Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / MILITARY-PATRIOTIC ORIENTATION / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / PUBLIC ASSOCIATIONS / PEDAGOGICAL POTENTIAL / STUDENT ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коценко Вячеслав Николаевич

В статье представлен анализ деятельность общественных объединений со студенческой молодежью по военно-патриотическому воспитанию. Выявлены проблемы и факторы негативного влияния на молодежь в рамках военно-патриотической направленности. Обозначены возможности общественных объединений и организаций в реализации военно-патриотического воспитания студенческой молодежи. Представлены рекомендации по повышению действенности военно-патриотического воспитания и подготовки студенческой молодежи к воинской службе. Определены перспективные результаты работы со студенческой молодежью по военно-патриотическому воспитанию. Определен потенциал студенческих объединений (вузы, колледжи и др.) в патриотическом воспитании студентов. Автором сделаны выводы, относительно влияния общественных организаций на воспитательный процесс в вузе, в том числе, по военно-патриотической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коценко Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF REGIONAL PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE PROCESS OF FORMATION OF MILITARY-PATRIOTIC DIRECTION OF STUDENT YOUTH

The article presents an analysis of the activities of public associations with students on military-patriotic education. The problems and factors of negative influence on youth in the framework of the military-patriotic orientation are revealed. The possibilities of public associations and organizations in the implementation of military-patriotic education of student youth are indicated. Recommendations on improving the effectiveness of military-patriotic education and training of students for military service are presented. The promising results of work with students on military-patriotic education are determined. The potential of student associations (universities, colleges, etc.) in the patriotic education of students is determined. The author draws conclusions regarding the influence of public organizations on the educational process at a university, including military-patriotic ones.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

руководствуются все люди на земле: любовь, сострадание, доброта, радость общения, любование красотой природы и человека.

Выводы. В современном образовательном пространстве ингрессия (внедрение) итогов исследовательской работы в практику школы и детского сада является важной задачей художественно-педагогического образовательного проекта «Передвижничество: Я вижу мир» [3]. Детский рисунок - это произведение, которое как указывала Е.А. Флёрина, имеет свою эстетику [5], будучи своеобразным документом педагогического метода, становится главным объектом исследования, как в процесс обучения детей, так и в процессе обучения педагога.

Таким образом, конкурс показал, что в художественном образовании нашей страны вычленяются четыре компонента содержания поликультурного образования:

1. Этнокультурный обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и конфессиональной группы.

2. Регионально-титульный (национально-территориальный), обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя национального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации.

3. Общероссийский (супернациональный) обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации.

4. Общечеловеческий (мировой) обеспечивающий человеку включиться в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

В результате анализ экспонатов ХХ1Х передвижной выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир: Праздники народов мира», позволил сделать вывод о том, что на создание поликультурного образовательного пространства для детей влияют региональные особенности, семья, средства массовой коммуникации, в том числе ИКТ, учебная и художественная литература, учреждения науки и культуры, учебно-познавательная деятельность в образовательных учреждениях. Рисунки детей 3-18 лет - участников выставки, после завершения путешествия по 10 маршрутным адресам страны, пополнят фонды Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», являя собой историческую ценность как «документы эпохи».

Литература:

1. Библер, В.С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993. - С. 67-94.

2. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. - М.: Сов. писатель, 1988.

3. Копцев, В.П., Копцева, Т.А. Выставка творческих работ педагогов-художников как способ выявления эффективного опыта повышения квалификации педагогов-художников в регионах России // Проблемы современного педагогического образования / Т.А. Копцева, В.П. Копцев. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. Ч.3. - С. 51-53.

4. Копцева, Т.А. Передвижная выставка в социокультурной деятельности педагога-художника. - М: Вестник МГУКИ. - № 2. - 2016. - С. 169-176.

5. Копцева, Т.А. Е.А. Флёрина - первая женщина доктор педагогических наук / Т.А. Копцева // Родство душ / Сборник статей / Сост. академик РАО В.П. Дёмин. - М.: ФГБНУ, 2019. - С. 74-120.

6. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда / Д.С. Лихачев // Новый мир. - 1994. - №8. - С. 3-6.

7. Я вижу мир: Праздники народов мира: XXIX передвижная выставка детского изобразительного творчества: Научный каталог. Информационно-аналитические материалы / Авторы статей Акишина Е.М., Астафьева М.К., Фомина Н.Н., Копцева Т.А. и др. / Под ред. Т.А. Копцевой. Сост. каталогов М.К. Астафьева, В.П. Копцев, Т.А. Копцева, Г.Б. Селезнева. - М.: ФГБНУ «ЖОиК РАО», 2019. - 160 с.

Педагогика

УДК 37

аспирант Коценко Вячеслав Николаевич

Гжельский государственный университет (п. Электроизолятор)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В статье представлен анализ деятельность общественных объединений со студенческой молодежью по военно-патриотическому воспитанию. Выявлены проблемы и факторы негативного влияния на молодежь в рамках военно-патриотической направленности. Обозначены возможности общественных объединений и организаций в реализации военно-патриотического воспитания студенческой молодежи. Представлены рекомендации по повышению действенности военно-патриотического воспитания и подготовки студенческой молодежи к воинской службе. Определены перспективные результаты работы со студенческой молодежью по военно-патриотическому воспитанию. Определен потенциал студенческих объединений (вузы, колледжи и др.) в патриотическом воспитании студентов. Автором сделаны выводы, относительно влияния общественных организаций на воспитательный процесс в вузе, в том числе, по военно-патриотической направленности.

Ключевые слова: военно-патриотическая направленность, студенческая молодежь, образовательный процесс, общественные объединения, педагогический потенциал, студенческие объединения.

Annotation. The article presents an analysis of the activities of public associations with students on military-patriotic education. The problems and factors of negative influence on youth in the framework of the military-patriotic orientation are revealed. The possibilities of public associations and organizations in the implementation of military-patriotic education of student youth are indicated. Recommendations on improving the effectiveness of military-patriotic education and training of students for military service are presented. The promising results of work with students on military-patriotic education are determined. The potential of student associations (universities, colleges, etc.) in the patriotic education of students is determined. The author draws conclusions regarding the

influence of public organizations on the educational process at a university, including military-patriotic ones.

Keywords: military-patriotic orientation, students, educational process, public associations, pedagogical potential, student associations.

Введение. В военной истории России отражена летопись самоотверженной борьбы нашего народа, которая снискала Русской армии неувядаемую ратную славу в сражениях за свободу родной земли. В период тяжелых испытаний с особой остротой проявляется патриотическое самосознание народа. На Руси ратная служба всегда слыла уделом и долгом свободных и достойнейших граждан, которые наделены правом защищать наше государство. Таким образом, были сформированы первые русские великокняжеские дружины Владимира Мономаха, Святослава, Александра Невского. События последних лет позволяют судить о том, что падение духовных ценностей, социальное расслоение общества имеют отрицательное влияние на общественное сознание многих социальных групп населения нашей страны, в том числе и на студенческую молодёжь. В общественном сознании студентов широкое распространение получает эгоизм, равнодушие, цинизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважение к государству и его армии. Обнаруживается устойчивая тенденция к падению престижа военной службы. Нечеткость понятий честь, долг, Отечество, резко снизившийся престиж воинской службы привносят свой отрицательный вклад в морально психологическое состояние призывников из числа студентов и выпускников гражданских вузов [4]. В исследованиях последних лет обнаруживается негативное отношение студенческой молодежи к службе в армии, это не воспринимается как долг пред Родиной, как нравственная ценность. Несмотря на указанные негативные факты, в последние годы отмечается возобновление работы по патриотическому воспитанию среди молодежи. В связи с чем, усиливается роль общественных организаций и объединений в процессе военно-патриотического воспитания современной студенческой молодежи.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе, уменьшение срока военной службы до одного года, негативно повлияло на качество подготовки молодежи к службе в армии (ВС РФ), что значительно влияет на время приведения воинских частей и подразделений в боевую готовность. Таким образом, в настоящее время в качестве важного компонента уровня боевой подготовки любой части выступает уровень и качество подготовки её призывников, то есть молодежи. Низкий уровень психического и соматического здоровья молодежи на современном этапе развития общества, слабая мотивация студенческой молодежи для службы в армии оказывают отрицательное влияние на формирование военно-патриотическое направленности. Армейская служба является особым видом федеральной государственной службы, которую исполняют граждане в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в иных войсках, указанных в федеральных законах. В качестве правовой основы воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации выступает Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», а также различные международные договоры Российской Федерации и иные федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области воинской обязанности, военной службы, обороны.

В настоящее время педагоги исследователи (В.Н. Ашуров, А.С. Битев, А.П. Братковский, А.И. Паберзс, Л.А. Саенко, С.К. Фокина и др.) [1, 2, 3, 4, 6, 7, 9] много внимания уделяют выявлению условий, направленных на оптимизацию военно-патриотического воспитание студенческой молодежи. Отметим, что подготовкой студенческой молодёжи к службе в ВС РФ и ее военно-патриотическим воспитанием, как важнейшими составляющими патриотического воспитания граждан, а также подготовкой призывников по военно-учетным специальностям, в настоящее время занимаются разные ведомства и министерства: Спорта, Туризма и по делам молодёжи; Образования; МЧС; Обороны; ДОСААФ; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Росвоенцентр при Правительстве РФ; ветеранские, религиозные и молодёжные общественные организации; муниципальные образования. Закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку к военной службе, но только для учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и школ. Студенты ВУЗов этим законом исключаются из процесса военной подготовки. Но с учетом того, что после окончания школы почти 75% молодёжи поступает в ВУЗы и уже после их окончания идет в армию, многие ВУЗы предоставляют молодым людям возможность получить специальности родственные военно-учетным. Но, этот потенциал практически не используется военными комиссариатами, хотя при небольшой дополнительной военной подготовке студентов Вооруженные силы смогли бы получить подготовленных младших командиров и младших специалистов, причем возраст, которых будет на 4-5 лет старше среднего казарменного возраста [3, 4]. Данные обстоятельства актуализируют деятельность общественных объединений и организаций в военно-патриотическом воспитании молодежи.

Минобрнауки и ДОСААФ выполняют заказ Генерального штаба на подготовку призывников по нескольким десяткам из более 900 военно-учетных специальностей. Наиболее массовыми и распространенными армейскими специальностями являются: пулеметчики, стрелки, гранотометчики, разведчики, орудийные расчеты и др., но они не входили в заказ даже в советское время. Их подготовка является не сложной, не требующей дорогостоящей учебно-материальной базы и наличия дипломированных преподавателей. Этим могут заниматься обычные военно-спортивные и военно-патриотические организации, клубы и центры, которых в нашей стране насчитывается несколько сотен, а необходимы тысячи. Кроме них в мире военно-патриотическим обучением и воспитанием молодёжи, также занимаются образовательные учреждения среднего и общего профессионального образования, муниципальные учреждения дополнительного образования детей, кадетские школы и специальные классы. Однако, все они функционируют только благодаря энтузиазму их создателей, организаторов и руководителей муниципальных учреждений образования. В настоящее время не существует каких-либо скоординированных учебных нормативов и программ, методических пособий, учебников, наглядных пособий по военно-патриотическому воспитанию, учебно-материальной базы, которые в установленном порядке могут быть допущены в образовательный процесс. Подготовка и лицензирование квалифицированных инструкторов и преподавателей военного дела не предусмотрена ни в одном ведомстве и министерстве. Для осуществления этого отсутствует нормативно-правовая база. Учебный и воспитательный процесс организуется практически каждым руководителем индивидуально, исходя из личных, порою субъективных, представлений о военно-патриотическом воспитании молодежи [2].

В целом механизмы функционирования и финансового обеспечения организаций военно-спортивной и

военно-патриотической направленности не являются обязательными на федеральном уровне. Закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что деятельность организаций военно-патриотической направленности осуществляется за счет направленных средств из федерального бюджета. Тем не менее, из федерального бюджета военно-спортивные клубы и иные организации и центры военно-патриотической направленности не финансируются. Финансирование указанных организаций военно-патриотической направленности может осуществляться за счет средств субъектов РФ и муниципальных средств, однако это не является обязанностью для собственника средств [3, 4]

Исследованию влияния общественных организаций в военно-патриотическом воспитании студенческой молодежи посвящены работы А.С. Битева, Д.В. Головоненко, Т.Г. Затеевой, Х.А. Исмаилова,

B.Н. Карташовой, П.И. Костенока, С.С. Лемачко, А.И. Паберзс, Л.А. Саенко, И.А. Смирнова, А.Н. Томилина,

C.Н. Томилиной, Н.В. Юрченко и др. Авторы отмечают, что вовлечение студенческой молодежи в деятельность общественных организаций военно-патриотической направленности способствует формированию патриотических чувств, воинского долга, нравственных качеств, гражданской позиции, ответственности, собственной политической позиции.

Позитивное влияние на формирование военно-патриотической направленности студенческой молодежи оказывают студенческие объединения: студенческое самоуправление, студенческие клубы, вузовские волонтерские объединения, направленные на формирование и развитие гражданских качеств личности, ответственности, социальной грамотности и патриотических чувств. Следует обратить внимание на региональный аспект деятельности студенческих объединений. Каждый регион обладает своей уникальной военной историей, наполнен своими особенностями и гражданскими событиями, обладает специфической национальной культурой жителей, религиозными особенностями. В.Н. Карташова [5] отмечает, что студенческие объединения обладают высоким педагогическим потенциалом, поскольку вся инициатива исходит от самой молодежи, затронутые проблемы являются актуальными для молодежи, инициатива, идущая «по горизонтали», а не от администрации («по вертикали») учреждения, быстрее находит отклик у обучающихся. Автор пишет о потребности молодежи в самореализации, а студенческие объединения как раз и дают такую возможность. Студенческая молодежь наиболее восприимчива к социальным проблемам, социальной несправедливости, это возраст формирования жизненной позиции, закрепления нравственных основ жизни, которые закладывались в семье и ранее в других образовательных организациях.

Образовательные учреждения обладают необходимым воспитательным потенциалом: здесь сосредоточена обучающаяся молодежь, педагогические кадры (со специальным педагогическим образованием), наличие современных воспитательных технологий, методических средств, управленческие методы влияния, техническое оснащение и т.д. Поэтому, наличие в образовательном учреждении студенческих объединение различной направленности, будет усиливать воспитательное воздействие на молодое поколение, в том числе и в направлении военно-патриотического воспитания. Педагогический контроль деятельности таких объединений со стороны педагогического руководства учреждения не позволит им «уйти» от намеченных целей и свести всю свою деятельность к профанации.

Педагогами Л.А. Саенко и Т.Г. Затеевой [6] определено положительное влияние деятельности казачьих объединений в военно-патриотическом воспитании обучающейся молодежи. Авторы отмечают, что казачество представляет собой часть российского общества, является гарантом стабильности и безопасности. Трансляция в молодежной среде традиционной культуры казачества (трудолюбие, духовность, семейные ценности, служение Отечеству) становится основой формирования патриотизма у молодежи. В образовательном процессе необходимо предусмотреть проведение встреч с атаманами, лучшими представителями казачьего сообщества, изучение казачьей культуры и войскового этикета. Непосредственное участие студенческой молодежи в войсковых казачьих праздниках способствует развитию социально значимых качеств личности (патриотизм, благонравие, ответственность и др.). Авторам представляется перспективным использование казачьих объединений в военно-патриотическом воспитании молодежи с точки зрения его организации и воплощения. Необходимо сотрудничество казачьих объединений с образовательными учреждениями в целях военно-патриотического воспитания обучающихся. К сожалению, такое сотрудничество осуществляется только с некоторыми школами, вузами и т.д. Социальное партнерство казачьих общественных организаций и образовательных учреждений, работающих с молодежью, должно быть повсеместно.

Следовательно, для повышения действенности военно-патриотического воспитания и подготовки студенческой молодежи к воинской службе в ВС РФ целесообразным является:

1. Дополнение закона «О воинской обязанности и военной службе», распространение его положений в части, касающейся добровольной подготовки, в высших и средних профессиональных учебных заведениях, направленной на военно-патриотическое воспитание обучающейся молодежи.

2. Необходимость создания на федеральном и региональном уровне межведомственного учебно-методического центра военно-патриотического воспитания не только допризывной подготовки молодежи, но работы со студенческой молодежью. Задачами этого центра станут: разработка учебно-методического обеспечения процесса образования для учреждений и организаций, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием (вузы, ссузы и т.д.), допризывной подготовкой молодежи; координация деятельности всех создаваемых региональных центров патриотического воспитания; работа по подготовке, переподготовке и лицензированию их инструкторско-преподавательского и руководящего состава.

3. Инициация ДОСААФ России при поддержке Министерств образования, обороны, спорта, туризма и молодёжной политики формирования молодежных общественных объединений, профильных для каждого вида Вооруженных Сил и родов войск, путем объединения в них клубов юных моряков, космонавтов, летчиков, десантников, танкистов, связистов и др. Соответствующие военные ведомства должны разработать для этих клубов (молодежных объединений) профильные программы, методические рекомендации и учебники, оказать помощь с учебно-материальной базой. Ведение военно-патриотической работы не может протекать стихийно, это должна быть плановая, систематическая работа со стратегическим планированием.

4. В соответствии с ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» и Указом Президента РФ № 391 (1997 г.) необходима организация учета и призыва выпускников военно-спортивных и военно-патриотических клубов, сообразно с профилем их подготовки. На сегодняшний момент, в связи с реорганизацией военных комиссариатов, работа в этом направлении является практически свернутой и не развивается.

5. Разработка и издание требований, нормативов и положений, предусматривающих порядок лицензирования общественных организаций для исполнения этой, по существу образовательной, деятельности, с учетом того, что нормативно-правовая и законодательная база Российской Федерации, включая Постановление Правительства № 1441 от 1999 г. (Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе) распространяет обязанность и право заниматься военно-патриотическим воспитанием не только на ДОСААФ, но и на прочие общественные организации, что до сих пор не выполнено ни Минобрнауки, ни Генеральным Штабом. Это обстоятельство является одним из факторов, который существенно сдерживает активность общественных организаций в сфере военно-патриотического воспитания молодёжи, в том числе и студенческой молодежи.

6. Более активное освещение в средствах массовой информации мероприятий по военно-патриотической деятельности молодёжных организаций и успехов в проведении военно-патриотического воспитания. В рамках данного пункта требуется создание информационно-пропагандистской интернет-площадки по военно-патриотическому воспитанию и активизация работы в интернет-пространстве с применением современных информационных технологий. Одна из важнейших задач военно-патриотической работы - это накопление, обработка и распространение информации, сбор и анализ обратной информации, управление региональными молодёжными организациями, обеспечение доступа к информации участников молодёжных клубов и прочих категорий молодёжи. Также необходимо инициировать и обеспечить разработку компьютерных игр с позитивными образами военнослужащих ВС РФ.

7. Необходимо социальное партнерство региональных общественных объединений с образовательными учреждениями, в том числе с вузами, для осуществления военно-патриотического воспитания студенческой молодежи. Открытие в вузах студенческих клубов военно-патриотической направленности, разработка цели, задач и плана работы таких клубов, а также выработка механизмов вовлечение студенческой молодежи в работу клубов. Необходима поддержка студенческих инициатив в военно-патриотическом направлении: молодежные движения, проведение социальных акций, деятельность поисковых отрядов, научно-исследовательская архивная работа, восстановление и поддержание в порядке памятников воинам освободителям, музейная работа в образовательных учреждениях и т.д.

Всё вышеперечисленное позволит нам:

1. Привлечь офицеров запаса и ветеранов к осуществлению государственной политики в области гражданского и военно-патриотического воспитания молодого поколения, в том числе студенческой молодежи, к подготовке к воинской службе в рядах ВС РФ и существенному повышению эффективности этой работы. Привлечь общественные объединения к реализации военно-патриотического воспитания молодежи в рамках образовательных учреждений (вузов, техникумов, колледжей, училищ). Использовать потенциал направленности общественных объединений (казачество, студенчество, волонтерство, самоуправление и т.д.) в военно-патриотическом воспитании.

2. Воспитать у студенческой молодежи чувство патриотизма, любовь к Родине, потребность в выполнении воинского долга, сформировать у молодежи готовность к воинской службе и защите Отечества, сформировать знания, навыки и умения, которые требуются каждому молодому человеку для службы в армии, развить морально-волевые качества.

3. Показать современное развитие вооруженных сил России, ее оснащение, боевой потенциал, а также бытовые условия жизни военнослужащих срочной службы. Сломать устаревшие стереотипы о «дедовщине» в воинских подразделениях в представлении молодежи о военной службе. Показать перспективы выбора военных специальностей для молодежи.

4. Включенность студенческой молодежи в деятельность общественных объединений будет занимать свободное время студентов, развивать их мировоззрение, формировать познавательный интерес к истории государства и военной истории, развивать инициативность, формировать гражданскую идентичность молодого поколения.

5. Оказывать эффективное противодействие проявлениям религиозного и политического экстремизма в среде студенческой молодежи, распространению алкоголизма и наркомании. Вырастить физически здоровое молодое поколение и сформировать у него потребность в здоровом образе жизни.

6. Привлечь внимание широкой общественности в лице общественных организаций к проблемам военно-патриотического воспитания студенческой молодежи. Развивать социальное партнерство между образовательными учреждениями и общественными организациями, что может выражаться в проведении совместных военно-патриотических мероприятий: круглый стол, конференция, форум, акция, волонтерская деятельность, совместные встречи с руководством воинских частей и подразделений, военно-патриотические игры, фотоконкурс по военно-патриотической тематике и т.д.

Выводы. Таким образом, мы можем сказать, что современные реформы Российского общества сопровождаются рядом отрицательных явлений, одно из которых проявляется в падении морально-нравственных и гражданских ориентиров среди студенческой молодёжи. С либерализацией всех сфер общественной жизни, принятием курса, направленного на построение правового государства, и формированием гражданского общества, вся прежняя система воспитания студентов как будущих защитников Отечества была утрачена. Появилась острая необходимость в создании новой технологии военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе, которая будет основана на исторически сложившихся боевых, духовно-нравственных, культурных и трудовых традициях, а также на новых конституционных ценностях РФ. Региональные общественные организации и объединения могут оказать положительное воздействие в военно-патриотическом воспитании студенческой молодежи. Такие объединения могут функционировать как в рамках образовательного учреждения, так и вне его. Студенческие инициативы в военно-патриотическом направлении быстрее найдут отклик у сокурсников, нежели «указания» администрации учреждения. Максимальное вовлечение студентов в работу общественных организаций и объединений будет способствовать формированию патриотических чувств, чувства долга, гордости, формировать потребность в здоровом образе жизни, способность противостоять террористическим и экстремистским движениям, стимулировать к позитивной оценке воинской службы. Деятельность общественных организаций не должна носить стихийный, эпизодический характер, необходимо стратегическое планирование (определение целей и задач, плана мероприятий) в воспитательной работе военно-патриотической направленности.

Литература:

1. Ашутов В.Н. Военно-патриотическое воспитание студентов университета // Интеграция образования. 1997. № 3. С. 36-39.

2. Братковский А.П. Военно-патриотическое воспитание студентов // Вестник академии военных наук. 2007. № 1 (18). С. 116-118.

3. Паберзс А.И. Военно-патриотическое воспитание молодёжи Санкт-Петербурга в 1992-2005 гг. (опыт деятельности государственных органов и общественных организаций) // Власть. 2009. № 7. С. 35-37.

4. Саенко Л.А., Битев А.С. Военно-патриотические основы формирования у молодежи позитивного отношения к военной службе: монография. - Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2018. - 128 с.

5. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. - Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2018. - 152 с.

6. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 103-108.

7. Саенко Л.А., Битев А.С. Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 218-220.

8. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся // Дискуссия. 2014. № 6 (47). С. 96-103.

9. Смирнов С.М. Патриотическое воспитание как направление деятельности общественного объединения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2 (34). С. 122-126.

10. Фокина С.К. Педагогические условия военно-патриотического воспитания студента вуза // Экономика и социум. 2012. № 3 (3). С. 415-419.

Педагогика

УДК: 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрантка Османова Сылу Равилевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ONLINE СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности online средств визуализации для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Приведены примеры формирования универсальных учебных действий при изучении различных тем на уроках информатики, с помощью учебной и сетевой проектной деятельности.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, online средства визуализации.

Annotation. The article discusses the didactic capabilities of online visualization tools for the formation of regulatory, cognitive and communicative universal educational actions of students. Examples of the formation of universal educational actions in the study of various topics in computer science lessons using educational and network project activities are given.

Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, online visualization tools.

Введение. Сегодня перед школой поставлена задача формирования у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики обсуждается в [2, 11]. Информатика может считаться метапредметом, в котором каждая тема уже на уровне содержания способствует формированию различных универсальных учебных действий (УУД). Действительно, информатика в большей степени, чем любой другой предмет, в первую очередь способствует формированию ИКТ-компетентности. В рамках информатики рассматриваются такие важные понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти понятия могут превратиться в УУД только тогда, когда обучающийся осознанно научится их использовать в своей учебной и познавательной деятельности.

В [4] обсуждается формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью проектной деятельности. При этом отмечается, что эффективным дидактическим инструментом для реализации системно-деятельностного подхода в обучении являются сервисы сети Интернет. Сегодняшний этап развития Интернета характеризуется активным использованием социальных сетевых сервисов, позволяющих организовать эффективное сотрудничество участников сетевого взаимодействия, сформировать как коммуникативные (в первую очередь), так и познавательные и регулятивные УУД.

В данной статье отдельное внимание уделим таким социальным сетевым сервисам, как online средства визуализации. Средства визуализации позволяют представить компоненты процессов или концепций и их отношения друг к другу. Такие представления позволяют использовать и левое и правое полушарие и работать с информацией, как в форме слов, так и в форме образов.

Сегодня online средства визуализации начинают активно использоваться в образовании. Возможности online сервисов визуализации для развития критического мышления рассматриваются в статье [7, 10], для организации оценивания - в статье [6], для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся - в пособии [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.