выявлено не было. Тем не менее, следует заключить, что в целом реализация программы влияет на изменение значимости декларируемых ценностей в небольшой степени.

На уровне ценностей, реализуемых в поведении, эффект от проведения программы оказался более выраженным. Здесь наблюдается существенный рост значимости ценностей самостоятельности (^=2,42; р<0,05) и достиже-ний(^=3,37; р<0,01) , а также заметное снижение значимости реализации в поведении ценностей гедонизма (^=2,13; р<0,05) и стимуляции (^=4,03; р<0,01). При этом в контрольной группе никаких изменений обнаружено не было. В группе, в которой реализовывались занятия по программе технологии формирования социальных навыков, выросла значимость только ценности самостоятельности как на декларируемом, так и на реализуемом уровне. Это означает, что целенаправленное формирование социальных навыков не приводит к существенным изменениям в ценностной сфере, и поэтому обнаруженные различия следует считать следствием реализации предлагаемой программы формирования психологической готовности к социальной адаптации. Мы видим, что после реализации программы растет реализуемость ценностей, связанных с реализацией собственных целей и снижается значимость в поведении ценностей, связанных с ситуативным удовлетворением актуальных потребностей. Таким образом, полученные результаты показывают, что реализация программы действительно способствует гармонизации ценностной сферы несовершеннолетних осужденных и преодолению разрыва между декларируемыми и реализуемыми ценностями.

Что касается операционального компонента психологической готовности к социальной адаптации - уровня сформированности социальных навыков - то до проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе был диагностирован в целом низкий уровень их развития. Так, из 36 человек высокий уровень развития социальных навыков был диагностирован только у одного из них (2,8%), средний - у 11 (30,6%). Соответственно, более чем у половины испытуемых социальные навыки оказались развитыми ниже среднего уровня: для 17 испытуемых (47,2%) был диагностирован низкий уровень их сформированности и еще для 7 испытуемых (19,4%) был диагностирован уровень, соответствующий социальной дезадаптации. Подобные результаты были обнаружены и в

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(3), 2012

контрольных группах (различия статистически незначимы).

После реализации программы в экспериментальной группе были обнаружены значимые положительные изменения в развитии социальных навыков. Так, количество испытуемых, у которых сформированность социальных навыков соответствовала уровню социальной дезадаптации, снизилось до 3 (8,3%), а количество испытуемых, у которых был диагностирован высокий уровень развития социальных навыков, увеличилось с 1 до 7 (что составляет 19,4%). Также увеличилось количество испытуемых со средним уровнем развития социальных навыков (с 11 до 16, на 13,9%) и уменьшилось - с низким (с 17 до 10, на 19,4%). Эти изменения являются статистически значимыми (х2 =8,84; р<0,05), что позволяет с уверенностью утверждать, что реализация программы также способствует развитию социальных навыков.

Следует отметить, что подобные изменения были обнаружены и в группе, в которой реали-зовывалась программа по технологии развития социальных навыков, однако там различия оказались еще более значимыми (х2 =11,96; р<0,01). Это неудивительно, поскольку в данном случае диагностируется именно тот компонент психологической готовности к социальной адаптации, на развитие которого и направлена данная программа. В контрольной же группе никаких значимых изменений обнаружено не было. Таким образом, становится явным основное различие между предлагаемой нами программой и программой формирования социаль-

ных навыков. Если последняя способствует эффективному развитию только операционального компонента психологической готовности к социальной адаптации - собственно социальных навыков - и практически никак не влияет на более высокие уровни психологической готовности, связанные с ценностными ориентациями, то наша программа, предложенная в настоящей работе, затрагивает различные уровни психологической готовности к социальной адаптации и приводит к значимой положительной динамике на каждом из них. Конечно, на уровне социальных навыков эффект от реализации предлагаемой программы не так заметен, но это связано с тем, что основной упор в ней сделан на развитие именно ценностных ориентаций. Развитие социальных навыков здесь - не самоцель, но результат работы с более высокими уровнями психологической готовности к социальной адаптации. Тем не менее, основным показателем эффективности реализации программы является общий уровень психологической готовности к социальной адаптации, который оценивался сотрудниками ЖВК по шкале социальной компетентности А.М.Прихожан. Общий уровень социальной компетентности и готовности к социальной адаптации оценивался двумя сотрудниками ЖВК независимо для каждого испытуемого. По результатам качественного анализа результатов был определен общий уровень социальной компетентности, отражающий психологическую готовность к социальной адаптации. Результаты его диагностики в экспериментальной группе представлены на рис. 1.

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

3 (9%)

0 (0%)

Высокий

18 (51%)

9 (26%)

Средний

26 (74%)

14 (40%)

Низкий

□ До

реализации программы

□ После реализации программы

Показатели социальной компетентности

указано количество человек и доля от общего числа испытуемых в экспериментальной группе

Рис. 1. Результаты диагностики обобщенных показателей социальной компетентности в экспериментальной группе до и после реализации программы

Как следует их приведенного рисунка, в экспериментальной группе наблюдается выраженная положительная динамика роста социальной компетентности, причем эта динамика неслучайна и статистически значима на высоком уровне (х2 =9,6; р<0,01). В группе, в которой была реализована программа по технологии формирования социальных навыков, также наблюдается подобная динамика, однако она является менее выраженной и статистически не значимой (р>0,05). В контрольной группе какая-либо динамика отсутствует вовсе. Поэтому следует заключить, что предлагаемая программа, направленная на формирование и развитие ценностных ориентаций и социальных навыков личности в отношении выбора и способов реализации собственных жизненных ценностей, способствует повышению уровня психологической готовности личности к социальной адаптации. Ее эффективность объясняется тем, что в процессе ее реализации в комплексе развиваются все компоненты психологической готовности - ценностный, целевой и операциональный. Именно поэтому результаты от ее реализации способствуют большей готовности к социальной адаптации в сравнении с другими программами, направленными на развитие лишь отдельных ее компонентов.

Таким образом, проведенное исследование позволяет с уверенностью сделать следующие выводы: 1) Ценностные ориентации личности занимают одно из ведущих мест в структуре

психологической готовности несовершеннолетних правонарушителей к процессу успешной социализации. Ценностно-смысловая сфера определяет формирование смыслов и целей жизнедеятельности человека, а также способы их достижения. При этом содержание ценностно-смысловой сферы личности неразрывно связано с социальными условиями и социальными нормами общества и в значительной степени определяет общую направленность личности - как просоциальную, так и антисоциальную. 2) Неэффективность процессов социализации приводит к обеднению и деформации ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей и является одним из центральных факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий. 3) Работа по формированию психологической готовности к социальной адаптации будет эффективной в том случае, если основное внимание в ней будет уделено работе с ценностной сферой, поскольку именно ценностный компонент является ведущим и системообразующим в структуре психологической готовности. 4) Предлагаемая в работе программа, направленная на развитие ценностных ориентаций и формирование социальных навыков и навыков целеполагания эффективно способствует формированию психологической готовности к социальной адаптации.

FORMING PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SOCIAL ADAPTATION AMONG

DELINQUENT ADOLESCENTS

© 2012 G.S.Zalyaschev

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The term psychological readiness for social adaptation is discussed and its systematic and leveled structure is revealed. The structure and the content of the program that provides the forming of psychological readiness for social adaptation among delinquent adolescents are substantiated following the theoretical analysis that has been done. Greater effects of the proposed program are shown experimentally in comparison with the effects of the programs of social skills' development.

Keywords: psychological readiness for social adaptation, delinquent behavior.

Gleb Sergeyevich Zalyaschev, Senior Psychologist at the Department of Custody at Federal State Health-Care Institution «Regional Somatic Hospital of the Chief of Federal Penitentiary Service of Russia on Samara region»; Post-graduate student, Psychology of Education Department. E-mail: vip. zalyashev@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.