Научная статья на тему 'Выставка творческих работ педагогов-художников как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России'

Выставка творческих работ педагогов-художников как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ / КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAVELING EXHIBITION / CHILDREN'S DRAWING / PEDAGOGICAL CREATIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER-ARTIST / EFFECTIVE EXPERIENCE / TEACHER TRAINING COURSE / PROFESSIONAL LEVEL / PROFESSIONAL SKILLS / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копцева Татьяна Анатольевна, Копцев Виктор Петрович

В статье анализируются требования, предъявляемые современным обществом к педагогу-художнику, выявляются причины неудовлетворенности учителей традиционными формами повышения квалификации, основанными на устаревших программах, отстающих в содержании от «живой» практики; реализация образовательного исследовательского проекта «Передвижная выставка «Я вижу мир», в основе которого лежит «диалог» творческих работ педагогов-художников и детских произведений, рассматривается как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России, который может быть востребован современной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION OF CREATIVE WORKS OF TEACHERS-ARTISTS AS A WAY OF DETERMINING EFFECTIVE EXPERIENCE OF IMPROVING THE QUALIFICATION OF TEACHERS-ARTISTS IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article analyzes the requirements of modern society to the teacher-artist, identifies the reasons for teacher dissatisfaction with traditional forms of advanced training, based on outdated programs, lagging behind the content of "live" practice; the implementation of the educational research project “Mobile exhibition“ I see the world ”, which is based on the“ dialogue ”of creative works of teachers-artists and children’s works, is seen as a way to identify effective experience of advanced training of teachers-artists in the regions of Russia, which can be in demand by modern practice.

Текст научной работы на тему «Выставка творческих работ педагогов-художников как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России»

Литература:

1. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства / Рощин С.П. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 139-143.

2. Фомина Н.Н. Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы: Учебное пособие / Фомина Н.Н. - М.: Издательство «Музыка». 2018. С. 256.

3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / материал Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Минпросвещения Россим-2018. - 30 дек. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b

4. Рощин С.П. Научное обоснование основных положений изобразительного искусства - важнейшая задача методики / Рощин С.П. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1. С. 236-241.

5. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие / Ломов С.П., Аманжолов С.А. - М.: МГПУ. 2011. С. 188.

6. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. ... докт. пед. Наук / Корешков В.В. - М.: 1994. С. 371.

7. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России: Монография / Копцева Т.А. - М.: Издательство «Альтекс». 2016. С. 346.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Копцева Татьяна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Копцев Виктор Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет" (г. Москва)

ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОПЫТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ В

РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются требования, предъявляемые современным обществом к педагогу-художнику, выявляются причины неудовлетворенности учителей традиционными формами повышения квалификации, основанными на устаревших программах, отстающих в содержании от «живой» практики; реализация образовательного исследовательского проекта «Передвижная выставка «Я вижу мир», в основе которого лежит «диалог» творческих работ педагогов-художников и детских произведений, рассматривается как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России, который может быть востребован современной практикой.

Ключевые слова: передвижная выставка, детский рисунок, творчество педагогическое, повышение квалификации, педагог-художник, эффективный опыт, курс повышения квалификации педагогов, профессиональный уровень, профессиональное мастерство, педагогическая деятельность.

Annotation. The article analyzes the requirements of modern society to the teacher-artist, identifies the reasons for teacher dissatisfaction with traditional forms of advanced training, based on outdated programs, lagging behind the content of "live" practice; the implementation of the educational research project "Mobile exhibition" I see the world ", which is based on the" dialogue "of creative works of teachers-artists and children's works, is seen as a way to identify effective experience of advanced training of teachers-artists in the regions of Russia, which can be in demand by modern practice.

Keywords: traveling exhibition, children's drawing, pedagogical creativity, professional development, teacher-artist, effective experience, teacher training course, professional level, professional skills, pedagogical activity.

Введение. К современному учителю предъявляются высокие требования: научить учеников учиться и полюбить учебу, развивать готовность ученика проявлять интерес к искусству и развиваться творчески, выражать свои мысли и чувства в произведении - это те образовательные проблемы, которые сегодня призван решать педагог-художник. Известное высказывание Льва Толстого об учителе гласит: «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Любовь к детям - это призвание, а любовь к делу - качество наживное. Знание своего дела, в соответствии с запросами меняющегося мира, -задача, стоящая перед педагогом, который постоянно призван повышать уровень своей квалификации, чтобы быть компетентным, современным и интересным ученикам.

Век информационных технологий переполнен информационными потоками, которые дают возможность учителю повысить свой теоретический уровень и знания, но это не всегда ведет к компетентностному росту. Опросы педагогов-художников показывают, что большая часть учительства (60%) не удовлетворены современным уровнем курсов повышения квалификации. Среди главных факторов низкой их оценки они выделят:

- консервативность образовательных программ (каждый год одно и то же);

- курсы основаны на трансляции знаний, мало практики;

- формальный подход: главное получить удостоверение, а не повысить квалификацию, главное заплатить деньги за обучение, а не получить новое знание;

- не видение перспективы своего художественно-творческого развития (я не художник, рисовать мне незачем);

- отсутствие практической значимости курсовой подготовки, доминирование теории;

- отчужденный характер взаимодействия лекторского состава и обучающихся;

- отставание от практики, недооценка достижений инновационных процессов в художественном образовании.

Изложение основного материала статьи. Исследователи традиционных моделей повышения квалификации (С. Г. Вершловский, А. Н. Волковский, И. А. Колесникова, Н.В. Курбатова, И. В. Крупина, М. М. Левина, А. Е. Марон, В. А. Сластенин и др.) отмечают, что они не учитывают мобильность современного образования, быструю его изменчивость. Традиционные структуры не в состоянии быстро реагировать на запросы меняющегося мира и ведут курсы по устаревшим программам.

Выявлению эффективного опыта педагогической работы и внедрению его в практику способствуют мобильные формы, чутко реагирующие на внутренние и внешние изменения в художественном образовании, в теории и практике изобразительного искусства. Ежегодная передвижная выставка детского изобразительного творчества, проходящая наряду с выставкой творческих работ педагогов-художников, способствуют преодолению разрыва между реальной «живой» практикой и теми новшествами, которые аккумулирует в своей работе педагог. Общение (диалог) детского и взрослого искусства в их взаимодействии и взаимозависимости позволяет ежегодно наблюдать за развитием художественного образования, через анализ рисунка ученика выявлять эффективные методы преподавания, поскольку в детском произведении находят отражение технологии учительской деятельности.

Анализируя результаты творческой деятельности обучающихся в разных регионах станы детей, педагог-художник каждый год видит образ «нового» ученика, с его актуальными проблемами и интересами. Поскольку передвижная выставка организуется по итогам конкурса, то рисунки юных художников -победителей конкурса в меру своей выразительности становятся объектами внимания как с психолого-педагогической, художественной, так и оценочно-рефлексивной позиции.

Ежегодное участие в выставке педагога-художника расценивается как его готовность и желание к повышению уровня своей предметной художественной специализации и росту профессионализма. На протяжении десятилетий такая активная позиция учителя, деятельностный характер его самообучения приводят к самосовершенствованию и профессиональной реализации, приносят удовлетворение.

Учитель получает радость от творческого труда и это дает ему новый импульс в работе. Произведения педагогов-художников - это результат пленэрных практик, часто проводимых вместе с детьми, результат работы в творческих мастерских и образовательных проектах (индивидуальных, групповых, коллективных). Эти неформальные формы работы по интересам не просто объединяют учителей, но создают благоприятную среду для профессионального общения, обмена опытом и результатами педагогической деятельности. Ежегодная подготовка и участие в совместных с детьми выставках способствует всеобщему совместному обучению новому. По справедливому утверждению Конфуция «учитель и ученик растут вместе».

Выставка становится культурно-просветительным центром, где проходят мастер-классы, семинары, экскурсии, круглые столы, квесты и др. - комплекс мероприятий, интересных как детям, так и педагогам.

Передвижная выставка детского изобразительного творчества «Я вижу мир», а вместе с ней, и виртуальная выставка произведений педагогов-художников (живопись, графика, ДПИ и др.) способствует расширению диапазона знаний в области изобразительного искусства, разных его видов и жанров. Экскурсии по выставке произведений педагогов-художников обогащают новым знанием не только детей, но и родителей и учителей других предметных профилей, поскольку интерес к выставке велик.

Известное высказывание Я.А. Коменском о том, что «тот, кто мало знает, малому и может научить» всецело относится и к педагогу-художнику, воспитателю и учителю, преподающему детям изобразительное искусство. В отличие от традиционных форм получения информации (на лекциях КПК) учитель, находясь в активной деятельной позиции, переживая (проживая) разные роли: и автора-творца, и педагога-ценителя детского изобразительного творчества, и педагога-наставника, способного передать детям навык творческой деятельности уже по-другому смотрит на учебный процесс, узнает интересную для него информацию, в диалоге пытается решить актуальные для себя проблемы. Поскольку перспективы и планы профессионального роста у каждого педагога свои, то и траекторию своего индивидуального роста учитель выстраивает сам, все время, находясь в контакте с участниками проекта «Передвижная выставка»: учителями и детьми, постоянно корректируя путь, в связи с возникшими проблемами или перспективами роста.

Радость в труде, которую учитель получает от общения с детьми и в процессе художественной деятельности по созданию творческого продукта, способствует тому, что учитель учит детей находить удовольствие в художественно-творческой деятельности, учит радоваться достижениям других детей. Неудача - это опыт, важный и необходимый для преодоления своего неумения, он закаляет характер, помогает не останавливаться на достигнутом, заставляет работать и находить эффективные средства для решения своих творческих замыслов.

В рамках исследовательского проекта «Передвижная выставка» 2019 года была организована IX выставка творческих работ педагогов-художников «Я вижу мир». В выставке приняли участие 40 педагогов-художников из 15 регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Томск, Московская область, Республика Мордовия, Пермский край, Свердловская, Иркутская, Тверская, Владимирская области. Работы участников - это пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, куклы, иллюстрация, тематическая картина, выполненные в живописных, графических, декоративных и смешанных техниках.

Педагоги-художники являются наставниками юных художников из разных уголков нашей страны, что позволяет вычленять общие тенденции в художественном образовании, видеть уникальное в педагогических методиках. Анализ выставки детского рисунка дает возможность вычленить эффективный опыт работы конкретного учителя, а также целого сообщества учителей, объединенных в региональный творческий центр Международного союза педагогов-художников. Выставка функционирует на протяжении 25 лет. Названные выше регионы России многие годы подряд демонстрируют высокий уровень выразительности детских работ и творческих работ педагогов-художников. Видя эту закономерность можно сделать вывод о том, что регионах ведется последовательная и систематическая работа повышения квалификации педагогов-художников, основанной на взаимосвязи творчества учителя и его ученика. Такой союз дает свои плодотворные результаты, подтвержденные успехами учеников на международных и региональных конкурсах. Педагогическая активность выражается в участии в выставочной и научно-методической деятельности.

Лонгитюдное исследование результатов выставочной деятельности позволяет видеть и ребенка, и педагога в развитии. Интересно наблюдать за тем, как дошкольники, становясь учениками начальных классов, продолжают участвовать в выставочном проекте, а восемнадцатилетний участник наших детских выставок, переходит в другой статус - студента художественно-педагогического учебного учреждения и начинает свой путь в художественном и педагогическом направлении. В этой связи возрастает интерес студентов к выставочному движению. Все чаще в экспозиции выставки «Я вижу мир» появляются работы студентов.

Также удается констатировать тот факт, что с каждым годом увеличивается количество опытных педагогов, которые какое-то время по разным причинам не занимались на практике изобразительным искусством, а сейчас возвращаются к продуктивному творчеству. Они ни только работают в изостудиях совместно с своими учениками, но и принимают активное участие в групповых занятиях в различных художественных мастерских, путешествуют «с этюдником» за плечами, выезжают на пленэр с коллегами из других регионов России. Возраст активных участников выставок с годами растет, но это не мешает им раскрывать свои таланты в изобразительном искусстве. Для многих опытных и заслуженных учителей (работающих пенсионеров) творческая активность - это стимул и мотив к саморазвитию и самосовершенствованию.

На заре возникновения движения «Передвижничество» (1994 г.) многие педагоги категорически отказывались выставлять свои произведения вместе со своими учениками за пределами своих образовательных организаций. Они говорили, что их работы будут выглядеть «блекло» на фоне ярких, выразительных и смелых работ юных художников. Ситуация изменилась, когда по призыву организаторов общественного движения педагогов-передвижников в 2009 году прошла первая такая выставка под общим названием «Наши кошки». Очень интересно было наблюдать как педагоги в своих работах, используя любимые художественные материалы, раскрыли тему. К общему удивлению педагогов этот творческий диалог детей и взрослых состоялся.

Экскурсии по взрослой и детской части выставки свидетельствовали, что ученики с восхищением смотрели на работы учителей. Поддержка учителей учениками стала важным стимулом дальнейшей совместной работы по подготовке очередного выставочного проекта. Так выставки с участием учеников и их наставников в рамках исследовательского проекта Передвижная выставка «Я вижу мир» стали проходить ежегодно.

Реализация выставочного проекта стала эффективным средством повышения квалификации учителей. Передвижничество превратилось в форму выявления педагогов-новаторов. Обнаруженные интересные технологии сразу получали распространение в практике. В результате были найдены такие средства активизации внимания зрителя как игра «Игадай-ка», «Кто больше найдет работ одного юного художника», «Кто найдет рисунки с одним названием», «Кто обнаружит работу самого юного или опытного художника», «По описанию найди картину», «По «живой картине» найди оригинал», «Кто быстрее сделает зарисовку произведения» и множество других. Особой популярностью у всех пользуется конкурс «Приз зрительских симпатий», в котором принимают участие все зрители, которые пришли на вернисаж. Каждому даются цветные флажки-стикеры, которые нужно прикрепить к понравившемуся детскому и взрослому произведению.

Ни один ребенок не остается без награды на вернисаже-празднике, организаторы конкурса придумывают разные номинации: самый озорной рисунок, самый грустный, самый трудоемкий, самый глубокий по замыслу, самый нарядный и т.п. Детское жюри, состоящее из юных художников разных возрастных групп, придумывают все новые и новые номинации, интересные театрализации, после игрового действия и «самая активная семья», и «самый активный участник диалога», и «самый внимательный зритель» получают приз.

Выводы. Таким образом, исследовательско-образовательный проект «Передвижная выставка» показал свою эффективность поскольку основан на интересе к нему, как педагогов, так и учеников. Каждый находит в нем свое место, активно участвуя в проводимых мероприятиях. Передвигаясь в течение года по стране по 611 маршрутным адресам, выставка объединяет вокруг себя большое количество людей: участников образовательного процесса, родителей, психологов, художников, студентов.

Активность педагогов разных регионов России, свидетельствует о важности для них этого проекта. В своих отзывах они отмечают, что ежегодно проводимая выставка «Я вижу мир» стала для них своеобразной формой познания нового, средством повышения квалификации. Несмотря на загруженность работы в школе или детском саду, учителя считают «передвижничество» средством «от увядания» и педагогического выгорания, «местом культурного и духовного роста», «стимулом к исследовательской активности», «местом встречи интересных людей», «инновационным методическим центром». Свою деятельность в выставочном проекте учителя изобразительного искусства, преподаватели художественных школ, воспитатели детских садов, руководители изостудий считают жизненно-важной потребностью, насущной необходимостью, условием своего творческого роста и самореализации в качестве педагога и в качестве художников.

Литература:

1. Акишина, Е.М. Возможности современных педагогических технологий в непрерывном художественном образовании [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - №2. - С. 8-13. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/joumal_pdf/akishina_8-14.pdf. - 0,5 п.л. ISSN 1997-4558.

2. Алексеева, Л.Л. Изобразительное творчество детей: от традиций к реалиям и прогнозам [Текст] / Л.Л. Алексеева // Гуманитарное пространство. Международный Альманах. - 2018. - Том 7. - №1. - С. 236243. ISSN 2226-0773

3. Белов, Д.И. Сайт международной коллекции детского рисунка как средство популяризации искусства детей [Электронный ресурс] / Д.И. Белов // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - №3. - С. 69-76. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/joumal_pdf/belov_69-76.pdf. - 0,5 п.л. ISSN 1997-4558.

4. Копцева, Т.А. Передвижная выставка детского рисунка как средство развития художественного образования [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева, В.А. Варданян, В.П. Копцев // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - №4. - С. 7-11. ISSN 2079-3499.

5. Колиниченко А. В., Колиниченко А. В. Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 552-554. — URL https://moluch.ru/archive/129/35812/ (дата обращения: 16.02.2019).

Педагогика

УДК 378.11:796

доктор педагогических наук, профессор Коровин Сергей Семенович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург);

кандидат педагогических наук, доцент Ермакова Марина Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Качество направленного использования ценностей физической культуры в образовании, всестороннем и комплексном воспроизводстве личности, требует системной организации управления процессами физического образования, что, в свою очередь обусловливает необходимость создания и реализации системы комплексного контроля процессов «трансляторов» физической культуры и результатов ее освоенности. Комплексный контроль при этом - система управленческих организационно-диагностических и оценочных действий по определению качества физического образования в части его (качества) соответствия общепринятым и/или иным нормативно-правовым требованиям. Система комплексного контроля представлена двумя компонентами - направлениями его организации и реализации: контроль системы физического образования и контроль объекта физического образования.

Ключевые слова: управление, физическое образование, комплексный контроль, понятийный аппарат контроля, цель, объект контроля, предмет контроля, функции контроля, предпосылки разработки системы контроля, структура и содержание комплексного контроля.

Annotation. The quality of the directed usage of the physical culture in education values, comprehensive and complex reproduction of the personality, demands the system organization of the management of physical education processes, that, in its turn, makes it necessary to create and realize the system of complex control of the processes of the "translators" of physical culture and the results of its assimilation. Complex control in this case is the system of the management, organization and diagnostics, and estimation actions to define the effectiveness of the process of physical education (processes of physical culture assimilation) and the quality of its correspondence to the established purposes-demands. The system of the complex control is represented by two components - directions of its organization and realization: control of a physical education system and the control of a physical education object.

Keywords: management; physical education; complex control; conceptual framework of control; a purpose; an object of control; a subject of control; functions of control; prerequisites of the control system workout; structure and content of complex control.

Введение. Физическое образование - вид физической культуры, - на всех этапах онтогенеза человека и непрерывного его образования призвано обеспечить изначально становление (в дошкольном возрасте) и, в дальнейшем, воспитание физической культуры личности (ФКЛ), сущностные характеристики которой обеспечивают следующие (по сути - целевые) результаты: воспроизводство ментальности в сфере социокультурных ценностей и ценностей физической культуры; качественные характеристики социализации обучающихся в сфере образовательной и (в дальнейшем) профессиональной деятельности.

Реализации означенных целевых векторов в использовании физической культуры требует системности в организации и реализации процессов освоения ценностей физической культуры, что, в свою очередь, означает совместную деятельность субъектов, реализуемую по установленным требованиям в отношении определенной цели [4, 5].

Понятие «системная организация» деятельности по использованию физической культуры обращает к понятию «управлении», под которым понимается свойство системы по обеспечению целостности структуры и оптимизации «жизнедеятельности» системы, а также оптимального функционирования системы; обеспечение режима деятельности по реализации программ деятельности для определенной цели. Таким образом, управленческая деятельность обеспечивает переход из одного состояния управляемой системы в другое, более качественное и востребованное [12].

При этом направленное использование ценностей физической культуры предполагает, во-первых, управление системой физического образования с привлечением всех его субъектов в преобразовании биосоциальной природы личности, и, во-вторых, организацию комплексного характера управления педагогическими воздействиями в отношении человека.

В этой связи управление физическим образованием обучающихся «начального» (внутришкольного) уровня есть взаимодействие его субъектов на основе объективных закономерностей освоения физической культуры для достижения планового результата. Такая деятельность предполагает (главным образом) поиск и обоснование управленческого решения, подбор и реализацию содержания образования, контролирующие мероприятия, анализ хода и результатов деятельности [7, 8]. При этом, достаточно значимым компонентом системы управления является контроль, который в связи с разнонаправленностью содержания физкультурно-спортивной деятельности по воспитанию культуры личности, должен быть комплексным.

В связи со значимостью контроля (как компонента системы управления) можно определить основные методологические предпосылки разработки системы комплексного контроля в физическом образовании; ими являются:

- содержание нормативно-правовых актов государства, «призывающих» сформировать основные культурологические характеристики обучающегося, отражающие сформированность современной, текущей и, если угодно, «перспективной» ментальности общества (прежде всего это отражение содержания всех ФГОСов, имеющих «хождение» в России, включая все этапы непрерывного образования);

- функциональный потенциал ценностей физической культуры в становлении, воспитании и формировании не только ФКЛ, но и компонентов и содержания базовой культуры личности, зарегистрированных в основных культурологических характеристиках человека;

- современные представления о структуре (компонентах) базовой культуры личности, понимаемой как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.