Научная статья на тему 'Система профессиональных ценностей офицеров Национальной гвардии России'

Система профессиональных ценностей офицеров Национальной гвардии России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / VALUES / PROFESSIONAL VALUES / CLASSIFICATION OF PROFESSIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарухин Анатолий Петрович, Дарбинян Эдуард Владимирович

В статье анализируются понятия «ценности», «профессиональные ценности», приводится классификация профе ссиональных ценно стей выпускника образовательной организации Национальной гвардии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарухин Анатолий Петрович, Дарбинян Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of professional values of the Russian National Guard officers

The article analyses the concept of the terms: «values», «professional values»; presents the classification of professional values of the graduates of the institutes of the Russian National Guard.

Текст научной работы на тему «Система профессиональных ценностей офицеров Национальной гвардии России»

4 Осмотр места происшествия Осмотр места происшествия Моя будущая профессия -следователь

5 Идентификация в полицейском расследовании Проведение допроса подозреваемых

6 Выявление, предупреждение и раскрытие преступлений Моя будущая профессия Борьба с организованной преступностью, терроризмом, оборотом наркотиков и др.

7 Проведение допроса подозреваемых Подготовка полицейских кадров в Германии

Список литературы

1. Алексеева, Т. О. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Московский университет МВД России, 2003.

2. Архив федеральных государственных образовательных стандартов ВПО [Электронный ресурс] // URL://http: //www.mon.-gov.ru/dok/fgos/ (дата обращения: 05.08.2014).

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : сборник нормативных документов. - Омск: Омская академия МВД России, 2013.

4. ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] // URL: http://www.examen.ru/add/ege/ ege-po-anglijskomu-jazyku (дата обращения: 05.08.2014).

5. ЕГЭ по иностранным языкам отвечает мировым стандартам [Электронный ресурс] // URL: http://www.faito.ru/news/1329305878 (дата обращения: 05.08.2014).

6. Иностранный язык: Примерная программа для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. - М.: ЦОКР МВД России, 2010.

7. Маркушевская, Л. П., Процуто, М. В. Особенности обучения иностранным языкам в вузе технического профиля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - №№ 4 (52).

8. Оперативно-розыскная деятельность : учебник / 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра-М, 2004. - 848 с.

9. Чечетин, А. Е., Луговик, В.Ф. Раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска : учебное наглядное пособие / изд. 2-е, перераб. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 136 с.

10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 1254 с.

11. Уголовный процесс : учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова; 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 630 с.

УДК 378

А.П. Шарухин*, Э.В. Дарбинян**

Система профессиональных ценностей офицеров Национальной гвардии России

В статье анализируются понятия «ценности», «профессиональные ценности», приводится классификация профессиональных ценностей выпускника образовательной организации Национальной гвардии России.

Ключевые слова: ценности, профессиональные ценности, классификация профессиональных ценностей.

A.P Sharukhin*, E.V. Darbinyan**. The system of professional values of the Russian National Guard officers. The article analyses the concept of the terms: «values», «professional values»; presents the classification of professional values of the graduates of the institutes of the Russian National Guard .

Keywords: values, professional values, classification of professional values.

* Шарухин, Анатолий Петрович, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(921)578-55-63, e-mail: apsha@yandex.ru.

** Дарбинян, Эдуард Владимирович, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, адъюнкт. Адрес: Россия 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(911)811-75-49, e-mail:79118117549@yandex.ru.

* Sharukhin, Anatoliy Petrovich, professor of philosophy and social-economic disciplines department of St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces, St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov street 1, d. Tel .:8(921)578-55-63, e-mail: apsha@yandex.ru.

** Darbinyan, Edward Vladimirovich, a military post graduate of St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces , St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Address : Russia 198206 , St. Petersburg, Pilot Pilyutov street 1. Tel .: 8 (911) 811-75-49, e-mail: 79118117549@yandex.ru.

© Шарухин А.П., Дарбинян Э.Г., 2016

Рассмотрение философского, культурологического, социологического, психологического и педагогического подходов к понятию «ценность», анализ имеющихся определений профессиональных ценностей и их классификации, систематизация профессиональных ценностей выпускника образовательной организации внутренних войск МВД России позволили прийти к следующим выводам.

Вопрос определения сущности, содержательного наполнения, структуры феномена «ценность» решается учеными неоднозначно. Его истоки заложены в этике Канта, который отделял должное от сущего. Последователи Канта также выделяли Ценности из Бытия и располагали их выше Бытия, вне его, относя к духу, культуре и отождествляя со значимостью. Речь идет о Добре, Вере, Красоте и Истине.

В отечественной философии первоначально развивалось еще более узкое понимание, когда ценность приравнивалась к социальной значимости, трактуемой как общественная полезность [22, с. 125]. Ценностью объявлялась значимость объекта для удовлетворения потребности субъекта. Если объект удовлетворяет потребности субъекта, то он выступает ценностью.Аналогичного мнения придерживался и В.П. Тугаринов - один из выдающихся ученых-аксиологов 60-х гг. ХХ в. (известно, что после длительного запрета аксиологии был отмечен всплеск интереса к изучению феномена «ценности»). Он считал, что для удовлетворения потребностей людям приходится познавать полезные стороны и свойства различных предметов, объектов, которые они в последующем относят к ценностям. Кроме того, результатом материального и духовного производства людей выступают новые объекты, обладающие заданными характеристиками и также относящиеся к ценностям. Ценностью становится вё, что способствует удовлетворению потребностей и достижению целей [31, с. 244].

При этом объект, обладающий потенциальными свойствами удовлетворения потребностей людей, становится предметом оценки. Люди стараются позитивно оценивать всё нужное и доставляющее удовольствие. Механизмом осуществления оценки выступает интеллектуальное действие. Человек оценивает предмет оценки с точки зрения его ценности, и у него формируется отношение к нему как к ценности [14, с. 25-40]. Важно подчеркнуть, что значимость объекта деятельности человека выявляется в момент его взаимодействия с данным объектом [10].

В конце ХХ в. культура стала объектом особого внимания с позиции её ценностного осмысления. Был сделан вывод, что человек, самореализуясь, создаёт культуру, что культура - это его бытийное существование во времени и пространстве. Следовательно, человека, его сущность, внутренний мир, ценностные ориентиры можно изучать по вкладу в создание культуры (Г.П. Выжлецов, 1996; М.С. Каган, 1997; З.А. Кокарева, 1999; В.Н. Сагатовский, 1982) и др.

Интересные выводы из этих положений сделал Г.П. Выжлецов, который сосредоточил свои исследования на постижении ценностного смысла культуры. По его мнению, речь должна идти о ценностях межсубъектного отношения друг к другу. Множество разнообразных отношений (между отдельными людьми, семьями, группами людей, конфессиями, классами, стратами и т.д.) складывается по поводу какого-либо объекта-посредника, становящегося носителем ценности (природа, наполненная животворящими условиями; события и др.). Люди оценивают положительно или отрицательно в процессе жизнедеятельности всё, что их окружает и влияет на их планы. При этом они исходят из должного, т.е. установленных норм, и желаемого (идеалов, к которым следует стремиться), как оценочных критериев; т.е. ценность - общезначимая форма межсубъектных отношений, реализующихся в жизнедеятельности через важность и необходимость (значимость), норму и идеал [12, с. 167].

В аксиологической концепции культуролога М.С. Кагана целостность ценностного отношения связана с выделением двух крайне важных моментов: ценности и оценки [17, с. 205]. К ценностям он относит не только всё то, что есть значимого в природе и что становится ценной частью культурного бытия человека, но и то, что составляет результат ментальных действий, результат фантазии как будущего. Ценности по своей природе уже есть реальное, внутреннее, эмоционально окрашенное, неотчужденное отношение человека к объектам окружающего мира, выступающее ориентиром его деятельности. А ценностное оценивание - определение того, действительно ли данный объект представляет для человека ценность. В.Н. Сагатовский, когда говорит о ценностях, подразумевает жизненные ориентиры человека, его предпочитаемые блага и допустимые способы действий по их достижению. Все это основано на личном опыте. В целом к ценностям сегодня относят всё, что имеет мировоззренческо-нормативную окраску и значимо для человека и социума, частью которого он является. Речь идет о деятельности как практической, так и познавательной, осуществляя которые человек, во-первых, ориентируется на значимые материальные и нематериальные объекты; во-вторых, достигает чего-либо значимого [29, с. 103].

Другое культурологическое понимание ценностей предлагает Н.Г. Багдасарьян [4, с. 709]. Она считает, что к ценностям следует относить общепризнанные нормы, содержанием которых выступают образцы поведения, влияющие на формирование поведенческих актов. В разных культурах сформирована своя уникальная система норм, придающая им неповторимый колорит, проявляющийся в поведении, порядке, предсказуемых взаимоотношениях. Эту же точку зрения отстаивает и А.Я. Флиер, говоря о нравах, обычаях, стереотипах, оценках, образах, образцах, мнениях и интерпретациях, существующих в разных культурах. Народная мудрость и высокие интеллектуальные достижения составляют культурный стержень жизни социума и придают ей устойчивый характер [33, с. 568].

Социологическую концепцию ценностей разработали Э. Дюркгейм (1911), М. Вебер (1979), М. Рокич (1973) и др. В одном из первых обозначений ценности выделяется именно доступное, объективное, социальное значение эмпирических фактов жизни и их значимость [11].

М. Рокич связывает ценности с личностным или общественным отношением (предпочтением), касающимся стандарта поведения или конечного состояния, выделяя две их группы: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) [37].

В исследованиях Н.И. Лапина ценность - это представление человека о нормах поведения. Мотивация тесно связана с ценностями и управляется ими [20, с. 42-46]. В. Ядов считает, что ценности ориентируют человека в вопросе поведения в обществе. Ценности могут существовать в следующих формах: «ценности-нормы», «ценности-идеалы», «ценности-цели» [36, с. 112-116]. Ценности лежат в основе установления отношений человека с окружающим миром, выделяют приоритетные направления, ставят цели, формируют жизненные позиции.По А.Г. Здравомыслову, когда речь идёт о ценностях, то внимание должно быть сосредоточено на параметрах и явлениях, раскрывающих их потенциал для удовлетворения потребностей и интересов, представляющих неповторимое сочетание в каждом человеке и имеющих неповторимое значение. Потребности обозначают органические побуждения к активности, интересы отражают статусность человека и порождаемые ею потребности. Ценностный потенциал личности в обществе определяется характером его потребностей [16, с. 317].

Общество заинтересовано в выстраивании целостной системы ценностей, которые охватят такие феномены, как цель и смысл жизни, счастье, честность, доброжелательность, свобода, личный успех, богатство и др. Познание сущности ценностей как компонента культуры помогает раскрыть значение этой категории для анализа педагогической реальности.С.Ф. Анисимов подчеркивает, что ценности включены в мотивационные структуры личности, регулируют поведение, помогают соотнести его с общепринятыми нормами и позволяют ощутить полноценность и удовлетворенность [2, с. 256].

Психологический аспект категории «ценность» раскрыт в трудах К.А. Абульхановой-Славской, 1991; А.Г. Асмолова, 2002; М.И. Бобневой, 1995; Л.И. Божович, 1995; ДА. Леонтьева, 1996; А. Маслоу, 1997; В.Н. Мясищева, 1998; С Л. Рубинштейна, 1998 и др.

Согласно Д.А. Леонтьеву, ценности составляют ядро внутреннего мира личности, они включают эмоциональный, когнитивный и поведенче-ский компоненты структуры личности. Эмоция обеспечивает мотивационный заряд структуры, а комплекс аффективно-когнитивных диад может стать основой мировоззрения или идеологии. Вместе с тем ценности являются элементами поведения (действий) и, наряду с рациональными предпочтениями, становятся убеждениями. Эмоциональное состояние человека отражает одновременно его чувственно-конкретные и индивидуальные переживания. Ценностное осмысление действительности происходит в процессе обработки опытных данных: человек воспринимает, анализирует, обобщает ценностный опыт, полученный в социокультурной среде.

В результате такой работы происходит трансформация сознания, изменяются взгляды человека на самого себя. Следует обозначить несколько форм существования ценностей: 1) форма социальных идеалов; 2) предметная форма как воплощение социальных идеалов; 3) ценностные ориентации человека как форма социальных идеалов. Д.А. Леонтьев считает, что социальный идеал - исходная форма существования ценностей, укорененных в укладе общественного бытия и отражающих практический опыт жизнедеятельности конкретного социума [21, с. 5-22].

К.А. Абульханова-Славская считает, что ценностные ориентации - это комплекс когнитивных структур, связанных с эмоциями и волей, которые человек использует как внутренний ориентир [1, с. 299]. С точки зрения А.Г. Асмолова (1996), ценности выполняют стимулирующую роль, задавая смысловые ориентиры, сопряженные с потребностями профессиональной деятельности [3, с. 367].

С точки зрения М.И. Бобневой, ценности выступают в виде желаемых общих целей, выполняющих функции принципов и имеющих значимость в жизни людей [6, с. 64].

В виде важных для человека и общества идеалов, целей и идей представляет ценности и В.Н. Куницына. Она делит их на универсальные, групповые и индивидуальные. Ценности могут изменяться с возрастом и жизненными обстоятельствами [19, с. 256-265]. На общечеловеческие, групповые и индивидуальные делит ценности и А. Маслоу [24, с. 304]. Ценности производны от потребностей и относятся к избирательным установкам. Л.И. Божович считает, что моральные ценности подчиняют себе все другие побуждения и управляют ими, т.к. несут в себе убеждающий потенциал. Но формируются они уже при более или менее развитой системе мотивации [8, с. 126].

B.Н. Мясищев считает, что самое главное и определяющее личность - её отношения к людям. Отношения выступают как общественная и личностная ценность, как движущая сила развития, становления личности специалиста. Структурно ценностный характер отношений состоит из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Цели, идеалы, интересы и убеждения выступают как проявления ценностей. Они регулируют поведенческие акты [26, с. 363].

C.Л. Рубинштейн указывает на связь деятельностей и ценностей, подчеркивая их функции как идеала, наделенного высоким смыслом, эмоциональную насыщенность, характеристику объективной значимости ценностей для человека и потому превращения в цель, к которой он начинает стремиться - т.е. в ценностях присутствует не только познавательный компонент, который позволяет сделать выбор между объектами, произвести их сравнительную оценку, отнести объект к тому классу явлений, которые позволяют удовлетворить потребности, интересы, достичь жизненных целей («присвоить» ему положительный знак, вызвав положительные эмоции), но и эмоциональный компонент. Человек и общество, исходя из потребностей, интересов, целей, формируют идеальную основу оценки объектов и явлений окружающей действительности, которая начинает выполнять ориентирующую функцию. Следовательно, целостное представление, стабильное существование, основа для ориентировки и сохранения идентичности выступают основными функциями ценностей. Общественные идеалы не могут реализоваться, если не превратятся в объект устремлений конкретных людей, соединившись с их интересами [28, с. 113-114].

Это же подчеркивает и М.М. Бахтин [5, с. 32-39], когда утверждает, что общественные идеалы (ценности) могут осознаваться человеком как не имеющие к нему отношения, а, значит, и не будут

оказывать на него влияние. Другое дело то, что осознается как личностная ценность. Тогда она оказывает ориентирующее влияние на индивидуальную деятельность человека, занимая в общей иерархии ценностей то или иное место.

Проблема формирования и развития ценностей в образовательном процессе исследовалась М.В. Богуславским, 2002; Е.В. Бондаревской, 1995; В.А. Мальцевым, В.А. Сластениным, 2000, и другими учеными-педагогами. Их позиция выражается в следующем.

Образовательные ценности выглядят как одобряемые обществом и личностью, воспроизводящиеся последующими поколениями и выступающие в роли педагогических теорий и систем, технологий и способов смысловые структуры, отражающие культурные образцы жизнедеятельности различных сообществ людей [7, с. 24-28]. Ценности педагогической деятельности связаны с педагогическими потребностями, выполняют ориентирующую функцию и задают направленность на гуманистические цели [9, с. 340]. Важно, чтобы у педагогов были чётко сформированы профессиональные ценности, которые будут способствовать успешному выполнению профессиональных функций.

Под «профессией» принято понимать трудовую деятельность в определенной области, выполнение которой невозможно без специальной подготовки. Любая профессия составляет часть материально-духовной культуры, содержащую в себе ценностные ориентации, накопленный опыт организации, уникальных способов решения задач, их передачи последующим поколениям [23, с. 135-139].

А.П. Шарухин и Т.Г. Шарухина подчеркивают, что профессиональная культура - это интегративное качество личности, которое образуется из комплекса компонентов. Прежде всего в нём следует выделить ценностно-ориентационные структуры личности специалиста, научно-познавательную способность, побудительно-волевой потенциал действий, эмоционально-оценочный и творчески-созидательный компоненты [34, с. 352; 35, с. 347]. Регулирование этими компонентами осуществляет аксиологическое ядро личности, включающее систему профессиональных ценностей.

В научной литературе представлено большое количество классификаций ценностей, в основу которых положены самые разные критерии. Анализ взглядов на феномен ценности и профессиональные ценности позволяет понять и охарактеризовать профессиональные ценности выпускника образовательной организации Национальной гвардии и предложить их классификацию.

В военно-культурной среде образовательной организации заложена система военно-социальных ценностей, начало которой находится в потребностях служебной и учебной деятельности, идеалах и потребностях курсантов. В её состав входят: главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни офицера, других военнослужащих, долге, добре, чести, благе, счастье); ценности военно-профессионального и межличностного общения (честность, доброжелательность, открытость в меру возможного); демократические ценности (права военнослужащего); служебно-профессиональные ценности (статус, профессионализм и др.) и др. Конкретным проявлением военно-социальных ценностей выступают военно-профессиональные ценности, под которыми понимаются значимые для военно-профессионального сообщества и конкретного военнослужащего этические нормы, идеи, концепции, цели, знания, умения, навыки, компетенции, взгляды, убеждения, идеалы, свойства и качества личности, материальные средства (в т.ч. «орудия труда»), необходимые для успешного выполнения профессиональных задач.

Военно-профессиональные ценности делятся на группы.

1. Профессионально-групповые ценности - это совокупность относительно стабильных идей, концепций, норм, целей, знаний, умений, взглядов, убеждений, идеалов, свойств и качеств, «орудий труда», регулирующих профессиональную деятельность определенных групп военных специалистов (танкистов, артиллеристов, связистов и т.д.).

2. Индивидуально-профессиональные ценности - это система осознанных идей, концепций, норм, сформированных целей, знаний, умений, взглядов, убеждений, идеалов, а также средств профессиональной деятельности, которые воспринимаются курсантом как значимые, должные и желаемые для освоения и использования. Они делятся на базовые или терминальные ценности (смыслообразующие, целевые, профессионально-этические) и инструментальные ценности (компетенции, свойства личности, а также средства деятельности).

Поскольку любая деятельность включает в себя мотив, цель, средство, сам процесс преобразования и его результат, в основе терминальных ценностей находятся мотивы и цели деятельности, а средства - в основе инструментальных.

Смыслообразующие ценности определяются следующим.

1. Базисными потребностями личности курсанта: потребностью в творческой самореализации; потребностью в уважении; потребностью в принадлежности к референтной группе и занятию в ней ведущего положения; потребностью в безопасности; возможностью удовлетворять познавательные и физиологические потребности. К ним следует отнести: социальную значимость своей профессиональной деятельности, её творческо-продуктивный характер, обеспечивающий моральную удовлетворенность; статусность, уважение, авторитет; гордость; дружбу; жизнь и здоровье - свои и других людей; напряжённость.

2. Профессионально-этическими требованиями, ставшими значимыми для курсанта и превратившимися в ценности: благо общества и государства; добро; справедливость; долг; ответственность; честь (профессиональная репутация) и достоинство личности; мужество; правдивость; самокритичность; инициатива и самостоятельность.

3. Профессиональными целями, связанными с безусловным и безупречным выполнением стоящих перед будущим офицером служебных и боевых задач, ростом профессионального и педагогического мастерства, развитием коллектива, формированием и поддержанием дружеских отношений в

офицерском коллективе и сплочением на здоровой морально-психологической основе подчинённого воинского коллектива: а) при работе с подчинёнными - доверие, коммуникативный контакт, способность убеждать и помогать подчинённым преодолевать внутриличностные кризисы, обеспечивать их субъектно-личностное развитие, сплочение подразделения, формирование и поддержание здорового морально-психологического климата и др.; б) при взаимодействии с начальством - лояльность, личная репутация и репутация подразделения, продвижение интересов (своих и подразделения); в) по отношению к самому себе - личностное развитие и развитие профессионализма, умение взаимодействовать с другими; г) при взаимодействии с государственными органами, социальными институтами, гражданами - репутация (личная, подразделения), коммуникативный контакт.

Инструментальные ценности выделяются на основе структурно-содержательного и функционального состава деятельности и включают:

- компетентностные характеристики курсанта: знания, определяющие общий и профессиональный кругозор; умения, навыки, компетенции;

- ценности-свойства: а) для курсанта как будущего начальника - организаторские и аналитические способности; способность к самомобилизации и самоорганизации; стремление к самореализации; целеустремленность, гибкость и умение одновременно решать разные служебные проблемы; способность к предвидению; чуткость; лидерство; чувство юмора; коммуникабельность; старательность, стойкость характера; волевая энергичность; интеллектуальные качества; б) для курсанта как подчинённого (настоящего и будущего) - профессиональная надежность, которая обеспечивается свойствами:

- мотивационными (инициативность, старательность, стремление к наивысшим результатам);

- волевыми (стрессоустойчивость, решительность, настойчивость, трудоспособность, старательность и др.);

- интеллектуальными (внимательность, целостность восприятия, быстрое понимание сути, цепкая память, способность работать с большим количеством объектов, продуктивное мышление, чёткая и обоснованная речь и др.);

- чувственными (способность к сопереживанию);

- физическими (сила, ловкость, быстрота, выносливость);

- ценности-средства: порядок, документация (нормативная, отчетная), материальная база, все виды обеспечения, система занятий, система взаимоотношений, ритуалы, техника, вооружение, спецсредства, обмундирование и др.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль,1988. - 256 с.

3. Асмолов, А. Г. Психологии личности. Принципы общепсихологического анализа : учебник для вузов / 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2011. - 367 с.

4. Багдасарьян, Н. Г. Культурология. Для студентов технических вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. - М.: Высшая школа, 2012. - 709 с.

5. Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия, социальные науки и техника : ежегодник (1984-1985). - М., 1986. - С. 32-39.

6. Бобнева, М. И. Ценностные приоритеты личности и группы. - М., 1995. - 64 с.

7. Богуславский, М. В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. - 1998. - №7. - С. 24-28.

8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. - М. -Воронеж, 1995. - 126 с.

9. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. - 340 с.

10. Василенко, В. А. Ценность и оценка. - Киев, 1964.

11. Вебер, М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Культурология: XX век. - М., 1995. - С. 32-38.

12. Выжлецов, Г. П. Ценностно-ориентационная функция формирования личности в современной системе образования / Г.П.Выжлецов // Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен : монография. - СПб.: Союз, 2006. - 167 с.

13. Ганжа, А. О., Зотов, А. А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 112-120.

14. Дробницкий, О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей в философии // Проблема ценности в философии / под ред. А. Г. Харчева. - Л.: Наука, 1966. - С. 25-40.

15. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / пер. с фр.; составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. -М.: Канон, 1995. - 352 с.

16. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.

17. Каган, М. С. Философская теория ценности. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

18. Кокарева, З. А. Педагогические условия развития профессиональных ценностей учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1999. - 22 с.

19. Куницына, В.Н. Ценностно-нормативная система личности // Психология. - М.: Проспект, 1998.- С. 256-265.

20. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования.

- 1996.- № 5. - С. 42-46.

21.Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ : сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и Фонда Форда. - М., 1996. - С. 5-22.

22. Лосский, Н. О. Ценность и бытие: Бог как царство Божие и бытие как основа ценностей.

- Париж: Ymca Press, 1931. -125 с.

23. Мальцев, В. А. Профессиональная система ценностей социального работника // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. - С. 135-139. [Электронный ресурс]. - URL: http://hpsy.ru/public/ x2492.htm. (Дата обращения: 02.05.2016).

24. Маслоу, А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, 1997. - 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Микешина, Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. - М.,1990. - 128 с.

26. Мясищев, В. Н. Психология отношений. - М.-Воронеж, 1998. - 363 с.

27. Райнов, Т. И. Гносеология Лотце // Новые идеи в философии. - 1913. - №7. - С. 80-114.

28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер-ком, 1998. - 702 с.

29. Сагатовский, В. Н. Бытие идеального : монография. - СПб., 2003. - 103 с.

30. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебник для педагогических вузов / под ред. В.А. Сластенина.

- М.: ИЦ «Академия», 2007. - 576 с.

31. Тугаринов, В. П. Марксистская философия и проблемы ценностей // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г. Харчева. - Л.: Наука, 1966. - 244 с.

32. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации».

33. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М., 2000. - 568 с.

34. Шарухин, А. П. Психология менеджмента : учебное пособие. - СПб., 2005. -352 с.

35. Шарухина, Т. Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2002. - 347 с.

36. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал.

- 1994. - № 1. - С. 112-116.

37. Rokeach, М. Long-term value change Initiated by computer feedback// Rokeach М. Understanding human values: Individual and societal. - N.Y.: Free Press, 1979. - Р. 210-225.

УДК 378.14 В.С. Шурманов*

Сущность и структура самостоятельности:

философские, психологические и педагогические аспекты понимания

В статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к пониманию явления «самостоятельность», даётся определение сущности «самостоятельности».

Ключевые слова: самостоятельность, профессионально-личностное качество, сущность самостоятельности, проявления самостоятельности.

V. S. Shurmanov*. The essence and the structure of the independence: philosophical, pedagogical and psychological aspects of understanding. This article discusses the philosophical, psychological, pedagogical approaches to understanding the essence of the phenomenon of the definition of independence and the meaning of the independence.

Keywords: independence, professional and personal quality, the essence of independence and its manifestations.

Явление, которое обозначается словом «самостоятельность», в русском языке имеет многозначное содержание. В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» описывает «самостоятельность» как свойство, качество человека, «у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости» [1]. С.И. Ожеговым и Н.Ю. Шведовой «самостоятельный» рассматривается в трёх

* Шурманов, Василий Сергеевич, преподаватель Саратовского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, г. Саратов, ул. Московская 158. Тел. раб.+7(8452)504509., моб. 89873558108. E-mail vasilii-shurmanov@mail.ru.

* Shurmanov, Vasily Sergeevich, the teacher of the Internal troops of the Saratov Military Institute of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, Saratov, Moskovskaya str., 158, tel:+7(8452)504509, mob. 89873558108. E-mail vasilii-hurmanov@mail.ru.

© Шурманов В.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.