Научная статья на тему 'Творческие конкурсы и олимпиады как неотъемлемая часть процесса художественно-эстетического воспитания и развития творческих способностей детей'

Творческие конкурсы и олимпиады как неотъемлемая часть процесса художественно-эстетического воспитания и развития творческих способностей детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОНКУРС / ОЛИМПИАДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ / FINE ART / ARTISTIC EDUCATION / CREATIVITY / COMPETITION / OLYMPICS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннова Алиса Сергеевна

Данная статья посвящена актуальным вопросам, связанным с рассмотрением творческих конкурсов и олимпиад как действенной методики работы с обучающимися в процессе художественно-эстетического воспитания и развития их творческий способностей при изучении предмета изобразительное искусства предметной области «Искусство». В ней дается анализ работы проводимой на государственном уровне в данном направлении. Также представляются некоторые формы организации конкурсных проектов в рамках образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коннова Алиса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE COMPETITIONS AND THE OLYMPIC GAMES AS AN INTEGRAL PART OF THE PROCESS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION AND DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN

This article is devoted to topical issues related to the consideration of creative competitions and competitions as an effective method of working with students in the process of artistic and aesthetic education and the development of their creative abilities in the study of the subject of fine arts subject area "Art". It provides an analysis of the work carried out at the state level in this direction. Also some forms of the organization of competitive projects within the educational organization are presented.

Текст научной работы на тему «Творческие конкурсы и олимпиады как неотъемлемая часть процесса художественно-эстетического воспитания и развития творческих способностей детей»

эксперимента, выделили получение образования, создание семьи, достижение материальной обеспеченности, реализацию себя в увлечениях.

- Когнитивный компонент представления о будущем у старшеклассников с легкой степенью умственной отсталости стал более дифференцирован, содержание стало ориентироваться на различные стороны жизни: работу, семью, друзей, увлечения, дальнейшая учеба, материальная обеспеченность. Эмоциональный компонент представления о будущем у старшеклассников с легкой степенью умственной отсталости характеризуется, в основном, позитивной оценкой своего будущего, или смешанной, в которой теперь присутствует только позитивная и неопределенная оценка.

Выводы. Таким образом, положительная динамика результатов проведенного эксперимента показала достаточно высокую эффективность психолого-педагогической программы по становлению субъектной активности в формировании реалистичного, согласованного и оптимистичного представления о будущем у старшеклассников с легкой степенью умственной отсталости, что позволяет рекомендовать полученные научные результаты в образовательный процесс в специальных школах.

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни: монография. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Антропова Т. С. Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа // Молодой ученый. - 2018. - №46. - С. 265-269. - URL https://moluch.ru/archive/232/53769/ (дата обращения: 05.03.2019).

3. Аленкина О.А., Черникова Т.В. Социализация умственно отсталых детей: научные основы работы специалистов в России и за рубежом // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 4. - Т. 17. - с. 123-127.

4. Битянова М. Р., Беглова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся: Опыт педагогического проектирования: учебно-методическое пособие. - М.: ПСТГУ, 2016. - 212 с.

5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 109 с.

6. Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1. / Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 5(7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.02.2018).

7. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1. / Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.02.2018).

8. Пыжьянова М. А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: дисс. канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2006. - 160 с.

9. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социо-культурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / под ред. Е.Н. Волковой. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - 250 с.

10. Рябикина З. И. Перспективы исследований личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта // Человек. Сообщество. Управление. - 2013. - № 3. - С. 6-19.

11. Скрипник Н. М. Развитие субъектности младших подростков в условиях поддерживающей образовательной среды на этапе перехода в среднюю школу: дисс. канд. псих. наук. - Пятигорск, 2014. - 219 с.

12. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом университете в 20-80 годы XX века // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/201/202 (дата обращения: 05.03.2019).

13. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 1(18). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/335 (дата обращения: 05.03.2019).

Педагогика

УДК 373.1

аспирант кафедры рисунка и графики Коннова Алиса Сергеевна

Институт культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва), главный специалист

Управление по координации академического художественного образования Российской академии художеств (г. Москва)

ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам, связанным с рассмотрением творческих конкурсов и олимпиад как действенной методики работы с обучающимися в процессе художественно-эстетического воспитания и развития их творческий способностей при изучении предмета изобразительное искусства предметной области «Искусство». В ней дается анализ работы проводимой на государственном уровне в данном направлении. Также представляются некоторые формы организации конкурсных проектов в рамках образовательной организации.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художественно-эстетическое воспитание, творческие способности, конкурс, олимпиада, педагогические технологии, мотивация.

Annotation. This article is devoted to topical issues related to the consideration of creative competitions and competitions as an effective method of working with students in the process of artistic and aesthetic education and the development of their creative abilities in the study of the subject of fine arts subject area "Art". It provides an analysis of the work carried out at the state level in this direction. Also some forms of the organization of competitive projects within the educational organization are presented.

Keywords: fine art, artistic education, creativity, competition, Olympics, educational technology, motivation.

Введение. В течение последних десятилетий в нашей стране происходит множество процессов нацеленных на улучшение и модернизацию образовательной системы в соответствии с динамикой развития современного общества. Этот период можно охарактеризовать как наиболее интенсивный для Государственной политики, проводящийся в области образования. Благодаря осуществляемой в данном направлении работе и научным изысканиям лучших российских специалистов и ученых, основанных на историческом опыте, передовых традициях отечественного образования и зарубежной практике, происходит трансформация и расширение в целом понятия образовании и его функций. Сегодня об образовательном процессе принято говорить как о сложном механизме, нацеленном не только на генерирование определённых предметных знаний, но и на развитие и формирование личности, моделей и установок поведения и мышления индивидов. Безусловно данные преобразования по своей сути важны и имеют колоссальное значение в процессе эволюции общества, но в то же время это направление сопровождается обострением проблемных моментов и возникновением различных трудностей, на решение которых направлены все силы научного сообщества в области педагогики и психологии. Помимо внесения изменений, в основные законодательные акты регламентирующие процесс образования, разрабатывается множество концепций, дорожных карт, государственных программ, комплексов практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Реализуются инновационные проекты по развитию и совершенствованию существующих образовательных моделей, а также по разработке и созданию новых механизмов, программ и технологий. Целью этой деятельности является как раз выявление существующих проблем и поиск наиболее оптимальных путей их разрешения.

Безусловно, метаморфозы, происходящие в области образования, не могли не затронуть педагогов как неотъемлемых участников данного процесса. К их деятельности предъявляются более жесткие требования, меняется сама форма трудовых отношений, внедряется так называемые эффективные контракты и договора, вводятся новые системы отчетности и поощрения педагогов. Все эти меры нацелены на стимулирование более качественной педагогической деятельности, выходящей за рамки привычных понятий, где педагог в определенные временные отрезки излагает учебный материал. Иными словами деятельность педагога не ограничивается просто проведением уроков, ему предлагаются множество новых форм работы с детьми, в том числе во внеурочное время, направленных на достижение более глубинных целей образования.

Изложение основного материала статьи. Одной из таких форм педагогической работы является практика организации участия обучающихся в различных конкурсных проектах. Проведенные в данном направлении исследования и анализы показывают, что данная форма педагогической деятельности действительно заключает в себе большой потенциал. В данной статье мы рассмотрим это направление в рамках предметной области «Искусство» дисциплины «Изобразительное искусство».

В опубликованной на электронном сайте Министерства просвещения Российской Федерации «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее Концепция) обозначено, что «изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» направлено: на формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды» [3, с. 2]. То есть конечной целью изучения изобразительного искусства в процессе освоения основных общеобразовательных программ является художественно-эстетическое воспитание через развитие творческих способностей обучающих. Какое же место в данном процессе могут занимать творческие конкурсы и олимпиады?

Творческие конкурсные проекты в области изобразительного искусства берут свое начало уже со второй половины 18 века, их основной направленностью был сбор информации о состоянии процесса обучения изобразительному искусству и ее анализ. Безусловно, и на современном этапе это также остается актуальным, масштабная и серьёзная научно-исследовательская деятельность в этом направлении проводится специалистами Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (Фомина Н.Н., Копцева Т.А. и др.).

Сегодня данная область в системе обучения изобразительному искусству активно развивается. Различные конкурсы и олимпиады детского художественного творчества предлагаются для внедрения в образовательный процесс. Педагогам рекомендуют проводить активную работу по привлечению обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах, а также участвовать лично в соответствующих конкурсных проектах. В Концепции отмечено, что «в целях повышения качества работы учителей предметной области «Искусство» необходимо: развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации» [3, с. 11]. Но нередко в данном контексте образуется ситуация, при которой учителя обязуют принимать участие в подобных проектах с целью получения высоких результатов. В таких условиях этот метод становится просто механизмом получения дополнительных баллов в копилку рейтинга учителя и в целом школы, к участию в конкурсе привлекают исключительно детей одаренных в этой области, имеющих достаточно высокий уровень художественной подготовки, за частую полученный в системе дополнительного образования (художественных студиях, ДХШ, ДШИ и др.). В конечном итоге потенциал, заключённый в данном методе не используется или используется не в полной мере.

Рассматривая практику реализации конкурсного движения в контексте изучения предмета изобразительное искусство необходимо понять какое место они могут занимать в процессе достижения целей художественного образования в рамках освоения основных образовательных программ.

Весь процесс обучения, формы и методы работы с детьми подчинены знаниям о психологических особенностях возрастных периодов. Существует тенденция, при которой наиболее активными и многочисленными участниками различных творческих конкурсов являются дети дошкольного и младшего школьного возраста, помимо того зачастую творческие работы именно этой возрастной категории признаются наиболее удачными, живыми и интересными. Такая ситуация обусловлена тем, что в этом

возрасте дети более открыты к творческому процессу, у них еще не так сильно развито критическое мышление. В период среднего школьного возраста дети, вследствие своего развития и формирования новых знаний, становятся более требовательными, придирчивыми и недоверчивыми к любой новой информации, проявляется такая черта характера как максимализм. Данный период принято считать кризисным и в контексте уроков изобразительного искусства он проявляется в форме отрицания необходимости учиться рисовать. Ребенка уже не удовлетворяет творческий процесс сам по себе, ему необходимо понимать каким будет его результат и естественно ему не объяснить, что творчество и художественно-эстетическое развитие крайне важно в процессе формирования полноценной личности и ее умственных способностей. На практике обучающимся предлагают постигать азы изобразительного искусства, прилежно рисовать на уроках, а далее результат его творческой деятельности направляется в шкаф к учителю или же домой, где его далеко не всегда смогут оценить по достоинству.

В среде профессиональных художников, созданные ими произведения в конечном результате проходят конкурсные и выставочные отборы для экспонирования на выставках, закупок в коллекции музеев, присвоения премий, званий и грантов. Без этого не возможен и сам процесс профессионального художественного образования с самых первых его ступеней. Также и при обучении изобразительному искусству в системе общего образования необходимо создавать условия способствующие мотивации творческой деятельности обучающихся, формированию стремления рисовать и постигать секреты изобразительно мастерства не просто ради оценки в дневнике. В этой связи всевозможные конкурсные проекты раскрывают широкое поле деятельности и возможностей.

Любой ребенок по своей природе проявляет интерес к соревновательной деятельности, для него важна оценка результатов его труда. Приобщение школьников к участию в творческих конкурсах и олимпиадах повышает их интерес к творческому процессу и самому предмету изобразительное искусство. Когда ребенок заинтересован в процессе обучения, он проявляет большее усердие, внимательнее воспринимает информацию и нацелен на достижения высокого результата.

Необходимо сформировать понимание, что конкурсы и олимпиады детского художественного творчества это не только инструмент выявления и поддержки талантливых детей, наиболее одаренных в области искусства, что, безусловно, и само по себе ценно, но и метод работы с остальными обучающимися, эффективный в процессе художественно-эстетического воспитания и развития творческих способностей.

Сегодня предложен широчайший спектр различных конкурсных проектов в области искусства, различного уровня, направленности и форм проведения. Замечательно, что в этом направлении ведется работа уполномоченных органов власти - информация о конкурсах размещается на специальных образовательных порталах, со стороны учредителей образовательных организаций осуществляется рассылка, анонсирующая предстоящие мероприятия. Естественно, что привлекать каждого ученика без разбора к участию в таких масштабных проектах не целесообразно, но проводить подобную работу на уровне образовательной организации необходимо. Не случайно многие крупные конкурсные проекты, в соответствии со своими Положениями, подразумевают поэтапный конкурсный процесс - начиная с внутри школьного этапа, который самостоятельно проводят образовательные организации, далее районный, городской и вплоть до международного уровня. Но даже подбор и участие в подобных проектах является не обязательным условием для внедрения предлагаемой формы работы в практику обучения изобразительному искусству. Каждый педагог может придумывать и разрабатывать свои конкурсные мероприятия в рамках образовательной организации, беря за основу модели и принципы осуществления крупных конкурсов и олимпиад:

- предлагать обучающимся данную форму подведения итогов урока, четверти или года;

- формировать организационный комитет, жюри (из числа педагогов, администрации и старших школьников);

- проводить художественные советы по отбору работ;

- организовывать промежуточные и итоговые выставки (в учебном классе, в школьном музее, выставочном или актовом зале, рекреациях и холлах);

- устраивать тайные голосования, в которых могут участвовать все желающие, в том числе родители;

- использовать в работе информационные технологии (сеть интернет), проводя конкурсы в электронном формате на сайте образовательной организации или на официальных страничках социальных сетей;

- разработать систему оценивания и поощрения.

Это лишь некоторые из возможных направлений деятельности по внедрению конкурсов и олимпиад художественного творчества в образовательный процесс, спектр подобных методов и технологий может быть и значительно шире.

Когда ребенок заинтересован и полностью включен в активный процесс обучения развитие творческих способностей и совершенствования изобразительного мастерства происходит более продуктивно. Помимо действенного механизма мотивации детей к художественному творчеству, их участие в конкурсных проектах может являться эффективной педагогической технологией и для достижения других результатов образовательного процесса, таких как: расширение кругозора, раскрытие духовного и интеллектуального потенциала личности, развитие аналитического мышления, получения новых знаний выходящих за рамки школьной программы, создание ситуации успеха, стимулирование познавательной и творческой активности, воспитание моральных и нравственных качеств личности, патриотического воспитания. Этому могут способствовать различные формы организации и проведения конкурсов и олимпиад, например, с тематической направленностью посвященные какому-либо знаменательному событию, выдающейся личности или важной дате.

Выводы. Подводя итоги стоит еще раз отметить, что практика организации участия обучающихся в творческих конкурсных проектах предлагается на государственном уровне. В соответствии с Концепцией Министерства просвещения Российской Федерации рекомендуется «проводить творческие конкурсы на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся к художественному творчеству» [3, с. 11].

В ходе проводимых экспериментальных исследований и апробации методики внедрения в процесс общего художественного образования творческих конкурсов и олимпиад как вида педагогической деятельности были получены положительные результаты подтверждающие эффективность данного направления.

Литература:

1. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства / Рощин С.П. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 139-143.

2. Фомина Н.Н. Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы: Учебное пособие / Фомина Н.Н. - М.: Издательство «Музыка». 2018. С. 256.

3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы / материал Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Минпросвещения Россим-2018. - 30 дек. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b

4. Рощин С.П. Научное обоснование основных положений изобразительного искусства - важнейшая задача методики / Рощин С.П. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1. С. 236-241.

5. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие / Ломов С.П., Аманжолов С.А. - М.: МГПУ. 2011. С. 188.

6. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. ... докт. пед. Наук / Корешков В.В. - М.: 1994. С. 371.

7. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России: Монография / Копцева Т.А. - М.: Издательство «Альтекс». 2016. С. 346.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Копцева Татьяна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Копцев Виктор Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет" (г. Москва)

ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОПЫТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ В

РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются требования, предъявляемые современным обществом к педагогу-художнику, выявляются причины неудовлетворенности учителей традиционными формами повышения квалификации, основанными на устаревших программах, отстающих в содержании от «живой» практики; реализация образовательного исследовательского проекта «Передвижная выставка «Я вижу мир», в основе которого лежит «диалог» творческих работ педагогов-художников и детских произведений, рассматривается как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России, который может быть востребован современной практикой.

Ключевые слова: передвижная выставка, детский рисунок, творчество педагогическое, повышение квалификации, педагог-художник, эффективный опыт, курс повышения квалификации педагогов, профессиональный уровень, профессиональное мастерство, педагогическая деятельность.

Annotation. The article analyzes the requirements of modern society to the teacher-artist, identifies the reasons for teacher dissatisfaction with traditional forms of advanced training, based on outdated programs, lagging behind the content of "live" practice; the implementation of the educational research project "Mobile exhibition" I see the world ", which is based on the" dialogue "of creative works of teachers-artists and children's works, is seen as a way to identify effective experience of advanced training of teachers-artists in the regions of Russia, which can be in demand by modern practice.

Keywords: traveling exhibition, children's drawing, pedagogical creativity, professional development, teacher-artist, effective experience, teacher training course, professional level, professional skills, pedagogical activity.

Введение. К современному учителю предъявляются высокие требования: научить учеников учиться и полюбить учебу, развивать готовность ученика проявлять интерес к искусству и развиваться творчески, выражать свои мысли и чувства в произведении - это те образовательные проблемы, которые сегодня призван решать педагог-художник. Известное высказывание Льва Толстого об учителе гласит: «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Любовь к детям - это призвание, а любовь к делу - качество наживное. Знание своего дела, в соответствии с запросами меняющегося мира, -задача, стоящая перед педагогом, который постоянно призван повышать уровень своей квалификации, чтобы быть компетентным, современным и интересным ученикам.

Век информационных технологий переполнен информационными потоками, которые дают возможность учителю повысить свой теоретический уровень и знания, но это не всегда ведет к компетентностному росту. Опросы педагогов-художников показывают, что большая часть учительства (60%) не удовлетворены современным уровнем курсов повышения квалификации. Среди главных факторов низкой их оценки они выделят:

- консервативность образовательных программ (каждый год одно и то же);

- курсы основаны на трансляции знаний, мало практики;

- формальный подход: главное получить удостоверение, а не повысить квалификацию, главное заплатить деньги за обучение, а не получить новое знание;

- не видение перспективы своего художественно-творческого развития (я не художник, рисовать мне незачем);

- отсутствие практической значимости курсовой подготовки, доминирование теории;

- отчужденный характер взаимодействия лекторского состава и обучающихся;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.