Научная статья на тему 'Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет'

Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1970
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / КУЛЬТУРА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ДИАЛОГ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATION / MODELS OF EDUCATION / CULTURE / STRATEGIC NATIONAL PRIORITIES / MODERN NATIONAL EDUCATIONAL IDEAL / DIALOGUE / VALUES / PERSPECTIVE DIRECTIONS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташова Н.А., Степченко Т.А.

В статье определены основы развития современной системы воспитания как стратегического направления в развитии личности, образования и социума в целом. Актуальность работы заключается в том, что воспитание школьников рассматривается с позиций установления направленности деятельности воспитательного характера для реализации этого процесса как стратегического общенационального приоритета. В статье раскрыта роль культуры как преобразующей деятельности человека и общества, которая существует в материальных и духовных ценностях, а также способах их создания, применения и передачи. Показаны возможности культуры как специфического способа человеческой деятельности; как процесса творческой самореализации сущностных сил личности. Авторы подчеркивают ориентацию воспитания на современный национальный воспитательный идеал и представляют перспективные направления воспитательного процесса. В статье раскрыты ресурсы воспитания как диалога индивидуальностей, воспитания как процесса интериоризации ценностей; особенности моделей воспитательного процесса. Анализ результатов опроса студентов будущих учителей позволил установить, какой вариант организации воспитательного процесса может создать условия для реализации стратегических общенациональных приоритетов в области воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING KIDS AS A STRATEGIC NATIONAL PRIORITY

The article defines the basis for the development of the modern system of education as a strategic direction in the development of personality, education and society in General. The relevance of the work lies in the fact that the education of students is considered from the standpoint of establishing the orientation of the activities of an educational nature for the implementation of this process as a strategic national priority. The article reveals the role of culture as a transformative activities of man and society that exists in the material and spiritual values, as well as methods of their creation, use and transfer. The possibilities of culture as a specific way of human activity; as a process of creative self-realization of intrinsic forces of the person. The authors emphasize the orientation of education in the modern national educational ideal and represent promising areas of the educational process. The article reveals the resources of education as a dialogue of individuals, education as a process of internalization of values; features of models of the educational process. The analysis of the survey results of students future teachers allowed us to establish which variant of the organization of educational process can create the conditions for implementation of strategic national priorities in the field of personality development.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет»

УДК 37.013.43

Асташова Н.А., доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Степченко Т.А., доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (Россия)

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ*

В статье определены основы развития современной системы воспитания как стратегического направления в развитии личности, образования и социума в целом. Актуальность работы заключается в том, что воспитание школьников рассматривается с позиций установления направленности деятельности воспитательного характера для реализации этого процесса как стратегического общенационального приоритета.

В статье раскрыта роль культуры как преобразующей деятельности человека и общества, которая существует в материальных и духовных ценностях, а также способах их создания, применения и передачи. Показаны возможности культуры как специфического способа человеческой деятельности; как процесса творческой самореализации сущностных сил личности. Авторы подчеркивают ориентацию воспитания на современный национальный воспитательный идеал и представляют перспективные направления воспитательного процесса. В статье раскрыты ресурсы воспитания как диалога индивидуальностей, воспитания как процесса интериоризации ценностей; особенности моделей воспитательного процесса. Анализ результатов опроса студентов - будущих учителей позволил установить, какой вариант организации воспитательного процесса может создать условия для реализации стратегических общенациональных приоритетов в области воспитания личности.

Ключевые слова: воспитание, модели воспитания, культура, стратегические общенациональные приоритеты, современный национальный воспитательный идеал, диалог, ценностные ориентиры, перспективные направления воспитательного процесса

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Брянской области в рамках научного проекта № 17-16-32003.

Общеизвестно, что воспитание школьников в современных условиях занимает важнейшее место в образовательном процессе, что вполне согласуется со стратегической линией личностно-ориентированной педагогики, предусматривающей реальное обеспечение организации воспитательного процесса как важнейшего и необходимого условия полноценного развития личности.

Методология воспитания строится с учетом гуманистического,

культурологического, аксиологического, диалогического и других подходов, особым образом определяет само понятие «воспитание» и, соответственно, иначе формулирует его ключевые характеристики. В основе воспитательного процесса лежат идеи личностного подхода, ставящего в центр разнообразной деятельности проблемы личности; подчеркивающего, что жизнь человека - это высшая социальная ценность; природосообразности,

предполагающей обязательный учет половозрастных особенностей личности; диалогичности как работы со смыслами, системой отношений человека;

культуросообразности как опоры на национальные традиции народа, его обряды, привычки; гуманизации межличностных отношений, обосновывающей уважение и понимание в системе взаимодействия субъектов воспитания.

Организация воспитания в

образовательной системе преимущественно строится на присвоении ценностных ориентаций, способных регулировать образовательные процессы, которые непосредственно и целенаправленно влияют на формирование духовных ценностей человека, его приобщение к нравственным богатствам Отечества. Именно это может объединить людей, сформировать социальные приоритеты, побуждать развитие самобытной личности,

стимулировать духовные потребности человека. В свою очередь, человек духовный способен ответственно относиться ко всему, что происходит в своем отечестве, понимать важность активной созидательной деятельности как необходимого условия преодоления проблем и решения социокультурных, экономических,

экологических и других задач. В этом уникальность воспитания как явления, пронизывающего все социальные структуры, имеющего диалогичную природу и разнообразие подходов, решений и оценок.

В процессе своего развития целесообразно и полноценно

организованное воспитание может и должно стать гарантом формирования гуманной, свободной и творческой личности, способной к органичному саморазвитию и тем самым обеспечивающей подлинный общественный прогресс.

Перспективы развития воспитания рассматриваются в контексте

стратегических общенациональных

приоритетов, предполагающих духовно-нравственное развитие личности с использованием вариативности

воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование

индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.

Проблемой нашего исследования является определение основ системы воспитания, актуализация которой способна реализовать этот процесс как стратегический общенациональный

приоритет.

Объект исследования - воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет.

Предмет исследования - содержание и специфика перспективных направлений воспитательного процесса школьников для развития субъектов воспитания.

Цель исследования - теоретически обосновать организацию воспитания как стратегического общенационального

приоритета.

Задачи исследования:

• разработать стратегические приоритеты развития воспитания;

• проанализировать перспективные ресурсы воспитательного процесса;

• определить особенности воспитания как диалога индивидуальностей;

• обосновать приоритетность аксиологического воспитания школьников.

Методы исследования: анализ философской, психологической и

педагогическом литературы, теоретическое моделирование, опрос студентов.

В современных условиях новой России особое внимание уделяется вопросам инновационного развития системы воспитания, не только потому, что именно этот компонент является базовым в образовании, но и потому, что воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет.

Действительно, воспитание сегодня - это стратегическое направление в развитии личности, образования и социума в целом, поскольку именно этот сложный процесс обладает высокой ценностью, творческим потенциалом и ориентирует человека на его будущее. Воспитание является системной перспективой, в которой представлены образы человека, информационные ресурсы, ценностные характеристики личности, образовательное пространство, система отношений на основе актуального взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

Понятие «воспитание» имеет разные определения, что подчеркивает сложность, оригинальность и многоликость этого процесса и направленности деятельности воспитательного характера. Чаще всего о воспитании говорят как о процессе целенаправленного управления развитием личности, в этом случае речь идет о динамике качественных и количественных изменений, которые происходят с воспитанником в результате

взаимодействия, организованного

воспитателем.

Исследователи воспитательного

процесса определяют его ключевые характеристики по-разному, но смысл воспитания как процесса гуманистического, ценностно-ориентированного, созидательного, творческого сохраняется. Например, Е.В. Бондаревская подчеркивает положение о том, что воспитание - это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении [4]. Н.Е. Щуркова определяет воспитание как

целенаправленное, организованное

профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества,

как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека [6].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» - документе, который был принят как важная составная часть реализации стандарта школьного образования, - отмечается, что воспитание -это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества [10].

Анализ разных вариантов определения феномена воспитания привел нас к пониманию того, что воспитание непосредственно обращено к человеку, который получает от воспитателя и сам ищет ответы на вопросы о смысле жизни, об уровне и качестве субъектного взаимодействия, о самоактуализации. Воспитание - это диалогический процесс, в котором подчеркивается ценность каждого субъекта и реализация взаимопонимания, умения слушать и слышать, проявлять заботу и терпимость, что непосредственно влияет на развитие внутреннего мира, культуры участников воспитательного процесса.

Культура и воспитание - два уникальных явления в обществе. Культура в современных условиях рассматривается как преобразующая деятельность человека и общества, которая существует в материальных и духовных ценностях, а также способах их создания, применения и передачи. Воспитание же - процесс целенаправленного управления развитием личности, в основе которого лежат культурные традиции, обычаи, ценности, нормы, смыслы, образ жизни и, конечно же, организованная деятельность. Таким образом, связь между культурой и воспитанием очевидна. Культура - это то, что создает человек, то, что обладает своего рода культурным кодом, в котором заложен глубинный смысл жизни и деятельности человека. А воспитание - это процесс, который организует человек, в условиях

которого передается все многообразие культуры и стимулируется развитие личности. Причем, воспитание - это мир педагогических смыслов, в которых отражается коренное значение образования и культуры для человека и социума.

Как известно, существуют разные варианты толкования понятия «культура» (сШШб - лат.), помогающие прояснить истоки развития этой дефиниции. Выделим такие, как «почитание», «вскармливание»,

«возделывание», «первоначальная обработка», «воспитание», «образование», «развитие». Между тем, культура имеет и более масштабную характеристику - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в особенностях организации жизни и деятельности людей; в отношениях, которые складываются между ними; в системе материальных и духовных ценностей; в уровне общественного, умственного и нравственного развития личности. Такая характеристика культуры позволяет определить ее потенциал в воспитании человека.

Отметим, что в современных условиях существует три направления в изучении культуры. Во-первых, культура исследуется как совокупность материальных и духовных ценностей. Это позволяет определить специфику названных ценностей и включить в их созидание участников воспитательного процесса. К материальным ценностям, как правило, относятся продукты трудовой, предметно-

практической деятельности человека (компьютер, книги, картины, кинофильмы, здания, машины), которые могут быть использованы для реализации материальных потребностей человека и иметь большое значение для развития социума.

Духовные ценности являются результатом интеллектуального и

художественного творчества (идеи, ценности, образы, теории, традиции), они могут регулировать различные виды межличностных отношений, влиять на эмоциональный мир человека,

стимулировать совершенствование

личности.

В процессе приобщения к материальным и духовным ценностям

происходит осмысление, познание и актуализация общечеловеческих и национальных приоритетов; определение идеала человека; приобщение к вековому достоянию народной жизни, труду и духовности; социальным, национальным, общечеловеческим традициям; избранному образу жизни; выработанным

тысячелетиями представлениям о добре и справедливости, нормам народной морали.

Во-вторых, культура рассматривается как специфический способ человеческой деятельности. Именно в процессе деятельности создаются и закрепляются образцы культуры, а человек выступает ее субъектом. Очевидно, что культура как универсальная характеристика деятельности определяет наиболее продуктивные виды активности личности и способы осуществления деятельности. В тоже время именно деятельность как форма активного отношения к окружающему миру целенаправленно влияет на изменение и преобразование окружающего мира и человека.

И наконец, в-третьих, культура изучается как процесс творческой самореализации сущностных сил личности, социальных групп и общества, которые направляются, развиваются и предъявляются через потенциал культуры. Нет сомнений в том, что культура имеет личностно-творческую природу и систему стимулов для активного самовыражения человека. Следует отметить, что общим показателем развитости культуры личности является мера разносторонней творческой активности.

Таким образом, культура - явление многоликое, ресурсы которого в виде смыслов, ценностей, творческой

деятельности, культурных процессов активно влияют на развитие человека как личности, как творения культуры.

Функции культуры подчеркивают ее уникальный потенциал, системные свойства и возможности в воспитательном процессе. Отправной точкой для понимания основ развития культуры является ключевое место в этой системе человека как субъекта деятельности. Кроме того, по мнению М.С. Кагана, важную роль в этой системе играют способы деятельности человека, которые

придумывает, развивает и распространяет сам человек благодаря образованию.

В систему культуры включаются предметы (материальные, духовные и художественные), которые создает человек, удовлетворяя свои потребности, и передает из поколения в поколение как "мир вещей", "мир идей" и "мир образов" (М.С. Каган) -результат опыта человека [8].

Участие в этом процессе позволяет человеку обогатиться, овладеть культурой и стать самому творением культуры. А поскольку человек развивается, реализует потребность в творчестве, в

коммуникативной деятельности, он становится и творцом.

При этом обнаруживается

непосредственная связь между культурой и воспитанием, поскольку для изменения культурного потенциала личности необходимо использовать хорошо продуманные и организованные процессы воспитания, обучения и образования человека.

Среди механизмов, которые непосредственно влияют на развитие культуры и воспитания, можно выделить:

• экзистенциальный - за счет осмысленности жизни, осознанности своего внутреннего мира;

• когнитивный - комплекс интеллектуальных свойств: развитая способность к осознанию, интеллектуальная активность и инициатива;

• креативный - развитое воображение, интуиция, открытость инновационному опыту;

• рефлексивный - получение информации об окружающем мире и о самих себе, выработка соответствующих реакций; обратная связь.

Культура человека является ориентиром для организации

образовательного и воспитательного процесса. Культура - это уникальная характеристика личности, включающая систему духовных и материальных ценностей и обеспечивающая успешность социализации, творческой деятельности и самовыражения личности.

Организация воспитательного процесса должна ориентироваться на возможность

реализации потенциала культуры личности, который включает следующие компоненты:

интеллектуальная культура:

эрудиция, кругозор, диапазон интересов, наличие комплекса знаний и умений в области умственного труда; качеств образованности, креативности и

самостоятельности мышления, организации познавательной деятельности, развитие умений выполнять познавательные операции, умственные действия, работать с источниками информации, заниматься самообразованием и т.п.

эмоциональная культура:

эмоциональное богатство жизни личности, общая положительная эмоциональная направленность, эмпатия, креативность в области проявлений эмоций, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, а также саморегуляции; принятие ценности эмоциональных состояний и проявлений человека.

культура деятельности: творческая активность личности, направленная на создание и реализацию материальных, духовных и художественных ценностей; включение в такие виды деятельности, как образование и воспитание, духовная жизнь, труд и игра, досуг и общение; деятельность по преобразованию природной среды, человека: созидание нового; использование технических новаций; свобода

целеполагания, выбора средств, проявления своих способностей, личностных качеств; использование обрядов, обычаев, традиций как образцов поведения;

культура общения: умение взаимодействовать с людьми, верно оценивать их характер, поступки, отношения; выстраивать стиль отношений, быть эмоциональным; владеть качествами межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); умение слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, оказывать влияние на настроение собеседника;

культура самореализации человека: самодетерминация жизни человека; проявление свободы и творчества как средств самореализации и развития основных ценностей человека;

культура речи: техника речи, речевой этикет, развитый речевой голос, правильная

дикция; собственно культура речи: правильность, богатство, точность, нешаблонность, чистота, выразительность; умение слушать собеседника, соблюдение правил хорошего тона.

культура внешнего вида: одежда; прическа; обувь; пантомимика, мимика: жесты, позы, походка, осанка.

Компоненты культуры личности - это система уникальных личностных характеристик, в которой выражается актуальная связь между человеком и культурой общества, отражающая и ту часть культуры, которую должен присвоить человек, и те ожидания, в которых он должен самореализоваться и предстать творцом культуры. Соответственно, личность должна быть включена в процесс интериоризации ценностных ориентаций как важнейших составляющих

общечеловеческой и национальной культуры, в реализацию деятельностного и индивидуально-творческого аспектов

культуры.

Для целесообразной организации развития культуры личности

принципиальное значение имеет создание единого культурно-образовательного

пространства, в котором представлены материальные, духовные и художественные ценности культуры, поведения и общения; артефакты, система межличностных отношений. Влияние культурно-

образовательного пространства на человека выстраивает его отношения с миром, развивает духовные потребности, разносторонние интересы и стимулирует творческий потенциал культурного самовыражения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс организации воспитания детей как стратегического

общенационального приоритета

подразумевает, прежде всего, ориентацию на современный национальный

воспитательный идеал -

«высоконравственный, творческий,

компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [10, с.6].

Формулировка национального

воспитательного идеала позволяет выделить перспективные направления

воспитательного процесса:

• духовно-нравственное развитие личности;

• введения детей в мир ценностей и личностных смыслов;

• реализация творческого потенциала ребенка;

• гражданско-патриотическое воспитание как определение перспективных отношений в социуме;

• построение индивидуальной траектории воспитания личности ребенка

• опора на потребности, интересы и способности воспитанников;

• приобретение школьником положительного опыта жизнедеятельности и общения;

• стимулирование самовоспитания как уникальной деятельности воспитанника по развитию собственной личности и др.

На наш взгляд, реализация стратегических общенациональных

приоритетов в условиях воспитательного процесса возможна в контексте организации воспитания как диалога.

Воспитание как диалог

индивидуальностей - достаточно сложно организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в котором существует особая интеллектуальная и психоэмоциональная атмосфера,

непосредственно влияющая на качество деятельности участников, обмен смыслами и обеспечение интерактивного

взаимодействия. Диалог и его многозначность ориентируют

воспитанников на приобщение к культуре личности, на понимание многосторонности мира, на создание основы межличностного взаимодействия. А все это позволяет определить контуры сооружения будущего через воспитание человека.

В воспитательном процесс диалог может быть представлен как коммуникация, обеспечивающая единство человеческой деятельности и эмоциональных проявлений личности; как взаимодействие с культурой, особенно, если речь идет об уникальных творениях мастеров; как развитие

диалогического мышления, обмен мыслями, чувствами, поведенческими моделями.

Образовательный процесс школы сегодня ориентирован на универсальные учебные действия, которые представлены как целевые установки и ожидаемые результаты. Для развития воспитания как диалога индивидуальностей большое значение имеет присвоение

нижеперечисленных коммуникативных универсальных учебных действий: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;... вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию и др. [11, с.25-26].

Развитие представленных

коммуникативных универсальных учебных действий позволит использовать в воспитании диалог как «способ жизни» (М.М. Бахтин), как «территорию согласия», «со-бытие» с другими людьми (М. Бубер), «многоголосье мира» (В.С. Библер). Это будет способствовать восприятию субъектов воспитания как самоценной, уникальной личности, имеющей свою позицию, точку зрения на события в мире и деятельность человека. Таким образом будет развиваться взаимопонимание, обмен смыслами, объединение людей на платформе понимания друг друга.

Кроме того, диалог в воспитании выражается в том, что коммуникант ориентирует партнеров на систему своих ценностей, предъявляя свое мнение, свою позицию. Другая сторона, представляя свои взгляды, воззрения, пытается понять собеседника, обогатиться его идеями и ценностными представлениями. Диалог в

этом случае имеет субъект-субъектный характер.

Воспитание как диалог

индивидуальностей в основе своей имеет актуальное взаимодействие воспитателя и воспитанника, которое является базовой моделью сотрудничества и согласованности в деятельности субъектов педагогической системы. Значимым в таких отношениях является принятие другого участника воспитательного процесса таким, какой он есть.

В диалоговом варианте воспитания-общения существует еще одна позиция, которая должна учитываться в образовании -это усилие в интерактивных отношениях понять другого человека, его мир, его соображения, через которые реально осознать себя. При этом можно с полной уверенностью утверждать, что

взаимодействие в диалоге должно развиваться на основе свободы собеседников и усилий по поддержанию их индивидуальности.

Конечно, говоря о диалоге, можно вспомнить идеи М.М. Бахтина, который рассматривал этот феномен как само бытие личности, поскольку «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для себя» [3, с. 336]. Это замечание весьма актуально, поскольку в определении воспитания как диалога индивидуальностей можно подчеркнуть следующее: это процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в котором осуществляется межсубъектный обмен информацией, переживаниями, смыслами и способами деятельности, раскрывается "человек в человеке" и происходит изменение позиций собеседников.

Воспитание как процесс

интериоризации ценностей решает приоритетную задачу присвоения ценностей в условиях актуализации ценностных ориентиров, их детализации, выяснения особенностей и принятия/ не принятия аксиологических положений.

Интериоризация ценностей может быть показана в виде цепочки: включение в воспитательный процесс ценностных объектов - предъявление ценностей личности - обеспечение связи «субъект - объект» -

вызов эмоционально положительном реакции - фиксирование этой реакции - генерализация отношения - осознание ценности - коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценности.

По мнению И.А. Ильина, выдающегося философа ХХ века, воспитание человека - это процесс пробуждения в нем духовных переживаний, открывающих путь к духовному опыту. Актуализируя проблему воспитания, И.А. Ильин отмечает: «жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит»[7, С. 137].

Сложность процесса интериоризации ценностей выражается, прежде всего, в том, что есть временные параметры этого процесса - требуется много времени для детального исследования ценностной структуры; важно опираться на нравственные правила в процессе предъявления, осмысления, становления аксиологических позиций личности. На наш взгляд, полный цикл формирования ценностных ориентаций может включать следующие этапы:

• предъявление ценностей личности;

• осознание ценностных ориентаций;

• принятие ценностной ориентации;

• реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;

• закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, т.е. в потенциальное состояние;

• актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности [2].

Анализ теории и практики воспитания на основе интериоризации ценностных ориентаций, позволяет сделать вывод о том, что работа с ценностями личности должна осуществляться в условиях свободного поиска аксиологических приоритетов с опорой на позитивные эмоциональные личностные подкрепления. Ценности должны быть осознаны и представлены вербально, внутренне приняты и готовы к практической реализации. Утверждение ценностной позиции связано с закреплением ее на практике, в деятельности и поведении, развитием способности к аксиологической самореализации личности.

Наше обращение к разным вариантам организации воспитательного процесса позволило определить приоритетный подход с точки зрения будущих учителей. Мы предложили будущим учителям

внимательно проанализировать ресурсы разных моделей воспитательного процесса и установить, какой вариант организации воспитательного процесса способен создать условия для реализации стратегических общенациональных ожиданий,

представленных в современном

национальном воспитательном идеале.

В опросе участвовало 112 студентов, которые должны были определить наиболее результативный вариант организации воспитательного процесса в школе с учетом перспективных направлений воспитания:

Таблица 1

Модель Перспективные направления воспитания школьников

воспитания Духовно- Гражданско- Реализация Стимулирование Построение Понимание

нравственное патриотическое творческого самовоспитания индивидуальной культурных

развитие воспитание потенциала воспитанника траектории традиций

личности ребенка воспитания народов РФ

Целенаправленное 17 22 12 22 27 12

управление

развитием личности

Процесс 19 15 20 25 23 10

педагогической

помощи ребенку

Восхождение 23 20 14 22 20 13

ребенка к культуре

современного общества

Воспитание как диалог с индивидуально стью 21 20 16 20 21 14

Воспитание как интериоризация ценностей 22 24 15 12 19 20

Воспитание как удовлетворение базовых потребностей школьника 19 18 20 19 20 16

Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы о том, что в воспитательном процессе важно

использовать потенциал всех моделей воспитания. И если доминирующая версия организации воспитательного процесса -воспитание как целенаправленное управление развитием личности (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова) - прежде всего, представлена направлением - построение индивидуальной траектории воспитания, то это «говорит» об особом отношении к личности, о понимании того, что необходимо разрабатывать для каждого ученика свою воспитательную программу с опорой на индивидуальные характеристики ребенка и перспективы педагогического сопровождения.

Модель Е.В. Бондаревской,

направленная на воспитание как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении - имеет большой потенциал, однако, в нашем опросе на первый план вышла позиция -стимулирование самовоспитания

воспитанника, что требует включения системы мотиваторов, способных показать безграничные возможности человека и подчеркнуть важность волевых усилий для достижения результата.

Н.Е. Щуркова предложила использовать целенаправленное, организованное

профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. В модели этого ученого представлены направления деятельности: интеллектуальное, нравственное, креативное; опора на классические ценности. Студенты выделили направление духовно-

нравственного развития личности, что подчеркивает важность обращения к духовности растущего человека как национальному приоритету в культуре личности.

Воспитание как диалог с индивидуальностью (М.М. Бахтин, В.С. Библер) - это особый путь в воспитании. Он ведет к саморазвитию личности, к деликатному отношению к другому человеку, к умению предъявлять свое мнение и уважать мнение другого человека. Видимо, поэтому студенты подчеркнули значимые линии воспитательного процесса: духовно- нравственное развитие личности, построение индивидуальной траектории воспитания.

Исследование аксиологических основ образовательного процесса позволило представить версию о воспитании как процессе интериоризации ценностей (Н.А. Асташова, А.В. Кирьякова, В.А. Караковский, В.А. Сластенин). Отметим, что принципиальная открытость системы воспитания ценностной сфере, наличие аксиологического выбора, создание возможностей для проживания ценностных отношений, осмысления сущности аксиологических позиций, ценностно-ориентационная деятельность - факторы развития ценностной системы личности. Функционирование духовных,

интеллектуальных, социальных ценностей в образовании дает возможность

целесообразно включать аксиологические позиции в разные области человеческой деятельности. По мнению студентов, эта модель воспитательного процесса ориентирована на гражданско-

патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие личности. Действительно, ценности определяют отношение к миру, к различным

социальным, личностным процессам.

И наконец, нами была рассмотрена еще одна модель воспитательного процесса «Воспитание как удовлетворение базовых потребностей школьника» (В.П. Созонов, Т.А. Степченко). В.П. Созонов уверен в том, что воспитание должно строиться «от ребенка», реализовывать его базовые потребности в творчестве, здоровье, в защищенности, в смысле жизни, в самореализации. Студенты, рассматривая ресурсы данного подхода, отметили такие направления воспитательной работы, как реализация творческого потенциала ребенка, построение индивидуальной траектории воспитания, что вполне соответствует особенностям представленной модели.

Таким образом, в современных условиях существуют модели воспитания, которые имеют уникальные резервы для организации воспитательного процесса как стратегического общенационального

приоритета. Есть возможности организовать воспитание с ориентацией на полноценное развитие личности школьников, на стимулирование их активности в процессе поиска себя, ответственного взаимодействия с миром и людьми, организации творческой, личностно и социально значимой деятельности.

В условиях модернизации

современного образования следует обратить особое внимание на организацию воспитания детей, поскольку этот процесс может стать гарантом социальной стабильности, развития духовной личности, способной к саморазвитию и обеспечению национально самобытного и цивилизационно-культурного развития общества.

Авторы считают, что в воспитательном процессе современных школьников надо использовать разнообразные модели организации воспитания: воспитательной системы школы, в которой воспитание представлено как целенаправленное управление развитием личности; личностно-ориентированное воспитание, где воспитание функционирует как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Представляет интерес воспитание в

контексте культуры - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Особого внимания заслуживают модели воспитания, в которых используется диалог с индивидуальностью, интериоризация

ценностей, удовлетворение базовых потребностей школьников. Все эти модели стимулируют активность воспитанника, яркую интеллектуальную деятельность, положительные эмоции, творческие пробы.

В воспитательном процессе чрезвычайно важно выделить

перспективные направления воспитания школьников, учитывая особенности национального педагогического кода, представляющего интегративное социально-ценностное образование, содержащее совокупность идей интеллектуального и нравственного свойства, включающих такие духовно-нравственные ценности, как любовь к родине, народность, чувство современности, свобода человека, гармония истины, красоты и добра, образование как духовный организм[1].

В процессе исследования были обоснованы перспективные направления воспитания детей:

• духовно-нравственное развитие личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• гражданско-патриотическое воспитание учащихся;

• развитие понимания культурных традиций народов РФ;

• реализация творческого потенциала ребенка;

• построение индивидуальной траектории воспитания;

• стимулирование самовоспитания воспитанника.

Организация воспитательного

процесса на основе развития у школьников духовно-нравственной культуры,

социальной ответственности, формирования личностно-значимой позиции по отношению к субъектам воспитания, реализации жизненных целей, использования

внутреннего потенциала саморазвития воспитательной системы позволит

сохранить уникальные образовательные традиции, выдающиеся педагогические достижения и просто стабильную работу системы образования России. Но самое главное, воспитательный процесс будет ориентироваться на развитие и созидание людей, способных отвечать требованиям времени, выполнять нравственный долг человека, правила современной этики. В этом и будут проявляться ресурсы воспитания детей как стратегического общенационального приоритета.

Список литературы

1. Асташова Н.А. Национальный педагогический код в системе образования России// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http:// www. science-education.ru /120-16814.

2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000. 272 с.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 424 с.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. 352с.

5. Бондырева С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: Учеб. пособие/ С.К. Бондырева, А.А. Мурашов. М.; Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 384 с.

6. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. 208 с.

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

430 с.

8. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

205 с.

9. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 80 с.

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2011. 24 с. (Стандарты второго поколения).

11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 342 с.

12. Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488 с.

13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб., доп. М., 2008. 224 с.

14. Степченко Т.А. Педагогические условия обучения учащихся основам потребительской культуры // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова, Н.В. Матяш. Брянск: РИО БГУ, ООО "Новый проект", 2017. С. 348355.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р

RAISING KIDS AS A STRATEGIC NATIONAL PRIORITY

The article defines the basis for the development of the modern system of education as a strategic direction in the development of personality, education and society in General. The relevance of the work lies in the fact that the education of students is considered from the standpoint of establishing the orientation of the activities of an educational nature for the implementation of this process as a strategic national priority. The article reveals the role of culture as a transformative activities of man and society that exists in the material and spiritual values, as well as methods of their creation, use and transfer. The possibilities of culture as a specific way of human activity; as a process of creative self-realization of intrinsic forces of the person. The authors emphasize the orientation of education in the modern national educational ideal and represent promising areas of the educational process. The article reveals the resources of education as a dialogue of individuals, education as a process of internalization of values; features of models of the educational process. The analysis of the survey results of students - future teachers allowed us to establish which variant of the organization of educational process can create the conditions for implementation of strategic national priorities in the field of personality development.

Keywords: education, models of education, culture, strategic national priorities, modern national educational ideal,

dialogue, values, perspective directions of educational process

References

1. Astashova, N.A. (2014). Nacional'nyj pedagogicheskij kod v sisteme obrazovaniya Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [National pedagogical code in the education system of Russia // Modern problems of science and education]. № 6. http:// www.science-education.ru /12016814.

2. Astashova, N.A. (2000). Uchitel': problema vybora i formirovanie cennostej [Teacher: the problem of choice and formation of values]. Moskva: MPSI; Voronezh: MODEK.

3. Bakhtin, M.M. (1979). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moskva: Iskusstvo.

4. Bondarevskaya, E.V. (2000). Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of personality-oriented education]. Rostov-na-Donu: Izd-vo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta.

5. Bondyreva, S.K. (2007). Kommunikaciya: ot dialoga mezhlichnostnogo k dialogu mezhkul'turnomu [Communication: from interpersonal dialogue to a dialogue between Mikul-cultural]. M.; Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO MODEK.

6. Shurkova, N.E. (1998). Vospitanie detej v shkole: Novye podhody i novye tekhnologii [The education of children in school: New approaches and new technologies]. M.: Novaya shkola.

7. Il'in, I.A. (1993). Put' duhovnogo obnovleniya // Put' k ochevidnosti [The path of spiritual renewal // the path to the evidence]. M.: Respublika.

8. Kagan, M.S. (1997). Filosofskaya teoriya cennostej [Philosophical theory of values]. SPb: TOO TK Petropolis.

9. Karakovskij, V.A. (1993). Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskie cennosti - osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa [to Become a man. Universal values - the basis celest-tion of the educational process]. M.: Novaya shkola.

10. Danyluk, A.Y., Kondakov, A.M., Tishkov, V.A. (2011). Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia]. 2-e izd. M.: Prosveshchenie.

11. Savinov, E.S. (2014). Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Approximate main educational program of educational institution]. 2-e izd. M.: Prosveshchenie.

12. Slastenin (2000). M.: Izdatel'skij Dom MAGISTR-PRESS.

13. Stepanov, E.N., Luzina, L.M. (2008). Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepciyah vospitaniya [Teacher of modern approaches and concepts of education]. 2-e izd. M.

14. Stepchenko, T.A. (2017). Pedagogicheskie usloviya obucheniya uchashchihsya osnovam potrebitel'skoj kul'tury // Strategiya i taktika podgotovki sovremennogo pedagoga v usloviyah dialogovogo prostranstva obrazovaniya [Pedagogical conditions of training students in the basics of consumer-tion of culture// Strategy and tactics training of the modern teacher in the conditions of the interactive space of education]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Bryansk State University], 348-355.

15. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. № 996-r

Об авторах

Асташова Надежда Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики; заведующая кафедрой педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: nadezda.astashova@yandex.ru Степченко Татьяна Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики; проректор по научно-исследовательской работе и международным связям, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

Astashova Nadezhda Aleksandrovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor of chair of pedagogics; head of the Department of education, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky (Russia), E-mail: nadezda.astashova@yandex.ru Stepchenko Tatiana Aleksandrovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor of pedagogy, Vice-rector for research and international relations, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky (Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.