Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ХХIХ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА «Я ВИЖУ МИР: ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ МИРА»'

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ХХIХ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА «Я ВИЖУ МИР: ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ МИРА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭТНОС / ПЕРЕДВИЖНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКОГО РИСУНКА / ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ МИРА / КУЛЬТУРА / ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ / MULTICULTURAL APPROACH / ART EDUCATION / FINE ARTS / ETHNOS / TRAVELING INTERNATIONAL EXHIBITION OF CHILDREN'S DRAWING / HOLIDAYS OF THE PEOPLES OF THE WORLD / CULTURE / INSTITUTE OF ART EDUCATION AND CULTURAL STUDIES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копцева Татьяна Анатольевна, Копцев Виктор Петрович

В статье анализирует опыт проведения ХХIХ передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир: Праздники народы мира», организованный ФГБНУ «ИХОиК РАО», анализ результатов детского изобразительного творчества позволил вычленять этнокультурные образовательные технологии, которые используют учителя в своей практике: технология изучения национального костюма, технология погружения в образный мир праздника, технология приобщения к национальной кухне, народным обычаям, народным играм и др. Системный проект «Передвижная выставка», преследовал образовательную и исследовательские цели, в результате его проведения был сделан вывод о том, что в художественном образовании нашей страны вычленяются четыре компонента содержания поликультурного образования: этнокультурный, регионально-титульный, общероссийский, общечеловеческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копцева Татьяна Анатольевна, Копцев Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A POLICULTURAL APPROACH IN ARTISTIC EDUCATION: ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE XXI MOBILE EXHIBITION OF CHILDREN'S FIGURE "I SEE THE WORLD: HOLIDAYS OF THE PEOPLES OF THE WORLD"

The article analyzes the experience of the XXIX traveling exhibition of children's drawings "I see the world: Holidays peoples of the world", organized by the FEDERAL state scientific institution "Echoic RAO" analysis of the results of children's fine art has allowed to isolate ethnocultural educational technologies that teachers use in their practice: technology in the study of national costume, the technology of immersion in the imaginative world, the technology attached to the national cuisine, folk customs, folk games and etc. System project "Mobile exhibition", pursued educational and research purposes, the result of the meeting was concluded, what's in art education of our country singled out four components of the content of multicultural education: ethno-cultural, regional-title, national, universal.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ХХIХ ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА «Я ВИЖУ МИР: ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ МИРА»»

организовать личность как субъекта общественных отношений, позволяет стать полноправным членом общества, обладающим личностными особенностями, удовлетворяющим требованиям окружающей социальной среды.

Объяснение социальной адаптации, ее механизмам, наиболее подробно представлено Г. Спенсором, который раскрыл ее как непрерывное, продолжающееся на протяжении всей жизни взаимное приспособление внутренней сущности и сил индивида к внешним условиям, влияющим на него, как способность взаимодействовать со средой исходя из окружающих обстоятельств, для удовлетворения индивидуальных функциональных потребностей [6].

Профессиональная деятельность носит адаптирующий характер осознания личностью окружающей действительности. Посредством реализации собственного «Я» в профессии, человек имеет возможность не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и создавая определенные условия преобразовывать, видоизменять ее согласно собственному мировоззрению. Профессиональная идентичность, проявляющаяся в процессе профессиональной деятельности, позволяет личности активно взаимодействовать с социумом, проявляя собственную активность, творческие и иные качества, поступки и формы поведения.

На наш взгляд, прослеживается некая зависимость социальной адаптированности и профессиональной принадлежности в том, что, развиваясь человек стремится к комфортной жизни, преобладанию и преуспеванию в различных областях жизнедеятельности, повышению уровня самооценки, уважения к себе. Быстро изменяющиеся ценностные ориентиры, в соответствии с ними формы поведения приводят развитию таких явлений как прекариат.

Выводы. Таким образом, о прекариате можно говорить не только с негативной окраской. Этот явление представлено не только полупрофессионалами и не желающими работать, а полезными для развития общества качествами личности - поиск и стремление к идеальной цели. Отдельные представители общества, предприниматели, люди творческих профессий, с «отложенной карьерой» и стремящиеся к социальной и профессиональной свободе, вдохновляются возможностью распоряжаться своим временем, финансами и свободно перемещаться по миру, реализуя свой творческий потенциал.

На наш взгляд, социальные границы прекариата еще недостаточно определены и имеют неоднородную структуру. Поэтому сложно пока определить влияние его на профессиональную идентичность людей, входящих в его структуру, уровень их социальной адаптированности. Данное социальное явление нуждается в более глубоком изучении социологов, психологов, педагогов.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни; под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - 219 с.

2. Бугакова Е.В. Введение в педагогическую профессию [Электронный ресурс]: ПРОГРАММА Педагогического класса / А.В. Москвина, В.И. Попова, Е.В. Бугакова. - [Б.и.], 2018. - 13 с. - URL: https://rucont.ru/efd/654717

3. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.

4. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-156.

5. Перинская Н.А. Профессиональная идентичность / Н.А. Перинская // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2018. - №2. - С. 209-211.

6. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. - Т. 1-3. - URL: www.i-u.ru/biblio/archive/spenser_opyty

7. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Г. Стэндинг. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 328 с.

8. Шкаратан О.И. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 19942013) / О.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский Е.Н. Гасюкова // Социологические исследования. - 2015. - № 12. - С. 99-110.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Копцева Татьяна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Копцев Виктор Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет" Институт изящных искусств (г. Москва)

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ХХК ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА «Я ВИЖУ МИР: ПРАЗДНИКИ

НАРОДОВ МИРА»

Аннотация. В статье анализирует опыт проведения ХХ1Х передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир: Праздники народы мира», организованный ФГБНУ «ИХОиК РАО», анализ результатов детского изобразительного творчества позволил вычленять этнокультурные образовательные технологии, которые используют учителя в своей практике: технология изучения национального костюма, технология погружения в образный мир праздника, технология приобщения к национальной кухне, народным обычаям, народным играм и др. Системный проект «Передвижная выставка», преследовал образовательную и исследовательские цели, в результате его проведения был сделан вывод о том, что в художественном образовании нашей страны вычленяются четыре компонента содержания поликультурного образования: этнокультурный, регионально-титульный, общероссийский, общечеловеческий.

Ключевые слова: поликультурный подход, художественное образование, изобразительное творчество, этнос, передвижная международная выставка детского рисунка, праздники народов мира, культура, институт художественного образования и культурологии Российской академии образования.

Anrntation. The article analyzes the experience of the XXIX traveling exhibition of children's drawings "I see the world: Holidays peoples of the world", organized by the FEDERAL state scientific institution "Echoic RAO" analysis of the results of children's fine art has allowed to isolate ethnocultural educational technologies that teachers use in their practice: technology in the study of national costume, the technology of immersion in the imaginative world, the technology attached to the national cuisine, folk customs, folk games and etc. System project "Mobile exhibition", pursued educational and research purposes, the result of the meeting was concluded, what's in art education of our country singled out four components of the content of multicultural education: ethno-cultural, regional-title, national, universal.

Keywords: multicultural approach, art education, fine arts, ethnos, traveling international exhibition of children's drawing, holidays of the peoples of the world, culture, Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of education.

Введение. Методологический подход к художественному образованию - это стратегия обучения, которая определяет всю совокупность содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе. Подчеркивая этот факт Путин В.В., говоря о национальной идее, отмечал, что «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории».

В нашей стране насчитывается более 190 национальностей. В мире существует более 250 стран. Постоянно наблюдается слияние народов. По некоторым данным национальностей со своим укладом, языком и традициями насчитывается около 2000. Георгий Гачев в книге «Национальные образы мира» [2] пишет о родственном и уникальном в культуре каждого народа. Вычленяя основные параметры жизнедеятельности этноса: пространство и время, мужское и женское, труд и отдых, праздник и будни, искусство и ремесло, природа и общество и т.д., он выдвигает в качестве основного образовательного подхода тезис: «от родного порога в мир общечеловеческих ценностей», который и ныне не потерял своей актуальности.

Современными исследователями этнокультурное образование школьников рассматривается как часть поликультурного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В разное время к проблеме этнокультурного воспитания и образования обращались такие исследователи, как Г.Д. Гачев, В.С. Библер, Г.Н. Волков, Д.Б. Кабалевский, Т.А. Костюкова, Д.С. Лихачев, С.М., Малиновская, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов, Т.Я. Шпикалова и др., рассматривающие этнокультурное образование как помощь школьникам в овладении культурой своего народа во взаимодействии с представителями других национальностей, приобщение к мировой художественной культуре, как части культуры духовной.

В.С. Библер отмечал, что «диалог культур» [1] может стать эффективным методом приобщения подрастающего поколения к мировой и отечественной культуре. В 2006 г. разрабатывается Концепция этнокультурного образования в России под руководством Т.Я. Шпикаловой, где указывается, что «этнокультурное образование нацелено на освоение детьми тех национальных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества ...».

Поликультурное образование - это образование, построенное на идеях подготовки обучающихся к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого воспитания является формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. По мнению академика Д.С. Лихачева, «культура как целостная среда» [6] обогащает личность человека, искусство при этом является важной формой и средством художественного поликультурного образования подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Фестивали, конкурсы и выставки детского художественного творчества - традиционные и эффективные технологии эстетического этнокультурного воспитания. ХХ1Х передвижная выставка детского изобразительного творчества «Я вижу мир» [7], организованная Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования (ФГБНУ «ИХОиК РАО») при партнерской поддержке Международного союза педагогов-художников, явилась не только формой, но и средством художественного поликультурного образования.

Международный конкурс детского изобразительного творчества состоялся в рамках реализации образовательного исследовательского проекта «Я вижу мир», по итогам которого была сформирована ХХ1Х передвижная выставка «Праздники народов мира». Поскольку детский рисунок является отражением педагогических методов преподавания [4], то этот конкурс позволил вычленять этнокультурные образовательные технологии: технология изучения национального костюма, технология погружения в образный мир праздника, технология приобщения к национальной кухне, народным обычаям, народным играм и др.

Концепция проведения конкурса детского рисунка «Я вижу мир: праздники народов мира» [3, 4], учитывая современную социокультурную ситуацию, нацелена на продолжение отечественных традиций реализации конкурсных проектов, в частности, Первой в Москве Международной выставки детского рисунка 1934 года и Первого Всероссийского конкурса на лучший детский рисунок 1935 года которые заложили критерии оценки результатов детского изобразительного творчества.

Современный образовательный проект «Передвижная выставка детского рисунка» предполагал исследовательскую цель: сравнение результатов художественно-творческой деятельности детей разных лет: анализ ретро рисунков, хранящихся в Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» и рисунков современных детей на родственные темы. Анализ возрастной специфики детского рисунка при решении одной темы.

Лауреатами конкурса в 16 возрастных категориях стали 240 детей 3-18 лет из Белоруссии, Греции, Индии, Казахстана, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Турции, из Донецкой и Луганской народных республик, а также из разных регионов России: Адыгеи, Башкирии, Бурятии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Мордовии, Северной Осетии, Татарстана, Якутии, Москвы и области, Санкт-

Петербурга и Ленинградской области, Амурской области, Архангельской области, Владимирской области, Екатеринбурга и Свердловской области, Волгограда и области, Еврейской области, Иркутска и области, Калининграда, Орловской области, Омска и области, Оренбургской области, Самары и области, Саратовской области, Ростова-на-Дону, Рязанской области, Смоленска и области, Твери и области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа; краев: Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Ставропольского, Пермского, а также из республики Крым и др.

Системный проект «Передвижная выставка», преследовал образовательную цель «развитие культуры творческой личности» (А.В.Бакушинский) и ребенка, и педагога. Реализация выставочного проекта способствовала выявлению эффективного опыта художественно-педагогической деятельности в современном образовательном пространстве. Анализ детского рисунка как результата со-творческой деятельности учителя и его ученика, раскрывает важную информацию об организации учебного процесса и воспитательной роли наставничества, а также выявляет актуальные задачи художественного образования.

Итоги работы жюри конкурса показали, что первая образовательная задача в области преподавания изобразительного искусства связана с «экспериментированием» и активным освоением ребёнком художественного материала (развитие умений и навыков). Вторая - с развитием содержания и формы детского рисунка, работой над образом, замыслом и композицией (развитие самостоятельности и оригинальности, сложности замысла). Третья - с развитием детской наблюдательности и обогащением впечатлениями, формированием эстетического отношения к теме и своему изображению (развитие опыта впечатлений и эстетических переживаний).

Особенности художественных и тематических предпочтений юных художников показали, что самыми активными участниками конкурса оказались 10-летние художники, которые делегировали на конкурс 375 рисунков. За ними идут 14-летние - 295 рисунков, на третьем месте подростки 12 и 13 лет (по 275 и 285 соответственно), а самыми популярными праздниками юные художники разных стран считают Новый год, Рождество и день рождение. Они с удовольствием рисуют праздничный стол - источник единения семьи.

Новогодний праздник - одна из многочисленных тем детских рисунков, присланных на конкурс. Дети в разных странах мира и в разных уголках нашей страны любят этот праздник, и считают его лучшим и особо ожидаемым. Новогодней тематике посвятили рисунки юные художники всех возрастных групп от 3 до 18 лет. Если дошкольники основное внимание уделяют елке, Деду Морозу, Снегурочке, Санта Клаусу, то дети постарше - подаркам и особому новогоднему настроению, которое посещает их в эти праздничные дни. Конкурс показал, что коллективные формы активно используются в современном художественном образовании (например, коллективная работа «Святки-колядки», детей 7-11 лет. Ростовская обл., Аксай). Анализ рисунков также показал, что наиболее популярным праздником во всех возрастных группах является праздник Рождества.

Региональная специфика в работах детей проявилась ярко. Традиционным праздником монгольских народов, который широко отмечают в Бурятии, Калмыкии, Республике Тыве, Коми, Алтайском крае и в других регионах является буддийский Новый год - Сагаалган (Цааган, Чага-Байрам, Цаган Сар и др.) или праздник Белого месяца. Навруз (от перс. - «новый день») - древнейших праздник весеннего равноденствия, праздник прихода нового года (нового лета) по астрономическому солнечному календарю, начала сельскохозяйственного года у некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Малой и Средней Азии, Ирана, а также среди татар и башкир, киргиз и таджиков, узбеков и многих других народов.

Выразительной страницей конкурсной галереи стали рисунки, на которых изображен Сабантуй («праздник плуга») - ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар, башкир, похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако каждый народ имеет свою специфику проведения праздника. Было бы точнее говорить, что Сабантуй - это «праздник весеннего сева», «праздник яровых».

У народов крайнего Севера тоже существует свой праздник Солнца - Ысыах (Ысэх). Детские рисунки свидетельствуют, что это самый главный праздник в Якутии, когда люди отмечают приход тепла и возрождение природы. Праздник «нового солнца» сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, хороводами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких. Все это нашло отражение в детском изобразительном творчестве.

Преломляя в практике работы с детьми тезис «от родного порога в мир общечеловеческих ценностей» (Гачев), учителя создают особую образовательную среду погружения в образный мир праздников народа мира, не только родных национальных, государственных, но и мировых. В этой связи особой популярностью у юных художников пользуются китайский новый год и японские природосообразные праздники: цветение вишни, красных кленов, праздник фонарей и др.

Следует отметить, что не остались без внимания праздники социально-нравственной направленности. В нашей стране - это День Победы, День учителя, Праздник первопечатной книги и др. В Греции и на Кипре существует национальный праздник День Охи («День Нет»), который нарисовала девятилетняя Дана из Афин. День этот отмечается ежегодно 28 октября в память об ответе, который дала маленькая Греция фашисткой Италии. В этот день в 1940 году фашистское правительство Италии во главе с Муссолини предъявило Греции ультиматум. Греция ответила коротким «Нет», и тогда война пришла на её территорию. Этот день национальной гордости празднуется с размахом, с песнями, танцами и праздничными шествиями.

Анализ детских рисунков свидетельствует, что все большую популярность в народе приобретают праздники Ивана Купалы, День Петра и Февроньи, а также свадьба, день рождение, именины - как важные семейные праздники.

Таким образом, юные художники 3-18 лет продемонстрировали большой спектр тематических предпочтений при осмыслении темы «Праздники народов мира». В своем творчестве они основывались на собственных наблюдениях жизни, учитывали традиции семьи и государства. В то же самое время в их рисунках угадывается влияние наставника, педагога-воспитателя, который стремясь разнообразить детские представления о праздничной культуре, знакомил их с «неожиданными» для их восприятия праздниками народов мира, костюмами, архитектурой, играми, танцами, посудой и пищей, которые характерны для праздничных обрядов.

Показывая общее и уникальное в близких (родных) и иностранных (далеких) праздниках, учителя высвечивали то общее, что их объединяет, те вневременные общечеловеческие ценности, которыми

руководствуются все люди на земле: любовь, сострадание, доброта, радость общения, любование красотой природы и человека.

Выводы. В современном образовательном пространстве ингрессия (внедрение) итогов исследовательской работы в практику школы и детского сада является важной задачей художественно-педагогического образовательного проекта «Передвижничество: Я вижу мир» [3]. Детский рисунок - это произведение, которое как указывала Е.А. Флёрина, имеет свою эстетику [5], будучи своеобразным документом педагогического метода, становится главным объектом исследования, как в процесс обучения детей, так и в процессе обучения педагога.

Таким образом, конкурс показал, что в художественном образовании нашей страны вычленяются четыре компонента содержания поликультурного образования:

1. Этнокультурный обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и конфессиональной группы.

2. Регионально-титульный (национально-территориальный), обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя национального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации.

3. Общероссийский (супернациональный) обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации.

4. Общечеловеческий (мировой) обеспечивающий человеку включиться в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

В результате анализ экспонатов ХХ1Х передвижной выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир: Праздники народов мира», позволил сделать вывод о том, что на создание поликультурного образовательного пространства для детей влияют региональные особенности, семья, средства массовой коммуникации, в том числе ИКТ, учебная и художественная литература, учреждения науки и культуры, учебно-познавательная деятельность в образовательных учреждениях. Рисунки детей 3-18 лет - участников выставки, после завершения путешествия по 10 маршрутным адресам страны, пополнят фонды Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», являя собой историческую ценность как «документы эпохи».

Литература:

1. Библер, В.С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993. - С. 67-94.

2. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. - М.: Сов. писатель, 1988.

3. Копцев, В.П., Копцева, Т.А. Выставка творческих работ педагогов-художников как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России // Проблемы современного педагогического образования / Т.А. Копцева, В.П. Копцев. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. Ч.3. - С. 51-53.

4. Копцева, Т.А. Передвижная выставка в социокультурной деятельности педагога-художника. - М: Вестник МГУКИ. - № 2. - 2016. - С. 169-176.

5. Копцева, Т.А. Е.А. Флёрина - первая женщина доктор педагогических наук / Т.А. Копцева // Родство душ / Сборник статей / Сост. академик РАО В.П. Дёмин. - М.: ФГБНУ, 2019. - С. 74-120.

6. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда / Д.С. Лихачев // Новый мир. - 1994. - №8. - С. 3-6.

7. Я вижу мир: Праздники народов мира: XXIX передвижная выставка детского изобразительного творчества: Научный каталог. Информационно-аналитические материалы / Авторы статей Акишина Е.М., Астафьева М.К., Фомина Н.Н., Копцева Т.А. и др. / Под ред. Т.А. Копцевой. Сост. каталогов М.К. Астафьева, В.П. Копцев, Т.А. Копцева, Г.Б. Селезнева. - М.: ФГБНУ «ЖОиК РАО», 2019. - 160 с.

Педагогика

УДК 37

аспирант Коценко Вячеслав Николаевич

Гжельский государственный университет (п. Электроизолятор)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В статье представлен анализ деятельность общественных объединений со студенческой молодежью по военно-патриотическому воспитанию. Выявлены проблемы и факторы негативного влияния на молодежь в рамках военно-патриотической направленности. Обозначены возможности общественных объединений и организаций в реализации военно-патриотического воспитания студенческой молодежи. Представлены рекомендации по повышению действенности военно-патриотического воспитания и подготовки студенческой молодежи к воинской службе. Определены перспективные результаты работы со студенческой молодежью по военно-патриотическому воспитанию. Определен потенциал студенческих объединений (вузы, колледжи и др.) в патриотическом воспитании студентов. Автором сделаны выводы, относительно влияния общественных организаций на воспитательный процесс в вузе, в том числе, по военно-патриотической направленности.

Ключевые слова: военно-патриотическая направленность, студенческая молодежь, образовательный процесс, общественные объединения, педагогический потенциал, студенческие объединения.

Annotation. The article presents an analysis of the activities of public associations with students on military-patriotic education. The problems and factors of negative influence on youth in the framework of the military-patriotic orientation are revealed. The possibilities of public associations and organizations in the implementation of military-patriotic education of student youth are indicated. Recommendations on improving the effectiveness of military-patriotic education and training of students for military service are presented. The promising results of work with students on military-patriotic education are determined. The potential of student associations (universities, colleges, etc.) in the patriotic education of students is determined. The author draws conclusions regarding the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.