УДК 159.923
Баландина Людмила Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической
психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7 (342) 239-65-75 e-mail: [email protected]
Петрова Елизавета Александровна
психолог психологической лаборатории
ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю, Пермь 614056, Пермь, Соликамская, 246а, +7 (908) 272-62-64 e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Lyudmila L. Balandina
Associate Professor at Department of General and Clinical Psychology, Ph.D.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
Elizaveta A. Petrova
Psychologist of Psychological Laboratory
FKU SIZO-5 Russian Federal Penitentiary Service across Perm Krai, Perm 246a, Solikamskaya, 614056, Perm, Russia e-mail: [email protected]
FEATURES OF SELF-ACTUALIZATION AND TERMINAL VALUES OF THE WOMEN CONDEMNED FOR VIOLENT CRIMES
Аннотация. Представлены результаты сравнительного исследования женщин, осужденных за насильственные преступления, и женщин, которые
© Баландина Л.Л., Петрова Е.А., 2018
ранее не привлекались к уголовной ответственности (контрольная группа). Предполагалось, что особенности сформировавшейся личности, ситуация совершения противоправных действий и условия социальной изоляции являются основанием для проявления специфики самоактуализации и системы ценностей испытуемых. Выявлено, что у осужденных женщин показатели самоактуализации значимо ниже по большинству переменных по сравнению с законопослушными женщинами, а изучаемые терминальные ценности значимо не отличаются. Анализ корреляционных плеяд показал различия показателей самоактуализации, связанных с набором терминальных ценностей в экспериментальной и контрольной группах. Полученные результаты характеризуют недостаточную зрелость личности осужденных женщин и позволяют определить содержание психологической помощи в условиях исправительного учреждения.
Ключевые слова: самоактуализация, терминальные ценности, насильственная преступность.
Abstract. The article represents the results of the comparative survey carried among women condemned for violent crime and women who have not been disciplined for criminal liability (the focus group). It has been assumed that traits of a mature personality, situation of committing criminal offence and socially isolated environment serve as grounds for revealing features of self-actualization and value system of the testees. It has been found that the condemned women demonstrate considerably lower features of self-actualization in comparison with the law-abiding women regarding the majority of the parameters, whereas the terminal values in question do not differ notably. Analysis of correlative parameters has shown differences in self-actualization features connected with the set of terminal values in the experimental and focus groups. The received data manifest unsubstantial maturity of personality among the condemned women and allow to determine the content of psychological assistance in the penitentiary service environment.
Key words: self-actualization, terminal values, violent crime.
Ярко выраженные тенденции роста женской криминальной активности доказывают, что исследование мотивационных образований женщин-преступниц является острой необходимостью не только для эффективной работы по предупреждению криминальных действий, совершаемых женщинами, но и для профилактики рецидивов. Так, в данной работе были рассмотрены особенности самоактуализации и терминальных ценностей как основные регуляторы активности осужденных женщин.
В современную психологию понятие «самоактуализация» было введено К. Гольдштейном, который утверждал, что организм как живая система стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс развертывания этих возможностей К. Гольдштейн назвал самоактуализацией и акцентировал, что самоактуализация в личности
представляет собой основной мотив и цель ее жизни [Цит. по: 5]. Основной вклад в развитие предложенного К. Гольдштейном понятия внесли К. Роджерс [11] и А. Маслоу [7, 8], утверждающие, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному росту. Базируясь на теоретических основах изучения данного личностного конструкта, заложенных вышеперечисленными учеными, Э. Шостром создал опросник личностных ориентаций (Personal Orientation Inventory - POI), используемый для измерения уровня самоактуализации. Для применения на российской выборке Л.Я. Гозман, М.В. Кроз и М.В. Латинская [1], а также А.А. Рукавишников [12] разработали адаптации данного опросника. В современной отечественной психологии наиболее известными исследованиями самоактуализации являются работы следующих авторов: В.И. Маркелов [6], Л.Н. Ожигова [9], Э.И. Фазлиахметова [14], О.А. Юшина [15].
Исследованием криминальной самоактуализации занимались Е.М. Разумова [10], Д.В. Жмуров и А.Г. Завьялов [2], которые представили данные об уровне самоактуализации осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и провели сравнительный анализ полученных результатов с результатами испытуемых, не привлекавшихся к уголовной ответственности.
В сравнении с понятием самоактуализации понятие «ценности» гораздо чаще встречается в эмпирических исследованиях. Так, под ценностями понимают особые психологические образования, которые составляют иерархическую систему и существуют в структуре личности только в качестве ее элементов.
Одной из общепринятых моделей ценностей личности является классификация М. Рокича, который выделил два класса ценностей личности: инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях; терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Поскольку терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, а также для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность, то именно терминальные ценности являются одним из предметов нашего исследования [16].
Ценности в криминологическом аспекте изучали следующие авторы: Т.В. Калашникова и М.М. Калашникова [4], А.А. Истомин [3], К.С. Тумаров [13]. Данные исследователи провели результаты сравнения терминальных ценностей лиц, совершивших противозаконные действия, и лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности.
Целью работы является изучение особенностей самоактуализации и терминальных ценностей женщин, совершивших насильственные преступления. Мы предполагали, что набор терминальных ценностей женщин,
совершивших насильственные преступления, существенно отличается от подобного набора у женщин, не привлекавшихся к уголовной ответственности; и основные показатели самоактуализации преступниц ниже, чем у несудимых женщин.
Организация и методы исследования
В исследовании принимали участие женщины, отбывающие наказание по ст. 105 и 111 УК РФ (экспериментальная группа), и женщины, не привлекавшиеся к уголовной ответственности (контрольная группа). Возраст испытуемых экспериментальной группы - 41,0 (±21) год, возраст контрольной группы - 38,0 (±18,5) лет.
Для проведения исследования использовались следующие методики: опросник личностной ориентации (Р01), предназначенный для оценки уровня самоактуализации личности, как критерий личностной зрелости и опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), диагностирующий основные стремления и жизненные ориентации личности.
Для измерения полученных данных на нормальность распределения был использован критерий Колмогорова - Смирнова. Анализ результатов проводился с использованием /-критерия Стьюдента для независимых выборок, коэффициента корреляции Пирсона.
Обсуждение результатов исследования
Было выявлено, что терминальные ценности женщин, совершивших насильственные преступления, и женщин, не привлекавшихся к уголовной ответственности, не имеют значимых различий. Это может свидетельствовать о том, что насильственные преступления, совершенные женщинами, обусловлены скорее сложившейся социальной ситуацией, гендерными особенностями, а не системой ценностей, формируемой на более ранних этапах онтогенеза в процессе воспитания.
Исследование показателей самоактуализации выявило различия по десяти из двенадцати шкал на достаточно высоком уровне значимости (см. таблицу). Это шкалы: «временная компетентность» (р < 0,001), «внутренняя опора» (р < 0,001), «ценность самоактуализации» (р < 0,01), «экзистенциальность» (гибкость поведения) (р < 0,01), «реактивная чувствительность» (р < 0,05), «спонтанность» (р < 0,01), «самоуважение» (р < 0,001), «принятие себя» (р < 0,01), «природа человека - конструктивная» (р < 0,01), «синергия» (целостность) (р < 0,001).
Показатели по данным шкалам демонстрируют более низкий уровень самоактуализации в группе женщин, осужденных за насильственные преступления, по сравнению с женщинами, не привлекавшимися к уголовной ответственности. Полученные данные позволяют составить комплексную характеристику самоактуализации личности осужденных женщин.
Сравнительный анализ показателей самоактуализации у женщин, совершивших насильственные преступления, и женщин, не привлекавшихся к уголовной ответственности
Показатели Осужденные Несудимые ¿-критерий Стьюдента Р
Временная компетентность 4,70 8,03 -7,18 0,001 ***
Внутренняя опора 5,73 8,23 -5,30 0,001 ***
Ценность самоактуализации 6,03 7,16 -2,62 0,011 **
Экзистенциальность 5,81 7,52 - 4,12 0,002 **
Реактивная чувствительность 6,07 7, 16 - 2,24 0,031 *
Спонтанность 5,30 7,33 -3,95 0,009 **
Самоуважение 4,83 7, 68 - 5, 68 0,001 ***
Принятие себя 5,66 7,2 -3,34 0,009 **
Природа человека -конструктивная 5,63 6,9 -2,74 0,008 **
Синергия 4,96 7,26 -5,16 0,001 ***
Примечание-. * p < 0,05; ** p < 0,01; *** p < 0,001.
Женщины, совершившие преступления, ориентированы более на прошлое и будущее, чем на происходящее в настоящее время. Так, возвращение к прошлому сопровождается чувством вины, сожаления, обвинения, обиды, что может быть обусловлено переживаниями психотравматического события, произошедшего с ними (шкала «временная компетентность»).
Их личность характеризуется направленностью на других: они более чувствительны к внешним влияниям, подвержены социальному давлению
и социальным ожиданиям. Для них основной метод отношений - понравиться и получить одобрение со стороны других людей. В роли главных контролирующих чувств у осужденных предстают страх и тревога (шкала «внутренняя опора»). Разумеется, потере внутренней опоры могло способствовать нахождение в условиях исправительного учреждения, однако также есть основания предполагать, что отсутствие внутренней независимости как качества личности и тревожные состояния имели место и до совершения насильственных действий, а также могли стать одним их «запускающих механизмов» противоправного поведения.
У осужденных наблюдается невыраженная потребность в саморазвитии и реализации своего потенциала, слабое осознание собственного призвания и целей жизни, им не хватает уверенности в себе (шкала «ценность самоактуализации»). Таким образом, отсутствие экзистенциальных потребностей и наличие потребностей более низкого уровня определяют образ жизни, ориентированный на отношения и материальный быт.
Невысокая степень гибкости в реализации своих ценностей в поведении, ригидная приверженность принципам не позволяет им быстро приспосабливаться к новым конкретным ситуациям, использовать разнообразие алгоритмов и способов решения проблем (шкала «экзистенциальность»).
Характерно недостаточное понимание и принятие не только своих собственных потребностей, чувств и реакций, но и потребностей других людей (шкала «реактивная чувствительность»). Как следствие, им трудно быть самими собой, спонтанно и непосредственно выражать свои чувства в поведении (шкала «спонтанность»). Так, неразвитая способность к рефлексии потребностей и чувств, подавление эмоций и неумение их выражать могли привести к агрессивным неуправляемым действиям по отношению к окружающим.
У осужденных женщин снижена самооценка, способность ценить свои положительные качества и уважать себя за них (шкала «самоуважение»). Им сложнее принимать себя, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (шкала «принятие себя»). Подобное явление, несомненно, может быть обусловлено чувством вины за совершенные действия. Однако равным образом можно предположить, что отсутствие ощущения собственной значимости в совокупности с вышеперечисленными характеристиками могло стать защитным механизмом и спровоцировать преступление.
Находясь в убеждении, что человек по своей природе скорее плохой, чем хороший, затрудняет для осужденных принятие конструктивности дуальной природы человека (шкала «природа человека - конструктивная»). Таким образом, у них снижена способность целостного восприятия окружающего мира, они убеждены в антагонистичности противоположностей жизни (шкала «синергия»), а недостаточная гибкость в поведении и понимании дуальности человека и окружающего мира, снижают возможности использования разнообразных схем поведения и оправдывают насильственные преступления негативной сущностью человека.
Взаимосвязи между показателями самоактуализации и терминальными ценностями по-разному проявились в выборке женщин, осужденных за насильственные преступления, и женщин, не привлекавшихся к уголовной ответственности.
В группе женщин, осужденных за насильственные преступления, обнаружены тесные отрицательные связи почти всех изучаемых терминальных ценностей с двумя показателями самоактуализации - это «временная компетентность» и «принятие себя» (рис. 1).
Рис. 1. Схема взаимосвязей показателей самоактуализации и терминальных ценностей
осужденных женщин
Условные обозначения: 1 - сфера обучения; 2 - сфера профессиональной жизни; 3 - сфера семейной жизни; 4 - собственный престиж; 5 - высокое материальное положение; 6 -активные социальные контакты; 7 - развитие себя; 8 - сохранение собственной индивидуальности; 9 - достижения; 10 - духовное удовлетворение.
Низкие значения показателя «временная компетентность» имеют женщины, для которых важными являются сферы обучения, профессиональной, семейной жизни (р < 0,05), а также такие ценности, как собственный престиж (р < 0,01), высокое материальное положение (р < 0,01), активные социальные контакты (р < 0,01), развитие себя (р < 0,05), сохранение собственной индивидуальности (р < 0,01). Так, находясь в условиях изоляции, осужденные, имеющие вышеперечисленные ценности, уходят от настоящего, возвращаются в свое прошлое, переживая чувство вины, сожаления, и живут идеалистическими целями, которые планируют воплотить в будущем. Снижение значимости терминальных ценностей позволяет им принимать настоящее и снижает бремя переживаний, связанных с совершенным преступлением.
Показатель самоактуализации «принятие себя» тесно связан со сферами обучения (р < 0,01) и профессиональной жизни (р < 0,01), а также со всеми изучаемыми терминальными ценностями (р < 0,01), кроме шкалы «креативность». Чем более выражены у женщин терминальные ценности, тем менее они принимают себя, свои слабости вне зависимости от оценки своих достоинств. Принятие себя не связано со сферой семейной жизни, возможно,
это объясняется включением психологического механизма, обесценивающего данную область жизни и защищающего от тяжелых воспоминаний и переживаний.
Проявление спонтанности, характеризующей способность быть самими собой и непосредственно выражать свои чувства, свойственно испытуемым, для которых ценностью является «креативность» (р < 0,05) и «достижения» (р < 0,01). Они ориентированы на реализацию своих возможностей, достижение конкретных результатов и внесение изменений во все сферы своей жизни.
У женщин, не привлекавшихся к уголовной ответственности, связи имеют положительную направленность, и корреляционные плеяды включают иные показатели самоактуализации: «ценность самоактуализации», «экзистенциальность», «природа человека - конструктивная», «синергия» (р < 0,05; р < 0,01) (рис. 2).
Рис. 2. Схема взаимосвязей показателей самоактуализации и терминальных ценностей женщин, не привлекавшихся к уголовной ответственности Условные обозначения: 1 - сфера обучения; 2 - сфера профессиональной жизни; 3 - сфера семейной жизни; 4 - сфера увлечений; 5 - собственный престиж; 6 - высокое материальное положение; 7 - активные социальные контакты; 7 - развитие себя; 8 - сохранение собственной индивидуальности; 9 - достижения; 10 - креативность.
Законопослушные женщины с высоким уровнем терминальных ценностей характеризуются ясным осознанием целей жизни, стремлением к саморазвитию, гибкостью в реализации своих ценностей в поведении и взаимодействии с окружающими людьми. Они принимают дуальность мира в его единстве и воспринимают позитивную природу человека.
Таким образом, в рамках данного исследования была выявлена специфика мотивационных и ценностных образований женщин, осужденных за насильственные преступления, которые характеризуют противоречивость и недостаточную зрелость личности женщин.
Полученные данные могут быть полезными при оказании помощи осужденным, направленной на улучшение психологического здоровья, предупреждение рецидивов и адаптацию к жизни вне исправительного учреждения. А также для проведения работы с молодежью по профилактике девиантного поведения.
Список литературы
1. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. -М.: Рос. пед. агентство, 1995. - 43 с.
2. Жмуров Д.В., Завьялов А.Г. Криминальная самоактуализация [Электронный ресурс]. - URL: http://cj.isea.ra/pdf.asp?id=18046 (дата обращения: 15.05.2015).
3. Истомин А.А. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2011. - 23 с.
4. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 3. - С. 63-70.
5. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 13-46.
6. Маркелов В.И. Об уровнях самоактуализации и необходимости их выделения [Электронный ресурс]. - URL: www.gisap.eu/ru/node/1397 (дата обращения: 15.05.2015).
7. Маслоу А.Х. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. -СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
8. Маслоу А.Х. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М., 1982. - 123 с.
9. Ожигова Л.Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: На материале педагогической профессии: дис. канд. ... психол. наук. - Краснодар, 2000.
10. Разумова Е.М. Самоактуализация личности осужденного, отбывающего наказание [Электронный ресурс]. - URL: http://www.v-itc.ru/investregion/2013/04_2/pdf/2013-04_2-17.pdf (дата обращения: 30.03.2015).
11. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: пер. с англ. - М.: Рефлбук; Киев: Ваклер, 1997. - 320 с.
12. Рукавишников А.А. Опросник личностной ориентации (ЛиО): практ. рук. - М.: Генезис, 2002. - 96 с.
13. Тумаров К.С. Особенности ценностных ориентаций российских осужденных // Молодой ученый. - 2010. - № 8, т. 2. - С. 129-131.
14. Фазлиахметова Э.И. Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2010.
15. Юшина О.А. Самоактуализация личности, детерминированная брачными отношениями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2005.
16. Rokeach M. The nature of human values. - N.Y.: Free Press, 1973. - Р. 438.