Научная статья на тему 'Особенности художественно-экологического воспитания детей и подростков: по материалам ххvii передвижной выставки детского рисунка "я вижу мир"'

Особенности художественно-экологического воспитания детей и подростков: по материалам ххvii передвижной выставки детского рисунка "я вижу мир" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА / TRAVELLING EXHIBITION / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / CHILD''S DRAWING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / EDUCATIONAL PROJECT / ПРИРОДА И ХУДОЖНИК / NATURE AND THE ARTIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копцева Т.А.

В статье анализируются результаты ХХVII передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир», посвященной году экологии. Поступившие детские рисунки можно систематизировать по четырем тематическим блокам «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства». Делается вывод о том, что эстетическое отношение к выбранному детьми сюжету, проживание образной сути произведения в продуктивных видах изобразительной деятельности способствуют развитию эстетических чувств юных художников, неравнодушия к проблемам экологии, загрязнения человеком окружающей природной и духовной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Копцева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features artistic and ecological education of children and adolescents: materials of the XXVII itinerant exhibition of children''s drawings "I see the world"

The article analyses the results of the XXVII itinerant exhibition of children's drawings “I see the world” dedicated to the year of ecology. Received children's drawings can be classified along four thematic blocks “I and the world of nature and the animal, world and the human, world, and the world of art”. It is concluded that the aesthetic relation to the chosen children the story, stay imaginative essence of work in productive artistic activities contribute to the development of the aesthetic feelings of the young artists of indifference to the problems of ecology, pollution of the human environment and the spiritual environment.

Текст научной работы на тему «Особенности художественно-экологического воспитания детей и подростков: по материалам ххvii передвижной выставки детского рисунка "я вижу мир"»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 4, 2017: 739-745

Особенности художественно-экологического воспитания детей и подростков: по материалам ХХVП передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир»

Т.А. Копцева

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: kopceva@yandex.ru

Ключевые слова: художественное образование, экологическое воспитание, передвижная выставка, детский рисунок, образовательный проект, природа и художник.

Key words: art education, environmental education, travelling exhibition, a child's drawing, the educational project, nature and the artist.

Резюме: В статье анализируются результаты XXVII передвижной выставки детского рисунка «Я вижу мир», посвященной году экологии. Поступившие детские рисунки можно систематизировать по четырем тематическим блокам «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства». Делается вывод о том, что эстетическое отношение к выбранному детьми сюжету, проживание образной сути произведения в продуктивных видах изобразительной деятельности способствуют развитию эстетических чувств юных художников, неравнодушия к проблемам экологии, загрязнения человеком окружающей природной и духовной среды.

Abstract: The article analyses the results of the XXVII itinerant exhibition of children's drawings "I see the world" dedicated to the year of ecology. Received children's drawings can be classified along four thematic blocks "I and the world of nature and the animal, world and the human, world, and the world of art". It is concluded that the aesthetic relation to the chosen children the story, stay imaginative essence of work in productive artistic activities contribute to the development of the aesthetic feelings of the young artists of indifference to the problems of ecology, pollution of the human environment and the spiritual environment.

[Koptseva T.A. Features artistic and ecological education of children and adolescents: materials of the XXVII itinerant exhibition of children's drawings "I see the world"]

Культурно-просветительный образовательный проект «Передвижная выставка детского рисунка «Я вижу мир»,

реализуемый Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования, имеет 23-летнюю историю. С 1994 года осуществлено 27 выставочных проектов. Каждый новый конкурс детского изобразительного творчества проходит под знаком какого-то важного культурно-исторического события, учитывает интересы детей дошкольного и школьного возраста, отражает содержание художественно-экологической программы по изобразительному искутетву для дошкольных и школьных образовательных организаций «Природа и художник» (Копцева, 2010; Копцева, 2015).

Проект ХХУИ передвижной выставки «Я вижу мир: Путешествуя по миру» 2017 года был осуществлен в рамках года экологии, что способствовало рассмотрению педагогами проблем художественно-экологического воспитания детей, выявлению их роли в деле сохранения окружающей среды ( Я вижу мир: Путешествуя по миру: 2017).

Юным художникам 3-18 лет предлагалось осмыслить и отразить в своем изобразительном творчестве актуальные проблемы экологии, связанные с значимыми темами искусства: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства», что определило эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий. Задачи конкурса нацеливали деятельность юных художников на выражение своего отношение к экологическим проблемам современности через иллюстрацию к литературному произведению на экологическую тематику, плакат (шрифтовой или рисованный), комиксы или декоративную композицию.

Анализ, поступивших на конкурс рисунков (более 3000 работ), а также рисунков победителей конкурса (265 детей), позволил сделать вывод о том, что юные художники через свое изобразительное творчество выражают негодование и протест к притеснению природы человеком, понимают тот вред, который наносит человечество планете, они неравнодушны к окружающей действительности, ее красоте: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству.

Все поступившие рисунки можно систематизировать по четырем разделам. Первый раздел «Я и мир природы».

Содержание детских изобразительных образов выявляет зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, и способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Созерцание и любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами, горами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия юного художника-пейзажиста.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, которые осуществляются на уроках под руководством педагога, нашло отражение в творчестве детей. Это - не подражание, а некоторая тематическая и композиционная перекличка (сюжетная, цветовая, ритмическая и т.п.), свидетельство того, что дети на занятиях в школе или детском саду, или самостоятельно рассматривали произведения и знакомились с жанром пейзажа.

Во второй раздел «Я и мир животных» вошли рисунки, относящиеся к анималистическому жанру. Это трогательные работы о домашних любимцах: кошках, собаках, черепахах, хомячках и др., это рисунки-восхищения красотой насекомых, рыб, птиц, диких животных, в том числе нарисованных с натуры во время пленэра. Это- иллюстрации сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Глядя на детские рисунки, чувствуется, что юные художники- внимательные зрители, они наблюдают и изучают конструкцию природных построек: птичьи гнёзда, норы, ульи, раковины улиток и т.д. и на основе полученных впечатлений создают свои изобразительные образы. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников-анималистов, также отразилось в детском творчестве, как через тематику рисунков (Кошка с шаром), так и в композиционных заимствованиях.

В комиксах отражены рассказы юных художников о своей волонтерской деятельности, описываются и через серии рисунков отражаются сюжеты из повседневной жизни, связанные со спасением кошки (Мы приютили брошенного

котенка), птиц (Я спас сову от холода) и других животных (Лечим лапу нашей собаке).

Анализ рисунков третьего раздела выставки «Я и мир человека» можно назвать главным, поскольку здесь собраны работы, отражающие межличностные отношения детей с родителями, сверстниками, учителями. Социальная активность юных художников отразилась в темах рисунков: «Я на субботнике», «Мы с учителем идем в дом ребенка», «Я люблю пленэр», «Мы любуемся миром природы». Серия портретных образов раскрывает желание детей через рисунок рассказать о своем любимом человеке, выразить к нему свое доброе отношение: «Мой дед-ветеран, я его люблю», «Мама-красавица», «Папа и я».

Автопортретных образов не много поступило на конкурс, в основном они связаны с темой милосердия, сострадания, удивления, радости и т.п. Дети отражают в творчестве те чувства, которые не оставили их равнодушными, всколыхнули и вызвали яркие эмоции, затронули до глубины души, пережив их они решили запечатлеть свое эмоциональное состояние в рисунке: «Я спасаю утопающую сестру», «Как прекрасен этот мир! (Автопортрет с палитрой)», «Я и солнце» и др.

Парные и групповые портреты- это в основном о семье. Из рисунков мы узнаем о том, что члены семьи любят путешествовать по миру, ходить в походы, заниматься разными полезными делами на даче: «Мы высаживаем цветы», «Побелка деревьев», «Я и мама поливаем грядки» и др. Многофигурные композиции отражают жизнь в школьном коллективе, совместные добрые дела и мир художественных интересов ребят: «Концерт для ветеранов», «Музейная экскурсия», «На выставке детского рисунка», «Наш хор в детском саду» и др.

Тема «Бессмертный полк» получила особое звучание. Дети дошкольного и школьного возраста, став участниками этой гражданской акции, с гордостью рисуют себя и близких людей с портретами своих предков- участников Великой Отечественной войны.

Отражение народных праздников также нашло выражение в детских композициях: «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка» и др. Сохранение традиций воспринимается юными

рисовальщиками как важная составляющая часть их жизни. Но с особым чувством они рисуют свой день рождения, называя его самым любимым и главным праздником в году, приносящим радость и мир в семью.

Четвертый раздел выставки «Я и мир искусства» составили иллюстрации, плакаты и сюжетные композиции, связанные с посещением художественного музея. Знакомство детей с тиражной и уникальной графикой выразилось в серии линогравюр и в графических листах, созданных тушью, гелиевой ручкой, простым карандашом, фломастерами и маркерами, а также в серии плакатов на природоохранную тематику, выполненных красками и на компьютере: «Мы единое целое», «Посмотри на себя глазами природы», «Защити!», «Улица? Подвал? Приют? Единственный путь- домашний уют!», «Животным нужна наша любовь», «В приюте хорошо, а дома лучше!», «Срубил дерево- Посади новое!».

Среди иллюстраций выделяется серия рисунков к произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Содержание этого стихотворения вызвало отклик в душах детей почти всех возрастных групп (от 4 лет до 16). Самый юный автор иллюстрации- четырехлетний рисовальщик изобразил плачущих зайцев на островке в окружении воды, зритель вместе с маленьким автором рисунка переживает их горе, настолько убедительным оказался изобразительный образ.

Недавняя история в Хабаровске, которая потрясла современное общество России, когда девочки издевались над животными, нашла отзвук в рисунках-протестах: «Мы против хабаровских живодерок!», «Живодерам-нет!». Юные художники, таким образом, заняли активную позицию противления злу и выразили ее в плакатах.

Среди всех работ, поступивших на конкурс ХХУП передвижной выставки «Я вижу мир: Путешествуя по миру» выделяется серия рисунков, связанная с путешествиями по миру и с музеями. Путешествие в Египет, Грецию, Италию, Францию, Японию и др., а также посещение художественных музеев этих стран- это яркая страница жизни юных художников, которую они запечатлели в рисунках.

Посещение Государственной Третьяковской галереи,

Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и других музеев страны самостоятельно, с родителями или с педагогами оставило заметный след в судьбе ребят, посвятивших свои композиции музею.

Содержание детских рисунков XXVII передвижной выставки «Я вижу мир: Путешествуя по миру», состоявшейся в год экологии, свидетельствует об активной социальной позиции детей и подростков, которые не остались в стороне от обсуждения непростых «взрослых» вопросов сохранения среды природной и среды духовной. По этому поводу академик Д.С. Лихачев писал: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству ... человек тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, но, чтобы сохранить ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха.

Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды- задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы» (Копцева, 2015). Эту задачу решала передвижная выставка, а также дети и педагоги, которые приняли участие в реализации этого образовательного культурно-просветительного проекта.

Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков»,27.7384.2017/БЧ (Номер для публикаций: 27.7384.2017/8.9).

ЛИТЕРАТУРА

Копцева Т.А. 2010. Природа и художник: Образовательная программа художественно-экологического развития дошкольников. М: ООО «Пиар-Пресс». 120 с. Копцева Т.А. 2015. УМК по изобразительному искусству. Смоленск:

Ассоциация XXI век. Лихачев Д.С. 1983. Земля родная. М.: Просвещение. 256 с.

Я вижу мир: Путешествуя по миру: 2017. Сборник статей и каталог XXVII передвижной выставки детского изобразительного творчества. Под ред. Т.А. Копцевой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО». 100 с.

Получена / Received: 14.07.2017 Принята/Accepted: 28.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.