Научная статья на тему 'Олимпиады и конкурсы по изобразительному искусству как средство повышения творческой активности обучающихся'

Олимпиады и конкурсы по изобразительному искусству как средство повышения творческой активности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КОНКУРСЫ / ОЛИМПИАДЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / FINE ARTS / COMPETITIONS / OLYMPIADS / ARTISTIC CREATIVITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коннова Алиса Сергеевна, Рощин Сергей Павлович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением конкурсов и олимпиад по изобразительному искусству, их эффективность в деле развития эстетических и морально-нравственных представлений подрастающего поколения, важнейшее значение для полноценного художественного образования. Показаны наиболее удачные методы организации и проведения конкурсов, перспективы развития этого направления в художественно-творческой деятельности детей, занимающихся изобразительным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коннова Алиса Сергеевна, Рощин Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIADS AND COMPETITIONS IN FINE ARTS AS A MEANS OF INCREASING THE CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

The article deals with the issues related to competitions and Olympiads in fine arts, their effectiveness in the development of aesthetic and moral representations of the younger generation, the most important for a full-fledged art education. The most successful methods of organization and holding of competitions, prospects of development of this direction in the artistic and creative activity of children engaged in fine arts are shown.

Текст научной работы на тему «Олимпиады и конкурсы по изобразительному искусству как средство повышения творческой активности обучающихся»

УДК 373.1

аспирант кафедры рисунка и графики Коннова Алиса Сергеевна

Институт культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка и графики Рощин Сергей Павлович

Институт культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением конкурсов и олимпиад по изобразительному искусству, их эффективность в деле развития эстетических и морально-нравственных представлений подрастающего поколения, важнейшее значение для полноценного художественного образования. Показаны наиболее удачные методы организации и проведения конкурсов, перспективы развития этого направления в художественно-творческой деятельности детей, занимающихся изобразительным искусством.

Ключевые слова: изобразительное искусство, конкурсы, олимпиады, художественное творчество, образование.

Annotation. The article deals with the issues related to competitions and Olympiads in fine arts, their effectiveness in the development of aesthetic and moral representations of the younger generation, the most important for a full-fledged art education. The most successful methods of organization and holding of competitions, prospects of development of this direction in the artistic and creative activity of children engaged in fine arts are shown.

Keywords: fine arts, competitions, Olympiads, artistic creativity, education.

Введение. В век информационных технологий и глобализации среди некоторых слоев общества наблюдается тенденция утраты интереса к традиционным явлениям искусства и культуры. Наиболее уязвимым здесь становятся дети и подростки. Изобразительное искусство в своих традиционных классических формах перестает интересовать детей. Куда быстрее и проще воспринимается яркая компьютерная графика, трансляция которой сегодня происходит практически ежесекундно с экранов телевизоров, всех возможных гаджетов и даже на улице с билбордов, мультимедийных экранов и прочих средств передачи преимущественно рекламой информации, не заключающей в себе культурной ценности. Ни для кого не секрет, что детьми гораздо лучше считывается зрительная информация особенно через красивые и яркие изображения. У любого человека есть внутреннее, заложенное природой тяготение к получению информации для удовлетворения различных потребностей, в том числе носящих эстетический характер. В недавнем времени это происходило только при посещении музеев и галерей, театров и домов культуры, при чтении книг и журналов с богатым иллюстративным рядом, отражающим полноту картины сюжетной линии. Обществу было востребовано изобразительное искусство, как и другие виды искусств, высшего качества, созданное сформировавшимися и признанными мастерами. Сегодня же окружающий нас мир переполнен массой второсортных и низкопробных продуктов, в частности и в различных областях изобразительного искусства, что оказывает пагубное влияние на эстетическую и духовную культуру. В такой ситуации особенно подвержены негативному влиянию дети и подростки, развитие личности которых и закладка ценностных ориентиров находятся на этапе своего формирования.

Общество продолжает поиски решения этой проблемы. Перед учителем изобразительного искусства стоит важнейшая задача исследования и подбора новых механизмов и методов, позволяющих пробудить у обучающихся интерес к урокам изобразительного искусства в современных условиях глобализации и информатизации обучения. Для успешного развития творческих способностей ребёнка необходимо постоянное стимулирование его познавательной инициативы и активное включение в различные виды предметной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В данной статье мы бы хотели затронуть одно, достаточно интересное на наш взгляд и заслуживающее внимание, направление педагогической деятельности, связанное с организацией и реализацией различных конкурсных проектов в образовательной системе. Рассмотреть конкурсы и олимпиады детского художественного творчества как методы стимулирования творческой деятельности обучающихся.

На сегодняшнем этапе развития образования все возможные предметные олимпиады и конкурсы активно внедряются в образовательный процесс и проводятся на различных уровнях, начиная с внутри школьных и заканчивая международными. Более того их использование в процессе обучения поддерживается на государственном уровне и признается важной деталью образовательной среды необходимой для успешного и эффективного развития способностей обучающихся. И это не случайно.

Существует ряд исследований в области образования такого явления как различные конкурсные проекты в сфере художественного детского творчества, включающих изучение исторического и организационного опыта проведения мероприятий. Данные исследования подтверждают, что конкурсы детского рисунка являются социально значимыми педагогическими проектами и должны рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса будущих художников. Их внедрение и использование в обучении и воспитании подрастающего поколения помогает сформировать более обширную, глубокую и разностороннюю образовательную среду. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы Бакушинского А.В., Щербакова В.С., Лабунской Г.В., Алексеевой В.В.

Конкурсы и олимпиады детского художественного творчества различаются по своей направленности и специфике и в конечном результате могут быть направлены на достижение разных целей. Но в целом активное привлечение обучающихся к участию в мероприятиях, имеющих соревновательный подтекст способствует накоплению ценного жизненного опыта в области выдерживания конкурсных испытаний и отбора. Это будет сопровождать их практически на протяжении всей жизни, поможет адаптироваться в социальной среде и конечно будет очень полезным при преодолении важных испытаний в период окончания школы и поступления в вуз. Любой ребенок в итоге сталкивается с подобной ситуацией - современная форма

проведения ЕГЭ, при которой дети сдают экзамен в незнакомой им обстановке, дальнейшее поступление на новую ступень образования обязательно сопровождаются стрессовой ситуацией. И без отсутствия опыта участия в конкурсных соревнованиях, попадая в подобную стрессовую ситуацию, подросток переживает ее гораздо болезненнее.

Участие в конкурсных проектах позволяет ребенку и подростку формировать ценные навыки в области стрессоустойчивости и конкурентоспособности, умение ориентироваться в незнакомой ситуации и принимать самостоятельные решения.

Выставки по итогам конкурсных проектов, в том числе в интернет ресурсах, дают возможность сравнить и оценить уровень обучающихся из разных школ и более того из различных регионов нашей страны. И если на итоговых выставках, как правило, представлены лучшие работы (работы победителей), то часто на сайте конкурсного проекта представлены работы всех участников подавших заявку на конкурс, соответственно можно увидеть и более слабые работы, что дает возможность провести своего рода сравнительный анализ, самостоятельно оценить и проанализировать качество работ, выявить имеющиеся недостатки и достоинства, это может стать своего рода итоговой работой и рефлексией учителя с учеником по итогам его участия в конкурсе или олимпиаде.

Среди всего разнообразия конкурсов и олимпиад по изобразительному искусству существующих сейчас все же хочется выделить мероприятия, проходящие в формате очного участия. Несмотря на безусловно полезные качества современных мультимедийных технологий все же непосредственное участие и встреча с художниками и коллегами неизмеримо эмоциональней и значимей для осознания своей работы в конкурсе.

Выводы. В результате нашего экспериментального исследования в направлении конкурсов и олимпиад по изобразительному искусству мы пришли к выводу, что с учетом всех преобразований и новаций, происходивших с момента зарождения данного направления образовательного процесса и развития современных технологий, заключен и куда более широкий потенциал, способный при грамотном использовании в педагогической деятельности помочь решить ряд трудностей и проблем, имеющихся в нынешней системе художественного образования и повысить его эффективность.

Подводя итоги можно отметить, что разнообразные конкурсные проекты сегодня представлены в очень широком секторе, они становятся своего рода вспомогательными ресурсными базами в процессе образования, нацеленными на развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативности детей и подростков, формирование их духовной культуры и эстетического восприятия мира. В конечном счете, синтез перечисленных выше качеств и свойств личности является, пожалуй, одной из важнейших задач в целом всего образования и воспитания подрастающего поколения. Крепнет уверенность, что данные педагогические технологии будут в дальнейшем развиваться и совершенствоваться.

Литература:

1. Архипов А.А., Пензин И.С., Рощин С.П. Рисунок головы человека: монография. - М.: МГПУ, 2016. - 80 с.

2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. -СПб., 2005. - 293 с.

3. Дубровин В.М. Живописные основы художественной грамоты: монография. - М.: МГПУ, 2012. - 212 с.

4. Пензин И.С. «Зарисовки и наброски» / Пензин И.С. Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 67-68.

5. Рощин С.П. «Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства» / Рощин С.П. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 139-143.

6. Рощин С.П. «Научное обоснование основных положений изобразительного искусства - важнейшая задача методики» / Рощин С.П. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1. С. 236-241.

7. Ломов С.П., Аманжолов С.А. «Методология художественного образования: Учебное пособие» / Ломов С.П., Аманжолов С.А. М.: МГПУ. 2011. С. 188

8. Умярова Е.Ю. «Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования» / Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН», т.11, 4(4), 2009. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://ssc.smr.ru/izv_2009_4.html, 10 февраля 2012 г.

9. Филиппова Л.С. «Эстетические и научные обоснования природы восприятия цвета» / Филиппова Л.С. Наука и школа. 2012. № 4. С. 163-165.

10. Хлебников А.С. «Диалог художников прошлого и настоящего» / Хлебников А.С. Балет. 2010. Т. 161. № 2. С. 56-59.

УДК 373.016:82

доктор педагогических наук, профессор Коновалова Людмила Ивановна

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Семенова Людмила Анатольевна ФБГОУ ВО Юго-Западный государственный университет (г. Курск); магистрант Кривая Татьяна Станиславовна

ФБГОУ ВО Юго-Западный государственный университет (г. Курск)

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЧТЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ (УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - БИБЛИОТЕКАРЬ)

Аннотация. В статье рассмотрена проблема чтения в целом и поиска стратегий и эффективных моделей обучения чтению в современном информационном обществе, в частности. По мнению авторов, сегодня сложилась кризисная ситуация чтения, из самой читаемой страны Россия превратилась в страну, где книга перестала пользоваться популярностью. Что ведет в целом к кризису культуры. Проблема образования при этом - это необходимость выработки таких стратегий и эффективных моделей обучения чтению, чтобы ученики захотели читать настоящую литературу.

Опасность создавшейся ситуации, по мнению авторов, состоит, прежде всего, в том, что сами учителя находятся в состоянии непонимания - чему и как надо обучать чтению на уроках литературы. Кроме того, школьная система, ориентированная на огромное количество отчетных документов, занятость учителя не дает ему возможности посещать библиотеку, читать необходимую литературу, самые не читающие - это учителя.

Авторы приходят к выводу, что чтение должно социализироваться, необходимо создать читательскую среду и вернуть чтение в семьи, а, значит, возникает необходимость обучения этому родителей и педагогов. Решением проблемы могут быть и активное освоение электронных текстов, и выход за рамки традиционного обучения чтению и общих подходов к литературному образованию, в приобщении подрастающего поколения к ценностям культуры чтения. Педагоги должны рассматривать чтение как самостоятельный учебный предмет, где используются методы творческого чтения, творческие приемы работы с текстом, которые выступают показателем уровня грамотности, навыков чтения, способом самообразования, инструментом воспитания.

Ключевые слова: чтение, модели обучения чтению, патриотизм, литературное чтение, семейное чтение.

Annotation. The article deals with the problem of reading in General and the search for strategies and effective models of teaching reading in the modern information society, in particular. According to the authors, today there is a crisis situation of reading, from the most readable country Russia has become a country where the book has ceased to be popular. Which leads to a cultural crisis in General. The problem of education in this case is the need to develop such strategies and effective models of learning to read, so that students want to read real literature.

The danger of this situation, according to the authors, is primarily that the teachers themselves are in a state of misunderstanding what and how to teach children in literature lessons. In addition, the school system, focused on a huge number of accounting documents, the employment of the teacher does not give him the opportunity to visit the library, read the necessary literature, the most non - reading-teachers.

The authors come to the conclusion that reading should be socialized, it is necessary to create a reading environment and return reading to families, and therefore there is a need to teach this to parents and teachers. The solution to the problem can be the active development of electronic texts, and going beyond the traditional teaching of reading and General approaches to literary education, in introducing the younger generation to the values of reading culture. Teachers should consider reading as an independent educational subject, which uses methods of creative reading, creative methods of working with the text, which serve as an indicator of literacy, reading skills, a way of self-education, a tool of education.

Keywords: reading, models of teaching reading, patriotism, literary reading, family reading.

Введение. На страницах педагогических журналов в острых дискуссиях обсуждаются вопросы - как и какими видами чтения должен обладать ученик, что он должен читать, кто его научит читать?

Размышляя о проблемах чтения - нечтения в современном обществе, просмотровом чтении (в лучшем случае) художественных произведений учащимися, или чтении научных текстов студентами колледжей и вузов, изучая аналитические исследования, посвященные проблемам чтения, анализируя нормативные документы ФГОС, Концепции духовно-нравственного воспитания учащихся, различные концепции литературного развития ученика - читателя, мы пришли к убеждению, что чтение, как педагогическое явление, как базовая национальная ценность, нуждается в особо пристальном внимании педагогов школы, колледжей, вузов, библиотекарей, широкой общественности на самом раннем развитии и воспитании, в формировании читательской культуры.

Изложение основного материала статьи. Анализ исследований, посвященных проблемам чтения школьников и студентов, позволил зафиксировать с одной стороны, общее снижение уровня читательской активности, обеднение индивидуального речевого опыта школьников, низкий уровень общих читательских навыков, уменьшение доли чтения в досуговой деятельности школьников, постепенную утрату традиций семейного чтения, преобладание прагматических мотивов чтения или выбор легкого чтения (Т.Г. Галактионова).

Мнения столь полярны, что, с одной стороны в обществе сложилось твердое убеждение кризиса читательской культуры, с другой - что утверждаются новые модели чтения в современных условиях информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

В истории обучения чтению рассматривались разные виды чтения - филологическое, воспитательное, объяснительное, изящное, критическое, литературное. Школьное чтение на протяжении всей истории преподавания словесности было граждански ценным делом. Оно не отделялось от вопросов общественных, государственных и даже вопросов политических Методическая наука занимается школьным чтением уже третье столетие. Так. в XIX веке блестящие труды В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, Ц. П. Балталона,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.